Религиозная безопасность России


назад


Рецензия доцента, кандидата психологических наук З.В.Луковцевой от января 2004 г. на учебное пособие для 9 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В. Я. Сюнькова (М., Центр «Школьная книга», АО «Московские учебники», 2003)

 

Настоящая рецензия составлена по результатам критического анализа раздела «Интимные отношения и здоровье подростков» учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности» с психологической точки зрения.

Раздел «Интимные отношения и здоровье подростков» включает три главы. Основную часть первой главы составляет тестовое задание для подростков от 13 до 17 лет, направленное на «определение собственной половой зрелости». После заполнения данного теста и подсчета суммарного балла школьникам предлагается ознакомиться с интерпретацией результатов. Авторы пособия предлагают трехступенчатую градацию «зрелости», причем неготовность подростка к половым отношениям трактуется как признак личностно-психологической незрелости. Вторая глава содержит характеристику понятия «любовь» в авторской интерпретации (так, указывается, что это чувство «физиологически обусловлено половыми потребностями», после чего юным читателям дается совет «Не бойтесь влюбляться. Это полезно для развития личности»). Третья глава («Для жизни в любви») призвана познакомить школьников с генезом сексуальности; описываются платоническая, эротическая фазы и фаза интимной близости.

В заключение авторы обращаются к юридическому аспекту проблемы интимных отношений подростков, а именно, указывают на уголовную наказуемость сексуального насилия. Несмотря на то, что за этой фразой следует ссылка на Уголовный кодекс РФ, обращение к содержанию предыдущего текста раздела оставляет серьезные сомнения в правовой осведомленности авторского коллектива.

Критически рассмотрим материалы раздела с учетом их психологического значения. По своим возрастно-психологическим и социально-психологическим особенностям школьники, которым адресовано настоящее учебное пособие, отличаются высокой внушаемостью и сензитивностью по отношению к провокациям (каковыми, в частности, являются интерпретации результатов вышеупомянутого теста). Так, специалистам в области профилактики сексуального насилия известно, что в огромном количестве случаев психологическое (шантажное) принуждение к сексу в подростковой среде осуществляется именно через апелляцию к понятиям «взрослости» и «зрелости», а именно к этим понятиям обращаются авторы пособия в первой главе. По сути, подросток, не желающий вступать в интимные отношения, объявляется вообще психологически незрелым, и такому подростку даются советы по немедленному «взрослению». С психологической точки зрения применение учебного пособия, где понятия «любовь» и «секс» однозначно отождествляются и, кроме того, содержится призыв к распространению ранних интимных связей, никак не может способствовать пропаганде здорового и безопасного образа жизни.

Исходя из вышесказанного, учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией В.Я.Сюнькова нельзя рекомендовать к применению в общеобразовательных и специальных учебных заведениях.

 

Доцент, кандидат психологических наук

Луковцева З.В.

 

Hosted by uCoz