Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Рапорт руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священника О.Стеняева Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о результатах миссионерской поездки в Приморский край в апреле 1997 г.

Ваше Святейшество!

Предварительный анализ распространения сектантства в крае уже сейчас показывает, что в тех местах, где приходская, или общинная православная жизнь не прекращалась, секты не получили такого распространения как в тех местах, где храмы не открыты до сих пор, или открыты совсем недавно. Так, например, настоятель Уссурийского православного храма рассказывал о том, что так как в Уссурийске храм почти никогда не закрывался, то сектантство здесь не получило такого распространения как, например, в других местах. Была попытка создать пятидесятнический центр, но после того, как отец настоятель завез в Уссурийск контейнер православной литературы и распространил ее, рост секты пошел на убыль.

Даже предварительный анализ причин резкого роста численности адептов иностранных сект, обнаруживает наличие не только религиозного, но и социального фактора.

Социально-экономическое положение населения края с середины-конца 80-х резко ухудшилось, а с началом экономических реформ (1992 г.) положение стало даже хуже, чем в целом по стране, и ухудшается с каждым месяцем. Это можно объяснить отдаленностью региона от центра и от тех районов, в которых производятся основные виды как промышленных, так и сельскохозяйственных потребительских товаров. Тенденция на увеличение стоимости жизни постоянно сохраняется в крае на протяжении последних 6 лет. Все это привело к резкой активизации криминальных структур и ухудшению криминогенной обстановки в крае в целом, что обуславливается следующим. Во-первых, ухудшение экономического положения населения края неизбежно ведет к росту криминальных нарушений. Во-вторых, начавшаяся приватизация производительных сил и незаинтересованность создания новых рабочих мест со стороны местных предпринимателей для российских граждан. “Новые русские” более охотно приглашают к себе на работу китайских и корейских специалистов в надежде использовать их средства и экономические связи, и неизбежно подпадают под их зависимость. Иначе говоря, преступность и ее рост - это следствие различных складывающихся условий и обстоятельств, связанных и с этническим фактором. В Анучинском районе только в 1993 году она возросла по сравнению с 1992 годом на 42%, в Пожарском - на 22, в Красноармейском - на 15, в Октябрьском - на 12.

Крайне тяжелое материальное положение населения края играет в вопросе “религиозного выбора” в Приморском крае не последнюю роль и активно используется иностранными религиозными миссионерами для укрепления своих позиций и расширения своей деятельности. Так, руководитель Христианско-протестантской церкви гражданин Республики Корея, Ли Сун Син, в начале своей деятельности в регионе - в беседах с представителями администраций, предприятий и учреждений края раздавал заведомо невыполнимые обещания по реализации масштабных экономических проектов и гуманитарных программ.

По данным газеты “Коммерсантъ-daily” от 17 июля 1996 года, ссылающейся в своей публикации на служебную записку начальника УВД Приморского края генерал-майора Александра Васильева губернатору Приморья, краевой думе и представителю президента, сообщал: что милицейское руководство Приморья всерьез опасается попыток создания на территории края национальной автономии корейцев с последующим ее отторжением от России. Генерал пишет: “Южнокорейские власти проводят долговременную спланированную политику, направленную на рост численности в Приморском крае корейской этногруппы, с целью последующего создания национальной территориальной автономии корейцев. В дальнейшем предусматривается выдвижение автономией требования о воссоединении в той или иной форме с родиной предков”. Для практической реализации этой политики, по данным краевого УВД, южнокорейские власти намерены, действуя через Ассоциацию корейцев России, поэтапно переселить проживающих в различных регионах бывшего СССР лиц корейской национальности в Приморье. Для этой цели уже сейчас в разных городах России создаются “корейские” религиозные общины, консолидирующие вокруг себя лиц корейской национальности, и проводя пропагандистскую работу и среди славянского населения России, внушая им мысль об особой “духовной миссии корейской расы в планах Божественного домостроительства”. По данным переписи населения 1989 года, в крае проживало 8300 корейцев (0,4% от общего числа населения). 1 января 1996 года корейцев в Приморье было свыше 18 тысяч человек (0,8%). По приводимым в служебной записке данным Ассоциации корейцев России, к 1997-1998 годам ожидается переселение в Приморский край еще около 30 тысяч корейских семей (примерно 150 тысяч человек). По сведениям Васильева, организующая роль в консолидации корейских общин, их закрепления в экономике края отводится приезжающим на Дальний Восток из Южной Кореи бизнесменам, ученым, общественным деятелям и религиозным миссионерам. Последние, кроме того, призваны готовить благоприятную почву в менталитете жителей края - не корейцев - для предупреждения возможного негативного отношения к планируемому массовому переселению корейцев в край, которое планирует поддержать и правительство КНДР, и возможных в связи с этим эксцессов. В условиях противостояния двух враждебных друг другу корейских государств власти КНДР намерены завезти в край максимально возможное количество рабочей силы на основе долгосрочных контактов и создать на юге Приморья независимое корейское сообщество из числа рабочих, по примеру уже существующих в Хабаровском крае, где работают лесозаготовители из КНДР. При этом, считают в приморской милиции, Федеральная миграционная служба зачастую не учитывает социально-экономическую ситуацию в Приморье, выдавая разрешения на использование иностранной рабочей силы.

На 1 января 1995 года в крае действовали 86 религиозных организаций, уставы которых были зарегистрированы в управлении юстиции администрации края.

На 1 января 1996 года в крае действовало уже 114 зарегистрированных религиозных организаций и свыше 40 незарегистрированных. За 1995 год рост составил - 28 организаций, из них 9 православных приходов и 2 монастыря МП РПЦ, один приход зарубежной православной церкви Ишимской епархии, 2 римско-католических, 11 общин различных ветвей протестантизма, 2 буддистских общины и 1 иудейская.

На 1 апреля 1996 года в Приморском крае зарегистрировали свой устав 116 религиозных организаций, среди которых 44 - православных (в том числе 35 приходов и 3 монастыря), 27 - южнокорейских протестантских церквей, 11 организаций христиан-баптистов и 7 - адвентистов.

На 1 июня 1996 года - 124 зарегистрированные религиозные организации, а на 1 сентября 1996 года их количество составило 129 (47 - православных, 29 южнокорейских протестантских церквей, 12 организаций христиан-баптистов и 8 - адвентистов). На 1 октября 1996 года - 130 религиозных организаций.

Особой активностью и высокими темпами роста в крае характеризуется религиозная организация “Свидетели Иеговы” с центром в г.Владивостоке и во главе с Черновым Н.А. Количество адептов этой организации за последние 5 лет выросло со 100 до 3000. Обосновались они, кроме Владивостока, в следующих городах: Уссурийске, Находке, Арсеньеве и ряде других населенных пунктов.

В крае отмечается довольно сильный рост религиозных общин, возглавляемых южнокорейскими миссионерами. Первая община появилась в декабре 1991 года, на апрель 1996 года действовали уже 27 таких общин. Центры этих общин, независимо от их названий, находятся в Сеуле. При этом имеется тенденция регистрации ими одной и той же религиозной организации под разными названиями. Например, пресвитериане зарегистрировали свои организации под такими названиями: Христианская протестантская церковь, Владивостокская Христианская церковь и др. Некоторые религиозные общины, фактически руководимые южнокорейцами, регистрируются как руководимые (фиктивно) русскими (например, в г.Артеме и на станции Хасан Хасанского района). Другие - в качестве общественных организаций (например, в п.Зеленый Лазовского района - “Общество возрождения деревни”; как сказала ее руководитель Пак Ен Э про причины такой регистрации религиозной организации, “незачем себя рекламировать”).

Рост численности адептов “Церкви Христа” с лета 1993 года по 1 января 1996 года составил с 10 человек до приблизительно 270.

В крае действуют следующие организации:

“Церковь объединения” Муна.

“Церковь объединения” проявляет в крае повышенную активность. Помимо Владивостока, муниты пытаются внедриться в следующих городах: Находка, Арсеньев, Артем. Для усиления активности секты во Владивосток был направлен на постоянное место жительства корреспондент южнокорейской газеты “Сече-Тайм”, которая является рупором церкви Муна. С огромным упорством муниты пытаются зарегистрировать свой устав. Ввиду несоответствия устава законодательству Российской Федерации на очередном заседании (27 июня 1996 года) экспертно-консультативного совета по свободе совести и вероисповедания при администрации края церковь Муна в третий раз была не рекомендована к регистрации в управлении юстиции администрации края. В администрацию края в июне 1996 года из Москвы председателем Совета “Церкви Объединения” Константином Крыловым было направлено письмо, в котором Совет “Церкви Объединения” выражает обеспокоенность по поводу значительной задержки Управлением юстиции регистрации отделения “Церкви Объединения” в Приморском крае и просит разъяснения причин этого. Для прояснения обстановки в край приезжали Петер Ладштеттер - один из нынешних руководителей “Церкви Объединения” в России, а затем - Джек Корли, главный координатор деятельности “Церкви Объединения” в России и странах СНГ, который дал в Приморском крае пресс-семинар для средств массовой информации.

В Приморском крае мунитам пришлось отступить от четкой и привычной схемы внедрения и начинать с регистрации своих светских организаций, таких как: “Женщины за всеобщий мир”, “Вузовская ассоциация по изучению принципа” (студенческая организация), “Федерация семей за мир во всем мире”. Несмотря на свое нестабильное положение муниты ведут себя достаточно агрессивно. Они настойчиво добиваются возвращения им разрешения арендовать помещение в музее Арсеньева, откуда их выдворили в 1994 году. Также последователи Муна давно настроены завоевать школы Приморского края, как это им удавалось почти повсеместно в России. По данным газеты “Владивостокское время” (№48 за 1994 г.), миссионеры Муна негласно уже преподавали свой курс “Мой мир и я” во всероссийском детском центре “Океан”, а также в одной из школ бухты Врангеля они читали свои лекции 10-12-летним школьникам.

“Ананда Марга”.

Эта секта, известная в ряде стран как террористическая и крайне опасная, запрещенная на своей родине - в Индии, а также в ряде других стран, в последнее время активизировала свою деятельность в Приморском крае. Заграничные отделения этой секты давно пользуются славой очагов международного терроризма. Подавляющее большинство западных экспертов считают эту секту тоталитарной и крайне опасной, открыто проповедующей ради достижения своих целей насилие. В разных странах Запада и в Индии адепты этой секты совершили множество террористических актов, зверских убийств и ритуальных самоубийств. Известны факты убийства в Индии в начале 70-х годов 6 бывших единоверцев адептами секты по приказу руководства, убийства в середине 70-х годов 18 бывших адептов этой секты, пожелавших порвать с ней, по приказу ее руководителя Саркара, самосожжения последовательницы секты, Линетты Филипс перед зданием отделения ООН в Женеве в 1978 году и множество других.

В Приморском крае эта секта повторно зарегистрирована в 1995 году (впервые - в 1992 году). В августе 1996 года в городе Арсеньеве этой организацией был проведен съезд своих сторонников из многих районов Дальнего Востока. Организация получает гуманитарную помощь из Японии, что также способствует увеличению численности адептов. Экспертами администрации края отмечается чрезвычайно закрытый характер деятельности “Ананда Марга”. Лидер секты в крае в настоящее время четко не отслеживается. Основные представители секты - преподаватели детских спортивных школ и восточных единоборств.

Имеются тесные связи приморских подразделений секты с адептами “Ананда Марга” в Хабаровском крае, где она уже успела скандально зарекомендовать себя, нашуметь своими выездами на городское кладбище Хабаровска, где совершались магические ритуалы борьбы с мертвецами, своим погромом в поселке Тигровом, где, получив разрешение на жительство и строительство общины, адепты пытались с боем вселиться в дома сельчан, ссылаясь на свое “владение” землей. Секта также прославилась своим иском против бывшего мэра Хабаровска В.Телевича, отказавшегося передать в ее распоряжение детский садик. Хабаровская инициативная группа “Охрана сознания” выяснила, что эта секта условно подразделяет весь мир на 9 секторов и пытается активно работать в каждом из них. Ни одна из организаций, зарегистрированных на Дальнем Востоке России, не предлагала проектов социально-экономического развития региона. А вот “Ананда Марга” не только поразительно информирована о нашей жизни, но и предлагает построить на Дальнем Востоке образцовые мини-города и общины. А вот на неофициальном уровне, по данным газеты “Тихоокеанская звезда” от 21 апреля 1993 года, местное руководство секты изучает вопросы возможного отделения Дальнего Востока и Иркутской области от России, в чем можно достаточно ясно увидеть активные связи с южнокорейскими религиозными группами. В результате множества столкновений с этой сектой, по настоятельным просьбам отчаявшихся родителей адептов, психиатров, педагогов, юристов и журналистов, объединившихся на почве противостояния “Ананда Марга” в Ассоциацию содействия духовному здоровью человека, в течение нескольких месяцев прокуратура Хабаровского края пыталась запретить эту секту, но этого ей пока не удалось. Вышеприведенная информация и некоторые другие данные позволяют твердо утверждать о деструктивной и подрывной деятельности секты “Ананда Марга” на Дальнем Востоке и в Сибири.

“Свидетели Иеговы”.

Религиозная община “Свидетели Иеговы” была зарегистрирована в управлении юстиции администрации Приморского края в июле 1994 года. Центр расположен по адресу: Владивосток, пр-т 100-летия Владивостоку, 103а. Руководитель - Чернов Н.А. Действуют также общины иеговистов в Уссурийске, Находке, Арсеньеве и ряде других населенных пунктов. К настоящему времени численность иеговистов возросла в крае до 4000-4500 человек. В городах и районах края общины отказываются от регистрации. В практической деятельности адепты этой организации используют индивидуальные методы работы, проводят подворный (поквартирный) обход с предложениями вступить в секту. 26-28 июля 1996 года на стадионе “Динамо” был проведен областной конгресс “Свидетелей Иеговы” Приморского края, который прошел организованно, при большой явке адептов и координации службой безопасности секты. Присутствовали адепты организации с Сахалина, из Санкт-Петербурга и других регионов. По данным председателя Комитета по связям с политическими партиями, общественными и религиозными организациями администрации Приморского края З.Иовковой, деятельность секты носит деструктивный характер.

Кришнаиты.

Отмечается активизация прозелитизма кришнаитов в крае. Расширяется сеть благотворительных кришнаитских организаций “Пища жизни”, созданных для улучшения в России имиджа Международного Общества Сознания Кришны. Начиная с декабря 1995 года по программам краевого управления социальной защиты населения края отделение пенсионного фонда РФ по Приморскому краю ежеквартально перечисляет столовой “Пища жизни” по 5 млн. рублей. В крае активно пропагандировалось празднование Джанмаштами (дня явления Кришны), в этот период широко распространялась специальная религиозная литература.

“Церковь Иисуса Христа Святых последних дней” (мормоны).

Рег.№1106 от 03.03.97, рук. - Курашев Юрий Михайлович (президент объединения), юр. адрес и адрес осуществления религиозной деятельности - Владивосток, ул.Ильичева, 29.

Церковь мормонов, используя свое экономическое влияние, появившись в 1995 году, в настоящее время активно внедряет свою религию во Владивостоке. От регистрации устава других общин (а ранее - и Владивостокской) отказываются под тем предлогом, что в них - почти одни американские и южнокорейские подданные. Руководители общины - Майкл Джон Уильямс, заместитель генерального директора российско-американского совместного предприятия АКОС (создание сотовой связи), и Кевил Мэттьюз, финансовый директор АКОС. В делах общины участвует Эрик Антони Джонс, доктор политических наук, начальник отдела по политическим и экономическим вопросам консульства США во Владивостоке.

“Церковь Христа” (Бостонское движение).

Во Владивостоке секта появилась летом 1993 года по приезде из Санкт-Петербурга 10 ее адептов. Свою работу они проводят в центре города на улице, завлекая на молитвенные собрания, которые проводятся в кинотеатре по воскресеньям. Численность адептов на 1 января 1996 года составляла около 270 человек. “Владивостокская Церковь Христа” возглавляется молодым проповедником Алексеем Черникиным, который себя называет президентом и подчиняется московскому центру, который частично финансирует владивостокскую общину. Для активизации деятельности секты в декабре 1995года приезжал Ред Спайрли, руководитель из города Канзас.

Последователи Виссариона.

Сатанисты (действуют во Владивостоке).

Община последователей веры Бахаи.

Рег.№521 от 16.12.94, рук. - Мурашкин Эрнест Валерьевич (предс. местного духовного собрания), юр. адрес и адрес осуществления религиозной деятельности - Владивосток, ул.Нейбута, д.21, кв.345, т.26-48-67. Адепты Бахаи пытаются развернуть свою деятельность также в Лучегорске.

Новоапостольская церковь.

Организация зарегистрировала свой устав в 1994 году. Помимо Владивостока, где собираются по 40-50 человек, они открыли общины в поселке Тимирязевка Уссурийского района, где насчитывается 30-40 адептов, Находке, Артеме и поселке Школово (по 20-25 адептов). Региональный центр организации находится в Хабаровске, окружной апостол - Хорст Элебрахт.

Кроме вышеперечисленных, в Приморском крае действует целый ряд других религиозных организаций.

Смиренный послушник

иерей Олег Стеняев

 

Hosted by uCoz