Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции “Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека” (Санкт-Петербург, 12 января 1996 г.)

Следствием глубокого экономического и идеологического кризиса, а также политической нестабильности явилось резкое ухудшение жизни и появление чувства неуверенности в завтрашнем дне у большинства населения нашей страны.

В таких условиях предоставленная свобода вероисповедания при отсутствии информации о различных религиозных движениях в мире привела к внедрению в России многочисленных религиозных сект, многие из которых за рубежом пользуются скандальной известностью.

Используя отработанные методы психологического воздействия и полную неграмотность абсолютного большинства населения в религиозных вопросах, они умело завлекают в секты наших граждан.

Проповедники сект буквально охотятся за каждым человеком. Они навязчиво предлагают свое вероучение, имея множество заранее отработанных ответов на предполагаемые возражения об истинности их вероучения. Человек попадает в ту секту, проповедник который случайно встретился на его жизненном пути. В результате свобода выбора веры у наших граждан практически отсутствует.

В секты попадает в основном молодежь в возрасте 15-35 лет, которая ищет смысл жизни после крушения коммунистических идеалов. Говоря словами профессора Кондратьева Ф.В. из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, “в секты попали молодые люди, которые искали смысл жизни в обстановке духовной инфантилизации нашего общества ввиду отсутствия смыслообразующих ценностей бытия с гнетущим ощущением пустоты жизни”.

Молодых людей привлекает красочная литература и хорошо организованные собрания сект. Постепенно их затягивает коллектив секты, они перестают критически воспринимать ее вероучение и практические действия, сами становятся активными вербовщиками новых членов. Постоянная занятость делами секты, плохое и нерегулярное питание, короткий сон погружают адепта секты в то состояние, когда им становится легко управлять.

Удержанию в секте способствует и основное правило, что спасение человека и его вечная жизнь находятся в прямой зависимости от беспрекословного послушания руководству секты и выполнение диктуемых обязанностей. Лидеры секты, как правило, пользуются неограниченным авторитетом, их слова не подлежат сомнению.

Часто члены секты полностью бросают учебу или работу по специальности, забывают о своих прежних интересах и даже о своих семьях. Личность их разрушается, воля ослабляется, и они полностью уходят из сознательной жизни, общественно-полезного труда. Одновременно разрушается физическое и психическое здоровье людей.

Такая же участь уготована и их детям, которые согласно учению многих сект должны постоянно находиться на служении вместе с родителями. Иначе они не спасутся при надвигающемся конце света.

В связи с тем, что под видом поклонения Богу на образ жизни человека накладываются многочисленные ограничения (разрешено общение только с членами секты, информация может поступать только через литературу и лидеров секты, характер выполняемой работы и поведение человека также определяются лидерами секты), то человек попадает в полную психологическую зависимость от секты. Последнюю можно определить как духовное рабство, что соответствует определению рабства, имеющемуся в энциклопедическом словаре.

Членов тоталитарных сект убеждают пожертвовать своим имуществом, квартирами, работать бесплатно на секту без оформления трудового стажа и трудовой книжки, отказаться от работы по специальности прекратить свое дальнейшее образование, не выполнять гражданский долг, не защищать свою страну, жить там, где прикажут лидеры секты, отказаться от общения с людьми, не признающими их веру, даже если они являются родителями или близкими родственниками.

И все это провозглашается от имени Бога, чтобы человек мог попасть в рай в самое ближайшее время в связи с надвигающимся концом света.

Мы не против свободы вероисповедания и существования различных религиозных конфессий в нашей многонациональной стране. Однако тоталитарные секты разжигают религиозную рознь, разрушают личность человека, наносят ущерб физическому, психическому здоровью.

Такая идеологическая обработка населения разрушает общественное сознание народа, общество теряет свои производительные силы, что в конечном итоге грозит развалом всего государства.

При этом огромный ущерб наносится семьям, дети или родственники которых ушли в секты. У многих людей ухудшается здоровье, появляются различные болезни, не говоря уже о большом моральном ущербе, так как дети, мужья, жены или родственники практически уходят из их жизни.

В результате зарубежных исследований установлено, что если человеку удается выйти из секты, то для привыкания вновь к самостоятельной жизни ему требуется не менее 1,5-2 лет, притом при помощи специально подготовленного психолога.

Также угнетает полная безысходность подобного положения, так как по “Закону о свободе вероисповедания” у нас разрешена деятельность любых религиозных организаций, но этот закон не защищает граждан от действия тоталитарных сект. В то же время правоохранительные органы не имеют специалистов для расследования дел по религиозным вопросам.

Государственные власти, занятые важными экономическими и политическими делами, просто не хотят замечать проблемы нового для России социального зла.

Для нейтрализации негативного влияния тоталитарных сект полную информацию о них в первую очередь должны получить все общеобразовательные учреждения, а с помощью средств массовой информации и все население страны. Должен быть изменен и “Закон о свободе вероисповедания” таким образом, чтобы было защищено население страны от негативного воздействия тоталитарных сект.

За рубежом, например в США и Канаде, для обозначения тоталитарных сект принят термин “деструктивные культы”, отражающий их глубоко негативное воздействие на психику и социальную жизнь человека. Специфической особенностью этого воздействия является применение различных способов контроля сознания человека(его мышления, поведения, круга общения, получаемой информации и т.п.).

В таких странах, как Франция, Дания, Финляндия, основным критерием определения секты является не вероучения, а способы воздействия на человека, покушение на свободу и независимость человеческой личности. В России подобные религиозные организации всегда назывались тоталитарными сектами, что подразумевает тотальный (полный) контроль над верующими.

В зарубежных странах так же остро стояла проблема борьбы с деструктивными культами 20-30 лет назад. В настоящее время там отработаны законодательства, проходят судебные процессы при нарушении сектами прав человека, а также существуют Центры по оказанию социально-психологической помощи для выведения человека из деструктивных культов.

Например, в Соединенных Штатах имеются так называемые Центры мягкого депрограммирования. К ним относятся “Американский Семейный Фонд” (АФФ), который стал ведущей профессиональной организацией, занятой культами; “Фонд Свободы Граждан”, переименованный позже в “Сеть осведомления о культах” (ЦАН); “Национальная сеть по оказанию поддержки после выхода из культов” (ФОЦУС).

В Дании работают “Диалог-Центр” и служба “ИКОН”, благодаря которым, например, количество “Свидетелей Иеговы” уменьшается за год на два процента.

Аналогичные организации существуют и других странах. Например, в Канаде - “Проект по культам”; в Англии - “Семейное действие, информация и избавление”; в Ирландии - “Семейный фонд”; в Израиле - “Озабоченные родители”; в Австралии - “Ассоциация по разоблачению псевдорелигиозных культов” и другие. Всего за рубежом имеется несколько сот организаций для борьбы с деструктивными религиозными культами.

Для определения появившихся в России неорелигиозных движений, которые под видом религиозности производят контроль сознания человека, нарушают международные нормы прав человека на свободу и независимость человеческой личности, участники конференции признали правомочность двух названий - “тоталитарные секты” и “деструктивные религиозные культы”.

За последние годы на территории России образовалось несколько десятков тоталитарных сект, причем каждая из них пытается построить внутри нашей страны свое обособленное, так называемое теократическое государство, в котором жизнь строится по выбранным сектой законам.

Из них можно выделить следующие активно действующие тоталитарные секты зарубежного происхождения, известные как деструктивные культы: “Свидетели Иеговы” (“Общество Сторожевой Башни”); “Церковь Объединения” Муна (Вузовская ассоциация по изучению Принципа); “Общество Сознания Кришны”; “Международная Церковь Христа” (так называемое “Бостонское движение”); шведское движение “Слово жизни” (оно же “Источник жизни”); “Церковь Саентологии” (“Дианетика”); “АУМ Синрике”.

С недавних пор к этому числу примкнули и российские секты: “Великое Белое братство”; “Община Единой Веры” Виссариона (“Церковь Последнего Завета”); “Фонд новой святой Руси (“Богородичный Центр”). Указанные секты распределили между собой сферы влияния.

Не умаляя опасности, исходящей от каждой из перечисленных сект, все же следует считать, что наибольший вред нашей стране в настоящее время наносит лжехристианская секта “Свидетели Иеговы”, которая наиболее сильно укрепилась в России. Количество “Свидетелей Иеговы”, появившихся за 4 года после ее регистрации, превосходит общее количество адептов остальных сект.

По разным сведениям, в стране насчитывается два-три миллиона адептов сект, и большую половину из них составляют “Свидетели Иеговы”. Процент роста этой секты увеличивается с каждым годом )1992 г. - 8 %, 1993 г. - 28 %,1994 г. - 40%, 1995 г. - 50 %). Примерно такой же рост ее на Украине, в Белоруссии, в Латвии и в других местах компактного проживания русскоязычного населения республик бывшего СССР. Такого роста секта не знала за всю историю своего существования (с 1879 года). Для сравнения рост “Свидетелей Иеговы” в странах Запада составляет 1-2 % в год.

В связи с тем, что основной задачей “Свидетелей Иеговы” является разрушение традиционных религий, такое бурное распространение секты может представлять большую опасность с точки зрения иеговизации России. Указанное обстоятельство требует принятия срочных мер для распространения критических материалов об этой секте в средствах массовой информации.

Руководствуясь основным принципом функционирования любого демократического общества - права и свободы одного человека кончаются там, где начинаются права и свободы другого человека, участники конференции приняли следующее решение. Для изменения сложившейся ситуации необходимо:

    1. Рекомендовать новому составу Государственной Думы принять в первом квартале 1996 года Поправки к действующему “Закону о свободе вероисповедания”, которые были предложены депутатом Государственной Думы Савицким В.В. и приняты в первом чтении 14 апреля 1995 г.
    2. Рекомендовать Государственной Думе разработать и принять “Закон о психологической защите населения от деструктивных культов”.
    3. Рекомендовать Государственной Думе создать Научно-методический, экспертный и информационный межведомственный центр по анализу деятельности организаций, которые под видом религии, медицины или образования создают угрозу для разрушения личности и общества, с участием в его работе представителей общественных организаций, защищающих граждан от влияния деструктивных культов.
    4. Потребовать от правоохранительных органов проведения юридических расследований правонарушений тех сект, по которым имеются заявления граждан.
    5. Рекомендовать правоохранительным органам разработать юридические критерии деструктивных неорелигиозных культов, по которым можно оценить возможность аккредитации их деятельности.
    6. Рекомендовать правоохранительным органам подготовить круг специалистов (следователей, судей, адвокатов), которые могли бы квалифицированно расследовать дела по религиозным вопросам.
    7. Рекомендовать органам государственной власти и управления организовать на местах центры социально-психологической помощи и реабилитации личности адептов сект.
    8. Поддержать инициативу создания при Управленческих структурах народного образования Учебно-методических информационных центров, призванных решать задачи воспитания в духовно-нравственных традициях национальной культуры.
    9. Рекомендовать руководителям СМИ более внимательно и ответственно относиться к публикации материалов о новых религиозных движениях, а также широко распространить критические материалы о религиозных сектах в газетах, по радио и телевидению.
    10. Принять Обращение к россиянам и средствам массовой информации об угрозе культовых новообразований тоталитарного типа здоровью граждан и национальной безопасности страны.

Примечание.

Пункты 4, 5, 6, 7, 8, 9 должны быть отражены в Программе Правительства России по религиозной политике.

Участники Конференции выражают признательность общественным и религиозным деятелям, ученым , практикующим психологам, врачам, юристам, участвующим в далеко не равном противостоянии неорелигиозным культам.

 

Hosted by uCoz