Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Письмо Общественного комитета по правам человека №29 от 15
апреля 2003 г. руководителю Департамента образования г. Москвы Л.П. Кезиной
Уважаемая Любовь Петровна
В феврале 2003
г. Департамент образования города Москвы запретил проведение в московских
школах каких-либо мероприятий, связанных с «хэллоуином»,
тем самым, защитив права учащихся и их родителей в сфере свободы совести. Имеющий
вполне определенно религиозный характер «праздник хэллоуин»
зачастую навязывался московским школьникам, что приводило к нарушению их прав
на свободу совести и нарушению прав их родителей.
В выпуске
«Новой газеты» за 14-16 апреля 2003 г. вышла целая полоса, посвященная одной
единственной цели – оказанию давления на Департамент образования Москвы с целью
принудить его отменить письмо, запретившее навязывание «хэллоуина»
в московских школах.
Связано это с
тем, что проблема «хэллоуина», кроме религиозного
аспекта, имеет еще и вполне коммерческий аспект. В этот день фирмы,
специализирующиеся на выпуске сатанистской и т.п.
символики и атрибутики, получают огромные прибыли. Не случайно автор прохэллоуинской публикации Лилия Мухамедьярова
сетует, что ассортимент хэллоуинских товаров «тянет»
на 2,5 миллиарда долларов в год, проявляя таким
образом заботу об экономике США и показывая истинные причины появления
публикации в защиту «хэллоуина».
С другой
стороны, в силу именно религиозного характера «хэллоуина»
у него есть свои адепты. Поэтому неудивительно, что автор публикации в
поддержку своей абсурдной точки зрения привлекает мнение Якова Кротова[1]. Причем
это мнение озаглавлена «кое-что о светском характере нашего образования». Но
что понимает в светскости образования Кротов?
По мнению
государственного советника юстиции 3 класса В.Н. Жбанкова: «Я.Г. Кротов не
является ни специалистом в проблеме правового регулирования запрещения и
пресечения проявлений религиозной вражды, ни специалистом, который был бы
профессионально компетентен оценить содержание книги
А.В. Бородиной «Основы православной культуры», в силу отсутствия у Я.Г. Кротова
профессиональной подготовки психолога-лингвиста или филолога, специализирующегося
на проблеме возбуждения религиозной, национальной или расовой вражды. Поэтому
упоминаемые Л.А. Пономаревым в качестве «доказательств» расшифровки выступлений
и «гранки статей» Я.Г. Кротова не имеют никакой значимости, а их ценность для
рассмотрения анализируемого вопроса ничтожна. На таких же основаниях можно было
бы привлечь в качестве эксперта сантехника из соседнего домоуправления»[2].
Как пишет к.ф.н. С.А. Шатохин[3], Яков
Кротов «является самозваным священником в весьма странной организации,
именуемой «апостольская православная церковь» (или, другое название,
«православная церковь возрождения», по сути дела - секта). Возглавляет
ее некий лжемитрополит Стефан Линицкий, а идеолог в
этой псевдоцеркви – преданный анафеме Глеб Якунин.
Члены этой маргинальной и насчитывающей всего несколько человек общинки собираются на свои «богослужения» в подвале,
принадлежащем общественному объединению Льва Пономарева[4] –
другого деятеля, остервенело нападающего на тот же учебник по православной
культуре. Роднит всех этих людей нетерпимость и неприязнь к православию и к
русской культуре». Яков Кротов «служит» «священником»[5] в
некоей «апостольской православной церкви», возглавляемой лжемитрополитом
Стефаном Линицким. Стефан Линицкий к православию не имеет совершенно никакого
отношения, зато широко известен по конгрессам «народных целителей», которые по
сути своей являются сборищами магов и оккультистов.
Именно псевдомитрополит Стефан Линицкий неоднократно
«благословлял» сборища и инициативы всевозможных оккультистов».
Потому и
защищает столь ревностно Яков Кротов сатанистское
действо «хэллоуин», именно поэтому и заявляет, что
«светский человек никогда не увидит в хэллоуине
явления, разрушительного для психического и духовно-нравственного здоровья
учащихся». Для Кротова хэллоуин – это светский
праздник (?!), так, веселое действо – «жалкие осколки
древнего культа мертвых». Читая такие высказывания Якова Кротова, невольно
задаешься вопросом: а может быть, просто Яков Кротов – священник так называемой
«Церкви сатаны»? В этом случае все, действительно, встает на свои места, ибо
только для священника «Церкви сатаны» древний культ мертвых может быть уместным
и желанным в общеобразовательной школе. Отсюда и неприязнь
и нетерпимость Якова Кротова к взаимодействию Департамента образования Москвы и
Русской Православной Церкви. Все это, кстати, показывает антихристианский
характер «апостольской православной церкви» Линицкого-Якунина-Кротова. А ревностная
защита Кротовым «хэллоуина» показывает, чей конкретно
это праздник, кто является любителем сатанистской
символики и атрибутики. Празднование столь милого сердцу Кротова «хэллоуина» - это его личное дело и право. Но навязывать
московским школьникам свои религиозные предпочтения и празднества Кротов не
имеет права.
Показательна
защита Кротовым секты «Брахма Кумарис»,
известной своими экстремистскими призывами и пропагандой неполноценности
граждан по признаку отношения к религии. Но для Кротова вражду, в принципе,
могут возбуждать только русские и православные (см. его ксенофобские выступления
против учебника А.В. Бородиной «Основы православной культуры»). По мнению
к.ф.н. С.А. Шатохина, Кротов осуществляет в своих
статьях пропаганду неполноценности русских по признаку отношения к национальности.
«Может не там мы экстремизм ищем? – пишет С.А. Шатохин. - Может сначала почитать произведения кротовых?» Мало того, Кротов в своей публикации откровенно
показывает свои русоненавистнические убеждения. Для
него русская культура – это «русское язычество» (создаваемое, к слову, такими
же, как и Я. Кротов людьми, не имеющими отношения к русскому народу, но
навязывающих «новую русскость»)
и хороводы вокруг идола Перуна. Больше ничего для Кротова, видимо, с выражением
«русская культура» не ассоциируется.
Обсуждать,
насколько уместен и законен учет Департаментом образования Москвы
навязываемой точки зрения представителя сообщества магов, вряд ли уместно.
Российские
правозащитники выражают свои поддержку усилиям Департамента образования Москвы
по защите прав учащихся на свободу совести.
С уважением!
Председатель
Правления
Т. А.
Квитковская
[1] Кротов Я. Кое-что о светском характере нашего
образования // Новая газета, 14-16.04.2003 г. С.7.
[2] Заключение государственного
советника юстиции 3 класса В.Н. Жбанкова от 03.02.2003.
[3] Отзыв председателя Президиума
Русского Геополитического Общества, кандидата философских наук С.А.Шатохина от 28.01.2003 г. на программу «С христианской
точки зрения. Ведущий Яков Кротов об учебнике «Основы православной культуры».
[4] Несколько месяцев назад практически одновременно представители
Русской Православной Церкви, мусульманских и протестантских
религиозных организаций России заявили, что считают Л.А.Пономарева
ксенофобом, и потребовали от Генеральной прокуратуры РФ привлечь Л.А.Пономарева
к уголовной ответственности за возбуждение религиозной и национальной вражды.
[5] Яков Кротов стал «священником» в
подвале Движения за права человека // Интернет-сайт «Православие-ру»,
21.11.2002 г.