Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Заключение кандидата юридических наук И.В.Понкина от 7 июля 2002 г. по содержанию методического пособия Л.М.Клариной «Экономика и экология для малышей»

 

Анализ содержания методического пособия Л.М.Клариной «Экономика и экология для малышей»[1] позволяет установить, что при качественно очень низком методическом уровне подготовки этого пособия и невыполнении им задач привития детям знаний по экономике и экологии указанное пособие направлено на мистификацию сознания детей, подмену в их сознании научного мировоззрения оккультно-религиозным.

В частности, автор пособия предлагает приобщать детей к оккультно-религиозному учению «астрология». Дается такая рекомендация:

«Заведите с детьми разговор об их днях рождения. Помогите каждому записать дату его дня рождения. Обсудите, какой знак зодиака соответствует этому дню» (с.18).

Так называемые «знаки зодиака» - это оккультно-религиозная категория, связанная с оккультно-религиозной системой «астрология».

Сами астрологи утверждают, что астрология - это оккультно-религиозное учение:

«Астрологи говорят о влиянии планет с такой уверенностью, что она в некоторых случаях мучительна для тех, которые приближаются к предмету не с оккультной или мистической стороны исследования, а больше знакомы с методами конкретной науки или обычными, практическими размышлениями»[2];

«Эзотерическая астрология - это не только символическое толкование человеческой сущности, это также философия, с помощью которой объясняются самые тайные законы природы. Благодаря ей становится яснее и вся система, в которой мы живем»[3];

«С незапамятных времен астрология считалась оккультной дисциплиной. Латинское слово «occultus» означает «тайный, скрытый», и в течение долгого времени прилагательное «оккультный» использовалось именно в этом смысле. Также астрология считалась наукой эзотерической»[4];

Астрологическое гадание тождественно прочим видам оккультных гаданий. И об это ясно говорит учебник Мюнхенского института парапсихологии: «…астрологическое искусство толкования.… Зависит оно, в первую очередь, от старания астролога, его жизненного опыта, практики, изучения гороскопов исторических личностей, частично - от силы его воображения и, не в последнюю очередь, от его образовательного уровня. Один будет лучше владеть астрологическим искусством толкования, другой - меньше, особенно если астрологи не могут освободиться от своего субъективного отношения»[5].

В этой же астрологической книге читаем: «Юпитер как высший принцип веры и знаний должен много потерять в мире безверия и бездумности»[6]. Однако для православных людей, а равно – и мусульман и других представителей традиционных религий России, высшим принципом веры ни в коем случае Юпитер не является. Напротив, процитированная сентенция ясно доказывает языческий, оккультно-религиозный характер астрологии, высвечивает один из объектов религиозного поклонения астрологов – Юпитер. И здесь говорится именно о религиозном поклонении, ибо как еще можно трактовать отношение к Юпитеру как «высшему принципу веры»?!

Более того, астрология противопоставляет себя основным традиционным религиям, например, по вопросу отношения к сексуальным извращениям.

Так, в книге «Астрология для мужчин и женщин» написано следующее: «Кого можно винить за сексуальную путаницу? В основном нас самих. Это мы не восстали против различных запретов и лживых идей о любви и сексе, которые были спроецированы на наше общество старомодными законами и религиями… Вряд ли нужно доказывать, что наше общество качалось на качелях смущения, не зная, что в сексе морально, а что – нет. Мы тащим лямку старых социальных и религиозных стандартов перед новой волной реализма, свободного опыта и открытой свободы. Известно, что нет ничего труднее, чем снова обуздать свободу секса после того, как она была дана… Мы поистине становимся «всепозволяющим обществом», и здесь нет ничего удивительного – идет век Водолея, что означает… ломку старых законов»[7].

О том же пишет испанский астролог Пабло Фернандес: «В эпоху Во­долея прежде всего изме­нятся нравы. То, что сейчас считается неприличным и аморальным, станет привычным и естественным. Водолейское свободолюбие све­дет на нет все условности. Прекратит свое существова­ние институт брака и семьи, так как люди захотят стать окончательно и полностью независимыми. Соответ­ственно упадет рождаемость и, к счастью, снизится чис­ленность населения. Любовь перейдет в разряд секса, не­обходимого для удовлетво­рения физиологических по­требностей и снятия ежед­невного стресса. Проститу­ция станет таким же обыч­ным явлением, как рознич­ная торговля с лотка. А вот гомосексуализм переживет истинный расцвет. К концу XXI века именно однополые связи станут нормой, а гетеросексуальные взаимоотношения будут восприниматься как аномалия»[8].

Как и представители прочих оккультно-религиозных сект, астрологи утверждают, что астрологию нельзя познать и понять, кроме как изнутри, став ее адептом: «Поэтому если мы хотим судить об астрологии точно, то должны придерживаться определенных правил. Все, что для точного суждения необходимо, мы попытаемся собрать в этой книге»[9];

«Ни один астролог, который подвержен грубым и запутанным обстоятельствам как и любой житель Земли, не может четко понять, например влияние Юпитера.  Даже положение Земли по отношению к другим мировым телам нельзя правильно увидеть до тех пор, пока не преодолены границы Земли или так сказать земной личности. Нельзя понять зодиак, пока в развитии не будет достигнуто состояние сознания, которое даст возможность исследовать колесо судьбы с более высокой, потусторонней позиции. Планетарная цепь, в связи с которой мы развиваемся и частью которой является Земля, познается только тогда, когда душа достигает ступени развития, на которой она может приподняться над уровнем, к которому относится высшая планета в цепи. Только тогда ее можно увидеть по настоящему и познать функцию каждой отдельной планеты»[10];

«С гороскопом надо свыкнуться»[11].

Акцентируем - с гороскопом надо свыкнуться, потому что нет никаких доказательств его адекватности реальным событиям жизни. От приверженцев астрологии требуют просто безапелляционно принять все ее основания и концепции.

Но самое главное, что астрологи тщательно скрывают: знаки Зодиака - суть не одно и то же, что созвездия, и выступают в астрологических системах как оккультно-мистические сущности, категории.

В книге «Эзотерическая Астрология о сущности человека» говорится:

«Каждый знак зодиака представляет собой - 1. особое состояние материи, 2. характерную форму движения и 3. соответствующий тип сознания или самости. Эта тройка - материя, движение и сознание - соответствуют друг другу и являются идентичными»[12];

«Астрологические планеты, властвующие над человеческой жизнью, являются всего-навсего другими именами для влияний этих «семи владык света»; они означают сущность, расположение и компенсацию принципов в определенной земной жизни. Этот цвет является таким образом духовной плазмой, основой духовного наследия искры, которая проявляется; он означает границы роста, направление действия и т.д. внутреннего человека»[13];

«Планеты представляют собой духовное влияние, которое воздействует на сознание в его носителях.  Знаки зодиака олицетворяют органы чувств и носителей, через которые работает сознание.  Аспекты обозначают отношение между духом и телом или поведение души или Я по отношению к окружению»[14].

«Нельзя понять зодиак, пока в развитии не будет достигнуто состояние сознания, которое даст возможность исследовать колесо судьбы с более высокой, потусторонней позиции»[15].

В книгах известного апологета и пропагандиста сатанизма Алистера Кроули описан мистический смысл «знаков зодиака» «козерог» и «водолей»:

«Этот «Дьявол» называется сатана или Шайтан; люди, не знающие формулы Посвящения, боятся его и называют злом.. Таким образом они пытаются выставить природу виновницей всех своих прегрешений... Поэтому мы без малейших угрызений совести возрождаем так называемое «дьяволопоклонничество» - как идею... «Дьявол» - это Козерог; это Козел, который взбирается на самые крутые горы; это Божество, которое, проявившись в человеке, делает его Эгипаном, то есть всем»[16];

«Волновая формула гниения представлена в каббале буквой N, связанной со знаком Скорпиона»[17].

Мистическим воплощением зодиакального знака «Телец» в астрологии считается Критский бык. Зодиакальный знак «Рак» мистически отождествляется с ракообразным исполинским чудовищем из тех же древнегреческих мифов. «Стрелец» является символом монстра-кентавра.

Мифологическим образом зодиакального знака «Скорпион» является «бог подземного мира», а знака «Рыбы» - «Пустота, темный неразделенный Хаос»[18].

И этот астрологический оккультный бред, по замыслу автора пособия «Экономика и экология для малышей», дети должны будут обсуждать на уроках.

Еще одним значительным недостатком пособия является очень неудачное решение автора пособия в выборе содержания игрового метода обучения. Видимо, по мнению автора пособия, перегруженность терминологией, связанной с гномами, волшебниками и феями, будет способствовать лучшему усвоению учащимися учебного материала. Следует отметить, что автор заблуждается и достиг обратного результата. Постоянное, к месту и не к месту, апеллирование к «гному Эконому» и прочим мифологическим персонажам превратило анализируемое издание в пособие для умственно недоразвитых учащихся.

«Практические и познавательные задачи в области экономики и экологии, обсуждения социальных проблем должны вытекать из жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются дети. Если вопрос ставится педагогом (что зачастую и происходит), то детям должна быть предоставлена возможность «войти в проблему» с тем, что­бы она стала интересной для каждого из ребят и вызывала желание ее решить.  Помочь в этом может дидактический театр и его действую­щие лица, которыми могут стать гном Эконом, его друзья - гно­мы Умейка, Узнайка, Улыбка и Волшебник, фея Экология, герои книг, мультфильмов, радио и телевизионных передач, хорошо знакомые детям или придуманные ими. Они позволят облегчить введение детей в экономические, экологические, социальные проблемы, постановку соответствующих задач и активизацию их решения» (с.4).

«Работу по вашей программе может значительно облегчить созда­ние в классе определенной обстановки - предметной среды, способ­ствующей ее реализации. В ее состав может входить: центр гнома Эконома, содержащий: а) «Мастерские» друзей-гномов; б) стенд «Наши неисчерпаемые желания». К его верх­ней части прикрепляются длинные бумажные ленты (их можно еде дать цветными или разноцветными, склеив из листов цветной бумаги), на которых крупными буквами написаны незаконченные предложения, например: «Я голоден. Мне хотелось бы съесть…»: «Я хочу поиграть в…» и др…» (с.7).

«Примечание. Очень важна обстановка, в которой происходит первое знакомство детей с гномом Экономом» (с.13).

«2. Расскажите детям, что на вопрос «Кто ты?» гном Эконом отве­тил так:

Я - один из гномов, маленьких сказочных человечков.

Я – друг феи по имени Экология и многих-многих других.

Я - ученик Школы Волшебно-Экономических Наук.

Я - большой любитель сказок, путешествии и приключений.

Я - ...» (с.14).

«Разговор об этом Вы можете вести от имени гнома Эконома. Пусть он расскажет детям, что он думает о дружбе» (с.15).

«Пусть гном Эконом познакомит детей со своими друзьями: Среди моих самых больших друзей – гномы, которых зовут Уменка, Узнайка, Улыбка и Волшебник. Они так же, как и я (и ты!), учатся. А еще они путешествуют по сказочному миру! Я тоже очень люблю путешествовать!» (с.17).

«Начните разговор с детьми об экономических потребностях. С тем, что такое экономика, их может познакомить Гном Эконом» (с.8).

«Мои друзья Узнайка, Улыбка, Умейка и Волшебник - большие люби­тели разных наук: физики, математики, биологии. Они знакомы даже с искусствоведением и магией. А вот про экономику они пока еще ничего не знают» (с.18).

«Необходимые материалы: 1. Рабочий лист №14 «Путь гнома Эконома в лес». 2. Рабочий лист №15 «Дом гнома Эконома» (с.53).

«Основное содержание и деятельность

1. Напомните детям, что гном Эконом - большой любитель путешествий и сказок, а Сказочный лес, в котором он очень любит проводить время, расположен довольно далеко от его дома. Конечно, туда можно добраться и пешком, но уж слишком много времени пришлось бы на это потратить. Обсудите с детьми, услугами какого из видов транспорта стоит воспользоваться гному Эконому для его путешествия в Сказочный лес. Можно при этом использовать иллюстрации разных видов пассажирского транспорта и загадки про транспорт (см. Литературное приложение)» (с.54).

«2. Познакомьте детей с тем, как составляются планы местности, с условными обозначениями, принятыми на планах, и как они наносятся на планы. Закрепите эти знания с помощью Рабочего листа № 15 «Дом гнома Эконома» (с.55).

«3. Сообщите детям, что маршрут гнома Эконома проходил мимо деревни, рядом с которой расположены болото и пустырь» (с.55).

«6. Продолжая тему путешествия гнома Эконома в лесу, расскажи­те, как он очутился в «мертвой» дубраве, среди огромных высохших дубов. Дальше виднелись и другие погибшие деревья, старые и моло­дые. Повсюду - и в этой мертвой дубраве, и вокруг нее - он увидел следы копыт, больших и маленьких.

Предложите детям подумать над тем, что произошло с дубами, почему они погибли.

Скажите детям, что гном Эконом тоже обдумывал то, что неожи­данно обнаружил. Ему в голову приходили самые невероятные мысли:

Та-а-ак, вокруг дубов - какие-то следы... Следы копыт! Вон большие копыта, вон - поменьше, а вон - совсем маленькие копытца! Кто же здесь ходил ? Может быть, тут побывали черти… Но что же они здесь делали?! Может быть, их послала Баба Яга специально, чтобы погубить Сказочный лес ? Почему здесь ра­зыгралась такая страшная трагедия ? Чем тут можно помочь? Кто же все-таки здесь был? Зачем?» (с.58).

«Примечание. Очевидно, что с гномом Экономом и его друзьями – Умейкой, Узнайкой, Улыбкой и Волшебником – при желании сможете связать содержание всей работы с этим циклом учебных ситуаций. Методы и приемы здесь аналогичны тем, которые были опи­саны нами ранее». (с.85).

Очевидно, автор пособия считает, что на большее российские дети не способны.

С одной стороны, автор пособия считает, что учащиеся настолько недалекие, что с ними нужно говорить как с умственно недоразвитыми, а с другой предлагает обсудить с учащимися понятия «бартер» и «фирменный знак предприятия»:

«Пусть каждый участник игры попробует, обмениваясь иллюстра­циями как товарами, получить желаемое. Запишите на доске слово бартер и объясните детям его значение» (с.110);

«Изобразительная деятельность. Рисование детьми денег, фирменного знака своих предприятий» (с.117).

Детям даются сомнительные рекомендации, типа рисования детьми денег:

«Связь с другими учебными предметами

Изобразительная деятельность. Рисование детьми денег; изобра­жение товаров и услуг» (с.112).

Потом снова примитивные или эпатирующие сентенции:

«Так и погибли дубы - замучили их жажда и голод. Проследите и запишите ту страшную «цепочку», которая получилась:

Люди - козы и коровы - птицы - гусеницы - листья - деревья

Эта «цепочка» и привела к уничтожению дубов» (с.60).

Непоследовательность изложения, бессмысленность и обрывочность приведенных в пособии материалов, методическая несостоятельность – все это характеризует анализируемое пособие.

Л.М.Кларина даже не попыталась хотя бы минимально адаптировать данное пособие к российским особенностям. Пособие содержательно явно страдает чуждостью российскому менталитету: «Хо­рошо, если для этого знакомства у вас есть возможность создать осо­бую - сказочную - обстановку. Возможно, вы проведете его в Ком­нате (или Уголке) Сказок, а гном придет к детям в виде куклы бибабо (для этого можно воспользоваться какой-либо готовой куклой, приделав ей усы, бороду и сделав соответствующую одежду)» (с.14).

Вряд ли кто-то из российских детей (по крайней мере, в подавляющем их большинстве) знает, что такое «кукла бибабо».

Чуть ли ни на каждой странице встречается упоминание про «Центр гнома Эконома» (с.67, 74, 81, 83 и многие др.), из чего складывается устойчивое впечатление, что данное название намеренно внедряется в сознание учащихся. Возможно, это сделано в рекламных целях для того, чтобы «раскрутить» вновь создаваемую в то время в сфере образовательных услуг структуру.

Кстати, кроме «гнома Эконома», в пособии учащимся рекомендуется сверять свои действия и с другими «гномами»:

«При этом обсуждении вам может помочь гном Волшебник. Поскольку с растениями, как со всякими живыми существами, никаких экспериментов проводить нельзя, то этот гном поможет вам представить, вообразить, что было бы, если бы растение было лишено воды, или почвы, или света, или воздуха, или тепла» (с.40).

По Л.М.Клариной, экология – это не наука, не экологическая система и не природа (среда обитания), вообще, а фея:

«Гном делится с детьми своими заботами о живом, знакомит их со своей подругой феей Экологией» (с.43);

«Пусть гном Эконом познакомит детей с феей, своей соседкой» (с.44);

«Пусть дети найдут на Рабочем листе-ребусе № 10 портрет феи Экологии и раскрасят его» (с.46).

От феи Экологии Л.М.Кларина рекомендует перевести обсуждение к феям, вообще:

«Примечание. Целесообразно предварительно поговорить с детьми о феях вообще – о том, с какими феями они знакомы, в каких сказках встречались с ними, какой образ жизни вели эти феи, чем занимались» (с.44).

Более того, рекомендует создать в классе некое закамуфлированное подобие алтаря для «феи»: «Выделите для этого специаль­ное место в классе – создайте центр феи Экологии» (с.44).

Нечто подобное нужно соорудить и для «гнома»: «При выполнении этих заданий детям помогут стихи, которые вы можете вспомнить с ними накануне. Можно предложить детям про­иллюстрировать их и поместить  в Центре гнома Эконома.

Помогут детям и загадки про профессии (см. Литературное при­ложение), загадав которые вы можете предложить детям нарисовать отгадки. Их также можно поместить в Центре гнома Эконома» (с.83).

Учащиеся должны этой фее задавать вопросы, поговорить о ней с родителями: «Предложите детям спросить об этом у феи Экологии» (с.46); «Посоветуйте родителям поговорить с детьми о фее Экологии» (с.51); «Выразите сомнение (можно это сделать от имени гнома Эконома): чистый ли воздух в вашем городе, хорош ли он для растений, для животных, людей. Если он загрязнен, обсудите, как это отража­ется на их здоровье, что по этому поводу думает фея Экология» (с.47).

Автор пособия пытается прикрыть содержательную убогость своего творения тем, что мистифицирует сознание учащихся: «Если остатки, волшебства Отдать самым сильным то это, по их мнению, будет справедливо, а по мнению более слабых вовсе нет. Пусть дети приведут свои примеры» (с.25); «Обязательно поясните, что в случае с остатками волшебства сле­дует на самом деле говорить не о «справедливости», а о целесообразности, разумности решения, как с ними поступить» (с.26).

При этом, вполне в традициях деструктивного религиозного сектантства, автор пособия предлагает держать родителей учащихся в неведении относительно реального содержания процесса обучения по анализируемому пособию:

«Примечание. Безусловно, целесообразно доводить информацию до сведения родителей не всю сразу, а постепенно - по мере про ведения учебных эпизодов с детьми» (с.19).

Только после того, как в сознании детей будет закреплена вся эта оккультно-религиозная нелепица про «гномов-экономов», «волшебников» и «знаки зодиака», можно будет начать вести работу с родителями учащихся:

«Работа с родителями

Пусть каждый ребенок обсудит с членами своей семьи, как луч­ше всего поступить с остатками волшебства. Познакомьте родителей со способами решения проблемы распределения, которые предло­жили дети» (с.28).

Вывод. Методическое пособие Л.М.Клариной «Экономика и экология для малышей» является методически некорректным и безграмотным, не дает учащимся знаний по экономике и экологии, зато направлено на мистификацию сознания детей, подмену в их сознании научного мировоззрения оккультно-религиозным, что нарушает ч.5 ст.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

 

Кандидат юридических наук

Понкин И.В.



[1] Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей: Методическое пособие / Издано при содействии Посольства Канады в Москве. - М.: «Вита-Пресс», 1995. – 144 с.

[2] Лео А. Эзотерическая Астрология о сущности человека.

[3] Там же.

[4] Масенков С. Астрология - эзотерическая и оккультная // FIDO Sergey Masenkow 2:5020/394.8.

[5] Эзотерика. Т.2. Астрология: Учебный курс: Пер. с нем. - М.: “Воскресенье”, 1993. – С.6.

[6] Там же, с.159.

[7] Астрология для мужчин и женщин. - М., 1990. – С.8,9.

[8] Жеребцова О. Водолей покровительствует гомикам // Последние новости, 18 февраля 1999 г.

[9] Кефер Я. Практическая астрология или Искусство предвидения и противостояния судьбе: Пер. с чешского. В 5-и книгах. Книга первая, вторая. - М.: «РИМЭКС», 1991. – С.47.

[10] Лео А. Эзотерическая Астрология о сущности человека.

[11] Эзотерика. Т.2. Астрология: Учебный курс: Пер. с нем. - М.: «Воскресенье», 1993. – С.213.

[12] Лео А. Эзотерическая Астрология о сущности человека.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Там же.

[16] Кроули А. Магия в теории и на практике. - В 2 книгах. - М.: Локид, Миф, 1998. - Кн.1. – С.90-91.

[17] Там же, с.107.

[18] Астрология от А до Я. - Санкт-Петербург: АО «Спикс», 1993. – С.105-106.

Hosted by uCoz