Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Гревцова О. Аргументы против проведения Хэллоуина в российских школах

 

Хэллоуин – праздник нетрадиционный для России. Однако за последние пять – десять лет, в течение которых он отмечается в нашем государстве, особенно в школах, к нему сложилось определенное отношение: имеются как сторонники, так и противники его дальнейшего проведения.

Доводы в пользу дальнейшего проведения Хэллоуина в российских школах сводятся к тому, что его празднование направлено на повышение общеобразовательного уровня, а также уровня владения иностранным языком обучающимся путем их знакомства с традицией отмечать этот праздник в других странах, налаживание культурного взаимодействия с иностранными государствами. Безусловно, положительная цель. Однако, аргументы pro далеко не бесспорны, ведь в принципе то же самое можно сказать относительно любого иностранного праздника, праздника как одной из форм проявления культуры какого-либо государства.

Встает вопрос о том, почему в большинстве российских школ отмечается Хэллоуин, а не иной зарубежный праздник. Преследуют ли тем самым преподаватели, родители (лица, их заменяющие) иные лица или органы, по закону обязанные обучать (воспитывать) детей, какие-либо отличные от названной цели. Ведь вполне возможна, исторически обоснованна ситуация, когда часть субъектов, ответственных за обучение (воспитание) ребенка, при проведении Хэллоуина действует в соответствии с убеждениями об особом религиозном значении данного праздника.

Хэллоуин отмечается много веков: изначально он праздновался как кельтский праздник Самайн (новый год)[1]. Он сопровождался различного рода жертвоприношениями, как животных, так и людей, осуществляемых друидами, которые являлись кельтскими колдунами, жрецами. Вследствие естественных миграционных процессов кельтские традиции распространялись по миру, соответственно, распространялись, хотя и очень медленно, обряды и ритуалы друидов[2]. До сих пор ими осуществляются различные жертвоприношения. Например, обозреватель "НГ-Религии" О.Е. Недумов, ссылаясь на книгу "Искушение "тайным знанием", пишет о совершении друидами человеческих жертвоприношений, "что было подтверждено находкой на торфянике в Чешире в 1984 г."[3]. Естественно, поскольку Самайн – один из наиболее значимых для друидов праздников, постольку он не может обойтись без жертвоприношения. Другие эксперты также отмечают, что "наиважнейшим шабашом ведьм…был Канун Дня Всех Святых, когда Князь Тьмы по-видимому глумился над праздником святых, совершая нечестивые ритуалы"[4], а в наши дни "Черная месса" обязательно совершается по сатанистским праздникам, к числу которых относится и Хэллоуин[5]. Всем известен обычай встречать Хэллоуин в костюмах демонов, вурдалаков, призраков, ведьм, скелетов, отождествляя тем самым себя с ними.

На сегодняшний день Хэллоуин является одним из самых почитаемых праздников, отмечаемых приверженцами многих сект[6], однако данный факт не афишируется.

На наш взгляд, можно условно поделить представителей органов управления образованием, непосредственно преподавателей, родителей на две группы: на тех, кто не знаком с религиозной подоплекой Хэллоуина и на тех, кто видит необходимость его проведения в хотя бы символическом отправлении религиозного культа[7]. Представителями обеих групп при проведении Хэллоуина в школах нарушаются права и свободы личности.

Если никто из обязанных обучать (воспитывать) ребенка органов или лиц не знал о возможности проведения Хэллоуина как религиозного праздника, можно говорить о том, что отмечанием Хэллоуина ими нарушаются право ребенка на получение такого обучения (воспитания), которое способствует нормальному психическому, физическому и нравственному его развитию, право ребенка на защиту своего достоинства, а также, в некоторых случаях, о нарушении прав родителей (лиц, их заменяющих). В том случае, если данные органы или лица осознавали религиозный характер праздника, следует к перечисленным нарушениям прав и свобод личности добавить нарушение права ребенка на свободу совести, вероисповедания, а также хоть и косвенное, создание угрозы национальной безопасности нашего государства.

Как известно, ст. 2 Конституции Российской Федерации[8] закрепила, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", при осуществлении своих прав и свобод человек и гражданин не могут нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), а "права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года[9] говорится о том, что "каждый человек имеет право на жизнь, … на личную неприкосновенность" (ст. 3); никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению (ст. 5). Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября  1989 г., вступила в силу для СССР и Российской Федерации 15 сентября 1990 г.[10]) устанавливает, что "государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени … здоровое развитие ребенка" (ч. 2 ст. 6), "уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии"  (ч. 1 ст. 14). А в ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 года,[11] признается право ребенка на "обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства".

Однако, как показывает практика проведения Хэллоуина в школах, то, что ребенка призывают или даже заставляют изображать из себя представителя нечистой силой, иногда - участвовать в отправлении действий, являющихся символическим воплощением черной мессы, препятствует его нормальному психическому развитию. Более того, размываются представления об уже сложившихся в нашей стране моральных[12] нормах о добром и уважительном отношении к окружающим. Также унижается человеческое достоинство, то есть "признание обществом социальной ценности, уникальности и неповторимости человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества"[13], ребенка. Идет привыкание детей, как наиболее уязвимых в психологическом плане личностей, к различным формам проявления зла.

Нарушаются права родителей (лиц, их заменяющих). В части 7 статьи 15 ("Общие требования к организации образовательного процесса") Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании"[14] сказано, что "родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса". В соответствии со ст. 63 Семейного Кодекса Российской Федерации "родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. При этом они обладают преимущественным правом на воспитание своих детей перед всеми другими лицами". Однако использованию прав и исполнению обязанностей препятствует недостаток предоставляемой государством информации по поводу возможного влияния сект, в частности, посредством отправления своих культов, закамуфлированных под праздники. И это на фоне того, что часть родителей в силу различных причин в принципе уделяют недостаточно внимания воспитанию и развитию своих детей, обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

В случае проведения праздника, являющегося частью нетрадиционного для нас религиозного культа, если при этом его введение не являлось добровольным выбором большинства граждан, на наш взгляд, можно говорить об угрозе нарушения национальной безопасности государства. Как сказано в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24[15], "под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации". А "обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения…, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров".

Однако, при проведении Хэллоуина (других праздников, происхождение и практика отмечания которых также малознакомы для нас) создаются возможности нарушении принципа светского характера российского государства, закрепленного в части 2 статьи 14 Конституции РФ и конкретизированного в статьях Закона "Об образовании". Так, Конституция установила, что Российская Федерация есть светское государство, в котором религиозные объединения отделены от государства, а Закон "Об образовании" определяет запрет деятельности религиозных объединений в образовательных учреждениях. "В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур … религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются" (ч. 5 ст. 1 Закона "Об образовании"). "Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:... 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях" (ст. 2 данного Закона). Однако никто не может гарантировать абсолютное неведение учителей, администрации школы относительно истинных целей проведения праздников, аналогичных Хэллоуину. Никто не может быть уверен в том, что эти лица не входят в состав организационных структур каких-либо сектантских организаций, осуществляющих в латентной форме образовательную и воспитательную деятельность в соответствии со своими интересами представителей религиозной организации.

Также возможно создание препятствий выполнению государством внутренней функции регуляции социальной и духовной сфер жизни общества, и внешней - сотрудничества с другими государствами по поводу культурного взаимодействия. В части 1 статьи 7 нашей Конституции говорится, что "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека", в, частности, на обеспечение здоровья населения, профилактики ситуаций, оказывающих на него негативное влияние. В Законе "Об образовании" устанавливается, что к принципам государственной политики в области образования относится  "единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства" (п. 2 ст. 2). Выделив это положение в качестве принципа деятельности государства, законодатель тем самым, стремился подчеркнуть приоритетность развития российских традиций, культуры. В ч. 2 ст. 14 данного закона ("Общие требования к содержанию образования") говорится о том, что "содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру". При этом, опять же, как видно из текста, приоритет отдается развитию присущих нашему государству традиций и культур, так как вновь упоминается национальная культура.

 Отмечанием Хэллоуина формируются предпосылки для разжигания религиозной вражды, запрещаемого частью 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации. Часть 2 статьи 29 Конституции РФ устанавливает, что "не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие … религиозную ненависть и вражду". Аналогичная по смыслу норма, предусматривающая наказание за возбуждение религиозной вражды, содержится в Уголовном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1997 года[16] (ст. 282). Во-первых, отмечание Хэллоуина по сути есть один из способов выражения своего резко отрицательного отношения ко Дню Всех Святых, который следует непосредственно за хэллоуиновской ночью и празднуется верующими многих христианских конфессий, к их религиозным чувствам. Очевидно, что в современных условиях напряженной борьбы различных конфессий за беспрепятственную, независимую от вмешательства в собственную религиозную деятельность представителей иных конфессий, реализацию права исповедовать свои религиозные убеждения и отправлять культы, отмечание Хэллоуина выглядит просто вызовом христианам. И не только им, так как даже граждане, не имеющие конфессиональных предпочтений, часто вынуждены принимать мнение одной из сторон конфликта, что, в свою очередь противопоставляет их взгляды взглядам противоположной стороны по поводу данной проблемы. Тем более, недопустимо, чтобы такой конфликт развивался в образовательных учреждениях: "Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между … религиозными группами" (ч. 2 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека).

Естественно, что в том случае, если лица, ответственные за проведение Хэллоина осведомлены о его религиозной сущности, однако скрывают данный факт, а ребенок участвует в отмечании Хэллоуина как светского праздника, возможно, следует говорить о нарушении права ребенка на свободу совести, свободу вероисповедания, закрепленное в частности в ст. 28 Конституции Российской Федерации, которое может осуществляться как путем определения своей принадлежности к какой-либо религии, отправления ее культов, так определения себя в качестве человека, не принадлежащего ни к какой религии и не отправляющего какие-либо культы.

На наш взгляд, Хэллоуин является сектанским праздником. Его отмечание в школах осуществляется не всегда осознанно и добровольно, не отвечает элементарным нормам психологического, нравственного воспитания детей, встречает много возражений со стороны общества, а также противоречит законодательству Российской Федерации и ряду международных правовых норм. В связи с этим встает вопрос о необходимости закрепления правового запрета на его отмечание. Таким образом, удастся избежать незаконного воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий, которое выражается в препятствовании деятельности религиозных организаций или совершения религиозных обрядов, и наказывается в соответствии с санкцией ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации. А самое главное, будут реализованы положения ст. 2 Конституции Российской Федерации об обязанности государства осуществлять признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. 

 



Примечания:

[1] См., напр.: Рис Алвин, Рис Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / Пер. с англ. и Послесл. Т. А. Михайловой. М., Энигма, evidentis, 1999. 480 с.

[2] Напр.: Celebrate! Holidays in the U.S.A. English Language Programs Division; Bureau of Educational and Cultural Affairs; United States Information Agency; Washington, DC 20547, 1993. (С. 111).

[3] Олег Недумов. Крипта. Вслед за друидами. // НГ-Религии. № 09 (9) от 25 сентября 1997 г., четверг.

[4] Hatch, Jane M. The American book of days. Third Edition. The H. W. Wilson Company, New York, 1978. 1224 pages. (С. 969).

[5] См., напр.: Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Издание 3-е, доп. и прераб. Том 1. Сатанизм: Аналитическое исследование. 257 с. М., 1999; Тайные общества и секты. Культовые убийцы, массоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики / Потгот. текста. Н. И. Макаровой. Мн., Литература, 1996. 624 с. С. 538 – 548.

[6] Секта религиозная является оппозиционным течением "по отношению к ранее утвердившимся, как правило господствующим, религиозным направлениям…". Религиозные объединения Московской области: Справочник / Авт. колл.: Аверичев Е. П. и др. М., Славянский диалог, 1998. 431 с. С. 422.

[7] "Культ религиозный (лат. – почитание, поклонение) – один из основных элементов религии, вид религиозной деятельности, строго определенная в каждой религии совокупность символических действий, долженствующая, согласно вероучениям различных конфессий и представлениям верующих, установить непосредственные отношения между религиозным сообществом или верующим индивидом и сверхъестественным объектом поклонения (Богом, святыми, духами предков, тотемом и др. сверхъестественными существами и силами)". Религиозные объединения Московской области: Справочник / Авт. колл.: Аверичев Е. П. и др. М., Славянский диалог, 1998. 431 с. С. 412.

[8] Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М., Юрид. лит., 1997. 64 с.

[9] Права ребенка. Сборник международных и российских законодательных актов. М., Новая Волна, 1999.128 с. С. 3 – 10.

[10] Там же. С. 11 – 39.

[11] Семейный кодекс Российской Федерации. Официальное издание. М., Юрид. лит., 1996. 96 с.

[12]  "Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что такое "хороший обычай", что "прилично", что делает возможной совместную жизнь людей…" Философский энциклопедический словарь. М., ИНФРА-М, 1997. 576 с. С. 275 – 276.                                                                                             

[13] Колесова Н. С. Личные (гражданские) права и свободы. В кн.: Права человека / Отв. ред. А. Е. Лукашева. М., 1999. С. 144.

[14] Федеральный закон: Выпуск 28. Об образовании. М., ИНФРА-М, 2002. 54 с.

[15] Российская газета, № 11 от 18 января 2000 года.

[16] Уголовный кодекс Российской Федерации. М., ООО "Издательство АСТ", 2001. 160 с.

Hosted by uCoz