Реклама

[/c
[/center]enter]

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №51-э от 5 декабря 1997 г. по поводу “Центра нравственной реабилитации человека “Иолоя”, выполненное по запросу Епископа Архангельского и Холмогорского Тихона

Ваше Преосвященство,

На Ваш запрос №80 от 22 марта 1998 г. сообщаем следующее.

1. Руководитель “Центра нравственной реабилитации человека “Иолоя” (далее - Центра “Иолоя”) Т.Дивнич декларирует цели создания своего центра как: “возрождение духовного начала человека через осознание своей ответственности за будущее своих детей, возрождения чести и достоинства человека, как человека Разумного, возрождения законов гармонии, истины на планете; согласования законов Земли и законов Космоса” (1).

Сразу же отметим, что за типичными для оккультно-религиозных сект демагогическими декларациями о заботе о всем человечестве ясно просматривается оккультная платформа. В научных рамках “согласование законов Земли и законов Космоса” звучит как нонсенс, в рамках же православной или какой-либо иной традиционной для России религиозной системы таковая цель является ересью.

Необходимо отметить, что не бывает духовности вообще как таковой в отрыве от какой-либо религиозной системы. Даже в советские времена духовность в людях воспитывалась со школьной скамьи на литературных произведениях известных российских классиков (Пушкин, Лермонтов, Чехов и др.), духовную основу которых составляло православие.

Согласно определению С.Н.Трубецкого “религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам” (2). Эксперты Аналитической группы депутата Государственной Думы Н.В.Кривельской определяют понятие религии как: “мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование единого Бога или нескольких богов, утверждающее первичность духовных и нравственных ценностей по отношению к ценностям материальным и устанавливающее культ богослужебных и обрядовых правил и предписании, таинств и действии”. Поэтому любая духовность укладывается в рамки той или иной религиозной системы.

Не бывает духовности “вообще”, бывают духовные традиции - положительные или негативные. Сатанизм тоже можно назвать духовностью (хоть и с большой натяжкой), но это духовность деструктивная, духовность негативная и разрушительная. Поэтому, “возрождение духовного начала человека” Центром “Иолоя” планируется и осуществляется, судя по предоставленным для экспертизы материалам, в рамках некой оккультно-религиозной системы. Этот вывод подтверждает анализ доклада Т.Дивнич “Эффективный аспект нравственной реабилитации человека” (3).

При этом руководство Центра “Иолоя” старается скрыть свою истинную конфессиональную принадлежность. Практика показывает, что анонимная духовность проповедуется в большинстве случаев представителями деструктивных религиозных новообразований (в основном оккультного направления), отличительными чертами которых являются ложь, сокрытие своей полной доктрины даже от своих адептов, маскировка своего религиозного оккультно-мистического вероучения под некие “духовные знания”, “культурологические изыски и новшества”.

Судя по докладу Т.Дивнич, предварительно можно сделать заключение, что религиозная организация Центр “Иолоя” представляет собой отдельное течение рерихианской “Агни-йоги” с элементами вероучений религиозных групп контактерского типа.

Для более четкой идентификации конфессиональной принадлежности Центра “Иолоя” к тому или иному течению оккультизма необходим анализ дополнительных материалов, публикаций и книг указанной организации.

2. Дать заключение по поводу опасности деятельности этой религиозной организации для психики адептов религиоведческая группа Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий не имеет возможности, в силу иной специализации. Однако отметим, что многие специалисты - психологи, психиатры, религиоведы солидарны во мнении, что оккультные практики и доктрины чрезвычайно опасны для человеческой психики. И в некоторых публикациях в СМИ (4) на такую опасность деятельности Центра “Иолоя” акцентировалось внимание.

3. Акцентируем внимание на том, что понимание нравственности в Центре “Иолоя” сводится к механистическому понятию: “Нравственность - это высококачественное состояние среды (материи) самого Человека (как вещества), в котором присутствуют все виды материи...”. Безотносительно пока данной организации, заметим, что подобное гностическое отношение к таким важным понятиям, как нравственность, мораль неизбежно приводит к размыванию морально-психологических сдержек и поведенческих положительных стереотипов в сознании человека, что чревато или разрушением психики, или же оправданием разного рода преступлений. И таких фактов в истории достаточно много.

С уважением,

Руководитель Центра реабилитации

жертв нетрадиционных религий

священник Русской Православной Церкви

О.Стеняев

Заместитель руководителя

Центра реабилитации жертв

нетрадиционных религий

_________________________________

1. Выписка из устава благотворительного частного предприятия “Центр нравственной реабилитации человека “Иолоя”.

2. Словарь Брокгауза и Эфрона.

3. Дивнич Т. Эффективный аспект нравственной реабилитации человека. Доклад на конгрессе “Общественное развитие и общественная информация”, 1997 г. Копия текста приложена к запросу Архангельской и Холмогорской епархии.

4. “Я тебя заставлю, сволочь, быть счастливым...” // Архангельск, 28 марта 1997 г.

Hosted by uCoz