Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Министр

здравоохранения

и медицинской промышленности

Российской Федерации

 

 

Руководителям органов управления

здравоохранением

субъектов Российской Федерации

Ректорам медицинских и фармацевтических

вузов Российской Федерации

 

Направляется для сведения и руководства Информационный материал о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим.

Прошу направить в адрес отдела законодательства и связей с общественными организациями Минздравмедпрома России имеющиеся в вашем распоряжении аналитические данные по указанному вопросу и предложения по организации помощи пострадавшим.

А.Д.Царегородцев

 

Информационный материал “К докладу о

социально-медицинских последствиях

воздействия некоторых религиозных организаций

на здоровье личности, семьи, общества и мерах

обеспечения помощи пострадавшим”, 1996 г.

(Подготовлен в Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации; опубликован в: Служба религиозной информации “Метафразис”. Специальный выпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г. - С.5-12).

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года №600 “О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 гг.” поставило для ряда соисполнителей, включая Минздравмедпром России, задачу обобщить материалы о социальных и медицинских последствиях деятельности в России иностранных религиозных организаций, подготовить предложения о порядке осуществления деятельности таких организаций на территории России, а также о мерах ответственности их руководителей и членов за разжигание межконфессиональной и межэтнической розни, подстрекательство к гражданскому неповиновению групп населения, попавших под их влияние за криминогенную деятельность. Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации Минздравмедпромом России совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями проделана определенная работа, позволившая сделать ряд выводов, которые легли в основу определения мер обеспечения помощи пострадавшим от некоторых религиозных движений.

В Российской Федерации в настоящее время действует множество сект, в том числе тоталитарных и жестко руководимых из-за рубежа. Исследования экспертов МВД России показывают, что наши правоохранительные органы сталкиваются с увеличивающимся количеством правонарушений со стороны тоталитарных сект. Только крупных сект в нашей стране насчитывается более полусотни. Официально зарегистрировано на конец 1995 года более 6 тыс. сект. К примеру, в Москве отмечено около 80 сект только корейского происхождения. Наблюдается криминализация сект. Выявлена общность природы преступных и тоталитарных сектантских организаций по внутренней структуре, применяемым средствам и методам. Весьма опасны активные попытки проникновения сектантов или их сторонников в государственные структуры.

Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов - более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты. Отсюда некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная, всепронизывающая организованность сект, их стремление полностью завладеть человеком, сориентировать его исключительно внутрь секты, уничтожить все его свободные связи с миром. По мнению экспертов МВД России, это собственно и есть тоталитарность: культивирование слепого подчинения авторитету (пусть иногда и узко-групповому), суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни члена секты. При криминализации верхушки секты неизбежно криминализуется вся секта, превращаясь в слепое орудие реализации целей всяческих "гуру", "учителей", "руководящих корпораций" и т.п. Опасность тоталитарных сект вытекает из криминальных наклонностей их внутренней жизни, зомбирования своих членов, форм действий против традиционных религий и других сект, методов вербовки новообращенных.

Зомбирование является одним из многочисленных методов психологической обработки адептов сект, позволяющим контролировать их психику и управлять их поведением. Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества).

Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности исследовались комиссией в составе ведущих психиатров, представителей подведомственных Минздравмедпрому России, научных центров, включая ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского и Московский НИИ психиатрии.

Комиссия на основании анализа писем и заявлений, направленных в "Комитет по спасению молодежи", в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшем после посещения сект, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект, пришла к следующим выводам:

1. Деятельность организаций "Белое братство", "Богородичный Центр", "Аум Синрике", "Сознание Кришны", Церковь саентологии и т.д. сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности.

2. Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращения детородных функций человека.

3. Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства.

4. Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений.

5. Деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации.

6. Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций.

7. Деятельность учредителей указанных выше религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит части ст.17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".

К этому следует добавить, что активное применение психотропных средств в сектах нарушает генофонд российских народностей. Поскольку методы воздействия на психическое здоровье, используемые сектами типичны, то можно говорить о том, что перечисленные последствия характерны и для других сект.

В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В.П.Сербского находится несколько лиц, совершивших общественно опасные деяния, связанные с идеями, содержащимися в учениях тоталитарных сект, в их числе последовательница секты "Свидетели Иеговы", убившая своего малолетнего ребенка. Структура секты имеет жесткое иерархическое подчинение руководства всех ее филиалов в России Руководящей Корпорации во главе с президентом Хеншелем (США, в Бруклине, Нью-Йорк. В собраниях от каждого члена секты также требуется "беззаветная преданность организации" и "безупречное подчинение старейшине - надзирателю собрания". Всего за 4 года после регистрации секта "Свидетели Иеговы" покрыла сетью своих центров всю Россию, организовав сотни общин в различных городах и областях страны. Через Управленческий Центр, построенный в курортном районе "Солнечное" под Санкт-Петербургом, на территории бывшего пионерского лагеря, эти общины регулярно снабжаются журналами и литературой. В компьютерную базу данных Управленческого центра приходят полные анкетные данные обо всех членах секты в нашей стране, а также о гражданах, проживающих на территориях сферы их влияния, которые далее передаются в Бруклин.

Города Москва и Санкт-Петербург, в частности, разделены на "обрабатывающие участки" по количеству организованных в городах собраний по 150-200 человек в каждом. Надзиратели собраний, районные и областные иностранные надзиратели не только "контролируют духовную обстановку в собраниях", но и подчиняют своему диктату образ жизни, мышление, психику, поведение каждого члена секты. Эта секта имеет сильную антигосударственную, антисоциальную и антитрадиционную, в том числе и антихристианскую, направленность, накладывает запреты на участие человека в жизни государства и общества.

Эта секта по религиозным соображениям запрещает своим адептам переливание крови даже в случаях, угрожающих жизни члена секты или его ребенка, что уже привело к смертельным исходам. В нескольких десятках стран деятельность этой секты запрещена.

Поступившие в наш адрес сообщения свидетельствуют, что вероучение ряда сект призывает к ограничениям при госпитализации, пользовании медицинской помощью. Крайне опасно и воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов. Так, в частности, в секте Виссариона (Церковь Последнего Завета), центр которой находится на юге Красноярского края, насчитывающей в настоящее время более 10 тысяч человек, практикуется "агрессивная" диета по примеру нацистских концентрационных лагерей при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей молоком. По показаниям врачей районной больницы п.Курагино Красноярского края имеются несколько смертельных случаев от истощения фанатичных адептов секты, детям в секте не оказывается медицинская помощь, не делаются прививки. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди сектантов.

По мнению лиц, изучавших деятельность этой секты, в связи с несостоятельностью проектов Виссариона построить город избранных, и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства, возможен самый трагический финал очередной псевдорелигиозной авантюры - вплоть до коллективного суицида. К таким тревожным выводам приводят и "заповеди" Виссариона, по существу оправдывающие самоубийство.

Призывы к убийству и самоубийству и их поощрение часто содержатся в вероучениях целого ряда сект, действующих в России. Так, например, "Саентологическая церковь", основанная Р. Хаббардом и считающаяся одной из наиболее агрессивных тоталитарных сект в мире, в кодексе чести саентолога призывает: "Никогда не бойтесь причинить вред другому по справедливой причине"; "Ваше самоопределение и ваша честь являются более важными, чем ваша текущая жизнь"; "Ваша целостность важнее, чем ваше тело". Как легко заметить вышеприведенные цитаты снимают запреты на совершение как убийства, так и самоубийства. Те же призывы звучат и в книгах Береславского, руководителя секты "Богородичный центр": "Нельзя ни минуты работать на себя, желать что-то для себя. Надо решиться убить себя. Это именно та жертва, к которой призывает Господь".

Члены многих сект систематически не доедают и не досыпают, что также имеет разрушительное воздействие на здоровье. Из рациона исключаются наиболее ценные продукты питания. Еда принимается раз в сутки. Сон ограничивается до 3-4 часов в сутки. На фоне психического и физического истощения создаются предпосылки для возникновения психических расстройств и соматических заболеваний. Анализ деятельности сект показывает, что они оказывают не только разрушительное воздействие на здоровье личности, но и на здоровье семьи, одной из главных опор стабильной жизни общества и государства.

По некоторым данным, в различные культовые новообразования, уже вовлечено от 3 до 5 млн человек, 70% из них молодежь от 18 до 27 лет; 80% адептов - с высшим и средним образованием; студенты - около 1 млн. чел., из них 25-30% бросили учебу. Разрушено до 250 тысяч семей, не меньшее число появилось несовершеннолетних детей, оставленных родителем, ушедшим в секту. Вышедших из сект 1 на 1000. Выйти самому оттуда практически невозможно, а вернувшиеся домой - полуинвалиды, уже не способные работать, учиться, не находят себя в жизни и обществе.

Во многих сектах модуль существования адепта построен таким образом, что, что он должен отказаться от своих прежних привязанностей, привычек, связей, включая семейные. Например, в секте Муна многих членов призывают ограничить контакты с родителями, с семьей и друзьями, если они не сочувствуют мунизму. В отношении к родителям Мун дает установку использовать их максимально как "питательное вещество, ингредиенты, удобрение".

А вот цитаты из книги Береславского, руководителя секты "Богородичный центр": "Земная мать - прообраз дьяволицы. Земной отец - прообраз сатаны. Демоны действуют через мать. Она забирает у сына энергию. Он ходит трупом, а кровавая его ведьма убивает мир. Прошлое подлежит тотальному отречению, полному проклятию с его культурой, идеалами, философиями и утопиями...".

Не удивительно, что следствием таких призывов становятся жестокие преступления. Так, в частности, адепт одной из сект в Подмосковье совершил зверское убийство своей матери и бабушки с последующим расчленением трупов. Опасность состоит еще и в том, что у родственников уведенных в секту (их родителей, детей, супругов) нередко возникают длительные стрессовые реакции на развал семьи, на фактическую потерю родных и близких, и здоровье этих наших сограждан также стало социальной проблемой.

По мнению психиатров, в упомянутой проблеме есть еще особой негативный аспект. Речь идет о социальных сиротах (то есть фактических сиротах при живых родителях). Будучи брошенными завербованными в секты родителями, такие дети и подростки обречены на тяжелые психические травмы. Факты свидетельствуют, что социальные сироты имеют в последующей жизни высокий риск и криминального поведения и психической заболеваемости. Главная проблема относится все же к детям, уведенным в тоталитарные секты или родившихся в условиях "новой жизни". Что может ждать этих детей, для которых их Родина, святость традиций народа, его духовность, родственные связи - все это тоталитарно, то есть всеохватывающе, без доступа иной информации и иных мнений, называется чуждым, неприемлемым, враждебным. Такие дети формируются как безропотные слуги авторитетов сект, которые, конечно, не упустят их из-под своего давлеющего влияния.

Даже если удастся пресечь деятельность этих сект, годы извращенного формирования личности неизбежно приведут к непоправимым последствиям, в том числе психопатологического характера.

Безусловно, внимание должен привлекать и противоположный возрастной контингент. Около 100 тысяч пожилых людей под внушением тоталитарных сект продали свои городские квартиры и, отдавая полученные деньги "учителям" сект, уехали в глухие места, получив при этом запрет обращаться за медицинской помощью. Что ждет этих людей при развале секты или при разочаровании в ее деятельности, а в целом при нарастании старческой беспомощности? Им не на что и некуда возвращаться, у них просто не будет сил. Они также обречены...

Информация о разрушительном воздействии сект на семьи, социальные группы, трудовые коллективы подтверждается многочисленными фактами не только в России, но и во всех странах мира, где действуют секты. Характерно в связи с этим заявление Клаудии Нольте, федерального министра ФРГ по делам семьи, стариков, женщин и детей, где говорится о деятельности секты саентологов, стремительно распространяющейся в России: "Все больше и больше людей, которые подверглись воздействию секты и испытывают тревогу по поводу активности саентологической организации, обращаются ко мне за советом. Это молодые мужчины и женщины, которые бросили свое профессиональное обучение и свою работу, оставили свои семьи и попали в финансовые трудности через вовлечение в саентологическое движение. Это родители, чьи дети были завербованы саентологией и работники, которые возмущаются попытками распространить саентологию внутри их компании. Я считаю, что саентология является одной из наиболее агрессивных группировок в нашем обществе... Саентология использует весьма сомнительные методы в своей попытке проникнуть в общество и контролировать людей, делая их зависимыми от нее. Она также имеет сомнительное понимание о демократии и бесчеловечное представление об обществе. Мы не можем позволить организации такого типа и дальше распространяться в Германии".

Это высказывание позволяет сделать вывод о том, что секты крайне разрушительно влияют не только на здоровье личности, семьи (социальной группы, трудового коллектива), но и на здоровье общества в целом, являясь причиной социопатического поведения и правонарушений.

В России создалась новая социальная проблема. Огромный контингет наших сограждан, уведенных в тоталитарные секты, оказался изъятым из актива трудовых ресурсов страны, в их сознание внедрены враждебность к культурно-национальным ценностям, к государственным и общественным интересам.

28 декабря 1994 г. в ГНЦ им.В.П.Сербского было проведено согласно постановлению следователя прокуратуры г.Москвы от 22.11.94 г. комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование деятельности организации "Фонд Новой Святой Руси" (Богородичный Центр, БЦ). Комиссия следующим образом ответила на конкретные вопросы, поставленные прокуратурой: - В литературе, издаваемой "БЦ" содержатся призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а также содержатся призывы к невыполнению гражданских обязанностей, такие как отказ от брака, семьи, воспитания детей, учебы, общественного полезного труда.

Многие тоталитарные секты, получившие на территории России официальную поддержку и покровительство государственных и муниципальных органов, широко известны на Западе злостным уклонением от налогов, множеством судебных процессов о нанесении психического и физического ущерба своим членам, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, включая скрытое проникновение в государственные органы, вплоть до государственных заговоров, как это было в случае секты Аум Синрике. Уже в 30 городах России действуют центры так называемой "Дианетики", вербовочной структуры Церкви саентологии, получившей определение германских государственных органов как "криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора", а некоторые ее адепты в Греции подозреваются в шпионаже.

Немецкая делегация на семинаре ОБСЕ о свободе вероисповеданий, состоявшемся в апреле 1996 года, дала следующие характеристики Саентологической организации, подтверждающие ее опасность для здоровья личности и общества: она "порождает у своих членов вполне выраженное сознание по принципу свой-чужой"; система контроля ее членов гарантирует обнаружение и разборку с инакомыслящими; идея, что члены секты представляют лучшую часть человечества также означает, что они изолированы от внешнего мира; технология секты обычно приводит к психологической и финансовой зависимости от системы; внедрение этой технологии в бизнес может нанести серьезный урон компаниям. "Для общества опасность заключается в саентологической цели переделать общество по своему образу. В таком обществе, действующем на основании принципов саентологии, не будет места для прав и свобод, заложенных в Конституции".

К наиболее известным деструктивным культам, действующим на территории России, можно, опираясь на различные источники и свидетельства, отнести: Церковь объединения (Муниты); Церковь саентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон); Харе Кришна (Международное общество Сознания Кришны); Трансцендентальная Медитация (ТМ); Раджниш (Ошо); Свидетели Иеговы; Церковь Христа (Бостонская церковь); Озарение; Лайфспринг; АУМ Синрике; "Белое братство"; "Богородичный центр"(Марианская церковь); "Церковь последнего завета" (Виссарион); Шри Чинмой; "Дети бога" ("Семья любви"); группы движения Нью Эйдж (Новая Эра) и целый ряд других, в том числе с центрами за рубежом. Российская психологическая, педагогическая и юридическая наука и практика, законодательная, административная и правовая системы почти не имеют опыта анализа и противодействия деструктивным культам, которые представляют, по сути дела, новейшую модификацию тоталитарных движений конца XX века. В отличие от Германии, где осуществляется активная государственная политика по отношению к тоталитарным сектам, основанная на достаточно хорошо усвоенных уроках нацизма, Россия ещё не прошла настоящего осмысления и тщательного извлечения опыта из истории собственного 70-летнего деструктивного культа и остаётся питательной почвой для процветания тоталитарных групп, как вытесняемых с Запада, так и доморощенных. Фактически наша страна столкнулась с расцветом преступности в новой нише, относящейся к духовной и психической жизни людей.

Особенно опасным является проникновение религиозных организаций в сферу здравоохранения, осуществление ими псевдооздоровительной и псевдомедицинской деятельности. В настоящее время в России сложилась тревожная ситуация, связанная с широким и бесконтрольным использованием и популяризацией сектами методов, методик и средств психологического и психотерапевтического воздействия, которые вопреки закону не получили официального разрешения Минздравмедпрома России и осуществляются лицами, не имеющими медицинского образования и государственной лицензии. Применение таких методов создает опасность для жизни и здоровья граждан и может рассматриваться как незаконное врачевание.

Многие секты используют методы воздействия на психику человека, не имея не только лицензии на профессиональную медицинскую деятельность, но даже элементарной медицинской подготовки. Эти организации применяют методы и средства (препараты и приспособления), не прошедшие клинических испытаний и не допущенные в установленном законом порядке для применения на людях.

Подобная псевдомедицинская деятельность становится неотъемлемой и существенной частью религиозного ритуала и по сути приравнивается к нему. Применение некоторыми сектами сверхмощных доз психотропных средств в отношении своих членов позволяет их руководителям добиться необратимого зомбирования личности адептов, превратить их в слепых фанатичных исполнителей.

Сказанное выше свидетельствует о том, что, вторгаясь в медицину, указанные организации нарушают законодательство Российской Федерации, которое требует, чтобы медицинская и фармацевтическая деятельность осуществлялась при наличии специального медицинского образования, сертификата специалиста, лицензии на заявленный вид деятельности и разрешения Минздравмедпрома России на применение препарата или метода воздействия на организм человека.

Сознавая опасные последствия вторжения сект в сферу здоровья и здравоохранения, Минздравмедпром России издал два приказа. Первый из них "Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия" не допускает применения методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения в практике здравоохранения.

Под этим понимаются не признаваемые официальной медициной методы и средства оккультизма и магии, а также методы и средства вмешательства в сферу психического здоровья религиозного происхождения, которые претендуют на подмену проверенных и необходимых для больного традиционных методов лечения.

Ограничения, введенные Приказом, призваны установить правопорядок и законность в сфере медицины, обеспечить право гражданина на безопасность для жизни и здоровья. Они отнюдь не означают ущемления его права на свободу совести и свободу вероисповедания, поскольку ни одна из традиционных религий, действующих на территории нашей страны, не имеет своих "особых" конфессиональных методов профилактики, лечения и реабилитации и не благословляет своих последователей отказываться от помощи официальной медицины. Не существует особой "православной медицины", "исламской медицины", "иудейской медицины" и т.п.

Второй приказ "Об отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" не допускает применять в практике здравоохранения методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р. Хаббарда методов саентологии, дианетики. Указанная мера обусловлена тем, что разработанные Л.Р.Хаббардом методологии, претендующие на медицинскую ценность, не смогли пройти государственного лицензирования ни в одной стране мира и не получили разрешения на применение. Более того, проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность и разрушительное действие методологии Л.Р. Хаббарда на организм человека и его психику.

В мировой научной литературе и в целом ряде судебных протоколов нашли отражение многочисленные случаи нанесения тяжелого ущерба здоровью пациентов вплоть до летальных исходов, случаи тяжелого психического расстройства, доходящего до суицида. В декабре 1991 года комиссия по психическому здоровью штата Оклахома отказала в лицензии центру "Нарконон", признав применяемую им программу детоксикации "небезопасной для здоровья". Комиссии высказала особую озабоченность использованием витамина В3 в форме ниацина, высокие дозы которого, предусмотренные программой детоксикации, могут вызвать прекращение функционирования печени. Более того большие дозы ниацина могут вызвать подагру, привести к повышению концентрации сахара в крови до диабетического уровня, появлению сыпи, фурункулеза, тошноты и гастрита.

Сверхдозы витаминов составляют лишь часть программы детоксикации, их прием чередуется с ежедневными пробежками и с длительным, до 6 часов в день, пребываением в сауне, что далеко не безопасно для любого человека, а для героиноманов может быть смертельной. Известно, что автор технологии Л. Р. Хаббард не являлся врачом, не имел не только медицинского, но вообще высшего образования. По данным МВД России, секта саентологии является одной из разновидностей так называемых сатанинских сект, имеющих весьма сильную криминогенную направленность.

Таким образом, издав упомянутые приказы, Минздравмедпром России обеспечил в пределах своих полномочий профилактику деструктивного воздействия сект на психическое и физическое здоровье человека.

Профилактические мероприятия являются частью комплекса мер обеспечения медицинской помощи в условиях распространения тоталитарных сект в России.

Проблема медицинской помощи лицам, попавшим под влияние тоталитарных религиозных сект и подвергшимся глубокой психологической обработке, является актуальной не только для Российской Федерации, но и ряда Западных стран, Японии и Южной Кореи, где она проявилась на несколько лет раньше. В этих странах существуют специальные центры медико-психологической помощи людям, ставшим жертвами сект, проводятся межрегиональные семинары по обмену опытом. Так к примеру, только по деструктивному культу "Свидетели Иеговы" в мире в настоящее время действует около 500 центров.

В России из-за недостатка средств пока таких центров не создано. Работа ведется на базе научно-исследовательских и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. Очень важное место в проведении медицинских мероприятий занимает разработка специальных методов оказания помощи пострадавшим от тоталитарных сект. В этих целях Минздравмедпром России принял решение финансировать в рамках госзаказа научные исследования по указаннной проблеме на базе ГНЦ психиатрии им. В.П. Сербского и Московского научно-исследовательского института психиатрии.

Кроме того для изучения последствий деятельности некоторых религиозных организаций в Минздравмедпроме России была проведена межведомственная конференция "Тоталитарные секты и психическое здоровье", с широким участием представителей органов исполнительной власти, медиков, психологов, представителей Московской Патриархии и общественных организаций.

С точки зрения практики оказания медицинской помощи пострадавшим контингент лиц, оказавшихся под влиянием тоталитарных сект и других неорелигиозных образований, подразделяется на три группы, требующие разного подхода, разного правового обеспечения и разных средств воздействия.

Первую (наименьшую) группу составляют лица, сумевшие самостоятельно или с помощью родственников выйти из секты. Как правило, это люди с глубоко травмированной психикой (с психопатологией, по меньшей мере, невротического уровня), которые, с одной стороны, осознают пагубное влияние секты, но с другой - не могут полностью преодолеть ее влияние и приспособиться к жизни в прежней социальной среде. Последнее обстоятельство, особенно при известной активности сектантов вернуть "блудного сына" в свое лоно, содержит большой риск этого возвращения и требует безотлагательных психокоррекционных и реабилитационных мер.

Вторую группу (по некоторым данным исчисляемую сотнями тысяч человек) представляют лица, полностью находящиеся под влиянием сект, порвавшие прежние социальные связи, изменившие место жительства и крайне отрицательно относящиеся к попыткам вернуть их к прежнему образу жизни. При этом такие попытки со стороны родственников или общественности крайне агрессивно встречаются активистами сект.

Третья группа - группа риска быть завербованным в тоталитарные секты (именно из нее вербовались оказавшиеся во второй группе). Эту группу охватывают лица декомпенсированные изменением стереотипа социальной жизни, не нашедшие в ней своего удовлетворяющего места, одинокие и надломленные индивидуальными психотравмирующими обстоятельствами, некоторые типы психопатических личностей, а также перенесшие социально-стрессовые травмы (в первую очередь бывшие участники афганской войны и других локальных боевых действий, беженцы). Значительную часть составляет молодежь, внутренне протестующая против меркантилизации современного общества и при этом не имеющая сформировавшихся ценностно-смысловых ориентиров своей жизни.

Первая из отмеченных групп нуждается в оказании психотерапевтической (нередко и медикаментозной), а также реадаптационной помощи. Для этого должна быть широко распространена информация о том, что такая помощь возможна. Должны быть известны адреса, куда можно и следует обращаться за помощью, должна быть обеспечена возможность получить совет, консультацию, разрядить психологический стресс в срочных случаях, что возможно осуществлять с помощью системы типа "телефона доверия".

Но главное, для этого должны быть созданы соответствующие (вне стен психиатрических учреждений) Центры психолого-психиатрической помощи с деликатно подобранным названием, желательно с религиозным оттенком. В этих центрах должен быть специально подготовленный персонал, ознакомленный как с позитивным, так и с негативным (во избежание многих уже имевшихся ошибок) опытом аналогичных зарубежных учреждений. Ряд специфических причин быстрого распространения тоталитарных сект в России, психологических особенностей постсоветского человека, своеобразия общественного менталитета и конкретных условий внутрироссийской жизни требуют специальной аналитической работы для выработки более адекватных возможностей оказания как оперативной, так и пролонгированной помощи. Необходимы разработки и издания соответствующих руководств для работы в таких центрах, а также брошюры-памятки для родственников бывших сектантов. Желательно проводить реадаптационную работу в контакте (но не под эгидой) официально зарегистрированных конфессий. Целесообразна организация сообщества бывших сектантов для взаимной поддержки, снятия психотравмирующего чувства одиночества и никому ненужности, поскольку (как представляется по аналогии с групповой работой с бывшими алкоголиками и наркоманами) это повысит эффективность реадаптации.

Вторая из выделенных групп более сложна для оказания необходимой помощи. Здесь могут быть юридические коллизии между правом отдельного человека на свободу совести (утвержденным "Всеобщей деклараций прав человека" и исходящими от нее нормативами) и аргументами запрета деятельности секты.

Как показывает знакомство с некоторыми официально зарегистрированными сектами, они по своей сущности эзотеричны - истинная суть секты, цели и характер ее деятельности, скрываются полностью или камуфлируются под "религиозное" таинство от "простых смертных" или только что вовлеченных в секту.

Так, все новые "конфессиональные" образования первоначально декларируют общечеловеческие позитивные ценности, в чем и состоит их главная привлекательность. Уже одни названия тоталитарных сект носят завлекающий характер, например: "Международный фонд помощи и дружбы", "Христиане мира за единство и социальные действия", "Международный фонд образования", "Фонд Новой Святой Руси" и т.п. Уставы новых "конфессий" также выглядят благопристойно. Например, "Богородичный Центр" основными своими задачами определил "возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божией Матери в 20 веке, благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность". Пока выясняется истинная сущность сект, люди в них идут именно в надежде получить предлагаемую им перспективу обрести смысл жизни, познать истину, уйти от одиночества, получить другие необходимые им духовные ценности. Эта перспектива обеспечивает податливость психологической обработки со стороны сектантов и уходу под их полное влияние.

Вместе с тем, имеющиеся данные показывают, что декларируемые цели и практическая деятельность сект имеют явные расхождения, что, кстати, является причиной нередких изменений в названиях сект, когда начинает проглядывать их подлинная сущность.

В связи с этим необходима поэтапная и индивидуальная работа по изучению конкретной деятельности каждой отдельной секты. Данная работа не может быть осуществлена без соответствующего правового (законодательного) обеспечения, для чего необходимо специальное исследование этой проблемы. Исследование может быть проведено правоведами с участием представителей ряда других дисциплин и представителей традиционных конфессий, включая психиатров и психологов, поскольку в реальной деятельности сект имеется большое количество фактов нанесения вреда психическому здоровью людей.

Должны быть четко отработаны показания, по которым возможно юридическое ограничение или даже запрещение тоталитарных сект, деятельность которых противоречит российскому законодательству, нарушает права и свободы граждан, прежде всего право на жизнь и охрану здоровья, угрожает общественной безопасности.

В случаях таких ограничений или запрета отдельных сект встает не менее сложный вопрос о судьбе их членов. Должен проводиться учет бывших членов с тем, чтобы после закрытия секты они не оказались вне активной помощи, не ушли в подполье, не стали искать новых путей возвращения в сектантство. На этом этапе такая работа перекликается с подходами к лицам из первой выделенной группы, однако она должна быть более углубленной и настойчивой с целью формирования критического отношения к своему уходу в секту и преодоления отрицательной позиции к ее закрытию. Названная деятельность должна проводиться строго в рамках закона. Законодательство в этой части нуждается в усовершенствовании, для чего также требуется комплексное исследование.

Выделенная группа риска нуждается в самых широких профилактических мероприятиях, начиная с социально-политических и кончая духовно-педагогических. Эти мероприятия должны проводиться на макро- и микросоциальном уровне. Наряду с общеидеологическими мероприятиями должно быть уделено особое внимание организации межличностных отношений конкретных групп сограждан. Необходимо активно культивировать разнообразные формы микросоциальных сообщества - "групп общения". Без непосредственного общения на основе любых просоциальных интересов и форм деятельности, включая и общины официальных конфессий, межличностная разобщенность, невозможность быть выслушанным и найти взаимопонимание образует тот духовный вакуум, который с готовностью заполнят любые квазирелигиозные образования.

Лица, осуществляющие непосредственное руководство сектами на территории Российской Федерации, в ряде случаев сами страдают психическими расстройствами и находились на психиатрическом излечении. Таким образом, группы населения, являющаяся объектом психологической обработки со стороны новых религиозных движений, неоднородны и потому требуют дифференцированного анализа и разного подхода. Целесообразно выделять: 1/ - недавно вышедших из сект, 2/ - остающихся под их влиянием и 3/ - подверженных риску быть в них завербованными, в том числе в плане рецидива. Для организации помощи в условиях воздействия деструктивных религиозных образований необходимо:

1. Обеспечить профилактику вовлечения в них населения путем законодательного ограничения и запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан; предусмотреть по примеру ряда стран при бракосочетании процедуру информирования граждан о деятельности тоталитарных сект; ввести в программы обучения средних и высших учебных заведений факультативные курсы о деятельности тоталитарных сект и профилактических мерах против их воздействия;

2. Разработать проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", предусматривающий уголовную ответственность за участие в неразрешенных или запрещенных тоталитарных сектах (деструктивных культах);

3. Разработать проект Федерального закона ""Об обеспечении гарантий права граждан на безопасность для жизни и здоровья и противодействии незаконной медицинской деятельности", и проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием указанного закона, включив в число соисполнителей Минздравмедпром, Минюст, МВД и ФСБ России;

4. В целях проверки законности деятельности отдельных религиозных организаций на предмет воздействия их на здоровье человека принять Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения медицинской экспертизы факторов риска для здоровья в связи с деятельностью некоторых религиозных организаций";

5. Принять Постановление Правительства Российской Федерации "Об организации специализированной службы помощи пострадавшим от некоторых религиозных организаций". Обеспечить, в том числе через средства массовой информации, широкую информированность о ее существовании. Предусмотреть адекватное методологическое и материальное обеспечение этой службы, которая по типу наркологической службы должна осуществлять свою деятельность на условиях доступности и вне стен психиатрических учреждений.

6. По согласованию с Московской Патриархией и во взаимодействии с Минздравмедпромом России организовать в некоторых православных храмах пункты медико-психологической помощи пострадавшим от деструктивных религиозных организаций;

7. Предусмотреть при регистрации сект экспертизу состояния психического здоровья лиц, осуществляющих непосредственное руководство сектой на территории Российской Федерации;

8. Рекомендовать Совету безопасности создать специальную комиссию по изучению вопросов деятельности и финансирования тоталитарных сект (деструктивных культов) в России и рассмотреть этот вопрос на одном из своих заседаний.

9. Распространить в органах исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации Пособие о деятельности тоталитарных сект, подготовленное и изданное МВД России.

10. Рекомендовать МВД России создание в правоохранительных и координационных целях специального структурного подразделения, занимающегося проблемами криминогенности тоталитарных сект, в том числе по линии профилактики правонарушений.

Изложенное свидетельствует, что рассматриваемая проблема носит комплексный характер и требует скоординированных действий разных специалистов (включая психиатров и психологов). На уровне государственных властных структур требуется координация деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов, а также органов исполнительной власти с привлечением таких федеральных ведомств как Минюст, МВД, Минздравмедпром, Минобразования, Миннац, МИД и др.

Hosted by uCoz