Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Заключение И.Мартемьяновой по основам педагогической системы Марии Монтессори, май 2003 г.
Педагогическая система М. Монтессори относится к числу активно импортирующихся в нашу страну педагогических технологий, охраняющих самих себя посредством:
обязательного обучения Монтессори-педагогов в европейских центрах подготовки (в основном, в Германии);
прохождения педагогами сертификации и получения «международно-признанного» диплома;
непременного приобретения для школы, сада аутентичного набора[1] дидактических материалов Монтессори (стоимостью от 10 тыс. долларов);
созданием региональных педагогических объединений с целью кооперации и подконтрольности европейским ассоциациям Монтессори.
Мария Монтессори понимала свою педагогическую систему «как путь к перерождению человечества». Из всех проблем воспитания ее занимали «интересы человечества и культуры, родиной которой является весь мир». И потому в эволюции отдельной личности необходимо повторить эволюцию всего человечества /1/. Несомненно, здесь обнаруживается сходство с идеями Штайнера, чему и посвящена работа /2/, где утверждается: освоение обеих педагогических систем служит «преодолению Россией ее многолетней изоляции и приобщению к лучшему».
Теория Монтессори с начала XX в. привлекала педагогов идеями свободного и индивидуального воспитания ребенка, построенного исключительно на наблюдении. Разрешаются ли на практике противоречия, возникающие при реализации этих принципов? Исследовательницы прижизненного этапа педагогики Монтессори свидетельствуют следующее.
Система Монтессори предлагает «очень ограниченный материал», вызывающий у детей механическую, непродуктивную работу; «нет ничего для воображения, для развития речи (кроме грамоты)». «Монтессори не расширяет детских впечатлений, но воспитывает детей в тихой спокойной жизни... Даже петь при посторонних
Монтессори запрещает...», словно идеальным местом для этой методики является «безлюдный остров, где дети в одиночестве развиваются сами по себе» (С. Русова - /1/).
В самих конкретных реализациях педагогических принципов (наряду с несомненными находками в сенсорном тренаже) встречаются опасные моменты: «Некоторые из этих игр, как, например, игры в тишину с завязыванием глаз, основаны на гипнотизации детей» (Н. Лубенец - /1/).
«В них нет свободы, нет индивидуализации воспитания», - делает вывод Е. Тихеева о посещенных ею «Домах ребенка» в Италии /1/.
Итак, столь привлекательные лозунги не нашли воплощения на практике ещё при жизни автора метода.
Современные модификации Монтессори-школ в ответ на критику, вероятно, отошли от авторской модели, оставив «бренд», «торговую марку», т.е. имя и привлекательные гуманистические лозунги. Вот как квалифицируется современная Технология саморазвития М. Монтессори:
«По философской системе: антропософская.
По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая» /4/.
По первому параметру необходимо помнить, что антропософия, учение Р. Штайнера, возникло в лоне теософии Е. Блаватской. Сама Монтессори не раз с воодушевлением описывает «безграничный восторг мистически настроенной души», «пламенную душу мистика» учителя, практикующего по ее системе. Поэтому представление о Монтессори-системе как о светской не соответствует действительности. Повторим, что при этом провозглашаются общечеловеческие ценности культуры, однако сама М. Монтессори перешла из католичества в индуизм, основа которого - учение о перевоплощении душ по закону кармы (так, в главе «Духовный эмбрион» Монтессори рассказывает о процессе инкарнации - кн. “The Secret of Childhood”, N. Y., 1981,1-е изд.-1936)
В современных московских школах Монтессори на этапе так называемого «космического воспитания» ставится задача «развития у ребенка целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями» (Е. Литвяк, Е. Хилтунен — /3/). Для этого, как учила основательница метода, надо объединить познания ведущих наук о мире в единый образ мира и развивать у ребенка «его скры-тую энергию», достигая «более ясного разума, более сильного характера и новых, более свободных форм сознания» (цит. по /3/).
На деле оказывается, что в развивающей среде Монтессори-класса ребенок сам добывает знания из оказавшихся рядоположенными источников - стихов, легенд, учебников, сказок, энциклопедий. Смешиваются «методы истории и физики, литературы и живописи»; немудрено, что при этом в сознании ребенка присутствуют конгломераты понятий: « например, слон для него млекопитающее и добродушный толстяк из сказки одновременно» /3/. Надо ли здесь ставить вопрос о научности возникающей у ребенка картины мира?..
Следовательно, и по параметру «характер содержания педагогической технологии» (см. выше) систему Монтессори трудно назвать обучающей и общеобразовательной.
Таким образом, в педагогике, философии Монтессори и в практической реализации обнаруживается синкрет теософских, антропософских, натурфилософских идей начала XX века, опоэтизированных наблюдений за детьми, современных автору достижений психиатрии, психофизиологии, мистики, осознания своего миссионерского назначения, которое приведет к «возрождению» или «перерождению человечества».
Однако родителей, ныне приводящих своих детей в сады, школы Монтессори (которые, кстати, позиционируются на рынке современных образовательных услуг как элитные, ввиду своей дороговизны, и как индивидуально-личностно-либеральные), не ставят в известность о такой духовной задаче педагогической системы Монтес-сорицф, об ее философских основах и методах.
P.S. Здесь, как и вообще в любой педагогической методике, требуется всеобъемлющий и глубокий психологический анализ применяемых на практике методов - и не только в сопоставлении с декларируемыми методикой задачами, но и на предмет безопасности для детской психики.
Источники:
1. Метод научной педагогики Марии Монтессори. - Киев, 1993.
2. Загвоздкин В., Хилтунен Е.. Монтессори и Вальдорф. - М., 1999.
3. Школа сотрудничества. - М., 2000.
4. Селевко Г. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Ирина
Мартемьянова
[1] Право на изготовление принадлежит одной из голландских мебельных фабрик; подчеркиваются особые требования к исходному сырью и качеству исполнения деталей.