UCOZ Реклама

Религиозная безопасность России



назад


Информация заместителя прокурора города Москвы М.Е. Никонова от 08.2004 г. первому заместителю Мэра Москвы Л.И. Швецовой о соблюдении законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред здоровью детей, их репутации, нравственному и духовному развитию, или пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию и антиобщественное поведение

 

Проведенное прокуратурой города обобщение материалов прокурорской практики свидетельствует о многочисленных нарушениях законодательства, направленного на защиту детей от распространения информации, наносящей вред здоровью детей, их репутации, нравственному и духовному развитию, или пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию и антиобщественное поведение.

Признавая важную роль средств массовой информации в обеспечении доступа ребенка к информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка, Конвенция о правах ребенка ООН ориентирует государства на поощрение разработки надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Вместе с тем, проверкой различных источников негативного информационного воздействия на несовершеннолетних (телевидение; кинофильмы, демонстрируемые в кинозалах; аудиовидеопродукция; рекламная и печатная продукция; игры, игрушки и игровые сооружения) установлены многочисленные нарушения.

Вопреки требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п. 13 Правил по киновидеообслуживанию населения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. №1264 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.11.2000 № 859), Руководства по возрастной классификации аудиовизуальных произведений (утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 5 марта 2001г. № 192), письма Минкультуры РФ от 29 июля 2002 г. № 01-97/16-67 по вопросу применения «Положения о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. № 308), киновидеозрелищными предприятиями, осуществляющими публичную демонстрацию киновидеофильмов на территории города, не соблюдаются обязанности по предоставлению зрителям полной - и достоверной информации о фильмах текущего и планируемого репертуара, имеющих возрастные ограничения допуска зрительской аудитории на их просмотр. Тем самым нарушаются правовые гарантии защиты детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также той части взрослой аудитории, которой против их воли навязывается информация, пропагандирующая жестокость, насилие, преступный образ жизни, порнографию. Подобные нарушения выявлены Тверской, Мещанской, Черемушкинской, Басманной, Преображенской, Бутырской, Бабушкинской, Коптевской, Нагатинской, Тимирязевской, Головинской, Симоновской, Пресненской и другими межрайонными прокуратурами при проверке соблюдения установленного порядка демонстрации кино- и видеофильмов в кинотеатрах: «Пушкинский», ООО «Киномир», «КАРО фильм», «Перекоп», «Тбилиси», «Витязь», «Варшава», «Комсомолец», «Ленинград», «Киномакс-XL», «Алмаз», «Орбита» – (фильм «Троя»); «Дом Ханжонкова» – («Бумер»); «Ролан», «Звезда», «35 мм» – («Троя», «Шлюха»); ГУЛ города Москвы кинотеатр имени Моссовета – («Грязные танцы-2»); «Байконур» – («Троя», «Послезавтра»); «Люксор Синемакс», в киноконцертном зале «Орион» – («Троя», «Ван Хельсинг», «Послезавтра», «Бессмертные»); «НЕО» – («Пиноккио», «От заката до рассвета-2», «Монстр», «Вирус любви»); AHO «Киноцентр» на Красной Пресне - («Окно напротив», «Тайное окно», «Холодная гора», «Мечтатели») и др.

Анализ киноафиш, журналов, анонсирующих репертуар кинотеатров, показал, что публичная демонстрация кино- и видеофильмов нередко производится с нарушением установленного действующим законодательством требования о заблаговременном информировании зрительской аудитории прежде всего детей и подростков, о возрастной классификации аудиовизуальных произведений (журналы «Ваш досуг», «Енот-потаскун», газеты «Звездный бульвар», «Молодежной газеты CAO» и др.)

В   противоречие   требованиям   Положения   о   регистрации   кино-   и видеофильмов, утвержденного Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396 (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.11.2000 № 859), Правил оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 396 и п.5 Правил по киновидеообслуживанию населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 №1294, многие кинозрелищные предприятия осуществляют публичную демонстрацию  киновидеофильмов на территории города без прокатного удостоверения. Например, публичная демонстрация кинофильмов «Троя», «Убойная сила», «Грязные танцы», «Молодые папаши», «Забирая жизни», «Ван Хельсинг», «Багровые реки-2» кинотеатром «Комсомолец» осуществлялась без прокатных удостоверений, лишь на основании писем Министерства культуры Российской Федерации, удостоверяющих факт сдачи в отдел государственного регистра пакета документов, необходимого для [Получения прокатного удостоверения. Названные письма не заменяют прокатного удостоверения, не содержат их обязательных реквизитов, а именно: сведений о регистрационном номере и дате выдачи, возрастных ограничениях и способе распространения фильма. Аналогичные нарушения выявлены при демонстрации киновидеофильмов в кинотеатрах имени Моссовета, «Звезда» – («Грязные танцы-2»); «Баку» – («Выселенный в поисках жилья»); «Перекоп», «Формула кино» Рамстор, «Формула кино мультиплекс» – («Троя»); «Байконур», «Горизонт» – («Троя», «Послезавтра»); ООО «Люксор Синемакс», «Баррикады» – («Троя», «Ван Хельсинг», «Послезавтра», «Бессмертные»); «Арктика» – («Всадник по имени смерть»); «Варшава» – («Монстр», «Крупная рыба», «Холодная гора», «Идальго: погоня в пустыне», «Братец медвежонок», «Час расплаты»); «НЕО» – («Пиноккио», «От заката до рассвета–2»), «КАРО Фильм» – («Троя», «Гарри Поттер и узник Азкабана») и др.

Вопреки требованиям п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п.п. 5 и 7 Порядка организации розничной торговли аудио- и видеопродукцией, компьютерными информационными носителями на территории города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26.08.2003 № 703-ПП «О мерах противодействия распространению контрафактной аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей» торговые предприятия осуществляют прокат видеопродукции при отсутствии следующих обязательных выходных данных на ее упаковке (наклейке): о системе видеосигнала, продолжительности фильма, возрастном ограничении зрительской аудитории, сведений о принадлежности авторских и смежных прав, юридическом адресе организации, осуществляющей тиражирование продукции, номере регистрации в Министерстве культуры РФ, прочих элементах, указывающих на легальность продукции.

Например, торговые предприятия «Царицынский радиолюбитель», ПБОЮЛ «Флотский A.B.» осуществляли прокат видеопродукции при отсутствии на упаковке выходных данных о возрастном ограничении, без заключения Госсанэпиднадзора, сведений о регистрации предприятия в торговом реестре распространителей аудиовидеопродукции на видеокассетах.

Проверкой ООО «Незабудка-2000» выявлены подобные нарушения и изъята контрафактная продукция на сумму 21 360 рублей. В отношении продавца за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП РФ, прокурором Южного административного округа вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Подобные нарушения выявлены Чертановским (ПБЮЛ «Васин», «Хайрулин Р.Х.», ООО «Ивере Актив»), Мещанским (ПБОЮЛ «Залищенская»), Зюзинским (ООО «МЖК - Мир Детства»), Гагаринским (ООО «АТехнологии»), Южным (ПБЮЛ «Шерешков В.Г.», ООО «Марс-ГА»), Хамовническим (ООО «Капелла»), Нагатинским (ПБОЮЛ «Сергань В.Я.») прокурорами.

Нормами п.п. 1 и 2 Дополнительных требований к продаже аудио- и видеопродукции, компьютерных информационных носителей эротического содержания, утвержденных постановления Правительства Москвы от 26.08.2003 № 703-ПП «О мерах противодействия распространению контрафактной аудио-, видеопродукции и компьютерных информационных носителей», предусмотрено, что продукция эротического содержания должна размещаться и храниться на местах, не доступных для обозрения несовершеннолетними лицами, и не должна выставляться на прилавок, а прокат и демонстрация продукции эротического содержания несовершеннолетним лицам запрещается.

В то же время, при проверке ПБОЮЛ «Имнаишвили Г.Г.» сотрудниками милиции ОВД «Бутырский» установлен факт реализации 5 DVD-дисков, которые согласно искусствоведческому исследованию имеют порнографическое содержание. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 242 УК РФ.

ч Аналогичные нарушения допускаются ПБЮЛ «Радкевич Р.В.»^ ПБОЮЛ «Ванин С.А.», пунктом проката «Видеопрокат», «Другое кино», ПБЮЛ «Шаулина», ООО «Ивере Актив», ПБЮЛ «Хайрулин Р.Х.», ООО «Топ-стар», «Видеобум» и др.

В ходе проверки по факту незаконного распространения порнографических материалов или предметов по ст. 242 УК РФ возбуждено 46 уголовных дел.

Повсеместно нарушаются требования ст. 37 Федерального закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 55 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104, от 06.02.2002 № 81, от 12.07.2003 № 421), выразившиеся в незаконном осуществлении развозной и разносной торговли, в том числе с рук, лотков и палаток (включая территорию рынков, вокзалов, подуличных переходов, а также в вестибюлях метрополитена) аудио-, видеопродукцией, компьютерными информационными носителями.

При проверке установлены нарушения п.1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 14.06.1995 «О рекламе» в части размещения рекламы алкогольной и табачной продукции ближе 100 метров от детских, учебных, спортивных и культурных организаций.

Например, в фойе МП «Кинотеатр «Ленинград», арендуемого ООО «Дамилон» по договору № 4 от 01.07.1999, последним установлены рекламные щиты с изображением бутылки виски Ballantine's, бутылки коньяка Remmy Martin, бутылки виски Chivas Regal, плакат с изображением бутылки текилы Sauza, а также световое табло с изображением табачных изделий Pall Mall. Проверкой ООО «Солнышко», расположенного по адресу: г. Москва, проспект Мира, 112, имеющего «лицензию серии ПРИУ регистрационный номер 041845 код ВВЗ на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте, установлено, что на втором этаже заведения расположен детский клуб.

Нарушения запрета на распространение рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, а также размещение торговых предприятий, реализующих алкогольную и табачную продукцию ближе 100 м от детских, учебных, спортивных и культурных организаций, допускаются ООО «Ступень» (Рогожский вал, д. 4), ООО «Валентина» (ул. Талалихина, д. 3), магазином «Продукты» (ул. Воловья д.3/18), ООО Коммерческая фирма «Родник» (ул. Средняя Калитниковская, д. 10), которые расположены вблизи детского сада № 1648, школ № 480 и № 471, профессиональных училищ № 42 и 41; магазином «Сластена»; магазином розничной продажи алкогольной продукции и табачных изделий (корп. 1604,   г. Зеленоград) – вблизи школы № 1150, магазином ПБОЮЛ «Федорова» – вблизи школ № 617 и 1806, магазином «Каменка» (корп. 1615, г. Зеленоград) – близи школы № 1913; рекламным агентством ЗАО «Олимп» - установлен рекламный щит, на котором размещена реклама сигарет «NEXT» (ул. Зеленый проспект, 54) – вблизи детского сада № 1666, школы №1666; торговой палаткой, реализующей алкогольные напитки (ул. Павла Корчагина, 17) – ПУ № 74, МГОУ, гимназии №1503 и 457; кинотеатром «Перекоп» – размещена реклама сигарет «Pall Mall»; кинотеатром «Баррикады» – в помещении бара размещена реклама пива «Heineken», a именно лайт-бокс с логотипом «Heineken»; фирмой ООО «Саймон – наружная реклама» – размещена реклама табачных изделий у кинотеатра «Алмаз».

Выявлены случаи непроведения социально-психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, в нарушение требований п.З ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Временного порядка проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игрушек и игровых сооружений для детей (утв. приказом Министерства образования от 26.06.2000 № 1917). Савеловской межрайонной прокуратурой г. Москвы проверкой предприятия ООО «Логик - Консалт», ПБЮЛ «Мелованова И.В. и ООО «Столичный центр торговли», ПБЮЛ «Лонская Л.А.» установлены факты реализации отечественных и импортных игрушек при отсутствии заключения социально-психолого-педагогической экспертизы. По результатам проверки в отношении продавца ООО «Логик-Консалт» Шашло М.В. возбуждено уголовное дело по ст. 146 ч.2 УК РФ.

Зачастую нарушаются требования ст. ст. 4, 37, 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», п.1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Распоряжения Мэра города Москвы «Об упорядочении распространения эротических изданий в Москве» от 26 мая 1994 г. № 249-РМ, регламентирующих порядок распространения и продажи печатной продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера. Нередко распространение и продажа эротических печатных изданий производится вне специально предназначенных для этого помещениях, определяемых префектурами административных округов, организаторами розничной торговли такой печатной продукцией не обеспечивается ее продажа только в запечатанных прозрачных упаковках. Торговля эротическими изданиями производится на улицах Москвы, территориях Метрополитена, автовокзалах, железнодорожных вокзалах, в пешеходных переходах и в прочих, не отведенных специально для этой цели, местах, а также с рук, лотков, машин, в местах массового отдыха граждан, вследствие чего происходит ознакомление лиц моложе шестнадцати лет с указанной печатной продукцией.

Так, при проверке павильонов № 1, 2, 3 у выхода из метро «ВДНХ» установлено, что ПБЮЛ «Козырева Г.Н.» на доступном для обозрения несовершеннолетних месте выставлены эротические печатные издания (календарь «Енот-потаскун -2004», журналы «STRIP» № 1, 2, 17/2004, «Пип-шоу» № 5/2004, «Твой гарем» № 1, 17/2004, «Невская клубничка» № 18/2004. «Давай еще» № 4/2004, книги «Бульвар крутой эротики № 1, 2, 3, 7, 14/2003). Аналогичные нарушения выявлены Симоновским, Басманным, Перовским, Измайловским и другими межрайонными прокурорами.

В ходе проверки с привлечением специалистов в области информационной безопасности детей изучены журналы «Молотою), «COOL», «COOL Круто», «OOPS», «Вот Так», «Yes», «Браво», хотя специально не предназначенные для детей и подростков, но пользующиеся широкой популярностью среди них и реализуемые свободно без ограничения по возрасту. Результатами изучения вскрыты факты нарушений издателями и редакциями названных журналов требований ст.ст. 4 и 37 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 46 Федерального закона от 8 января 1998 года №3-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 30.06.2003 № 8 ФЗ) «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Распоряжения Мэра города Москвы «Об упорядочении распространения эротических изданий в Москве» от 26 мая 1994г. № 249-РМ.

Указанные периодические печатные издания не зарегистрированы в качестве специализированных эротических изданий, однако, несмотря на это, систематически и в значительных объемах публикуют материалы и иллюстрации к ним, которые эксплуатируют интерес   несовершеннолетних читателей к сексу.

Многие названия рубрик и статей, размещаемых в указанных журналах, носят откровенно сексуальный, физиологический и циничный характер, способствующий сексуальному возбуждению подростков и провоцирующий их на раннее начало половой жизни.

Проверкой соблюдения порядка лицензирования деятельности, связанной с публичным показом продукции на телеэкране, Басманной межрайонной прокуратурой выявлено, что ООО «Атлан - ТВ» не имеет соответствующей лицензии на вещание в нарушение требований ст. 31 Федерального закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», ст. 13 Постановления Правительства г. Москвы №558 от 05.07.1994 «О состоянии и мерах по соблюдению системы организации и управления сетью кабельного телевидения в г. Москве в соответствии с социально-экономическими условиями».

На основании ст. 29 Конституции Российской Федерации и ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о культуре введен абсолютный запрет фильмов, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, расовую, национальную, религиозную, классовую и иную исключительность или нетерпимость, порнографию.

Вместе с тем, в нарушение ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ст. 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» ООО «Телеинформ», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Федора Полетаева, д. 36, к. 2, в апреле 2004 г. в 23.30 часов осуществляло показ музыкальной программы «Мьюзик инфекш», рассказывающей об экстремальных музыкальных направлениях, содержащих элементы насилия, жестокости. Аналогичный случай выявлен Измайловской межрайонной прокуратурой при проверке ГУЛ «Восток», расположенного по адресу: г. Москва, ул. 15-я Парковая, 38, осуществляющего трансляцию передач по кабельному телевидению, а с марта по май 2004 г. во время, доступное для просмотра детьми, в эфире транслировались художественные фильмы «Угнать за 60 секунд», «Скорость», формирующие у детей склонность к антиобщественному поведению, позитивное отношение к преступному образу жизни. В фильмах содержатся элементы насилия, побоев, телесных повреждений. В фильме «Угнать за 60 секунд» демонстрируются сцены, содержащие детализированные инструкции к преступлению.

По результатам настоящей проверки прокурорами в целях устранения выявленных нарушений закона внесено 78 представлений, направлено 4 информационных письма, внесено 5 предостережений, возбуждено 46 уголовных дел и 18 дел об административном производстве.

Об изложенном сообщается для сведения и принятия необходимых мер.

 

Заместитель прокурора города

М.Е. Никонов

 

 

Hosted by uCoz