Религиозная безопасность России



назад


Справка Московского исследовательского института психиатрии Министерства здравоохранения российской федерации № 129 от 17 марта 2004 г. о проведении сексологической экспертизы

 

По постановлению старшего помощника Измайловского Межрайонного прокурора г.Москвы младшего советника юстиции И.П.Лес

ковского проведено сексологическое исследование раздела 2 «Интимные отношения и здоровье подростков» учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования под редакцией В.Я. Сюнькова (издание 2-е, переработанное и дополненное).

Перед сексологическим исследованием поставлены следующие вопросы:

1. Влияет ли негативно текст раздела 2 «Интимные отношения и здоровье подростков» учебного пособия «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования под редакцией В.Я.Сюнькова (издание 2-е, переработанное и дополненное) на подростков, изучающих данное пособие, пропагандирует ли он ранние половые связи, способен ли нанести вред здоровью, морально-этическому воспитанию подростка, допустим ли в качестве учебного пособия для подростков, может ли сформировать неправильное понимание им сексуальных отношений и сексуального поведения?

2. Целесообразно ли использовать данный раздел пособия в том виде, в котором он издан?

3. Соответствует ли предъявленным требованиям экспертиза, копия которой предъявлена Квитковской Т.А., обоснованны ли ее доводы?

Гармоничное психосексуальное развитие подростков – основа репродуктивного и сексуального здоровья взрослого человека. Важным элементом формирования адекватных представлений об интимных отношениях является половое воспитание и просвещение. Основная цель полового просвещения – предоставление в тактичной форме соответствующей возрасту информации об отношениях между полами, снижение числа сексуально активных подростков, формирование ответственного отношения к сексуальному поведению. В возрасте 15 лет подросток ни психологически, ни социально, ни физиологически не является зрелым и самостоятельным. И именно в вопросах интимных отношений подростки нуждаются в квалифицированных профессиональных советах. В разделе «Интимные отношения и здоровье подростков» учебный материал представлен односторонне, излишне фиксируя внимание подростков на собственно сексуальной сфере. Учебник не является пособием по половому просвещению и одной главы недостаточно для полноценного соответствующего возрасту освещения такой разносторонней проблемы. Нельзя отрывать обсуждение вопросов интимных отношений от общечеловеческих норм и ценностей. Так автор определяет любовь как чувство, основанное на половой потребности. В программах же полового просвещения целесообразно делать акцент на межличностном аспекте отношений, на развитии способности к долговременному гармоничному партнерству. Материал представлен недостаточно профессионально, без учета особенностей психосексуального развития и психологии подростков. Совет «совершенствовать интимные отношения» подростки могут воспринимать как косвенное разрешение начать половую жизнь. Приведенный в тексте текст не является достоверным способом определения готовности к интимным отношениям. Он излишне фиксирует внимание подростков на сексуальной сфере, может приводить подростков к неадекватной оценке своих возможностей и к совершению поступков без учета последствий и социальной ответственности в связи с личностной незрелостью.

Заявление автора о том, что вынужденное ограничение себя в эротических играх нарушает функцию нервной системы и плохо сказывается на здоровье, не соответствует современным научным представлениям. Приводимое на стр. 156 описание «мужского фиаско», как маленькой жизненной трудности», вряд ли уместно в контексте предмета. Определить степень негативного влияния данной главы на подростков не представляется возможным, т.к. темпы и сроки психосексуального развития значительно варьируют даже в одной возрастной группе. О влиянии указанного материала на морально-этическое воспитание можно говорить только в индивидуальном порядке после соответствующего клинического обследования подросткового контингента. Решать вопрос целесообразности использования данного материала необходимо комиссионно, при участии педагогов, психологов, возрастных физиологов и специалистов сексологов.

Представленная Квитковской Т.А. экспертиза не соответствует требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям и является частным мнением.

 

Руководитель отдела сексологии

Московского НИИ психотерапии

д.м.н., профессор

Н.Д.Кибрик

 

Научный сотрудник МНИИП,

ассистент РМАПО, к.м.н.

И.А.Панюкова

 

Hosted by uCoz