Религиозная безопасность России


назад


Рецензия доцента кафедры философии и политологии Академии ФСБ России, кандидата философских наук А.Г. Ткаченко от 30 декабря 2003 г. на раздел «Интимные отношения и здоровье подростков» учебного пособия для 9-го класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Я. Сюнькова

 

Учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования подготовлено авторским коллективом под руководством В.Я. Сюнькова.

ass=MsoBodyTextIndent2]Как указано в пособии, оно одобрено Научно-методическим советом по обеспечению безопасности жизнедеятельности Департамента образования города Москвы и рекомендовано в качестве учебного пособия для 9-х классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, лицеев и гимназий, углубленно изучающих вопросы экологии и защиты от техногенных катастроф.

Судя по оглавлению пособия, в 1-ом его разделе анализируются угрозы и методы обеспечения безопасности в системе «природа-человек-общество», в 3-ем разделе речь идет о военной безопасности, в 4-ом разделе - о прикладной физической подготовке, спасении и оказании помощи пострадавшему на воде. Из названий этих разделов, их глав и параграфов видно, что их содержание посвящено проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности.

На этом фоне 2-й раздел пособия выпадает из общего контекста даже по названиям этого раздела и его глав, в которых отсутствуют понятия «безопасность», «угроза» и т.п. Возникает вопрос: о безопасности чего и о каких угрозах идет речь в данном разделе?

Из названия раздела «Интимные отношения и здоровье подростков» можно было предположить, что авторы пособия справедливо считают преждевременные интимные отношения подростков угрозой их нравственному и физическому здоровью. Ведь в Концепции национальной безопасности указано, что национальные интересы России в духовной сфере «состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций гуманизма и патриотизма», а среди угроз национальной безопасности числятся девальвация духовных ценностей и снижение духовно-нравственного потенциала общества. В Доктрине информационной безопасности среди видов угроз указаны «дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей» и «снижение эффективности системы образования и воспитания».

Можно было предположить также, что распространенной ныне пропаганде половой распущенности в пособии противопоставляется программа подготовки молодежи к будущей семейной жизни и воспитанию детей, рожденных в браке, основанном на традиционных ценностях целомудрия и жертвенной любви. Ведь в Концепции национальной безопасности констатируется ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи, резкое сокращение рождаемости в стране. Но подобная ситуация является следствием пропаганды в СМИ и некоторых образовательных программах и учебниках «безопасного секса», что разрушает традиционные ценности нравственной чистоты и целомудрия, на основе которых только и возможно возрождение крепкой и здоровой семьи. Такая информационная и образовательная политика усугубляет демографическую ситуацию в России. Объективно это политика в пользу смерти, а не жизни. Средства массовой информации в союзе с соответствующими учебными пособиями превращаются в данном случае в средства массового уничтожения. Поэтому нет более важной задачи для современной России, чем восстановление традиционной семейной морали, основанной на уважении к родителям, ценностях послушания и целомудрия. Воспитание юношей и девушек должно готовить их к будущей семейной жизни, будущему отцовству и материнству. Без восстановления традиционной семейной морали, воспитания юношей как будущих отцов семейства и защитников Отечества и девушек как хранительниц домашнего очага невозможно преодоление демографического и нравственного кризиса, успешное развитие российского общества и государства.

Перейдем к анализу содержания 2-го раздела рассматриваемого пособия. Слово «безопасность» употребляется в разделе единожды на 147 странице в 1-ой главе под названием «Интимные отношения». Причем речь здесь идет об интимной безопасности, как она принята «во многих цивилизованных странах». Что авторы понимают под интимной безопасностью, нигде в разделе не раскрывается. Поэтому неясно о безопасности чего идет речь.

При этом авторы заявляют, что не собираются учить чему-либо подростков, «навязывать свои оценки нравственности» и определять «что такое хорошо и что такое плохо». Так зачем же тогда писать учебное пособие? И как можно обойтись без нравственных оценок и объяснений «что такое хорошо и плохо» в раскрытии такой сложной и ответственной темы? Подобная позиция выглядит как педагогически безответственная и вредная.

Глава начинается рассуждениями о любви как сложном, прекрасном и опасном чувстве (в чем его опасность - не раскрывается). После чего предлагается сразу перейти к анализу «интимной жизни». Так как различие понятий «любовь» и «интимная жизнь» на этой странице никак не фиксируется, можно сделать вывод об их тождественности. Этот вывод подтверждается в главе 2-ой на страницах 154 и 155. Любовь здесь определяется как чувство, физиологически обусловленное половыми потребностями. Интимные отношения отождествляются с сексуальностью. Сексуальность описывается как чувство интимного волнения, сопровождаемое «ощутимыми изменениями физиологии», идущей из «глубины души и тела» «легкой потливостью» и другими подобными проявлениями. Фактически мы имеем дело с профанацией высокого чувства любви и отождествлением его с физиологической сексуальностью. Цитирование в этом контексте известного стихотворения А. С. Пушкина представляется просто кощунственным. На 147 странице авторы раздела утверждают, что интимные отношения большинством подростков оберегаются от вмешательства взрослых, прежде всего родителей. Это утверждение, в контексте раздела, звучит, как рекомендация подросткам скрывать от родителей свои интимные переживания. Рекомендация эта, по меньшей мере, сомнительна, так как в сложной ситуации зарождения чувства первой любви нет ценнее деликатного родительского совета. Особенно в условиях, когда некоторые педагоги отказываются разъяснять ученикам «что такое хорошо и что такое плохо».

Далее подросткам предлагается тест на «определение собственной половой зрелости», многие вопросы которого касаются «интимной близости» с избранником как с человеком, глубина отношений с которым «в расчет не принимается» (стр. 148). При этом интимная близость трактуется как тождественная коитусу (стр. 156). Результатом подобного тестирования может быть только стремление подростка к приобретению интимного опыта, включая коитус, чтобы доказать собственную «половую зрелость». Признаками подобной «зрелости» являются «здоровый эгоизм» и отстаивание «собственных интересов» в любви (стр. 152), отсутствие стыда и способность говорить открыто «даже о таких вещах как сексуальность, интимные желания и предохранение» (стр. 153).

В 3-й главе «Жизнь для любви» описываются три фазы в развитии сексуальных отношений. В контексте содержания этой главы само ее название представляется высшим проявлением цинизма. Отождествляя любовь с сексом, авторы призывают подростков «проще строить свои отношения с людьми» в сексуальной сфере, «перестать смущаться», освободиться от «мешающей вашей жизни застенчивости» (стр. 155). Они утверждают, что «эротические игры наедине дают прилив здоровых эмоций, так как человек чувствует себя свободным», а «вынужденное...ограничение, сдерживание плохо влияет на здоровье, нарушается функция нервной системы» (стр. 156). Апофеозом «сексуального просвещения» подростков становятся рассуждения авторов раздела о правильном отношении юных партнеров к возможному «мужскому фиаско» во время коитуса (стр. 157).

Выводы:

1. Раздел 2 «Интимные отношения и здоровье подростков» учебного пособия для 9-го класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Я. Сюнькова представляет угрозу нравственному и физическому здоровью учащихся, пропагандируя сексуальную распущенность несовершеннолетних, добрачные половые отношения, разрушающие традиционные ценности целомудренной жертвенной любви и нравственной чистоты.

2. Раздел 2 указанного пособия представляет угрозу духовной и демографической безопасности нашей страны, разрушая ее традиционные нравственные ценности, являющиеся фундаментом семьи как ячейки общества. Его содержание противоречит Концепции национальной безопасности России.

3. Необходимо указанный раздел изъять из учебного пособия, проанализировать имеющуюся учебную литературу на предмет возможного присутствия в ней подобных материалов и впредь не допускать их появления в подготавливаемой к изданию учебной литературе.

 

Доцент кафедры философии и

политологии Академии ФСБ России,

кандидат философских наук, доцент

А.Г. Ткаченко

 

 

Hosted by uCoz