Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Алексеевский А. Религиозная безопасность России: термины и определения. - Москва-Белгород, 1997).

По благословению Преосвященного Иоанна, епископа Белгородского и Старооскольского Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ

 

Основные термины и определения

Необходимость разработки дефиниций в проблеме религиозной безопасности назрела давно. Некоторые разработки в этом направлении велись и ведутся рядом специалистов. Нижеприведенные варианты дефиниций по проблеме религиозной безопасности разработаны на основе аналитических исследований экспертно-аналитической группы депутата Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской с учетом аналитических разработок экспертов Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, текстов федерального и местных законов, регламентирующих деятельность религиозных организаций [2-7,14], текстов аналогичных законодательных актов иностранных государств [8], справочных материалов [1,13], мнений авторитетных религиоведов [9-12].

Религия - мировоззрение, система нравственных отношений и практика (образ и уклад жизни, специфические действия) личности, группы, любого объединения людей, общества, народа, которые выстраиваются в соответствии с верой в единого Бога или нескольких богов, устанавливают культ богослужебных и обрядовых правил и предписаний, таинств и действий.

Религиозное отношение - особый тип отношения, формирующийся в деятельности субъекта, направленной на религиозный объект и (или) опосредованный религиозным объектом.

Объект религиозного отношения - некоторое абстрактно-теоретическое действие, воспринимаемое субъектом как “разумная сила”, “Бог”, “высшая личность” и т.д., и выступающее в отношении к субъекту религиозного отношения в качестве безусловного авторитета, опосредующего все отношения субъекта в его картине мира, системе нравственных ценностей и практической жизни. Поскольку не все качества религиозного объекта могут быть воспринимаемы непосредственно, органами чувств и в любых условиях (это обстоятельство и отражено в определении), в религиозном отношении всегда присутствует религиозная вера, как убежденность субъекта в реальном присутствии этих, не воспринимаемых непосредственно качеств религиозного объекта (всемогущество, всезнание, постоянное актуальное присутствие повсюду и т.п.).

Субъектом религиозного отношения выступает человек как индивидуальная личность, а также - опосредованно (косвенно) - любые группы, сообщества людей.

Религиозное отношение объекта к субъекту - отношение божества к верующему, рассматривается и в религиоведении и в вероучительных доктринах как совокупность форм религиозной санкции, возмездия, воздаяния, чуда и т.п.

Вероисповедание - принадлежность к какой-либо религии, церкви, деноминации, религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру.

Религиозное вероучение - зафиксированное средствами культуры (текст, “закон”, догматические определения, символика и др.) концептуальная система религиозных взглядов и идей о мире, смысле жизни, средствах и способах его реализации, главным из которых является осознание взаимоотношений с высшими силами (Богом), определяющая религиозную деятельность той или иной конфессии, деноминации.

Основные подразделения религиозного вероучения:

богословие (теология, учение об объекте религиозного отношения в данной религии);

космология (учение о бытии мира, его строении и отношении к божеству);

антропология (учение о человеке - его происхождении, отношении к природе и божеству, его прошлом и будущем);

экклезиология (учение о религиозной общине, церкви);

сотериология (учение о спасении в религиозном понимании данной конфессии);

эсхатология (учение о будущем человечества);

телеология и ряд других.

Религиозный мировоззренческий комплекс - совокупность религиозного объекта, субъекта и их отношений (включая всю сумму религиозной деятельности субъекта), элементарная форма, “клеточка” религиозной жизни и религиозной культуры.

Высшей ценностью в религиозных мировоззрениях может выступать сам религиозный объект, но чаще определяющим элементом в картине мира является некий “посредник”, осуществляющий религиозное отношение, регулирующий его и монопольно владеющий способом его реализации, “путем спасения” в данной религии. То есть, как правило, высшая ценность религиозной картины мира лежит в плоскости религиозного отношения, иногда несколько смещаясь к субъекту (теософско-оккультные системы) или объекту (там, где подчеркивается личностный аспект высшего божества).

Сверхчеловеческая природа божества в религиозном мировоззрении выражается в том, что его бытие (как оно постулируется религиозным мировоззрением), будучи некоторым образом связано с бытием религиозного субъекта или даже составляя с ним некоторое единство, в то же время не является исключительно таковым, существенной частью своей располагаясь, так сказать, вне человеческой природы. И не просто вне-, но и над-, что и выражается в таких функциях божества в отношении к людям, как патронирование, опека, руководство, санкция, создание и творение, разрушение и посмертное возмездие.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Традиционные религии - религии, оказавшие определяющее влияние на развитие духовности и культуры, формирование государственности народов, населяющих территорию Российской Федерации, которые составили часть исторического, духовного, социального и культурного наследия Российской Федерации.

Культ - те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением (вплоть до обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения) некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.

Религиозный культ - система религиозной деятельности последователей данной религии, составляющая обязательный элемент в их религиозной жизни; совокупность действий, практически осуществляющих религиозное отношение субъекта к религиозному объекту.

Элементы религиозного культа составляют: молитва индивидуальная и групповая, богослужение, жертвоприношения, особое использование, почитание некоторых символов, предметов, мест (священные символы, предметы, места), таинства (инициации) и обряды, связанные с рождением, браком, принятием особого вида служения, смертью, погребением и другими сторонами жизни, следование предписаниям религиозного календаря, празднования, нормы общения в семье, в религиозной общине и др.

Церковь - самостоятельная религиозная организация, объединение верующих определенного вероисповедания для удовлетворенья религиозных потребностей в соответствии с установленными и принятыми каноническими правилами (Русская Православная Церковь, Римско-католическая церковь, Церковь евангельских христиан баптистов и т.д.).

(1) Религиозная деятельность - деятельность, специфическим признаком которой признается стремление к контакту с надчеловеческим духовным миром, направленная на установление такого личного контакта и осуществляемая в виде религиозных обрядов, церемоний, богослужений, религиозного обучения и воспитания, проповеди или иных форм распространения вероучения.

(2) Религиозная деятельность - упорядоченное на основе определенного вероучения поведение верующих, выражающееся в исполнении религиозных обрядов, проповеднической и миссионерской деятельности.

(3) Религиозная деятельность - вид духовно-практической деятельности религиозной организации, направленной на проведение религиозного культа в виде обрядов, церемоний и богослужений, организацию религиозного обучения и воспитания, распространение своего вероучения.

(4) Религиозная деятельность - особая форма отношения человека к окружающему миру, в основе которой находится вероучение. Участие человека в религиозной деятельности выражается в усвоении религиозной истины и в отражении её на человеческих знаниях, чувствованиях и деятельности.

(5) Религиозная деятельность - деятельность субъекта религиозного отношения (иначе - религиозного субъекта - личности, группы, объединения, организации и т.д.), прямо и непосредственно связанная с обязанностями, налагаемыми на него принятым религиозным отношением, задаваемым “от лица” религиозного объекта.

Внутренняя религиозная деятельность прямого субъекта - религиозная деятельность, осуществляемая прямым субъектом (личностью, индивидом, гражданином) и заключающаяся в духовном общении с объектом религиозного отношения (молитвенная практика, аскетика), исполнении требований религиозного культа в частной жизни, в личностном поведении.

Внешняя религиозная деятельность прямого субъекта - религиозная деятельность, осуществляемая прямым субъектом (личностью, индивидом, гражданином) и включающая использование символики данной религии, исполнение различных служений в религиозной группе, объединении.

Внутренняя религиозная деятельность косвенного субъекта - религиозная деятельность, осуществляемая косвенным субъектом (религиозной группой, объединением, организацией) и заключающаяся в разработке и кодифицировании вероучения (богословие), исполнении ритуалов религиозного культа, организации религиозного образования (обучения и воспитания), внутреннем управлении и др.

Внешняя религиозная деятельность косвенного субъекта - религиозная деятельность, осуществляемая косвенным субъектом (религиозной группой, объединением, организацией) и включающая религиозную проповедь, миссионерство, апологетику, связь с другими организациями, в том числе религиозными, установление правовых отношений в государстве и обществе и др.

Принцип открытости религиозной деятельности - принцип построения и осуществления религиозной деятельности, заключающийся в том, что в целях разграничения деятельности религиозных объединений и деструктивных религиозных организаций религиозная деятельность должна быть открытой для неограниченного числа граждан, и, как следствие, не должна включать в себя “скрытых учений” и особых (т.е. противоречащих официально объявленному вероучению) обрядов для узкого круга лиц.

Религиозный лидер - организатор или руководитель религиозной группы, объединения, организации, осуществляющий формальное, организационное лидерство и являющийся духовным авторитетом как “источник откровения” или “законный интерпретатор” вероучения данной религии. Особая роль религиозного лидера может заключаться в наличии функции его как “посредника”, осуществляющего религиозное отношение с религиозным объектом (божеством), регулирующего его и монопольно владеющего способом его реализации, иначе - “путем спасения” в данной религии.

Адепт - посвященный в какие-либо учения и тайны культа; ревностный приверженец культа. В отношении религиозных новообразований используется также аналогичное понятие - сектант.

Религиозная проповедь - важнейший элемент религиозной деятельности - лидера, объединения, организации, представляющий собой выражение и распространение основных постулатов и представлений данной религии как среди ее последователей, так и вовне (миссионерство) любыми средствами - устно (в форме публичной речи или в индивидуальном порядке), печатно, при помощи радио, ТВ, аудио и видео записей, CD, виртуальной информации и любыми путями - открыто, публично или скрытно, тайно с целью привлечения людей к участию в религиозной практике.

Религиозная пропаганда - открытое распространение законодательно разрешенными способами сведений о вероучении, имеющее целью привлечение людей к участию в религиозной деятельности.

Миссионерская деятельность - деятельность религиозных объединений (миссий) и их представителей по распространению своего вероучения на определенной территории среди неверующих и людей другого вероисповедания с целью обращения их в свою веру.

Миссионер - представитель религиозного объединения, занимающийся распространением вероучений с целью привлечения граждан к религиозной практике посредством организации публичных религиозных мероприятий или индивидуальной работы.

Прозелитизм - любая прямая или косвенная попытка посягнуть на религиозные верования личности другого вероисповедания с целью подорвать это вероучение, либо через какую-либо “приманку” или обманными способами, воспользовавшись неопытностью личности, доверием, нуждой.

Деструктивный культ - разновидность религиозного культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию: духовному, психическому и физическому личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность).

Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.

Религиозное сектантство - 1) общеупотребительно - все малочисленные религиозные группы и так называемые “новые” религии, то есть религиозные организации, объединения и группы недавно образованные, в сравнении с существующими веками религиями; 2) культурологически - в отношении к традиционным конфессиям - позже отделившиеся от них, отколовшиеся религиозные группы, составившие свои особенные вероучения и практики; 3) социальное течение в форме культов и сект, оппозиционное по отношению к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом.

Иностранная религиозная миссия - религиозное объединение граждан Российской Федерации или иностранных граждан, представляющих какую-либо зарубежную религиозную организацию, прибывших в регион с целью распространения вероучений и привлечения граждан к религиозной практике.

Представительство (филиал) иностранной религиозной организации - обособленное подразделение религиозной организации, находящейся вне юрисдикции Российской Федерации.

Иностранный миссионер - это представитель иностранной религиозной миссии, выступающий от ее имени.

Аккредитация - акт признания представительства (представителя) иностранного религиозного объединения на территории области (края, республики).

Деструктивное вероисповедание - все те религиозные вероучения и практики, которые объективно ведут к ослаблению, разрушению, деградации традиционных для национального менталитета и культуры форм сознания и деятельности в совокупности обеспечивающих самостоятельное (суверенное) развитие нашего общества и его национально-культурную идентичность (самобытность), а также содержащие в себе: проповедь человеконенавистничества, призывы к разжиганию межрелигиозной, межэтнической, межнациональной или (и) расовой розни, призывы к неисполнению гражданского долга, общественных и государственных функций, семейных обязанностей, проповедь самоубийства, призывы к насилию, вседозволенности, оскорблению общественной морали.

(1) Деструктивная религиозная организация - это авторитарная, жестко структурированная религиозная организация, разрушительная по отношению к гармоничному духовному и психическому состоянию личности, а также к созидательным традициям и культуре, социальным нормам и обществу в целом, практикующая скрытое психическое насилие над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости, стремящаяся через неинформированно преданных ей и зависимых от нее адептов к незаконной власти и обогащению.

(2) Деструктивная религиозная организация - жестко структурированная религиозная организация, практикующая скрытое психическое насилие, разрушительная к гармоничному духовному и физическому состоянию личности, а также к созидательным традициям, культуре, социальным структурам и нормам, сложившимся в обществе.

(3) Деструктивная религиозная организация - это объединение лиц, имеющее жесткую иерархическую структуру, ориентированную на прозелитистскую деятельность, осуществляющую скрытое и открытое психическое насилие, тотальный контроль над личностью, разрушающую духовное, психическое и физическое состояние личности, материальное благосостояние (принуждение адепта к отказу от частной собственности, в том числе и личного имущества, в пользу организации или ее руководства), а также вступающую в противоречие с историческими традициями, культурой, социальными структурами и нормами, сложившимся в обществе.

(4) Деструктивная религиозная организация - религиозная организация, чьи вероучение и (или) практическая деятельность представляют собой угрозу охраняемым законом правам и интересам граждан, иным общественным интересам.

(5) Деструктивная религиозная организация - религиозная организация, допускающая в своей деятельности противоправные действия в отношении личности, других организаций или государства, а также подобные деяния членов этой организации, совершающиеся по религиозным мотивам.

(6) Деструктивная религиозная организация - организация, исповедующая деструктивное учение. Вне зависимости от содержания своего вероучения к деструктивным религиозным организациям относятся также организации, деятельность которых характеризуется следующими признаками:

агрессивный, навязчивый характер проповеди своего учения;

стремление к полному подчинению личности руководству организации или проповедываемому учению,

использование несовместимых с принципами нравственности, опасных для жизни и здоровья людей средств воздействия на личность, таких как внушение, гипноз, кодирование, манипуляции в подсознательной сфере, контроль над психической деятельностью, а также запугивание, шантаж, применение одурманивающих (в том числе наркотических) веществ, низких частот, излучений и т.п.,

нанесение в иной форме ущерба физическому и психическому здоровью людей, посягательство на их права и свободы.

Контроль сознания (“незаконное влияние”, “реформирование мышления”, “программирование”) - это сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора) с использованием насильственного или якобы ненасильственного обращения в веру (внедрение убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Авторитарность религиозной организации - качество религиозной группы, объединения, организации, вероучения, культа, лидеров и т.д., характеризующееся использованием жестких способов контроля за сознанием и поведением своих членов - в пределе - стремление к полному, т.е. тотальному контролю.

Изуверность религиозной организации - качество религиозной группы, объединения, организации, вероучения, культа, лидеров и т.д., указывающее на наличие особо жестоких, безнравственных, антигуманных, оскорбительных и общественно опасные взглядов, методов деятельности и поступков в отношении как своих членов, так и любых других людей.

В соответствии с отечественными традициями духовной культуры и общественно приемлемыми нормами нравственности в России, изуверными религиозными взглядами и изуверной религиозной деятельностью можно считать, в том числе, следующие:

использование в религиозных ритуалах и действиях человеческой крови, применение в обрядах и церемониях органов или частей человеческого тела, без различия того, каким образом эти органы и(или) части тела были получены;

наличие в вероучебной системе или религиозной практике обоснования и(или) требования осуществления развратных действий и половых извращений для кого бы то ни было, использование в ритуалах порнографии, проституции;

демонстративное уничтожение, повреждение или символическое осквернение святынь, предметов религиозного назначения, мест ритуального захоронения и символики других религий (кроме уничтожения религиозных объектов сатанистских сект), национально-государственной символики и мест почитания;

отрицание институтов семьи и государства в обществе.

Методы и средства целительства оккультно-мистического происхождения - деструктивные методы и средства вмешательства в сферу психического и физического здоровья человека, к которым относятся колдовство, шаманство, ведовство, магия, парапсихология (иные производные от нее методы энергоинформатики и экстрасенсорики), методы рейки, астрологическая, кармическая, ведическая медицина. трансцендентальная медитация, методы детоксикации и дианетики, иные используемые саентологической организацией методы, а также методы, направленные на контроль сознания и способствующие возникновению психического расстройства типа зависимой личности.

Сатанизм - тип религиозного сознания, имеющий объектом поклонения объективное зло в той или иной ипостаси: сатана, шайтан, кали, сет, бехерит, дев, пуввка, о-яма, лилит и др., антагонистический по отношению к созидательным традициям, культуре, социальным структурам и нормам, сложившимся в обществе, и направленный на посвященную объективному злу реализацию принципов неограниченного самоудовлетворения в ущерб всему остальному человечеству.

Сатанистская секта - деструктивная религиозная организация, в том числе не декларирующая открыто свою религиозную направленность, вероучение и характер деятельности которой являются сатанистскими, объединяющая исповедующих сатанизм и созданная с целью отправления сатанистских ритуалов.

Сатанист - адепт сатанизма; член сатанистской секты.

Сатанистский культ - система религиозной деятельности последователей сатанизма, составляющая обязательный элемент в их религиозной жизни; совокупность действий, практически осуществляющих религиозное отношение сатаниста (сатанистов) к объективному злу в той или иной его ипостаси.

Сатанистский ритуал - непосредственное совершение деяний сатанистской секты для достижения целей ритуального поклонения объективному злу в той или иной его ипостаси.

Сатанистская деятельность включает:

распространение сатанистского вероучения в любой его форме любыми путями, в том числе через устную проповедь, издание и распространение книг, журналов, газет, листовок и иных печатных материалов, аудио и видеоматериалов, пропагандирующих сатанистское вероучение, использование всех видов рекламы и пропаганды сатанистской деятельности, в том числе в компьютерных сетях;

выпуск и распространение музыкальных записей, рекламирующих сатанизм;

подстрекательство или принуждение к убийству или участие в таковом в ритуальных целях: принесение убиваемого в жертву объекту поклонения, ритуал возмездия жертве за нанесение того или иного ущерба сатанистской секте или ущерба, в том числе мнимого, объекту поклонения;

подстрекательство или принуждение к ритуальному суициду или участие в таковом: принесение себя в жертву объекту поклонения, ритуал, связанный с “переходом в иное измерение”, “в иной мир” и др.;

подстрекательство, принуждение или участие в ритуальном осквернении принадлежащих другим религиям культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также культовых предметов,

подстрекательство, принуждение или участие в ритуальном осквернении религиозных или общих мест захоронения усопших;

подстрекательство, принуждение или участие в ритуальном издевательстве или убийстве животного, предназначенного в жертву объекту поклонения сатанистской секты;

организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы из числа последователей сатанистской секты с целью отправления сатанистских ритуалов, а равно участие в них;

подстрекательство или принуждение к ритуальному употреблению наркотических веществ;

вовлечение в сатанистскую религиозную организацию;

рекламирование или умышленное создание положительного имиджа сатанистской организации в средствах массовой информации или в образовательной деятельности, а также оправдание сатанизма и сатанистских сект тем или иным образом;

финансирование или иное сознательное содействие заведомо сатанистской религиозной организации;

подстрекательство, принуждение к участию в ритуальных сексуальных обрядах, посвященных объекту поклонения сатанизма или участие в таковых;

сексуальное растление малолетних в религиозных целях, осуществляемое практически и через незаконное внедрение соответствующих образовательных программ в образовательных учреждениях.

Список литературы

1. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Белгород, 1997. - 459 с.

2. Закон Курганской Области “О миссионерской деятельности иностранных религиозных миссий (миссионеров) на территории курганской области”.

3. Закон Липецкой области “О религиозной (миссионерской) деятельности на территории Липецкой области”.

4. Закон Свердловской Области “Об осуществлении миссионерской деятельности на территории Свердловской области”.

5. Закон Удмуртской Республики “О миссионерской деятельности на территории Удмуртской Республики” от 28 мая 1996 г.

6. Закон Хабаровского края “О религиозной деятельности на территории Хабаровского края”.

7. Федеральный Закон РФ “О свободе совести и религиозных объединениях”.

8. Проект Закона Республики Беларусь “О вероисповеданиях и религиозных организациях” (Проект Белорусского Экзархата).

9. Ответ Федеральной Пограничной Службы Российской Федерации депутату Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской от 30 сентября 1997 г. ¹14/4/1674.

10. Ответ депутату Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской из Канцелярии Тверской Епархии Московского Патриархата от 6 октября 1997 г.

11. Ответ Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий депутату Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской №38-э от 5 декабря 1997 г.

12. Ответ религиоведческой группы Института развития личности Российской академии образования депутату Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской №1-843 от 27 ноября 1997 г.

13. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М., 1996.

14. Проект закона “О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения”.

Hosted by uCoz