Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Отзыв кандидата химических наук, президента благотворительного просветительского фонда содействия российскому образованию “Светоч” Е.Г.Морозовой от 1 декабря 2000 г. на книгу Дэвида Гудинга и Джона Леннокса “Мировоззрение (Для чего мы живем и каково наше место в мире)”

Проблемы духовного воспитания учащихся, формирования целостного мировоззрения, интегративности образования, гуманизации естественнонаучного образования относятся к числу наиболее актуальных в настоящее время.

Книга американских авторов Дэвида Гудинга и Джона Леннокса (к сожалению не указаны род их занятий, область научной деятельности и др.) “Мировоззрение” является оперативным ответом на духовные проблемы в России. Книга издана огромным для России тиражом 500000 экз. и разослана бесплатно по российским школам. В предисловии и в первой главе книги авторы предлагают “юным собратьям” не тратить “огромное количество времени и сил на обдумывание, “не ждать того времени, когда накопленная с годами мудрость поможет разобраться в главных вопросах бытия”, для чего, по мнению авторов, необходимо также стать “специалистами” в области науки, философии, литературы, истории и религии, (“нельзя откладывать решение вопросов о смысле жизни на потом и приступать к ним став специалистом”). Чтение книги “Мировоззрение”, по мнению авторов, поможет школьникам “не откладывая в долгий ящик” “встать на собственные ноги, выбрать профессию, определить свои жизненные цели, ценности и принципы”.

Первая глава книги называется “Формирование мировоззрения”, разделом А. в ней является раздел “Зачем нужно мировоззрение”, подраздел “Главная цель образования”. В ней обозначена основная задача книги - дать ответы на основные вопросы бытия, которые формируют систему представлений о мире (т.е. мировоззрение), в которую, по мнению авторов, должны встраиваться все знания по специальным предметам, получаемые учащимися в школе. Очень серьезная заявка - предложить систему для построения содержания образования.

Обратимся к рассмотрению сущности предлагаемой системы. Авторы обозначают ее как теистический взгляд на мир, предполагающий веру в существование единого, разумного Творца. Этот взгляд противопоставляется господствовавшему до недавнего времени в России материалистическому взгляду. В книге приводится обоснованная критика материалистического взгляда, одним из характернейших выражений которого является эволюционный взгляд на мир. Эта критика основана на известных фактах и справедлива. К сожалению, несостоятельность материализма не предполагает безусловную правоту теистического взгляда на мир в том виде, в каком его представляют авторы книги. В действительности, реально существует два основных вида мировоззрения: потребительское, когда человек смотрит на мир с точки зрения своих разнообразных потребностей, в том числе и духовных, и целостное, естественное когда человек смотрит на мир сознавая его ценность и свою особую значимость и ответственность с точки зрения Единого Творца. В связи с этим признание существования Творца не является достаточным условием обладания целостным мировоззрением.

Авторы отождествляют теистическое мировоззрение с христианством. Однако, христианство, в том виде как его реально представляют авторы, в действительности таковым не является. За страницами книги скорее можно увидеть другое божество - науку. Христиане поклоняются не тому же Богу, которому поклоняются магометане и иудеи (стр.217, 233). Иисус Христос для христиан является не просто мировым лидером (стр. 30) или формой общения Бога с людьми (стр. 31). “Слово”, о котором говорится в Библии - это начало не только “разума и рациональности” в человеке, но всего мироздания. Ценность человека изначальна, для Творца она не изменяется в силу тех или иных обстоятельств, жертва Иисуса Христа является проявлением безмерной любви Творца к людям (стр. 217) и от животного человека отличает не “один параметр” - мораль (стр.261). Ценности христианства столь очевидны, что большинство враждебных духовных течений направлены не на их прямое опровержение, а на отождествление с ними искаженных представлений о реальности. Именно так авторы книги, как и многие другие протестантские деятели, подменяют важнейшую ценность — окружающий нас мир и наше знание о нем — моделями науки, пытаются свести процесс познания мироздания к обсуждению достоинств и недостатков тех или иных научных моделей (информационно-энергетических, “биологических механизмов” (стр.109), “молекулярных механизмов”, стр. 111). Наука является результатом развития христианства (стр.39), высшим достижением веры (стр.34), наука и вера не противоречат друг другу (стр.83-84), “религия без науки слепа” (стр.35) - эти положения, развиваемые авторами книги, являются попыткой сблизить понятия христианства и науки. Доказательства научным путем истинности Библии (стр.35), гармоничности и познаваемости мира (стр.107), существования Творца (стр.86) является попыткой свести вопросы веры к рациональному мышлению и, в конечном счете, также служат повышению авторитета науки в мировоззренческих вопросах. Таким образом, система, о которой говорилось в начале, фактически является не теистической, а системой современной науки, которая выросла из дифференциации знания, ограниченного движения человеческой мысли от простого к сложному и развитие которой определялось, в основном, практическими потребностями людей, т.е. эта система no-существу не может не выражать потребительского мировоззрения.

Истинный плод мировоззрения авторов обнаруживается при интерпретации ими библейского описания сотворения мира (стр.197-199). Попытки объединить знание о Творце с эволюцией привели их к теории, противоречащей исконно христианскому взгляду на сотворение, которого придерживались Святые отцы и который изложен в “Шестодневе”.

Призыв к христианской вере, содержащийся в конце книги (стр.422-428), обращенный исключительно к разуму человека, причем к разуму, деформированному системой, навязанной извне, также не имеет корней в традиционной православной русской культуре. К тому же в изложении книги постоянно встречаются толкования библейских текстов по содержанию и по форме не приемлемые для православного человека (стр.95-97, стр.231-232, стр.254-256, стр.278).

В заключении хочется задаться вопросом: помогает ли эта книга тому, чтобы вытащить наших детей из бездны потребительского мировоззрения и виртуальной реальности, или наоборот толкает их туда? Скорее второе.

Методы духовного воздействия на детей России становятся все более тонкими. Вот еще один пример. Таким же огромным тиражом 500000 экземпляров на деньги западных протестантских миссий издана “Детская библия” - светское изложение библейских историй. Книга распространяется бесплатно, особенно среди тех категорий детей, для которых дорога в храм пока недоступна. Казалось бы неслыханное благодеяние со стороны западных миссионеров. Однако если вдуматься, то станет понятно, что таким путем у сотен детей России будет заложено представление о библии как о книге занимательных красочных рассказов, а не как о священной для православных христиан книге. Причем издатели этой книги в России - НИИ Перевода Библии в настоящее время ищут всевозможные пути для того, чтобы рекомендовать ее для использования в системе образования.

Будьте осторожны уважаемые педагоги и воспитатели, защитите ваших воспитанников от разрушительного духовного воздействия.

Кандидат химических наук,

президент благотворительного

просветительского фонда

содействия российскому образованию “Светоч”

Морозова Е.Г.

Hosted by uCoz