Религиозная безопасность России



oman" SIZE=4 COLOR="#000080"]

Рецензия кандидата психологических наук А.Н.Елизарова от 15 июня 2000 г. на книгу Соколова Я.В. Граждановедение, Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. - М.: Научно-внедренческий Центр “Гражданин”, 1997. - 160 с.

С первых страниц пособия бросается в глаза его противоречивость. На стр. 6-7 автор пишет о терпимом отношении к другим людям, о том, например, что нехорошо задевать религиозные чувства других людей, оскорблять их. Утверждается, что если человек оскорбляет религиозные чувства другого, то от этого будет плохо обоим. А страницей раньше (стр.5) автор именно оскорбляет религиозные чувства многих потенциальных читателей, приравнивая уход в монастырь к лишению свободы, уходу в “дурную компанию”, заявляя при этом, что в монастыре общение человека перестает быть нормальным.

На стр. 10 детям предлагается поспорить на тему “Монастырь - это рай для души”. Дети не обладают достаточной информацией для того, чтобы серьезно обсуждать эту тему. Они еще толком не знают, что означают слова “Душа”, “Рай”. “Монастырь”, особенно в христианском контексте, где эта фраза родилась. Расшифровка слова “Монастырь” в конце стр.10 мало проливает света на смысл этого понятия, зато вводит новые непонятные детям определения, например, “уход от мира”. Большинство детей не знают смысла слова “мир” в христианской традиции и не могут это выражение правильно понять и оценить. Уход от мира в православной традиции означает уход от мелочных и эгоистических стремлений, которые являются препятствием на пути личностного роста человека. Это не уход от людей, гражданского сообщества, это скорее уход к более полной и совершенной форме гражданского самовыражения. Жизнь в монастыре на начальных этапах - развитие личности, на более поздних - социальное служение (служение другим людям). Монастыри в России всегда имели тенденцию становиться центрами интенсивного общения между людьми, центрами притяжения людей, образования и социального служения.

Учебное пособие не эстетично: часть заданий будет вызывать у детей, родителей, учителей чувство отвращения. Например, одна из тем для сообщений и сочинений звучит: “С волками жить - по волчьи выть” (стр.10).

Образ Робинзона Крузо используется весьма поверхностно. Книга “Робинзон Крузо” - книга о нравственном перерождении человека, который, благодаря длительному проживанию на необитаемом острове, в одиночестве, труде, раздумьях становится способным принимать на себя социальную ответственность, думать не только о себе, но и о других. В пособии же подчеркивается только один аспект - Робинзон Крузо на острове был несчастен - его тянуло к людям - человек не может жить без других людей.

Прежде чем оперировать понятиями “гражданин”, “общество”, “государство”, “налоги”, “законы” детям необходимо объяснить смысл этих понятий, историю их возникновения и развития. Вместо этого автор пособия сразу начинает ими пользоваться, постоянно вводя новые без объяснения их смысла: “конвенция”, “Организация Объединенных Наций”, “международно-правовой документ”, “суд”. Таким образом, книга более похожа на сборник статей, чем на учебное пособие для детей. Детям будет очень трудно учиться по такому пособию и оно не заложит базы для дальнейшего правильного понимания основ организации и функционирования цивилизованного сообщества.

Пособие перенасыщено примерами, отрицательного поведения как в тексте, так и в иллюстрациях. Это почти сплошь карикатуры, персонажи на. которых ведут себя агрессивно. Это будет стимулировать детей вести себя агрессивно. Благодаря карикатурам пособие выглядит неэстетично. Эти карикатуры являют собой пример крайней нетерпимости и неуважения к людям, они задевают и оскорбляют самые разные чувства разных групп населения.

Пособие по сути манипулирует детьми, прикрываясь внешне предоставленной свободой детям делать свои вывода, но не снабжая их полной и достоверной информацией об излагаемых в нем событиях. Мало оснований считать, что эта тенденциозность на протяжении пособия ни разу ни для кого из детей (или учителей, родителей) не всплывет наружу. Последствием таких “открытий” будет недоверие к государственному образованию, ощущение враждебности автора пособия детям и родителям, что будет способствовать нагнетанию истерии о наличии темных сил, желающих зла России. По сути, нагнетается атмосфера громких деклараций, митинговой шумихи, протестов в форме крайне эмоционального поведения. Полагаю, что это происходит потому, что автор пособия пишет о многих предметах, которые он до конца не знает, но относительно которых имеет свое, основанное на первой эмоциональной реакции, мнение, которое он считает правильным. Особенность эмоционального реагирования - результат личного жизненного пути и частное дело автора, но в пособии, по которому будут учиться десятки тысяч будущих граждан, нельзя давать волю своим эмоциям, даже камуфлируя их, надо быть точным, исследуя все стороны вопроса, о котором пишешь. Приведем пример некомпетентного обращения с фактами в пособии. На стр. 71. автор предлагает детям, ориентируясь на картину В. Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”, осудить захватнические действия царской власти, из-за которых Ермак сложил голову, а народы Сибири пострадали. На самом деле в 14-том столетии Сибирью называлось небольшое татарское ханство в районе реки Тобол, деятельный и воинственный хан которого Кучум мешал торговле купцов Строгановых в землях за Уралом и не давал покоя той части местного населения, которое перешло под подданство московского царя. Строгановы наняли вольных казаков с “поля” и с Волги, с атаманом Ермаком Тимофеевым и послали их походом на Кучума, пользуясь правом, которое им дал царь, защищать своих людей и промыслы. То есть поход был не захватнический, а оборонительный, Кучум никак не был предводителем всех местных жителей, а пришельцем в этих местах и своего рода умелым разбойником, не дававшим людям нормально жить и торговать. Ермак же сложил голову, помогая обеспечивать безопасность в этом краю. Таким образом (и в немалом количестве мест) автор пособия выставляет себя на критику, под удар, дискредитируя те, безусловно правильные, идеи, которые он проповедует. Ему бы здесь лучше привести в качестве примера сильное и поэтичное, написанное именно на эту тему, стихотворения “Анчар” A.C. Пушкина. Но он выставляет себя именно в таком свете, как будто в России до него никто и не думал о несправедливости захватнических войн. Мог бы он здесь вспомнить и о стихотворении “Валерик” М.Ю. Лермонтова.

Пособие нуждается в серьезной доработке и переосмыслении в данном же виде оно дискредитирует саму идею реформ в постсоветской России, призывая к терпимости и неоскорблению, олицетворяет именно нетерпимость и почти на каждой странице оскорбляет чувства большинства рядовых россиян. Такое пособие ничему не научит, оно только усугубляет страсти и делает персону ее автора объектом нападок россиян, которые, думается, нуждаются более в том, чтобы направлять свою энергию в совсем другом направлении, созидая свои семьи, свои дома, свою страну, свою государственность.

Кандидат психологических наук

Елизаров А.Н.

 

Hosted by uCoz