UCOZ Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Письмо заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России по информационному взаимодействию, муфтия Фарида Салмана №53 от 30 октября 2003 г. Мэру Москвы Ю.М.Лужкову

 

Многоуважаемый Юрий Михайлович!

 

В обращении к Вам муфтия Равиля Гайнутдина №335-СМ от 24.09.2003 содержались утверждения о неприятии муфтием Р.Гайнутдином возможности введения в школьный курс учебных предметов религиозной направленности, которые излагали бы основы какого-либо одного религиозного учения. Муфтий Равиль Гайнутдин уже многократно делал заявления относительно личного негативного отношения к изучению традиционной религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В связи с этим Центральное духовное управление мусульман России вынуждено Вас уведомить, что данная позиция не отражает точку зрения всех мусульман России и Москвы и не может считаться выражением позиции мусульман нашей страны по вопросам развития практики изучения духовно-нравственных традиций и религиозной культуры российских конфессий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Мы совершенно не согласны с утверждением муфтия Равиля Гайнутдина о том, что «попытки ввести в школьный курс предметы религиозной направленности, которые излагают основы какого-либо одного религиозного учения, могут вызвать неадекватную реакцию, как у самих детей, обучающихся в школе, так и родителей». Это совершенно необоснованное утверждение. Не ясно о какой неадекватной реакции может идти речь, если предметы религиозно-культурологической направленности ввести на условии добровольности их выбора учащимися и их родителями. В этом случае ничьи права и законные интересы не будут нарушены.

Введение в школьный курс учебных предметов религиозной направленности, которые излагали бы основы какого-либо одного религиозного учения, не может вызвать никакой негативной реакции у учащихся и их родителей (законных представителей). Выступления против реализации гражданами своих законных прав на получение знаний о традиционной для них культуре, если такие выступления делаются по мотиву религиозной нетерпимости, не могут учитываться государством, но, напротив, должны пресекаться.

Не должна осуществляться и подмена одного курса (о религиозной культуре одной традиции, конфессии) другим курсом (религиоведческим – о перечне религий), как того требует муфтий Равиль Гайнутдин. Право изучать традиционную религиозную культуру - не набор исторических сведений о разных религиях, а именно традиционную для данного народа религиозную культуру - в светской школе никем не может быть поставлено под сомнение. Тем более что подобная практика – изучение исламской культуры, православной культуры, культуры иудаизма и т.д. -  все шире распространяется в светской школе, поскольку отвечает интересам граждан, способствует воспитанию школьников. Такая форма преподавания религиоведческих знаний, как информирование учащихся об истории и основных характеристиках мировых религий, не только имеет право на существование и может быть реализована в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и должна быть реализована, чтобы государственная система образования давала учащимся знания о мировых религиях. Однако эта форма получения религиоведческих знаний не должна подменять собой получение учащимися знаний о традиционной для них религиозной культуре в рамках светского предмета или в рамках содержания существующих гуманитарных предметов. Это совершенно разные формы получения учащимися религиоведческих знаний, и попытки принудительного замещения возможности изучения традиционной для учащихся религиозной культуры изучением только лишь истории всех мировых религий выглядят столь же нелепо и необоснованно, что и, к примеру, утверждения о том, что татары не вправе изучать свою родную татарскую литературу, русские – свою русскую литературу, а все россияне должны и могут изучать лишь историю зарубежных направлений в литературе.

Реализация на основе добровольности выбора в государственных и муниципальных образовательных учреждениях преподавания знаний о религиозной культуре («Исламская культура», «Православная культура», «Традиция иудаизма» и т.д.) уже осуществляется в нескольких субъектах Российской Федерации и оказывает благоприятное влияние на развитие межнациональных и межконфессиональных отношений.

Мы считаем важными и своевременными усилия Министерства образования  Российской Федерации по созданию условий для получения учащимися на добровольной основе в рамках закона знаний о религиозной культуре, исторически связанной с культурой их народа. Центральное духовное управление мусульман России будет продолжать работу в направлении налаживания плодотворного сотрудничества с государством в области образования и выражает пожелание, чтобы все заинтересованные люди в мусульманской общине России заняли по данным вопросам компетентную и ответственную гражданскую позицию, соответствующую действующему законодательству Российской Федерации, реальной практике и потребностям развития российской школы, что будет способствовать духовному возрождению, межрелигиозному миру и спокойствию в нашем обществе.  

 

Заместитель председателя

Центрального духовного управления мусульман России

по информационному взаимодействию,

муфтий

Фарид Салман

 

 

Hosted by uCoz