Религиозная безопасность России


назад


Рецензия ведущего научного сотрудника ГосНИИ семьи и воспитания, к.ф.н. И.А.Галицкой от апреля 2004 г. на учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. В.Я. Сюнькова (М., 2003)

 

Рецензируемая книга представляет собой 2-е издание, переработан­ное и дополненное, учебного пособия «Основы безопасности жизнедея­тельности» для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и учреж­дений начального профессионального образов

ания, подготовленное ав­торским коллективом под ред. В.Я. Сюнькова.

Пособие состоит из четырех разделов. В I разделе «Система, приро­да, человек, общество» содержатся знания о техногенных катастрофах и мерах обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях, вызванных пожарами, в случаях аварий с выбросом токсических химических средств, катастроф с выбросом радиоактивных веществ и т.д. В разделе III «Оборо­на - важнейшая функция государства по обеспечению безопасности обще­ства и личности» представлены знания, касающиеся мер безопасности и защиты отечества от вооруженных нападений, терроризма. Учащиеся по­лучают представления о системе обороны государства, вооруженных си­лах Российской Федерации, о подготовке гражданина к воинской службе. В IV разделе «Прикладная физическая подготовка» речь идет о средствах спасения и оказании помощи на воде.

Разделы I, III и IV содержательно и логично связаны между собой, их учебный материал развертывается по единому алгоритму: характери­стика аварий и катастроф, возникающих в той или иной сфере деятельно­сти человека, и ознакомление учащихся с мерами, обеспечивающими безопасность человека в соответствующих чрезвычайных ситуациях.

Несомненно, что авторы разделов I, III, IV написали ценное, полез­ное для школы учебное пособие. Оно поможет школьникам лучше осоз­нать проблемы обеспечения безопасности как отдельного человека, так и общества в целом и выработать на этой основе ответственное отношение к своей деятельности на Земле.

Совершенно другое впечатление оставляет раздел II этого же посо­бия под названием «Интимные отношения и здоровье подростков». Он сразу вызывает недоумение: по каким основаниям материал об интимных отношениях оказался включенным в контекст учебника, посвященного проблемам обеспечения безопасности человека? О какой «опасности» и «безопасности» в интимных отношениях идет речь в разделе? Может быть, авторы имеют в виду ранние половые связи, которые, как считают медики, представляют угрозу физическому и психическому здоровью подростка? Или они хотят предупредить ребят о другой опасности - чуме нашего века - СПИДе?

Ничего подобного раздел II не содержит. Его авторы ставят совсем другую задачу: «порассуждать о том, что называют интимной жизнью» (с. 147) при это, заметим, что в этих рассуждениях моральный аспект опус­кается: «не будем давать нравственные оценки, определять, что такое хо­рошо и что такое плохо» (с. 147). Не касаются авторы и поэзии интимных отношений. Интимная жизнь предстает перед школьниками в грубо при­митивном, вульгаризированном виде. Весь пафос раздела сведен к про­свещению 13-17 летних подростков в области сексуальных отношений. Учащиеся узнают, что интимные отношения - это те, которые надо обере­гать, особенно от родителей, что любовь - это сексуальность («любовь -интенсивное чувство. Оно физиологически обусловлено половыми отно­шениями» с. 154), что сексуальность имеет три фазы и если первая «сопро­вождается легкой потливостью, появлением румянца или бледностью», то третья фаза завершается коитусом.

Как видно, раздел II содержательно и логически не связан с текстом учебника «Основы безопасности жизнедеятельности». С таким же успехом он мог бы быть пристроен в любой другой школьный учебник, например, по математике или литературе. Впрочем, проблему обеспечения безопас­ности здоровья детей он все-таки определенным образом затрагивает. Мы имеем в виду само содержание раздела П. Авторы не просто просвещают школьников по вопросам сексуальной жизни, но они объективно подтал­кивают подростков вступать в половые отношения. И с этой стороны ма­териал этого раздела, обращенный и к 13-летним детям, представляет не­сомненную опасность для их физического, психического и нравственного развития. Сошлется, например, на тест, предлагаемый учащимся для определения ими своей половой зрелости («интимной аутоидентификации»). На основании серии вопросов и соответственно набираемым очкам дети должны определить, на какой стадии полового созревания они находятся. Учитывая психологию подростков, нетрудно предположить, что обнару­жившие свою половую незрелость ребята не останутся равнодушными и пробел в этой области постараются восполнить. Их, кстати, и подбадри­вают: «Все отлично, так держать» (с. 153).

Нельзя не отметить и стиль раздела «Интимные отношения». Иско­верканный русский язык, тривиальные суждения, вульгарные сентенции -все это позволяет отнести текст раздела II к жанру не учебной, а пародий­ной литературы. Для иллюстрации откроем любую страницу этого раздела и процитируем авторов:

«Совершенствуйте интимные отношения».

«Частая смена любимых не очень полезна».

«Любовь может принести тебе внутреннее обогащение. Полностью отказаться от этого чувства неразумно и невыгодно».

«Полезный совет: не бойтесь влюбляться, это полезно для развития личности».

«Прелюдная эротика - явление нездоровое. Ну, ведь не кошка вы, не собачка».

«Не следует задирать нос: помни, что в интимных отношениях никогда нельзя постичь всего. Всегда находится что-то новое».

«Предаваться эротическим играм на людях нужно с осторожно­стью».

Из раздела юмора и иллюстрации к разделу, вынесенные, кстати, на обложку учебника: затейливые дорожки из синих незабудочек с шагаю­щими мальчиком и девочкой. Мило, чувствительно и не без намека, учи­тывая текст раздела.

Конечно, все это было бы смешно, если бы текст не был включен в учебник и не рекомендован для изучения.

Вывод: Резюмируя высказанные выше оценки, считаю, что раздел II «Интимные отношения и здоровье подростков» следует исключить из учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности».

В заключение рецензии выскажу пожелание из разряда «чего нет в работе и что хотелось бы в ней видеть». Мне представляется, что в посо­бии необходим раздел, специально посвященный вопросам морали, ибо сохранение нравственного баланса в обществе является важнейшим усло­вием безопасности жизнедеятельности. Учащиеся должны осознать, что нарушение нравственных законов, особенно когда нарушения достигают «критической массы», оказывается столь же катастрофичным для сущест­вования общества и личности, как и игнорирование природных законов.

 

Ведущий научный сотрудник ГосНИИ семьи и воспитания,

кандидат философских наук

И.А. Галицкая

 

Hosted by uCoz