Религиозная безопасность России




 

Абраменкова В.В. Духовно-нравственные аспекты празднования «дня святого Валентина» в школе

 

Материалы к докладу по теме «Конфликт ценностей и мера искажений историко-культурных традиций при проведении «дня святого Валентина» в образовательном учреждении» на заседании № 31 (5 ноября 2004 года) общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы.

В 2004 году 14 февраля

 – вселенская родительская

 суббота (поминание усопших)

 совпала с Днем св. мч. Трифона

и трагедией в спорткомплексе «Трансвааль».

Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных «дню святого Валентина», не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святостью, ни с моральными представлениями и традициями народов России.

Справка:

Существует предположение, что истоки дня св Валентина в языческом культе древнеримского бога – покровителя животных и земледелия.

День святого Валентина – праздник влюбленных – отмечается 14 февраля в Европе с XIII века, в США – с 1777 года, в России – с начала 1990-х годов.

Много легенд существует о происхождении этого праздника, вот некоторые из них: Святой великомученик Валентин жил в III в. в г. Терни (Римская Империя). Был он священнослужителем, занимался научными исследованиями и частной медицинской практикой. В ходе кампании императора Клавдия II Готского (известного как Марк Аврелий) против христиан епископ Валентин был репрессирован и обезглавлен 14 февраля 269-го года. По одним данным, похоронен в Риме, по другим, - часть мощей святого Валентина находится в г. Терни и в церкви святого Антония в Мадриде.

Православная Церковь чтит память св. мч. Валентина 12 августа (нового стиля). Как связан день святого Валентина с днем влюбленных? Оказывается, в Западной Европе с глубокой древности бытовала примета: с середины февраля ласточки разбиваются на пары

и начинают строить гнезда. По совпадению дат у людей возникла ассоциация с днем памяти святого. Британская энциклопедия отмечает отсутствие связи «дня влюбленных» со святым Валентином или событиями его жизни; все истории о такого рода связях – из разряда фантазий.

Но почему же это праздник влюбленных? Легенд и домыслов на этот счет немало. Все они красивы и романтичны. Англичане считают, что с 14 февраля природа делает поворот к весне, и у птиц начинается сезон брачных игр. Вспомним старую английскую поговорку: «В день святого Валентина все птицы в воздухе соединяются парами». Но есть и еще подтверждение тому, что 14 февраля – день влюбленных. Арест епископа Валентина был вызван, якобы, тем, что римский император не позволял солдатам своих легионов жениться, а Валентин тайно венчал  легионеров и их возлюбленных. Ожидая казни в одной из римских тюрем, Валентин написал письмо дочери своего тюремщика и подписался: «Ваш Валентин». Затем исцелил ее чудесным образом от слепоты, но все равно был казнен. Дата казни совпала с римским торжеством в честь Юноны, богини любви.

С тех пор люди каждый год 14 февраля вспоминали Валентина и устраивали праздник всех влюбленных. В этот день девушки и юноши собирались вместе, писали на бумажках имена и бросали в кувшин, затем каждый вытаскивал по одной бумажке и узнавал имя своего любимого человека. В некоторых странах до сих пор существует обычай выбирать 14 февраля Валентинов (возлюбленных обоих полов) на весь следующий год.

С 1800 в Европе 14 февр было распространено гадание: имена девушек записывались и жеребьевкой вынимались. Девушка должна стать возлюбленной на год.

С ним связаны приметы: итальянская девушка до рассвета должна встать у окна, мимо которого идут люди, если пройдет мужчина, она выйдет замуж за него или похожего человека в этом году. 

Немецкая девушка за неделю сажала луковицы, присваивая им имена знакомых молодых людей, какая луковица-имя первой взойдет – тот человек станет мужем.

В Англии принято было писать стихотворные послания девушкам на красивой бумаге - валентинки. Индустрия валентинок получила промышленное изготовление.

Пеклись пироги с секретом: кольцо – женитьба \ замужество или помолвка, монета – разбогатеешь посредством женитьбы и пр.

Но! Всё это предполагалось, как мы видим, для взрослых молодых людей в контексте до-, вне- или семейно-брачных отношений. А не с 10-летнего возраста и не в стенах школы.

В ХХ веке праздник от года в год становится все заметнее. Он стал напоминать о себе с концертных афиш, телевизионных программ.    В Англии престижным считается дать объявление, например в «Таймс», где поздравления в День святого Валентина занимают не менее трех страниц. В 1988 году в Британии установили рекорд почтовых отправлений «валентинок»: 16 миллионов.

Итальянцы считают своим долгом дарить в этот день любимым сладости. Этот день так и называется в Италии – сладкий.      Галантные французы первыми ввели у себя любовные послания – четверостишия.

В Японии поводят конкурс на самое «громкое» любовное послание. Юноши и девушки поднимаются на помост  и по очереди кричат изо всех сил – все,  что хотят, - своему любимому. Победитель получает приз.

В России стали отмечать праздник с 1990-ых годов, прежде всего в школах с углубленным изучением английского языка, якобы для погружения в традиции и культуру анлоязычных стран. Подхватили эту волну и школы, в которых традиционным считалось устраивать чаепитие (по типу «Огоньков»), а теперь стало традицией писать послания-валентинки , признаваться в любви учителям и сверстникам. Подростковые журналы, например, такие как «Yes!», «Браво», «Cool» и подобные давно облюбовали этот праздник в своих статьях, которые дают советы о написании лучших любовных писем и рассказывают о несчастной любви двенадцатилетних подростков, под марку «Святого Валентина» публикуют неприличные фото и эротические лав-стори.

По интернет-опросу из 320 опрошенных девушек в России 53,75% (172) обязатально будут отмечать День Святого Валентина, 18,44% (59) пока не знают, и 27,81% ( 89) категорически отказались от этого праздника.

В газете для учителей «1 сентября» в рубрике «Иду на урок»  рассказывается об опыте работы учителя по развитию речи  в 6 классе… при помощи объяснения в любви в день св. Валентина. Дети пишут: «умираю от страсти, обожаю, твоя навеки, и пр.», начиная с 1 класса. Дети выпускают стенгазеты,  соревнуясь в пошлости и вседозволенности, развращенности и цинизме, используя вырезки из журналов для подростков «Браво», «Молоток», «Крутой» и т.п..

В справочнике для учителей «Сценарии школьных праздников»: Первый и последний звонок, День учителя, Новый год, День защитника отечества, День победы и… День святого Валентина. Календарь-спутник организатора воспитания юных москвичей на 2001-2002 уч год дает указания учителям об организации Д с В как воспитательного мероприятия.

 

Исследование отношения школьников к проведению Дня св.Валентина[1]

Возникают естественные вопросы:

Каково воспитательное значение так наз. Д с В для школьников? Действительно ли праздник способствует:

-    Формированию у школьников 5-11 классов адекватной половой идентичности, полоролевых образцов поведения – мужественности и женственности?

-    Формированию семейных установок на создание в будущем собственной семьи, основанной на любви?

Были проведены исследования отношения  школьников к празднованию дня св. Валентина и влиянию его на формирование семейных ориентаций и представлений о будущей семье подростка.

Описание результатов

День Святого Валентина, а конкретно, его празднование в современной школе интересует нас, с точки зрения его влияния на становление полоролевой идентичности детей. Вначале мы хотели бы осветить психологические механизмы и важнейшие институты половой социализации.

Психосексуальное (половозрастное) развитие – результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определённую половую роль,  правила и образцы поведения, обусловленного половой принадлежностью. Решающее значение здесь имеют социальные факторы: социокультурные аспекты сознания, структура деятельности индивида, его взаимоотношения со значимыми другими, духовно-нравственное развитие ребенка, нормы половой морали, нормативное определение супружеских ролей в семье и т. д. Кроме этого, психосексуальное развитие – один из аспектов онтогенеза.

«В данной школе День Святого Валентина отмечается регулярно, каждый год, как своего рода традиция. Чёткой программы проведения этого праздника не существует, обычно у нас в школе всё организуется экспромтом. Подготовка начинается за несколько дней: около кабинета английского языка вывешивается «почтовый ящик» – коробка, в которую учащиеся могут опустить свои послания. Почта скапливается в нём до праздничного дня.

Занятия 14 февраля проходят по расписанию. На переменах дежурные разносят почту по адресам, заходя в каждый класс. После уроков в актовом зале ученики показывают спектакль, который готовят заранее с руководителем театрального кружка, обычно это что-нибудь из классики, чаще всего – Шекспир».

Было проведено исследование (опрос) среди учащихся 6, 7, 8, 9, 10 классов с целью выяснить отношение школьников к празднованию Дня Святого Валентина в школе, а также определить, какую функцию, по мнению детей, несёт, данный праздник в обществе (а конкретно – в школе). Была создана анкета для учащихся, включающая 5 вопросов.

Вопросы:

1)                        Что это за праздник, День Св. Валентина?

2)                        Как вы относитесь к празднованию Дня Св. Валентина в школе? Почему?

-    положительно

-    отрицательно

3)                        Связан ли этот праздник с семьёй и отношениями между мужчиной и женщиной в семье? Почему?

-    да

-    нет

4)                        Приходилось ли тебе задумываться о собственной будущей семье? Почему?

-    да

-    нет

5)                        Что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы в будущем в нашей стране уменьшилось число разводов, повысилась рождаемость, решить проблему беспризорности?

 

·   Первый вопрос анкеты не внесён в общую таблицу, так как  является вопросом-фильтром для выделения  той группы  испытуемых, которая понимает о чём идёт речь, т. е. результаты которой нас интересуют.

Анализируя полученные данные, мы можем заключить, что в большинстве своём дети полагают, что данный праздник нужен в школе. Подавляющее большинство объясняют это тем, что ещё один праздник в школе среди серых будней не помешает. Что касается связи Дня Св. Валентина с семьёй и отношениями между мужчиной и женщиной в браке, то здесь мнения разделились. Большая часть детей (55%) считает, что связь есть, аргументируя свою позицию тем, что «это день всех влюблённых, а что за семья без любви?»  Оставшаяся часть опрошенных отвечает, что никакой связи нет, приводя тот же аргумент, что и предыдущие, но в противоположном значении:  «это день всех влюблённых, при чём же тут семья?». При этом знаменательно, что от 6 к 10 классу увеличивается количество приверженцев празднования ДсВ с 70 % до почти 90%. И противоположно этому с возрастом снижается количество детей, усматривающих связь любви (влюбленности) и брака с 71 % до 54%. Отсюда можно сказать, что с возрастом растут   воззрения на брак, как на союз, в основании которого не  лежит любовь (а что же тогда?).

Циничное противопоставление брака и любви достигает своего апогея у девятиклассников: лишь 35% подростков считают, что день Валентина как воплощение влюбленности, любви связан с браком, семьей как их проявление.  

Проблема любовь и брак (семья)

Чётко прослеживается позиция детей по отношению к семье и семейной жизни: один из учащихся (старших классов) написал, что «там, где появляется любовь, заканчивается старая семья и начинается новая».

Мы видим странную картину: половина детей склонна отделять друг от друга понятия любовь и брак, вероятно,  это можно объяснить  их собственным опытом семейной жизни в родительской семье. Так же разделились опрошенные и в ответе на вопрос приходилось ли задумываться о собственной будущей семье: половина ребят, отвечая, что не приходилось, объясняли это  тем, что им ещё рано думать об этом. Интересно, что так же обосновывали свой ответ и те, кто определил своё отношение к празднику как отрицательное.

Достижение взрослых: у юного поколения выражен приоритет легких ни к чему не обязывающих отношений «игры в любовь» и отрицание любви семейной, которую надо заслужить, вырастить.

 

Возвращаясь к празднованию  Дня Св. Валентина, можно отметить ещё несколько интересных фактов: большинство отправляемых валентинок не имеют обратного адреса. Получатель, за редким исключением, не знает кто отправитель. Любовное послание теряет свой первоначальный смысл. Мальчики и девочки радуются получаемым валентинкам, но не как признаниям в любви (хотя, конечно, большинство старшеклассников хотят получить письмо от кого-то определённого), а как доказательству того, что они являются объектом чьей –то симпатии. Конвертики гордо складываются их получателями на уголке парты, дабы все видели…

Таким образом, мы наблюдаем своеобразную общешкольную социометрию по критерию привлекательности для противоположного пола. День всех Влюблённых в школе проходит в весёлой и несколько тревожной атмосфере дружеского соревнования, в основном среди  девочек, мальчики почему-то  принимают менее активное участие в празднике.

Девочки, в будние дни, предпочитающие джинсы, 14 февраля надевают юбки. Наносят макияж поярче, т. е. стараются выглядеть привлекательнее. Очевидно, что всё происходящее не имеет логического завершения: ну вот, письма отправлены и получены, и что дальше? «Можно было бы в качестве кульминации закончить этот праздник общешкольной дискотекой, чтобы желающие могли разобраться в своих отношениях, тогда, всё происходящее не было бы простым распределением главных мест на пьедестале всеобщей любви».

 

Кроме того, нужно отметить, что данный праздник в условиях школы актуален не для всех детей. По результатам исследования он интересен и важен лишь для старшеклассников, и то не для всех. Ученики 6 и 7 классов в анкетах отвечают, что, ещё не задумывались на эту тему, потому что ещё рано.

Результаты исследования в московской школе – гимназии:

-    Отношение учащихся с 5 по 11 класс и педагогов к празднованию Д с В

-    Связь Д с В с половой социализацией школьников

Роль в формировании про -семейных установок  - необходимо сместить акценты с фривольных отношений на отношения ответственности

Таким образом, день  св. Валентина при адекватном его устроении отвечает в целом потребности в празднике, в романтических отношениях подростков, тренинг выражения положительных дружественных чувств –\ любовь и дружество\ (по принципу: «Давайте говорить друг другу комплименты!»).

Но при этом: примитивизация чувств подростка, нездоровый азарт (соревнование в количестве посланий), отсутствие возрастного ценза, навязывание не свойственных (невостребованных) возрасту и полу форм поведения. Чтобы не пасть лицом в грязь перед одноклассниками в случае отсутствия писем-валентинок к себе, подростки придумывают и пишут письма самим себе. В этот день можно не раз увидеть плачущую девчушку, не получившую ни одного послания.

 

По результатам обследования были получены следующие данные:

Класс

6 класс

21 чел.

7 класс

25 чел.

8 класс

24 чел.

9 класс

28 чел

10 класс

18 чел.

Всего:

116 чел.

Вопрос анкеты*

Вариант ответа

%

2. Как вы относитесь к празднованию Дня Св. Валентина в школе?

Положительно

71

88

79

89

89

83

Отрицательно

29

12

21

11

11

17

3. Связан ли, по-вашему, этот праздник с семьёй и браком?

Есть связь

71

64

50

35

50

54

Нет связи

29

36

50

65

50

45

4. Приходилось ли вам задумываться о собственной будущей семье

Да

61

52

54

57

50

55

Нет

39

48

46

43

50

45

5. Что, по вашему необходимо сделать, чтобы уменьшить число разводов, повысить рождаемость, решить проблему беспризорности?

Необходимо создать материальную базу

38

12

12

18

22

20

Заранее обдумывать свои действия, свой выбор

38

56

20

28

21

32

Следить за собой – своим здоровьем и поведением

9

8

46

32

16

22

Это дело государства (президента лично)

0

12

4

0

5

7

Надо воспитывать молодое поколение

0

0

0

0

17

3

Нужно изменить законодатель-

ство

9

12

0

4

0

5

«Затрудняюсь с ответом»

5

0

16

18

11

10

СПРАВКА.

Исследования ученых показали, что влияние эротизированных материалов (вербальных и визуальных) и порнографии на детскую аудиторию ведет к снижению  контроля индивида  по отношению к собственной сексуальной активности, к росту неконтролируемых , в том числе девиантных форм сексуального поведения вообще, к возрастанию преступности, к психопатологическим проявлениям. При получении подростком информации о формах сексуальной активности происходит процесс научения, имеющий своим результатом восприятие детьми сексуально активного поведения (как мальчиков, так и девочек), осуждаемого традиционной нравственностью.

Провоцирующую роль в этих деструктивных явлениях играет распространение порнографии в средствах массовой информации, эротизация изданий, рассчитанных на детскую аудиторию, активные попытки интеграции полового просвещения в школьные предметы, в том числе в «Основы безопасности жизнедеятельности», так и  зрелищных мероприятий и празднеств.

Пубертатный (подростковый) период - период полового созревания, связан в особой  потребностью ребенка - потребностью в дополнении с другим  - сверстником, в выходе из своей замкнутости, поиске другого существа, как бы дополняющего Я подростка, причем потребность в  сближении  с  другим Я носит прежде всего и преимущественно - психологический характер.  Интерес к противоположному полу у ребенка обусловлен данной потребностью и определенным образом идеализирован. Романтические отношения между мальчиком и девочкой в этом возрасте необходимы для формирования личностных характеристик, утверждения собственной половой идентичности, нормальных половых/ сексуальных отношений в будущей взрослой жизни. По мнению многих исследователей детства, идеальная романтическая любовь в переходном возрасте не должна быть разрушена сексуальностью, чтобы не повлиять негативно на развитие личности   юного человека.

Сексуализируя детское сознание, дезориентируя ребенка в становлении его половой идентичности,  взрослые крадут у него ощущение его уникальности как мальчика или девочки, лишают его в будущем полноценных любовных переживаний - в том числе и сексуальных, формируют анти-семейные и анти-родительские установки.

 

Подведем итоги: Д св В это:

-                     инокультурное явление

-                     языческая  традиция: гадания, приметы

-                     антихристианский смысл, неоязычество

-                     нивелировка чувства любви, сведение ее к внешним атрибутам

-                     духовная подмена чувства любви на игру в любовные отношения

-                     атрибутика – китч (сердечки, пошлые письма о страсти в 10 лет и пр.)

-                     провокация лжи и обмана

Предложения :

·                      необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий; считать недопустимым его проведения в стенах школы ни с учебно-воспитательной, ни с духовно-нравственной точек зрения ;

·                       необходимо возродить в стенах школы формы традиционной игровой культуры детей и подростков; возрождение школьных балов

·                       необходимо создавать новые формы  совместных (дети-педагоги-родители) школьных праздников  в соответствии с базовыми ценностями отечественной культуры ( например, организовать  конкурс на лучший проект праздника класса, школы 14 февраля,  создание сценариев школьных праздников и др.)

·                       популяризировать христианские праздники, символизирующие верность в дружбе и преданность в супружеских отношениях (св. Петра и Февронии - св. Адриана и Наталии и пр.)

 

Абраменкова Вера Васильевна

доктор психологических наук,

в.н.с. Психологического института РАО,

профессор Московского городского

психолого-педагогического университета

 



[1] Исследование проведено О.Анисимовой в дипломной работе

Hosted by uCoz