Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Заключение доктора филологических наук В.Ю.Троицкого о характере наложениях, смысловых тенденциях, аргументах и о некоторых источниках статей в газетах “Новые известия” (10 апреля 1998 г.) и “Московский комсомолец” (от 11-18 июня 1998 г.)
Две статьи: “Скверная история”, подписанная Вячеславом Гришиным, и “Правда и ложь” за подписью члена гильдии судебных репортеров России Веры Петуниной, касаются деятельности томского архиерея Аркадия.
Они сходны по характеру изложения: по композиционной последовательности подачи событий, по типу обличительных пассажей, формам приводимых фактов и по очевидной направленности на заведомое разоблачение архиерея. Действия этого пастыря сведены в названных статьях единственно к его самоуправству и произволу и не имеют якобы под собой никаких серьезных оснований, кроме его самодурства и непонятной настроенности против местного священства, являющего собою, как следует из статей, примеры самоотверженного, благочестивого и неотступного служения истинной православной вере.
Такая черно-белая картина сама по себе свидетельствует о заданности, свойственной обеим статьям.
Характер изложения статей сходен и в тенденции объяснить все события лишь неудобоваримым характером архиерея.
Изложение обеих статей сходно также недокументированными фактами и намеками со ссылкой на туманные, неопределенные и трудно проверяемые источники. Например (в первой статье): “по многочисленным свидетельствам”, “по рассказам священнослужителей”, “стали известны еще несколько случаев”. Или (во второй статье): “Узнали из совершенно неофициальных источников”, “некоторые из очень узкого круга присутствующих на том вечере”, “позвонила коллегам на Сахалин и попыталась получить об отце Аркадии объективную информацию” (это у коллег! - В.Т.), “один из особо приближенных отцу Аркадию священников сказал...”, “томские иконописцы считают и местная интеллигенция их в этом активно поддерживает”, “общественности Томска стало известно о некоторых неблаговидных коммерческих делах отца Аркадия” и др.
Общность двух статей и в том, что обе они совершенно игнорируют и старательно обходят все принципиальные вопросы веры, церковных отношений, сводя весь конфликт к человеческой дрязге и склоке, что выглядит, кстати говоря, неправдоподобно.
Между тем еще в начале
XX века в книге протоиерея Д.Н.Беликова “Томский раскол. (Исторический очерк от 1834 до 1880 года”), Томск, 1901, касающейся трудностей утверждения истинной православной веры среди чужеродных, еретических, и раскольнических общин Томской епархии, сказано: “В ряду разных областей и губерний с наиболее обильным раскольно-сектантским населением Томская губерния занимает одно из первых мест. Не это ли и нынче лежит в основе конфликта, прикрываемого распространяемыми разговорами о самодурстве и каких-то грехах владыки Аркадия?Дурную тенденциозность публикаций можно проиллюстрировать рядом примеров. Так, в начале статьи “правда и ложь” сказано, что “хорошим епископом мог бы стать довольно известный в Томске благочинный отец Леонид Хараим. А далее сообщается, что были священнослужители, “обвиняющие отца Леонида якобы в оккультизме и чрезмерной любви к мирской жизни”. Слово “якобы” принадлежит, естественно, корреспонденту. Между тем известно, что такое оккультизм, и, несомненно, что, если руководствоваться церковным взглядом, ставить во главе епархии человека, подозреваемого в таком страшном грехе, невозможно. Мы можем только предположить, что скрывается за словами “чрезмерная любовь к мирской жизни”, но судя по последующим “смягчениям” в характеристике о.Леонида - это нечто недопустимое.
Далее говорится, что затруднительность утверждения на месте благочинного о.Леонида происходила “из-за его безграмотной хозяйственной деятельности, которая вылилась в долг в миллиард с лишним старых рублей по церковным счетам”. Огромный урон, нанесенный церковной казне, называется по-русски не “безграмотной хозяйственной деятельностью”, а иначе. В употребленном эвфемизме односторонность оценки выявляется более, чем наглядно.
Наконец обе статьи в значительной степени совпадают и по характеру и способу изложения одних и тех же событий (в некоторых выражениях - буквально). Приведу несколько примеров.
Московский комсомолец |
Новые известия |
...Владыка не то, чтобы очаровал... но дал толчок большому положитель- ному интересу... |
Первые публичные выступления нового томского архиерея вызва- ли интерес даже у них... |
Правда, уже через несколько дней к этому интересу стали невольно подмешиваться нотки недоумения... |
Но радость была недолгой... |
... у отца Аркадия в руках появи- лась надежная “валюта” - поддержка сильных мира сего: Виктора Черномырдина и Рэма Вяхирева... |
...пользуется поддержкой могу- щественных персон - главы прави- тельства РФ В. Черномырдина и главы РАО “Газпром” Р. Вяхирева. |
За два первых месяца деятельно- сти в Томске епископ “развернул- ся” в полную силу... Одиннадцать человек (при одиннадцати дейст- вующих храмах) без особого объ- яснения были вынуждены поменять место службы. |
За первые два месяца томского служения (...) владыка осущест- вил назначения и перемещения 11 священнослужителей (в Томске всего11 действующих православ- ных храмов). |
Отец Святослав Зулин, вдохнувший жизнь в одну из самых известных, но долгие годы не действующую Воскресенскую церковь, создавший там крепкую общину, был сослан владыкою в Моряковку. |
О. Святослав Зулин, настоятель Воскресенской церкви, за корот- кое время успевший сделать нема- ло для ее восстановления, отправ- лен указом нового томского епис- копа в поселок Моряковку. |
...Тесть диакона, - хорошо извест- ный в Томске правозащитник Виль- гельм Фаст, председатель комис- сии по реабилитации жертв поли- тических репрессий при админи- страции области... решил встре- титься с епископом, дабы объяс- ниться с ним по поводу случившегося и снять все вопросы...
|
Тесть Р.Штаудитера Вильгельм Фаст, известный томский право- защитник, сопредседатель Томско- го общества “Мемореал”, предсе- датель комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при администрации томской области, попытался по телефону объяснить- ся с епископом по поводу его “неэтического поведения”... |
...после звонка Фаста крепко досталось иерею Александру Классену, второму зятю Виль- гельма Генриховича, настояте- лю Свято-Петропавловского храма. |
Тотчас же после этого инцидента архиерей вызвал к себе второго зятя В.Фаста - настоятеля Свято- Петропавловского храма Александра Классена. |
Много гадостей и грубостей услы- шал тогда отец Александр от вла- дыки, который обвинил его род- ственников и лично молодого на- стоятеля в дерзости и попытке угрожать ему... |
Он услышал от владыки множество грубостей в адрес своих родных. Затем о. Александр был обвинен в дерзости и попытке угрожать епископу. |
Вышеизложенное дает основания для предварительного заключения: обе указанные статьи не только совпадают по теме, но связаны похожестью, заданностью и в силу известной логико-лингвистической общности, возможно, имеют под собой не только одни и те же отобранные факты, но и один “направляющий” источник.
Ведущий научный сотрудник
Института мировой литературы
им. А.М.Горького РАН,
академик Российской народной академии наук,
доктор филологических наук, профессор
В.Ю.Троицкий