Религиозная безопасность России


назад


Рецензия профессора кафедры социальной педагогики Московского государственного социального университета, доктора педагогических наук Л.П.Илларионовой от января 2004 г. на раздел «Интимные отношения и здоровье подростков» учебного пособия для учащихся 9-ых классов «Основы безопасности жизнедеятельности» / Под ред. В.Я.Сюнькова

 

Безусловно, проблемы выживания человечества в настоящее время стоят в ряду наиболее актуальных, а значит каждый человек со школьной скамьи должен быть вооружен знаниями и умениями обеспечения безопасности жизнедеятельности как своей, так и окружающих людей. В этой связи

учебное пособие является своевременным и представляет собой попытку обобщить все возможные факторы угрозы жизни человека, способы защиты от них, знания об оказании первой помощи пострадавшим и т.д. Вполне логично поэтому и включение в содержание пособия материалов, касающихся аварий и катастроф техногенного, экологического характера; весьма значимым в аспекте патриотического воспитания молодежи является раздел III, раскрывающий основы военной безопасности; интересны материалы четвертого раздела, касающиеся прикладной физической подготовки молодого поколения.

В общем контексте пособия несколько странным кажется второй раздел «Интимные отношения и здоровье подростков». Конечно, если авторы считают ранние половые отношения, беспорядочную интимную связь, так называемый «незащищеннный секс» угрозой для здоровья (физического и морального) молодежи, то надо отдать должное им за смелость поднять такую деликатную проблему и осветить в школьном учебнике грамотно и открыто основы безопасности в интимной жизни подростка, а именно: предостеречь от преждевременных интимных связей, случайных половых отношений, раскрыть последствия провоцирующего поведения девушек, которые часто становятся жертвами насилия, дать информацию юридического характера (куда обратиться, что делать, если девушка подверглась насилию) и т.д. В этом плане материалы второго раздела учебного пособия были бы вполне полезными и в плане воспитательном, и образовательном, и профилактическом.

Между тем, анализ материалов этого раздела вызывает некоторое недоумение. Во-первых, в материалах главы 1 авторы предпринимают попытку определить сущность понятия «интимная жизнь» («Давайте порассуждаем о том, что называют интимная жизнь», стр. 147). В связи с чем предлагается тест на определение степени половой зрелости подростка, который поможет разобраться в вопросе «Место сексуальности во взаимоотношениях юноши и девушки». Подростку, по всей видимости, будет не совсем понятно, что такое «интимная жизнь», «сексуальность», да еще ее место во взаимоотношениях с противоположным полом, а тест, который должен дать возможность «определить, как повлиял на вас предлагаемый материал по основам интимной жизни». Какой материал? Если на стр. 147 - то он не дает полного представления об основных понятиях, заявленных авторами, тем более о том, как он может повлиять на подростка. Если гест выполняется подростком после ознакомления с материалами глав 2 и 3, то нет полной гарантии в том, что подросток разобрался, что такое интимная жизнь, что любовь, а что сексуальность. Размышляя о любви, авторы делают акцент на чувстве, «физиологически обусловленном половыми потребностями» (стр. 154) и пытаются предостеречь от ошибок, неудач, утешить в случаях неразделенной любви. Раскрывая сущность понятия «сексуальность», так же акцентируется внимание на «физиологически ощутимых изменениях», определяются его три фазы, причем весь материал сопровождается советами, например, «Предаваться эротическим играм «на людях» нужно с осторожностью» (стр. 156), «...вынужденное ... ограничение, сдерживание плохо влияет на здоровье...» (речь идет о «прилюдной эротике») и т.д. Таким образом, понятия «любовь», «интимные отношения», «секс» сводятся к физиологическим потребностям и в какой-то степени отождествляются.

Вопросы теста так же составлены не совсем корректно. Некоторые формулировки вопросов и предполагаемых ответов носят провокационный и ярко выраженный аитивоспитательный характер (например, пункты 4, 9, 12, 18, 19), тем более, что «глубина отношений в расчет не принимается». По результатам тестирования предлагается оценить «интимную зрелость» подростка. Причем, предлагаемая характеристика так называемой степени зрелости носит в больше степени рекомендательный характер, далеко не высоконравственный: «Ты уже созрел(ла) для того, чтобы иметь постоянного избранника(цу)», «Тебе не достает здорового эгоизма», «Уделяй больше внимания собственным интересам - это относится и к любви», «... тебе не следует задирать нос: помни, что в интимных отношениях никогда в жизни нельзя постичь всего...» и т.д.

Возможно, как утверждают авторы, этот тест используется в зарубежной педагогической практике, но, если учесть психологические особенности подросткового возраста, традиций русской культуры (ценности семейной жизни, родительской ответственности, супружеской верности, целомудрия, материнства и пр.), стоит задуматься о целесообразности помещения данного теста в материалах учебного пособия и проведения его в условиях педагогического процесса отечественной школы. Более того, данный тест может стать своеобразным пропагандирующим ранние интимные связи фактором («Если я не вписываюсь в нормативную сумму баллов, значит ...»).

Выводы:

1. Материалы второго раздела «Интимные отношения и здоровье подростков» учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности» / Под ред. В.Я. Сюнькова не отвечают главной дидактической задаче пособия и не несут образовательной и воспитательной нагрузки в плане безопасности интимных отношений.

2. Предъявленные материалы не соответствуют духовно-нравственным традициям русской культуры и представляют определенную угрозу воспитательному потенциалу педагогического процесса школы, который и без того испытывает негативное влияние средств массовой информации, изменившихся социально-экономических условий жизни нашего общества.

3. Данные материалы необходимо или изъять, или тщательно переработать на предмет соответствия цели, а также дидактическим и воспитательным задачам учебного пособия.

4. Желательно привлечение широкого круга педагогической общественности к обсуждению подобного рода учебных пособии с целью своевременного обеспечения доработки учебных материалов, рекомендованных для массовой школы.

 

Профессор кафедры социальной педагогики

Московского государственного социального университета,

доктор педагогических наук

Л.П.Илларионова

 

Hosted by uCoz