Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Заключение

Заключение от 27 марта 2002 г. по содержанию пособий Г.К.Селевко

 

Настоящее заключение выполнено по содержанию следующих пособий Г.К.Селевко и его соавторов:

1. Селевко Г.К., Бабурина Н.И., Левина О.Г. Найди себя (9 класс). – М.: Народное образование, 2001. – 144 с. – (Серия «Самосовершенствование личности»).

2. Селевко Г.К., Болдина В.И, Левина О.Г. Управляй собой (10 класс). - М.: Народное образование, 2001. – 191 с. - (Серия «Самосовершенствование личности»).

 

При неглубоком знакомстве с пособиями Г.К.Селевко и его соавторов, эти издания кажутся более нравственно направленными по сравнению, например, с учебниками Якова Соколова «Граждановедение», который так же затрагивает в своих учебниках темы нравственности, порядочности, честности, но

способствует маргинализации и криминализации детского сознания. Приводимые Г.К.Селевко примеры поведенческих реакций и предлагаемые на выбор учащимся ряды вариантов поведения в тех или иных ситуациях, на первый взгляд, кажутся содержательно направленными на привитие учащимся различных моделей осознанного поведения, позволяющих адаптироваться в современном обществе. Однако более глубокий анализ выявляет, что анализируемые пособия внутренне противоречивы и содержат в себе целый ряд негативных моментов, которые сводят на нет всё, что в них есть позитивного, более того – полностью инвертируют содержательную ценность пособий, превращая их в инструмент разрушительного воздействия на психику учащихся и насильственное вовлечение их в оккультно-религиозное объединение.

Бросается в глаза явная неискренность авторов, жонглирование этическими терминами. Складывается ощущение, что все их рассуждения на темы справедливости, взаимовыручки и нравственности - ненастоящие, являются лишь своего рода ширмой для последующего внедрения каких-то важных, на взгляд авторов, идей. Происходит подмена нравственных понятий на псевдонравственные.

Здесь весьма показательны задания, даваемые в пособиях Г.К.Селевко и его соавторов. Так, в пособии «Найди себя» (1) девятиклассникам дается задание прочесть книги: «Бизнес крокодила Гены» Э.Успенского - в разделе «Её величество «Экономика» (1, с.35), посмотреть: х/ф «Интердевочка» (1, с.94), х/ф «Неуловимые мстители» (1, с.107). В пособии «Управляй собой» десятиклассникам задается прослушать оперу М.Кораля «Волк и семеро козлят» (2, с.29; – десятиклассникам!), песню «Не перебивай меня» (2, с.93); посмотреть м/ф «Волк и семеро козлят на новый лад» (2, с.29), х/ф «Челюсти» (2, с.101). В курсе «совершенствования личности особенно «содержательна» и «полезна», конечно же, песня «Мои мысли – мои скакуны» Газманова, которая рекомендована десятниклассникам (2, с.81). При ознакомлении с этими заданиями создается ощущение полной хаотичности при выборе заданий. Наряду с симфонией №14 Чайковского учащимся рекомендуется прослушать песню В.Сюткина «Я то, что надо» (2, с.21). Предлагаемые задания вместе являют собой некую мировоззренческую и тематическую «кашу», даже не претендующую на системность. Вряд ли просмотр и прослушивание указанных произведений поможет учащимся стать более нравственными и адаптированными к жизни в обществе.

В этом же ряду сентенции типа: «Вершины проявления человеческой любви известны нам по литературе: любовь Данте и Беатриче, Петрарки и Лауры, Ромео и Джульетты, К.Маркса и Эжени» (1, с.85). Совершенно непонятно, причем здесь семья Карла Маркса, который, как неоднократно писалось в прессе, являлся жестоким тираном в собственной семье. С каких это пор Карл Маркс стал являть собой «вершину проявления человеческой любви», непонятно. Так Карла Маркса не возносили даже в советские времена. К слову, в пособиях Г.К.Селевко часто встречаются ссылки на классиков марксизма-ленинизма, приводятся цитаты из творений К.Маркса (2, с.11,17), Ф.Энгельса (2, с.33) и В.Ленина (2, с.11,18), (1, с.115). Очевидно, авторы до сих пор находятся под действием коммунистической пропаганды. Но не это является тем главным, что авторы хотят донести в своих пособиях до учащихся, внедрить в их сознание.

Авторы сами выявляют мировоззренческую принадлежность и направленность своих педагогических инициатив: «Необходимо учитывать и использовать интерес подростков к эзотерическим (выделение здесь и ниже – авт. заключения) философским учениям, проповедующим ду­ховные искания. Поэтому старшеклассникам предлагается необходимый минимум сведений об этой области  человеческой  культуры, разъясняются опасности одно­стороннего некритического вос­приятия её ценностей, ухода от действительности и от своего социального окружения. Вместе с тем из этих трансцендентных учений берутся некоторые практически проверенные полезные рекомендации (народная медицина, способы самовнушения и др.)» (3, с.60).

Именно эзотерические, точнее – оккультно-религиозные учения и есть та мировоззренческая основа, что легла в основу анализируемых пособий.

Внедрение в сознание учащихся оккультно-религиозных вероучений начинается путем внушения им спорных и неоднозначных утверждений о существовании особой энергии:

«…нематериальные про­явления психики обладают энергией. Энергией обла­дают мысли, потребности, эмоции, чувства, знания, установки, настроения, привычки, желания, мотивы; все эти проявления - носители особой, биопсихичес­кой энергии» (2, с.140). Далее: «Психическая, или биопсихическая, энергия представляет собой энергию явлений психики, свя­занных с движением и преобразованием информа­ции на разных уровнях духовной организации чело­века - сознания, предсознания и подсознания… мозг представляет собой аппарат, с помощью которого разные виды энергии, воздействую­щие на человека, преобразуются в психическую энергию и обратно - психическая энергия в прочие виды энергии» (2, с.140).

Выстроив такие квазинаучные словесные конструкции-псевдоутверждения, помогающие ввести детей в состояние некритического восприятия следующих утверждений, авторы вплотную подводят учащихся к навязыванию им оккультно-религиозного вероучения:

«Психическая энергия, очевидно, имеет полевую форму и выходит за пределы своего источника - моз­га, физического тела человека.

Наличие у человека биополя - научно доказан­ный факт, как и существование ауры - так называет­ся часть биополя, которая выходит за рамки физичес­кого тела.

Аура измеряется физическими методами и имеет несколько параметров: электрические, магнитные, звуковые, оптические, световые. На поверхности кожи есть несколько сот биологически активных точек - их излучения создают суммарные энергетические оболоч­ки человеческого тела - ауру.

Вокруг тела человека располагаются чакры - энергетические пояса в виде широких колец, центром которых служит определённая точка в теле человека (она тоже называется чакрой). Состояние чакр, как правило, определяет общее состояние человека. Чакра головы имеет центр между бровями. Это - третий глаз. Ещё есть чакры горла, сердца, солнечного сплете­ния, живота, паховая и копчиковая» (2, с.141).

О существовании «чакр», «ауры» и «третьего глаза» говорится как о чем-то бесспорном, существование чего не может подвергаться сомнению, в принципе. Говорится так, будто бы все эти категории – не религиозного (оккультного, неоиндуистского и пр.) происхождения, а научно признаны. Стилистика повествования, циничная игра терминологией – все это направлено на подмену в сознании учащихся научных представлений представлениями религиозного оккультизма. Предложения, содержащие истинные утверждения («мозг каждого человека хранит огромное количество информации» (2, с.140), «на поверхности кожи есть несколько сот биологически активных точек» (2, с.141) и пр.), перемежаются фразами чисто религиозно-пропагандистского характера, утверждениями, направленными на навязывание учащимся вероучения, которое, судя по анализируемым пособиям, исповедуют их авторы.

Совершенно очевидно, что существование «чакр», «кармы», «третьего глаза» может быть обосновано исключительно только лишь в рамках вероучительных систем конкретных вероисповеданий (неоидуизм, буддизм, оккультизм). Анализ общего содержания анализируемых пособий Г.К.Селевко и его соавторов, в том числе, анализ рекомендуемой учащимся в указанных пособиях литературы, позволяет сделать вывод о насильственном вовлечении указанными авторами учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в оккультно-религиозное движение теософско-рерихианского типа, известное своей антинаучностью и значительным экстремизмом, несмотря на все его маскирующие рассуждения о мире, культуре мира и пр., которым, якобы, движение последователей Рерихов содействует.

Особенно показательно в этом смысле пособие «Управляй собой», в которой учащимся внушается, что существуют энергетические «вампиры» и телепаты, что в окружающей среде «разлита психическая энергия прана», что можно заряжаться «энергией прана» от камней и металлов и тому подобные абсурдные и нелепые утверждения:

«Экстрасенсы - люди, которые обладают высокой чувствительностью к чужой биоэнергетике (они как бы «видят» ауру). Экстрасенсы могут воздей­ствовать с помощью своей энергии на других лю­дей. Телепаты способны даже передавать дискрет­ную информацию… Есть люди, которые отдают энергию партнёрам («доноры»), а есть и та­кие, которые преимущественно потребляют её («вампиры»). Находясь на значительном расстоя­нии, мы иногда чувствуем состояние родного или близкого человека» (2, с.142).

«Как заряжать себя энергией

Психическая энергия в окружающей природе. Че­ловек может пользоваться психической энергией, которая разлита в окружающей природе (прана).

Солнечная лучевая энергия и её отражённые по­токи (голубое небо, горы, зелень, белый снег) на­столько мощные источники энергии, что пользо­ваться ими следует осторожно.

Чистый воздух содержит большое количество праны. Именно поэтому всегда считалось полез­ным пребывание на чистом воздухе.

Вода - море, река, озеро, даже бассейн и душ - да ют прекрасный заряд энергии.

Растительный мир. Большим источником праны являются зелёные растения. Особенно насыщены праной эманации хвойных деревьев, семена, осо­бенно в момент прорастания, и эманации цветов.

Общение с животными (лошадьми, домашними животными, собаками, кошками) также может пополнять ваши энергетические запасы.

Люди. Замечено, что некоторые люди имеют столь высокий уровень (потенциал) биоэнергии, что могут отдавать её другим людям. Так, бесе­да, контакт с умным, добрым или любимым чело­веком часто придаёт вам силы, вселяет уверен­ность. Это имеет под собой энергетическую осно­ву: вы напитываетесь, отбираете у него положи­тельную энергию, выступаете как энергетический «вампир». Иногда такой «вампир» высасыва­ет энергию и у того человека, который не имеет её излишка, тем самым истощая жертву, доводя её до нервного заболевания.

Мощный источник психической энергии - едине­ние, сотрудничество людей, деятельность в сплочённой группе, коллективе.

Биоэнергией можно подзаряжаться и от неживых вещей (святыни, талисманы, минералы, метал­лы и др.), но всё это сугубо индивидуальное. Изучи­те, узнайте «своё» животное, дерево, камень.

Искусство и красота нужны не только для утон­чения и украшения жизни, но и для накопления психической энергии» (2, с.142-143).

За приводимым со ссылкой на Елену Рерих очевидно оккультным тезисом: «Искусство хранит божественный огонь, даёт человеку насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры (Е.К. Рерих)» (2, с.143), вновь следуют истинные или квазиистинные утверждения («энергии достаточно — вы живёте с радостью и удовольствием, решаете сложнейшие задачи; но вот вы устали, выдохлись на работе - энергии мало - вы унылы, вялы, неактивны» (2, с.144), «депрессивные состояния сопровожда­ются напряжением дыхательной мускулатуры» (2, с.144)).

Показательно, что авторы указанную цитату из оккультно-религиозных творений Е.Рерих намеренно не берут в кавычки, чтобы учащиеся восприняли ее как одну «мыслей мудрых», что во множестве приведены в анализируемых пособиях. Абсурдная сентенция Е.Рерих напечатана тем же шрифтом, тем же курсивом и размером, отмечена тем же значком, что и уже привычные учащимся вполне верные утверждения известных людей. Ранее учащихся нацеливали принимать эти «мысли мудрых» как истинные (см., например: 2, с.54). Поэтому, в силу уже сложившейся привычки воспринимать все написанное в рубрике «мысли мудрых» как истинные утверждения (ведь их же высказали мудрые!), учащиеся «проглатывают» очевидно оккультный тезис.

Таким образом, получается своего рода «слоеный пирог» из истинных, квазиистинных (которые можно воспринять и как некую интерпретацию истинного, и как квазиоккультное утверждение) и откровенно оккультно-религиозных тезисов и пропагандистских положений. И если на 138 страницах до раздела «Энергетическая саморегуляция» авторы всего лишь один раз попробовали внедрить в сознание учащихся оккультные идеи (2, с.104; странный рисунок 12 под названием «схема выхода энергии при естественном отреагировании (слева) и «зажимании» эмоций (справа)», иллюстрирующий одну из оккультно-религиозных идей о строении тела человека, не имеющих никакого отношения к научному познанию мира), то со страницы 138 количество оккультно-религиозных пропагандистских вставок увеличивается в общем числе утверждений чуть ли не в геометрической прогрессии. Таким «слоеным пирогом» достигается так называемое «размораживание» сознания учащегося, его психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания, которое уже лишено способности критически осмысливать сказанное и предложенное в качестве истинного. Теперь учащийся, подвергшийся такой обработке, может впитать в себя любое, самое бредовое и абсурдное, оккультно-религиозное утверждение. Эта цель, видимо, и преследовалась авторами исследуемых пособий.

Необходимо отметить, что использованная (или самолично разработанная) система навязывания учащимся оккультно-религиозного вероучения является очень грамотно, с точки зрения теории внушения и психологического манипулирования, построенной и реализуемой. Еще за год до прохождения десятиклассниками обучения по пособию «Управляй собой», эти учащиеся (будучи девятиклассниками) в курсе обучения по пособию «Найди себя» (1) усвоили первую порцию оккультизма, но тогда это была всего лишь пробная, подготовительная, очень слабая индоктринация (навязывание вероучения), направленная на внедрение в сознание учащихся набора оккультно-религиозных понятий, на котором будет основываться уже полновесная оккультная индоктринация в 10 классе в курсе «Управляй собой»:

«III. Саморегуляция и само­совершенствование в различ­ных философских системах.

Йога как система саморегу­ляции физического состояния и сознания, дисциплина тела и ума.  Йоговское  понимание смысла жизни и места человека» во Вселенной. Карма и создающие её силы: мысли, страсти и поступки.

Медитация - как методика формирования доминанты на психическое и умственное са­мосовершенствование и само-регуляцию.

Космическая (био-) энергетика человека. Биополе. Энергети­ческие центры - чакры. Энер­гетические доноры, и вампиры. Саморегуляция энергетического состояния» (3, с.61).

«Примеры практических занятий:

упражнение    «Осознание собственной индивидуальности»;

упражнение «Развитие вни­мания и памяти»;

релаксация

упражнения йоги,

определение знака и ин­тенсивности космической энергетики человека;

разбор социально-педаго­гических задач-проб;

сочинения на основе само­наблюдений и наблюдений за окружающими» (3, с.61).

По существу, перед нами предстает факт использования Г.К.Селевко и его соавторами в их пособиях суггестивных, манипулятивных технологий, направленных на навязывание учащимся оккультно-религиозного вероучения рерихианского типа и вовлечение учащихся в оккультно-религиозное объединение последователей Рерихов.

Устранив критическое сознание учащихся, авторы начинают реализовывать «изменение» - следующий этап завоевания контроля над сознанием учащихся и вовлечения их в оккультизм. Учащиеся привлекаются к совершению определенных практических действий, носящих ритуальный характер и тесно связанных с навязываемым им оккультно-религиозным вероучением:

«Тонизирование. Если делать активный вдох и пассивный, самопроизвольный выдох (воздух гонится через нос), то поддерживается высокий тонус нервной системы, происходит пополнение психической энергии… Тонизирование нервной сис­темы. и оздоровление организма происходит как за счёт «накачки» организма биоэнергией, так и за счёт постоянного волевого усилия, направленного на под­держание должной интенсивности описанного типа дыхания» (2, с.146).

Закрепляется индоктринация повторением внедренной оккультно-религиозной терминологии:

«Словарик

Биопсихическая энергия, или биоэнергия - энергия, связанная с движением и преобразовани­ем информации в психике человека; физическими приборами не фиксируется.

Аура - часть биополя, которая выходит за рамки физического тела.

Чакры - внутренние энергетические центры человека.

Прана - психическая энергия, разлитая в природе» (2, с.147).

Вновь перед нами образец манипуляции сознанием учащихся. Везде ранее рубрика «Словарик» (неоднократно встречается в анализируемых пособиях, характеризуется одинаковым внешним оформлением) содержала в себе набор или истинных утверждений - «Ухтомский   Алексей   Алексеевич (1875-1942) - русский мыслитель, ученый-физиолог» (2, с.81), или вполне адекватных дефиниций – «страх - эмоциональное состояние, явля­ющееся ответом на предстоящую или вообража­емую опасность» (2, с.59), «вдохновение - творческий подъём, прилив творческих сил» (2, с.81) и др. Помещение в рубрику, где учащиеся привыкли видеть бесспорные утверждения, оккультно-религиозных тезисов есть ни что иное, как прием манипуляции сознанием учащихся, направленный на насильственное внедрение в их сознание оккультно-религиозного вероучения.

Поэтому уже не удивляет приведенная на с.147 в пособии «Управляй собой» так называемая ситуация-проба «Восприятие критики». Дается задание: «Вас сильно и несправедливо критикует начальник (товарищ, учитель, родитель); а) наедине; б) на людях». И формулируется вопрос: «Где и как нужно применить энергетичес­кую саморегуляцию?». Внешне вопрос лишен логики и здравого смысла в силу того, что он совершенно не связан с заданием и не корреспондирует ему. Однако это – кажущаяся бессмыслица. Задание заставляет учащихся говорить об «энергетической саморегуляции» (разумеется, во взаимосвязи с «третьими глазами», «пранами», «чакрами», «энергетической подпиткой от камней и металлов» и прочими оккультно-религиозными категориями), то есть вести якобы обдуманное рассуждение по некритически воспринятой оккультно-религиозной теме, тем самым еще больше вовлекая себя в оккультизм, навязываемый Г.К.Селевко и его соавторами. Перед нами аналог дзэн-буддийских коанов, парадоксальных вопросов-задачек.

Далее продолжается оккультно-религиозная индоктринации учащихся. Снова приём «слоёного пирога», бесспорные утверждения - «аутогенная тренировка, или аутотренинг (AT), есть методика целенаправленного самовнуше­ния, позволяющая человеку управлять психическими и физиологическими процессами организма… Пример: когда вы на остановке ждёте автобуса и вам становится холодно, вы сами себе говорите: «Мне тепло, тепло». Это и есть приём аутотренинга» (2, с.148-149), служат лишь маскирующей прелюдией к навязыванию очередных оккультно-религиозных методик и практик:

«Приёмы аутогенной тренировки

В процессе упражнений используются три основ­ных приёма, которые могут применяться и по отдель­ности, и комплексно.

1. Влияние слова на психофизиологическое состо­яние человека. Один из принципов эзотерических тео­рий гласит: энергия следует за мыслью. Иначе гово­ря, мысль (психическая энергия) порождает деятель­ность органов человека. Манипулируя образами, на­правляя внимание, человек может произвольно ме­нять и ощущения, и психологические, и физические состояния, достигать эффектов психического и физи­ческого оздоровления…

2. Произвольное привлечение в эмоциональную сферу чувственных образов и представлений…

3. Изменение (произвольная саморегуляция) то­нуса скелетных мышц и дыхания…

Самовнушение весьма эффективно в сочетании с приёмами физической релаксации. Физическая релак­сация - первый этап и необходимое условие всякого аутотренинга.

Освоение техники AT

Первый шаг AT - релаксация… Второй шаг - психическое «отключение»… Главное - отключиться от посторонних мыслей, сосредоточиться. Формулы сосредоточения: «главное - это я», «главное для ме­ня - здоровье», «главное - ... (какое-то конкретное дело, человек, ситуация или др.)…

Научившись расслабляться и отключаться, мож­но переходить к основному циклу упражнений ауто­тренинга.

Третий шаг - целенаправленные упражнения. Внимание концентрируется на основной формуле, со­ответствующей вашим конкретным задачам.

Основные формулы самовнушения (примеры)… Моя энергия восстанавливается. Я по­лон сил для нового дела. Мне дышится легко и спо­койно» (2, с.149-151).

Анализ содержания исследуемой практики, навязываемой учащимся в пособиях Г.К.Селевко и его соавторов, позволяет сделать вывод, что данная техника аутотренинга есть некая подготовительная форма предлагаемых в последующем медитативных оккультных методик и техник. Показательна рекомендация Г.К.Селевко: «Примечание. В формулах AT можно говорить к се­бе «ты» вместо «я»» (2, с.151), направленная на расщепление сознания учащихся.

Тема №22 в пособии «Управляй собой» так и называется – «Медитация» (2, с.155). В этом разделе авторы уже не скрывают направленность и мировоззренческую основу своей пропаганды, так как все манипулятивные техники уже реализованы, все подготовительные этапы, направленные на предварительную индоктринацию оккультно-религиозного вероучения учащимся, осуществлены. Начинается открытая пропаганда вероучительных основ оккультных и неоиндуистских сект:

«В широком понимании медитация представляет средство развития спокойного сосредо­точения, погружение внутрь человека, в глубины его духовного мира, его «Я». В конечном счёте медитация служит средством восстановления и координации фи­зических и психических функций, создания ясности сознания… Кроме этого, медитация может применяться для того, чтобы: достичь душевного, психического спокойствия; повысить интеллектуальные способности, улуч­шить память; развить чувство гармонии, красоты; оздоровить организм; выработать экстрасенсорные способности. По мнению индийского философа Д. Кришнамурти (на самом деле, Кришнамурти – индуистский религиозный деятель, - прим. авт. заключения), медитация имеет величайшее и глубочайшее значе­ние. Не быть способным к медитации - значит ли­шиться возможности видеть солнечный свет и черноту тени, искрящиеся воды и нежные листья… Медитация - это особое, изменённое состояние психики; его описывают, называя ещё трансом, одер­жимостью (и при таком понимании авторы вовлекают учащихся в медитации! – прим. авт. заключения), экстазом, сердечной молитвой, видением, благодатью. Это состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на опреде­лённом объекте, или же, наоборот, полное «рассредо­точение» внимания» (2, с.155-156).

Г.К.Селевко называет медитацию «одержимостью», «трансом», подтверждает, что систематически практикующие медитативные техники люди оказываются оторванными от внекультового социума: «Состояние медитации отличается тем, что теряет­ся чувство времени, особым образом изменяются про­странство, ощущения, восприятия, эмоции, воображе­ние, появляется сверхвнушение и т.д. При этом насту­пает как бы отделённость человека от внешней среды» (2, с.156). И все равно принуждает учащихся практиковать медитацию.

Г.К.Селевко сравнивает результат воздействия медитации на сознание с наркотическим опьянением: «К подобному же состоянию можно прийти с помо­щью наркотиков (но вы понимаете, что это - дорога в ад)» (2, с.156), но все равно предлагает ниже конкретные медитативные техники, которые в курсе обучения по пособии «Управляй собой» учащиеся должны опробовать на себе. Причем внушается ложный тезис о том, что в отличие от наркотического опьянения («дорога в ад») трансовое опьянение, достигнутое в результате медитации, является чем-то безобидным и вполне позитивным. Эдакий положительный и допустимый заменитель наркотиков. Внушение таких идей рассчитано на тех учащихся, кто уже попробовал принимать наркотические вещества. Но влечение к наркотикам в этом случае будет замещено на не менее опасную для физического и психического здоровья учащихся зависимость – от оккультно-религиозных ритуалов и медитативных техник.

Особенно примечательна здесь очевидно манипулятивная фраза: «По мнению индийского философа Д.Кришнамурти, медитация имеет величайшее и глубочайшее значе­ние. Не быть способным к медитации - значит ли­шиться возможности видеть солнечный свет и черноту тени, искрящиеся воды и нежные листья» (2, с.155). Цитата Кришнамурти не заключается Г.К.Селевко в кавычки, поэтому, учитывая построение фраз, учащиеся воспримут первое предложение – как цитату из трудов Кришнамурти, а второе предложение – уже как истинное утверждение авторов пособия. Акцентируем. Учащимся внушается 2 управляющих мысли: 1) отказ от медитативных практик вызван неспособностью их практиковать, 2) неспособность к медитации, (равно как и намеренный отказ от медитации – это лишение самого себя возможности видеть солнечный свет, красоту окружающей природы. Налицо прием манипуляции сознанием учащихся.

Далее, в качестве «ступеней медитации» предлагаются следующие:

«Мистические и религиозные практики, где меди­тация считается средством, позволяющим достичь высшего знания, обрести сверхспособности и власть над стихиями природы и людьми, имеют, как правило, следующие ступени:

1. Управление вниманием, сосредоточение. Представ­ление о «высшем, истинном Я», существующем в вечности и бесконечности. Чаще всего представля­ется сверкающий источник белого яркого света, располагающийся в космосе за пределами солнца и звёзд. Формулы медитации: «Я чист и спокоен. Я - высоко. Я двигаюсь к Богу» и т.п.

2. Воображение, фантазия. Представление о себе как части этого «высшего, истинного Я», светлого, чис­того, мирного, блаженного.

3. Покаяние, исповедь. Представление о своём несо­вершенстве, мысли и воспоминания об отступлении от праведного пути, о появлении греховных страстей.

4. Моление, разговор с Богом. Обращение к высшей си­ле и призыв её на помощь в уничтожении, сожже­нии в вас греховных страстей, мыслей, действий, обращение к ней с призывом укрепить ваши силы и решимость.

5. Слияние, созерцание. Представление «высшего, ис­тинного Я». Формулы: «Я - дитя Бога, я - сила, я вечен, я бес­смертен»» (2, с.156-157).

О Боге в какой религиозной традиции говорится? В какой религиозной традиции обращаются к безликой «высшей силе» с просьбой о «сожже­нии вас греховных страстей, мыслей, действий»? Вспомним приведенное чуть ранее изречение оккультистки Е.Рерих: «Искусство хранит божественный огонь, даёт человеку насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры» (2, с.143), которое учащиеся, по замыслу Г.К.Селевко и его соавторов, должны были принять как мудрое истинное изречение. Предлагаемые учащимся медитативные практики не есть нечто абстрактно-развлекательное и безобидное. Это вполне конкретные, очевидно оккультно-религиозные практические ритуалы и техники.

Впрочем, ниже Г.К.Селевко уже ведет совершенно открытую пропаганду вероучений неоиндуистских и оккультных религиозных объединений (сект):

«Техники медитации очень разнообразны. Динамический вариант (утренний) Цель - настроиться на деятельность. Выполня­ются следующие упражнения:

1. Бег на месте, высоко поднимая колени (можно под музыку). Глаза открыты, дыхание ритмичное, ров­ное. Мысленная концентрация на ощущении про­буждения и иррадиации внутренней энергии.

2. Резко выдыхая, успокоить дыхание и пульс, от­крыть расслабленный, слегка обвисший рот, сесть в удобную позу с прямым позвоночником, закрыть глаза. Начать лёгкое, почти непроизвольное пока­чивание, продолжая концентрироваться на движе­нии внутренней энергии по всему телу.

3. Лечь на спину, открыть глаза и выполнять быстрое вращение зрачками по часовой стрелке. Вызвать ощущение лёгкости и невесомости во всём теле, до­стичь эффекта «отсутствия тела».

4. Концентрация движения психической энергии к переносице между бровями (сосредоточение).

5. Закрыть глаза и раствориться в космической энер­гии, погружаясь в глубокую медитацию…

Вариант «Мантры»

Цель - улучшить умственные способности, зака­лить волю, достичь контроля над собой. Выполнить этапы релаксации, сосредоточения и далее начать дол­го и упорно повторять мантру. Мантры - звуковые формулы, или заклинания, произнесение которых че­ловеком, вызывая определённые вибрации, приводит к изменению психики в желаемом направлении (воз­буждает, успокаивает и др.). В качестве исходного уп­ражнения можно помедитировать над мантрой «ОМ» (нараспев «А-О-У-МММ»). Мантра поётся на вы­дохе, число пений должно быть кратно трём. В процес­се пения представляете Космос, беспредельные просто­ры Вселенной. Начав с 3-6 повторов, можно довести их число до 108 (полный АУМ).

Через неделю (не ранее) надо попробовать пение про себя, мысленно, не открывая глаз, - вы должны почувствовать такие же внутренние вибрации, как при голосе…

Медитация над мантрой, которая служит име­нем одного из божеств индусского пантеона (напри­мер, «Кришна»), позволяет, по свидетельству источ­ников, достичь вершины медитации, удостоиться ви­зита этого божества, общения с ним, испытать бла­женство.

В вышеописанных вариантах медитация пред­ставляется как способ, путь самосовершенствования человека. В вашей жизнедеятельности возникают бо­лее прагматические задачи, которые также можно ре­шить с помощью медитации.

Вариант «Космос»

Применяется для выхода из стресса.

Сядьте удобно, руки положите веером на колени, мизинцы на середине бедра направлены к коленям, спина прямая, голени перпендикулярно полу (поза «фараона»), глаза закрыты, расслабленное внимание на центре лба. Представьте, что в центре лба светится белая точка. Войдите в состояние погружения.

Начинайте медленно про себя произносить текст медитации:

Я становлюсь всё больше и больше. Я расширяюсь. Я чувствую, как с каждым, вдохом я становлюсь всё боль­ше и больше. Вот я вижу сверху комнату, вот я перерас­таю дом... Дом становится всё меньше и меньше. Мне очень приятно и радостно это расширение... Вот я вижу свой город, всю свою страну. Подо мной страны и конти­ненты. Я вижу прекрасную голубую планету. Это Зем­ля… А вокруг меня пустота, полная звёзд. Мое тело рас­слаблено, оно пульсирует, дышит, оно не имеет границ... Космос - это я. Меня охватывает чувство единения со Вселенной... Блаженство разливается во мне. Покой и удовлетворение. Красота и гармония. Меня охватыва­ет состояние божественной любви... Я - часть энергии, разлитой повсюду... Любовь переполняет меня и застав­ляет светиться... Я - вспыхнувшая Звезда...

Перед тем как выходить из медитации, сделайте глубокий вдох. С выдохом вы как бы опадаете и возвра­щаетесь на землю. Медленно дыша, почувствуйте своё тело. Затем медленно-медленно открывайте глаза и взгляните на мир как в первый раз. Какой он радост­ный, истинный, яркий...

Общие рекомендации по медитации

Медитация не достигается волевым усилием. В медитации соблюдается правило пассивного же­лания, суть которого заключается в том, что вы стремитесь к «стиранию» ваших переживаний и мыслей не посредством волевого усилия, а лишь не­принуждённым желанием достичь этой цели» (2, с.157-160).

Индуистские божества, типично оккультно-религиозные практики медитации, направленные на отождествление себя со Вселенной и звездами, мантры, в том числе столь любимая мантра Сёко Асахары «АУМ», и прочие оккультно-религиозные понятия и категории – все это неопровержимо указывает на главную цель анализируемых пособий Г.К.Селевко и его соавторов: вовлечение учащихся в оккультно-религиозное объединение теософов-рерихианцев.

А чуть ниже снова в рубрике «Словарик» закрепление пройденного оккультно-религиозного материала, «замораживание», закрепление внедренных оккультных убеждений и стереотипов, третий, заключительный этап завоевания оккультистами контроля над сознанием учащихся:

«Медитация - приведение психики чело­века в состояние углублённой сосредоточенно­сти и отвлечения от реальной среды.

Мантры - звуковые формулы, вызыва­ющие медитацию» (2, с.161).

После такой обработки уже можно смело христианство представлять учащимся как «институт (организация) богослужения» (2, с.163). Не Церковь, не одна из мировых религий, сыгравшая государство- и культурообразующую роль в России, а просто некий процесс организации богослужений, которые являются все лишь, как пишет Г.К.Селевко, одним из видов саморегуляции: «Ритуальные действия - один из видов саморе­гуляции на информационно-энергетическом уровне» (2, с.128). Подобные формулировки преднамеренно направлены на создание у учащихся искаженных представлений о христианстве и на отторжение их от российской национальной культуры, которая в основе своей имеет именно христианские духовно-нравственные ценности и традиции. В пособии «Найди себя» для девятиклассников Г.К.Селевко с соавторами уже давали примитивизированную и искаженную интерпретацию христианства и ислама (1, с.122-124). Учитывая это, а также проведенную оккультно-религиозную индоктринацию учащихся, очередные попытки дискредитировать христианство будут успешны.

Тем более что преподаватели учебных курсов Г.К.Селевко сами предварительно подвергаются массированной оккультно-религиозной индоктринации. В частности, их активно приобщают к оккультному учению «антропософия»: 

«Классификационная характеристика (идентификация) технологии саморазвития личности

По философской основе - гуманистическая, антропософская. Концепция гуманизма выражается в признании ребёнка-человека центром школьной об­разовательной системы, в природосообразности его приоб­щения к культурным формам;

антропософская позиция реа­лизуется в том, что в учебно-воспитательном процессе стро­ится система личностно ориен­тированных человековедческих знаний» (Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников // Школьные технологии (Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча)). – 1999. - №6. - М.: Народное образование, 1999. – С.6).

Здесь осуществляется очевидная подмена понятий. Читателю внушается, будто бы понятие «антропософский» есть синоним понятию «гуманистический» или родственное ему понятие. На самом деле, это не так, и авторы здесь просто вводят читателей в заблуждение. Созданная Р.Штайнером (в другой транскрипции – Штейнер) антропософия – это оккультно-религиозная система.

Согласно Г.К.Селевко, зрелый уровень самосовер­шенствования характеризуют: «устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жиз­недеятельности», а «Главная цель педагогическо­го коллектива, отдельного пе­дагога - вывести личность ре­бёнка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе под­держивать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития» (Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников // Школьные технологии (Научно-практический журнал для школьного технолога (завуча)). – 1999. - №6. - М.: Народное образование, 1999. – С.9).

Доминанты установлены, учащиеся снабжены оккультно-религиозным «инструментарием» для саморазвития, поэтому учащимся теперь уже можно преподавать любую нелепицу, выдавая ее за истину, вроде утверждения, что символической моделью восприятия мира и человека на Востоке является символ монады «инь-ян» (2, с.166), а западной символической моделью восприятия мира и человека, пишет Г.К.Селевко, является шестиконечная звезда Давида (2, с.166). Подобную сентенцию комментировать просто бессмысленно в силу ее ложности. Но Г.К.Селевко и его соавторов это вряд ли интересует. И на с.166-182 пособия «Управляй собой» (2), в трех темах (№24 «Гармония физического и психического»; №25 «Путь к космическому сознанию»; №26 «Живая Этика»), ведется уже совершенно открытая пропаганда буквально «каши» из вероучений оккультно-религиозных сект:

«Сущность восточного мировоззрения: мир двойст­вен и состоит из двух противоположных начал… По мировоззрению китайцев «инь» и «ян» - тьма и свет - каркас мироздания. Их взаи­модействие, переходы друг в друга и порождают всё многообразие жизни. Без инь нет ян, без ян нет инь. «Бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга, длинное и короткое взаим­но соотносятся, высокое и низкое взаимно определяют­ся» - сказано в книге «Дао дэ цзин». В западном мировоззрении динамическое взаимо­действие противоположностей изображается с помощью «звезды Давида». Отличие от знака ДАО в том, что фигура звезды угловатая (6 лучей), что симво­лизирует прорыв, выход из замкнутого круга (развитие, прогресс) и отражается в греко-иудейской концепции взаимосвязи противоречий. Знание законов взаимосвя­зи, высоконравственных в своей сути, играет роль выс­шей регуляции поведения и жизнедеятельности…

Пример одного из распространённых учений и практик самосовершенствования - учение йоги.

Саморегуляция в учениях йоги

Слово «йога» означает «соединение, связь, слия­ние» (т.е. единство, гармонию) физического и психиче­ского состояний.

Впервые система йоги была представлена древне­индийским мудрецом Патаджали в I в. до н. э. в клас­сическом труде «Йога сутра», состоящем из 185 сжа­тых выразительных афоризмов.

Основные виды (пути) йоги

Хатха-йога - нижняя, но очень важная ступень, служит базой для других видов йоги, даёт совершенное телесное здоровье и чуткое функционирование всех ор­ганов и систем организма;

раджа-йога - путь достижения целей йоги по­средством специальных упражнений, в основе кото­рых сосредоточение и медитация;

карма-йога - путь достижения целей йоги с по­мощью труда и деятельности (труд ради труда, а не ра­ди результатов);

жнани-йога - путь достижения целей йоги через знания (путь учёного);

бхакти-йога - путь достижения целей йоги через любовь к Абсолюту (природе, высшим силам).

Йога - это религиозное верование или обряд, это образ жизни, философия. Для занятий йогой не имеют значения ни профессия, ни социальное положение, ни религия, ни национальность, ни возраст. Цель её - по­следовательно развить такие качества личности, кото­рые позволяют утвердить самосознание, поддерживать здоровую саморегуляцию психики и тела, постоянно двигаясь по пути к совершенству - к их гармонии.

Саморегуляция в Хатха-йоге

Хатха-йога - система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релакса­ции, психотерапии, режима питания и очищения.

Она определяет:

1) какой режим должен соблюдать человек (мо­ральные заповеди, кодекс личного поведения);

2) как питаться, трудиться и отдыхать (очищение, релаксация);

3) как тренировать и закаливать организм, чтобы предотвратить различные заболевания и достигать из­лечения болезней простыми методами и в кратчайшие сроки (позы-асаны, дыхание, медитация).

Хатха-йога даёт:

совершенное здоровье - отсутствие болезней;

гармоническое развитие организма (тела, ума, психики);

управление всеми системами организма и всеми органами тела (полный контроль над телом);

омоложение организма;

нравственное и психическое успокоение, успокое­ние нервной системы;

вырабатывает большую волю и уверенность в се­бе (приучает каждодневно преодолевать трудно­сти);

высокий жизненный тонус, бодрость, работоспо­собность;

хорошее настроение, жизнерадостность…

Каждая школа йоги использует в качестве основы физические упражнения и различные психологичес­кие практики. Высшее достижение йоги - осознание гармонии в природе, включая себя. Однако следует знать, что йога - это целостная система; она даёт поль­зу и результат только тогда, когда у вас есть учитель и он действительно на высоте - не как тренер по гимна­стике, а как личность, способная повести своего учени­ка вверх по ступеням совершенствования» (2, с.167-169).

Существует большое количество научных исследований, указывающих на значительную опасность медитативных практик на психическое здоровья людей. Из заключения от 7 октября 1997 г. доцента  кафедры  общей  социологии  и  социальной  работы Нижегородского госуниверситета им. Н.И.Лобачевского Е.Н.Волкова:

«Ричард Кастильо в статье «Деперсонализация и медитация» пишет, опираясь на многие другие исследования, что «медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)». DSM-II-R (АРА 1987) определяет деперсонализацию как: «(1) ощущение пребывания вне тела и наблюдения извне ментальных процессов или тела; или (2) опыт ощущения себя как автомата или как будто во сне» (р. 276). Типично, деперсонализация - состояние, в котором индивидуум испытывает «раскол» в сознании между «участвующим я» и «наблюдающим я». Участвующее «я» составлено из тела, мыслей, чувств, воспоминаний и эмоций. Наблюдающее «я» переживается как отдельный, невовлеченный «свидетель» участвующего «я», с ощущением, что все нормальные аспекты индивидуальности так или иначе нереальны и не принадлежат наблюдающему «я». Это чувство, что ты отделен от участвующего «я» и «наблюдаешь», как оно ведет себя.

Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать двойственные или «нереальные» свойства. Иногда, обычно устойчивые, твердые неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или «дышащими», быть мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы могут быть восприняты как «мерцающие». Сошлюсь также на исследование, проведенное по поручению федерального министерства молодежи, семьи и здоровья ФРГ и опубликованное в 1980 году, в котором приводятся многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной практики в движении ТМ (трансцендентальная медитация), имеющем немало сходных черт с практиками Кундалини-йоги и активно использующем мантры и медитации. Приведу только одну цитату о результатах медитирования среди последователей ТМ: «Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (6З%), «состояние беспокойства» (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству».

Тем не менее, практический тренинг «Ситуация-проба «Йог-эгоист» закрепляет внедренные в сознание учащихся очередные оккультные положения:

«Один школьник-отличник, занявшись йогой, сов­сем перестал помогать родителям по хозяйству. Когда что-либо надо сделать (сходить за продуктами, вымыть посуду или др.), он занят - то уроками, то йогой. Роди­тели взяли на себя полное обслуживание сына.

Задание. Проанализируйте ситуацию с позиций: Я-ребёнок, Я-взрослый, Я-родитель. Социально-приемлемые позиции: • уважение ро­дителей • гармония интеллектуального и нравственно­го • осуждение эгоизма» (2, с.170). То есть учащиеся уже изначально обсуждают не то, что плохо попадать в секту и в ущерб собственному здоровью заниматься оккультными практиками и йогическими техниками, обсуждается только лишь отказ сектанта помогать родителям.

«Гипотеза космического разума не противоречит материалистическим постулатам о единстве мира, о взаимопревращениях материи и энергии и т.д. И всё-таки в главном вопросе - в чём смысл всей сложной структуры, в которую включён человек, - космисты также уходят от прямого ответа.

Стадии (уровни) развития сознания людей

1. Первая стадия сознания человека - так назы­ваемое физическое сознание, при котором осознаются ощущения и чувства, но нет самосознания (физичес­кий уровень сознания присущ животным). Некоторые люди и в настоящее время имеют физический уровень сознания. Они не способны осознать себя в окружаю­щем мире.

В последнее время человечество напоминает пасса­жиров поезда, все заботы которых только в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. Челове­чество утратило более дальние - духовные ориентиры.

2. Вторая стадия сознания человека, на которой находится в настоящее время большинство людей, - ментальное сознание (называемое ещё интеллектом или разумом), при котором человек осознаёт, что у не­го есть ум. Он способен познать себя, обращать мыс­ленный взор вовнутрь себя и во Вселенную. Эта стадия характеризуется тем, что за познание человек платит определённую цену в виде душевных страданий (так как из-за незрелости сознания на этой стадии он не способен находить полноценные ответы на вопросы, которые перед ним возникают).

3. Третья стадия сознания человека - религиоз­ное сознание, преддверие космического сознания. Это стадия осознания себя тем «Я», которое не может быть уничтожено или повреждено, которому не угро­жает смерть, которое бессмертно. Когда это раскрыва­ется человеку, сомнение, страх, беспокойство и не­удовлетворённость отбрасываются им, как изношен­ные одежды.

4. К четвёртой стадии сознания - космическому сознанию - приводит осознание единства всего живо­го, того, что Вселенная наполнена единой жизнью. Че­ловек чувствует, что составляет единое целое с окру­жающими несущимися мирами. И вместо того чтобы ощущать себя малым и ничтожным при сравнении с ними, он чувствует себя рядом с ними; стоя на земле, он сродни всем частям Вселенной и даже более того: все части Вселенной служат таким же местом его пребыва­ния, как и то, где он находится. Эту высшую (пятую) степень космического сознания называют просветле­нием…

Русские философы-космисты рассматривали чело­века и его предназначение в неразрывном единстве с жизнью Космоса. Они интуитивно уловили общие зако­ны, управляющие как жизнью миров в Космосе, так и микрокосмом - внутренним миром человека… Космическое сознание - мировоззрение, основанное на представлении о себе как еди­ном целом со всей Вселенной» (2, с.172-174).

«Живая Этика

В конце XIX века выходцы из России, проживав­шие в Индии - Н.К. Рерих и его супруга Е.И. Ре­рих, - предложили идеальную модель межчеловечес­ких отношений, основанную на моральных принципах регуляции и саморегуляции всех сфер человеческого бытия - «Живую Этику». Это нравственно-философ­ское учение представляет собой попытку объединить, примирить религиозно-философские и научные пред­ставления. Живая Этика различает три градации существую­щих миров. Земной мир, или мир плотной материи, наиболее хорошо нам известен и изучен. Тонкий мир, или мир тонкой материи. И, наконец. Мир Огненный, иначе говоря, мир тончайшей материи, мир Духа. Все сущее, начиная от атома и кончая человеком, содер­жит в себе элементы всех трех миров. Сущность человека, его высшее «Я», или, иначе, индивидуальность, состоит из элементов тонкого и ог­ненного мира. Поэтому эта тонкоматериальная струк­тура («душа» - в терминах религии) является вечно сущей. После так называемой смерти она переходит в иную форму бытия (воплощается в другом человеке).

Живая Этика так же, как и наука, отвергает идею Бога, однако, в отличие от науки, утверждает, что в Космосе существует Иерархия Светлых Сил, ухо­дящая в беспредельность. К ней, в частности, принад­лежат Великие Учителя человечества. На протяжении всей истории нашей планеты Они многократно вопло­щались на Земле для оказания помощи человечеству. Наиболее известные примеры таких воплощений - во­площения Будды и Христа. Помощь эта заключалась в том, что Великие Учителя направляли нашу мысль, расставляли вехи для продвижения нашего сознания, передавали нам знание законов эволюции Космоса, и в особенности нравственных законов, являющихся осно­вой духовной эволюции человека.

Смысл жизни человека, согласно Учению Живой Этики, состоит в бесконечном процессе эволюции, в раскрытии своих неограниченных, поистине фантас­тических возможностей, заложенных природой, в бес­конечном познании тайн Космоса и тайн своего внут­реннего мира - микрокосма.

Реинкарнация (перевоплощение)… Живая Этика утверждает, что бытие каждого кон­кретного человека, а не только человечества в целом, подвержено более крупным циклическим процессам, нежели суточные. Следующим циклом, состоящим из двух фаз, является жизнь человека на Земле и после так называемой смерти пребывание в новой, тонкома­териальной фазе жизни. После завершения этой вто­рой фазы цикл заканчивается, и человек вновь рожда­ется на Земле, то есть начинается новый цикл. Такая периодическая смена смертей и рождений каждого конкретного человека, а точнее говоря, смена двух различных фаз его бытия, называется законом Реинкарнации, или, по-другому, законом Перевопло­щения.

Понятие кармы

Каждое действие во Вселенной есть результат (следствие) предшествующей причины и в то же вре­мя - причина последующего действия. Получается не­прерывная цепь причин и следствий, и которая пред­ставляет жизнь Вселенной. Теперь применим закон причинности к процессу перевоплощения человека.

При действии этого закона причины, заложенные в одном воплощении, должны проявляться как следст­вие в других воплощениях. Поэтому существует Закон Кармы: каждая наша мысль, каждое наше чувство и поступок идут из прошлого и влияют на будущее.

Карма - это то, что передаётся человеку из предыдущих воплощений, и то, что накапливается в нём для передачи в последующие воплощения… Живая Этика говорит о том, что жизнь каждого конкретного человека в данном воплощении зависит от того, как он прожил предыдущие жизни в своих про­шлых воплощениях, как он взаимодействовал и в ка­ких отношениях находился с другими людьми…

С Законом Кармы связан другой закон - закон свободной воли. Он проявляется в том, что человек все­гда сам, своей волей делает свой выбор. Постоянно в жизни у нас возникают ситуации, когда мы вынужде­ны делать тот или иной выбор.

Человек волен выбрать - делать добро или зло. Его свободная воля может даже пойти против законов эволюции, но он не должен при этом роптать на то, что посеянное им зло, согласно Закону Кармы, многократ­но усиленное, обрушится на своего породителя… Человек часто не властен над внешними обстоя­тельствами, но внутренний мир человека, его Я полно­стью находится в его власти. Он единственный закон­ный владыка микрокосма своего Я. Именно благодаря этому обстоятельству человек может менять свою кар­му. Совершенствуя внутренний мир, очищая свои мыс­ли, человек улучшает свою карму. Карма создаётся в первую очередь мыслями и побуждениями. Поступки при этом играют второстепенную роль, ибо служат лишь следствием мыслей и побуждений. Таким образом, Живая Этика утверждает, что без разрешения вопросов этических, нравственных даль­нейшая эволюция человечества невозможна» (2, с.176-180).

Замыкают оккультно-религиозную индоктринацию совершенно эпатирующее «упражнение»: «Найдите указание на Закон Кармы у Пушкина в «Евгении Онегине» в размышлении Ленского накану­не дуэли» (2, с.179); рерихианский «словарик» (2, с.181; ну как же можно усомниться в том, что «Живая Этика – это учение о самосовершенствовании человека»?! Ведь это же словарь истинных утверждений!) и очередной тренинг, направленный на вовлечение учащихся в оккультизм:

«Ситуация-проба «Были два друга»

Двое друзей из хороших семей росли в одинако­вых условиях, учились оба хорошо, окончили школу, поступили в вузы. Дальше судьбы их разошлись. Один сделал карьеру, обзавёлся семьёй, детьми. Другой по­терпел неудачу в работе, бросил семью, запил, совер­шил преступление и оказался в тюрьме.

Задание. Почему у этих людей такая разная судь­ба? Дайте интерпретацию судеб этих людей с позиций Живой Этики» (2, с.181-182). Почему учащиеся должны давать интерпретацию заданной ситуации с точки зрения оккультной секты? Почему тогда не добавить еще интерпретацию с точки зрения «АУМ Синрике» или «Белого Братства»?

Абсурдность и антинаучность рериховского учения видна любому, кто откроет хотя бы одну из книг Рерихов:

«Отложения могут быть красными, пурпуровыми или синими, но приближаясь к сердцу, они теряют окраску. Кристалл сердца белый, бесцветный. Конечно, это звучание сердца не часто наблюдается, но нужно стремиться к нему. Советовали древние полагать руку на иглы молодого кедра, чтобы сгущенная прана проникала через кончики пальцев» («Сердце», п.14);

«Луна воскреснет и уявит новые целительные лучи растительному миру. Растительная жизнь на воскрешенной Луне будет настолько яркой, настолько пышной, что телескоп наша Луна уявится не как шар «сыра», но шар мшистый. Итак, Новая Эра ознаменуется знаком ярым именно знаком Матери Мира» (Письма Е.Рерих);

 «Планета Сатурн находится еще в очень низком состоя­нии развития, тогда как Уран по качеству своего напряже­ния стоит много выше всех известных нам планет в сол­нечной системе» (Письма Е.Рерих);

«Земля - не высшая планета в нашей солнечной системе. Высшие Духи пришли на нашу Землю с высшей планеты для ускорения эволюции нашего человечества» (Письма Е.Рерих, 20.4.35);

«Земной человек еще очень груб в своей форме и тканях по сравнению с обитателями, скажем, Юпитера и Венеры» (Письма Е.Рерих, 29.1.38);

«Пчелы и муравьи были принесены Великим Учителем с Венеры в назидание человечеству. Пшеница была прине­сена Изидою с Венеры» (Письма Е.Рерих);

«...муравьи и пчелы умнее животных» (Письма Е.Рерих);

«На высших планетах меньше животных и они гораздо совершеннее. Так на Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов. Летают люди, летают птицы и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь» (Письма Е.Рерих, 13. 8. 38).

Более того, вероучение Рерихов носит экстремистский и человеконенавистнический характер, переполнено ненавистью к христианству:

Рерихи заверяют, что Бог - это «демон мстительный, не­справедливый, жестокий и тупой,... небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое   раболепное обожание» (Письма махатм, 57). Аналогич­ного мнения Махатмы и об Аллахе, и об Иегове: «Существуют «Ко­ганы тьмы» - несовершенные «разумы», которые никогда не войдут в число «строителей» Все­ленной, чистых планетных Разу­мов... «Мамо Коганы» и их раз­рушительный разум - те боги, ко­торые индусские, христианские, магометанские и все другие фа­натические религии и секты по­клоняются. Мамо являются олице­творением вроде Шивы, Иеговы и других выдуманных чудовищ с не­вежеством и их хвосте» (письмо 153).

«Церковники - это ханжи и изуверы, прикрывающие свои темные делишки каждением и коленопреклонением и крестным целованием» (Письма Е.Рерих);

«Человечество загрязло  в  пережитках,  в  старом  мышлении,  вне осознания утвержденного  Бытия.  Так  дух  смещающихся  народов  тлеет  на уходящих энергиях, как ханжество, суеверие. Основа этого тления - церковь, которая сеет ужасы, непозволительна» (Рерих Е. «Иерархия духа», п.395).

«История религий - одна из самых кровавых страниц в истории человечества» (Письма Е.Рерих, 11.8.34).

«Жатва   ненависти   вкоренилась   в  сознании  и  должна  быть искоренена.  Ведь  Мы  не  можем  назвать  ни  одной  религии, которая,  хваля  Господа,  не  произносила бы хулы.  Искажение Учений породило ужас переживаемый. Именно, Учения низведены на уровень  человеческий,  и  храмы  человечества  не  есть храмы Господа» («Мир огненный», книга 3, п.335).

«Можно удивляться, насколько люди могут заполнить себя толкованиями, в которые сами не верят. Церкви современные лучший пример» («Иерархия духа», п.103).

«Инквизиция была установлена не для преследования только жалких ведьм и колдунов, большею частью - медиумов, но для уничтожения всех инакомыслящих, всех личных врагов представителей церкви, для утверждения ее неограниченного могущества. И среди таких врагов прежде всего насчитывались все наиболее просвещенные умы, все служители общего блага и истинные последователи Заветов Христа. И конечно, легче всего было уничтожить врага, заклеймив его сношением с Дьяволом. Ведь эту дьявольскую психологию «блюстители» чистоты Учения Христа всеми способами старались вкоренить в сознание темных масс, потому и все видения монахов того времени носили на себе печать Сатаны, ибо были полны образами дьявольскими и изобиловали всякого рода искушениями.  Преследование жалких ведьм и колдунов, или медиумов и одержимых, явилось лишь густой ширмой, чтобы беспрепятственно властвовать над несчастным, запуганным населением, истребляя и грабя всех стремившихся внести просвет во тьму мрачного средневековья, всех слишком самостоятельных, всех осмеливавшихся говорить об общем благе и противившихся этому царству Дьявола в образе представителей инквизиции. Учреждение Инквизиции было страшной карикатурой на Суд Божий, внушенной Князем мира сего для растления и подрыва веры на все времена в чистоту, благость и справедливость церкви» (Письма Е.Рерих, 11.8.34).

«Ведь, именно, узкая церковность расшатала все заветы Христа и так далека от эволюции будущего» (Письма Е.Рерих, 8.9.34).

Таким образом, реализуемое в пособиях Г.К.Селевко и его соавторов навязывание учащимся оккультно-религиозного вероучения и вовлечения их в религиозные объединения оккультного типа незаконно и противоправно.

Приказ первого заместителя министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.Д.Шадрикова от 18 октября 1996 г. №17-36-37/17-22 «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений»­ устанавливал: «Министерство обращает внимание руководителей государственных и муниципальных учебных заведений на необходимость принятия мер, обеспечивающих строгое соблюдение светского характера образования, законодательства о свободе вероисповеданий и профилактику нарушений в этой области».

Закрепленный п.5 ст.2 Закона РФ «Об образовании» и ч.2 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» светский характер образования, как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает следующее:

·        образование (включая религиоведческое образование и образование по предметам основного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей) осуществляется по государственным стандартам и не преследует целей принудительного приобщения обучаемых против их воли к какому-либо религиозному вероучению или нерелигиозной, включая атеистическую, антирелигиозную или агностическую, идеологии; не может быть установлено в качестве обязательного какое-либо религиозное вероучение или нерелигиозная, включая атеистическую и антирелигиозную, идеология;

·        в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может быть установлено в качестве общеобязательного или государственного какое-либо религиозное вероучение или нерелигиозная, включая атеистическую или агностическую (индифферентную) в отношении к религии, идеология;

·        государственные и муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения не организуются и не контролируются религиозными объединениями (за исключением участия в общественном контроле светской системы образования на равных с остальными институтами гражданского общества основаниях, в том числе путем совместного учредительства образовательных учреждений со светскими - государственными и муниципальными - органами управления образованием);

·        религиозное образование не подменяет собой общегражданское (мирское) общее или профессиональное образование, не препятствует таковому и не ущемляет таковое образование (преподавание образовательных предметов основного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но на основе традиционных духовно-нравственных ценностей не может быть признано препятствующим получению мирского (нерелигиозного, гражданского) образования или ущемляющим таковое);

·        строго соблюдается принцип добровольности, заключающийся в получении образовательных услуг, связанных с религиозным образованием, исключительно на основе собственного осознанного и добровольного волеизъявления (добровольного и осознанного волеизъявления родителей или лиц их заменяющих при условии согласия их несовершеннолетних детей); никто не может быть принужден к получению образовательных услуг, связанных с религиозным образованием, против своей воли;

·        реализуемое в государственных или муниципальных образовательных учреждениях религиозное образование не сопровождается культовой или обрядовой деятельностью, проведением религиозных обрядов или ритуалов; при этом вполне допустимо, к примеру, прочтение краткой молитвы перед или после занятия по предмету религиозного образования с учетом добровольности посещения таких занятий.

Реализация образовательных курсов по пособиям Г.К.Селевко и его соавторов «Найди себя» (1) и «Управляй собой» (2) есть грубое нарушение принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. А именно:

·          нарушено право учащихся на свободу мировоззренческого выбора;

·          обучение по указанным пособиям Г.К.Селевко преследует цели принудительного приобщения обучаемых против их воли к оккультно-религиозному вероучению и вовлечения их в оккультно-религиозные объединения последователей Рерихов;

·          религиозное вероучение, составленное из фрагментов вероучений оккультных и неоиндуистских религиозных сект, в соответствии с указанными пособиями, устанавливается в качестве обязательного для тех учеников, кто по решению руководства образовательного учреждения проходит обучение по указанным пособиям;

·          нарушен принцип добровольности при выборе религиозного образования;

·          образовательный процесс сопровождается отправлением религиозных ритуалов (в данном случае - оккультного характера) в виде различных медитативных практик, участвовать в которых принуждают учащихся;

·          религиозное (оккультное) образование подменяет собой общегражданское  общее образование и препятствует таковому;

·          Селевко Герман Константинович, являясь чиновником от образования (проректор по научной работе Ярославского института развития образования - http://www.iro.yar.ru:8101/institut/rektorat.shtml), используя свое служебное положение, распространяет вероучение оккультно-религиозного объединения (секты), то есть, по существу, налицо ситуация, когда государственные и муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения контролируются религиозным объединением.

Сотрудничество государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений и религиозных объединений, а также религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях могут быть реализованы только и исключительно на основе социального заказа, то есть на основе добровольного волеизъявления учащихся и их родителей на получении образовательных услуг по религиозному образованию, при условии строгого соблюдения принципа добровольности.

Правовое содержание свободы совести и вероисповедания состоит в том, что каждый человек вправе свободно выбирать, свободно иметь и свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой (ст.28 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем, свободу совести и вероисповедания нельзя трактовать как обязанность гражданина выслушивать и воспринимать пропаганду со стороны любого религиозного объединения. В соответствии со ст.28 Конституции Российской Федерации, каждый праве свободно распространять религиозные и иные убеждения, однако этому праву вовсе не корреспондирует обязанность других граждан выслушивать пропаганду этих религиозных или иных убеждений.

Часть 5 статьи 1 Закона РФ «Об образовании» устанавливает запрет на деятельность религиозных объединений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием. В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Учитывая, что большинство московских учащихся выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение или культурологически относят себя к Русской Православной Церкви или исламу, пропагандировать им вероучение оккультно-религиозных сект против их воли и воли их родителей (законных представителей) было бы нарушением их прав, в том числе, права на свободу совести и вероисповедания, на культурное развитие в рамках своей национальной культуры, на свободный выбор образования в соответствии со своими убеждениями, закрепленные Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами.

Это также явилось бы нарушением прав родителей учащихся, в том числе, на выбор воспитания и образования для своих детей в соответствии с собственными убеждениями (часть 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.; часть 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; часть 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах; статья 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г.; статья 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.; статья 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20.03.1952 г.; пункт 16 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15.01.1989 г. и др.).

Выводы.

Пособия «Найди себя» (1) и «Управляй собой» (2) направлены на навязывание учащимся религиозного мировоззрения оккультного типа. Используемые в указанных пособиях мировоззренческие образы и психологические приемы характерны для религиозной практики, которая в культуре традиционных религиозных конфессий народов России (христианство, ислам) оценивается как форма сатанизма.

В педагогическом отношении деятельность Г.К.Селевко и его соавторов по распространению пособий «Найди себя» (1) и «Управляй собой» (2), опираясь на абсурдные и антинаучные религиозно-оккультные воззрения, способствует разрушению научного мировоззрения у школьников, подмене в их сознании научных представлений представлениями религиозного оккультизма.

Пособия «Найди себя» (1) и «Управляй собой» (2) не могут быть использованы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в качестве учебников, учебных или учебно-методических пособий в силу направленности указанных пособий на противоправную насильственную пропаганду учащимся вероучения оккультно-религиозного типа и вовлечение учащихся в оккультно-религиозные объединения последователей Рерихов, чем грубо нарушаются законодательство Российской Федерации, а также закрепленные в международных правовых актах и Конституции Российской Федерации права учащихся и их родителей.

 

Доктор психологических наук,

ведущий научный сотрудник

Психологического института

Российской академии образования,

старший научный сотрудник

Абраменкова В.В.

 

Кандидат юридических наук,

директор Института государственно-

конфессиональных отношений и права

Понкин И.В.

 

Hosted by uCoz