Религиозная безопасность России



Кто стоит за валеологией


Еще раз о национальной безопасности “…только истинное и чистое слово, исполненное смысла, исходящего от Бога, живоносно и животворно”. (Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на VIII международных Рождественских образовательных чтениях). Кто стоит за валеологией В Вятском государственном педуниверситете некий Пантелеев М.С. год назад читал спецкурс “проблемы эзотрической валеологии”. Основные вопросы звучали так: “Энергетическое и стральное строение человека, чакры, лечебная магия, гигиена мысли, экстрасенсорное целительство (методы, средства, практические приемы), духовная терапия, виртуальная реальность и другие”. Кое-что из истории слова “Гиппократ, Пушкин и Брехман — отцы-основатели валеологии”, Это лихое утверждение одного из главных идеологов новой “науки” профессора из Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства — лишь бледный пример, мягко скажем, парадоксального мышления валеологов. Продолжим цитату: “Валеология, наверное, идет от Гиппократа. Затем второе упоминание валеологии мы видим у Пушкина: “В конце письма поставить vale…” (“Преподаватель”. 1998. № 5) (1. выделено и 2. пушкинская цитата исправлена нами. — Г.В.). Когда признанный специалист по античной литературе и культуре доктор филологических наук Ирина Шталь, главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького, услышала русско-латинский неологизм “валеология” (якобы наука о здоровье), она была шокирована такой безграмотностью. Да, древние римляне действительно частенько так завершали свои послания. Vale, говорит Ирина Владимировна (внимательно заглянув в отличие от Брехмана с Татарниковой в словари), означает “будь здоров” — в смысле “прощай” и “прочь, долой”. Это одновременно и пожелание влиятельности, могущественности, и — “чао”, пока. По меньшей мере странно, что Израиль Ицхакович Брехман, придумавший этот термин в начале восьмидесятых годов, отбросил известное миру на протяжении веков слово sanos — “целый, невредимый, здравый, здравомыслящий”. И когда маститый валеолог Н.К. Смирнов в книге “Валеология” приводит популярнейший фразеологизм “В здоровом теле — здоровый дух”, он предпочитает не вспоминать, что древние римляне, не знавшие Брехмана, использовали в данном случае единственное подходящее слово: “Mens sana in corpore sano”. В специалистов по здоровому образу жизни сегодня переквалифицируются спортивные врачи, преподаватели физкультуры, несостоявшиеся педагоги и биологи. Например, доктор медицинских наук А.К Зиньковский, автор книги “Азбука секса”, нашел себя в заведовании кафедрой валеологии и медицинской экологии Тверского института экологии и права. В борьбе за место под солнцем крушатся этические нормы. Н.К. Смирнов уверяет, что медики будут, конечно, “заниматься болезнями, но так, чтобы до конца их не излечивать”. Ему вторит декан факультета валеологии Московского педагогического государственного университета Екатерина Торохова: “Медики не заинтересованы в том, чтобы люди были здоровы, иначе они потеряют работу и деньги”. Валеологи идут другим путем. “Система образования — это тот чернозем, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей” (Н.К. Смирнов). Поборники лженауки вслед за г-ном Смирновым настойчиво требуют “валеологизации образовательной среды”. Однако “у каждой науки есть свой предмет, свои задачи и цели. У валеологии их нет. Это не наука, это своеобразная кантаминация, лысенковщина в новой интерпретации…” (В.А. Сагалаев // “Преподаватель”. 1998. № 3). Что же это за новую напасть с неграмотным названием навязывают нам? А может быть, действительно не зря эта лженаука получила название не санологии, а именно валеологии? Некоторые церковные исследователи напоминают, что древние вавилоняне поклонялись Ваалу (Валу, Велу, Белу, в зависимости от местного произношения). В Ханаане Ваал означал жгучее летнее солнце, распаляющее страсти. Многие отождествляли Ваала, Вала с Молохом и Веельзевулом, князем бесовским (Мк. 3, 22). Этому божеству приносились кровавые человеческие жертвы: “Они кадят иным богам, которых не знали ни отцы их, ни цари иудейские, наполнили место сие кровью невинных и усроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу” (Иер. 12, 4—5). Между прочим, Екатерина Торохова неожиданно для себя отыскала еще одно словечко из этого ряда: valgius — “черт, дьявол”. Всесожжение — сгорание тел до пепла и горение души в страстях… Не это ли несет нашим детям (доказательства см. ниже) валеология — новое мировоззрение, “новая философия жизни” (Татарникова Л.Г. Валеология и в педагогическом пространстве. Монография-эссе. СПб, 1999). Религия XXI века Именно так звучала тема одной из первых программ для школ в области психологии, медицины, педагогики, института семьи, права, разработанной и изданной в 1993 году Ярославским институтом повышения квалификации педагогических и руководящих работников образования и Ярославской городской МПШ, — “Религия XXI века”. Это отражение истинной сути “нового мировоззрения”. Смесь вполне безобидных сведений из анатомии, физиологии, санитарии с науками и лженауками, зацикленными на вопросах пола, пронизана оккультизмом. И самыми дикими суевериями. По мнению религоведов, эта “наука” — на деле изложение оккультно-мистического антихристианского движения New Age (Нью Эйдж; Новый Век), которое объединяет различные секты, оккультные и псевдонаучные мистические течения. Проповедники валеологии к христианству, особенно Православию, относятся враждебно, зато любовно рекламируют все что угодно, вплоть до учения Порфирия Иванова, “этого удивительно прекрасного человека” (Б.Н. Чумаков, В.П. Петленко), хотя давно уже ивановцы признаны сектой. Но главное — New Age. Лариса Татарникова с восторгом перечисляет примеры: “Валеологическая школа № 450 Санкт-Петербурга. Директор Колигман Н.И. Цель школы — формирование готовности жить и действовать в рамках международных программ “Здоровье подростка”. Health Education. New Age” (Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. СПб, 1997). Валеологи используют оккультную терминологию: высшее благо, жизненный ток, резервуар психической энергии… Это словосочетания из языка агни-йоги и предлагаются они для освоения учащимися 5—7 классов (Татарникова Л.Г. Поздеева Н.В. Валеология подростка. Пособие к курсу валеологии для учащихся 5—7 классов. СПб, 1998). В первой главе того же “пособия” детишек знакомят с вечной колдуньей Гагулой, “знавшей секрет долголетия”, им рекламируют “Хатха-йогу” Рамачарака, вещают о духовных качествах березы и запугивают деревьями-вампирами, “забирающими энергию”. С.В. Попов в книге “Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников (СПб, 1997) предостерегает: “Не рекомендуется ставить кровать в угол, — считается, что в углах происходит высасывание энергии из тела…” Да, прав, похоже, известный исследователь оккультизма диакон Андрей Кураев: “Для валеологической литературы (как и вообще для современной оккультной письменности) характерна какая-то шизофреничность”. Не нам, разумеется, решать, почему у г-жи Татарниковой возникает “тройная мысль” (Валеология в педагогическом пространстве. С. 17) или фонтанирует безудержное, странное для русского человека яканье: “У меня, мне, могу себя, я, о себе…” (“Преподаватель”. 1998. № 5). Вот бы и оставались валеологи наедине со своими “тройными мыслями”, да ведь они несут весь этот бред нашим детям. По утверждениям педагогов и психологов, этот курс нарушает базовые педагогические принципы — системности, непрерывности, преемственности, адаптивности, целостности; ведет к уничтожению глубинных основ семьи; из-за фиксации на организме (чего стоит “валеологический дневник” школьника — головная боль, боль в области сердца, мышечная усталость, плохое самочувствие — или разделы “Прислушаемся к своему организму”, “Поговорим о болезнях”) этот курс грозит детям ипохондрическими неврозами и психосоматическими заболеваниями. Однако “оздоровителей” не остановить: “Валеологический самоанализ — вот главное учебное действие” (Зайцев Г.К. // Преподаватель. 1998. №5). И пошел самоанализ с технократических позиций. “Организм каждого человека можно уподобить сложнейшей машине с огромным пультом управления” (Н.К. Смирнов). “Лаборатория тела. Первой частью нашей пищеварительной машины являются зубы” (Л.Г. Татарникова). Объявляются новые ценностные ориентиры — здоровье человека, “благосостояние” его тела. Под эту задачу необходима “новая система идеалов, принципов, ценностей и смыслов”, чтобы она была адекватна запросам “Человека XXI века — Гражданина Мира”. Главная характеристика нового человека — это способность глобально (ноосферно) мыслить”. Потому-то “мы говорим сегодня о ноосферной педагогике и ноосферном осмыслении человека. Это тоже входит в систему валеологического знания” (Татарникова Л.Г. Из разных работ). Лариса Гавриловна уверена, что надо обратить человека “к исследованию Космоса”. Да только Космос (с большой буквы) для валеологов, уточняет отец Андрей Кураев, — “это мир внеземных духов, космическая иерархия. И исследовать этот “Космос” нужно не с помощью рдиотелескопов и спутников, а с помощью медитаций, “голосов” и “видений”… С полной ответственностью заявляю: там, где сегодня Космос пишется с большой буквы, где проповедуются идеи космизма, “космического мышления” и “космической философии”, речь идет о проповеди более-менее разжиженной каббалистики”. По мнению специалистов по “Космосу”, “конечная цель валеологического воспитания школьников — сформировать личность человека Ноосферы” (Л.Г. Татарникова). В тисках “ноосферного” мракобесия Когда шестиклассник московской школы № 890 сообщил дома, что они на уроке занимались медитацией, его отец, экономист по образованию, когда-то серьезно изучавший психологию, порасспросив сына и полистав два дня книги и справочники, к понедельнику уже имел предварительный диагноз. После разговора с юным учителем-словесником (ему девятнадцать лет, и у него пока еще нет педагогического образования!) выяснилось, что он внедряет в жизнь принципы именно ноосферного образования. Начиналась эта история с бизнес-курсов, которые проводил в начале девяностых годов Вернон Вульф, приехавший из Америки. В1994-м вышла в свет на русском языке книга В.Вульфа и Кёрка Ректора “Холодинамика вашей жизни”, и была создана Российская ассоциация холодинамики. Супер-единица новой “науки”, обучения и целительства — “холодайн”, “единица сознания”, “поле, обладающее силой”, мыслеобраз. Американский гость, избранный академиком Российской академии естественных наук, рекомендует своим последователям установить и ежедневно использовать связь с “некой трансцендентной сущностью, непосредственно связанной с единым полем, универсальным сознанием” вселенной, и докладывать о своих успехах. Еще лучше совместные медитации. При этом за образц, по-видимому, были взяты современные тоталитарные секты. Нужно, призывают Вульф и Ректор, создать так называемый “круглый стол” главных холодайнов личности. Это некие сущности внутри человека (!), с которыми рекомендуется советоваться по всем важным жизненным вопросам. С американским пропагандистом “главных холодайнов” очень подружилась Наталья Маслова. Многое перепало ей с этого “круглого стола”. И хотя затем пути этих “гениев” разошлись, Наталья Владимировна стала доктором наук, академиком той же РАЕН и связала холодинамику с ноосферным образованием. Оказалось, это крайне прибыльное дело. Большими тиражами были выпущены “холодинамические учебники — передовое средство формирования целостного мышления”. Холодинамика именуется “квантовой теорией сознания, интегрирующей высшие достижения науки конца ХХ века”. Учителям разъясняют, что их ученик — “голографическая частица вселенной” и “сам знает, что ему дано знать”. Однако на самотек это дело не пускают и выращивают “ноосферных образователей” на платных курсах. Особенно много к Наталье Владимировне приходит молодых людей, не удовлетворенных своим положением: здесь они получают некую власть над ближними. Новое образование накапливает силу, деньги и влиятельных благодетелей. Школе № 890 г. Москвы предназначено было стать экспериментальной площадкой для обкатки концепции и методологии ноосферного образования. Арсений Лебедев со свойственным своему возрасту максимализмом бросился внедрять в практику знания, полученные на курсах. В статье для некоего журнала он пишет, что система образования давно отстала от современных средств массовой информации и культуры. Компьютерные игры — вот действо, заслуживающее, по его мнению, высших похвал. Не то, что текст на уроке литературы. А поэтические тексты так те вообще “заучиваются наизусть без всякого осмысления”. А потому — надо внедрять “биоадекватную методику преподавания”, то есть для того, чтобы заниматься лексикой или чем-нибудь еще из литературы, русского и английского, нужно медитировать. Первая фраза, которую учитель произносит на любом уроке после того, как дети вошли в состояние транса: “Приготовьтесь к встрече гостя!” (Как прокомментировал один мой знакомый, сейчас весь мир готовится ко встрече “гостя”…) Между прочим, несколько лет назад в одной из московских школ детишек уже заставляли “примерять” во время медитации “копыта и рожки”… А дальше, у “подопытных кроликов” формируют холодайны-образы (ср. голограммы) и “работают” с этими образами. Юный Арсений Александрович начитался книги Натальи Масловой “Ноосферное образование” (издание Института холодинамики. 1999). Однако он не один обретается у “круглого стола холодайнов”. Вся 890-я школа втянута в страшный эксперимент. Учителя математики, музыки пишут отчеты “по ноосфере”… И хотя родителям шестого класса, первым забившим тревогу, много удалось добиться (Арсений Лебедев уволен, и ноосферные занятия у них в классе не ведутся), однако директор школы Наталья Раюшкина, кабинету которой могли бы позавидовать все депутаты сразу, прекращать эксперимент над душами детей, похоже, не собирается. Все так же бегают по субботам босиком по грязи мальчишки и девчонки, все так же красуется эмблема школы — сова обнимает крылом земной шар, а из-под крыла вырывается пламя (напомним, агни-йога означает “йога огня”), все так же висит на втором этаже табличка “Школа радости”. Арсений Лебедев детей “радовал” — вместо чтения произведений рекомендовал смотреть видеокассеты, домашние задания не задавал, сплошные хорошие отметки объяснял как стимул на будущее. Новый учитель хватается за голову: знаний у детей нет. Немудрено. В статье Арсения Лебедева — о школьном уроке литературы как частице вселенной — с русским языком туговато: “нуклиатид”, “от части”, “не даром”, “не редко”… Не так давно в Московском комитете образования папу, который провел расследование по ноосфере, пытались подкупить: “Что вы цепляетесь за эту школу? Хотите любую, элитарнейшую?” Городские чиновники обещали, что в школу придет комиссия из Московского института повышения квалификации работников образования. Однако Ольга Дзержицкая и иже с нею лукавят: насколько нам известно, программы Масловой утверждены именно МИПКРО. А в школе тем временем продолжается “герменевтический круг визуального понимания”. По мнению доктора медицинских наук Виктора Остроглазова, руководителя отделения острых психосоматических расстройств НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, “все это доступно пониманию психопатолога, а не как не детей средней школы, на разрушение сознания которых нацелен данный курс”. “Здоровье творящее образование”? В 1997 году Толгат Акбашев из Уфы получил премию Казанской академии научного творчества за открытие в области “ноосферного образования”. В работе о.Андрея Кураева “Осторожно: валеология” приводится заключение начальника отдела содержания образования из новосибирского школьного управления И.И. Застрожиной на семинар “Космопланетарные факторы на грани веков”, проведенный ассоциацией “Колыбель Сибири” 4—10 февраля 1996 года. “Теория рас, обсуждаемая на семинаре, — атрибут многих оккультных религиозных учений, таких как теософия, антропософия, “живая этика”… На семинаре присутствовали группы из печально известных тоталитарных сект: сайентологи (дианетика Хаббарда), новосибирского рериховского общества... Порфирия Иванова, клуба экстрасенсов из ДК им. Кирова. Т.Ф. Акбашев рекомендует себя слушателям как “посланник Бога” и “ученик Иисуса”. Идет вторжение в психику слушателей посредством медитаций, вовлечением в оккультные обряды…” Комиссия сделала несколько выводов. Один из них — “недопустимо использовать в учебных заведениях технологии образования, предложенные на данном семинаре Т.Ф. Акбашевым”. Тем не менее, в том же 1996 году Толгат Акбашев научно консультировал программу “Школа — центр здоровья и согласия микрорайона” в Челябинске, где разработаны принципы “здоровье творящего образования” и “здоровье творящего процесса” и вводится “валеологическое просвещение учителей и детей”. Страница Интернета “Секты самобытные” (http://www.ipc.od.ua/ssamob.html) сообщает об ассоциации “колыбель Сибири”: “Современная секта оккультного характера. Основатель и руководитель — Толгат Ф. Акбашев… Будучи “сверхчеловеком шестой расы”, Акбашев ставит целью открытие “третьего глаза”, развитие ясновидения, телепатии, телекинеза, способности к целительству. В секте имеется наличие строгой иерархии посвященных и непосвященных”. …В валеологи идут все кому не лень. На только что прошедшей конференции в подмосковном городке Электросталь педагоги клялись в признательности Г.К. Зайцеву, который вот уже восемь лет открывает им глаза на здоровый образ жизни. Однако и не подумали соотнести проведение “оздоровительных” мероприятий, в которые входит, разумеется, и интенсивное половое воспитание, с цифрами, которые прозвучали здесь же: увеличилось количество беременностей и венерических заболеваний у подростков. Очень любят нам в последние годы о профилактике, растлевая на самом деле наших детей. Только что, 25 января, в школе № 1268 Восточного округа г. Москвы семиклассникам в рамках урока “Изменения” показали фильм, который заканчивался схемой полового акта, и раздали буклеты мальчикам и девочкам. Один из мальчишек выбросил неприличные бумажонки, а маме дома рассказал о наглядной агитации в рапсовском стиле (Российская ассоциация “Планирование семьи”). Завуч и учитель биологии разъяснили встревоженной женщине: “Вы неправильно воспитываете сына. Это учебный фильм. И вообще — департамент образования подписал договор с Центром планирования семьи”. Позже выяснилось, что девочек одиннадцатого класса той же школы возили в этот Центр и знакомили с пресловутыми муляжами. “Урок гигиены “Изменения” победно шагает по России. Это бесплатная рекламная акция компании “Проктер энд Гэмбл”. Буклеты, брошюры выдаются учителям, мальчикам и девочкам (это главные потребители продукции — им еще и прокладки “Always”). “Парламентская газета” писала об этом 19 июня прошлого года. Напомним; 1 марта 1990 года на одном из шоу американского телеведущего Фила Донахью руководители корпорации “Проктер энд Гэмбл” открыто признали себя последователями церкви сатаны и сказали, что отчисляют на ее поддержку часть своей прибыли. Неужели никого из работников образования не смущают уроки гигиены и прокладки от… сатанистов? Скоро в Санкт-Петербурге состоится очредное заседание суда. В ответчиках директор школы № 493 и преподаватель биологии, “соросовский учитель” Лариса Воднева, которая показала семикласницам в рамках все того же урока сногсшибательный мультфильм голландской компании “Органон Интернешнл” “Что со мною происходит”. Вот, в частности, о чем шла там речь: “Многим девочкам и мальчикам хочется испытать удовольствие. Они могут ограничиться при этом собственным телом, прибегнув, например, к онанизму…” Дальше следовала запредельно откровенная инструкция, которая просто подпадает под сферу действия статьи Уголовного кодекса о совращении малолетних. Семинар-презентация урока “Изменения” проводится по договору между РАПСом и директором школы. Причем, школа обязуется отчитаться “по предложенной форме о проведенных уроках перед окружным представителем РАПСа”. В Питере секс-просветители с “оздоровителями” развернулись вовсю. Не так давно одной телевизионной группе удалось проникнуть на урок полового воспитания. Кадры получились уникальные. Детишкам рассказывали о “групповухе”. А чтобы “закрепить материал”, спрашивали: “Представьте, что вы участвовали в групповом сексе. Ваши ощущения?” Потом следовала полоролевая игра, в которой мальчишка (он все время смущалс) должен был раздеть девочку. Ему ласково подсказывали… Однако интересы наших оздоровителей формированием человека с космическим сознанием и в половом смысле подкованного не ограничиваются. Руководство московской школы № 929 жаждет предотвратить употребление своими подопечными наркотиков и алкоголя. В прошлом учебном году некий профессор, приехавший из Америки, собирался заняться здесь массовой профилактикой наркомании при помощи транквилизаторов и воздействия на мозг низкочастотным генератором. Однако когда родители потребовали у него лицензию и документы, пропал в неизвестном направлении. В нынешнем году в той же школе появился российско-американский проект “Партнеры профилактики”, программа профилактики употребления алкоголя подростками. Одиннадцатилетним шестиклашкам преподаватель ОБЖ Оксана Румянова раздает журналы с отвратительными комиксами и подлыми вопросами. Рубрики “Шурик и семейная команда”, “Шурик и способы повеселиться” включают в себя тесты вроде: “От алкоголя люди становятся более дружелюбными (верно — неверно)”. — “Алкоголь способствует ясности мысли (верно — неверно)”. Родителям предлагают тупо американизированные примеры разговора с ребенком: “Не садись никогда в машину, если водитель выпил. Звони мне в любое время, и я позабочусь о том, чтобы ты добрался домой”. А детям — перлы типа: “Пойдем стащим конфеты из магазина”! Утверждение журнала, что “половина московских школьников, по результатам опросов, впервые попробовала алкоголь в пятом классе”, явно задумано с тем, чтобы лечь на подкорку ребенка. Интересно, что в этих журнальчиках нет никаких выходных данных. Зато с родителей требуют все: где родился, учился, женился. Отлично придуманный сбор информации! А по поводу “профилактики” — вывод специалиста: “Существует мнение, что стоит в раннем возрасте показать вред курения, дети станут реже закуривать. Однако в тех классах, где мы начала проводить профилактическую работу, процент закуривших оказался намного больше” (профессор Игорь Гундаров, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Центра профилактической медицины РАМН). В середине января в Москве прошла выставка “Школьные технологии”, где были широчайше представлены валеологические психотехники, компьютерные технологии… Духовная агрессия В России нарастает сопротивление псевдонауке, несущей с собой оккультизм, опасные психопрактики, суеверия, духовное совращение наших детей. В московской школе № 812, где родители выступили широким фронтом против преподавания лженауки, Московский комитет образования снял директора и назначил нового, который собирается “держаться подальше от валеологии”. 7 декабяря 1999 года министру образования Владимиру Филипполу было передано “Открытое письмо”, которое подписали 140 человек. Из них пятьдесят — писатели (от Камчатки до Хакассии, от Якутии до Калининграда), в том числе Валерий Ганичев, Валентин Распутин, Петр Проскурин, Виктор Лихоносов, Виктор Розов и т.д. Остальные — ученые. Среди них — Георгий Голицын, академик РАН, член Президиума РАН; Тимур Энеев, академик РАН, член Президиума РАН; Юрий Алтухов, академик РАН, директор Института общей генетики РАН; Феликс Кузнецов, член-корр. РАН, директор Института мировой литературы РАН; Самвел Григорян, член-корр. РАН, директор Института механики РАН; Валентин Покровский, академик РАМН, президент Российской академии медицинских наук; Донат Саркисов, академик РАМН, главный ученый секретарь Президиума РАМН. Известнейшие люди нашей страны отметили: “Все разновидности данной лженауки отвращают учащихся от богатейшего наследия отечественной культуры, насаждают не только чуждые, но и впрямую враждебные нашей традиции учения и практики, являются неприкрытой духовной агрессией против нашей страны и несут в себе угрозу нашей национальной безопасности”. Реакция Министерства образования была довольно оперативной и обнадеживающей. Еще бы, к 21 декабря ушедшего года на имя Президента России и Минобразования поступило письмо от депутатов Госдумы прошлого созыва и более семидесяти писем из городов, областей и поселков за подписью более трех тысяч родителей. Ученых успокоили: предмет “валеология” в базисный учебный план образовательных учреждений не введен, специальность “педагогическая валеология” исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования. Осталась лишь специальность “медицинская валеология”, по поводу которой в Минздраве разводят руками: “Мы не знаем, откуда она появилась”, а замминистра здравоохранения Николай Володин 1 февраля на заседании коллегии Министерства образования сказал: “У нас есть специальность “профилактика заболеваний”. “Медицинская валеология” вообще-то нам не нужна…” Судьбу этой “отраслевой” специальности, считает школьный министр Владимир Филиппов, видимо, должен решать Минздрав. Однако игры в Министерстве образования продолжаются. Начальник Управления специального образования Дмитрий Шилов во внутриминистерском письме решился заявить, что люди, подписавшие письмо, 2или не читали того, под чем подписались, или в силу некомпетентности согласились с теми, кто ставит знак равенства между валеологией и сексуальным просвещением”. Каково? Чиновник Шилов у нас нынче компетентнее не то, что профессоров с докторами, — бери выше: академиков РАН и президента Российской академии медицинских наук! Кстати, по поводу лжи о “знаке равенства” между валеологией и секспросветом. “Открытое письмо” со всеми подписями опубликовано в “Медицинской газете” 26 января 2000 года, и каждый желающий может выяснить, о чем там идет речь. На воре шапка горит. Шеф г-на Шилова, дама, добровольно погрузившаяся в пучину одиозности, замминистра Елена Чепурных, — национальный координатор Международного проекта “Половое воспитание российских школьников”. В июне прошлого года около трех часов она рассказывала мне, как изменился проект, даже по названию; как такой значительный член-корр.РАО директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин сделал доклад “Российский подросток девяностых годов: движение в зону риска” (в других направлениях российскому подростку двигаться не велено!); как уделено внимание проблемам нравственности и “чисто духовного становления детей”. Елена Евгеньевна опустила несколько немаловажных деталей, которые прояснились вскоре, когда всплыл вовсе не предназначенный для публикации ее “Годовой отчет” Фонду ООН по народонаселению и ЮНЕСКО по проекту “Половое воспитание российских школьников”, Новое название “Формирование здорового образа жизни детей и подростков” было придумано для того, чтобы несколько “ослабить накал страстей вокруг проекта”. Была проведена крайне важная для секспросветовцев экспертиза содержания учебных программ и пособий по биологии, ОБЖ, литературе, истории и дисциплинам обществоведческого курса для пятых—девятых классов. Было подробно расписано, куда и какие сведения надо включать. За эту работу (с июля по сентябрь 1998 года) каждый из специалистов получил по тысяче долларов. Только на экспертизу ОБЖ было брошено три человека, члены Федерального экспертного совета Минобразования по основам безопасности жизнедеятельности. Можно лишь догадываться, какие учебники теперь будет пропускать в школы ФЭС… “Значительный” г-н Собкин получил за подготовку и доработку тенденциозного аналитического доклада 7600 долларов. Непотопляемому “педагогу” Борису Шапиро за несколько учебных пособий отстегнули 12350 долларов. Незаменимая для проекта г-жа Пестич, получил за семь месяцев 1998 года 8730 долларов, осталась без работы. Поскольку проект отобрали у ее начальника Дмитрия Шилова и передали начальнику Департамента общего среднего образования Маргарите Леонтьевой, той самой, которая широкими потоками направляла в наши школы соросовские учебники и которую еще с советской эпохи ученые и педагоги окрестили “агентом ЦРУ” в Минобразовании. Изменение названия замаскировало для простаков все ту же суть проекта, что и следует из “Годового отчета”. Так что в полном соответствии с проектом зубр полового воспитания Ирина Соковня-Семенова прошлым летом с телеэкранов показывала всей стране учебники для педучилищ с грифом “рекомендовано Министерством образования”, в которые ей удалось ввести так любимые ею знания. В шикарно изданном пятитомнике “Валеологического семинара академика В.П. Петленко”, который рекомендован авторами “для студентов, учащихся школ, колледжей и гимназий”, в 4 и 5 томах 642 страницы занимают “Валеология любви” и “Сексуальное здоровье”. Сюда, среди прочего, входят параграфы “Добрачная половая жизнь: за и против”, “Этюды восточной медицины и сексология”, “Тантра и половой акт”. Между прочим, генерал-майор Петленко когда-то заведовал кафедрой марксизма-ленинизма Военной медицинской академии им. Кирова. Теперь он поменял ориентацию и возглавляет кафедру валеологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. (Кстати, такая “смена курса” очень характерна в стане валеологов.) МПГУ в программе “Валеологические основы семейной жизни” (1999) в разделе “Планирование семьи” нацеливает студентов на основные понятия — “контроль над рождаемостью, контрацепция”. Вы скажете, это раскованные столицы. Но вот целомудренная Рязань. Там в государственном медицинском университете им. И.П. Павлова разработана собственная программа по валеологии (1996). Девятиклассникам (а это 14-15-летние подростки) прежде всего даются темы “Сексуальная совместимость в паре”, “Типы сексуальной совместимости”. И лишь потом — тема “Брачные отношения”. Кемеровские валеологи, пожалуй, одни из наиболее радикальных в этой новоявленной “науке”. Они считают, 1. что валеологической подготовке должны быть подвергнуты и ученики, и учителя: кто не ставит в жизни на первое место здоровье, тот, простите, не совсем нормален; 2. что необходимо воспитание толерантности, терпимости: кто требователен к себе и к другим, тот больной человек; 3. что чрезмерное перенаселение планеты — катастрофа, а следовательно, размножаться не следует. Они рекомендуют применение психотропных препаратов в школьной практике; распыление пахучих веществ американского производства в студенческих аудиториях — “для снятия возбуждения и лучшего усвоения знаний”; использование акупунктуры в обязательном порядке и массовом масштабе. Секретная комиссия Председатель Координационного научно-методического совета по проблемам валеологического образования — все та же неутомимая Елена Чепурных. Здесь много любопытных личностей. Легендарная Дина Зелинская, начальник Управления охраны здоровья матери и ребенка Минздрава РФ, которая однажды на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья объявила, что средства и оборудование для безопасного аборта — это “лекарственные средства”. Анатолий Смирнов, главный редактор журнала “Основы безопасности жизнедеятельности”, один из тех, кто получил тысячу долларов от Фонда ООН по народонаселению за экспертизу учебников и учебных пособий. Дмитрий Шилов, много потрудившийся на поприще полового просвещения школьников страны, теперь именно его управлению доверено координировать работу совета по валеологии. Неслучайны все эти “совпадения”. В стране, где смертность преобладает над рождаемостью, где стремительно ухудшается дущховное и физическое благополучие населения, здоровым образом жизни на официальном уровне занимаются те, кто давно, последовательно и активно смыкается с “планировщиками семьи”, служителями деморрекционной политики. Между прочим, еще весной 1989 года на страницах журнала “Washington Quaterly” автор статьи “Глобальные демографические тенденции к 2010 году в аспекте безопасности США” открыто призывал Пентагон к тому, чтобы “планированию населения” был придан статус программы по разработке новых видов оружия. Так, может быть, валеология в ее крайних, диких проявлениях тоже приближается к такому “почетному” наименованию? И не волею случая в очень секретную Межведомственную комиссию по социально-демографическим вопросам (которой вообще нет в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденных указом президента от 17.09.99, хотя сама демографическая комиссия создана постановлением Правительства РФ от 7.06.99, среди прочих, вошли самые одиозные, ключевые фигуры отечественного планирования семьи — лидер феминисток Екатерина Лахова; генеральный директор иностранной организации — Российской ассоциации “Планирование семьи”, филиала одноименной Международной федерации, Инга Гребешева; национальный координатор Международного секспроекта “Формирование здорового образа жизни детей и подростков” Елена Чепурных? Комиссия, по оценке юристов, наделена исключительными полномочиями. Она забирает их в части демографической политики у Федерального собрания (права на разработку и определение приоритетов стратегии и тактики в этой области) и у исполнительных органов (право на реализацию решений). Участники VIII международных Рождественских образовательных чтений (в конце января в Москве собрались семь тысяч человек со всей России) единодушно решили потребовать исключения из Комиссии одиозных дам и снятия с поста замминистра Елены Чепурных, “чья деятельность бросает тень на все Министерство образования”. Однако, к счастью, в стане валеологов есть много здравомыслящих людей. Вот что пишет доктор медицинских наук профессор Евгений Овчаров, заведующий кафедрой валеологии и охраны здоровья детей и подростков Нижневартовского государственного пединститута, которому не дали выступить на “круглом столе”: “Ряд специалистов в области теоретической валеологии утверждает, что медицина, гигиена не имеют никакого отношения к индивидуальному здоровью, не способны сохранить и развить здоровье конкретного человека. И якобы только валеология. Опираясь на принцип индивидуального подхода в формировании, сохранении и укреплении здоровья, сможет решить все проблемы в области здоровья человека… в круг интересов медицины входит весь спектр вопросов, проблем, рассматриваемых валеологией, в том числе и педагогической” (Кризис валеологии // Высшее образование в России. 1999. № 4). Ученые, подписавшие “Открытое письмо”, предложили министру создать Совет по независимой общественной экспертизе для всесторонней оценки учебников, учебных программ и педагогических технологий по стратегически важным для нашего общества дисциплинам. Однако и нам самим, общественности, родителям, пора заботиться о защите духовного здоровья своих детей. Родительские (попечительские) советы, комитеты, ассоциации должны на местах противостоять любым попыткам использовать школу или вуз для обкатки очередных экспериментов. Очень важно, по-видимому, потребовать наконец от школьного министерства прекращения порочной практики проникновения в школу неизвестных программам, учебников, пособий и буклетов. За все должны отвечать министерские чиновники. Тогда чужие дяди и тети не смогут безнаказанно идти к детям. 9 февраля 2000 года в Министерстве образования прошел “круглый стол”, который Елена Чепурных пыталась использовать для реабилитации одиозной “науки”. Более того, на следующее утро она представила министру образования Владимиру Филиппову битву между сторонниками и противниками валеологии как благостное одобрение. И если бы не встреча министра с журналистами (пресс-клуб был запланирован ранее), он бы так и пребывал в неведении. Вот уж действительно, “человек полагает, а Бог располагает”… Ученые же, участники “круглого стола”, сделали следующие выводы: 1. валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, т.е. является религиозным учением; 2. валеология выполняет “социальный заказ” и, став “мусорной корзиной” фактов и теорий” (валеолог Н.К. Смирнов), стремится оттеснить классическую медицинскую науку и действительно необходимое молодому поколению физическое воспитание; 2. валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросах половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям; 3. судя по всему, валеология имеет целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи. * * * И все же в России много доброго делается энтузиастами (такими, как, к примеру, директор гимназии № 35 из Тольятти Людмила Сураева) именно в области здорового образа жизни. Нас заставили уйти от “охраны материнства и детства”, подсунув термин “планирование семьи”. Нас заставляют уйти от здорового образа жизни, гигиены, профилактики заболеваний, организации активного отдыха юного поколения — в оккультизм, мистику, суеверия, зацикливание на плоти и проблемах “нижнего этажа”. Нас истребляют духовно с тем, чтобы мы вымерли уже окончательно. Наивные, они не учитывают, что Россия дом свой на протяжении тысячелетия возводила на крепчайшем камне. Надо лишь объяснить соотечественникам, какая пропасть прикрыта глянцевой вывеской “валеология”. Люди прозревают. И это, между прочим, 8 февраля показал “круглый стол”, обернувшийся против валеологов. Галина ВАСИНА.
Hosted by uCoz