Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Заключение старшего научного сотрудника лаборатории психологических проблем воспитания Гос. НИИ семьи и воспитания Российской академии образования и Минтруда России, кандидата психологических наук А.Е.Наговицына от 15 апреля 2002 г. о приемах и методах, применяемых для воздействия на психическое состояние человека в некоторых направлениях современного религиозного сектантства

 

Изучение видеоматериалов ритуалов ряда новых религиозных сект (Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, Белое Братство, Общество Сознания Кришны, Церковь Последнего Завета (секта Виссариона), Аум Синрике, культа Саи Бабы, Новый Акрополь и др.), видеоз

аписей общения их адептов с «учителями» позволяет выделить ряд способов и методов управляющего воздействия на адептов со стороны лидеров.

Основным управляющим воздействием выделено создание у адептов иллюзии родо-семейных отношений кланового типа и чувства психологической и социальной защищенности за счет патерналистской передачи личностной психологической и социальной ответственности лидерам. Достигается это следующими основными способами:

1. Использование специальных обращений между членами сект типа «отец», «брат», «сестра» и т.д. в оппозиции к реальным отцу, брату, сестре и т.д.; значимость последних в сознании адептов искусственно понижается. Подобный тип обращений подсознательно воздействует на человека и подменяет собой настоящие семейные отношения, перенося на посторонних людей выработанные тысячелетиями принципы семейно-родового единства.

2. Использование приема повышенной благожелательности к неофитам и рядовым членам секты на начальном этапе их вхождения в секту. Данный прием требуется для создания искусственного контраста эмоциональной атмосферы внутри секты и во внешней, реальной жизни. Он формирует у неофита желание чаще или постоянно пребывать внутри секты. Данный прием особенно сильно воздействует на людей с пониженной социальной активностью, не способных активно противостоять жизненным трудностям. Он также дает хорошие результаты при воздействии на одиноких и разочарованных в жизни людей, которым секта представляется на начальном этапе их вхождения в ее структуры своего рода единой семьей с идеальным типом социальных взаимоотношений. Подобный прием восходит ко временам родовых отношений, когда понятие «человек» относилось только к членам рода и родственным родам, а все остальные люди воспринимались как чужеродная и враждебная среда.

3. Прием снятия ответственности за принятия решения. Во всех сектах принята система иерархических отношений, которая реализуется во всех рассмотренных ритуалах и закрепляет положение, при котором принятие любого значимого для всех решения полностью снимается с младшей «кастовой группы». Они должны следовать указаниям своих наставников и безусловно выполнять указания и наставления старших, особенно высшего Учителя (гуру). При этом им дается понять, что чем лучше и точнее ими будут выполнены требования старших, тем скорее и они сами смогут продвинуться по иерархической лестнице секты.

При этом в случаях с сектами материальный стимул, а иначе - разрешение пользоваться теми или иными благами мира, имеет для неофитов второстепенное значение, так как в ряде сект их заставляют «добровольно» передать всё своё имущество или его часть на нужды секты. Добровольный отказ от имущества создает у неофитов психологическое состояние «псевдомонашеского отказа от земных благ». Основным стимулом для продвижения в системе иерархии является стремление стать ближе к Учителю и его откровениям. При этом подразумевается и появление откровений у самого члена секты.

Прием снятия ответственности за принятие решений уменьшает тревожность неофита. Он освобождает его от любых самостоятельных социальных действий и заботы о своём будущем и будущем своей семьи и близких. Всё это также способствует созданию иллюзии защищенности и уверенности в будущем.

Подобный способ снятия личной ответственности и строгих иерархических отношений также восходит к родо-семейным отношениям, построенным на жесткой иерархии. Однако в таких отношениях присутствовала строгая личная ответственность за социальную деятельность того или иного члена рода, при этом не подавлялась его свобода воли. В религиозных сектах, напротив, стремятся подавить волю сектанта, подменяя свободу воли и желание принять то или иное социально значимое решение необходимостью выполнять волю Учителя, как бы переданную ему свыше.

4. Метод создания иллюзии своей исключительности. Подобный метод, с одной стороны, отгораживает членов секты от остального социума, «который не может спастись» не получив откровений Учителя, а с другой стороны - заставляет членов секты активно привлекать новых неофитов, так как в сектах часто происходит игра в «человеколюбие».

Данный метод основывается на использовании повышенной самооценки, выступающей как компенсаторный механизм у социально не состоявшихся людей, в первую очередь - среди молодежи. Данный метод также восходит к традиционным родовым отношениям, так как каждый род верил в свою исключительность, что способствовало его сплочению и увеличение шансов выживания в сложных природных и социальных условиях.

5. В ряде сект, ведущих свое происхождение от мировых религий (христианство, мусульманство, буддизм и т.д.), используются священные писания данных учений. При этом из контекста выдергиваются отдельные цитаты, которые включаются в авторский текст Учителя, и при этом кардинально меняют свой смысл. Например, известное изречение Иисуса Христа о том, что следует подставить левую щёку, если ударили по правой, сказанное в контексте того, что следует игнорировать религиозные нападки фарисеев и саддукеев, а также властей, может трактоваться как полное непротивление злу насилием (толстовцы) или как полный уход от социальной жизни.

Или кришнаитами используется Бхагават Гита, как единственный источник мудрости, тогда как она является только незначительным отрывком великого индийского эпоса Махабхарата. Вырванная из контекста основного смыслового поля этого эпоса, она полностью меняет свой смысл. Дело в том, что данный отрывок связан с войной царских родов кауравов и пандавов, которая в целом отражает конфликт перехода от родоплеменного строя к раннему государственному строю с отказом от семейных и родовых связей. Без этого контекста напутствие Кришны перед битвой может использоваться как руководство к борьбе с любым указанным Учителем (гуру) противником.

Перейдем к рассмотрению ритуальных методов психологического воздействия на членов секты.

1. Одним из самых распространенных методов в сектах закрытого типа или тайных сектах является использование тех или иных наркотических средств при совместном «богослужении». Такой способ хорошо известен в различных шаманских практиках, широко использовался и ныне используется по всему миру.

Как правило, используются слабые наркотики или галлюциногены, передаваемые членам секты в виде напитков, а чаще - воскурений. Целью подобного действия является создание у членов секты массовых видений, подготовленных внедрением в их сознание определенных психологических установок, переходящих в навязчивые идеи.

2. Метод запугивания. В процессе ритуалов, лекций и собеседований происходит навязывание идеи близкого Армагеддона или «конца света», когда все люди, кроме членов секты погибнут в физическом и духовном смысле. Данный метод усиливает психологическую зависимость человека от секты и страх перед возвращением во внешний мир.

В ряде случаев (Новый Акрополь и др.) апеллируют к личной неуспешности и незащищенности человека во внешнем мире.

3. Использование хорошо известного в ритуальной практике метода однотипных ритмических движений. Повторяющиеся продолжительное время однотипные ритмические действия способствуют кодированию в образе мира члена секты определенных понятий как наиболее значимых. Например, повторение кришнаитами одной и той же фразы при однообразных движениях.

4. Использование специальной музыки во время ритуальных действий. Подобный тип музыкальных произведений принято называть медитативной музыкой. Её характеристикой, как правило, является многократно повторяющийся музыкальный рисунок. Само исполнение музыки монотонно и «усыпляюще». Хорошо известно, что в состоянии перехода от сна к бодрствованию и наоборот, сознание человека наиболее восприимчиво к внешним формирующим воздействиям. Выбор для религиозных ритуалов сектантов подобной медитативной «усыпляющей» музыки с однотипным музыкальным рисунком, на который ложатся постоянно произносимые фразы, является действенным психологическим приемом внедрения в сознание членов секты определенных идей и постулатов.

5. Прием - «Внемирность» Учителя. В целом ряде религиозных сект, особенно восточного направления, например, Аум Синрикё - Асахара, Белое Братство и т.д. принято обожествление Учителя. Он является как бы двойником Иисуса Христа или Магомета. Само поведение такого Учителя (Саи Баба) на людях имеет оттенок некоторой священной отстраненности. Иными словами, моделируется культ священного царя как проводника божественной энергии на землю в раннеклассовом обществе. Авторитет такого типа Учителя (Саи Баба, Виссарион, Асахара и т.д.) не подлежит никакому сомнению, а действия – обсуждению. Подобный прием используется для целей возникновения у сектантов чувства избранности и защищенности, а также снятия с адептов социальной ответственности.

6. Ритмо-фонетическое воздействие состоит в том, что в целом ряде сект подбираются для заучивания и постоянного повторения фразы, имеющие, кроме поверхностного смыслового, еще и глубинное ритмо-фонетическое содержание, сильно воздействующее на психику. Например, часто используемое в сектах восточного направления слово АУМ мотивирует бессознательное подчинение родовым или псевдородовым структурам – сектам. Или повторяемое кришнаитами изречение: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама. Рама, Рама, Харе Харе». Оно содержит во всех 16 словах фонетический знак «Р», который при частом повторении вызывает «стадную немотивированную агрессию» в силу того, что он и в природной среде используется как знак угрозы – «рычание». Кроме того, фонетический знак «К», повторяющийся в 16 словах четыре раза, мотивирует установку на направление действия против чего бы то ни было. Фонетический знак «Х», повторяемый 8 раз, подсознательно мотивирует на устойчивые и неизменные взгляды и убеждения с оттенком священности данных взглядов, что, в свою очередь, в сочетании с музыкальным воздействием усиливает привязанность и зависимость членов секты от  руководителей.

7. Также важнейшим фактором удержания людей в секте является прием совместной религиозной и социальной деятельности, где каждый член секты чувствует свою деятельность частью чего-то большого и поэтому важного и значимого.

В целом, психологическое воздействие в сектах проходит через моделирование традиционных родоплеменных и родо-семейных отношений в псевдосемье – секте с использованием той или иной религиозной составляющей. Религиозный аспект, по большому счету, может быть любым, но, как правило, он базируется на своей трактовке уже имеющихся и зарекомендовавших себя священных писаниях или их синтезе.

Подобное моделирование создает на начальном этапе пребывания человека в секте иллюзию социальной защищенности и избранности, снимает ответственность в принятии личных решений. Как правило, все вышеперечисленные методы приводят к «обобществлению» личного имущества и сбережений. Такое обобществление является прямым отъемом собственности граждан через применение к ним методов психологического воздействия. Более того, сам принцип обобществления имеет в родо-семейных отношениях многочисленные аналоги. Например, до реформ Столыпина в Российской деревне сохранялись общинные – общественные угодья: пастбища, лес, рыболовные угодья и т.д. Другой исторической базой отъема – обобществления средств являлись советские коммуны и колхозы, где роль предводителя псевдородовой общины брало на себя государство.

 

Старший научный сотрудник лаборатории

психологических проблем воспитания

Гос. НИИ семьи и воспитания

Российской академии образования

и Минтруда России, кандидат психологических наук

Наговицын А.Е.

Hosted by uCoz