Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Заключение Клер Жуньеви от 27 октября 2001 г

Заключение Клер Жуньеви от 27 октября 2001 г. по содержанию Хэллоуина

 

Будучи гражданкой Франции, проживающей в Москве и преподающей французский язык в российской школе, позволю себе привлечь Ваше внимание к развитию в рос­сийс

ких школах празднования Хэллоуин.

Его происхождение более или менее понятно. Этим древним празднованием кельт­ского происхождения отмечали кельтский Новый год 1 ноября. Предшествующая ночь была посвящена поминанию усопших и связанным с ним ритуалам. Согласно традиции, их души скитались по земле, и эти скитания символизировались и выражались в маги­ческих действиях: процессией с фонарями из пустых тыкв, внутри которых горели све­чи, сделанные из человеческого жира.

Хэллоуин, перенесенный ирландцами в Соединенные Штаты, вскоре утрачивает свое ритуальное содержание и возвращается в наши страны в праздничном виде, близ­ком карнавалу.

Он приобретает все больший размах, нравится детям, которых привлекает своим фантастическим обликом и отмечается во все большем числе школ.

С позиции педагогики, гражданственности, православия я задаю себе вопрос: необ­ходим ли подобный праздник в школе? Педагогика должна давать детям знание, помо­гать им открывать мир, который их окружает, и учить их жить в нем, но также учить их быть разумными, чувствовать красоту и добро во всех формах искусства.

Хэллоуин способствует нравственной распущенности в играх, основанных на об­разе «монстра». Он далеко не невинен: один французский фабрикант конфет распро­странял «карты официальных демонов», в которых ребенок приглашался «делать и го­ворить чудовищные (monstrueuses) вещи».

Ненависть к красоте, неуважение к окружающим людям - вот возможное следствие Хэллоуин.

Педагог, если он христианин, не может смотреть без чувства стыда на языческий праздник, который в экстремальных случаях (в США) открывает возможность прояв­лений оккультизма и сатанизма.

Следовало бы, наконец, задаться вопросом об идее праздника вообще: праздник яв­ляется одновременно торжеством и почитанием события, о котором вспоминают. Те, кто участвует в празднике, объединяются причастностью к такому событию или воспоми­нанием о нем. Характер развлечения служит ферментом объединения людей.

Чуждое христианской культуре, отделенной многовековым развитием искусства, ли­тературы, истории, от кельтской культуры, празднование Хэллоуин не может выпол­нять эту функцию объединения и очень часто предстает как удовлетворение достаточно низких массовых инстинктов.

Наконец, достаточно очевидна его коммерческая основа: втянуть в него детей, сде­лать их в еще большей степени жертвами дикого и более чем сомнительного капита­лизма.

Российским властям было бы целесообразно не запрещать - мера неэффективная - празднование Хэллоуин в школах, но предложить иную культуру и иные формы празд­ничности.

 

Клер Жуньеви

 

Hosted by uCoz