Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Заключение доктора психологических наук, члена-корреспондента РАО, профессора В.И.Слободчикова и доктора психологических наук, профессора В.В.Абраменковой от октября 2002 г. о психологических и духовно-нравстенных последствиях проведения школьных мероприятий под названием «Хеллоуин»
1. В настоящее время в российских школах и в большинстве школ Москвы уже с сентября идет подготовка к празднованию так называемого Хеллуина, получившего широкое распространение первоначально в учебных заведениях с углубленным изучением английского языка, а затем и в других.
Каждому педагогу извес
2.
3. А как это происходит у нас? Учителя и дети всю первую учебную четверть пишут сценарии и изобретают остроумные приспособления для садистских трюков и ужасающих костюмов. Например, в одной из школ закупаются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнузданными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в другой школе в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педагогов и родителей имитировали ... казнь через повешение одного из «двоечников». Дети радовались насилию, смерти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях декларированной гуманизации образования.
Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважительное отношение маленьких - к старшим, учеников - к учителям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Школа - не место подобных привнесений и «традиций». Многие учителя после проведения праздника отмечают возникающие большие сложности в проведении учебно-воспитательного процесса, лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло общения и взаимодействия на уроках.
4. Что происходит с ребенком в процессе подготовки и «празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на младших школьников и подростков. Разрушительными последствиями этого процесса оказываются:
· общая деморализация сознания современных школьников - участников Хеллоуина. Здесь происходит подмена и переворачивание общечеловеческих представлений о Добре и зле. Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как «дня всех святых» (что является ложью - никакая церковь не празднует этот день 31 октября) осуществляется беззастенчивая спекуляция на уважении россиян к Православной Церкви, святости, святым. Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использования даже в игровой форме человеческих экскрементов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу вандализма и пр., что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка;
· осуществляется вестернизация детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных «развлечений», реставрация древних культов служения силам зла под видом «Дьявольского карнавала». Все это осуществляется в школе при забвении собственных традиций и культурных форм, в частности, праздников, календарных обрядов, обычаев. И немаловажный факт : Хеллоуин, по сути, еще и прибыльный бизнес, опустошающий кошельки родителей( в США ежегодно тратится до 2,5 млрд долл. на его празднование, у нас эти цифры неизвестны, но в каждом супермаркете бойко раскупаются и дорогие костюмы монстров и убийц, и чудовищные лакомства, и демонические игрушки);
· идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами - вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповеди, спустя много недель после 31 октября;
· происходит активная танатизация сознания (от греч. танатос - олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах палачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутренней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности. Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязываемая по сути и Хеллоуином и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психосемантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей - подростков-убийц и самоубийц: их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семантика смерти как показатель определенной психологической готовности субъекта к ситуации насилия, влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы поведения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в сознание детей и молодежи темы смерти, умирания, никчемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале 20 в. была на последнем месте в мире по количеству самоубийств, и прежде всего детских, сейчас оказалась на верхних ступеньках этой страшной статистики, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница - возраст 5-6 лет!
5. Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям.
Соответственно:
· необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий; считать недопустимым его проведения в стенах школы ни с учебно-воспитательной, ни с духовно-нравственной точек зрения;
· необходимо возродить в стенах школы формы традиционной игровой культуры детей и подростков;
· необходимо создавать новые формы совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников в соответствии с базовыми ценностями отечественной культуры (например, организовать конкурс на лучший проект праздника класса, школы 31 октября и пр.).
Директор Института педагогических инноваций РАО,
докт. психол. наук, член-корреспондент РАО, профессор
В.И.Слободчиков
Доктор психологических наук,
главный специалист ИПИ РАО, профессор
В.В.Абраменкова