Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Заключение И.Мартемьяновой по основам педагогической системы Марии Монтессори, май 2003 г.

 

Педагогическая система М. Монтессори относится к числу ак­тивно импортирующихся в нашу страну педагогических технологий, охраняющих самих себя посредством:

обязательного обучения Монтессори-педагогов в европей­ских центрах подготовки (в основном, в Германии);

прохождения  педагогами сертификации     и  получения «международно-признанного» диплома;

непременного приобретения для школы, сада аутентично­го набора[1] дидактических материалов Монтессори (стоимостью от 10 тыс. долларов);

созданием региональных педагогических объединений с целью кооперации и подконтрольности европейским ассоциациям Монтессори.

Мария Монтессори понимала свою педагогическую систему «как путь к перерождению человечества». Из всех проблем воспи­тания ее занимали «интересы человечества и культуры, родиной ко­торой является весь мир». [/sp

an]И потому в эволюции отдельной лично­сти необходимо повторить эволюцию всего человечества /1/. Несо­мненно, здесь обнаруживается сходство с идеями Штайнера, чему и посвящена работа /2/, где утверждается: освоение обеих педагогиче­ских систем служит «преодолению Россией ее многолетней изоляции и приобщению к лучшему».

Теория Монтессори с начала XX в. привлекала педагогов идея­ми свободного и индивидуального воспитания ребенка, построенного исключительно на наблюдении. Разрешаются ли на практике проти­воречия, возникающие при реализации этих принципов? Исследова­тельницы прижизненного этапа педагогики Монтессори свидетельст­вуют следующее.

Система Монтессори предлагает «очень ограниченный матери­ал», вызывающий у детей механическую, непродуктивную работу; «нет ничего для воображения, для развития речи (кроме грамоты)». «Монтессори не расширяет детских впечатлений, но воспитывает детей в тихой спокойной жизни... Даже петь при посторонних

Монтессори запрещает...», словно идеальным местом для этой ме­тодики является «безлюдный остров, где дети в одиночестве разви­ваются сами по себе» (С. Русова - /1/).

В самих конкретных реализациях педагогических принципов (наряду с несомненными находками в сенсорном тренаже) встреча­ются опасные моменты: «Некоторые из этих игр, как, например, игры в тишину с завязыванием глаз, основаны на гипнотизации де­тей» (Н. Лубенец - /1/).

«В них нет свободы, нет индивидуализации воспитания», - де­лает вывод Е. Тихеева о посещенных ею «Домах ребенка» в Италии /1/.

Итак, столь привлекательные лозунги не нашли воплощения на практике ещё при жизни автора метода.

Современные модификации Монтессори-школ в ответ на кри­тику, вероятно, отошли от авторской модели, оставив «бренд», «тор­говую марку», т.е. имя и привлекательные гуманистические лозунги. Вот как квалифицируется современная Технология саморазвития М. Монтессори:

«По философской системе: антропософская.

По характеру содержания: воспитательная + обучающая, светская, общеобразовательная, гуманистическая» /4/.

По первому параметру необходимо помнить, что антропософия, учение Р. Штайнера, возникло в лоне теософии Е. Блаватской. Сама Монтессори не раз с воодушевлением описывает «безграничный восторг мистически настроенной души», «пламенную душу мисти­ка» учителя, практикующего по ее системе. Поэтому представление о Монтессори-системе как о светской не соответствует действитель­ности. Повторим, что при этом провозглашаются общечеловеческие ценности культуры, однако сама М. Монтессори перешла из католи­чества в индуизм, основа которого - учение о перевоплощении душ по закону кармы (так, в главе «Духовный эмбрион» Монтессори рас­сказывает о процессе инкарнации - кн. “The Secret of Childhood”, N. Y., 1981,1-е изд.-1936)

В современных московских школах Монтессори на этапе так называемого «космического воспитания» ставится задача «развития у ребенка целостной картины мира, упорядоченной существующими закономерностями» (Е. Литвяк, Е. Хилтунен — /3/). Для этого, как учила основательница метода, надо объединить познания ведущих наук о мире в единый образ мира и развивать у ребенка «его скры-тую энергию», достигая «более ясного разума, более сильного харак­тера и новых, более свободных форм сознания» (цит. по /3/).

На деле оказывается, что в развивающей среде Монтессори-класса ребенок сам добывает знания из оказавшихся рядоположенными источников - стихов, легенд, учебников, сказок, энциклопе­дий. Смешиваются «методы истории и физики, литературы и жи­вописи»; немудрено, что при этом в сознании ребенка присутствуют конгломераты понятий: « например, слон для него млекопитающее и добродушный толстяк из сказки одновременно» /3/. Надо ли здесь ставить вопрос о научности возникающей у ребенка картины мира?..

Следовательно, и по параметру «характер содержания педаго­гической технологии» (см. выше) систему Монтессори трудно на­звать обучающей и общеобразовательной.

Таким образом, в педагогике, философии Монтессори и в прак­тической реализации обнаруживается синкрет теософских, антропо­софских, натурфилософских идей начала XX века, опоэтизированных наблюдений за детьми, современных автору достижений психиат­рии, психофизиологии, мистики, осознания своего миссионерского назначения, которое приведет к «возрождению» или «перерождению человечества».

Однако родителей, ныне приводящих своих детей в сады, шко­лы Монтессори (которые, кстати, позиционируются на рынке совре­менных образовательных услуг как элитные, ввиду своей дороговиз­ны, и как индивидуально-личностно-либеральные), не ставят в из­вестность о такой духовной задаче педагогической системы Монтес-сорицф, об ее философских основах и методах.

P.S. Здесь, как и вообще в любой педагогической методике, требуется всеобъ­емлющий и глубокий психологический анализ применяемых на практике ме­тодов - и не только в сопоставлении с декларируемыми методикой задачами, но и на предмет безопасности для детской психики.

Источники:

1. Метод научной педагогики Марии Монтессори. - Киев, 1993.

2. Загвоздкин В., Хилтунен Е.. Монтессори и Вальдорф. - М., 1999.

3. Школа сотрудничества. - М., 2000.

4. Селевко Г. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

 

Ирина Мартемьянова

 



[1] Право на изготовление принадлежит одной из голландских мебельных фабрик; подчерки­ваются особые требования к исходному сырью и качеству исполнения деталей.

Hosted by uCoz