Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Заключение Клер Жуньеви от 27
октября 2001 г. по содержанию Хэллоуина
Будучи гражданкой Франции, проживающей в Москве и преподающей французский язык в российской школе, позволю себе привлечь Ваше внимание к развитию в российс
Его происхождение более или менее понятно. Этим древним
празднованием кельтского происхождения отмечали кельтский Новый год 1 ноября.
Предшествующая ночь была посвящена поминанию усопших и связанным с ним
ритуалам. Согласно традиции, их души скитались по з
Хэллоуин, перенесенный ирландцами в Соединенные Штаты, вскоре утрачивает свое ритуальное содержание и возвращается в наши страны в праздничном виде, близком карнавалу.
Он приобретает все больший размах, нравится детям, которых привлекает своим фантастическим обликом и отмечается во все большем числе школ.
С позиции педагогики, гражданственности, православия я задаю себе вопрос: необходим ли подобный праздник в школе? Педагогика должна давать детям знание, помогать им открывать мир, который их окружает, и учить их жить в нем, но также учить их быть разумными, чувствовать красоту и добро во всех формах искусства.
Хэллоуин способствует нравственной распущенности в играх, основанных на образе «монстра». Он далеко не невинен: один французский фабрикант конфет распространял «карты официальных демонов», в которых ребенок приглашался «делать и говорить чудовищные (monstrueuses) вещи».
Ненависть к красоте, неуважение к окружающим людям - вот возможное следствие Хэллоуин.
Педагог, если он христианин, не может смотреть без чувства стыда на языческий праздник, который в экстремальных случаях (в США) открывает возможность проявлений оккультизма и сатанизма.
Следовало бы, наконец, задаться вопросом об идее праздника вообще: праздник является одновременно торжеством и почитанием события, о котором вспоминают. Те, кто участвует в празднике, объединяются причастностью к такому событию или воспоминанием о нем. Характер развлечения служит ферментом объединения людей.
Чуждое христианской культуре, отделенной многовековым развитием искусства, литературы, истории, от кельтской культуры, празднование Хэллоуин не может выполнять эту функцию объединения и очень часто предстает как удовлетворение достаточно низких массовых инстинктов.
Наконец, достаточно очевидна его коммерческая основа: втянуть в него детей, сделать их в еще большей степени жертвами дикого и более чем сомнительного капитализма.
Российским властям было бы целесообразно не запрещать - мера неэффективная - празднование Хэллоуин в школах, но предложить иную культуру и иные формы праздничности.
Клер Жуньеви