Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Заключение доктора филологических наук В.Ю.Троицкого о характере наложениях, смысловых тенденциях, аргументах и о некоторых источниках статей в газетах “Новые известия” (10 апреля 1998 г.) и “Московский комсомолец” (от 11-18 июня 1998 г.)

Две статьи: “Скверная история”, подписанная Вячеславом Гришиным, и “Правда и ложь” за подписью члена гильдии судебных репортеров России Веры Петуниной, касаются деятельности томского архиерея Аркадия.

Они сходны по характеру изложения: по композиционной последовательности подачи событий, по типу обличительных пассажей, формам приводимых фактов и по очевидной направленности на заведомое разоблачение архиерея. Действия этого пастыря сведены в названных статьях единственно к его самоуправству и произволу и не имеют якобы под собой никаких серьезных оснований, кроме его самодурства и непонятной настроенности против местного священства, являющего собою, как следует из статей, примеры самоотверженного, благочестивого и неотступного служения истинной православной вере.

Такая черно-белая картина сама по себе свидетельствует о заданности, свойственной обеим статьям.

Характер изложения статей сходен и в тенденции объяснить все события лишь неудобоваримым характером архиерея.

Изложение обеих статей сходно также недокументированными фактами и намеками со ссылкой на туманные, неопределенные и трудно проверяемые источники. Например (в первой статье): “по многочисленным свидетельствам”, “по рассказам священнослужителей”, “стали известны еще несколько случаев”. Или (во второй статье): “Узнали из совершенно неофициальных источников”, “некоторые из очень узкого круга присутствующих на том вечере”, “позвонила коллегам на Сахалин и попыталась получить об отце Аркадии объективную информацию” (это у коллег! - В.Т.), “один из особо приближенных отцу Аркадию священников сказал...”, “томские иконописцы считают и местная интеллигенция их в этом активно поддерживает”, “общественности Томска стало известно о некоторых неблаговидных коммерческих делах отца Аркадия” и др.

Общность двух статей и в том, что обе они совершенно игнорируют и старательно обходят все принципиальные вопросы веры, церковных отношений, сводя весь конфликт к человеческой дрязге и склоке, что выглядит, кстати говоря, неправдоподобно.

Между тем еще в начале XX века в книге протоиерея Д.Н.Беликова “Томский раскол. (Исторический очерк от 1834 до 1880 года”), Томск, 1901, касающейся трудностей утверждения истинной православной веры среди чужеродных, еретических, и раскольнических общин Томской епархии, сказано: “В ряду разных областей и губерний с наиболее обильным раскольно-сектантским населением Томская губерния занимает одно из первых мест. Не это ли и нынче лежит в основе конфликта, прикрываемого распространяемыми разговорами о самодурстве и каких-то грехах владыки Аркадия?

Дурную тенденциозность публикаций можно проиллюстрировать рядом примеров. Так, в начале статьи “правда и ложь” сказано, что “хорошим епископом мог бы стать довольно известный в Томске благочинный отец Леонид Хараим. А далее сообщается, что были священнослужители, “обвиняющие отца Леонида якобы в оккультизме и чрезмерной любви к мирской жизни”. Слово “якобы” принадлежит, естественно, корреспонденту. Между тем известно, что такое оккультизм, и, несомненно, что, если руководствоваться церковным взглядом, ставить во главе епархии человека, подозреваемого в таком страшном грехе, невозможно. Мы можем только предположить, что скрывается за словами “чрезмерная любовь к мирской жизни”, но судя по последующим “смягчениям” в характеристике о.Леонида - это нечто недопустимое.

Далее говорится, что затруднительность утверждения на месте благочинного о.Леонида происходила “из-за его безграмотной хозяйственной деятельности, которая вылилась в долг в миллиард с лишним старых рублей по церковным счетам”. Огромный урон, нанесенный церковной казне, называется по-русски не “безграмотной хозяйственной деятельностью”, а иначе. В употребленном эвфемизме односторонность оценки выявляется более, чем наглядно.

Наконец обе статьи в значительной степени совпадают и по характеру и способу изложения одних и тех же событий (в некоторых выражениях - буквально). Приведу несколько примеров.

Московский комсомолец

Новые известия

...Владыка не то, чтобы очаровал...

но дал толчок большому положитель-

ному интересу...

Первые публичные выступления

нового томского архиерея вызва-

ли интерес даже у них...

Правда, уже через несколько дней

к этому интересу стали невольно

подмешиваться нотки недоумения...

Но радость была недолгой...

... у отца Аркадия в руках появи-

лась надежная “валюта” - поддержка

сильных мира сего: Виктора

Черномырдина и Рэма Вяхирева...

...пользуется поддержкой могу-

щественных персон - главы прави-

тельства РФ В. Черномырдина и

главы РАО “Газпром” Р. Вяхирева.

За два первых месяца деятельно-

сти в Томске епископ “развернул-

ся” в полную силу... Одиннадцать

человек (при одиннадцати дейст-

вующих храмах) без особого объ-

яснения были вынуждены поменять

место службы.

За первые два месяца томского

служения (...) владыка осущест-

вил назначения и перемещения

11 священнослужителей (в Томске

всего11 действующих православ-

ных храмов).

Отец Святослав Зулин, вдохнувший

жизнь в одну из самых известных,

но долгие годы не действующую

Воскресенскую церковь, создавший

там крепкую общину, был сослан

владыкою в Моряковку.

О. Святослав Зулин, настоятель

Воскресенской церкви, за корот-

кое время успевший сделать нема-

ло для ее восстановления, отправ-

лен указом нового томского епис-

копа в поселок Моряковку.

...Тесть диакона, - хорошо извест-

ный в Томске правозащитник Виль-

гельм Фаст, председатель комис-

сии по реабилитации жертв поли-

тических репрессий при админи-

страции области... решил встре-

титься с епископом, дабы объяс-

ниться с ним по поводу

случившегося и снять все вопросы...

 

Тесть Р.Штаудитера Вильгельм

Фаст, известный томский право-

защитник, сопредседатель Томско-

го общества “Мемореал”, предсе-

датель комиссии по реабилитации

жертв политических репрессий при

администрации томской области,

попытался по телефону объяснить-

ся с епископом по поводу его

“неэтического поведения”...

...после звонка Фаста крепко

досталось иерею Александру

Классену, второму зятю Виль-

гельма Генриховича, настояте-

лю Свято-Петропавловского

храма.

Тотчас же после этого инцидента

архиерей вызвал к себе второго

зятя В.Фаста - настоятеля Свято-

Петропавловского храма Александра

Классена.

Много гадостей и грубостей услы-

шал тогда отец Александр от вла-

дыки, который обвинил его род-

ственников и лично молодого на-

стоятеля в дерзости и попытке

угрожать ему...

Он услышал от владыки множество

грубостей в адрес своих родных.

Затем о. Александр был обвинен в

дерзости и попытке угрожать

епископу.

Вышеизложенное дает основания для предварительного заключения: обе указанные статьи не только совпадают по теме, но связаны похожестью, заданностью и в силу известной логико-лингвистической общности, возможно, имеют под собой не только одни и те же отобранные факты, но и один “направляющий” источник.

Ведущий научный сотрудник

Института мировой литературы

им. А.М.Горького РАН,

академик Российской народной академии наук,

доктор филологических наук, профессор

В.Ю.Троицкий

Hosted by uCoz