Религиозная безопасность России |
Рецензия ведущего научного сотрудника ГосНИИ семьи и воспитания, к.ф.н. И.А.Галицкой от апреля 2004 г. на учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. В.Я. Сюнькова (М., 2003)
Рецензируемая книга представляет собой 2-е издание, переработанное и дополненное, учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образов
Пособие состоит из четырех разделов. В I разделе «Система, природа, человек,
общество» содержатся знания о техногенных катастрофах и мерах обеспечения
безопасности в чрезвычайных ситуациях, вызванных пожарами, в случаях аварий с
выбросом токсических химических средств, катастроф с выбросом радиоактивных
веществ и т.д. В ра
Разделы I, III и IV содержательно и логично связаны между собой, их учебный материал развертывается по единому алгоритму: характеристика аварий и катастроф, возникающих в той или иной сфере деятельности человека, и ознакомление учащихся с мерами, обеспечивающими безопасность человека в соответствующих чрезвычайных ситуациях.
Несомненно, что авторы разделов I, III, IV написали ценное, полезное для школы учебное пособие. Оно поможет школьникам лучше осознать проблемы обеспечения безопасности как отдельного человека, так и общества в целом и выработать на этой основе ответственное отношение к своей деятельности на Земле.
Совершенно другое впечатление оставляет раздел II этого же пособия под названием «Интимные отношения и здоровье подростков». Он сразу вызывает недоумение: по каким основаниям материал об интимных отношениях оказался включенным в контекст учебника, посвященного проблемам обеспечения безопасности человека? О какой «опасности» и «безопасности» в интимных отношениях идет речь в разделе? Может быть, авторы имеют в виду ранние половые связи, которые, как считают медики, представляют угрозу физическому и психическому здоровью подростка? Или они хотят предупредить ребят о другой опасности - чуме нашего века - СПИДе?
Ничего подобного раздел II не содержит. Его авторы ставят совсем другую задачу: «порассуждать о том, что называют интимной жизнью» (с. 147) при это, заметим, что в этих рассуждениях моральный аспект опускается: «не будем давать нравственные оценки, определять, что такое хорошо и что такое плохо» (с. 147). Не касаются авторы и поэзии интимных отношений. Интимная жизнь предстает перед школьниками в грубо примитивном, вульгаризированном виде. Весь пафос раздела сведен к просвещению 13-17 летних подростков в области сексуальных отношений. Учащиеся узнают, что интимные отношения - это те, которые надо оберегать, особенно от родителей, что любовь - это сексуальность («любовь -интенсивное чувство. Оно физиологически обусловлено половыми отношениями» с. 154), что сексуальность имеет три фазы и если первая «сопровождается легкой потливостью, появлением румянца или бледностью», то третья фаза завершается коитусом.
Как видно, раздел II содержательно и логически не связан с текстом учебника «Основы безопасности жизнедеятельности». С таким же успехом он мог бы быть пристроен в любой другой школьный учебник, например, по математике или литературе. Впрочем, проблему обеспечения безопасности здоровья детей он все-таки определенным образом затрагивает. Мы имеем в виду само содержание раздела П. Авторы не просто просвещают школьников по вопросам сексуальной жизни, но они объективно подталкивают подростков вступать в половые отношения. И с этой стороны материал этого раздела, обращенный и к 13-летним детям, представляет несомненную опасность для их физического, психического и нравственного развития. Сошлется, например, на тест, предлагаемый учащимся для определения ими своей половой зрелости («интимной аутоидентификации»). На основании серии вопросов и соответственно набираемым очкам дети должны определить, на какой стадии полового созревания они находятся. Учитывая психологию подростков, нетрудно предположить, что обнаружившие свою половую незрелость ребята не останутся равнодушными и пробел в этой области постараются восполнить. Их, кстати, и подбадривают: «Все отлично, так держать» (с. 153).
Нельзя не отметить и стиль раздела «Интимные отношения». Исковерканный русский язык, тривиальные суждения, вульгарные сентенции -все это позволяет отнести текст раздела II к жанру не учебной, а пародийной литературы. Для иллюстрации откроем любую страницу этого раздела и процитируем авторов:
«Совершенствуйте интимные отношения».
«Частая смена любимых не очень полезна».
«Любовь может принести тебе внутреннее обогащение. Полностью отказаться от этого чувства неразумно и невыгодно».
«Полезный совет: не бойтесь влюбляться, это полезно для развития личности».
«Прелюдная эротика - явление нездоровое. Ну, ведь не кошка вы, не собачка».
«Не следует задирать нос: помни, что в интимных отношениях никогда нельзя постичь всего. Всегда находится что-то новое».
«Предаваться эротическим играм на людях нужно с осторожностью».
Из раздела юмора и иллюстрации к разделу, вынесенные, кстати, на обложку учебника: затейливые дорожки из синих незабудочек с шагающими мальчиком и девочкой. Мило, чувствительно и не без намека, учитывая текст раздела.
Конечно, все это было бы смешно, если бы текст не был включен в учебник и не рекомендован для изучения.
Вывод: Резюмируя высказанные выше оценки, считаю, что раздел II «Интимные отношения и здоровье подростков» следует исключить из учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности».
В заключение рецензии выскажу пожелание из разряда «чего нет в работе и что хотелось бы в ней видеть». Мне представляется, что в пособии необходим раздел, специально посвященный вопросам морали, ибо сохранение нравственного баланса в обществе является важнейшим условием безопасности жизнедеятельности. Учащиеся должны осознать, что нарушение нравственных законов, особенно когда нарушения достигают «критической массы», оказывается столь же катастрофичным для существования общества и личности, как и игнорирование природных законов.
Ведущий научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания,
кандидат философских наук
И.А. Галицкая