Религиозная безопасность России |
Справка
Московского исследовательского института психиатрии Министерства
здравоохранения российской федерации № 129 от 17 марта 2004 г. о проведении
сексологической экспертизы
По
постановлению старшего помощника Измайловского Межрайонного прокурора г.Москвы младшего
советника юстиции И.П.Лес
Перед
сексологическим исследованием поставлены следующие вопросы:
1. Влияет ли негативно текст раздела 2 «Интимные отношения и здоровье подростков» учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования под редакцией В.Я.Сюнькова (издание 2-е, переработанное и дополненное) на подростков, изучающих данное пособие, пропагандирует ли он ранние половые связи, способен ли нанести вред здоровью, морально-этическому воспитанию подростка, допустим ли в качестве учебного пособия для подростков, может ли сформировать неправильное понимание им сексуальных отношений и сексуального поведения?
2. Целесообразно ли использовать данный раздел пособия в том виде, в котором он издан?
3. Соответствует ли предъявленным требованиям экспертиза, копия которой предъявлена Квитковской Т.А., обоснованны ли ее доводы?
Гармоничное
психосексуальное развитие подростков – основа репродуктивного и сексуального
здоровья взрослого человека. Важным элементом формирования адекватных
представлений об интимных отношениях является половое воспитание и просвещение. Основная цель полового просвещения
– предоставление в тактичной форме соответствующей возрасту информации об отношениях между
полами, снижение числа сексуально активных подростков, формирование
ответственного отношения к сексуальному поведению. В возрасте 15 лет
подросток ни психологически, ни социально, ни физиологически не является зрелым
и самостоятельным. И именно
в вопросах интимных отношений подростки нуждаются в квалифицированных
профессиональных советах. В разделе «Интимные отношения и здоровье подростков» учебный материал
представлен односторонне, излишне фиксируя внимание подростков на собственно сексуальной
сфере. Учебник не является пособием по половому просвещению и одной главы недостаточно для
полноценного соответствующего возрасту освещения такой разносторонней проблемы.
Нельзя отрывать обсуждение вопросов интимных отношений от
общечеловеческих норм и ценностей. Так автор определяет любовь как чувство,
основанное на половой потребности. В программах же полового просвещения целесообразно делать акцент на
межличностном аспекте отношений, на развитии способности к долговременному
гармоничному партнерству. Материал представлен недостаточно
профессионально, без учета особенностей психосексуального развития и психологии
подростков. Совет «совершенствовать интимные отношения» подростки могут
воспринимать как косвенное разрешение начать половую жизнь. Приведенный в
тексте текст не является достоверным способом определения готовности к интимным
отношениям. Он излишне фиксирует внимание подростков на сексуальной сфере,
может приводить подростков к неадекватной оценке своих возможностей и к
совершению поступков без учета последствий и социальной ответственности в связи
с личностной незрелостью.
Заявление автора о том, что вынужденное ограничение себя в
эротических играх нарушает функцию нервной системы и плохо сказывается на
здоровье, не соответствует современным научным представлениям. Приводимое на
стр. 156 описание «мужского фиаско», как маленькой жизненной трудности», вряд
ли уместно в контексте предмета. Определить степень негативного влияния данной
главы на подростков не представляется возможным, т.к. темпы и сроки
психосексуального развития значительно варьируют даже в одной возрастной
группе. О влиянии указанного материала на морально-этическое воспитание можно
говорить только в индивидуальном порядке после соответствующего клинического
обследования подросткового контингента. Решать вопрос целесообразности
использования данного материала необходимо комиссионно, при участии педагогов,
психологов, возрастных физиологов и специалистов сексологов.
Представленная Квитковской Т.А. экспертиза не соответствует
требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям и является частным мнением.
Руководитель
отдела сексологии
Московского
НИИ психотерапии
д.м.н.,
профессор
Н.Д.Кибрик
Научный
сотрудник МНИИП,
ассистент
РМАПО, к.м.н.
И.А.Панюкова