Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"



Богословский анализ лжеучений «Богородичного Центра»

 

Воронежский Епархиальный вестник. - 1992. - №7. (Автор не указан)

 

Берегитесь от соблазна, откуда бы он, ни шел

- от чужих ли, или от своих, и кто бы ни был

тот, кто говорит «развращенная»..., - из тех

«иже приходят к вам в одеждах овчих внутрь же

суть волцы хищницы» (Мф. 7,15), «которые

имеют образ благочестия, силы же его

отверглись». (Св. Иоанн Златоуст. Творения.

Спб. 1914. т. 8.кн. 1. с. 707)

 

В Символе Православной веры вслед за учением о  Триедином Боге содержится учение о Единой, Святой. Соборной и Апостольской Церкви.

И как неправильное учение о Лицах Святой Троицы породило множество ересей, так и неправильное понятие о Церкви произвело и продолжает производить различные лжеучения.

Историю возникновения эклиссиологических ересей можно условно разделить на три периода.

В первый период преобладали разделительные тенденции, и отделявшиеся от Церкви или образующиеся самостоятельно еретические сообщества считали именно себя Церковью, а всех остальных - отпавшими от Нее. В основном этот период закончился с оформлением протестантизма в различных западных странах (хотя процесс возникновения внецерковных (как правило раскольнических и сектантских) образований продолжается до сих пор).

На следующем этапе, когда в мире стали преобладать объединительные тенденции, особенно набравшие силу в наше столетие, из реформаторской среды вышло новое понимание Церкви. Здесь образовалось два течения.

Одно из них призывало к внешнему объединению всех конфессий, исповедовавших Христа, и ради одной этой веры предлагало забыть о всех разделяющих факторах, в том числе и о вероисповедных; второе же говорило о существовании некоторого внутреннего объединяющего начала во всех конфессиях и призывало, в связи с этим, к упразднению всех разделяющих конфессии внешних форм и объединению на этой внутренней основе. Это второе течение было гораздо опаснее прочих, ибо здесь уже призывалось к упразднению всех существующих конфессиональных институтов.

В начале ХХ-го века появилось учение о новой грядущей Вселенской Церкви, Церкви наступающего Третьего Завета и приближающейся эры Святого Духа. Развиваясь, эта ересь охватила в последней трети ХХ-го века некоторые сектантские группировки в России и многие страны западного мира в виде т. н. «харизматического движения». Лжепророки века сего, в том числе многие из тех, кто официально именовали себя «православными», громогласно стали заявлять о приближении «новой эры Святого Духа», «Новой Пятидесятницы», «точки Омега»[1].

Это движение послужило как бы мостом между первыми двумя этапами развития эклиссиологической ереси (в которых хотя и наблюдалось искажение православного учения о Церкви, но тем не менее еще не подвергалось сомнению, что Господь наш Иисус Христос является Основателем и Главой Церкви) и третьим современным этапом, когда уже с полной определенностью было заявлено, что Церковь, основанная Христом, уже не спасительна и что вызвана к бытию т. н. «Новая Церковь», та самая, о которой совсем недавно говорили, как о грядущей. Было провозглашено начало Третьего Новейшего Завета и заявлено об образовании новой Богородицкой или Параклитской церкви.

Распространителем этого лжеучения явилась образованная в 1987 г. общественная организация, именующая себя «Богородичным Центром»[2].  Здесь Церковь Христова принципиально подменена новым религиозным образованием, по существу анти-Церковью, с новыми основанием и главой, каковыми вместо Господа нашего Иисуса Христа еретики кощунственно считают Божию Матерь. Дух лестчий, зная об особом почитании Божией Матери в Церкви Христовой, для обольщения младенцев в вере внушил новым лжепророкам, что именно Она есть основание и глава этой лжецеркви.

Приписав все свои измышления Божией Матери, якобы говорившей через их «пророков», учение «Богородичного центра» включило в себя многие богохульства, которые в Священном Писании и Священном Предании Церкви усваиваются хулителями последних времен.

 

1. Учение богородичников о Богородице как о Божестве

 

Основным заблуждением богородичников, приведшим их к отождествлению Матери Божией с основанием и главой новообразованной «церкви», является их учение о Богородице, Которую, не называя прямо Богом, они чтут, тем не менее, как Божество.

В самом деле, они называют Ее «Превечной Девой, стоявшей при сотворении мира» (1, 36)[3]; «Той, по мановению десницы Которой, созидаются целые миры» (12, 60); Той, Которая является «Миродержицей Вселенной» (12, 60); «Той, Которая Входит[4] в Пресвятую Троицу» (9, 3); Той, по отношению к Которой, лжепророчество говорит: «Не чтит Меня Вездесущей не отдающий отчета в бренности земной: Кто единственно Сущ, Тот и Вездесущ» (20, 53).

Здесь Богородице приписываются свойства, которые могут быть присущи лишь Божественным Ипостасям. Какая же Ипостась имеется в виду?

Анализ текстов показывает, что Богородице кощунственно усваиваются те качества, которыми Священное Писание наделяет Воплотившегося Сына Божия, совершая тем самым подмену Христа. Любое лицо, подменяющее Христа, есть антихрист в буквальном смысле этого слова.

В данном случае подделка осуществляется очень просто: места Священного Писания, где речь идет о событии Первой и Второй Божественных Ипостасей, а также о посредстве Господа нашего Иисуса Христа между Богом и людьми в деле нашего спасения, перефразируются таким образом, что вместо имен Бога Отца и Воплотившегося Сына Божия подставляются имена Господа Иисуса Христа и Богородицы соответственно.

Проиллюстрируем сказанное примерами:

«Пречистая Матерь Господа неотделима от Своего Сына и послана в мир как часть (? - авт.) Его и полнота Всесущего (13, 32), Никак иначе не познаете Сына, только через Матерь Его (13, 32) Славим Мать соприсносущную (6, 87): В Моем Лице вы поклоняетесь Иисусу и почитание, оказанное Мне возвращается к Нему (3, 10); Я и Господь Одно (1, 6); Я есть Суд высший и последнее мерило (13, 34».

Тексты о посредничестве разбиты на четыре группы:

1) О исключительном, посредничестве Божией Матери между Богом и людьми:

«Вы ныне лишены возможности взирать на Сына вне Меня. И ни одна молитва, обращенная к Спасителю, не дойдет без Моего посредничества (12, 19); Невозможно без Матери Божией и помимо Нее познать Христа (12, 58); Я поныне смиренно служу посредницей к Богу» (12, 15).

2) О духовном рождении от Божией Матери:

«Ни один не родившийся от Меня не познает Христа, ибо Я есть Мать нового духовного рождения, и как нельзя прийти в мир без утробы матери земной, так и не родиться в духе, не освятившись и не пребыв в Моем преблагоуханном и преблагословенном Лоне, именуемом Ложеснами правды. Обителью превечного Света, Юдолью преблагоуханного покоя. Святилищем любви и храмовой благодати. Домом Премудрости Божией (3, 8); Без Божией Матери невозможно второе духовное рождение (12, 35); Просите быть помещенными в Лоно нового духовного рождения. Вам надлежит войти в плоть новой духовной Матери своей, вселиться в Меня, втесниться, чтобы Я пронесла в Себе каждого из вас. И там, внутри непорочного Моего Лона, произошло ваше соединение (12, 22); Духовное рождение во Христе возможно только через Пречистую (13, З)».

3) О «Благодати Святого Духа», подаваемой через Бежит Матерь:

«Дух Святой найдет на землю и через Пречистую Деву Марию будет устроять Царство Новой земли и Нового неба (12, 56); Дух Святой Параклит, Утешитель в Скорбях, действует через Меня (12, 7); Благодать изливается через Божию Матерь 9, 16)».

Комментируя процитированные места, следует сказать, что раз посредство Христа подменено посредством лжебогородицы, то подменена и благодать Святого Духа, только через Христа подающаяся уверовавшим в Него. Поэтому в цитируемых текстах под благодатью Святого Духа следует подразумевать демоническую энергию, призываемую на себя последователями учения о новой Пятидесятнице.

4) Об Искуплении, совершенном, якобы. Божией Матерью:

«Божия Матерь - Первосвященница по чину Мелхиседекову (12, 9; ср. 13, 7)', Оба (т. е. Сын Божий и Матерь Божия) благословлены на Подвиг Крестный 13, 32); Явления Божией Матери... открывают образ надмирной Голгофы и поныне длящегося Распятия Спасителя (?-авт.), и той Крестной Жертвы, которую приносит Соискупительница мира для укрепления нас грешных на пути покаяния и спасения (13, 43): Я приняла Распятие с Ним и стала Соискупительницей рода (6, 7); Господь благословил «Божией Матери довершить дело Искупления рода Адамова» (13, 2), сказав, что Ей «придется принести жертву, равную жертве Агнца Божия (16, 38) и что в «последние дни... Матерь Божия будет распята и Ее крест понесут перед Ней» (4, 51)».

Вышеприведенные цитаты свидетельствуют об искажении Православного учения об Искупителе. Но искажение это распространяется и на некупленных. В частности отвергается возможность индивидуального спасения. Так богородичники утверждают, что «Пречистая открыла тайну невозможности индивидуального спасения» (12, 44). В одном из т. н. пророчеств лжебогородица провозглашает: «Лелеющий мысль об индивидуальном спасении отстоит от Меня еще дальше, чем богохульник, книжник или фарисей» (9, 16).

Кроме этого, отнимается надежда на спасение у людей последнего времени: «Когда придет время знамений - иссякнет надежда на спасение» (12, 9). И, наконец, проповедуется фантастическая нелепость: утверждается, что некоторые (умершие) для искуплеия грехов «вернутся в мир... в 20-летнем возрасте и претерпят мученическую кончину» (5, 50).

 

2. Учение богородичников о новой

богородичной церкви

 

В соответствии с таким учением о лжебогородице,­ подменяющей Христа, «Богородичный центр» развил учение о Параклитской, Свято-Духовской или Богородичной лже-церкви, «церкви» наступившего так называемого Третьего Новейшего Завета: «Я (т. е. Матерь Божия) учредила Свою церковь, и в основании ее просияют все миры грядущего (12, 14:», 87); Богородичная церковь устрояется (13, 44); Человечество стоит на пороге Века Богородицы (13, 44); Благословенная и коронованная восходит Церковь Утешителя Духа (6, 26); На Параклитской Церкви печати Святого Духа, как на Церкви живого присутствия Божия (4, 90-91); Настал час Третьего Завета (4,86);Я буду стоять и благословлять Церковь Новейшего Завета (20, 17)­ Низвожу на вас царственным жезлом сим Завет Святого Духа! Заключаю в сердцах ваших Богородичный завет святых и праведных (20, 60); Не бойтесь учить о новой религии или о Третьем Завете... Традиционные формы вероисповедания уходят в прошлое и запечатываются навсегда (3, 3; ср. 6, 52); Из России должно пойти по всему миру великое движение, вышедшее из традиционного христианства и должное составить эпохальную религию грядущего в Век Божией Матери (3, 1-2)».

В ослеплении собственной исключительностью «Богородичный центр» отринул с великими хулами не только Православную Церковь, но и все христианские конфессиональные институты, призывая оставить все внешнее и обратиться во внутрь себя:

«Раньше называли церковь ковчегом, а Я говорю вам: сердце человеческое - ковчег спасения (20, 16­; Не считайте церковью сатанинских прислужников, проникших в алтари святые! Где Дух Сватий, там и, церковь. Не называйте церковью облачения внешние; церковь-это святость сердец, освящаемых таинствами (20, 39)[5] ;  Не удался на земле ни один христианский проект - ни человек, ни церковь, ни государство, ни монастырь, ни храм... Только в сердце человеческом свершилась полнота времени - полнота Христа вошла в истощившегося Его ради и устроила Царство Небесное (20, 41­; Заклинаю Духом Святым и Сыном Бежим избегать как огня адского систем, иерархий, доктрин и всего, носящего дух внешнего объединения (20, 69); Храм внутренний - Святая Церковь (6, 51), Слава Тебе, Господи, что нет больше Церкви внешней (1, 82) Не благословляю привязываться к конкретным церквям... Не весь ли мир православен для Вобравшей в Себя скорби всех людей! (1, 34); Господь благословил тысячелетие Богородицы (1, 36); Ни одна из церквей, ни один из старцев, святых, ни одно руководство прежнего порядка не сможет ныне осуществить подобную миссию (3, 4); Моя Богородичная Церковь особая...

Чем меньше с прежними церквями, тем легче для вас (4, 48); Церковь Духа провозвестила эпоху «Параклита» ...Мнящий Параклитскую Церковь по образу церковного института или общины ничего не понял в Слове (4, 50); Не связывайте себя с определенной церковью. Мир должен понять, что грядет Мой век (4, 51­,);

Церковное домостроительство на земле - какую бы форму не принимало -попытка врага повернуть вспять движение мира к царству земного Мессии, которого ждали иудеи (4, 59­; Нет пока соли Божией к устроению на земле храмов Параклита. Преображайтесь внутренне в кельях правды (4, 86­; Для Меня не существует внешних форм (4, 93­).

Особую ненависть богородичники питают к Православной Церкви:

«не называйте больше православный институт церковью, но говорите: «официальный орган веры». Церковь истинная и неодолимая давно перестала быть институтом и перешла в затвор сердца... Называйте их ­т. е. православных - прим, авт.) предателями, плодами худосочными и гробами поваленными (словами Господа), лицедеями раздутыми (20, 97); Горе тем, кто хотя бы на краткое время задержится в сем вертепе (т. е. в Православной Церкви - прим, авт.). Отныне должно просвещаться и окормляться в параклитском измерении грядущего от духовных пастырей (14, 17)[6]; Ныне вола Божия к тому, чтобы ветвь иссохшая, прогнившая (т. е. Православная Церковь - прим, авт.) отпала. А Богородичная, юная прозябла и расцвела по всему свету. Кончилось время церкви-жрицы и блудницы. Настало время церкви - таинницы (12, 43-44); С трудом воспримут весть о Веке Приснодевы... несчастные (т. е. Православные - прим, авт.) в своей мертвородной книжной ревности будут отстаивать Христа (13, 11); Против истинно вселенской Церкви Утешителя Духа восстанут устрояющие вселенский церковный мир, но ветхие костьми (6, 85); Церковь (Православная - прим, авт.), принявшая завет Ангихриста..удет всячески препятствовать вам в благовестнической миссии (3, 9).

 

3. Учение богородичников об иерархии

 

Откуда же у новоиспеченной «церкви» берется иерархия? Оказывается, нет ничего проще: «рукоположены в церкви Духа те, на ком пребыла Десница, поставляющая печати, и Слово Божие: «ее, чадо Мое от века» (1, 33, ср. 6, 26).

Возникает вопрос, как определить, на ком «пребыла Десница» и «Слово»? Ответ таков - по харизматическому дару Духа: «имеющий харизматический дар Духа есть истинный священник; епископ суть имеющий печать нерукотворенного запечатления Христа в сердце своем (вторая степень Духостяжания) и патриарх - цевница полноты даров» (1,33).

Как же узнать, что этот харизматический дар Духа получен кем-либо? Ответа на этот вопрос нет и быть не может, поскольку по учению богородичников «духовный центр переместился с внешней церковности на внутреннюю» (1, 45), и поэтому священство т. н. духовные христиане получают «по образованию внутреннему и сердечному» (10, 59) «от руки Самой Пречистой» 110, 60), Которая «в свой час дает их Своим общинам» (1. 36).

Все это является обычным самосвятством, если не сказать более, шарлатанством, с неограниченными возможностями подчинять своей власти простодушных и неискушенных людей, манипулируя ими по своему усмотрению. При этом, конечно же, хулится таинство Священства в Православной Церкви, именуемое богородичниками «жалкой блажью» (10,58), православную же семинарию, подготавливающую пастырей Христовых, они называют «полуязыческим православным колледжем» (10.58­.

 

4. Учение богородичников о таинствах

 

­Учение богородичников о таинствах непосредственно связано с их учением об упразднении внешних церковных форм. Цитируем:

«Все таинства церковные имеют тайнодейственное выражение в храме внутреннего человека, в сокровище пути. И брак, и евхаристия, и исповеди, и освящение, и рукоположение, и крещение. Ибо не есть ли чаяние о Духе огненном - крещение кровью? Не есть ли близость Сына Божия - Евхаристия внутренняя? И сердце, распятое Иисусу - исповедь непрерывная, а обретший дарование Духа - священник храма внутреннего, рукоположенный во иереи во Святом Граде? Не составляет ли духовный Брак цели подвижничества? Домостроительство - утешительную миссию Церкви, а поставление печатей Духа на чело не есть ли тайное соборование» (1, 33).

О таинстве Священства было сказано чуть выше. Скажем несколько подробнее о таинствах Крещения, Покаяния, Причащения и Брака.

1. О таинстве Крещения.

Конечно же, таинство Крещения, совершаемое в Православной Церкви, богородичниками отвергнуто: оно, как они считают, «выродилось в формальный обряд и ничего не значит в ином мире - мире правды» (21, 7).

По учению богородичников, есть три крещения. В первом, водном, лишь «очищается и предохраняется от болезней тело, но душа остается открытой стрелам лукавым» (20, 19), Второе крещение-крещение Духом. Оно состоит «в принятии веры и покаянии» (20, 19). И, наконец, огненно-кровное крещение - это высший тип крещения, предназначенный для избранных и представляющий собой «свидетельство, кризис, болезнь, буйство веры и, наконец, жертву живота» (20, 19) (что очень похоже на стадии бурно развивающейся душевной болезни ) .

Как же совершается крещение богородичников?

«Пречистая Дева Мария, - говорят они, - окрещает притекающие к Ней души в Белой Надмирной Купели (образ, открытый в пророческом откровении о. Иоанну[7]), одевает в ризы ангельские, облекая во Христа» (12, 59: 9, 53: 6, 62); Купель Пречистой Девы, простертая над миром, и есть тот самый Ковчег, к которому Она призывает, и вводная ступень, пройдя через которую, душа совершает омовение и ступает в до того заповедную сферу жительства Христом и во Христе... По совершению великого надмирного омовения прощаются грехи и придается новое дыхание, укрепление» (9, 54); Надмирная Купель Пречистой состоит из слез и являет собой драгоценный Сосуд Ее слез, пролитых у Креста» (9,55).

При этом, хотя богородичники и говорят об упразднении всех внешних форм, они, противореча самим себе, не могут обойтись без видимых знаков: «Таинство омовения в Белой Купели[8] должно быть повсеместно осуществлено. Священники Пречистой Девы будут совершать великое омовение с чтением молитв Господу и Непорочной Деве» (9, 54). При этом не исключается крещение друг друга: «креститесь все! Окрещайтесь в купели истины! Креститесь в Доме Моем: окрещайте друг друга. Перекрестил и окрестил»; и даже самого себя: «слезку пролил - крестился» (20, 53).

В учении богородичников о таинстве Крещения сеть еще одна нелепость. Они учат о недостаточности крещения, совершенного при жизни. Необходимо еще крещение души после разлучения ее с телом: «Небесного крещения не минует ни один истинный христианин» (21, 7); «Душа, не окрещенная на небесах, следует в адскую сферу» (21, 8).

Существует, по их словам, три крещения: первое, осуществляемое на небесах до воплощения (ересь предсуществования душ-прим, авт.): второе - земное крещение и третье - небесное крещение после земной жизни (21, 7, 10): «Все дикари, африканцы, иноверцы, удостоившиеся благодатного приближения к Распятому, при переходе в вечный мир принимают печать Благословенного, а незадолго до Страшного Суда получают небесное крещение, после чего следуют в райские уделы» (1, 80).

2. О таинстве Покаяния.

Таинство Покаяния у богородичников очень близко по содержанию к их таинству Крещения. Их второе Крещение, как мы видели чуть выше, непосредственно связано с покаянием. В тексте прямо встречается словосочетание «крещение покаянием» (см., например, 9. 14). Но полного отождествления нет, ибо в их писаниях мы встречаем такие фразы, как «покаяние - восстановленное крещение» (6, 62); «каждая исповедь перед духовником» (6, 92) и др.

Есть у богородичников учение о новом духовном рождении. Матерью которого они называют Богородицу. «Я есть Мать нового духовного рождения, - вещает лжебогородица, - и как нельзя прийти в мир .без утро-

бы матери земной, так н не родиться в духе, не освятившись и не пребыв в Моем преблагоуханном и преблагословенном Лоне, именуемом Ложеснами правды, Обителью превечного Света, Юдолью преблагоуханного покоя. Святилищем любви и храмовой благодати, Домом Премудрости Божией» (12, 12)[9].

Откуда взялось это странное учение о «новом духовном рождении» и не менее странном месте, где это «рождение» совершается, абсолютно неясно, но зато на основании некоторых текстов можно предположить, что это т. н. новое духовное рождение связано с покаянием. Например:

«Исповедь для вас - день нового рождения» (6, 92); Исповедуем свою вину перед Христом и Богородицей Девой Марией и чаем в таинстве искупительной вины обрести прощение грехов помещением во врачующее и целительное Лоно Пречистой Девы. В нем же да совершится наше новое духовное рождение во Христе» (12, 4) : Как покаяться? Я научу вас, дети Мои. Дерзайте просить быть введенными в самое Святая Святых, глубинные покои храма чистоты и Света, в Мое сердце. Просию быть помещенными в Лоно нового духовного рождения. Вам надлежит войти в плоть новой духовной Матери своей, вселиться в Меня, втесниться, чтобы Я понесла в Себе каждого из вас. И там, внутри непорочного Моего Лона, произошло ваше соединение» (12,22).

Как же совершается помещение в это «самое Святая Святых»? На это ответа нет. Одно лишь ясно, что это непросто, ибо надобно именно «втесниться» в него, как мы только что видели.

Вдобавок ко всему неизвестно, на каком основании утверждается, что «грехи прощаются все сразу или ни один» (1, 105), или что «при неискреннем покаянии... может быть снято лишь 3/7 греха» (1, 10).

3. О таинстве Евхаристии.

В соответствии с учением о внутреннем христианстве богородичники говорят о литургии как о сердечном таинстве:

«Освящаю им (т.е. богородичникам) храмы сердец и устраиваю в них алтари Славы. Благословляю на литургию сердца и на молебны освятительные слезами покаянными. Аминь, глаголю вам. Век сердца! (20, 20); Расчищайте храмы сердечные..., чтобы было место лампадкам и просфоркам..., иконам и алтарному Престолу» (20, 35); Господу предстоите в кровавом поте молитвы - вот вам совершенная литургия с невидимым причастием. Ибо предстояние - то же причастие. Жертва евхаристическая-сорастворение во Христе (1,40), Причащайтесь один, два и помногу раз в день. Причащайтесь чаще, как можно чаще... Причащайтесь в храме Духа-внешнее отнято... Причастие сердца -покаянная слеза! Ею растворяете кровь свою в крови Агнца» (20, 3) (здесь, как говорится, комментарии излишни! - авт.).

Тем не менее, как и в крещении, есть внешняя сторона дела. Для литургии «необходим Престол, антиминс, Чаша, Дары Святые» (1, 40) (кстати, неизвестно откуда взявшиеся).

Составной частью литургии бого­родичников является дикий обряд окропления кровью Божией Матери, которая «брызгает из Сердца Пречистой Девы» (?! - авт.) (13,19). Кровью Христовой, по их учению, становится предварительно освященная вода, растворенная Святыми Дарами (?! - авт.) (или в крайнем случае подкрашенная чем-то) (?! - авт.), сосуд с которой становится перед одной из трех благословенных Божией Матерью икон (рыдающая статуя, мироточивая икона или «Венчающаяся на престол святой Руси») на время от трех часов до трех дней, с молитвой о пресуществлении вод в вино на Браке Каны Галилейской и вина в Кровь на освященной Вечере Любви» (13, 19-20).

Следует указать и на нелепость учения о причащении слезами Божией Матери:

 «Отныне литургия без слез Божией Матери, без печати Духа невозможна. Ибо так захотел Господь, чтобы Моя Слеза, как океан Божественной благодати растворялась в Его Чаше. Отныне Моя Чаша неотрывна от Его. Так и Потир причастный, из которого вкушают ангелы на литургии небесную брагу (?! - авт.) и манну нетленную, содержат Плоть и Кровь Господни и само дыхание Мое - Слезу упавшую (4, 47); Я совершила литургию у надмирной Голгофы. Теперь причаститесь Кровью и Плотью Спасителя, сорастворенными слезами Матери Его (6, 40); На алтаре (?! -авт.) Ее Успенской горней Лавры покоится сос­уд со священными слезами, стоит чаша, из которой причащаются ангелы» (12,38).

4. О таинстве Брака.

В Священном Писании говорится, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным, учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак...» (1 Тим. 4, 1-3). Эти слова Священного Писания полностью применимы к богородичникам, которые учат, что «семейные узы не ведут ныне к добру» (20, 28). что «христианство возможно только монашеское» (15, 11); «упаси Господь соединяться плотски! Думаете усладиться и породить, а уподобляетесь двум бычкам на убойном дворе. Мните ложе услаждением и умащенном, а под накидками и маслами станок для пыток» (20, 29).

С другой стороны, «благословляется брак со всяким ближним, со всякой тварью» (20, 28). Мы знаем на примере хлыстов, чем кончаются подобные призывы.

В результате хулы на брак появилось и чудовищное учение о том, что детей необходимо бросать, чтобы смыть с них первородный грех[10]: «Оставьте детей своих и отрезвитесь сами!» (20, 50), «ибо дети - расплата за грехи» (20, 50). Они утверждают: «Какая может быть женщина, семья, брак. Время последнее. Вымолить бы г­рехи» (15, 55). Если уж и находишься в браке, то «старцы рекомендуют жить как брату и сестре» (15, 55).

 

5. Учение богородичников о границах

богородичной церкви

 

­ Кто же удостаивается благословенного звания «истинно-христовых, богородичных, параклитских»? (1, 72) - все без исключения, кто примет излагаемое учение на веру: «Не делайте никакого исключения для христиан: православных, католиков, баптистов» (3, 2); «Я вижу Своих святых среди магометан и варварских племен Восточной Африки» (13, 15).

Но тем не менее особые симпатии лжебогородица отдает католикам. Несмотря на многочисленные утверждения типа:

«Никаких католиков и православных не существует предо Мною (13, 21); Католики столь же дороги Пречистой, как и православные (4, 18, 36); Православие и католичество-два разветвления Богородичного древа (12, 34; 6, 16); Учение Пресвятой Троицы о Церкви истинной, православной и католической, как двух ветвях Древа Иисусова, очерчено благодатью ангельской, светом Неба.» '(6, 16) ; - явное предпочтение отлается католичеству:

«Без помощи и благословения Римского престола в России не осуществить намерения по обращению в огонь веры всей страны. Российским православным многому надлежит учиться. Святейший Папа Иоанн-Павел И чтит Меня высочайшим образом. Это глава Вселенской Церкви (9, 9); Пусть Россия возносит молитвы к Папе Иоанну Павлу Второму, ибо его святое, умное и чуткое сердце молится обо всех страждущих и падших мира, и о России в том числе. И ангел-хранитель, приставленный к его вселенскому державному величию как к наместнику Спасителя и проводнику воли Божией, часто внушает Папе скорбь о России. Его желание помочь россиянам велико. Это великий воин» (9,9).

Здесь мы видим исповедание сразу двух еретических католических догматов: Папа - глава Вселенской Церкви, и Папа - наместник Спасителя. Кроме этого, богородичники считают, что «католический догмат о непорочном зачатии отчасти верен» (4, 41). Вдобавок ко всему ими взят на вооружение католический культ поклонения Сердцу Божией Матери (см. 3, 8; 9, 10: 12,3-4). Тот, учат они, -  кто посвящает ту или иную страну Непорочному Сердцу, тем самым спасает ее, а  сам сподобляется особой милости Божией Матери. Так, кардинал Вышинский, посвятивший Польшу Присно-деве, стоит в Ее славе» (9, 96; 12, 26). На т. н. Богородичном соборе в 1991 г. состоялось посвящение России Непорочному Сердцу (12, 4) которая после этого стала «венчанной дочерью Божией Матери» (12, 26).

Общая тенденция таких посвящений - «усыновление рода Адамова Сердцу Божией Матери» (12, 7). В частности, для этого, - учат наши богородичники, претендующие на роль возглавителей всех т. н. богородичных общин, в том числе и «Всемирного католического движения богородичных священников», основанного бразильским католическим пастором Стефаном Гобби (13, 4), - «западные марианские церкви и центры должны обрести пред очами мысленными Белое Евангелие, начертаемое Мною (т. е. Богородицей) по всему лицу земли, признать каждое из Моих (т. е. Богородицы) великих «Явлений от Лурда до Москвы» (12, 7).

 

Итак, «основана Ее (т. е. Божией Матери) Церковь, - говорят богородичники. - Но кто причастен ей? Лишь истинно - преображенный. Церковь Ее будет существовать по скончании веков. И мы становимся причастными Сердцу Божией Матери, Ее духовной Святыне - Дому и месту Ее живого Присутствия и пребывания, по мере обретения печатей исповедников грядущей веры во Христа» (10, 57).

Что же имеется в виду под преображением и обретением печатей? Об этом речь ниже.

 

6. Учение богородичников о «преображении»

 

Точно так же, как представители «харизматического­ движения», абравшего особенную силу к 70-м годам нашего столетия, учили о новом «излиянии Святого Духа», наши богородичники учат о грядущем «преображении» силой Святого Духа, которое должно заменить кончину мира. Страшный Суд и вечные муки ­12, 5, 8, 60; ср. 3, 1, 4, 5, 23, 25; 6, 16, 20, 67).

В противовес учению Православной Церкви, которая свидетельствует, что как демоны, так и нераскаянные грешники, воля которых окончательно определилась ко злу, будут навечно определены во ад[11], богородичники учат, что «вечность мук дана только в субъективном переживании» (5, 4), что ради того, что Богородица «взяла на Себя грехи мучеников преисподней» (13, 24; ср. 12, 5), Страшный Суд будет заменен

Преображением, а ад будет закрыт» (13, 25)[12].

Здесь кроме отрицания вечных мук очередной раз с еретической настойчивостью Христос подменяется лжебогородицей с усвоением ей искупительных заслуг Христовых. Больное воображение лжепророка рисует ему фантастическую картину этого т. н. «преображения»:

 

 

«Глубокий сон будет наведен на весь Адамов род, и ангелы в этом сне произведут изменение души и тела» (12, 9), Это будет эпоха схождения благодатного Огня Духа Святого на тварные миры... через Пречистую Деву Марию (12, 56: ср. 1, 50-51: 5, 23, 25: 31-ЗЗ­: Преображение есть единственное будущее, предстоящее земле. В дарованном новом сознании (ср. с «новым религиозным сознанием» начала века - прим, авт.) облекшиеся в Ее (т. е. Богородицы) ум и плоть (?! - авт.) смогут общаться с усопшими, как с живыми, и как бы перестанут различать видимый мир от невидимого, станут проницающимися (9, 83, ср. 3, 3); Сама плоть станет как бы переходной: уже не тварной, но еще не вечной» (1,52).

«Преображение неизбежно, - учат богородичники, - но окончательная его форма поныне не определена, поскольку зависит от личных усилий и сокровенного выбора каждого в отдельности и человечества в целом (от суммы принимаемых индивидуальных решений)» (12, 8). Как же добиться того, чтобы «Преображение», которое по сути является тем же Судом, но в смягченном, милосердном виде» (12, 5), наступило именно в виде «легкого сна» (6, 16)? Оказывается, для этого необходимо сделать очень простую вещь: собрать миллион подписей присягнувших Божией Матери в России и двести миллионов в мире: «Миллиона присягнувших в России и двухсот миллионов в мире будет достаточно для отмены Страшного Суда. Тогда мир погрузится в легкий сон, во время которого ангелы совершат свою чудотворную работу по преображению Адама. И род восстанет новым, от Меня родившимся и во Христе из быточествующе облагодарствованным» (6, 30-31; ср. 6, 29, 35; 9, 105, 107­).

 Для сбора нужного количества голосов необходимо потрудиться. «Конкретно присяга Божией Матери выразится в подписи на белых грамотах, распространяемых отцами-благовестниками, братьями и сестрами Богородичного Центра» ­9, 3). «Списки эти полагаются на алтари Ее Церкви, что дает право Пречистой Деве ходатайствовать о России как о Державе, исповедовавшей Ее верховную власть и силу» (16, 53).

Одним словом, учение богородичников о «Преображении» пестрит иллюзорными картинами и безумными призывами, не имеющими основания ни в Священном Писании, ни в Священном предании Церкви. При этом, учение о «Преображении» сугубо опасно еще тем, что демоническое энергийное вмешательство в жизнь людей названо здесь благодатным действие Святого Духа. И это вполне понятно: Церковное Предание называет состояние человека, обманутого демоническим воздействием на него, прелестью. Например, св. Игнатий Брянчанинов пишет: «Одержимый этим видом духовного заблуждения мнит о себе («мнение» - вторая форма прелести), что изобилует дарами Святого Духа. Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи - диавола. Молящийся, стремясь раскрыть в сердце ощущения нового человека и не имея на это никакой возможности, заменяет их ощущениями своего сочинения, поддельными, к которым не замедляет присоединиться действие падших духов. Признав неправильные ощущения, свои и бесовские, истинными и благодатными, он получает соответствующие ощущениям понятия»[13].

Отсюда ясно, какова природа видений лжепророка богородичников как по отношению к их учению о «Преображении», так и по отношению к другим их заблуждениям.

 

7. Учение богородичников о хилиазме

 

Еще в III веке Православная Церковь осудила еретическое учение о «тысячелетнем царстве» Христа и праведников на земле перед Страшным Судом. Ересь эта получила название хилиастической (от греч. хилиас - тысяча) .

Богородичники в соответствии со своим учением, подменяющим Христа Богородицей, повторяют эту ересь, заменяя тысячелетие правления Христа правлением Богородицы. Они провозглашают, что «человечество стоит на пороге века Богородицы» (13, 44), что «Господь благословил тысячелетие Богородицы» (1, 56), что необходимо «проповедовать Век Пренепорочной» (13, 15).

Более того, говорится о грядущем государстве Богородицы, которая уже «Королева Польши, Бразилии; Царица Аргентины и Великая Княгиня Австрии; Королева Бельгии и Тайная Владычица Америки» (12, 26; 9, 96). «Теперь, - провозглашает лжебогородица, - Россия - венчанная дочь Моя, и Я желаю в ней короноваться на царство... Сколько прошло царей, сколькие восседали на Престоле Российском! От Рюриковичей и до последнего рода Романовых. Ныне последняя, величайшая, венчающая царская Мать крови Давидовой займет трон в Москве и Санкт-Петербурге» (12, 26-27). Обращаясь к армии, лжебогородица вещает: «В России царь был Верховным Главнокомандующим армии. А ныне Я, Царица Российская, помазанная на Престол Самим Первосвященником Иисусом, повелеваю вам: присягнуть Мне как Своей Военноначальнице Верховной, пасть на колени и преклониться пред Мои стопы, признать Меня живой и управляющей Россией» (12, 30), «Поставленная владычицей над ратями небесными отныне берет в Свои руки власть над Русской армией по праву, положенному и заповеданному Мне по воле Сына Божия» (12, 31); «Принявшие святую смерть во Имя Мое на поле брани получают ангельский удел как мученики правды Иисуса Агнца Божия и пополняют число ратоборцев воинов Илии и Еноха, над коими главенствует Сама Владычица Небесная. Это полки особо близкие Мне, - как бы небесные гвардейцы царского двора» (12.32)[14]

Второй член символа веры богородичников требует « исповедать себя верноподданными Ее (т. е. Богородицы) государства» (13, 5). «В ближайшее десятилетие образуется и утвердится новая святая Русь» (13,12), - вещает лжебогородица и продолжает рисовать перед воспаленным воображением прелестников: «Я благословлю целые города святых и совершенных... По указанию Моего Перста будут построены железные дороги, где по обе стороны поселятся избранники Пречистой и утвердится Богородичный устав (13, 13-14); В Моих городах не будет магазинов и полиции, градоначальников и ружей (13, 13); Семь великих, двенадцать малых городов станет на месте современных запустений (13, 14)».

Сейчас, как говорят богородичники, Богородица «взяла власть в Свои руки тайно» (12, 27) . На т. н. 1-ом Богородичном соборе, проходившем 15-16 июня 1991 года в Москве во Дворце культуры им. Зуева (место-то какое достопочтенное для такого грандиозного события) Россия была посвящена Божией Матери (13, 7).

Итак, перед нами грубый хилиазм, облеченный в современную терминологию. К сказанному следует добавить, что хилиастическое ожидание является одним из значительных феноменов религиозной жизни последнего времени. Иеромонах Серафим Роуз, исследовавший это явление, писал: «От внимательного наблюдения современного религиозного положения не может укрыться очень определенная атмосфера хилиастического ожидания. И это верно не только по отношению к «харизматическим» кругам, но даже к кругам традиционалистов и фундаменталистов, отвергающих «харизматическое возрождение». Так, многие католики-традиционалисты верят в наступление перед концом света хилиастического «века Девы Марии», и это лишь один из вариантов реализации ложного католического стремления «освятить мир» или, как сформулировал пятнадцать лет назад епископ Сиэтла Томас Конноли, «преобразить современный мир в Царство Божие, приготовившись к Его возвращению на землю». Протестанты-евангелисты, такие, как Билли Грем, ожидают «тысячелетнего» воцарения на земле «Христа», основываясь на своих ошибочных толкованиях отдельных мест Апокалипсиса. Или, например, евангелисты из Израиля считают, что тысячелетие «Мессии» надо понимать как «подготовку» евреев к его приходу... Кто же этот «Христос», ради которого предпринята в мировом масштабе эта все нарастающая программа психологической и даже физической подготовки? Наш ли это Иисус Христос, истинный Бог и Спаситель, основавший Церковь, в чьем лоне люди могут обрести спасение?[15]

Отвечает на этот вопрос иеромонах Серафим в полном соответствии с церковным преданием, указывая, что это будет «лжехристос, который» придет во имя свое» (Ин. 5, 43) и объединит всех, кто отвергает или извращает учение единственной Церкви Христовой - Православной Церкви»[16].

 

 

 

8. Учение богородичников о втором пришествии     Христовом  и об антихристе

 

Богородичники учат, что «незадолго до 11 Пришествия Господь явится в прежнем обличьи. Фарисеи (читай: православные - прим, авт.) отвергнут Его, а чистые сердцем наставятся... Господь явится как нищий странник и будет говорить смиренно: «Я - тот Иисус Христос, Имя которого ты призываешь» (20,8-9).

Но Сам Господь в Евангелии свидетельствует, что в последние дни «если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот. Он в пустыне», - не выходите, «вот Он в потаенных комнатах», - не верьте. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (МФ. 24, 23-27).

Отсюда следует, что никаких «промежуточных» пришествий Христа между Первым и Вторым Его Пришествием не будет. Предание Церкви говорит, что Второе Пришествие Господа следует ожидать внезапно с небес (Деян. 1, 11). Поэтому «Христос», о промежуточном пришествии которого говорят богородичники, есть лжехристос, Антихрист, который придет «во имя свое» Ин. 5, 43), чтобы обольстить мир.

В соответствии с ложным учением о Втором Пришествии, где Антихрист подменяет Христа, и о самом Антихристе богородичники учат несогласно с Церковным Преданием. Например, Православная Церковь учит, что Антихрист будет человек, родившийся от блуда, но с обычной человеческой плотью. Богородичники же говорят, что «плоть его будет особого неземного состава» (5, 13) и что «У него не будет ни отца ни матери» (4, 29); Церковь учит, что Антихрист будет по происхождению иудеем и даже называется конкретное Даново колено, от которого он произойдет, а богородичники говорят, что в «его крови будет начало иудейское и латиноамериканское» (5, 14).

 

9. Другие заблуждения богородичников

 

Страницы писаний богородичников буквально пестрят еретическими идеями и прелестными видениями. Основные из них были указаны выше. Из других их заблуждений особо выделяются их отношения к женскому полу и к скоромной пище.

Христианство заповедует все виды воздержания. Заповедует в том числе и целомудренность, но тем самым не воспрещает людям жить в брачном состоянии. Подобным же образом христианство заповедует воздержание в пище и литии, но не воспрещает употреблять то и другое

На протяжении всей истории Христовой Церкви возникали ереси, расколы, секты, в которых хулились именно эти два дара Божия - брак и скоромная пища. Поэтому не случайно еще в Апостольских правилах Святая Церковь постановила: «Аще кто... удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв что вся добра зело и что Бог, создавая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Такожде и мирянин» (пр. 51).

О хуле богородичников на брак уже говорилось в настоящей работе. Поэтому здесь ограничимся лишь иллюстрацией их неприязненного отношения к женщине, послужившего одной из причин их негативного отношения к браку. Скажем несколько слов и о гнушении их скоромной пищей.

1. Отношение к женскому полу.

В писаниях богородичников женщина выглядит каким-то низшим существом. В своих опусах они пишут:

«Женственность есть крен в сторону мира ­(12,48); Каждая вторая женщина-ведьма (12,48); Как только женщина выходит за пределы домашнего очага, место, где она окажется, превращается в шабаш (15,56); Пока находишься в связи с женщиной, неизбежна зависимость от нее через зодиакальное напряжение (?! - авт.) (15,55); Никогда, ни при каком случае не кайся перед женщиной ­(12,50), Женщина виновата перед всеми, за исключением тех, из кого сотворила культ (12,50)».

Кроме этого, еретики прямо предписывают нарушать заповедь Божию о почитании женщины-матери:

«Если сын чтит просто ветхую мать, то в ее лице он поклоняется мирскому началу, которое она олицетворяет (­12, 47), Настоящее чувство вины (т.е. покаяние - прим, авт.) может возникнуть только у тех, кто не имеет привязанности к отцу и матери в первую очередь ­(10,107)».

2. Отношение к скоромной пище.

Говоря о гнушении богородичников скоромной пищей, следует отметить угрожающий характер их высказываний, пугающих болезнями тех, кто вкушает скоромное:

«Всю Вселенную заразили отравой скоромной пищи (1, 155); В грядущие времена особенно будет тяжело людям, вкушающим мясо и молоко (1, 49); Ешь только постную пищу. Мясо отравлено психической энергией людей, перешедшей на скот (?!-авт.) (15, 15); Болезни мозга из-за вкушения скоромного. Все, кто ест мясо, будут поражены болезнями спинного и головного мозга. Иссыхание мозговых сосудов, паралич, безудержная речь, бесконтрольные движения; руки и ноги движутся как бы отдельно от туловища (?1 - авт.) (4, 13-14)».

3. Прочие заблуждения.

Для того, чтобы перечислить все нелепости, содержащиеся в писаниях богородичников, понадобилось бы переписать практически все содержимое их брошюр. Ограничимся лишь иллюстрацией нескольких наугад выбранных мест:

Адам ­(который по учению Православной Церкви был чист и непорочен до грехопадения - прим. авт.) обнаружил симптомы греховные задолго до сцены с грехопадением в Эдемском саду (15, 61),

- Матерь Божия трижды умирала и была воскрешена во время Его (Господа) распятия (4, 68);

- Господь распят в сфере между землей и нижним небом, нарекаемым космическою сферой (звезды, луна, солнце, одухотворенная тварь небесная, видимая и невидимая, все духи поднебесной). Образ сей не случаен и глубоко духовен, он соответствует надмирному Распятию Господа и области между небом космоса и землей.

Поныне гигантское Распятие Сына Божия простерто во вселенной, и прозревающие зрят его духовно. Сочится Кровь Господня во внутренняя верных, оживляя падший ток крови и воскрешая к вечной жизни в Славе Вседержителя (4, 15, 16),

- Я (Матерь Божия) имела несколько бесед с Самим Отцом. И Господь Саваоф, Царь воинств небесных и чинов ангельских... говорил Мне то, что не мог сказать даже Ему, Возлюбленному Сыну (13, 33);

- Как Господа вкушаете на Причастии Святых Даров, так Меня пьете и Мною дышите, когда входите во святый храм (20, 23);

- Незадолго до т. н. Преображения целые воинства бесовские будут шарить по всем хранилищам в поиске пищи, приводя землю в крайнее истощение (5, 32) и т. д.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

И так, перед нами учение, представляющее собой суррогат ересей, упакованных в слащавозловещую обертку лжеоткровений.

Двухтысячелетняя история Церкви Христовой изобилует примерами, когда прикрываясь христианской фразеологией, используя благоговение верующих людей к имени Господа и Матери Божией, спекулируя на их святых чувствах, возникали течения, ничего не имеющие общего ни с Церковью, ни с христианским учением. Почти всегда появление новой группировки сопровождалось рассказами о многочисленных «видениях» и «откровениях» и подкреплялось ссылками на личности, пользующиеся духовным авторитетом. Общеизвестны многочисленные случаи, когда в результате лжепророчеств, люди раздавали свое имущество и собирались в назначенном «учителем» месте в тщетном ожидании указанного в «откровении» часа кончины мира. Печально знамениты события, когда вдохновленные «озарениями» психически неустойчивые люди сжигали себя в деревянных срубах. Подробно описаны в исторических хрониках нравы отклонившихся от Церкви сообществ, которые, прикрываясь проповедью псевдохристианской любви, разрушали семейные отношения, проклиная то, что благословлено Богом.

Одним из таких сообществ в наше время является «Богородичный центр». Эта социально-опасная организация (чего стоит только ее учение, запрещающее браки и предписывающее бросать собственных детей) не только пытается дискредитировать Православную Церковь, но и полностью упразднить Ее, заменив своей лжецерковью. При этом богородичники не только извращают Православное учение, но и пытаются вообще прекратить церковную проповедь с помощью таких лукавых призывов, что мол де «Закон Божий невозможен (т. е. его преподавание - прим, авт.) в силу иного социального порядка» (10, 60), что «чем больше проповедей читают по телевидению и по радио, тем меньше их действенность» (10, 60) и т. д. (сами-то они используют любую возможность для пропаганды своих идей).

Они даже запрещают читать духовную литературу (чтение которой является святоотеческой рекомендацией) под видом оставления большего времени для молитвы, говоря, что «лукавые предписали вам чтение (людям последних времен), чтобы увести от молитвы» (15, 64).

Таким образом, налицо очередная историческая попытка одолеть Церковь Христову. Но попытка эта тщетна. Ереси, расколы и секты образовывались и распадались. Церковь же Православная непобедима, ибо по слову Господа, Ее не одолеют даже врата ада (Мф. 16, 18).

 

Список использованной литературы:

 

1. Ангельский покров. М., 1991 г.

2. Дни святых благословений. М., 1991 г.

3. Откровение Божией Матери за апрель 1991 г. М., 1991 г.

4. Дароносица печатей. Омск. 1991 г.

5. Антихрист. Ад и мытарства. М., 1991 г.

6. Литургия у Голгофы. М., 1991 г.

7. Одигитрия Путеводительница.

8. Небесная Наставница.

9. Венчание на Престол. М., 1991 г.

10. Россию спасут праведники. Сборник. Омск. 1991 г.

11. Иоанн Береславский. Глас вопиющего. М., 1991 г.

12. Богородичный Собор, №1. М., 1991 г.

13. Богородичный Собор, №2. М., 1991 г.

14. Богородичный Собор, №3. М., 1991 г.

15. Иоанн Береславский. Огонь покаянный. М., 1991 г.

16. Иоанн Береславский. Армагеддон над Россией. М., 1991 г.

17. Евфросиньины мытарства.

18. Россия расколдованная.

19. Свет провозвестия.

20. Огненный столп покаянный.

21. В преддверии Армагеддона. Кемерово, 1991 г.

 



[1] Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего Москва Волгоград, 1991 г., с. 194.

 

[2] Н. Пилюгина. Богородичный центр. Наука и религия, 1991. № 8, с. 55. Автор статьи утверждает, что «в числе членов Богородичного центра - православные и католики разных направлений» (с.55), что «членов Центра можно встретить более чем в пятидесяти городах России» (с.55). Указывается адрес: 125190 Москва. А-190, а/я № 197; телефон: 214-55-79. Располагается «Богородичный центр» в одном из исторических зданий в Нескучном саду парка культуры и отдыха им. Горького, который по замыслам богородичников будет «Садом Богородицы» (см.: В. Тихонов. «Новейший завет»? Голос Родины. 1992, ЛЬ 4, с. 4). Адрес Издательства «Богородичного центра»: 123298, Москва, ул. Берзарина, д.6.

[3]  Первая цифра в скобках означает порядковый номер в списке использованной литературы, помещенном в конце данной работы, а вторая - страницу.

[4] При цитировании соблюдается орфография оригинала

[5] Об учении «Богородичного центра» о таинствах см. ниже.

 

[6]  О том, кто их и как  поставляет см. ниже.

 

[7] Т. е. лжепророку богородичников

[8] Эта «Купель» (должна находиться) в каждом доме, чат богородичникн. Она - непременный предмет параклитского домашнего алтаря» (9,62).

 

[9]  См. также с.4 настоящей работы.

 

[10] См. Священник Алексий Уминский. Берегитесь ереси. Московские Епархиальные Ведомости, 1991 г., № 1, с. 20.

 

[11]  Причем это для них благо, ибо, находясь под воздействием божественной благодати, они будут испытывать муки больше, чем в аду, точно так же, как человек с больным зрением испытывает большие страдания от созерцания солнечного света, чем если бы он вообще его не видел, находясь в тени.

[12] Ад и мытарства для  богородичников имеют лишь терапевтическое значение, имея целью вызвать в душе покаяние (5, 4, 52), которое по учению Православной Церкви возможно только при жизни. «В чем застану - в том и сужу». - говорит Господь. При этом рисуется фантастическая иллюзорная картина путешествия души по ярусам ада от низших к высшим, затем попадание в область мытарств или, что то же самое, в чистилище (еще одна параллель с католичеством) и после этого восхождение по лестнице небес (13, 35; ср. 3. 1; 5. 4, 51). В итоге произойдет «закрытие ада для рода Адамова» (5, 4).

 

[13] Цит.  по: Иеромонах Серафим (Роуз). Цит. соч., с. 168.

 

[14] Это уже фактически открытый призыв к пролитию крови тех, кто не последует за «рыцарями» лжебогородицы. Так уже было не раз в истории. Например, подобные речи звучали перед «правоверными» мусульманскими воинами, перед крестоносцами н т. д.

[15] Иеромонах Серафим (Роуз). Пит, соч., с. 181, 182.

[16] Там же, с. 182.

Hosted by uCoz