UCOZ Реклама

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Левичева Е. Метафизика «Гарри Поттера». Исследование

 

www.voskres.ru, 8 марта 2003 г.

 

«Мы не можем рассказать, кто мы такие и где мы живем. Это очень рискованно, а нам нужно быть крайне осторожными. Мы не доверяем никому, потому что, если нас обнаружат... ну, мы просто не дадим им нас обнаружить». Эпплгейт К. Андроид. Серия «Аниморфы». М., Росмэн, 2002.

 

Кто не знает мальчика по имени Гарри Поттер? Такого человека в современном мире найти крайне трудно. Про Гарри Поттера написаны книги, снимаются фильмы, разработаны игры, его физиономию можно встретить на наклейках и постерах, флажках и значках, рюкзаках и пеналах и т.п. Стоит в Интернете набрать волшебные два слова – и вы много дней потратите на то, чтобы посмотреть ссылки: фэн-клубы, книги на заказ, фильмы, статьи, споры, упоминания... Гарри Поттером увлекаются не только дети, но и взрослые, независимо от национальности, половой принадлежности и вероисповедания. Во всех уголках мира идут ожесточенные дискуссии: историю о Гарри Поттере превозносят до небес, называя ее книгой тысячелетия, и порицают, обвиняя писательницу Джоан Роулинг в связях с сатанинскими группировками.

«Гарри Поттер» поразил воображение многих людей, теперь уже ясно, что имя Джоанны Кэтлин Роулинг навсегда вошло в анналы мировой детской классики. Книги про Гарри Поттера переведены на ~ 48 языков мира (включая латынь и древнегреческий), изданы в количестве ~ 135 млн. экземпляров. В Гарри Поттера переодеваются и дети (в разных странах мира устраиваются даже чемпионаты двойников маленького волшебника), и взрослые (например, Билл Гейтс на одной из презентаций новых технологий Microsoft продемонстрировал собравшимся рекламный видеоролик, где предстал в наряде Гарри Поттера, а один голландский священник оделся в костюм волшебника и попросил детей прийти на мессу в одежде героев популярной серии). А уж Всемирная Паутина для «поттероманов» - настоящий рай: фэн-клубы и иные веб-странички, посвященные волшебному мальчику с зелеными глазами, множатся, как грибы. Но если вы думаете, что поттеромания ограничивается только вышеперечисленным, вы глубоко ошибаетесь. Влияние ГП на человечество гораздо глубже. Людям уже недостаточно просто «играть в Гарри Поттера». Они хотят стать таким, как Гарри Поттер. Как? Очень «просто»: научившись настоящему волшебству. А именно – оккультным и магическим практикам. По образцу Школы магии и волшебства Хогвартс во многих странах создаются учебные заведения (как дистанционного, так и классического образования), где все желающие могут изучить такие предметы, как история магии, астрология, гадание, практическая магия, медитация, травология, целительство и т.д. А в NASA, говорят, всерьез подумывают о том, чтобы создать настоящие летательные метлы [1]. Мир буквально сошел с ума из-за какой-то детской книжки... Но зададимся правомерным вопросом: действительно ли книжки про Гарри Поттера такие детские? Может быть, они есть нечто большее, чем просто очередная классическая сказка? Большее, чем очередная фэнтези? И почему у людей, прочитавшим эти книги, возникает такое непреодолимое желание попробовать летать на метле не только во сне, но и наяву?

 

Жанр

 

«Гарри Поттер» построен наподобие слоеного пирога или, например, матрешки. Привлекательная обертка – приключения троицы друзей, «борьба добра и зла», волшебство, юмор, «закрученный» сюжет. На первый взгляд – детская сказка, фэнтези, пользующаяся бешеным успехом еще и потому, что напичкана современными реалиями: даже в волшебном мире, где почему-то не работают компьютерные и иные технологии, существуют спортивные фанаты, рок-группы, мода, серийные убийцы и т.д. Но только на первый взгляд. Осмелимся утверждать: «Гарри Поттера» нельзя отнести в строгом смысле ни к жанру волшебной сказки, ни к жанру фэнтези.

Существующему закону волшебной сказки – добро торжествует – «Гарри Поттер» не подчиняется. Добро в книгах призрачное, марионеточное. Возьмем хотя бы главного героя – симпатичного сироту. И что же? Этот мальчик врет, мстит, нарушает запреты… Пребывание в семье своих родственников (представленных Роулинг до карикатуры противными и отталкивающими) не смирило Гарри, можно сказать, он спит и видит, как бы уехать от них, да на подольше (желательно навсегда). «Я здесь всем чужой. Мое место в волшебном мире», - повторяет он про себя [2]. Показательны его «самые счастливые воспоминания»: первый полет на метле (когда он мстил Драко Малфою), первое место Гриффиндора в соревновании (его факультет занял именно благодаря Гарри), день, когда Гарри узнал, что он маг и уедет от родственников (без комментариев). Заветная мечта его лучшего друга Рона – превзойти старших братьев хоть в чем-нибудь. Даже Гермиона – «круглая» отличница – врет преподавателю, когда трех героев застают над побежденным троллем в туалете для девочек, и этот поступок ставится ей в заслугу – после этого эпизода Гарри с Роном начинают ей доверять, и Гермиона становится их другом. Хагрид – компанейский парень – питает непреодолимую симпатию к чудовищам (причем этот факт саркастически выпячивается писательницей, будто она знает, что его будут ставить ей в упрек, но пренебрегает этой опасностью): драконам, огромным паукам, мерзким «соплохвостам» [3] - словом, ко всякой нечисти. По словам самой Джоан Роулинг, Хагриду интересны только такие существа, которые могут убивать [4]. Альбус Дамблдор (величайший добрый маг всех времен и народов), как позволяют подозревать некоторые намеки первых четырех книг, сам «подстраивает» встречи Гарри с Вольдемортом, несмотря на огромный риск для Гарри и тех, кто окажется поблизости, быть убитыми [5]. Если внимательно присмотреться, то окажется, что в книгах о Гарри Поттере вообще нет полностью положительных героев (ладно уж с благородными суперменами, но хотя бы в виде чудаковатых старичков!), добра в чистом виде. А вот зло, наоборот, представлено во всех мыслимых и немыслимых комбинациях. Можно быть уверенным – на протяжении всей поттерианы (исключая, видимо, финал) зло будет побеждать над квази-добром: в первых трех книгах Вольдеморт – олицетворение зла – не умирает в результате борьбы с ним, а, наоборот, набирает силу. В конце четвертой книги он вообще возрождается еще более сильным, чем был до развоплощения, и к тому же собирает "команду" таких же злых магов, как он сам. «Добро» и «зло» так переплетены между собой, что читатель постоянно обманывается в своих ожиданиях: то положительный Гарри подсматривает [6] в бумагах Филча (школьного завхоза), что тот сквиб [7]Роулинг называет этот неблаговидный поступок «любопытством» и «любознательностью»), то учитель-мучитель профессор Снейп оказывается спасителем Гарри; то выясняется, что трогательный профессор Квиррелл одержим духом Вольдеморта, а предполагаемый убийца родителей Гарри Сириус Блэк был предательски оклеветан… (Впрочем, ни Снейп, ни даже Блэк в положительных героев не превращаются: Снейп продолжает тихо ненавидеть Гарри, а Блэк, например, смог вытерпеть ужасы тюремного заключения лишь благодаря сладостной мечте о мести). Странная сказочка вырисовывается, не правда ли, в которой нет положительных героев?

Сказка волшебная? Отнюдь нет. Волшебство в книгах отсутствует. Его место занимает колдовство. Магическая атрибутика взята как будто из русских сказок... про Бабу-Ягу! Дети толкут в ступках рог единорога, бросают в кипящий котел крысиные хвостики и лягушачьи лапки, используют в качестве ингредиентов высушенное сердце дракона, пиявок, сушеных гусениц, крысиные мозги, экстракт белладонны и т.п., а сам предмет (дело-то происходит в школе) называется «зельеварением». Причем на стражу колдовства поставлена наука: заклинание действует только в том случае, если точным образом соблюдены все условия его применения (например, долгота гласных, наличие волшебной палочки, правильное положение руки и т.п.). Даже умение превращаться в животных строго регламентировано, существует официальный реестр анимагов. В классических волшебных сказках волшебные способности присущи немногим героям - в основном, особым существам (феям, колдуньям, магам и т.п.). Обыкновенный смертный, если он хочет воспользоваться возможностями, которые открывает магия, должен обратиться за помощью к этим «специалистам». Или самому стать волшебником, но на определенное время и с помощью магических «подручных средств» (предметов, волшебных слов и др.), полученных опять же в соответствующей магической инстанции (или завоеванных, отобранных, что в данном случае значения не имеет). Теперь благодаря Роулинг быстрыми темпами распространяется представление о всеобщей доступности (демократия!) и вседозволенности занятий магией: «Магами не рождаются. Магии может научиться каждый!» [8] То обстоятельство, что в мире ГП магические способности должны быть врожденными, иначе ничего не выйдет, имей ты хоть десять поколений предков-магов (Филч), мало отпугивает адептов. По всему миру открываются специализированные учебные заведения (Школы магии), где фанатам Гарри Поттера внушается (демократия!): если обучаться магии «научными методами», можно стать «настоящим колдуном».

Книги о Гарри можно было бы отнести к жанру фэнтези, если бы не их сложное построение. «Гарри Поттер» насквозь символичен. Просто диву даешься, насколько он пронизан различными аллюзиями, скрытыми смыслами и аллегориями. Случайность? Вряд ли, если учесть, что автор книг – человек с университетским образованием. Текст буквально переполнен отсылками к оккультным и магическим практикам, можно сказать, писательница использовала практически все наиболее популярные оккультные, магические и эзотерические символы, чтобы распахнуть даже для самого тугодумного и невежественного читателя окно в иной мир – причем таким образом, чтобы он поверил в возможность изменения неподатливой реальности по собственному усмотрению, не прибегая к помощи Бога. Читатель «Гарри Поттера» движется как бы по спирали – сначала, благодаря писательскому мастерству Роулинг, у него появляется ощущение полного проникновения в магический мир, затем он обращает внимание на некие знаки, разбросанные по тексту (это может быть цифра, вещь, явление, существо, цвет и т.д.); правильно истолкованные, они выводят читателя на новый уровень, открывают новый пласт реальности, вернее, возвращают человека в реальный мир, но уже на ином качественном уровне.

Итак, не классическая волшебная сказка, не фэнтези. Так что же? Попытаемся ответить на этот вопрос, подвергнув тщательному анализу наиболее значимые символы «Гарри Поттера».

 

Символика.

 

Знаки у Роулинг несут нагрузку различной степени сложности. Иногда писательница использует трансформированное, литературное значение символа (например, Гремучая Ива, прообразом которой служит прежде всего древо Иггдрасиль, является аллюзией на толкинского Серого Лоха из Древлепущи), бывает, какое-то из значений символа элиминируется (как, например, в случае с единорогом: поскольку книга в первую очередь все же предназначена для детей, на значение единорога как мужской сексуальной энергии не делается и намека), но чаще всего, благодаря сознательно созданной магической атмосфере книг, в используемых Роулинг символах обращают на себя внимание именно их оккультные значения.

В 2001 г. петербургским издательством «Азбука» была переиздана известная детская книга Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» - со специальным руководством для «углубленного изучения», которое представляет собой «очень краткий словарик волшебства, демонологии и всего-всего сверхъестественного, таинственного и не совсем обычного», попросту говоря – оккультной символики, использованной Крюсом. После выхода в свет первых четырех книг про Поттера писатель из Северной Каролины Дэвид Колберт (David Colbert) написал тоже своего рода руководство пользования «Гарри Поттером» – «The Magical Worlds of Harry Potter: a treasury of myths, legends and fascinating facts» (в русском переводе: «Гарри Поттер. Волшебные миры. Собрание мифов, легенд, удивительных фактов» М., Росмэн, 2002.). Восторженный почитатель таланта Джоан Роулинг, Колберт предпринял скорее историко-мифологический экскурс в созданный ею мир, мы же постараемся восполнить лакуны исследования Колберта анализом самой существенной, на наш взгляд, составляющей символики, использованной в «Гарри Поттере» - символики магии и оккультных наук.

Ограниченный объем статьи не позволяет, конечно, раскрыть содержание всех символов «Гарри Поттера», однако значения некоторых из них должны подвергнуться реконструкции для более наглядного доказательства ее основных положений.

 Змеи. В оккультизме змея считается символом мудрости, вечности, эмблемой бессмертия, перевоплощения и метемпсихоза. В широко известной книге Мэнли Холла утверждается, что змея «есть символ и прототип Универсального Спасителя, который искупает миры, давая созданиям познание самих себя и понимание добра и зла» [9]. Змею-искусителю оккультисты отводят исключительно положительную роль, и недаром «инициированные в Мистерии часто именовались змеями, и их мудрость считалась аналогичной божественно инспирированной силе змеи» [10]. Таким образом, опять мы сталкиваемся в книгах Роулинг со странным феноменом перевертыша: символы змей, окружающие фигуру Вольдеморта, вызывают прежде всего негативные ассоциации (это естественно для людей, выросших в культуре, основу которой составляет христианское мировоззрение), но стоит посмотреть на эти символы под «правильным» углом зрения – и они меняют знак «минус» на «плюс». А говорящий удав из зоопарка (первая книга) и вовсе симпатичный и безобидный.

Пауки. В «Гарри Поттере» идет речь об огромных говорящих пауках, живущих в Запретном Лесу. Они размножились там благодаря Хагриду, души не чаявшему в их прародителе по имени Арагог. Хагрид вынужден был выпустить его на волю во времена своей молодости и нашел ему пару – жену по имени Мосаг. (Кстати, случайно ли, что имена пауков созвучны библейским «Гог и Магог»? Есть опасность, что чрезвычайно размножившееся потомство этих пауков-прародителей когда-нибудь выйдет из-под контроля и заполонит окрестности.) С тех пор огромные пауки испытывают к Хагриду благодарность и не трогают его. Хоть они и намереваются схватить Гарри с Роном, проведавшим об их существовании (впрочем, это заложено в их природе хищника), именно от Арагога Гарри узнает многое об обстоятельствах, связанных с Тайной комнатой. Итак, пауки играют у Роулинг скорее положительную роль. А ведь поначалу читатель вместе с Гарри подозревал, что именно Арагог является таинственным страшным обитателем Тайной комнаты... Открываем того же Мэнли Холла – и что же? «Относительно паука, - пишет Холл, - существуют различные мнения. Форма делает паука подходящим символом нервного узла в человеческом теле. В некоторых европейских странах убийство паука считается чрезвычайно плохой приметой, вероятно, потому, что он считается эмиссаром Дьявола, с которым никто не хочет ссориться. А все создания, имеющие яд, окружены тайной, особенно это касается насекомых. Парацельс учил, что паук обладает великими, но злыми силами, используемыми Черными Магами в их нечестивых предприятиях» [11]. Вот так-то: негативный для простаков, отвергающих черную магию и колдовство, символ паука «на самом деле» (по Роулинг) вовсе не так уж плох. Кроме того, эпизод с пауками – еще и литературная аллюзия, в первую очередь на «Хоббита».

Совы. Совы, как известно, ночные птицы, а все ночные птицы выступают символом для колдовства и «секретных божественных наук» (т.е. оккультных). «Колдовства потому, что черная магия не может осуществляться при свете истины (дня) и властвует, только когда окружена невежеством (ночью). Божественных наук потому, что она обладают тайной силой видения сквозь тьму невежества и материальности. Совы и летучие мыши поэтому считались символами как колдовства, так и мудрости» [12]. Между прочим, важнейшие события «Гарри Поттера» совершаются именно в ночное время суток.

Феникс. В «Гарри Поттере» феникс играет чрезвычайно важную роль: он приходит на помощь Гарри в ситуациях смертельной опасности. Видимо, этой мифической птице Роулинг придает исключительное значение. И неудивительно – ведь «феникс является наиболее почитаемым из всех символических созданий, сфабрикованных древними Мистериями для сокрытия великих истин эзотерической философии» [13]. Символ бессмертия, феникс издавна использовался в языческих, масонских и многих других инициациях, «в Мистериях было принято называть инициированных фениксами, или людьми, которые родились вновь» [14]. Наконец, феникс выступает символом духовной победы и достижений в эзотерических науках, «превращения и возрождения творческой энергии». В книгах Роулинг он с особой силой указывает на необыкновенный магический талант Гарри Поттера. Кстати, сама Роулинг из всех волшебных животных хотела бы иметь именно феникса [15].

Кошки. Кошка была объектом поклонения многих религий и мистерий – от египетских до индийских – и символизировала силы природы, а также вечность (из-за положения ее тела во сне). В «Гарри Поттере» кошки – один из четырех видов магических животных, допускаемых в качестве домашних ученикам Хогвартса, а кот Живоглот (вольный перевод английского Crookshanks) – любимчик Гермионы – обладает мистической способностью распознавания злых волшебников в потрепанных крысах не первой молодости.

Единорог. Это красивое мифическое животное означает в оккультизме, помимо прочего, просветленную духовную природу инициированного. Рог единорога обладает лечащими свойствами (например, изгнание яда из организма) и служит символом «пылающего меча» для защиты эзотерической доктрины от непосвященных.

Собака. В огромную черную собаку умеет превращаться крестный отец Гарри – Сириус Блэк. Почему именно в собаку? По Холлу, «собака из-за ее верности означает отношения, которые должны существовать между учеником и мастером или же между инициированным и его Богом» [16]. А Сириус – это самая яркая звезда в созвездии Большого Пса. Ей издавна придавалось исключительное мистическое значение: например, в Древнем Египте ее считали символом богини Исиды, местом обитания душ умерших и строили специальные храмы для наблюдения за ней. Согласно народным поверьям стран Западной Европы, в Черного Пса иногда превращается дьявол [17]. Некоторые каннибальские тайные общества практикуют ликантропию – магическое превращение участника церемонии в собаку или волка. Погребальную собаку встречает шаман во время своего нисхождения в преисподнюю, также ее встречают умершие и герои в ходе инициационных испытаний [18].

Лось. Символ богатства, изобилия, здоровья, общего благополучия, особенно распространенный в Скандинавии, Сибири и Северной Америке. «Образ этого животного ассоциировался с верхней сферой Вселенной, космическая погоня и терзание лося хищником (медведем, волком) олицетворяли смену природных циклов» [19]. Образ космического лося или лосихи был связан с идеями плодородия, солнцем, огнем, силами, благорасположенным к человеку. Небесная лосиха символизировала в древности Великую Матерь мира, давшую жизнь всему живому на земле. В лося мог превращаться отец Гарри – Джеймс Поттер.

Дракон. Одно из испытаний, которое проходит Гарри в Турнире Трех волшебников (более удачный перевод, кстати, - «Тремудрый Турнир») – борьба с драконом. Это распространенный сюжет: «Победа над ним [драконом] мифического героя мыслилась философами-мистиками как символ познания мира и победы как таковой, ведь «в знании – сила». У алхимиков или розенкрейцеров герой может попирать дракона ногами либо даже скакать на нем. В рыцарской поэзии герои перемещались в пространстве на грифах [20] – гибриде орла и змеи, которые в мгновение ока переносили рыцаря из родового поместья в царство фей на Востоке» [21]. Опять Джоан Роулинг оставляет зашифрованное сообщение для посвященных... Наконец, девизом Хогвартса является латинское изречение «Draco dormiens nunquam titillandus» (Примерный перевод - «Не буди спящего дракона») [22].

Вепрь. Вепрь символизирует духовную власть [23]. Он всегда считался отшельником, поэтому этот символ как эмблема Хогвартса может иметь также значение скрытости, потаенности Школы магии по отношению к внешнему миру. Кроме того, это личный знак Френсиса Бэкона [24].

Анаграммы. «Анаграмма – это перестановка букв, в результате которой одно слово превращается в другое, например, «Рим» в «мир» (или наоборот), либо в слове, а также в группе слов, образующих текст, выявляется скрытый смысл. Для тайных наук, колдовских практик и тому подобного важно именно это различие внешнего облика и внутреннего содержания. При помощи анаграмм можно и раскрывать зашифрованное, и шифровать. Запись с конца к началу и, соответственно, чтение в этом направлении – тоже своеобразное анаграммирование (в некоторых колдовских обрядах или при вызывании демонов специально читали молитвы с конца). Здесь можно напомнить и о том, что перевернутое движение считалось мистическим, как мистическими признают некоторые предметы, обладающие способностью изменять порядок, менять местами, переворачивать, например, зеркало» [25]. Джоан Роулинг пользуется анаграммами по крайней мере два раза: «Лорд Волан-де-Морт» [26] - анаграмма настоящего имени злого мага «Том Нарволо Реддл», а волшебное зеркало «Еиналеж» - анаграмма слова «желание». В обратную сторону Гарри и Гермиона поворачивают время, чтобы спасти гиппогрифа и Сириуса Блэка в третьей книге.

Лабиринт. «Лабиринт имеет множество символических смыслов – он символизирует и сложность, и тайное знание, находящееся в центре и защищенное со всех сторон переходами, а само пространство лабиринта представляет как бы проекцию тела человека, блуждающего в нем» [27]. Лабиринт означает «победу духа над материей; знания над слепым суеверием; вечности над временным, суетным; интеллекта над инстинктом» [28]. Рене Генон видит в лабиринте «идею “селекции”, которая находится в очевидной связи с допуском к инициации» [29]. Лабиринт проходит Гарри в четвертой книге. Достигнув центра, он переносится с помощью магического портала на кладбище, где его поджидает Вольдеморт. Далее следует самая страшная сцена книг про Гарри Поттера («Гарри Поттер и Кубок Огня», глава 32), в которой специалисты по оккультизму находят отголоски сатанинских ритуалов [30]. Итак, Гарри Поттер инициируется... пусть невольно... в служение сатане?

Меч. Это «эмблема власти, короля, императора, вождя. Такой меч выковывался специально, ибо считалось, что он дается властителю Высшими силами. Всевозможные предания повествовали о том, что получение такого символического меча становилось трудным испытанием для будущего властителя: иногда его нужно было выдернуть из скалы, что являлось не под силу рядовым смертным; либо следовало достать из глубоких вод...» [31]. Гарри Поттер после пройденных испытаний (вторая книга) достает меч легендарного основателя Гриффиндора из Волшебной Шляпы, что под силу лишь «истинному гриффиндорцу» (а то и самому наследнику Годрика Гриффиндора).

Зеркало «имеет особое значение в магии и колдовстве, потому что у него множество необычных и странных свойств. Оно может менять местами правое и левое, достаточно в него взглянуть, оно без труда создает двойников. В зеркале человек способен увидеть себя будто бы со стороны. ...И при всем этом след в зеркале – нематериальный, он сменяется другим...» [32]. Как замечает Дэвид Колберт, «согласно некоторым легендам, зеркала – орудия дьявола: отражая лица, оно может улавливать и души» [33]. Часто зеркало является вратами в потусторонний мир. В сюжете первой книги о Гарри Поттере зеркало занимает значительное место: оно показывает самые заветные желания, с его помощью Гарри общается с умершими родителями, там таинственным образом скрывается Философский камень.

Философский камень. Центральный символ первой книги. Главный предмет вожделений алхимиков [34]. Его создателем Роулинг называет Николаса Флэмэла (в др. транскрипции - Фламель) – французского алхимика второй половины XIV века. Мэнли Холл описывает этот легендарный камень так: «Философский камень есть древний символ совершенства и возрождения человека, божественная природа которого сияет сквозь простую оболочку. Точно так же, как необработанный алмаз, только что извлеченный из графита, является безжизненным и непривлекательным, так и духовная природа человека в его падшем состоянии весьма мало проявляет свою лучезарность. Точно так же, как в руках искусного ювелира бесформенный камень превращается в блистательный бриллиант, так и Божественный Гранильщик полирует людскую душу до такой степени, что каждый ее атом начинает излучать Славу ее Творца. Совершенствование Бриллиантовой Души философским алхимическим искусством было тайным предметом Герметического Розеркрейцерства... Тот, кто обладает Философским Камнем, обладает истиной, величайшим из сокровищ, и тем самым он является владельцем такого богатства, которое не поддается подсчету, он является бессмертным, потому что Разум не знает смерти [35], и тем самым он излечен от невежества, наиболее отвратительной болезни. Герметический Камень есть Божественная Сила, которой хотят обладать все люди, но которую находят только те, кто охотно отдает за нее земную силу. Для мистика Философский Камень есть совершенная любовь, которая превращает все, что является низшим, и «поднимает» все, что мертво» [36]. Интересно, что Дамблдор уничтожает Философский камень. Что это? Требование логики сюжета или неверие Роулинг в возможность достижения абсолютной истины?

Цвета. Символика цветов, пожалуй, наиболее разнообразна, зачастую они имеют противоречивое значение, однако некоторые предположения относительно причин использования Роулинг именно этих четырех цветов – красного, зеленого, желтого и синего – на гербе Хогвартса мы можем сделать, учитывая специфику каждого из факультетов. Красный тогда будет олицетворять прежде всего силу и мужество. Еще это «цвет магии почти во всех странах, т.к. шляпы фей всегда красные» [37]. Золотой лев на красном фоне (герб Гриффиндора) – очевидная отсылка к царской власти [38]. Зеленый [39] в сочетании с репутацией факультета Слайзерин дает нам символ, с одной стороны, разложения и плесени, с другой – бессмертия (Вольдеморт, закончивший в свое время Слайзерин, желает стать бессмертным). Желтый (факультет Хаффлпафф, ученики которого считаются тугодумами) может трактоваться как символ трусливости, а синий (факультет «самых мудрых» - Рэйвенкло) будет означать размышление, правосудие, благоразумие и ученость [40].

Числа. Джоан Роулинг использует многие числа, имеющие символический смысл: 7, 4, 11 и т.д. Любопытные аналогии по этому поводу проводятся в статье «Harry Potter and the sorcerer's stone: why it is truly satanic» [41]. Автор статьи сравнивает книги о Гарри Поттере и высказывания Алистера Кроули. Известно, что Кроули еще до того, как ему исполнилось тринадцать, осознал себя зверем Апокалипсиса. «Гарри открыл, что он волшебник, в возрасте 11 лет – в то же самое время, что и Кроули. У Гарри волшебная палочка длиной 11 дюймов. Случайно ли совпадение этих чисел? Кроули пишет: «...11 – это число Магии как таковой...» (Crowley, "Magick In Theory and Practice", p.86)... Теперь заметьте связь между Поттером и философией Кроули. Важно не только то, что волшебник поначалу находится в неведении относительно своих сил и своей природы и должен открыть себя (как Поттер), но и то, что он не должен подчиняться никаким правилам, встающим на пути к его самораскрытию». Автор статьи цитирует Кроули: «Каждый мужчина и каждая женщина – это звезда. Иначе говоря... каждый мужчина и каждая женщина следуют своему собственному пути, частично завися от себя, частично – от окружения... Каждый, кто вынужден отходить от своего пути – либо вследствие непонимания себя, либо из-за противостояния извне – приходит к конфликту с порядком Вселенной и, соответственно, страдает...» (Ibid., pp. xiv-xvii) и Альберта Пайка: «Четыре символизирует человека, соотносящего с собой Божественный принцип» (Ibid, p.633). «Священный номер... Четыре представляет собой производящую силу» (Ibid, p.61, Index). Гарри живет в доме № 4, в Хогвартсе четыре факультета, Гарри – четвертый участник Турнира Трех Волшебников, вытаскивает жребий с номером “4”». В Хогвартсе для изучения чисел выделен особый предмет – нумерология. К очень интересным результатам можно прийти, применив методы нумерологии пифагорейской традиции [42] (наиболее распространенной и поныне на Западе версии нумерологии). Согласно пифагорейской системе, каждой букве латинского алфавита соответствует некоторое число от 1 до 9:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

M

N

O

P

Q

R

S

T

U

V

W

X

Y

Z

 

 

Имени Harry Potter будут соответствовать следующие числовые значения:

 

H

A

R

R

Y

 

P

O

T

T

E

R

8

1

9

9

7

 

7

6

2

2

5

9

 

Нумерологическое сложение (свертывание) осуществляется сначала для каждого части имени, потом результаты складываются, причем для некоторых двузначных чисел (так называемых «мастер-чисел») делается исключение (например, числа 11, 22), составляющие их цифры не складывают друг с другом. Итак, считаем:

 

HARRY: 8+1+9+9+7=34=3+4=7

POTTER: 7+6+2+2+5+9=31=3+1=4

HARRY POTTER: 7+4=11

 

Числовое значение имени HARRY POTTER также 11! Число имени в современной нумерологии называется Числом Экспрессии, оно «позволяет судить о потенциальных врожденных способностях человека»[43]. А само мастер-число 11 означает обостренную восприимчивость, повышенное осознание, экстрасенсорность, особое восприятие, интуицию, способность находить в себе такие скрытые резервы, которые непонятны и недоступны обычным людям, способность вести за собой людей, вдохновлять их. Нередко человек числа 11 «играет в обществе роль пророка, провидца, прорицателя, чьи слова вызывают немалый резонанс в обществе»[44]. Более того, если провести нумерологическое свертывание даты рождения Гарри, которая не вызывает разногласий [45] – 31 июля [46], мы получим все то же число 11 (3+1=4, 0+7=7, 4+7=11). Словом, любимое число Алистера Кроули 11 – идеальное число для идеального мага и нового спасителя мира, которым выступает у Роулинг Гарри.

О символах «Гарри Поттера» сказано вполне достаточно, чтобы сделать некоторые предварительные выводы. Во-первых, книги Джоан Роулинг вполне можно назвать «игровым введением в мир оккультизма». Во-вторых, столь обильное «инкрустирование» книг о Поттере различными по степени сложности оккультными символами говорит если не о намеренном желании Роулинг приобщить читателей к магии и оккультизму, то по крайней мере о ее осведомленности в этой сфере. Встречающиеся в некоторых интервью с Роулинг заявления о том, что она якобы ни сном, ни духом не ведала о конкретном содержании магических практик, что она «не верит в колдовство, 95% магии в книжках придумала сама» [47] - не более, чем рекламная уловка, а то и просто ложь. Из того же телеинтервью: «Те, у кого есть необходимые знания и сила, могут проникнуть на платформу Девять и три четверти». Тем более, что в других интервью (например, в радиоинтервью на National Public Radio от 20.10.99) Роулинг прямо говорила, что специально исследовала магические ритуальные практики и что по крайней мере треть описанных в «Гарри Поттере» волшебных обрядов основана на реальной оккультной традиции.

 

Метафизика

 

Главная тайна «Гарри Поттера» состоит в том, что за видимым, событийным пластом определенная пра-мифология. Фон реальности, который стоит за колдовским антуражем, кратко можно обозначить как «мифология Хогвардс». Когда выйдут все семь книг о Гарри Поттере, можно будет судить более обоснованно. Но даже на стадии четвертой книги в тексте попадаются осколки целостного мировидения. Есть некое протособытие. Это смерть родителей Гарри и неудавшееся убийство Вольдемортом самого мальчика. Почему Вольдеморт не смог уничтожить Гарри? Ответ дает сам Вольдеморт в четвертой книге: потому что мать Гарри погибла, пытаясь его спасти, пожертвовав собой. «Его мать оставила на нем след своей жертвы... Это очень древняя магия, и я должен был вспомнить... глупо было не подумать об этом...» (С. 591). Что это за «древняя магия»? О, да это же не что иное, как Распятие Христа! Оказывается, Жертва Христа – это просто один из видов магии. К тому же подразумевается, что ему можно противостоять: «Я должен был вспомнить, глупо было не подумать об этом». То есть, если бы Вольдеморт вовремя вспомнил об этой «древней магии», он бы применил соответствующее заклинание, и Гарри был бы убит. Кстати о заклинаниях. Оказывается, есть такое заклинание, которому невозможно противостоять. Оно называется «Авада Кедавра» [48] - заклинание смерти. Как раз его-то и применяет Вольдеморт, чтобы уничтожить своих врагов. С одной стороны, утверждается, что этому заклинанию противостоять невозможно (читай: противостоять злу невозможно), с другой - что ему можно сопротивляться с помощью «жертвенной магии», но на эту попытку сопротивляться есть другие заклинания, применить которые Вольдеморт просто не сообразил (читай: зло все равно побеждает).

Многие западные интеллектуалы, называющие себя христианами, находят параллели между Гарри Поттером и самим Господом Иисусом Христом: как и Христос, принесший Себя в Жертву за грехи людей, Гарри рискует собой, чтобы спасти своих друзей и вообще всех людей на Земле, для этого он считает своим долгом во что бы то ни стало остановить Вольдеморта. Действительно, это его желание похвально. Однако для нас вопрос не в том, какие христианские мотивы можно найти в историях о Гарри (в любой книге с более-менее сложным сюжетом, созданной в ареоле христианской культуры, можно найти христианские мотивы), а в том, какое значение вкладывала писательница в тот или иной поворот сюжета, в ту или иную символику. Проследим, например, причудливые аллюзии в четвертой книге «Гарри Поттер и Кубок Огня». Прообразом Огненного Кубка, очевидно, выступает Святой Грааль (Чаша, из которой, согласно первой версии, причащались Апостолы во время Тайной Вечери, или куда, согласно второй версии, была собрана Кровь Спасителя во время Его мучений на Кресте). Как и та Чаша, Кубок сделан не из металла, а из дерева. После того, как с помощью Кубка Гарри переносится на кладбище к Вольдеморту, совершается жертвоприношение юного мага, его крови причащается Вольдеморт, чтобы обрести вечную жизнь. Получается, правы западные интеллектуалы: Гарри напрямую можно уподобить Христу. Только вот неувязочка: эффект от этих причащений разный (не говоря уже о том, что проведение подобной параллели кощунственно). Христиане, достойно причащаясь Святых Даров, обретают жизнь вечную в Царствии Небесном, а кровь Гарри Поттера способствует только умножению беззакония, Вольдеморт (прообраз диавола, чего не отрицает и сама Роулинг) с ее помощью возрождается в новом теле и получает еще большее могущество.

Несомненно, Вольдеморт – это воплощение зла в чистом виде. Роулинг нельзя обвинить в том, что она придает Вольдеморту привлекательные черты. Иначе бы с книгами про Гарри Поттера было бы сразу все всем ясно. Нет, она поступает умнее. По ее замыслу, Вольдеморта невозможно уничтожить. Дамблдор, успокаивая Гарри после его первой битвы с Вольдемортом, говорит: «Пусть ты всего лишь на какое-то время отдалил его приход к власти, но в следующий раз найдется кто-то другой, кто готов будет сразиться с ним. И это несмотря на то, что наша борьба против него кажется заранее проигранной. А если его возвращение будет отдаляться все дальше и дальше, возможно, оно никогда не будет властвовать» [49]. Окончательно победить зло невозможно, утверждает Роулинг, оно перманентно присуще миру, его воцарение можно лишь оттянуть на какое-то время, и каждый человек доброй воли должен приложить все усилия, чтобы зло не победило в ту эпоху, в которой он живет. Так или иначе, но Вольдеморт всегда выходит победителем. Перефразируя свт. Николая Сербского, можно сказать, что Вольдеморт побеждает уже самим своим присутствием. А кем считает себя сам Вольдеморт? Повелителем мира. Князем мира сего. У него большие амбиции (как мы помним, его цель - добиться бессмертия), он хочет «победить смерть». В сущности, Вольдеморт является «обезьяной Бога» - истинного Победителя смерти. Знаменательно, что имя Вольдеморта нельзя произносить вслух (обычно «Вольдеморт» заменяют на эвфемизмы типа «Тот-Имя-Которого-Нельзя-Называть» или «Сами-Знаете-Кто»). В первую очередь это связано с популярной оккультной идеей о том, что знание подлинного имени человека или предмета дает над ним неограниченную власть [50]. В «Гарри Поттере» Вольдеморта не боятся называть по имени лишь те, чья сила соизмерима с силой злого мага-узурпатора (в первую очередь Дамблдор и Гарри). Но данный феномен имеет прототип и в реальной религиозной практике: как известно, в иудаизме собственное имя Бога (тетраграмматон YHWH) не произносится в его исконном звучании («Яхве») и заменяется «эвфемизмами» (полученными с помощью подстановки огласовок других слов, обозначающих Бога, в YHWH). Сами иудеи объясняют эту традицию необходимостью в точности следовать заповеди Бога не произносить Его имени всуе и иными благочестивыми соображениями. Применительно к «метафизике ГП» такой прием призван подчеркнуть всемогущество Вольдеморта, а точнее, зла на Земле. Зло и добро в «Гарри Поттере» при внимательном рассмотрении оказываются равноправными (зло даже, как мы попытались доказать, перевешивает, потому что чистое добро в его подлинном христианском понимании в книгах не представлено), а то и относительными понятиями. Есть просто некие «силы», которые можно использовать во зло или во благо. (Диалог Дамблдора и МакГонагалл из первой книги: Дамблдор: «Вольдеморт обладал такими силами, которые мне неподвластны». МакГонагалл: «Только потому, что вы слишком... слишком благородны для того, чтобы использовать эти силы» [51]). Это также старинная оккультная идея [52]. Наиболее четко ее выражает Вольдеморт устами зомбированного профессора Квиррелла: «Добра и зла не существует, есть только сила, есть только власть, и есть те, кто слишком слаб, чтобы стремиться к ней…»[53].

Поттероманию можно сравнить с толкиенутостью. Многие толкинисты очень скоро переходят от теории к практике, т.е. к оккультизму и магии, но толкинизм - это занятие прежде всего для интеллектуалов с определенным складом ума и характера (в обязанности «настоящего» толкиниста входит знание нескольких иностранных языков (желательна английская спецшкола); осведомленность в скандинавской, валлийской, древнегерманской и иных мифологиях; умение петь, танцевать, рисовать, сочинять; спортивное ориентирование; сценическое искусство и т.д.). Поттероманию же можно кратко обозначить «ширпотребом». Она универсальна и не требует никаких особых усилий (многим фанатам достаточно надеть мантию и нацепить на нос круглые очки – и ты уже Гарри Поттер). В мире Толкиена противостояние добра и зла очевидно. Если толкинист считает себя, например, таз. «темным эльфом» (негативный оттенок у темных эльфов появился, кстати, после Толкиена, в результате распространения апокрифов) или орком, то он прекрасно осознает, на какую сторону он становится или хотя бы то, каким он может выглядеть со стороны (если в свое оправдание он принимает какую-нибудь из гностических или оккультных концепций типа «без тени нет и света»). В мире Роулинг границы света и тьмы расплывчаты, они существуют как бы для «внешних», в сущности же своей добрые и злые герои мало чем отличаются друг от друга.

Каковы цели героев «Гарри Поттера»? Цель Вольдеморта и его приспешников ясна: это власть над миром, это, как утверждает сам Вольдеморт [54], «победа над смертью», достижение бессмертия. А какую цель ставят перед собой таз. «добрые волшебники»? Об их целях в книгах ничего не говорится. Впечатление такое, что цель их существования вообще отсутствует. Совсем как в современном мире за окном: живи и наслаждайся жизнью. Колдовство поможет тебе прожить жизнь интереснее и увлекательнее. Оно существенно упрощает работу (подобно современным чудесам техники). Магические вещи сделают все за тебя! Труд (заповедь Божия) отменяется! Весь труд сводится к умственной деятельности, грубо говоря, к зубрежке заклинаний. Да здравствуют развлечения! Да здравствует квиддич!

Как мы уже замечали, Роулинг часто меняет знаки «плюс» и «минус» местами. Еще один пример – препятствия, которые Гарри должен преодолеть на пути к месту, где должен быть спрятан философский камень [55]. На определенном этапе Гарри и его друзья должны сыграть в волшебные шахматы. Шахматные фигуры посредством магии оживают и начинают выполнять команды юных героев. Троица неразлучных друзей играет черными фигурами. Происходит настоящее сражение, во время которого, например, белая королева сбивает на пол и стаскивает с доски бездыханным рыцаря-конника. Гарри, Рон и Гермиона потрясены, «но не неожиданностью случившегося, а жестокостью расправы» [56]! Белые фигуры у Роулинг «безжалостны» и у них, «в отличие от черных, отсутствуют лица» [57]. Снова «перевертыш»: добро и зло, белое и черное поменялись местами.

Часто встречающийся оккультный мотив «Гарри Поттера» - жертвоприношение. Во время упомянутой магической партии в шахматы Рон «жертвует» конем. К концу игры у доски лежит «целая гора неподвижных черных тел». Много жертвоприношений совершается во второй книге, но своей кульминации жертвоприношение достигает, конечно, в четвертой, самой «взрослой» книге, когда в жертву приносится сам Гарри Поттер. При этом Роулинг соблюдает все условия классического человеческого жертвоприношения [58]: обязательным атрибутом являются веревки, связывающие жертву и свежая кровь мальчика-первенца.

Однако, несмотря на обилие в текстах оккультных моментов, атмосфера книг про ГП на удивление материалистическая. Бог упоминается во всех четырех книгах всего один раз (в словосочетании типа «Рождество Господа»). Особенно заметно это на английском материале, так как на русский многие выражения (и даже предложения, см. об этом сайт «Добьемся достойного перевода» http://tolmachi.by.ru) Роулинг были переведены, мягко сказать, вольно. (При этом были использован, в частности, глагол «молиться», которого в английском оригинале нет). В бессмертие души Джоан Роулинг, очевидно, не верит: например, в 34 главе четвертой книги рассказывается, как из волшебной палочки Вольдеморта в результате магических пассов Гарри появляются, по всей видимости, души убитых Вольдемортом людей. Слово «душа» Роулинг ни разу не использует. Характерное описание этих «субстанций» таково: «призрак или тень - неважно, что это было»[59]his ghost, or his shadow, or whatever it was»). В воскресение тел писательница не верит тоже: «Никакое заклятие не может оживить покойника», - «тяжело замечает» Дамблдор[60] в ответ на надежду Гарри, что «тени», вылетевшие из волшебной палочки Вольдеморта, могут оживить тела.

 

Подведем итоги. У Роулинг тщательно продумано, какое место в тексте занимает тот или иной символ. В одном из интервью [61] она говорила, что продумывала свои книги на протяжении пяти лет. «Гарри Поттер» был ее «навязчивой идеей (подсказанной, несомненно, «обслугой левого плеча»), от которой она могла избавиться только перенеся ее на бумагу. Писательница разработала сложную структуру образов, построив систему нескольких защит (детская сказка, фэнтези, литературный дайджест, поверхностное морализаторство, карикатура на феномены реального мира, такие как бюрократия и политкорректность, и только потом подлинная люцеферическая глубина [62]), скрыв истинные идеи «Гарри Поттера» от профанов. После «Гарри Поттера» люди (не только дети, но и взрослые) перестают сомневаться в том, что магия и колдовство действенны на самом деле. Примеров тому множество, достаточно привести характерное высказывание (с форума Avvadon [63]): «Спасибо за ссылку. Прочел все книги. Мне понравилось. Вижу в этом и других подобных произведениях (типа Толкиена и всего направления фентези), знак того, что магия возвращается в этот мир. Через подобные произведения наше сознание готовится к тому, что магия в нашем реальном мире - вещь вполне возможная. Сказать честно, я в это совершенно не верил почти до 25 лет. Эта же установка есть и у многих моих знакомых по сей день. Думаю, неверие в магию и прочие неосязаемые до поры до времени вещи создавалась искусственно задолго до нашего рождения (с помощью той же инквизиции), чтобы направить цивилизацию по техногенному пути развития».

«Гарри Поттер» стоит особняком среди других литературных произведений нашего времени. Да, в других волшебных сказках и фэнтези также можно встретить оккультно-магическую символику, но «Гарри Поттер» страшен тем, что здесь сказка спуталась с реальностью: эзотерические символы оживают и приходят со страниц этих смертельно опасных книг в каждый дом.

 

Сноски

[1] См. http://www.spacekids.com/spacenews/potter_000801.html. Своевременное решение, с помощью которого можно было бы избежать подобных инцидентов: «Четырехлетняя девочка получила серьезные травмы, пытаясь летать на метле как Гарри Поттер» (22.07.2002, Lenta.ru).

[2] См.: Гарри Поттер и тайная комната. М., Росмэн, 2001. С. 23.

[3] Кстати о соплохвостах: они так называются из-за того, что «очень любят засовывать щупальца людям в нос и высасывать их сопли, и за это их очень любят дети волшебников». (См.: Интервью Дж. Роулинг для Comic Relief. http://mediapolis.com.ru/alphabet/r/rowling_joanne/rowling_comic-relief..htm).

[4] Там же.

[5] См. напр.: Гарри Поттер и философский камень. М., Росмэн, 2001. С. 373.

[6] Вообще, Гарри, Рон и Гермиона постоянно за кем-то подсматривают, следят, что-то вынюхивают.

[7] Т.е. лишенный магических способностей потомок магов.

[8] 11.10.2002. NTVRU.com

[9] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, ВО «Наука», 1992. С. 311.

[10] Там же. С. 313.

[11] Там же. С. 309.

[12] Там же. С. 318-319.

[13] Там же. С. 319.

[14] Там же. С. 322.

[15] http://tww.darkmark.com/interview1.shtml

[16] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, ВО «Наука», 1992. С. 329.

[17] См. подробнее: «The Magical Worlds of Harry Potter: a treasury of myths, legends and fascinating facts» by David Colbert – Колберт Д. Гарри Поттер. Волшебные миры. Собрание мифов, легенд, удивительных фактов. М., Росмэн, 2002. С. 19-21.

[18] См. подробнее: Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Гл. 13. Параллельные мифы, символы и ритуалы. http://ln.com.ua/~sophya/webpublish.html.ru

[19] http://www.uic.ssu.samara.ru/~povolzje/arxkarta/neolit.html

[20] В третьей книге про Гарри Поттера появляется и этот персонаж – в усложненном виде гиппогрифа.

[21] Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., Крон-Пресс, 2000. С.43.

[22] Как говорит Роулинг, дракон – «самое опасное существо, с ним лучше не связываться» (http://tww.darkmark.com/interview1.shtml).

[23] См. подробнее: Генон Р. Символы священной науки. М., Беловодье, 2002. С. 189.

[24] См.: Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, ВО «Наука», 1992. С. 644.

[25] Очень краткий словарик волшебства, демонологии и всего-всего сверхъестественного, таинственного и не совсем обычного // Крюс Дж. Тим Талер, или Проданный смех. Фантастическая повесть. СПб., Азбука-классика, 2001. С. 386.

[26] Перевод Литвиновой имени “Voldemort” как «Волан-де-Морт» наиболее оправдан именно из-за расшифровки анаграммы.

[27] Там же. С. 398.

[28] Копалинский В. Словарь символов. Калининград, Янтарный сказ, 2002. С. 112.

[29] Генон Р. Символы священной науки. М., Беловодье, 2002. С. 233.

[30] См. статью Джулии Фостер, в которой она приводит высказывания Кэрил Матришианы: http://komitee.chat.ru/gpotter..htm.

[31] Копалинский В. Словарь символов. Калининград, Янтарный сказ, 2002. С. 120.

[32] Очень краткий словарик волшебства, демонологии и всего-всего сверхъестественного, таинственного и не совсем обычного // Крюс Дж. Тим Талер, или Проданный смех. Фантастическая повесть. СПб., Азбука-классика, 2001. С. 393.

[33] Колберт Д. Гарри Поттер. Волшебные миры. Собрание мифов, легенд, удивительных фактов. М., Росмэн, 2002. С. 88.

[34] Неверно считать алхимию наивной, донаучной дисциплиной или «кучей суеверного вздора». Исследования новейшего времени показывают ее сложную структуру, имеющую свою космологию и сотериологию. Здесь нам достаточно учитывать хотя бы то обстоятельство, что западно-европейская алхимия имеет также глубинную связь с гностицизмом - тайной оккультной традицией.

[35] В «Гарри Поттере» встречается похожее утверждение (его высказывает Дамблдор): «Для высокоорганизованного ума смерть – это очередное приключение» (Гарри Поттер и философский камень. М., Росмэн, 2001. С. 367.). Однако, как мы покажем далее, его нельзя расценивать как веру в бессмертие души. Оно сродни оккультному убеждению во всемогуществе человеческого разума («В знании – сила!»), который полагается бессмертным лишь в этом смысле.

[36] Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, ВО «Наука», 1992. С. 348.

[37] http://express.irk.ru/1000/symbol/muzic/3kol/zveta/krasn/index..htm

[38] Кроме того, само слово «Гриффиндор» переводится как «золотой грифон», а грифон, как известно, символизирует власть над землей (тело льва) и небом (крылья орла). На воистину царском факультете (да что уж там, божественном!) учится Гарри Поттер!

[39] См.: http://express.irk.ru/1000/symbol/muzic/3kol/zveta/zelen/index..htm

[40] См.: http://express.irk.ru/1000/symbol/muzic/3kol/zveta/sol..htm, http://express.irk.ru/1000/symbol/muzic/3kol/zveta/sin..htm.

[41] www.daveandangel.com/CRN/Harry_Potter_and_The_Sorcerers_Stone_part2.html

[42] В Интернете на русском языке даже существует специальная рассылка «Уроки нумерологии»: http://galactica.ru/numero/school.html.

[43] http://galactica.ru/numero/lessons/lesson04.html

[44] См.: http://galactica.ru/numero/lessons/lesson02.html, http://galactica.ru/numero/lessons/lesson07.html

[45] По поводу года рождения Гарри ведутся споры. Наиболее вероятным называют 1980 г. О хронологии в ГП см. http://yacht.zamok.net/DV/Potter/Dungeons/Yury/dict.html и http://yacht.zamok.net/DV/Potter/Dungeons/Snape/timeline/html.

[46] Кроме того, Гарри родился в Хэллоуин. Об истоках происхождения этого праздника см. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/hween..htm, а также http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/halloween_r..htm. Это любимый праздник писательницы, как она признается в Time Magazine (октябрь 2000 г.), транскрипт см. на http://tww.darkmark.com/interview3.shtml.

[47] http://www.harrypotter.ru/HP_pict.html, оригинал английского транскрипта телеинтервью Дж. К. Роулинг находится по адресу http://www.mugglenet.com/jkrshow.shtml.

[48] Подробнее о происхождении заклинания «Авада Кедавра» см. Колберт Д. Гарри Поттер. Волшебные миры. Собрание мифов, легенд, удивительных фактов. М., Росмэн, 2002. С. 9. Кто знает, может быть, Джоан Роулинг владеет не только латинским, французским и португальским, но и арамейским?! Филолог как-никак...

[49] Гарри Поттер и философский камень. М., Росмэн, 2001. С. 368.

[50] Этот мотив встречается во многих фэнтези, например, в книгах Урсулы Ле Гуин.

[51] Гарри Поттер и философский камень. М., Росмэн, 2001. С. 17.

[52] Подробнее об оккультных истоках «Гарри Поттера» см. http://udod.traditio.ru:8101/garry.html.

[53] Гарри Поттер и философский камень. М., Росмэн, 2001. С. 359.

[54] См.: Гарри Поттер и Кубок Огня. М., Росмэн, 2002. С. 592.

[55] Эти препятствия в качестве «трудных задач» (наряду с другими основными элементами построения сказки по В.Я. Проппу) помогают Роулинг создать квази-структуру классической волшебной сказки для своего творения.

[56] Гарри Поттер и философский камень. М., Росмэн, 2001. С. 349.

[57] Там же. С. 348.

[58] См.: Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., Владос, 1996. С. 148, 151.

[59] Гарри Поттер и Кубок Огня. М., Росмэн, 2002. С. 604.

[60] Там же. С. 633.

[61] См. интервью Роулинг on Larry King Live, октябрь 2000 г. Транскрипт: http://tww.darkmark.com/interview4.shtml.

[62] Знаменательно, что глубоко под замком Хогвартс находится Тайная комната, где живет «царь змей» - ужасный василиск, а интерьер составляют символы диавола – огромные каменные змеи.

[63] http://www.avvadon.org/BB2/viewtopic.php?p=812&sid=90bc97dee49b45ef699cb0ebe4c1f954

 

Библиография.

 

Книги Джоан Роулинг:

1. Гарри Поттер и философский камень. М., Росмэн, 2001.

2. Гарри Поттер и тайная комната. М., Росмэн, 2001.

3. Гарри Поттер и узник Азкабана. М., Росмэн, 2001.

4. Гарри Поттер и Кубок Огня. М., Росмэн, 2002.

5. Волшебные твари и где их найти. (Кое-где в Интернете все еще можно найти, например, на http://jrbooks.by.ru/).

6. Квиддич сквозь века. (Там же).

 

Интервью с Джоан Роулинг:

1. Коллекция интервью, связанных с Гарри Поттером: http://tww.darkmark.com/

2. Интервью для Comic Relief (перевод на русский язык): http://mediapolis.com.ru/alphabet/r/rowling_joanne/rowling_comic-relief..htm

3. Телеинтервью с Роулинг: http://www.harrypotter.ru/HP_pict.html, английский оригинал на http://www.mugglenet.com/jkrshow.shtml

 

Использованная литература:

1. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., Крон-Пресс, 2000.

2. Генон Р. Символы священной науки. М., Беловодье, 2002.

3. Колберт Д. Гарри Поттер. Волшебные миры. Собрание мифов, легенд, удивительных фактов. М., Росмэн, 2002.

4. Копалинский В. Словарь символов. Калининград, Янтарный сказ, 2002.

5. Кросс-Тинк Ю. Очень краткий словарик волшебства, демонологии и всего-всего сверхъестественного, таинственного и не совсем обычного // Крюс Дж. Тим Талер, или Проданный смех. Фантастическая повесть. СПб., Азбука-классика, 2001.

6. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., Владос, 1996.

7. Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, ВО «Наука», 1992.

8. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. http://ln.com.ua/~sophya/webpublish.html.ru/

 

Статьи в Интернете, рекомендуемые к прочтению:

 

1. Harry Potter and the sorcerer's stone: why it is truly satanic. www.daveandangel.com/CRN/Harry_Potter_and_The_Sorcerers_Stone_part1.html, www.daveandangel.com/CRN/Harry_Potter_and_The_Sorcerers_Stone_part2.html

2. Harry Potter lures kids to witchcraft. http://www.crossroad.to/text/articles/Harry&Witchcraft.html

3. Елена Андрулаки. Гарри Поттер: посвящение в магию. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/harrypotter..htm

4. Ольга Елисеева. Оккультные идеи в «Гарри Поттере». http://udod.traditio.ru:8101/garry.html

5. Андрей Кротков, Дмитрий Стахов. Антипоттер – последний и решительный бой. http://www.ropnet.ru/ogonyok/win/200225/25-58-59.html

6. Аделаида Метелкина. Тридцать первый подход. http://www.harrypotteronline.by.ru/articles/reviews/metelkina..htm

7. Николай Переяслов. Гарри Поттер и война поколений. http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg502001/Polosy/art1_1.html

8. Анжелика Свиридова. За что не любят Гарри Поттера? http://4oru.org/article.php3?id=134

9. Алена Солнцева. Гарик Кувшинов в стране чудес. http://www.vremya.ru/2001/31/7/8882.html

10. Георгий Судовцев. Поттер и дети. http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/02/436/63.html

11. Джулия Фостер. Гарри Поттер – дорога к оккультизму. http://komitee.chat.ru/gpotter..htm

 

Левичева Екатерина

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz