Религиозная безопасность России



назад



Обращение депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края от 07.09.2007 к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову по вопросу принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)"

 

Уважаемый Борис Вячеславович!

 

Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края выражают свою обеспокоенность в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)", который направлен на правовую регламентацию и

зменения подхода к сущности и структуре государственного образовательного стандарта.

Предлагаемые в проекте изменения, касающиеся разработки федеральных государственных образовательных стандартов для средней школы, актуальны для совершенствования системы российского образования. Указанным законопроектом предполагается также конкретизировать такие понятия, как "примерная основная образовательная программа", "основная образовательная программа образовательного учреждения" и "дополнительная образовательная программа образовательного учреждения".

Действующая система государственного образовательного стандарта определена нормой пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее — Закон РФ), согласно которой государственные образователь­ные стандарты включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Данная трехкомпонентная структура государственного образовательного стандарта позволяет субъектам устанавливать содержание элементов этой структуры. Закрепленный статьей 7 Закона РФ национально-региональный компонент связан с определением компетенции субъектов Российской Федерации и учитывает особенности федеративного устройства Российской Федерации, закрепленного статьями 5, 65 и 66 Конституции Российской Федерации. Данным законопроектом отменяется региональный компонент, но вводится другое понятие — "региональные (национальные) особенности", которое относится в большей степени к каким-либо особенностям, в числе которых могут быть национальные либо этнические особенности, а не к территории или субъекту Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона РФ "Об образовании" одним из принципов государственной политики в области образования является защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Проведение субъектами Российской Федерации образовательной политики, учитывающей региональные особенности, не противоречит основам образовательной политики Российской Федерации согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации и статье 28 Закона РФ "Об образовании". Кроме этого, в статьях 2 и 14 Закона РФ говорится также и об обеспечении интеграции личности в национальную и мировую культуру, формировании человека и гражданина в условиях современного общества, нацеливании на совершенствование этого общества с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.

Разработанный законопроект преследует цель приведения норм действующего законодательства в области образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, что, по их мнению, должно заключаться в установлении федеральных государственных образовательных стандартов и отказе их деления на федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты и компонент образовательного учреждения. В связи с этим вводится понятие федерального государственного образовательного стандарта как совокупности нормативных правовых предписаний, устанавливающих от имени Российской Федерации систему правил и требований, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении (организации), имеющем государственную аккредитацию и реализующем основные образовательные программы, по которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

Данное изменение, предусматривающее отмену регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения, вызывает особое беспокойство и может иметь ряд нежелательных последствий. Например, ликвидируется значительное количество учебных предметов, обеспечивающих углубленное знакомство школьников со своим краем, его историей, культурой и воспитывающих патриотизм, основанный на изучении малой Родины. На территории Краснодарского края такими предметами, в частности, являются "Кубановедение" и "Основы православной культуры". Предметы федерального компонента не могут решить этой воспитательной задачи применительно к каждому из регионов Российской Федерации. В том случае, если принятие федеральных государственных стандартов не предполагает отмену предметов, ведущихся в рамках регионального и школьного компонентов, то в проекте закона не прописаны механизм и сроки их включения в федеральные государственные образовательные стандарты, пути их сохранения в новом образовательном пространстве. Кроме того, обсуждение целесообразности ликвидации регионального компонента и компонента образовательного учреждения с педагогической общественностью не проводилось, не учитываются также интересы и учащихся, изучающих эти предметы, и педагогов, специально подготовленных для преподавания предметов регионального компонента, не только Кубани, но и всей России.

Депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края обращаются с просьбой сохранить возможность трехкомпонентной структуры государственного образовательного стандарта.

 

http://xpam-xpicta.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=576&Itemid=1

07.09.2007

 

Hosted by uCoz