Религиозная безопасность России



назад



Отзыв председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввина З.Л. Когана от 12.09.2005 «О книге И.В. Понкина и М.Н. Кузнецова “Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия”»

[Документ не вошел в печатный вариант книги]

 

Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России считает выход книги доктора юридических наук И.В. Понкина и доктора юридических наук, проф. М.Н. Кузнецова «Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия» важным событием в совместных усилиях здравомыслящих людей России по снижению в нашей стране ксенофобии и экстремизма, по противодействию религиозной ненависти и вражде.

Мы по-прежнему придерживаемся ранее заявленной своей позиции о том, что неоспоримо право граждан на выбор образования и воспитания для своих детей в соответствии со своими убеждениями. Российские дети вправе получать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях образование, сообразное их национальной культуре, реализуемое в соответствии с государственными стандартами, но с учетом ценностей народа, к которому ребенок принадлежит, и страны, в которой ребенок проживает. Православные дети так же вправе получать на основе добровольного выбора знания о православной культуре, как и еврейские дети – знания о родной для них культуре иудаизма, мусульманские дети – об исламской культуре. Если мы хотим вырастить действительно цивилизованное поколение детей, то обязательно нужно преподавать знания о ценностях родной для них религиозной традиции в светской школе. На наш взгляд, это будет способствовать искоренению радикального национализма и религиозной ненависти. Очевидно, что все должно быть в меру, в рамках действующего законодательства и при полном отсутствии принуждения к выбору курса религиозного образования. Необходимый для российского общества школьный курс «История религий в России» должен соседствовать с возможностью получения на основе добровольности выбора знаний о религиозной культуре своего народа.

В этом смысле совершенно возмутительна та ксенофобская и крайне оскорбительная кампания нападок на саму идею преподавания православной культуры в виде курса по выбору или факультатива и на ее сторонников, развязанная в последние несколько лет людьми, совершенно безответственно относящимися к будущему межрелигиозных отношений в России и игнорирующими демократические ценности.

Использованный авторами во введении литературный прием, когда в цитатах из реально прозвучавших агрессивно антиправославных заявлений отдельных лиц слово «православный» заменено на «еврейский» и «католический», хотя и не сказать, что это нам это нравится, но, вынуждены признать, является в данном конкретном случае мерой, вынужденной и объективно необходимой для того, чтобы хотя бы так привлечь внимание демократической общественности к прикрываемой правозащитной риторикой длящейся кампании травли наших православных сограждан. Этот литературный прием позволяет увидеть, насколько, действительно, гадкими и опасными выглядят попытки обосновать неполноценность православных людей по признаку отношения к религии, заявить о необходимости поражения их в законных правах, в том числе в праве на выбор для своих детей образования и воспитания в соответствии с ценностями национальной культуры, огульно обвинить культуру русского народа в экстремизме или «мракобесии», навязать православным людям «совершенно новую идентичность», разрушив сложившуюся за века систему их ценностей.

В очередной раз вынуждены констатировать факт того, что сегодня в России антисемитизм провоцируется не только фашиствующими молодчиками, но и провокаторами, намеренно и публично пропагандирующими ненависть и нетерпимость к христианству в виде антихристианских и антирусских «перфомансов» и выставок, в виде разнузданных нападок на православное христианство и православную культуру, в виде предъявляемых отдельными чиновниками к русским принудительных требований «пожертвовать русскостью». Как прямое следствие, страдают российские евреи, на которых почему-то совершенно необоснованно переносится вина за действия малочисленной группы провокаторов.

Нам одинаково противны проявления религиозной ненависти и нетерпимости как к тем, кто исповедует иудаизм, так и к тем, кто исповедует христианство и другие религии.

Но этот же прием – не делай другому того, чего не хочешь получить сам – позволяет увидеть и непозволительность действий тех отдельных граждан, которые сегодня в политических целях манипулируют цитатами, надерганными из исторических еврейских литературных источников.

Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России считает, что только совместные усилия российских еврейских, православных, мусульманских, буддийских, католических, протестантских и других традиционно присутствующих в российском религиозном ландшафте религиозных организаций, всей здравомыслящей российской общественности позволят защитить наше общество от разгула экстремизма, ксенофобии, религиозной ненависти и нетерпимости.

 

Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России

раввин Коган З.Л.

 

Hosted by uCoz