Реклама


Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Информационный материал Департамента общественных связей Администрации Нижегородской области “Л.Р.Хаббард и созданные им организации” (№11/38)

Цель распространения данного информационного материала проста и очевидна: дать возможность руководителям принимать ответственные решения в условиях достаточности информации о Л.Р.Хаббарде, его разработках и теориях, о созданных им организациях.

Появление хаббардистских организаций

в Нижнем Новгороде

В 1992 г. генеральный директор станкостроительного предприятия “ЗеФс” Скачков В.Г. познакомился с “Административной технологией Л. Рона Хаббарда”, а в следующем 1993 г. он приобрел за счет предприятия лицензию на организацию Хаббард-колледжа в Н.Новгороде. 18-19 февраля 1993 г. в Кремлевском концертном зале был устроен семинар и презентация колледжа на которые были приглашены многие заметные лица города и области. С мая 1993 г. в городе началось обучение административной технологии Хаббарда в колледже, имеющем статус негосударственного учебного заведения. До недавнего времени он располагался в бывшем детском саду, любезно (и фактически бесплатно) предоставленном заводом “ЗеФс”.

Почти одновременно в городе начал действовать Нижегородский центр “Дианетика”, задачей которого согласно заявлениям организаторов было “оказание помощи каждому нижегородцу в достижении душевного здоровья путем применения дианетической технологии, разработанной американским ученым и философом Л. Рон Хаббардом”. В рассылавшихся в различные инстанции письмах Центр определял себя как “некоммерческую общественную организацию”, хотя оказываемые им услуги имеют почти исключительно платный характер.

В 1994 г. в Администрацию области обратился представитель Фонда спасения детей и подростков от наркотиков Зобков С.Н. Целью обращения было получение поддержки госструктур идее создания реабилитационного центра для наркоманов по системе Л. Рона Хаббарда - “основоположника немедицинской технологии реабилитации больных наркоманиями”.

В 1994 г. в Москве на базе Гуманитарного центра Хаббарда была создана и получила соответствующую регистрацию церковь Саентологии, для обеспечения деятельности которой специалисты по дианетике проходят стажировку за рубежом. Сотрудники центра “Дианетика” в Н.Новгороде не скрывают своих планов создания со временем отделения этой церкви в нашем городе.

Внедрение саентологии в России в начале 90-х годов сопровождалось обработкой политической элиты того времени. Книги Хаббарда были подарены 72 депутатам Верховного Совета и самому Руслану Хасбулатову. Некоторые из них, в том числе Сергей Степашин (тогда он был членом комитета по безопасности ВС РФ) дали положительные отзывы на книги, распространявшиеся затем последователями Хаббарда. Тогдашний вице-президент А. Руцкой приводил в своем интервью в “Литературной газете” обширные цитаты из книги “Дианетика”. Презентация этой книги в апреле 1993 года прошла в Кремлевском Дворце съездов.

Саентологи стремятся создать максимально благоприятный имидж своим организациям. Неоднократно организовывались рекламные передачи на российском радио, в Н.Новгороде визит главного саентолога России Бирты Хельдт получил мощное паблисити на “Радио-рандеву”. На региональном телевидении также есть добровольные помощники заморской организации (например Илья Ластов). В газете “Биржа” на протяжении нескольких лет публикуют благожелательные статьи Анна Панская, Алевтина Горелова, в “Нижегородской Правде” по-доброму отозвался о “мистере Хаббарде” А. Илюнин. Особенно щедрым на рекламные материалы оказался еженедельник “Дом” (редактор Влад Степанов), в нем свои материалы стали публиковать непосредственно сотрудники нижегородских хаббардовских организаций.

Поскольку сторонники этих всех организаций подчеркивают выдающуюся роль Л.Рона Хаббарда в создании целых новых направлений науки и социальной практики, а сама личность основателя стала предметом своеобразного культа, то следует остановиться вначале на некоторых деталях его биографии.

Биография и личность Л.Рона Хаббарда (1917?-1986)

Обладая редкой писательской потенцией и написав за свою жизнь, по сведениям его сторонников, нуждающимся в проверке, свыше 800 работ и прочитав свыше 6 тысяч лекций (только с 1951 по 1954 гг. написано свыше 20 книг и прочитано более 1100 лекций), Л.Рон Хаббард так и не сумел получить высшее образование и был выгнан из университета со второго курса за неуспеваемость.

Вот мнение корреспондента газеты “Известия” в Вашингтоне А.Шальнева (№114, 1993 г.): “То, что у нас собираются публиковать книгу Хаббарда, да еще тиражом в миллион экземпляров, - это, конечно, полный балаган. Мы, наверное, так никогда и не научимся критически подходить к тому, ЧТО везут и КТО везет нам из Соединенных Штатов - (мы) превозносим до небес человека, которого пять лет укрывательства - в буквальном смысле спасли от громчайшего уголовного дела по обвинению в жульническом присвоении 200 миллионов долларов”.

Судья П. Брекенридж Верховного Суда штата Калифорния после изучения биографии Л. Рона Хаббарда в 1984 г. определил его в качестве “патологического лгуна, когда он касается своего прошлого”, и остается только присоединиться к этому мнению.

Вполне правомочна постановка вопроса о безнравственности пропаганды столь сомнительной личности в средствах массовой информации. Кроме того несомненно, что госструктуры, органы местного самоуправления, вступая в деловые отношения с любым ответвлением организации Л. Рона Хаббарда серьезно рискуют своей репутацией.

Административная технология (АТ)

В середине 50-х годов Л.Рон Хаббард написал две книги Проблемы работыи Как выжить, будучи администратором, ставшие идейной основой его подхода менеджменту. Впоследствии этот подход был подробно изложен в 11-томном руководстве, озаглавленном Курс администратора организации”.

Технология административного управления продается как “ноу-хау”, т.е. только в виде готовых учебных курсов и консультаций. Соответствующая литература предоставляется учащемуся на время учебы и в основном только в аудитории, копирование и размножение учебных материалов запрещается.

Не допускается также частичное использование элементов АТ, адаптация ее к местным особенностям, самостоятельное внедрение лицами не получившими официального права на это от Хаббард-колледжа.

В рекламных материалах утверждается, что технология управления Хаббарда основана на исследовании опыта организации работы около 30 тысяч предприятий. Остается неясным, когда автор этой технологии успел изучить опыт работы такого фантастического количества предприятий, если сам он никогда не работал в фирмах и на предприятиях, и нет никаких свидетельств проведения столь масштабных исследований им самим или его последователями.

В русско-язычных рекламных материалах хаббардисты сообщают, что АТ применяется на 3 тысячах предприятий (иногда в том же тексте они заменяют число на 18 тысяч - своя рука владыка!). Среди этих предприятий такие “киты” мировой индустрии как “Форд”, “Дженерал моторс”, “Кока-кола”, “Траст америкэн бэнк”, “Шанель”, “Боинг”, “АГФА”, “Вольво” и др. В англоязычных изданиях, нацеленных преимущественно на западного читателя, эти фирмы не упоминаются, зато сообщается о небольших семейных или основанных на личном капитале фирмах. Большинство этих фирм ничего не производят, а занимаются маркетинговыми исследованиями, консультациями, дизайнерскими работами. Там, где в публикациях указана численность работников фирм, она колеблется от 60 до 180 человек.

Фирмы эти малоизвестны! Изобилие маркетинговых и консультационных фирм в приведенном списке вероятно объясняется тем, что эти фирмы занимаются пропагандой все той же административной системы Хаббарда и ничем другим.

Из государственных структур, заинтересовавшихся АТ, упомянуты: местная администрация неназванного округа в государстве Колумбия, неназванные министерства в Албании. Вероятно за счет государства были организованы семинары для служащих сельскохозяйственных компаний в Коста-Рике. Подбор достаточно характерный, и теперь рядом с Колумбией и Албанией встанет Россия. Так, недавно администрация г.Перми заявила о намерении внедрить АТ во всех своих структурах. Обучение прошли: заместитель главы администрации Перми А.Гурьев, глава администрации одного из районов города В.Седина и другие чиновники. Там же прошел курс глава местной телекомпании. Мэр города В.Филь обязался перевести весь город на хаббардовскую систему в ближайшие полгода.

По признанию самих последователей Л.Р.Хаббарда принципы АТ были первоначально задуманы и изложены автором в рамках основ Церкви саентологии и только потом они стали предлагаться в качестве универсального рецепта для всех. Эта сверхзадача - привлечение новых членов в Церковь саентологии сохраняется и сейчас за АТ.

Считается, что структура любой организации: завода, мэрии, церкви и т.п. может быть построена по одной универсальной схеме. Уже это базовое положение может встретить критику со стороны людей, имеющих опыт административной работы. Для хаббардистов не существует ни национальных, ни местных культурных особенностей, ни специфики предмета управления.

Не меньше сомнений вызывает метод оценки эффективности работы управленческого персонала методами статистики. В частности, по Хаббарду получается, что чем быстрее растет штат управленцев в организации - тем эффективнее работа.

Бывший секретарь одного из московских райкомов, а потом президент АО “Мовен” (Московский вентиляторный завод) А.Миронов, став энтузиастом внедрения АТ на своем предприятии, сравнял численность управленцев на заводе с численностью работающих в производстве и считал, что это “замечательный показатель” (интервью в “Коммерсанте”, 1995, №10). Такой подход к штатам противопоказан нашим органам государственного управления и местного самоуправления, ибо идеологически он обосновывает безудержное раздувание штатов. Кстати, в самом Нижегородском Хаббард колледже на десяток одновременно самостоятельно изучающих в зале пособия учащихся приходится около двух десятков человек персонала колледжа.

В курс обучения руководителя входит умение писать доносы (в том числе и на самого себя, в форме признаний в собственных “грехах”), навыки выявления “антисоциальных личностей” в коллективе с целью последующего избавления от них. К последним фактически относятся все, кто не поддерживает учения Хаббарда как такового. В судах США нередки иски уволенных из фирм сотрудников, вся вина которых заключается в отказе посещать лекции саентологов, аплодировать портретам Л.Р.Хаббарда или читать его произведения.

Сам Хаббард писал: “Саентология дает полную свободу, но она должна нести и установление тотальной власти и авторитета для достижения тотальной дисциплины”.

Атмосфера в коллективах, перешедших на АТ, далека от идиллической. Увольнение нежелающих читать творения заокеанского фантаста, лишение их премий, отказ в индексировании зарплаты - обычная практика на этих предприятиях, так же как и система доносов. Характерно, что когда мэра Перми спросили прямо: “Появятся ли и у нас доносчики?” - В.Филь также прямо ответил: “Почему появятся? Они есть”. Об атмосфере в организациях можно судить уже по тому факту, что упомянутый президент АО “Мовен” А.Миронов 25 января 1995 г. был убит в своем рабочем кабинете. Причины убийства не выяснены, однако некоторые партнеры г-на Миронова по бизнесу связывают это убийство с административными реформами на заводе и внедрением АТ Хаббарда. Во всяком случае сразу после убийства “по сокращению штатов” был уволен зам. президента АО, занимавшийся обучением персонала АТ, а использование хаббардовской технологии было свернуто. Затраты предприятия на внедрение АТ составили около 800 миллионов рублей, а косвенные потери из-за утечки квалифицированных кадров, потери выгодных контрактов и инвестиций достигли 2-х миллиардов.

Можно задать вопрос, а как у нас в Н.Новгороде с атмосферой в коллективах, где работают выпускники Хаббард-колледжа, ведь их уже несколько сот человек? - К счастью, пока целиком на АТ у нас не перешла ни одна фирма, ни одно предприятие. Хаббардисты ограничиваются накоплением досье на своих учащихся, поддерживают с ними связи, стремясь максимально “завязаться” с различными структурами производства и сбыта в регионе. Учитывая атмосферу российской доверчивости к заокеанским товарам и недостаток качественного обучения менеджменту, можно легко прогнозировать успех этого коммерческого предприятия, ведь каждый простак оставляет за набор советов, либо примитивных и самоочевидных, либо сомнительных и спорных не менее 500 долларов (цена пяти базовых курсов). Примечательно, что хаббардисты не считают нужным эти советы преподносить в форме систематических лекций или семинаров предлагая самим учащимся прочесть пособия во время занятий. Поясняем еще раз: человек (“сырое мясо” - по терминологии создателя системы) приходит, платит сотни долларов, садится в аудитории, получает книгу, читает главу, его проверяют по анкете на предмет усвоения содержания главы и дальше цикл повторяется. Персонал же колледжа в основном занят поиском новых учащихся, рекламой, связями.

Дианетика

Сердцевиной мировоззрения хаббардистов является “дианетика - современная наука душевного здоровья”. Сразу следует учесть то обстоятельство, что дианетику наукой считают только члены хаббардистских организаций, а в серьезной научной среде она не признается.

Многих сбивает с толку, что дианетика преподается в учебных заведениях Запада (преимущественно в США). Курсы, предлагаемые на выбор в западных университетах и колледжах, поражают своим разнообразием. Так, в США курсы и семинары по белой и черной магии преподаются приблизительно в семидесяти университетах, и это вовсе не значит, что серьезный научный мир Запада считает колдовство наукой. Судя по адресам, приводимым саентологическими журналами в США, дианетика укрепилась преимущественно в малоизвестных, непрестижных учебных заведениях.

Некоторые отечественные специалисты дают положительные отзывы на книгу Л.Р.Хаббарда “Дианетика” и копии этих отзывов распространяются хаббардистами по всей стране. В частности, в нашей области имеют хождение три отзыва: доцентов Сургутского университета А.Богданова и Д.Шевчука и заместителя главного врача сургутского психоневрологического диспансера О.Гильбурда. Не подвергая сомнению квалификацию специалистов из далекого Сургута, стоит все-таки задуматься, почему отзыв получен не от более известных авторитетов из крупных центров отечественной науки?

Ответ довольно прост: у большинства “специалистов по душевному здоровью” (т.е. у психиатров и психологов) существует стойкое неприятие теоретических основ и практики центров “Дианетика”. Сами хаббардисты объясняют этот факт генетической связью этих наук с идеологией нацизма и утверждают, что именно деятельность психологов и психиатров подготовила почву для массового истребления людей в мировых войнах.

Процедура, применяемая в центрах дианетики, несомненно содержит в себе элементы внушения: человеку даются команды, в том числе и та, что он не будет подвергнут внушению (подобно тому, как Кашпировский на сеансах предупреждал, что он не будет гипнотизировать), ему дается установка на определенные кодовые слова, он закрывает глаза и по команде “отправляется” в прошлое, в конце сеанса его “возвращают” в настоящее, дают кодовую команду на отмену внушений, наконец восстанавливают полное сознание путем счета до пяти и щелчка пальцами. Все это сторонники дианетики не считают внушением, хотя для непредубежденного наблюдателя процедура покажется именно сеансом внушения. Реально процедура растягивается на много сеансов и стоит достаточно дорого.

Стоит еще раз напомнить, что специалисты по психологии и психиатрии в основной своей массе не принимают ни объяснений Хаббарда относительно природы психических расстройств и психологических проблем человека, ни практики центров дианетики по оказанию помощи клиентам.

В нашем обществе, крайне незащищенном от психологического манипулирования на индивидуальном уровне, не имеющем соответствующей культуры, почти никем не осознается тот элементарный факт, что в психологии сама теория оказывает огромное воздействие на поведение человека. Если в обществе высока вера в силу гипноза, то и внушаемость будет велика, если человека уподобят компьютеру, то он начинает вести себя как робот.

Если человек болен психически, то дианетические процедуры могут усилить его болезнь и придать ей социально опасный характер. Не следует также забывать, что одитинг может проводиться скороспелым “специалистом” после пары недель обучения.

На Западе за почти сорок лет своего существования дианетика не дала ни одного крупного ученого, политика или человека искусства. Те несколько действительно известных “звезд” кино, что стали членами дианетических организаций, добились успеха и признания до встречи с дианетикой.

Программа “Нарконон”

Программа “Нарконон” была создана все тем же универсальным автором, а организация с тем же названием, по сведениям самих хаббардистов, появилась в тюрьме штата Аризона в 1966 году.

Главная идея программы - “очищение”. Пациент должен неукоснительно выполнять физические упражнения, интенсивно посещать сауну, придерживаться специальной диеты, “что позволяет очистить организм от отравляющих веществ, избавиться от наркотиков, накопившихся в жировых тканях” (цитата из рекламного буклета).

Распространителем программы в России является Фонд спасения детей и подростков от наркотиков. Президент указанного Фонда В.Иванов в свое время защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по теме “Циклодоловая токсикомания”. В апреле 1989 г. в СССР было создано Всесоюзное общество спасения детей и подростков от алкоголизма и наркомании в деятельности которого также принимал участие В.Иванов. В конце 1993 г. он выступил в прессе уже в качестве “председателя Общества по защите детей и подростков от наркомании” (интервью в “ЛГ-досье”). Неэффективность иных систем борьбы с наркотиками он объясняет вовлеченностью сотрудников милиции в наркобизнес (в России), превращением психиатрии в инструмент сбыта психотропных препаратов (на Западе). Последователи Хаббарда из “Нарконона” организовали для В.Иванова поездку в Германию, Швецию, Данию и США, где он посещал реабилитационные центры для наркоманов. Если учесть, что причиной ухода В.Иванова из МВД был отказ направить его на учебу в США “по обмену”, то реально он стал полностью ангажированным пропагандистом методики “Нарконон”. По утверждению В.Иванова, методика эта не только излечивает от наркомании, но и прививает морально-нравственные ценности, есть даже “курс, помогающий вычислить формулу успеха в организации какой-либо производительной деятельности, да и в личной жизни”. Думается, что именно в этом главный смысл программы для хаббардистов - сделать человека последователем доктрины.

Не комментируя утверждения о поголовной вовлеченности МВД в наркобизнес, а психиатрии в систему преступного сбыта психотропных препаратов, заметим, что, хотя методика “Нарконон” авторами характеризуется как немедицинская, при лечении наркоманов используются не только специальные приемы воздействия на сознание человека, но и употребляются по рекомендациям, разработанным не имевшим медицинского образования Л.Р.Хаббардом, витамины в высокой концентрации и интенсивная саунотерапия. Иными словами, методика американского писателя может иметь признаки незаконной медицинской практики. Кстати, витамины продаются клиентам за цену, не соответствующую их реальной стоимости, и приобретать витаминные смеси на стороне категорически запрещается - фирма держит монополию, как и в других сферах своей деятельности!

Статус немедицинских центров подразделения “Нарконона” получили в результате серьезных конфликтов с западными научно-медицинскими кругами, которые добились полного отделения от настоящей науки того, что делают хаббардисты у себя в “реабилитационных” центрах. Речь идет не о праве именоваться немедицинским учреждением, а обязанности, из опасения вступить в конфликт с законом, указывать, что этот центр не является медицинским учреждением (решение американской налоговой инспекции 1967 года о лишении хаббардовских организаций безналогового статуса научно-медицинского учреждения, решение федерального суда США 1971 года о мошенническом характере медицинских притязаний Л.Р.Хаббарда и о том, что лечение с помощью Е-метра не может считаться научным).

С сожалением следует отметить, что организация “Нарконон-Россия” получила спонсорскую поддержку Инкомбанка и Уникомбанка.

Церковь саентологии

Вершиной общественной активности писателя-фантаста стало изобретение собственной религии и создание собственной церкви. Само слово “саентология” было также придумано Л.Р.Хаббардом, соединившим одно латинское и одно греческое слово: “scio” - “знать”, “уметь” и “logos” - “логос”, “слово”, “понятие”, “суждение”, “учение”. Таким образом, саентологию можно определить как науку о знании или, по выражению самих саентологов - “знание о знании”.

Следует заметить, что как сам писатель, так и его последователи очень серьезно относятся к словотворчеству и неологизмы придуманные Л.Р.Хаббардом: саентология, дианетика, саентологический крест, саентолог, Е-метр, Флаг (название внутренней организации - ядра империи), ОТ (“Оперирующий Тетан” или “Действующий Тетан”) являются “торговыми и сервисными марками и принадлежат Ц.Р.Т. (Центру Религиозной Технологии) и используются с его разрешения”.

Церковь саентологии также проводит основные богослужения, такие как проповеди на церковных собраниях (! - так в тексте), крещения, свадьбы и похороны” (цитаты из буклетаЧто такое Саентология?”).

По сведениям самих хаббардистов, первая Церковь Саентологии появилась в 1954 г. в Лос-Анджелесе, там до сих пор и расположена так называемая (термин самих саентологов) “материнская Церковь” - Международная Саентологическая церковь. “Она несет ответственность за церковное руководство остальных саентологических церквей во всем мире; все они организованы в виде иерархической структуры, а не независимо как у католиков” (цитата из упомянутого буклета).

В структуре церкви имеются “Офис Особых Дел”, “Служебная Организация “Флаг”, “Флагманская Служебная Организация”, “Морская Организация” (она же “Сиорг”).

Офис Особых Дел (ООД), по утверждениям саентологов, отвечает за решение юридических вопросов церкви. Он же готовит информацию для правительственных организаций, средств массовой информации, “других религиозных организаций, имеющих сходные интересы с Саентологической Церковью”. ООД ведет также перманентную кампанию против тех организаций и структур, которые задевают интересы церкви, борьба эта идет под флагом защиты личных и общечеловеческих прав. Действует названный офис достаточно энергично и церковь судится с большим количеством организаций и отдельных граждан во всем мире почти непрерывно, для создания общественного мнения вокруг этих тяжб правительственные и общественные организации обвиняются в нарушении прав человека, а частные лица - в аморальном поведении, продажности, в подготовке террористических актов против церкви, психической ненормальности, употреблении наркотиков и т.п.

Служебная Организация “Флаг” расположена в Клирвотере, штат Флорида. Она представляет собой, судя по имеющимся материалам, центр подготовки высшего персонала церкви. Название сложилось исторически в годы увлечения Л.Р.Хаббарда морской тематикой. Созданный им тогда флот возглавлял флагманский корабль “Апполон”, на нем и располагалась первоначально эта организация. У моряков флагман часто именуется просто “флаг”.

В какой-то степени вышеназванную организацию дублирует Флагманская Служебная организация. Она располагается на борту большого судна “Вольные Ветры” (“Free Winds”) и занимается подготовкой саентологов самой высокой степени посвящения. Им дается самый высокий из известных курс одитинга - “Новый ОТ8” (известно, что имеется еще курс ОТ9, но сведений о его прохождении где-либо или кем-либо нет). Хотя содержание высших курсов покрыто завесой тайны, но из западной печати известно, что саентологи в ходе курса ОТ8 усваивают идею, что Л.Р.Хаббард есть бог. Кроме того, на судне проводится, по выражению самих хаббардистов, некое “специализированное обучение саентологов”.

Наибольшую известность приобрела Морская Организация (Сиорг) и известность эта достаточно скандальна. По определению самих хаббардистов, она представляет собой “организацию-братство, существующее внутри легализованной структуры церкви. В ней работают самые преданные Саентологии сотрудники, решившие посвятить жизнь ее развитию и распространению”. Морская организация размещает своих членов в различных саентологических организациях, где они работают среди остальных членов сообщества хаббардистов.

Сиорг был организован в 1967 году и, по официальной версии, служил тому, чтобы помочь основателю саентологии в “исследованиях ранних цивилизаций”. Вторая цепь, даже в ее официальном осторожном выражении, представляется более правдоподобной - осуществление “руководства Церквами во всем мире с целью расширения и распространения Саентологии”. Именно работники Сиорга подписывают знаменитый контракт, по которому они обязуются работать на организацию ближайший миллиард лет.

Структурные звенья империи саентологов претерпевали изменения, так, когда в результате судебного процесса в 1983 году за решеткой в США оказались руководители церкви, всего 11 человек, включая жену Л.Р.Хабарда, а сам основатель ушел окончательно в подполье, то нынешний лидер Дэвид Мискэвидж (D.Miscavige), выкупив дело за 80 миллионов долларов, провел некоторые реформы.

Он демонстративно распустил “Гардиан офис” - репрессивную организацию внутри церкви, для членов которой Хаббардом в свое время было подготовлено специальное пособие под названием “Искусство войны”. Мискэвидж подчинил себе “Б-1” - разведывательную группу саентологов, ранее руководимую женой Хаббарда. Именно эти организации похищали документы из адвокатских контор, которые вели дела против саентологов, они же инициировали пропагандистские кампании против общественных организаций, органов печати, государственных структур. Тогда же был образован Центр Религиозной Технологии как главный держатель авторских прав на все созданное Хаббардом.

Кроме штатных служащих, работающих на манер чиновников в офисах, в церкви саентологии имеются священники. Они должны закончить предварительные курсы, саентологический курс и курс священнослужителей. Как нам кажется, критерием перерастания центра дианетики в церковную организацию является введение саентологического одитинга, поскольку вести его могут только священники или лица, учащиеся на курсе священнослужителя. Так, церковь саентологии в Москве была зарегистрирована 25 января 1994 года, а в конце 1994 года московский центр дианетики объявил о введении с 1995 года саентологического одитинга, что окончательно привязывает эту организацию к церковной структуре.

Характерно, что упомянутый в разделе об Административной Технологии Хаббарда мэр г.Перми В.Филь недавно заявил, что регистрация в марте 1995 года центра дианетики в этом городе не имеет ни малейшего отношения к успехам АТ в его администрации. Нам же остается удивляться примечательным совпадениям, ведь на весну 1995 года в стране было только 16 центров “Дианетика” и вдвое меньше Хаббард-колледжей, а Пермь еще на карте поискать надо. Можно попробовать предсказать еще одно случайное событие через год-три; этим событием будет появление в Перми церкви саентологии.

Источником финансового благополучия церкви является плата за услуги предоставляемые прихожанам. Стоимость курсов достаточно высока, чтобы разорить даже в США, и поднимается от 250 $ за кандидатский “курс общения” (клиент учится спокойно сидеть в кресле и не проявлять эмоций) до курсов ОТ5-7, где клиенту надо платить 25600$ за несколько месяцев “изгнания злых духов” - телесных тетанов, накопившихся в вас за последние миллионы лет. Все платежи церкви рассматриваются как пожертвования и не подлежат налогообложению. В 1993 году закончилась сорокалетняя битва церкви с налоговой службой США. Последняя, усматривая явно коммерческий характер в деятельности саентологов, отказывалась признать за организацией безналоговый статус религиозной организации. Тяжба завершилась победой церкви и позволила ей ежегодно оставлять в кармане дополнительно 300 миллионов долларов.

Нам неизвестны цены в московской церкви, однако московский центр дианетики на январь 1995 года предлагал услуги по цене от 7 тысяч рублей за “групповой одитинг”, когда клиенты сами друг друга обслуживают на взаимной основе, до 40 тысяч за участие в семинаре “шкала тонов”. Характерно, что в первом случае вам предложат заплатить не 7, а 25 тысяч за абонемент из четырех сеансов. В случае внесения платы не заранее, а в день занятия, плата увеличивается (в наших примерах - соответственно до 9 и 50 тысяч рублей за мероприятие). Не случайно “Time” в свое время назвал саентологию “культом жадности”.

Каждый человек имеет право на любые верования и убеждения и поэтому мы сознательно начали анализ саентологии не с вероучения, а со структуры и финансовой базы церкви. Строго говоря, нам безразлично, во что верят саентологи. При этом следует прояснить вопрос для тех наших сограждан, которые, относя себя к какому-либо вероисповеданию, считают возможным использовать методики Л.Р.Хаббарда.

Принцип двойного гражданства саентологами проводится последовательно: “членство в Саентологической церкви не означает, что существует необходимость отказаться от своей церкви, синагоги, храма или мечети”. Остается самая малость - дождаться аналогичной позиции от православных, мусульман, иудеев, лютеран, католиков и других не столь универсальных религий, особенно если учесть, что Л.Р.Хаббарду принадлежит чеканная формула: “Саентология - это религия всех религий”.

Л.Р.Хаббард был сторонником идеи множества богов и переселения душ. Он утверждал, что есть “боги над другими богами и боги над богами вселенной”. Идея переселения душ предстает в виде учения о “тетанах” - особых духовных существах, предположительно живущих 300 миллионов лет. Приблизительно 75 миллионов лет назад конфедерацией из 90 планет правил некто Ксену, он сослал на Землю группу тетанов, которые, вселившись в живых существ, потеряли самоосознание в качестве духовных существ и оказались подвержены миру материальных иллюзий. Задача саентологии вернуть каждому из нас нашу подлинную “тетаническую” природу.

Целью многоуровневых процедур одитинга (“ревизии”) является достижение состояния “клира”, т.е. “чистого” или “ясного” (от английского - “clear”), а затем состояния “Оперирующего Тетана” (“Operating Thetan”). “Оперирующий” в понимании саентологов означает - способный “сам контролировать материю, энергию, пространство и время”. Достижение такого богоподобного состояния сопряжено с получением секретной информации “по градиенту”, т.е. в соответствии с достигнутой ступенью посвящения.

Этические и юридические аспекты

существования саентологии

Особенно значительные возможности для неэтичного использования открывают т.н. Отчеты Одитора и Рабочие Протокопы одитинга. Процедура одитинга ориентирована на получение информации о неприятных, болезненных и постыдных событиях из жизни клиента. Эти сведения в обязательном порядке фиксируются письменно, а отказ от оформления протокола и отчета является серьезным нарушением. Если отчет одитора представляет собой стандартный краткий документ, содержащий сведения об участниках процедуры “исповеди”, состоянии клиента до и после одитинга, кратком содержании болезненных эпизодов (например, “расстроен начальником”), то рабочий протокол отражает подробности сеанса и включает более обстоятельное описание эпизодов из жизни клиента.

Вся информация, накапливаемая месяцами и годами, при необходимости дает возможность ее хозяевам манипулировать клиентом, оказывать на него давление, шантажировать его. Опять же мы не утверждаем, что шантаж является обязательным элементом и имеет место во всех случаях обращения к саентологам. Большинство участников сеансов оказываются достаточно лояльными по отношению к организации и интерес к ним выражается в основном в своевременном получении платы. Если же саентолог вступает в несанкционированный руководством контакт с т.н. “подавляющими личностями” (ПЛ - теми, кто критикует саентологию), то он рискует быть объявленным “потенциальным источником проблем” (сокращенно - ПИП). В этом случае неминуемы санкции, в том числе с использованием приватной информации.

По отношению к ПЛ допустима “честная игра” (“fair game”) - борьба без правил, когда ради интересов организации можно лгать, устраивать провокации, наносить ущерб имуществу, красть у этих лиц. По мнению саентологов, в мире имеется приблизительно 2,5% исконных врагов саентологии, которые органически не переносят того факта, “что саентология с успехом совершенствует условия жизни на нашей планете”, ибо эти люди терпеть не могут, когда человек становится лучше.

История судебных тяжб этой организации феноменальна - ежегодно она имела проблемы хотя бы в одной стране. Вот некоторые, самые скандальные из этих дел:

Только в 1981 году процессы против саентологов были возбуждены в 12 странах, однако, как показал опыт, против организаций, чья криминальная деятельность поддерживается фанатизмом (политическим или религиозным) ее рядовых членов, следственно-судебный подход оказывается малоэффективным. Слишком много оказывается желающих пострадать за “благородную идею”, а попросту ценой своей свободы и честного имени спасти от правосудия очередного великого вождя и учителя. В той же Австралии власти, после пятнадцати лет изнурительной тяжбы с бесконечными жалобами во все мировые правозащитные инстанции со стороны саентологов, с постоянными встречными исками к государственным структурам, с кампаниями в СМИ против властей, вынуждены были вновь разрешить деятельность этой организации в стране.

В США саентологи неоднократно объявляли себя жертвами ЦРУ, ФБР, заговора фармацевтических фирм. В современных пропагандистских материалах саентологов Хаббард ставится рядом с академиком Сахаровым в качестве правозащитника и диссидента.

В мае 1994 года постоянная Конференция министров внутренних дел и сенаторов земель ФРГ опубликовала заявление для прессы, в котором Саентологическая церковь и ее ответвления о этой стране были охарактеризованы как организация, которая, “прикрываясь религиозной общностью, соединяет в себе элементы хозяйственного криминалитета и психотеррора против своих членов с хозяйственной деятельностью и сектантскими наклонностями. Акцент в ее деятельности лежит в области хозяйственного криминалитета”.

В ответ церковь развернула международную кампанию, обвиняя ФРГ в нарушении прав человека. У нас соответствующий документ распространяется от лица главного саентолога России Бирты Хельдт. Саентологи кощунственно сопоставляют действия властей Германии с преследованиями народов при Гитлере.

В действительности речь идет о том, что в период с 1991 по 1993 год ряд политических партий ФРГ (христианско-демократический союз, социал-демократы, либералы и др.) признали несовместимым членство в партиях с участием в деятельности саентологов. Это было вызвано угрозой репутациям этих партий из-за многочисленных скандалов вокруг хаббардовских организаций.

В 1992 году Сенат Гамбурга запретил сдавать в аренду публичные (не находящиеся в частной собственности) залы города Церкви саентологии.

В Баден-Вюртемберге в том же году земельное правительство предприняло криминальное расследование деятельности церкви, запретило членам церкви быть присяжными заседателями, предприняло кампанию по разоблачению деятельности церкви в школах, правительственных департаментах и общественных организациях, совместно с ассоциацией служащих, с промышленно-коммерческой палатой предприняло расследование экономического влияния саентологии и пошло на ряд мер, направленных на ограничение активности этой организации. Аналогичные меры были предприняты в Сааре, земле Северный Рейн-Вестфалия, Бремене, Мекленбурге-Западной Померании.

Никто на собирается отправлять саентологов за их убеждения в концлагеря, речь идет о стремлении современного государства защитить своих граждан от нечестных приемов вовлечения в общества, имеющие необъявляемые открыто цели, защитить от финансового надувательства, защитить детей от опасных вероучений.

Рекомендации по нормам поведения государственных

органов, органов местного самоуправления,

общественных организаций в отношении

саентологических сообществ

1. Конституционный принцип свободы совести гарантирует право любого человека иметь любые религиозные убеждения. Несомненно, что этот принцип распространяется и на последователей Л.Р.Хаббарда.

2. Равенство людей независимо от их отношения к религии не подразумевает государственную поддержку любого вероучения, а следовательно:

2.1. Государственные органы не должны оказывать материальную или моральную поддержку движениям и организациям, чьи убеждения противоречат общественной морали и этическим нормам большинства российских граждан;

2.2. Особенно это касается тех организаций, чьи методы и приемы привлечения новых членов имеют признаки обмана или психологического манипулирования;

2.3. Обязанностью государственных органов является предупреждение общественности о негативных фактах деятельности религиозных организаций и их нерелигиозных филиалов как в нашей стране, так и в других странах.

3. Средства массовой информации, независимо от их правового статуса, несут ответственность перед обществом за распространяемую ими информацию, ее объективность и достоверность:

3.1. Работники СМИ должны осознать, что за легкомысленным предоставлением возможности пропагандировать свои вероучения и идеи любому, имеющему к тому позывы, могут стоять поломанные человеческие жизни, слезы матерей и угроза общественной безопасности;

3.2. Речь идет не столько о правовой или административной ответственности, поскольку в большинстве случаев доказуемой связи между публикацией и общественными эксцессами установить заведомо не удастся, сколько о гражданской позиции уважающего себя профессионала.

4. Исходя из вышесказанного, мы обращаем внимание на потенциальную общественную опасность организаций, созданных Хаббардом, и рекомендуем принимать решения с учетом мирового опыта.

Hosted by uCoz