Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


3аключение об изменениях психического состояния людей, вовлекаемых в секту “Богородичный Центр”, вынесенное на основании подробных описаний их родителей, а также дневниковых записей члена секты (от 17 февраля 1994 г.)

Комитетом по спасению молодежи были предоставлены 25 писем родителей, чьи дети были вовлечены в “Богородичный Центр” в 1991-1993 годах, а также дневник прихожанина этого Центра с подробным описанием своих переживаний. В письмах описаны особенности психического состояния и поведения молодых людей, спустя 1 - 2 месяца и более после вступления в секту. Выраженные изменения поведения и психического состояния этих лиц, в основном студентов высших учебных заведений или молодых специалистов с высшим образованием, отличаются однотипными и характерными особенностями:

Указанные изменения в поведении и отношениях к близким людям, семье, учебе, работе с отрешением от прежних интересов, установок, привычек, резким изменением образа жизни характерны с точки зрения научной психиатрии для больных с бредовыми расстройствами, бредовыми переживаниями. Такое предположение полностью подтверждается при изучении описаний психического состояния в дневнике одного из прихожан Богородичного Центра (Николая). Записи в дневнике отражают напряженные, мучительные переживания и размышления, связанные с бредовыми представлениями и идеями, полностью заимствованными из проповедей и писаний (“Цветы трезвения”. - Богородичный Центр, Москва, 1992) руководителя секты Иоанна Береславского. Основные положения этого “учения” сводятся к признанию родной матери и бабушки ведьмами, дьяволицами, змеями, вампирами, отнявшими психическую энергию и способности у своих детей, сделавших их никчемными, грешными людьми, “кастратами”, обреченными на душевные муки и вечное покаяние. Освобождение от душевных мук и сознания своего грехопадения возможно лишь в случае полного отрешения от земной жизни, от родителей или в случае смерти матери и бабушки, которая становится для вступившего в секту желанной. Дневниковые самоописания переживаний не оставляют сомнений в том, что их автор находился в состоянии бредового психоза, индуцированного проповедями в Богородичном Центре. Подобные бредовые психозы опасны тем, что содержание бредовых переживаний, его направленность могут приводить к мыслям о самоубийстве и убийстве вовлеченных в бред людей (матери, бабушки, других членов семьи). Эти мысли могут перейти в соответствующие замыслы и намерения, как это отчетливо видно из записей и рисунков, содержащихся в дневнике прихожанина.

Индуцированный психогенный бред, в том числе религиозного содержания, возникает под влиянием интенсивного заинтересованного, аффективно напряженного общения с человеком-индуктором, которым чаще всего является бредовой больной или паранойяльный психопат. Содержание бредовых или бредоподобных переживаний у индуктора и индуцированного, как правило, одно и то же. Важным условием формирования индуцированного бреда является относительная или полная социальная изоляция (чего добиваются и осуществляют сектанты), а также состояние физического и психического истощения с повышением внушаемости и ослаблением критических способностей (что широко практикуется по отношению к вовлекаемым в секту). Индукции (наведение) бредовых идей и представлений облегчается при введении человека (индуцируемого) в гипнотическое состояние даже легкой степени. О практике активного массированного внушения в бодрствующем и гипнотическом состоянии свидетельствует характер и форма проводимых Береславским литургий с ритмичными ритуальными движениями рук и тела, однообразной музыкой, стереотипными заклинаниями, хождением толпы людей по кругу в сочетании с прямыми императивными внушениями проповедника, использующего известную технику массовой гипнотизации.

Таким образом анализ фактических данных, содержащихся в письмах родителей детей, вовлеченных в “Богородичный Центр” (приведены фамилии, имена, отчества, адреса, номера телефонов), их психиатрическая оценка позволяют с достаточными основаниями считать, что вовлечение в эту секту молодых людей во многих случаях осуществляется при помощи направленных психических воздействий со стороны руководителя секты и его помощников с использованием приемов массивного внушения в бодрствующем и гипнотическом состоянии. При этом развиваются по механизмам психического “заражения”, индукции и “кодирования” бредовые или бредоподобные идеи и представления под видом новой религии. Результатом указанных психических воздействий является возникновение у вовлеченных в секту людей психических расстройств в форме индуцированното бредового состояния, которое закрепляется определенными способами. Тем самым психическому здоровью людей, молодежи наносится тяжелый ущерб, который ставит под сомнение их дальнейшую жизнь и судьбу.

Подобная деятельность “Богородичного Центра” и его руководителей является преступной и недопустимой. Свое слово должны незамедлительно сказать Министерство здравоохранения РФ, Генеральная прокуратура и судебные органы.

Необходимо создать в Москве лечебно-реабилитационный центр для оказания квалифицированной медико-психологической помощи жертвам психического насилия, которому они подверглись в сектах типа “Богородичного Центра”, “Белого братства”, “Сознание Кришны” и других таких, как “АУМ Синрике”.

Главный ученый секретарь правления

Российского общества психиатров,

председатель комиссии по распространению

медико-психологических знаний,

доктор медицинских наук, профессор

Ю.И.Полищук,

 

Hosted by uCoz