Реклама


Заявление Общественного комитета по правам человека №97 от 1 декабря 2003 г. прокурору города Москвы

 

th']Осенью 2003 г. Председатель Департамента образования города Москвы Л.П.Кезина в ответ на вопрос: «Будет ли в московских школах преподаваться православная культура»,  неоднократно заявляла, что «Закон Божий» в московских школах преподаваться не будет, хотя Л.П.Кезина прекрасно понимает разницу между курсом светского преподавания религиозной культуры и являющимся обучением религии предметом «Закон Божий». Таким образом, Л.П.Кезина намеренно ущемляет права российских граждан, исповедующих православие, отказывая им в праве получать знания о традиционной для них религиозной культуре на основе добровольности выбора.

Вместе с тем, в Москве уже давно и успешно действует множество государственных школ – так называемых «еврейских школ» (государственных), в которых открыто преподаются учебные курсы совершенно определенно религиозной направленности и религиозного содержания (религиозное образование), которые очень сложно отличить от прямого обучения религии.

В журнале «Лехаим» за август 2003 г. на стр.23 помещена заметка «В Московских еврейских школах более полутора тысяч учеников». Процитирую:

«В этом году 150 учащихся московских еврейских школ получат диплом о среднем образовании. Всего в Москве 8 еврейских ежедневных средних школ: школа ОРТ, Первая еврейская школа № 1311 (школа Липмана), «Эц-Хайм», «Мигдаль-Ор», «Бет-Иегудит», «Ахей-Тмимим», «Бейт-Ривка» (школа Куравского), «Хама» и «Месивта». В шесть из них могут поступать «алохические [галахические, - Т.К.] евреи», то есть евреи по материнской линии, в соответствии с канонами ортодоксального иудаизма. В школу №1311 принимают всех, однако при условии, что «учащиеся и его родители согласны на глубокое погружение в традиционную культуру» - поясняет директор этого учебного заведения. Школа ОРТ принимает всех желающих, изучение иврита является обязательным во всех еврейских школах и составляет существенную часть учебной программы. Школа ОРТ - самая крупная, в ней 400 учащихся; в школе Липмана - 320 учеников, а в школе «Эц-Хаим» их 315. Общая численность учеников московских еврейских школ ныне составляет уже более полутора тысяч».

На стр.79 этого же журнала размещена информация «Московская еврейская общеобразовательная школа для мальчиков «Месивта» при Инновационном образовательном центре «Культуры и тради­ции народов мира» (тел.782-29-37, 281-41-29) приглашает 11-15 летних еврейских мальчиков для обучения»:

«В программе обучения: еврейская история, философия, традиция. Базовые предметы общеобразовательной школы. Математика, информатика углубленно. Английский и иврит до уровня свободного владения. Шахматы. Музыка. Имеется бассейн и хорошо оборудованный спортзал. Занятия проводятся в малокомплектных классах (3-7 человек) опытными преподавателями. В школе работает детский психолог. Дети обеспечиваются 4-х разовым бесплатным кошерным питанием, по результатам учебы выплачивается стипендия. Учащиеся 10-11 классов имеют возможность одновременно с обучением в школе закончить московский гуманитарный техникум инновационных технологий по специальностям: юрист, менеджер, экономист, психолог, программист и получить диплом бакалавра. Учащиеся имеют возможность продолжить образование в вузах Москвы, а традиционное еврейское образование - в Израиле, США или Европе. Школа работает на условиях полного пансионата. При школе имеется общежитие, где за детьми наблюдают опытные воспитатели. Все учащиеся получают медицинскую помощь. Мы осуществили три выпуска.» Эта информация сопровождается вопросами: «Чтобы учиться было интересно? Чтобы учителя общались с тобой на равных? Чтобы знания были прочными? Быть настоящим евреем? Выполнять заповеди Торы? Идти по жизни, опираясь на поддержку Всевышнего? Иметь много друзей? Жить в центре Москвы в удобном общежитии? Кататься на коньках, на картингах, плавать в бассейне, заниматься карате и футболом, играть в компьютерном зале и т.д.? Встречаться с самыми известными людьми еврейского мира? Иметь возможность после школы учиться в США, Израиле и Европе? Закончить сразу и школу, и колледж, и поступить на 3 курс института? Если на все эти вопросы ты ответил «да», то мы ждем тебя в Московской еврейской школе для мальчиков «Месивта»! О другой упомянутой еврейской школе в этом же журнале на стр.89 написано: «Еврейская школа «АХЕЙ ТМИМИМ» принимает детей в классы 1-11. Общее среднее образование с лучшими московскими учителями, подготовка для поступления в избранный вуз в России и за рубежом, самое современное компьютерное оборудование, а главное, знакомство с необыкновенным миром еврейской культуры и традиции сделают нашу школу вторым домом для ваших детей, (тел. 923-01-8, 925-54-65). На стр.89 этого же журнала сообщается еще об одной еврейской школе, которая в числе 8 не указана. Это «школа при институте. Московский еврейский институт «Махон Ха меш» объявляет набор в школу при институте (10-11 классы). Еврейским девушкам, окончившим 9 классов, предоставляется возможность завершить среднее образование и, получив государственный аттестат, на льготных условиях продолжить обучение в имеющем государственную аккредитацию ВУЗе-партнере по специальностям «лингвистика» и «экономика». Изучение общеобразовательных дисциплин сочетается с углубленным изучением курса иудаики и обширной культурной программой. Учащимся предоставляются учебники, стипендии, бесплатное питание, общежитие. Наши принципы: теплая атмосфера, высокие учебные стандарты, соблюдение еврейских традиций. Институт находится рядом с метро «Сокольники» (тел.241-42-87)».

Этот же журнал на стр.89 сообщает о еврейском учебном центре «ЕШИВА «ТОМХЕЙ ТМИМИМ» в Москве: «Дает юношам традиционное еврейское образование, обучение основано на совместном обучении рационального и изотерического направлений в иудаизме, предусмотрено изучение Торы, Талмуда, хасидизма - еврейской религиозной философии, для начинающих - язык иврит, на втором году учебы -идиш. Занятия проводятся по разным программам в удобное для учащихся время. Студенты обеспечиваются кошерным питанием, иногородние - общежитием. - Тел.281-41-29.» Кроме еврейских школ в Москве работают еврейские детские сады. (Стр.89 ж. «Лехаим» за авг.2003г.) «Еврейский детский сад. Опытные педагоги проводят занятия по еврейской традиции, ивриту и английскому языку, изобразительному искусству, музыкальному воспитанию и ритмике Осуществляется полная подготовка детей к школе. Здесь создан почти домашний режим, дети получают кошерное питание. Тел.928-59-83».

Еврейские школы существуют и в других городах России. Вот как об этом сообщает журнал «Лехаим» за июль 2003г. на стр.13:

«Презентация проекта еврейского общеобразовательного комплекса в Петербурге»... 170 учащихся - реализован уникальный проект родительского клуба «Рош Ходеш». ...Сочетание качественного образования и традиционных еврейских знаний, блестящий педагогический коллектив, тру трудолюбие учащихся - вот залог успешного развития школы «Бейт Сефер Менахем» ..Планируется увеличить количество учащихся и оборудовать для них актовый и спортивные залы, а также открыть синагогу для школьников. Большой участок земли, примыкающий к зданию, очень удобен для прогулок и спортивных занятий. Благодаря всему перечисленному школа сможет выйти на качественно иной уровень работы, и стать учебным центром, в котором будут развиваться общинные программы, проводиться семинары и собрания, смогут работать и вечерние клубы.»

Журнал «Лехаим» за апрель 2003г. на стр.13 в заметке «Шалом, новая школа» сообщает: «В самом центре Перми теперь есть школа, где любой маленький еврей может не только получить качественное образование, но и прикоснуться к истокам культуры своей древней нации... Сегодня подобные школы существуют в 70 городах СНГ. ...кошерная пища - лишь часть этнокультурного еврейского компонента, присущего этому образовательному учреждению...задуман организаторами комплекс «школа - детский сад».

В журнале «Лехаим» за июль 2003 г. на стр.20 в статье «Еврейская школа - шаг в будущее» описана работа международного семинара директоров еврейских школ и при этом написаны прекрасные слова, которые мы просто обязаны отнести и к русским детям: «Наверное не надо никого убеждать, что дети - будущее еврейского народа. От того, насколько они сохранят свою связь с еврейством, насколько захотят участвовать в еврейской жизни, зависит очень многое. Если не все.... Одна из главных задач современней еврейской школы - синтезировать традиционное еврейское воспитание, преподавание языка, еврейской истории, изучение культуры, традиции - с современным общим образованием. Но - на самом высоком уровне требований XXI века... Цель определена - дать образование самого высокого уровня каждому еврейскому ребенку. Теперь мы, наметили и основные пути реализации этой цели».

Я не буду ставить вопрос о том, нарушает ли существование таких еврейских школ, многие из которых являются государственными и при этом реализуют религиозное образование в форме прямого обучения религии (иудаизму), российское законодательство, потому что считаю, что не нарушает. И мне весьма отрадно осознавать, что хотя бы часть наших российских сограждан может реализовывать свои права, установленные международными актами о правах человека, на получение религиозного образования. Я очень рада за наших братьев-евреев!

Однако резкое неприятие (даже – нетерпимость!) Л.П.Кезиной возможности преподавания православной культуры на основе добровольности выбора в московских школах на фоне и с учетом весьма благожелательного отношения Л.П.Кезиной к еврейским школам и преподаванию в них курсов религиозного образования – является нарушением равноправия граждан и дискриминацией русских детей (и детей иных национальностей), исповедующих православное христианство и желающих получать знания о традиционной для них религиозной культуре.

По существу, Л.П.Кезина открыто и беспардонно совершает уголовное преступление, предусмотренное частью 2 статьи 136 «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» Уголовного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 156-ФЗ): «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от… национальности,… отношения к религии, убеждений,… причинившее вред правам и законным интересам граждан,… совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет».

Прошу Вас немедленно возбудить в отношении руководителя Департамента образования города Москвы Л.П.Кезиной уголовное дело по факту нарушения ею (Кезиной) равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от отношения к религии (часть 2 статьи 136 Уголовного кодекса РФ).

 

С уважением!

 

Председатель Правления

Т. А. Квитковская

Hosted by uCoz