Религиозная безопасность России




Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №43/2 от 5 августа 1999 г. (№43/2/1 от 6 марта 2000 г.) на характер вероучения организации “Новый Акрополь”

Экспертной группой была проанализирована литература организации “Новый Акрополь” (другие названия - “Классическая философская школа “Новый Акрополь”, Негосударственное образовательное учреждение “Классическая школа философии).

Анализ содержания выпускаемых организацией журналов “Новый Акрополь”, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие вполне позитивных публикаций и значительные усилия редакции журнала скрыть оккультно-религиозный характер своей деятельности, общая концептуальная направленность журнала и вероучение организации являются оккультно-религиозными.

Адепты и руководители “Нового Акрополя” всячески замалчивают оккультно-религиозный характер своей организации. Они утверждают, что распространяют среди населения нерелигиозные философские знания. Однако их философия вполне определенно имеет яркий оккультно-религиозный оттенок. Об этом свидетельствуют многочисленные утверждения адептов организации, в том числе руководителя российского филиала “Нового Акрополя” Елены Сикирич (Елены Мусулин) и основателя этой секты Хосе Анхеля Ливраги:

Это у вас ускоренный вариант, ну потому, что вы у меня умницы, вы же Афина, а что же Афине разжёвывать по полочкам, Афина - она же мудрость, понимает всё с полуслова. И знаете, чтобы я вам посоветовала, что касается экзаменов. Во-первых, у каждого из вас есть наверно свои записи, есть архив лекций и если можно (знаю, что это психологически тяжело) забыть, что это экзамен, просто дать себе маленькое интересное задание, тряхнуть стариной и вернуться к старым добрым темам. Вопросы получили? “Смерть и перевоплощение” “космогенез”, “Антропогенез”, Атлантида, Лемурия, - это что, неинтересно? Интересно. Гуны (Инь, Янь как работают) - это всё интереснейшие вещи. И я бы вас попросила, если будете готовить, вы сами прекрасно знаете, что мы настаивать на информации не будем. Если вы будете зубрить всю ту информацию, которую получали в течении пяти лет, вам одного года мало будет. Я помню, когда я принимала экзамен у Гора. Люди очень страшно боялись, потому что там же тридцать преподавателей, а те, которые ко мне попадали - это было страшно, они дрожали, бледнели, зеленели. А я даже специально приглашала людей, которые меня боялись, чтобы именно ко мне попали”;

Четыре стихии содержат великие ключи для понимания, которые могут быть применены как к Космосу, так и к человеку, как к великому, так и к малому. Наша задача – расшифровать эти символы, обучиться их загадочному языку… Ни “Новый акрополь”, ни я лично не ставим целью полностью раскрыть затронутые здесь темы. Я предлагаю открывать символы и управлять ими”;

Вспоминая учение об Инь и Ян, мы убеждаемся, что все имеет свою противоположность; в проявленном мире нет ничего абсолютного: все черное содержит немного белого, и наоборот”;

Причитать еще раз мои лекции, “Смерть и перевоплощение”, что там происходит после смерти, камалока и т.д., это же одно удовольствие”;

Даже сейчас, Янь - активный, творческий, Инь - пассивный и т.д. Придёшь в музей - один Инь, придёшь на экскурсию - один Инь, смотришь в Акрополь - один Инь. Так как же Янь творческий и активный, а Инь - пассивный, когда всё наоборот?” Вы успокойтесь, вам на экзамене не будет задаваться вопрос, чего больше Инь и Янь в Акрополе и во внешнем мире. С другой стороны, когда говорится о Ине и Яне, пассивный, активный и т.д. имеется в виду, с одной стороны, энергетические потоки, с другой стороны, циклы сотворения, которые могут быть инь или янь и третьей стороны формы, которые эти циклы пропускают через себя. Если я символически говорю о женщине, что она - инь, минус, а рыцарь - плюс, допустим теоретически, что это обозначает? Значит ли это, что сама дама минус или что?”;

Значит мой организм переходит в инь, а моя “душа” (символически, в кавычках, понимайте между строками) - внутренний мир, душа, которая гуляет во сне и т.д. - пере ходит в янь. Можем ли мы говорить о моей душе, что она Инь или Янь постоянно? Не можем. Потому что на самом деле она постоянно переходит из Янь в Инь пока не приблизится к стабильному стержню, который называем Дао. И так же, что касается организма. Мы не можем говорить, что он постоянно Инь или Янь хотя он имеет начальную характеристику Янь-активный, но внутри его тоже есть минициклы: сначала активный, потом пассивный, потом опять активный, потом пассивный. И внутри этих циклов тоже есть минициклы. Внутри каждого большого направления есть минициклы, в каждом миницикле есть ещё более маленькие циклы. Оттуда надо просто чуть-чуть посмотреть в глубину, оттуда знаменитая одна фраза из Бхавад-Гиты, когда говорится об Ине и Яне, что “Гуны вращаются среди гун” нет отдельно Иня и нет отдельно Яня, а наоборот, кто-то имеет характеристику Янь, то внутри него идут маленькие минициклы, где они смешиваются”;

Тут ещё есть моменты вокруг 2000 года, который считается точкой отсчёта по многим духовным делам, задачам, предприятиям и даже индивидуально внутри каждого, потому что говорится, что с этим годом заканчивается период последних 25 лет каждого века, вы про него знаете, маленький цикл, когда даётся импульс на всех уровнях и на всех планах, импульс, который заканчивает духовную работу внутри века. В 75 году он начался, в 2000 заканчивается, поэтому 2000 год становится как бы точкой отсчёта, потому что как нам Делия недавно говорила в Перу, пока до 2000 года сокровенная энергия идёт, надо успеть посеять много, чем больше возможно, тем лучше, чтобы благодаря сокровенной поддержке, которая идёт и вещи, которые сеются до этого момента получили возможность ускорения, благословенного развития, чтобы использовалась поддержка. Поэтому кажется, что осталось полтора года, это очень мало на самом деле и нужно успеть многое не только с точки зрения каких-то физических планов, хотя и это, сделать первые шаги, элементарные, хоть что-то, чтоб не оставалось только в голове”.

И далее Сикирич сама подтверждает оккультно-религиозный характер мировоззрения и деятельности “Нового Акрополя”, и даже более того - она указывает на конкретный источник, из которого черпал свои якобы нерелигиозные идеи Ливрага, - теософия Блаватской: “Я думаю, что каждому из вас понятно, что Акрополь - не выдумка ХАЛа. Хотя ХАЛ находится в истоках школы, не только ХАЛ, но и его ближайший учитель Шри Раш, который был председателем международного теософического общества. И поэтому все принципы, учения и т.д. они были как его продолжение, с того момента как теософическое общество стало терять изначальный импульс, данный учителями, когда пошли злоупотребления, эгоизм, вы знаете, что оттуда вышло много всяких секций и по рассказам ХАЛ Акрополь был основан на основании просьбы самих президентов теософического общества. Сначала Динаро Джадаси, потом, когда он умер, Шри Рама. И в этом смысле говорится, что ХАЛ (хотя мы это не говорим публично, но мы же с вами старые волки) был последним учеником знаменитой эзотерической секции, которую возглавила Блаватская, основывала её внешне, но за нею стояли многие сокровенные личности, как наш ХАЛ говорил, что после него эта секция закрылась, так что и внешне, и внутренне за Акрополем стоят те же самые истоки, принципы, корни, которые стояли в теософическом обществе. И даже ХАЛ рассказывал, когда первый раз он от Шри Рама услышал, что ему придётся основывать Школу, вы же знаете про его знаменитый выбор. Он же готовился внутри этой эзотерической секции как эзотерический врач. После всего обучения, которое получил, его огромнейшая мечта была стать врачом, он ещё должен был получить дополнительное образование в Тибете. И когда настал момент выбора для ХАЛа, самый страшный момент, как рассказывает, он же был тогда членом теософического общества, внутри него были группы, которые он вёл уже по программам Акрополя, когда был серьёзнейший разговор с Шри Рамом, он ему объяснил потребность организовать философскую школу попроще, но с теми же самыми истоками и корнями, но для другого века, потому что теософическое общество сделало очень много в 19 веке, но для двадцатого века у него не хватает импульса и сил, где молодёжь (душевная) могла бы получить возможность возродиться и более конкретно, ближе к жизни, проявить все эти сокровенные моменты...”.

Елена Мусулин-Сикирич неоднократно подтверждает оккультный характер учения “Нового Акрополя”. В качестве его идеологической основы она называет теософию Елены Блаватской:

Это лишь малая часть того, чему учил профессор Хорхе Анхель Ливрага, вдохновляясь примером и духовным наследием великих мыслителей прошлого, таких, как Е.П.Блаватская...”;

В основе нашей программы лежит классическое мировое наследие. Нас вдохновляют идеи и мысли… Е.П.Блаватской”.

На этом духовный поиск ХАЛа не останавляивается. Позже, особенно после смерти профессора Шмита, он знакомится с разными духовными группами и течениями; особое предпочтение он отдает Теософскому обществу, в котором работает на протяжении нескольких лет - читает лекции, ведет занятия и кружки, будучи самым молодым из его руководителей”.

Приведенные цитаты из работ Сикирич ясно показывают оккультно-религиозную, теософскую суть вероучения и деятельности “Нового Акрополя”. А все декларации адептов “Нового Акрополя” про нерелигиозный характер их деятельности не соответствуют действительности.

В журнале “Новый Акрополь” рекламируется оккультное учение “Фэн-Шуй”, по словам адептов организации, у них преподается оккультно-религиозное учение “астрология”.

Однозначно характеризует направленность журнала “Новый Акрополь” и рекомендуемая читателям литература в рубрике “Книжная полка”, например: “Упанишады йоги и тантры”, книга известного оккультиста-астролога Авессалома Подводного “Высшие архетипы” и др.

Адепты “Нового Акрополя”, подобно множеству иных оккультных сект, заявляют, что только с ними и с их методиками человек может “расширить свое сознание”, именно на это и направлена деятельность “Нового Акрополя”. Вот что пишет Ливрага по этому поводу: “Представьте себе наш ум в виде ложки. Мы погружаем ее в чашку и зачерпываем несколько кубических сантиметров воды. Если мы погрузим ее в Тихий океан, то зачерпнем ровно столько же. Другими словами, дело не в том, откуда черпать ответы на свои вопросы, а в том, чтобы увеличивать свою “ложку” - расширять поле своего сознания, чтобы с каждым разом “зачерпывать” все больше и больше – все больше и больше понимать. А это уже большая индивидуальная работы. “Расширять сознание” адепты “Нового Акрополя” должны, руководствуясь теософией оккультистки Блаватской и оккультными идеями самого Ливраги.

В “Новом Акрополе” культивируется довольно негативное отношение к Русской Православной Церкви:

Вопрос. А с православной церковью не пытались установить отношения? Ой, пытались. Они не пытались, мы пытались. У нас ходят священники некоторые, то есть ходили, сейчас, по-моему никого нет, так как много заняты делами, рано или поздно уходили. Но к радости или сожалению, я думаю к радости, уже те, которые в своей религии искали ещё что-то больше. Один не ушёл, он остался другом Школы, у него там своя паства, очень редко встречаемся, раз в год, иногда звонит, мы ему сейчас журналы передаём. Монахини ходили. Ходили те, кто уже в своей официальной церкви имел клеймо несогласия. Мы пытались даже до Алексия II добраться, но меня не приняли. Пытались через знакомства, конечно, не официальным путём. Может быть это моя вина, потому что я думала, если официально говорить “Новый Акрополь”, но это давно было, два года тому назад, тогда не примут, так и так. После анафемы. Через знакомства - то его не было, то в другой раз придти и потом решили не пробовать больше. К сожалению, с церковью было больше столкновений, чем попытки найти диалог. Я помню однажды читала лекцию про Египет, это было ещё в “Красной Звезде”, Афины тогда не было, про египетскую “Книгу мёртвых”, про жизнь после смерти и пришёл на лекцию православный священник, с бородой, одетый. В моменте, когда я стала говорить про жизнь после смерти, он вышел на сцену и стал кричать: “ Не слушайте её, порождение Сатаны, иностранка, ну её прочь откуда пришла. Приходите в церковь, Иисус вам скажет, что после смерти. Она попадёт в ад, если вас ведёт такими стезями”. С фанатичными глазами, кричал на весь зал без микрофона. Публичная лекция и, как вы думаете, реакция публики? “Дайте человеку закончить лекцию”. И потом спустился, вышел из зала, но не ушёл, дождался конца лекции, вещал (вокруг него была группа). Я даже не стала подходить, чтобы не вызвать ещё больше. И насколько краем уха могла слышать, люди с ним разговаривали именно с точки зрения того, чтобы попробовать и мою точку зрения оправдать, найти для неё обоснование. Таких случаев было я не скажу много, но, к сожалению, когда однажды выступали на научной конференции, где были теологи. К сожалению у нас было мало приятных встреч. Однажды был даже такой случай, что мама одного человека, который к нам ходил, помогал Школе, она была душой, до костей, православной христианкой. И она унесла все наши программы. У них есть какой-то центр за борьбу против того, что они называют сект. Там работают теологи. Они заставила этого парнишку пойти на собеседование к этому теологу. Где собеседование было очень милое. Сначала его заставили пойти исповедоваться, чтобы с него сняли как бы грех принадлежать к язычеству, так как он отказался, пошли другими путями. Он пошёл в этот центр и мило как бы побеседовали: “Что тебе Акрополь? С каких пор ходишь? Кто там ходит? Какие возраста? И т.д. Потихонечку, беседа часами длилась, он вытащил из-под стола папку, где было буквально всё о наших мероприятиях, вплоть до примеров наших лекций. Он даже не стал скрывать. Они там даже мило шутили, что они осведомлены лучше, чем КГБ, это шутка была между ними”.

Ливрага писал: “К примеру, так называемый страх перед Богом. Для философа нет ничего более абсурдного: можно бояться самих себя, своих собственных ошибок, своих собственных заблуждений, но никак не Бога! Этот страх не свойственен человеку. Он был создан искусственно в результате того, что на протяжении всей истории человечеству внушались разного рода догмы и ложные истины, чтобы людьми было легче манипулировать. Вероучения мировых традиционных религий для адептов “Нового Акрополя” – абсурд, а параноидальные бредни оккультистки Блаватской – это “классическое мировое наследие! Комментарии здесь излишни.

Выводы

1. Организация “Новый Акрополь” - это религиозная организация класса “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”, подгруппа О-1 “Устойчивые организации и группы (секты)” с признаками подгруппы О-13 “Педагогические инициативы оккультно-религиозного характера”.

2. Вероучение “Нового Акрополя” носит так же оккультно-религиозный характер, основано на теософии Е.Блаватской и иных оккультно-религиозных учениях.

3. Организация “Новый Акрополь” своими активными попытками привнесения собственного оккультно-религиозного вероучения в систему государственного образования (а такие факты известны) нарушает российское законодательство о светском характере образования в Российской Федерации.

Эксперт Центра реабилитации

жертв нетрадиционных религий

Алексей Рассказов