«Тверская, 13», 21 декабря 2002 г.
Дети вдохновенно
живописали кости, черепа, смерть с косой, черных кошек, летучих мышей... Одна
школьница изобразила «магическую девочку», которая пила кровь из бокала.
Мальчик нарисовал колдуна с чашей причастия в виде кубка с кровью. Все это - не
сюжет из фильма ужасов, а плоды «педагогического эксперимента», проведенного в
школе подмосковного города Королева.
В сентябре нынешнего
года учитель истории школы № 5 г. Королева Московской области Людмила Уралова вынуждена была подать заявление об уходе в связи
с тем, что руководство школы определило ей столь малую нагрузку, на которую
жить невозможно. Квалифицированный педагог не остался без работы. Сейчас
Людмила Константиновна преподает философию и политологию в колледже
космического машиностроения. И зарплату имеет большую, и признание. Однако о
работе, которую ее вынудили оставить, сожалеет. Да и одно важное дело осталось
незавершенным.
Мы решили
рассказать эту на первый взгляд тривиальную историю об увольнении неугодного
педагога потому, что она проливает свет на теневую жизнь современной школы,
не только школы № 5 г. Королева.
- Настоящая
история длится без малого год. События стали активно
развиваться с начала нынешнего календарного года, - рассказывает Людмила
Константиновна, - когда в школе появилась замдиректора по правовому воспитанию
Наталья Маркина, и это в помощь психологу и заместителю
директора по воспитательной работе. Настоящий идеологический сектор!
В школе
стало проводиться анкетирование
по тематике алкоголизма, наркомании, преступности. Причем идеологи-воспитатели
не только не объясняли педагогам и классным руководителям стратегии своей
работы, но порой даже не ставили их в известность о своих мероприятиях. Я как
классный руководитель 8 «Д» класса даже не знала, говорит Людмила
Константиновна, что г-жа Маркина дважды проводила
анкетирование по наркотикам с детьми моего класса. Анкета не была показана ни
мне, ни родителям. Расследованием этой истории мне пришлось заниматься, когда
Грянул гром
Как раз во
время проведения анкетирования, охватывало же оно всю школу, ученик моего
класса Антон Шарапов попал в реанимацию по причине острого отравления «фенозепамом», который является лекарственным заменителем
наркотика.
Получилось
так, что мои ученики, равно как и их родители, изначально знали об этом
инциденте больше, чем руководство школы. Да и я впервые узнала об этом от
детей. Они-то и рассказали мне, что «Антона уговорил выпить «фенозепам» Сашка Зиатинов из 9 «д» «для прикола», потому что в 9 «д»
тоже были такие анкеты... А потом Антону стало очень плохо и страшно. Его тошнило,
и были галлюцинации... Вызвали «Скорую», и его увезли в больницу... Сразу нас к
нему не пускали, а потом, когда ему стало лучше, нас пустили...» Вот так, наперебой
дети мне и поведали о случившемся.
Инцидент был
еще не расследован. Я старалась поддержать позицию руководства и «не
распространять слухи». Но как ни старалась убедить детей в том, что Антон
«просто отравился пиццей», мне они не поверили. В целом же это было большое потрясение как для Антона, так и для всего класса, включая
родителей. Этот шок стал, конечно, своеобразной профилактикой, но слишком уж дорога цена.
Потом Антона
вызывали в комиссию по делам несовершеннолетних. Я как классный руководитель предоставила характеристику на мальчика, но дальнейшая
информация до меня доведена не была.
В школе
внутреннего расследования инцидента не было. Более того, этот факт тщательно
замалчивался. Действительно, какое отношение к школе имеет то, что хороший
домашний мальчик принял наркотик? Правда, именно в это время (во время
проведения анкетирования) педагог его проинформировал, какой наркотик можно
найти в домашней аптечке, но это просто совпадение...
Чтобы узнать
содержание анкеты, мне пришлось провести настоящее расследование, то есть
опрашивать детей и их родителей, потому что текст анкеты получить в школе было
невозможно. Скрывался он, как донесение вражеской разведки. Как вспоминают
дети, анкетирование это проводила Наталья Владимировна Маркина
дважды. В первый раз дети должны были написать свои соображения в связи с двумя
вопросами: «Что хорошего есть в наркотиках?» и «Что плохого в наркотиках?».
Вопросы,
содержавшиеся в анкетах, дети вместе с родителями воспроизводили по памяти на
родительском собрании. Со слов родителей, дети, придя
домой, возмущались характером вопросов: «Какие наркотики вы знаете?», «Какие
лекарства могут быть наркотиками?», «Каково их воздействие?» или «Что чувствует
человек, принявший наркотик?», «Пробовали ли вы наркотики?», «Кто из ваших
друзей пробовал?» и т. д.
- Людмила Константиновна, как родители отнеслись
к проведению подобного анкетирования?
- Родители считают, что такие анкеты скорее
дают ненужную информацию о наркотиках, чем служат цели профилактики.
- С этого и начался ваш конфликт с руководством
школы?
...Началось,
пожалуй, с того, что я отказалась проводить в своем классе анкету, которая
называлась «Я и преступный мир». Ею были охвачены все дети, начиная с 5-го
класса. Познакомившись с содержанием вопросов, я изложила свои возражения
г-же Маркиной и сказала, что в моем классе такая
анкета проводиться не будет.
Я и преступный мир
1. С какого рода преступлениями вы часто
сталкиваетесь в своей жизни?
2. С какого рода преступлениями вы
сталкиваетесь в школе?
3. Сталкивались ли вы с сексуальным насилием
в своей жизни?
4. Избивали ли вас когда-либо дома?
5. Избивали ли вас когда-либо в школе
ребята?
6. Если над вами совершили насилие, какова
будет ваша реакция?
7. Если вы узнаете, что над кем-то
совершается насилие, ваши действия?
Особенно
возмутили второй и третий вопросы. Оказывается, в нашей школе царит
преступная обстановка, и стоит восьмикласснику (не юристу, и не следователю)
присмотреться, эти преступления он увидит. Но если составитель знает о
преступной обстановке в школе, почему он до сих пор не сообщил об этом в
правоохранительные органы? А если преступлений нет, зачем же внушать
подросткам эту мысль?
«Сталкивались
ли вы с сексуальным насилием в своей жизни?»... Дети восьмого класса, то есть
подростки конкретного 8 «д», настроены так, что эта
тема их не интересует, я говорю это как опытный педагог. И этот вопрос -
провокация. Получается, ребенок должен у меня спросить, что такое «сексуальное
насилие», а я должна это подробно объяснять, иначе он на вопрос анкеты не
ответит. То же самое надо объяснять пятиклассникам... Или дети начнут
интересоваться, спрашивать об этом у какого-то третьего лица. Это провокация ранней сексуальной озабоченности.
- С родителями
текст анкеты согласовывался?
- Ни одна
анкета не была изначально показана родителям. Позднее я сделала это сама, чтобы
проверить свою позицию. Разумеется, они думали так же, как и я.
А чего стоит
только первый вопрос анкеты «по профилактике алкоголизма»: «Может ли 500 -
600 граммов спиртного вызвать у подростка смерть?» Иначе говоря: «Как ты думаешь,
умрешь ты от бутылки водки?». Подростка побуждают подумать об этом, поговорить
с приятелями или попробовать.
Вы не обязаны
Наш разговор с
Людмилой Константиновной состоялся еще весной, после чего я посетила школу №
5, где встретилась с заместителем директора по правовым вопросам Натальей
Владимировной Маркиной, а также и. о. директора
школы Ириной Анатольевной Ромайской.
Результат
встречи превзошел все мои ожидания. Во-первых, директор не знала, что в школе
проводится анкетирование. По крайней мере недоумение
было вполне натуральным. У замдиректора тексты анкет тоже не хранятся, и ни у
кого в школе они не хранятся... То есть ничего, кроме текста анкеты «по
алкоголизму», который был размещен на стенде (наверное, его считали самым
безобидным), мне не представили.
На вопрос об
отравлении ученика школы «фенозепамом» дамы
недоуменно и очень натурально переглянулись и сказали: «Все это слухи, ничего
подобного не было».
Дальнейший разговор не имел смысла. Мы находились в комнате
педагогов, а ваш корреспондент сидела за столом психолога. Неожиданно внимание привлек любопытный
документ, лежащий под стеклом. Это была памятка, которую, очевидно, психолог
пыталась выучить наизусть. Рабочий документ. А иначе, зачем, держать этот
текст постоянно перед глазами? Памятка называлась «Вы не обязаны».
На предмет содержания памятки разговор с директором школы
также не имел, смысла. Памятку Ирина Анатольевна не читала, да и вообще, как
оказалось, в деятельность психолога она «не вмешивается». Объяснила это просто:
«Психолог Виктория Юрьевна Девятова официально является сотрудником
Научно-методического психологического центра, что при гороно.
Там и зарплату получает. В школе бывает два
раза в неделю. Но я курирую ее работу».
Добавить к такому признанию просто нечего.
Вы не обязаны
Быть
безупречными на 100 процентов.
Следовать за
всеми.
Делать приятное неприятным вам людям.
Любить людей,
приносящих вам вред.
Извиняться за
то, что вы были сами собой.
Выбиваться из
сил ради других.
Чувствовать
себя виноватым за свои желания.
Мириться с
неприятной для вас ситуацией.
Жертвовать
своим внутренним миром ради кого бы то нибыло.
Сохранять
отношения, ставшие для вас оскорбительными.
Делать больше,
чем позволяет время.
Делать то, что
вы на самом деле сделать не можете.
Выполнять
неразумные требования.
Отдавать то,
что вам на самом деле не хочется.
Нести на себе
тяжесть чьего-то неправильного поведения.
Устав для уголовника
После столь
«насыщенного информацией» визита в школу я вновь встретилась с Людмилой
Константиновной и попросила ее прокомментировать вышеприведенную памятку.
- Она
действительно как-то «работает», детям на самом деле внушаются такие
установки?
- Так
случилось, что результат работы психолога г-жи Девятовой по этой памятке проявился
очень наглядно. Случай этот произошел в 4-й четверти с учеником 9-го класса Мишей
Пачиным.
Этот мальчик
изначально был сложным и достаточно конфликтным, но ярких проявлений
нетерпимости по отношению к окружающим (детям, учителям) мы не наблюдали. В
целом он держался в норме. Психолог работала с Мишей в течение месяца. И, судя
по всему, как раз по этой памятке. Можно было бы ожидать, что психолог смягчит
реакции мальчика, умного и интеллектуально развитого, примирит его с
окружением и т. д.
Все произошло
наоборот. После «работы» психолога открытая грубость и хамство
Миши стали превосходить всякие границы. В буфете он громко прошелся по неприятным
для него «формам» одного из педагогов. При детях обозвал ее на уроке, и мне
пришлось гасить конфликт. Стал допускать немыслимые оскорбления по отношению
к преподавателям, особенно старшего возраста. Все в соответствии с положениями
анкеты: он «не стеснялся своих желаний», «не мирился с неприятной для него
обстановкой», «не желал делать приятного неприятным ему людям», «не извинялся
за то, что был собой» и т. д. по тексту анкеты.
Строго говоря,
директор за этот вопиющий педагогический и психологический брак в работе с
подростком должна была наказать психолога, работу которой она «курирует». Но
произошло обратное, за брак в работе г-жи Девятовой пострадал подросток,
который по окончании учебного года вынужден был
покинуть школу.
Самое
печальное то, что в другой школе у этого мальчика ведь все повторится, так как
установка на хамство уже дана, причем не в подворотне,
а ученым психологом. При такой психологической установке Миша потерян для себя
и для общества, и его интеллект никогда не сможет реализоваться.
Когда я
зачитала эту памятку на родительском собрании, родители были просто
шокированы. Ведь заложенные в ней принципы - в противоречии с гуманными
традициями всей отечественной культуры, формируют конфликтного человека, хама и эгоиста, выше всего ставящего свои желания, с установкой
«ничем не жертвовать ради других». Это какой-то устав для уголовника. Впрочем,
я думаю, что с такой идеологией и уголовник в камере долго не продержится.
Если эти принципы усвоят все дети, школа просто взорвется.
Ритуал и печальный финал
Свои
соображения по поводу работы «воспитательного сектора» в 5-й школе Людмила
Константиновна в письменном виде подала в гороно. В
официальном ответе ей пообещали, что разбираться по письму будут в начале
учебного года, ибо письмо было получено накануне летних каникул.
Действительно,
в начале сентября она получила ответ, тот самый, о котором мы сказали в самом
начале. Учителя поставили в такие условия, которые вынуждали ее уволиться из
школы.
Результатов
служебного расследования, которое должно было провести гороно
по 5-й школе, мы с Людмилой Константиновной терпеливо ждали три месяца. Но,
видно, напрасно.
Что же
касается школы, там, наверное, на радостях, что избавились от неугодного
педагога, устроили невероятный по своему размаху конкурс сатанинских
плакатов, посвященных дню Хэллоуина.
Этот языческий
ритуал ирландского происхождения заключался в том, что в определенный день,
31 октября, люди приносили дары бесам, ведьмам и прочей нечисти,
чтобы в течение года она их не беспокоила. Ныне этот обряд возрождается в
форме неоязычества, главным образом в США, и имеет
уже форму поклонения самому сатане.
В минувшее
десятилетие в школах Москвы и Подмосковья по инициативе учителей английского
языка день Хэллоуина стали отмечать под видом
знакомства с историей и «культурой» Запада. Поначалу, по неведению наших педагогов,
сатанинский ритуал представлялся как некий безобидный этнографический сюжет.
Однако постепенно дети стали все глубже вникать в идею этого «праздника». И
результаты постижения «своеобразной культуры» не преминули сказаться. Отмечая
«праздник», школьники приносили в жертву кошек и собак. Известны также случаи,
когда в московских школах на дискотеках, посвященных Хэллоуину,
или после таковых совершались ритуальные убийства: старшеклассниками был
распят первоклассник головой вниз, на шарфе была повешена девочка. И везде на
месте убийства оставлялись пентаграмма, сатанинские заклинания и свечи. В
Московском комитете образования, сопоставив причину и следствие, то есть сложив два и два, запретили в школах «празднование»
дня Хеллоуина. Психологи, религиоведы, представители
всех традиционных религиозных конфессий дали свои заключения, показывающие
опасность соприкосновения с сатанинскими культами. Эти заключения можно
найти на соответствующих сайтах в Интернете. Что же
касается подмосковного наукограда Королева,
находящегося в 12 км от МКАД, этот город, увы, оказался в обсуждаемом вопросе
глубокой провинцией. В самый разгар трагедии в театральном Центре на Дубровке
в школе № 5 по инициативе учителя английского языка Ирины Замчалкиной
проходил конкурс плакатов-стенгазет, посвященных Хэллоуину.
Охвачена была вся школа, начиная с 6-го класса. Педагогическое жюри только в
качестве «лучших» отобрало 15 плакатов! Оценки за участие в конкурсе ставились
в журнал. Все плакаты были повешены на втором этаже школы.
Дети
вдохновенно живописали кости, черепа, смерть с косой, черных кошек, летучих
мышей... Сюжетные сценки показывают, как жалкие людишки в страхе и
подобострастии совершают приношений неким двуногим с
рожами козлов и свиней. Последние держат в своих лапах-руках кубки с «красной
жидкостью». Вроде как тест на сообразительность - угадайте, что это за жидкость?
Но на конкурсе
были представлены в том числе и идейно завершенные
композиции. Особенно характерны два плаката. Первый нарисовала
девятиклассница и назвала его «Магическая девочка». Жгучая брюнетка с клыками
и окровавленным клыком-медальоном в ярко-красном декольтированном платье
изображена в позе «полулежа» и намеревается выпить кровь из бокала. Слева от
нее некий маг или колдун выметает из угла паука, на спине которого крест...
Плакат семиклассника представляет собой глумление над иконой, некое ее
«перевернутое» изображение. Крупным планом изображен старец-колдун. Перед ним
- «чаша причастия» в виде кубка с кровью. Надпись гласит: «Кровь человека.
Вторая группа». Над этим странным старцем витают летучая мышь и черный кот.
Конкурсные
работы находились в фойе школы не более полутора часов. Оказавшийся здесь
председатель родительского комитета 5 «в» класса Олег Костицын,
оценив размах зрелища, снял все до единого плакаты.
Потом зашел в учительскую и сообщил об этом. Не вступая в пререкания с возмущенными
учителями, он унес плакаты с собой. Через два часа он принес в гороно письменное объяснение, где
в том числе были перечислены статьи законов, которые нарушались школой в
процессе ознакомления детей с идеями и практикой сатанизма.
Неожиданно
история эта получила огласку в прессе, и мэр Королева поручил городскому УВД
разобраться...
Люди в форме,
вызвав на удивление принципиального рдителя , пытались объяснить ему, что это в Москве-де Хэллоуин запрещен, а в Королеве... Ежели
вот психологи из гороно сочтут «хэллоуинское
творчество» безобидным, то принципиальный поступок родителя можно будет
квалифицировать и как самоуправство... Но Олег Валерьевич решил отдать
плакаты на независимую психологическую экспертизу. Взглянув на живописное
творчество детей из 5-й школы г. Королева, завкафедрой
детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМА
последипломного образования доктор психологических наук, профессор Ю. С.
Шевченко первым делом поразился позиции своего коллеги: «Что же это психолог-то
в этой 5-й школе делает? Как же он это допустил?!»
Гороно же, ознакомившись с заключением проф. Шевченко,
неожиданно замерло. Ведь по сути история с «хэллоуинс-ким» вернисажем оказалась последним штрихом к
портрету 5-й школы, нарисованному педагогом Людмилой Ураловой.
А ведь к разматыванию клубка педагогического брака идеологов-воспитателей 5-й
школы гороно так и не приступало...
Светлана Колосовская
Точка зрения психолога
...Тот факт,
что в течение длительного времени (дети работали над плакатами не менее 2 - 4
недель) подростки находились под воздействием негативно ориентированных
текстов, выписываемых ими сатанинских образов, может иметь весьма и весьма
нежелательные последствия для их психики, как то:
появление невротических страхов, кошмарных сновидений, депрессивных переживаний.
Погружение в подобную тематику актуализирует архаическое «магическое»
мышление, которое может проявиться психическими нарушениями, а также реализоваться
в асоциальных и преступных действиях. Примеров ритуально-сатанинских акций
подростков и молодежи становится все больше.
Особенно
негативно созерцание обилия подобных, устрашающих образов влияет на психику
учеников младших классов. Ассоциирование помещения школы с сатанинскими образами
чревато развитием «школьного невроза».
Крайне опасным
подобное творчество становится тогда, когда оно насаждается и поощряется
авторитетным для ребенка окружением, каковыми являются педагоги и школьные
психологи.
В социально-личностном
аспекте вовлеченность подростков в архетипически
чуждую идеологию и религию реализуется ими в актах вандализма, садизма и
противоправного поведения.
Из соображений
охраны психического и социального поведения подрастающего поколения подобные
мероприятия должны быть исключены из практики педагогического учреждения.
Ю. Шевченко,
заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования, президент Регионального общественного фонда социально-психической помощи семье и