Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Письмо эксперта Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий А.Рассказова №31/1 от 12 июня 1999 г. главному редактору газеты “Совершенно секретно” Боровику А.Г. по поводу центра “Кундала” Якова Маршака
Уважаемый Артем Генрихович,
В №5 Вашей газеты за 1999 год была опубликована реклама центра “Кундала” под руководством Якова Маршака (1), который, как говорилось в рекламе, снимает наркотическую зависимость в примерно 90% случаев на основе использования Кундалини-йоги.
Зная общую ситуацию в разрешении проблемы наркозависимости молодежи и основные методы ее снятия, я вынужден усомниться в правдивости приведенных данных по эффективности методик Маршака.
Самое же главное, что тревожит - это тот, факт, что Маршак использует в своем центре Кундалини-йогу: “Два кита комплексной методики лечения наркомании по “Маршаку” - это специальные психофизические упражнения, разработанные Маршаком в сотрудничестве с крупнейшими американскими наркологами на основе Кундалини-йоги - наиболее эффективная в мире и являющаяся основой реабилитации наркоманов в США” (2).
Вызывает тревогу даже не то, что оценка Маршаком его собственных методик явно завышена и не соответствует действительности, а то, что Маршак, как следует из рекламы его центра, заменяет одну зависимость - от наркотиков - на другую, зависимость религиозную - от неоиндуистской религиозной системы, которая и носит название “Кундалини-йога”. Мало того, что сокрытие конфессиональной принадлежности своих практик Маршаком неэтично (а по отношению к православным и мусульманам это именно так), оно еще противоречит действующему российскому законодательству.
Даже простейшая Хатха-йога не может быть нерелигиозной (исключительно оздоровительными могут быть лишь некоторые упражнения Хатха-йоги, взятые вне общей системы), Кундалини-йога совершенно определенно носит религиозный характер.
Основу Кундалини-йоги составляют медитационные практики, которые, по заключению авторитетных экспертов (3), приводят к чрезмерному для здоровья и психики человека пребыванию в измененных состояниях сознания, прежде всего трансовых. Серьезные научные исследования, проведенные и опубликованные в зарубежных странах и мало известные в России, указывают на широкий спектр отрицательных и опасных последствий такой медитативной практики как для физического и психического здоровья, так и для социальной жизни
человека.Так, Ричард Кастильо в статье “Деперсонализация и медитация” (4) пишет
, опираясь на многие другие исследования, что “медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)”. DSM-II-R (АРА 1987) определяет деперсонализацию как: “1) ощущение пребывания вне тела и наблюдения извне ментальных процессов или тела; или 2) опыт ощущения себя как автомата или как будто во сне” (р. 276). Типично, деперсонализация - состояние, в котором индивидуум испытывает “раскол” в сознании между “участвующим я” и “наблюдающим я”. Участвующее “я” составлено из тела, мыслей, чувств, воспоминаний и эмоций. Наблюдающее “я” переживается как отдельный, невовлеченный “свидетель” участвующего “я”, с ощущением, что все нормальные аспекты индивидуальности так или иначе нереальны и не принадлежат наблюдающему “я”. Это чувство, что ты отделен от участвующего “я” и “наблюдаешь”, как оно ведет себя.Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать двойственные или “нереальные” свойства. Иногда, обычно устойчивые
, твердые неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или “дышащими”, быть мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы могут быть восприняты как “мерцающие”. Сошлюсь также на исследование, проведенное по поручению федерального министерства молодежи, семьи и здоровья ФРГ и опубликованное в 1980 году, в котором приводятся многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной практики в движении ТМ (трансцендентальная медитация), имеющем немало сходных черт с практиками Кундалини-йоги и активно использующем мантры и медитации. Приведу только одну цитату о результатах медитирования среди последователей ТМ: “Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (6З%), “состояние беспокойства” (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству”.Таким образом, есть все основания полагать опасность Кундалини-йоги для психического, психологического и духовного здоровья людей. Кстати, ранее эту разновидность йоги активно популяризировал в России Асахара и нижестоящие руководители религиозно-террористической секты “АУМ Синрике”. Те страшные события в японском метрополитене и множественные случаи психологического насилия над российскими адептами этой секты обязательно должны подвигнуть нас, сделать соответствующие выводы. Строительство действительно правового государства в России не может соседствовать с разрешением всевозможного мракобесия в лице всевозможных йогов.
Возможно, центр “Кундала” и лишь частично использует практики “Кундалини-йоги”, но даже одного этого достаточно для того, чтобы поднять вопрос о проведении экспертизы используемых в этом центре методов, для чего следовало бы привлечь таких известных независимых специалистов, как доктора медицинских наук Ф.В.Кондратьев и Ю.И.Полищук, кандидат психологических наук Е.Н.Волков.
Прошу Вас принять решение о недопущении в дальнейшем рекламы Центра “Кундала”, использующего в своих попытках снятия наркотической зависимости неоиндуистские религиозно-психофизические практики.
Приложение: копия рекламы центра “Кундала” в газете “Совершенно секретно” на 1 листе.
С большим уважением,
Эксперт Центра реабилитации
жертв нетрадиционных религий
Алексей Рассказов
___________________
1. “Кундала”: секретное оружие против наркомании // Совершенно секретно. - 1999. - №5.
2. Там же.
3. См., например, экспертное заключение от 7 октября 1997 г. доцента кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского Е.Н.Волкова, выполненное по запросу Депутата Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской.
4. Castillo Richard J. Depersonalization and Meditation. Psychiatry, Vol. 53, May 1990. - P.158-167.