Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



vy']Отзыв доктора исторических наук, профессора Ю.Б.Стракача по содержанию среднесрочной городской целевой Программы «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира, 2002-2004 гг.», апрель 2003 г.

 

Среди важнейших итогов кризисного XX столетия выделим рост международного осознания безальтернативной необходимости преодоления глобальных противоречий, угрожающих дальнейшему существованию человечества. Особого внимания заслуживает по существу ключевая проблема - КРИЗИС ЛИЧНОСТИ, утратившей непреходящие духовно-нравственные ценности человечества и, более того, претендующей на альтернативную псевдо культуру, включая культ рынка и наживы любыми средствами, культ разврата и насилия, в том числе откровенно криминального характера, культ обмана, предательства и попрания интересов «неизбранных» членов общества.

Особенно печален в этом отношении «догоняющий» дикий Запад опыт перестроечной России и ряда других ставших самостоятельными государств бывшего Советского Союза. Характерно, что этот факт вынуждены признать и разработчики Московской Программы, хотя напрямую не названы «флаг вседозволенности» и прямая пропаганда антикультуры, включающей терроризм с сопровождающими формами массового экстремизма и пр.

В то же время именно в XX в. росло и продолжает расти в ХХI в. сопротивление целенаправленному процессу одичания российского общества, а выход из тупика рассматривается на пути возвращения к приоритетным в значительной части общества религиозным историко-культурным ценностям - ориентирам, в первую очередь к православным, которые и сегодня во многом определяют менталитет и национальную идентичность не только русского и других восточно­славянских, но также ряда неславянских народов, совместно прошедших путь, во многом уникальный в масштабах мировой истории.

Одновременно фиксируется принципиальный международный поворот в оценке глобальной проблематики и путей преодоления наиболее опасных противоречий сказочно богатого ныне мирового сообщества. Значительный вклад в новые подходы был достигнут в процессе подготовки и всемирного проведения 2000-летия непревзойденной по духовно-нравственным идеалам мировой христианской культуры. Об этом свидетельствует и стратегия нового всемирно-исторического движения, направленного на спасение личности и человечества в целом: «Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты» (Резолюция 55-ой сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН и ряд других документов). Наиболее существенны, на наш взгляд, три направления поиска и принятия решений: 1) отказ от локальных и региональных попыток силовых решений в конфликтных ситуациях, а также безусловное повышение солидарной ответственности за международную безопасность всех стран и народов, независимо от их реального места в современной мировой экономике, 2) более последовательное и результативное в национально-государственном и международном масштабах преодоление ключевых социально-экономических противоречий как наиболее существенных факторов пропаганды и реализации насильственных путей исторического развития, 3) всестороннее изучение и научно обоснованный учет в политике руководителей стран и политических партий традиционно религиозных историко-культурных ценностей, а также правовое обеспечение честного диалога в поисках наиболее перспективных для всего мирового сообщества приоритетов.

Среди них особенно важны сегодня - в бездумной погоне за немедленным и нередко ошибочным «внедрением» новых научно-технических результатов без их критической духовно-нравственной оценки - во-первых, вера в Божественный Замысел и постоянный Промысел о человеке и человечестве, во-вторых, безусловный приоритет Любви в сложных человеческих взаимоотношениях от семьи и любой другой малой социальной группы до планетарных масштабов, в-третьих, соборный поиск ответов на любые вопросы ( «вызовы времени» ), включая и необоснованно преувеличенную ныне терпимость («толерантность» ) по отношению к далеко не каждой «необычности»-нетрадиционности... Естественно, что в каждой стране, тем более конкретной социальной группе, необходимо принимать во внимание приоритетные ценности - интересы большинства. Так, для России в ее современных границах безусловно приоритетными остаются историко-культурные традиции русско-православного большинства. Их, также безусловно, должны знать и уважать любые меньшинства. Между тем, в мутной перестроечной практике и даже в обсуждаемой Московской Программе допускается навязывание большинству далеко не лучших интересов меньшинства, что нельзя не рассматривать как прямое нарушение Прав человека, да к тому же реанимацию ленинско-большевистского требования приоритетного внимания к меньшинству в ущерб именно большинству. В этом - главный просчет обсуждаемой Московской Программы и, соответственно, руководства столичного мегаполиса. Или же нам предлагают очередной коварный замысел, на реализацию которого собираются затратить более 250 млнуб, преимущественно из карманов налогоплательщиков? Настораживает и однозначная ориентация разработчиков и пропагандистов Московской Программы на «авторитет» Л.Н.Толстого - великого, но, увы, антихристианского писателя. Толстовское богоискательство и непротивление злу насилием было и остается несостоятельным и с научных, и с традиционно религиозных позиций, причем не следует забывать, что и 100 лет назад толстовством манипулировали разрушители исторической России.

 

Доктор исторических наук, профессор

Ю.Б.Стракач

 

Hosted by uCoz