Религиозная безопасность России



назад



Заявление Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России от 29.08.2007 против законопроекта, ликвидирующего региональный и школьный компоненты государственного стандарта общего образования

 

В условиях крайне обострившейся дискуссии по вопросам изучения религиозной культуры в российских государственных и муниципальных школах и развития теологического образования в государственных и муниципальных вузах Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) считает необходимым заявить о своей принципиальной позиции.

Мы считаем рецидивы воинствующего атеизма, проявившиеся в последние месяцы, крайне опасными для стабильности и развития российского общества. Мы хорошо помним, как в 20-30-е годы XX века разрушались синагоги, как людям под страхом репрессий запрещали их посещать, мы помним, как репрессировали раввинов только лишь за то, что они выполняли свой религиозный долг, исполняя обряды иудаизма. Поэтому попытки обелить идеологию атеизма мы считаем недостойными.

Недальновидными на наш взгляд являются попытки уничтожить только что возродившееся теологическое образование в государственных и муниципальных вузах. Такие попытки не мотивированы ничем, кроме антирелигиозных предрассудков.

Государство неимоверными усилиями смогло наладить подготовку российских ученых-теологов, теологов-преподавателей, что позволило обеспечить уменьшение количества зарубежных религиозных проповедников и степень их влияния на религиозную жизнь страны, снижение экстремистского и деструктивного воздействия на внутрироссийскую религиозную жизнь извне - со стороны зарубежных и международных групп, стремившихся расколоть Россию, посеять в ней хаос и вражду. И вот теперь, когда успешно и эффективно развивается иудаистское, христианское, мусульманское теологическое образование, возникает искушение свести к нулю все позитивные наработки, разрушить весь огромнейший опыт теологического образования, а само теологическое образование маргинализовать и отправить в «гетто»! Мы убеждены, что, если не будет обеспечена качественная подготовка теологов в нашей стране, их места с радостью займут зарубежные теологи или выпускники зарубежных теологических вузов, а отношение некоторых из них к нашей стране, мягко говоря, не совсем толерантное и позитивное.

Мы считаем, что: специальность «теология» следует незамедлительно включить в номенклатуру научных специальностей Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России; предоставить диссертационным советам права защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата теологии и доктора теологии; создать в Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации поликонфессиональный экспертный совет с секторами христианской, исламской и иудаистской теологии, подобно тому, как это сделано в ныне действующем государственном образовательном стандарте по теологии.

 Предложения теологам защищать диссертации в советах по философии или культурологи аналогичны предложениям врачам защищать диссертации в советах по биологии, то есть не выдерживают ни какой критики. Достаточно уже голословных заявлений о якобы противоречии развития теологического образования в государственной системе образования светскому характеру государства и государственной системы образования в России. Нигде в Европе не противоречит, почему же противоречит у нас? Мы настоятельно призываем всех участников дискуссии отказаться от негодных и аморальных приемов полемики по столь важным вопросам.

КЕРООР крайне негативно оценивает проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в конце июня сего года, и ликвидирующий в составе государственного образовательного стандарта компонент субъекта Российской Федерации и компонент образовательного учреждения.

Законопроект фактически разрушает всякую возможность этнокультурного образования в общеобразовательных школах, которое мы только и могли реализовывать в рамках школьного компонента. Это приведет к параличу и последующему закрытию множества государственных и муниципальных школ с еврейским этнокультурным компонентом образования в Москве и других регионах страны. Равно как и других школ такого типа.

Законопроект нанесет существенный вред национально-культурному образованию всех народов России.

Нас пытаются уверить будто бы чисто технически меняется структура стандарта, просто все то же самое будет описано несколько другими словами, что при этом все права региона и школы на формирование своей части общеобразовательной остаются. Но такие заверения остаются пустыми словами, абсолютно не подкрепленными нормами законопроекта, где ничего подобного не зафиксировано.

Действующие программы регионального и школьного компонентов общеобразовательного стандарта реальна, а представленные в законопроекте абстрактные обещания учесть национальные интересы и столько же абстрактные декларации участия субъектов образовательной деятельности в формировании части образовательной программы - совершенно виртуальны.

Сегодня нет никаких фактических, правовых, социально-культурных, образовательных, финансово-экономических причин для того, чтобы ломать действующие и положительно зарекомендовавшие себя систему стандартизации образования и структуру государственного образовательного стандарта, тем более стандарта общего образования.

Заявления о том, что якобы такая структура стандарта ведет к сепаратизму, опасны. К какому сепаратизму может привести .изучение еврейским ребенком в школе 2-3 часа в неделю истории и культуры еврейского народа, культурных традиций иудаизма?! Или изучение татарским ребенком татарского языка и истории татарского народа?

В новой России еврейская община получила равные со всеми другими национальными и религиозными группами права на самовыражение, вероисповедание, культурную и религиозную идентичность. Мы ценим эти исторические достижения и дорожим ими. Еврейские дети сегодня имеют возможность изучать духовную культуру своего народа, религиозную традицию, законы, без которых мы не мыслим себя, не только в негосударственных учебных заведениях, но и в государственных общеобразовательных школах (школы, классы, дошкольные учреждения с еврейским этнокультурным компонентом) и вузах. Изучение Традиции, Торы и Талмуда, священного языка пророков, духовной истории народа, наших праздников и обычаев - неотъемлемая часть еврейского образования. Оно делает из ребенка полноценную личность, достойного члена своего народа, защитника и хранителя национальной культуры. Еврейское обучение и воспитание в российской государственной школе ни в коей мере не препятствует получению детьми общего среднего образования в соответствии с российскими образовательными стандартами и воспитанию их как граждан демократической России. Оно формирует терпимость и уважение к согражданам - людям других национальностей, религий, взглядов и убеждений. Современная система еврейского образования в России - значительное достижение для нашей страны, всего российского общества. Для нас она является реальным, ощутимым доказательством наступившей религиозной свободы и уважения государства к иудаизму как одной из традиционных религий народов России, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия российского общества. Иначе не может, и не должно быть в стране, в которой некогда попытки от лица государства навязать людям безрелигиозное существование потерпели исторический провал.

 

Председатель КЕРООР

раввин З.Л. Коган

 

Hosted by uCoz