Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Объяснение корреспондента “Комсомольской правды в Санкт-Петербурге О.А.Засорина от 24 июня 1998 г. на иск религиозной организации “Свидетели Иеговы” прокурору г.Санкт-Петербурга Сыдоруку И.И.
В связи с поступившим в Генеральную прокуратуру РФ заявлением руководителя регионального управленческого центра религиозной организации “Свидетелей Иеговы” гражданина Калина могу пояснить следующее.
Я работаю специальным корреспондентом ежедневной петербургской газеты “Смена” и - по совместительству - корреспондентом регионального представительства газеты “Комсомольская правда” в Санкт-Петербурге. В течение всего времени моей штатной работы в средствах массовой информации, т.е. с 1994 года, ко мне лично и к моим коллегам обращались граждане, пострадавшие от деятельности тоталитарных сект. Особенно большое число устных и письменных обращений было связано с деятельностью “Свидетелей Иеговы”. Это и побудило меня к написанию материалов, упомянутых в заявлении гражданина Калина. Материалы были опубликованы в газетах “Смена” и “Комсомольская правда” в 1996-1997 годах.
12 февраля 1998 года Судебная палата по информационным спорам при президенте РФ действительно вынесла решение №4 (138) в связи с публикацией в газете “Комсомольская правда” статьи “Сект-Петербург. Здесь будет город-храм” (“КП в СПб” от 1 августа 1997 года), автором которой я являюсь. Палата сочла, что публикацией нарушены статьи 4, 49, 51 Закона РФ “О средствах массовой информации”, объявила замечание журналисту - автору статьи, предложила Государственному Комитету РФ по печати вынести редакции “Комсомольской правды” официальное предупреждение, рекомендовала редакции принести извинения за публикацию “недостоверных сведений, необоснованно порочащих религиозную организацию “Свидетели Иеговы”.
Данное решение вынесено без изучения обстоятельств дела, без участия одной из заинтересованных сторон, без обязательного в данном случае привлечения специалистов. Решение не основано на фактах, противоречит Конституции Российской Федерации. Закону РФ “О средствах массовой информации”, официальным документам Министерства юстиции РФ, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Московского городского суда. Генеральной прокуратуры РФ и потому является незаконным.
Помимо этого. Судебная палата по информационным спорам является неконституционным органом, осуществляющим цензорские функции, что прямо запрещено законом. Деятельность палаты регламентирована двумя указами президента Ельцина, которые грубо противоречат восемнадцати статьям Закона РФ “О средствах массовой информации”.
Основанием к вынесению решения послужило обращение всё того же гражданина Калина, который утверждал, что мною распространены необъективные и недостоверные сведения о религиозной организации “Свидетели Иеговы”” основанные на слухах, непроверенных данных и ложной информации. По его мнению, статья “Сект-Петербург. Здесь будет город-храм” направлена против права на свободу совести и вероисповедания, способствует разжиганию социальной и религиозной нетерпимости и розни, возбуждает, вражду и ненависть к двумстам тысячам граждан России, исповедующим религию “Свидетелей Иеговы”. Все эти обвинения, вошедшие ив решение Судебной палаты, и в новое заявление гражданина Калина, поступившее в Генеральную прокуратуру, беспочвенны по следующим причинам.
1.Терминология.
В своей статье я не использовал уничижительной терминологии и не пытался опорочить отдельную категорию граждан исключительно по признаку отношения к религии.
Слово “секта” является нормативным и общеупотребительным. В “Толковом словаре русского языка” под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (Москва, Российская Академия Наук, 1992, стр.734) оно определяется как “религиозное течение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее”. Не является оскорбительным и слово “сектант”, то есть “последователь секты” (См. там же). Более того, в словаре (стр.242) имеется отдельная статья, посвященная “Свидетелям Иеговы”, в которой они определены именно как секта:
Иеговист, -а, м. 1. мн. Протестантская секта (“Свидетели Иеговы”), отделившаяся от секты адвентистов и признающая Иисуса Христа - порождением Иеговы и исполнителем его воли. 2. Член такой секты.
Кроме того, “Свидетели Иеговы” были определены как тоталитарная секта (деструктивный культ) в:
-постановлении Государственной Думы РФ “Об обращении Государственной Думы к президенту Российской Федерации “Об опасных воздействиях некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России” от 15.12.1996г.,
- информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ “К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим”, М., 1996г.,
- экспертном заключении Российской академии образования по содержанию вероучения и практике деятельности религиозной организации “Свидетели Иеговы”, М., 1996г.
Поэтому употребление в статье выражений “сектантский городок”, “сектантский журнал”, “сектантская молельня” является абсолютно правомерным и не может нести негативной смысловой нагрузки.
Употребление словосочетания “американская секта” также не является оскорблением, а лишь указывает на происхождение “Свидетелей Иеговы”. Основатель “Общества Сионской Сторожевой башни” Ч.Т.Рассел, равно как и первые его единоверцы, были гражданами США. большая часть последователей его учения - американцы, руководящая корпорация “Свидетелей Иеговы” и по сей день находится в американском городе Бруклине.
Слова “оккупировать” и “сборище” действительно носят неодобрительный характер, но не являются оскорбительными или уничижительными. В контексте данной статьи, наряду с рассказом о противозаконной деятельности “Свидетелей Иеговы”, их употребление является допустимым.
Данный словарь является общепризнанным и используется для толкования слов при рассмотрении исков о защите чести, достоинства и деловой репутации в федеральных судах.
II Религиозный запрет на переливание крови.
В статье “Сект-Петербург. Здесь будет город-храм” я утверждаю, что “тысячи людей (членов организации “Свидетелей Иеговы”) умерли в американских больницах, так сказать, по собственному желанию, запретив врачам переливать кровь. Подобные смерти для руководителей секты в каком-то смысле даже выгодны - ведь все имущество члена организации после его кончины завещается в их пользу (такова традиция)”.
Гражданин Калин называет данные утверждения бездоказательными, необоснованными, ложными и порочащими. В решении судебной палаты говорится, что “автор не приводит конкретных фактов, подтверждающих этот вывод, безосновательно устанавливая причинно-следственную связь между действительно существующими взглядами Свидетелей Иеговы на проблемы переливания крови, и якобы имевшими место массовыми летальными исходами в результате отказа от применения тех или иных методов лечения. Таким образом, автор публикации распространил слухи под видом достоверного сообщения, злоупотребив правами журналиста”.
В доказательство своей правоты привожу следующие Факты.
1. В официальной литературе “Свидетелей Иеговы” действительно содержится категорический запрет на переливание крови, который формулируется так: “Принимать кровь через рот или вены означает попрание Бога”. Это и подобные высказывания можно найти практически в каждом выпуске иеговистских журналов “Сторожевая башня”, “Пробудитесь!” и “Наше царственное служение”:
“Если с тобой произойдет несчастный случай или твое здоровье внезапно ухудшатся, твоя вера может неожиданно подвергнуться испытанию. Ты должен иметь твердую убежденность противостоять переливанию крови. Всем ты должен объяснить свою твердую - позицию - “никакой крови!” Нужно объяснить так, чтобы ясно поняли - насильное переливание крови для тебя - тяжелейшая травма. Не отступай ни на шаг!”
(Из журнала “Наше царственнее служение”, февраль 1996г.)
(“Мы не должны ни под каким видом принимать в свое тело кровь других людей а даже ту, которая взята от нас и где-то хранилась”
(Из брошюры “Что требует от нас Бог”)
2. Каждый член организации “Свидетели Иеговы” подписывает и носит с собой так называемое медицинское распоряжение “Никакой крови!”, запрещающее врачам переливать кровь даже в самой критической ситуации. В одном из таких распоряжений, попавших в мои руки, было сказано:
“Я, Якуничкина Лена, даю распоряжение о том, чтобы мне не делала никакого переливания крова, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или для моей жизни. Мне 19 лет, и я оформляю этот документ по своей собственной инициативе. Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как Свидетеля Иеговы. Библия приказывает: “Воздерживаться... от крови” (Деяния 15:28,29). Это является моей религиозной позицией на протяжении одного года. Я даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови. Я согласна на любой дополнительный риск, к которому это может привести. Я освобождаю врачей, анестезиологов, больницы и их медицинский персонал от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа, несмотря на их квалифицированное лечение. В случае потери мною сознания я уполномочиваю любого из Свидетелей, указанных ниже, проследить за тем, чтобы придерживались моего решения”.
В официальной литературе иеговистов пропагандируется обязательное составление и ношение при себе таких “медицинских распоряжений”.
“Детям всегда надо брать с собой “удостоверение личности”, где описывается, на какое лечение мы согласны, а от какого отказываемся. Надо дома его заполнить, а личная подпись матери ставится в присутствии Свидетелей, там, где происходит книгоизучение”.
(Из журнала “Наше царственное служение”, январь 1996г.)
“Убедись, все ли в твоей семье заполнили медицинский документ, убедись, что твои дети всегда носят этот документ с собой, проверяй, когда они идут в школу, на детскую площадку, в парк. Всегда носите документ с собой”.
(Из журнала “Наше царственное служение”, февраль 1996г.)
3. В результате запрета на переливание крови в больницах Соединенных Штатов Америки действительно умерли более двух тысяч последователей секты “Свидетелей Иеговы”.
Данные случаи не отрицаются самими свидетелями Иеговы. 22 мая 1994г. вышел специальный номер иеговистского жкрнала “Пробудитесь!” - своеобразный мартиролог жертв секты. “Молодые люди, для которых Бог превыше всего” - так озаглавлена эта брошюра. На обложке - групповой портрет трех подростков - Адриана Йаттса, 12-летней Лены Мартинес, 12-летней Линды Косак, свидетелей Иеговы, умерших в результате отказа от переливания крови по жизненно важным показаниям. На стр.2 данной брошюры есть такая страшная фраза:
“В прежние времена тысячи молодых людей умирали за то, что Бог стоял для них на первом месте. Они и сейчас умирают за это, только сегодня драма разыгрывается в больницах, а сутью ее являемся переливание крови”.
Еще раз подчеркиваю: эти слова опубликованы в официальной литературе свидетелей Иеговы.
4. Случаи смерти свидетелей Иеговы в результате отказа от переливания крови имели место также в России и странах ближнего зарубежья.
Осенью 1996 года в Латвии разразился скандал, связанный со смертью 17-летней иеговистки Ирины Годлевской. В ночь на 7 сентября она попала в автокатастрофу и была доставлена в отделение травматологии Рижской городской больницы с тяжелым переломом тазовой кости. Девушка потеряла три литра крови, но после суток, проведенных в реанимации, ее состояние стабилизировалось. Оставалось только сделать переливание крови. Однако у больной было “медицинское распоряжение”, аналогичное указанному в п.2. Кроме родителей Ирины Годлевской (тоже иеговистов), в отделении травматологии постоянно находились крепкие молодые люди с мобильными телефонами. Они не только не допускали возможности переливания крови, но и проверяли каждую склянку, приносимую в палату. Попытки переубедить иеговистов ни к чему ни привели. Сектанты твердо стояли на своем, оказывая психологическое давление на врачей. В ночь на 13 сентября положение Годлевской резко ухудшилось, участился пульс, стало прерываться дыхание. Девушка уже ничему не сопротивлялась, сдалась и ее мать. Лишь отец продолжал настаивать на соблюдении религиозных постулатов “Свидетелей Иеговы”. Вскоре Ирина умерла. После этого инцидента президент Латвии Гунтис Улманис выступил с законодательной инициативой - установить ответственность религиозных организаций за нанесенный гражданам физическими психический ущерб.
По сообщениям газет “Московские новости” (№20 от 18 мая 1997 года) и “Советская Россия” (№139 от 29 ноября 1997 года), никем не опровергнутым, в Москве, в Институте педиатрии Российской Академии медицинских наук, в конце 1996 года скончался грудной ребенок, которому требовалось полное заменное переливание крови. Его мать, свидетельница Иеговы, категорически отказалась от медицинской помощи, связанной с переливанием. Девочка погибла. Подобный случай, насколько мне известно, имел место в 1-й городской детской больнице г. Санкт-Петербурга в 1997 году.
Согласно письму главного врача Городской клинической больницы № 40 г.Москвы от 28 марта 1996г. на имя председателя Комитета по спасению молодежи Т.Кушнирской, в начале 1996 года в гематологическое отделение больницы поступил больной Семитько П.В. Тяжелое состояние больного потребовало незамедлительного лечения компонентами крови. Однако он категорически отказался от такой терапии, мотивировав отказ своими религиозными убеждениями свидетеля Истовы. Это поставило жизнь Семитько под прямую угрозу, и врачи не выполнили его требование. Примечательно, что посещавшие больного члены секты оказывали давление на врачей и самого Семитько, призывая его (дословно) “принести себя в жертву Иегове”.
С 22 декабря 1995г. по 8 марта 1996г. в этой же больнице находилась тяжелая больная Молчанова Ю.Ф. Для ее лечения наряду с сердечными и мочегонными препаратами потребовалось введение белковых препаратов, изготовляемых из донорской крови, от которых больная категорически отказалась из-за религиозных убеждений как свидетель Иеговы. Смерть больной наступила из-за прогрессирования сердечной недостаточности.
5. В связи с сопротивлением со стороны врачей “Свидетели Иеговы” образовали специальные группы по связям с больницами, в задачи которых входит оказание психологического воздействия на “несознательных” медиков:
“В крупных городах образованы “Комитеты по связям с больницами. Каждый комитет состоит из нескольких старейшин, которые специально обучены этой работе. Члены комитета могут помочь тебе поговорить с твоим врачам. Если сотрудники больницы не согласны сотрудничать с нами, тогда старейшины комитета постараются найти другую больницу”.
(Из журнала “Наше царственное служение”, февраль 1996г.)
6. Система религиозно-медицинских запретов существовала в секте “Свидетели Иеговы” и ранее. Например, с 1931 по 1952 год иеговисты отказывались делать прививки себе и своим детям, поскольку организация учила: “Вакцинация - это прямое нарушение вечного завета, установленного Богом” (“The Golden Age”, 4 февраля 1931г., стр.293). С 1967 по 1980 год журнал “Сторожевая башня” называл операции по пересадке органов “людоедством, запрещенным Богом” (“Сторожевая башня”. 15 ноября 1967г.; “Пробудитесь!”, 8 июня 1968г.). Свидетели Иеговы должны были предпочесть слепоту операции по пересадке роговицы и смерть - пересадке почки.
7. Сбор пожертвований и завещание имущества в пользу организации широко распространены среди свидетелей Иеговы. Официальная литература секты поощряет к этому соответствующими статьями и рисунками.
“Для поддержания всемирной деятельности, на содержание специальных пионеров, миссионеров, разъездных надзирателей, на строительство по всему миру филиалов, типографий используются добровольные пожертвования. Некоторые предпочитают жертвовать таким образом:
- определенную сумму, которую опускают в ящик,
- денежные средства послать непосредственно в филиал Общества,
- предоставить деньги в распоряжение Общества до конца жизни (при возвращении в случае надобности),
- планомерные пожертвования:
- страховка жизни
- недвижимость (пригодная для продажи - как прямой дар, либо с сохранением права проживания до конца своей жизни).
(Из журнала “Сторожевая башня” 1 ноября 1996 года)
Обращаю внимание сотрудников прокуратуры на выделенный фрагмент текста статьи в официальном иеговистском журнале. Он полностью подтверждает мою мысль о выгодности смертей членов секты для ее руководителей. После гибели иеговиста руководящая корпорация в Бруклине получает доход в размере безвозмездно предоставленных им в распоряжение Общества денежных средств, недвижимости, а самое главное - выплаты во страхованию его жизни.
III Религиозная установка на самоизоляцию и разрушение семей.
В статье “Сект-Петербург. Здесь будет город-храм” я утверждаю, что “секта (“Свидетели Иеговы”) категорически требует отвергнуть возлюбленных, жен и мужей, родителей, если они не понимают и не разделяют вашей веры. Число семейных драм и разводов, произошедших из-за этого, исчисляется десятками тысяч”.
Гражданин Калин также называет эти утверждения бездоказательными, необоснованными, ложными и порочащими. В решении судебной палаты говорится: “Эти сведения, приведенные О.Засориным, опровергаются, в частности, положениями официальной книги религиозной организации “Свидетели Иеговы” “Секрет семейного счастья”, которая призывает всегда сохранять мир в доме и семье я не содержит никаких призывов к разводу или разрыву с близкими”.
В доказательство своей правоты привожу следующие факты:
1. Члены судебной палаты или невнимательно читали книгу “Секрет семейного счастья”, или не читали ее вовсе.
“Еще Иисус предупреждал: “Я - пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его”. В подтверждение правдивости слов Иисуса, многие его ученики сталкиваются с противодействием в своей семье. Как это горько и больно! Но семейные узы не должны перевешивать нашу любовь к Иегове”.
(Из книги “Секрет семейного счастья”, стр. 188-189)
Кроме того, в другой официальной книге иеговистов “Объединены в поклонении единому Богу”, на стр. 152 имеется прямой запрет на вступление в брак с “неслужащим Иегове”. Такой же прямой запрет содержится в журнале “Сторожевая башня” от 25 февраля 1996 года (стр.25):
“Другой опасный курс - попасть в водоворот чувств к человеку -противоположного пола, когда нет у тебя права вступать в брак. Если нет у тебя права вступать в брак, сознательно делай все, чтобы (удалить из своего сердца того, кто тебе привлекателен”.
2. Официальная литература “Свидетелей Иеговы” изобилует призывами к самоизоляции и ограничению контактов с людьми, не разделяющими религиозных воззрений секты:
“Мир сатаны - это организованное человеческое общество, которое существует отдельно от видимой организации Бога... Организованное человеческое общество является злым и развращенным... Истинный христианин не принимает участия в их извращенной политике и религии, не имеет ничего общего с религиозными торжествами и мирскими праздниками”.
(Из книги “Ты можешь жить вечно в раю”, стр. 209, 210, 212}
“Мы должны быть бдительны относительно расширенного общении с мирскими людьми, пусть это сосед, товарищ по школе, сотрудник по работе или деловой партнер, так как со временем мы можем обнаружить, что предпочитаем мирскую компанию духовному брату или сестре”.
(Из журнала “Сторожевая башня”, 15 февраля 1994г.)
“Нам не нужно заводить близкую дружбу с внешними, такое общение потенциально опасно, а не надо быть друзьями мира”.
(Из “Писаний” от 25 апреля 1994г.)
“Молодым и пожилым в христианском собрании необходимо ограничить общение с теми, кто не посвятился Иегове. Поступая так, мы будем уверены, что Иегова не уничтожит нас в Армагеддоне смеете с нечестивыми”.
(Из “Писаний” от 22 апреля 1996г.)
“Какими счастливыми мы стали отделившись от нынешнего разобщенного, безрадостного мира”.
(Из журнала “Сторожевая башня”, 1 июля 1997г.)
“Мы решили не участвовать в празднествах, посвященных дням рождения, а также подарки делать в любые другие дни... Свидетели ценят, когда другие уважают их решение не участвовать в праздновании Рождества”
(Из брошюры “Свидетели Иеговы и образование”)
3. В своем решении судебная палата ссылается на решения зарубежных судов и квазисудебных органов” вынесенных в пользу членов секты “Свидетели Иеговы”. Такие примеры единичны. В то же время имеется множество противоположных судебных решений.
Так, в 1991 году в Окружном суде графства Джонсон (США, штат Канзас) состоялся процесс №89-С-6103 по установлению опекунства над ребенком “Джони Рэй Эстес против Рэймонда Скотта Эстеса”. Разведенные родители (мать - свидетель Иеговы, отец - не-свидетель Иеговы) оспаривали право на опеку совместного ребенка. 9 мая 1991 года суд вынес решение в пользу отца и обосновал причины такого решения:
“Суд считает, что совместное опекунство маленького ребенка было бы не в его интересах из-за непримиримого конфликта между родителями по поводу религии свидетелей Иеговы, и только отдельное от родителя-иеговиста воспитание ребенка могло бы гарантировать родитель-ответчику (отцу), что истец (мать) не сможет:
а) привлекать ребенка к любой своей деятельности, в которой она участвует как адепт религии свидетелей Иеговы, и внушать (или пытаться внушать) ему ограничения и запреты, предусмотренные этой религией,
б) внушать (или пытаться внушать) ребенку, что его отец, бабушка и другие родственники со стороны отца “одержимы дьяволом”, а потому “должны умереть” и “превратиться в пыль”.
Службой суда по надзору за условиями домашнего воспитания детей произведено исследование в семье Эстес. В результате выяснено, что:
а) ребенок начал делить всех людей на “иеговистов” и “христиан”, которые должны погибнуть, и поэтому все время думает об умирании и смерти.
б) детям из семей свидетелей Иеговы не позволяют участвовать во внешкольной деятельности, а именно праздничных шествиях, футбольных а других спортивных соревнованиях, театральных постановках, юбилейных торжествах, вечеринках по случаю дня рождения и т.п. Им также не рекомендуют продолжать образование в колледжах или профессиональных училищах.
в) дети из семей свидетелей Иеговы социально изолированы в школе из-за запрета участвовать в составлении планов ее развития и работе кружков, выполнении патриотических и гражданских обязанностей.
г) дети из семей свидетелей Иеговы пребывают в постоянном страхе перед предстоящим концом света и гибелью в катастрофе, называемой “Армагеддон”. Избежать этой гибели можно, по их мнению, только включением в проповедническую деятельность, отказавшись от любой другой деятельности и интересов (или сведя их к минимуму}.
д) структура жизненных ценностей и стиль жизни свидетелей Иеговы должны вызывать в ребенке страх, оказывать эмоциональное давление и социальное принуждение, воспитывать низкую самооценку и в то же время - презрение и недоверие к другим религиям, профессиональным и правительственным организациям,
е) ребенок полностью отделил себя от родственников - не-иеговистов, включая отца,
ж) свидетеля Иеговы снабжены буклетом, изданным Обществом Сторожевой башни и озаглавленным “Подготовка к судам об установлении опеки над детьми”, задачей которого является научить иеговистов - участников таких судов - при даче свидетельских показаний скрывать от суда действительно существующие ограничения и запреты, налагаемые на детей стилем жизни и учением этого религиозного течения. Данный буклет позволяет давать в суде под присягой заведомо ложные свидетельские показания”.
з) в качестве главных своих претензий ответчик (отец ребенка) назвал суду теорию и практику свидетелей Иеговы по ограничению контактов с людьми, которые еще не вступали в организацию свидетелей Иеговы или наоборот, исключены или сами ушли из нее, а этими людьми могут оказаться родственники одноклассники товарищи по играм и т.п. Все они считаются “служащими дьяволу”.
В решении окружного суда штата Небраска (США) по аналогичному делу “Ладо против Ладо” (234, 479,452, Небраска, НВ (NB), 1990) о свидетелях Иеговы говорится: “Стиль жизни и обряды этой религиозной группы угрожают физическому и эмоциональному развитию ребенка, противоречат его законным интересам”.
В решении окружного суда штата Айхадо (США) №СВ-96-2858 по аналогичному делу “Таня Стивенс (иеговистка) против Макса Стивенса (не-иеговиста)” говорится:
“Стороны вовлечены в ежедневные религиозные споры, которые продолжаются в течение семи лет. Суд считает, что религиозные разногласия между супругами явились непреодолимым препятствием к продолжению их брака. Таня соглашается с тем, что в течение уже первых двух недель совместной жизни у них с мужем были столкновения на религиозной почве. Это - не просто небольшая разница философских воззрений, а серьезное расхождение, имеющее отношение к взглядам на заботу о здоровье, на образование, на гражданские и военные обязанности и даже на спортивные соревнования. В конце концов, заявила суду Таня, она предпочла остаться со своей религией, а не с Максом.
Дети Стивенсов плохо развиваются из-за неудачного брака родителей, большой разницы в их религиозных взглядах и вытекающей отсюда борьбы за сердца и умы детей. Некоторые обычаи свидетелей Иеговы оказалась настолько вредны для интересов детей, что суд не может считать их допустимыми даже если они названы религиозными. Например, нельзя внушать ребенку, что его отец скоро умрет, независимо от причины - то ли потому, что он-несвидетель Иеговы, то ли потому, что скоро грядет Армагеддон, то ли почему-либо еще. Единственный логически объяснимый смысл таких высказываний состоит в том, чтобы заставить ребенка уйти от отца и “цепляться” за мать как за единственную надежную заступницу от надвигающейся катастрофы. За две недели до суда один из сыновей Стивенсов 3-летний Тайлер, заявил отцу, что демоны хотели прийти а унести его, после чего добавил: “Ты - не мой отец, а я - не твой сын”.
Суд прознает убедительный свидетельство о том, что свидетели Иеговы избегают контактов с людьми, не разделяющими их религиозных убеждений”.
Количество подобных судебных решений действительно исчисляется тысячами.
IV. Религиозная установка на пренебрежение к государственным законам и гражданским обязанностям.
В статье “Сект-Петербург. Здесь будет город-храм” я утверждаю, что в своей деятельности “Свидетели Иеговы” нарушают Конституцию России, Семейный кодекс, трудовое законодательство, законы об охране здоровья, о безопасности государства, международные акты о правах человека”.
Гражданин Калин называет этот вывод ложным и порочащим, подчеркивая, что “Свидетели Иеговы” зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и, следовательно, осуществляют свою деятельность законно. В решении судебной палаты сказано, что “никаких фактов, подтверждающих свой вывод, автор не приводит”.
В связи с этим поясняю.
1. Действительно, в 1992 году “Свидетели Иеговы” были зарегистрированы Министерством юстиции РФ как религиозное объединение. В своей статье я не оспаривал и не утаивал данного факта. Более того, свидетельство о государственной регистрации “Свидетелей Иеговы” было использовано в качестве элемента оформления газетного материала.
Между тем, в ряде субъектов Российской Федерации деятельность иеговистов запрещена или жестко ограничена. В частности, решением Управления юстиции Сахалинской области от 24 марта 1997 года регистрация указанной религиозной общины отменена в связи с посягательством на личность и конституционные права граждан.
В настоящее время Прокуратура Москвы подала Представление в суд о запрещении деятельности “Свидетелей Иеговы”, и ликвидации юридического лица (судебный процесс начался 29 сентября 1998г.)
С весны 1996 года секта “Свидетели Иеговы” запрещена на территории Латышской республики. 10 октября 1995 года президент Республики Абхазия В.Ардзинба подписал указ “О запрещении деятельности секты “Свидетели Иеговы”. В указе говорится: “В связи с противоправной деятельностью секты “Свидетели Иеговы”, выраженной в пропаганде, направленной на подрыв безопасности государства, на разжигание религиозной розни, в агитации, деформирующей личность и негативно влияющей на воспитание подрастающего поколения, постановляю: запретить на территории Республики Абхазия деятельность секты “Свидетели Иеговы”.
Всего же, по данным из официальных иеговистских источников (Ежегодник Свидетелей Иеговы. Отчет за 1996 служебный год. Бруклин. 1997. стр.40-41), деятельность организации запрещена в 35 странах мира.
2. В официальной литературе “Свидетелей Иеговы” содержатся прямые призывы к отказу от исполнения основных гражданских обязанностей:
“Свидетели Иеговы не участвуют в патриотических обрядах в церемонии чествования государственного флага. Дети Свидетелей Иеговы не будут присягать на верность государству, не присоединятся к остальным, когда звучит государственный гимн”.
(Из брошюры “Свидетели Иеговы и образование”)
“Сатана хитро пропитал своим духом школьные учебники. Родителям необходимо быть бдительными чтобы сводить на нет подобные влияния”
(Из журнала “Сторожевая башня”, 1 февраля 1996г.)
“Свидетели Иеговы не только отказываются носить военную форму и браться за оружие, но они отказывались исполнять и безоружную военную службу или другие рабочие задания взамен военной службы”. (Из книги “Объединены в едином поклонении Богу”, стр.267)
3. Официальная литература “Свидетелей Иеговы” пестрит пророчествами о скором наступлении “конца света”, что позволяет отнести эту организацию к наиболее опасным тоталитарным сектам - эсхатологического типа:
“Мы приближаемся к завершающему пункту “последних дней”. Этот мир очень близок к своему концу”
(Из книги “В чем смысл жизни”)
“Скоро нынешнее растленное общество будет уничтожено. На этот раз Он уничтожит всю систему сатаны без остатка и введет своих служителей в вечный новый мир”.
(Из журнала “Сторожевая башня”, 1 треля 1997г.)
“Современному миру нечестивых осталось существовать очень недолго”
(Из журнала “Сторожевая башня”, 15 ноября 1996г.)
“В заключении “последних дней” мы должны ожидать гонений, надругательств, государственных запретов, физических страданий, телесных повреждений и даже смерти”
(Из “Конспекта служебной речи” №57)
4. Согласно заключению руководителя Специальной правительственной группы по деструктивным культам, созданной при Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского, доктора медицинских наук, профессора Ф.В.Кондратьева, “Свидетели Иеговы” нарушают в своей деятельности следующие положения Конституции РФ, федеральных и международных законодательных актов:
а). Конституцию Российской Федерации в части ст.29,п.3 (принуждение к отказу от своих мнении и убеждений), ст.6,п.2 (ограничение свободы), ст.21, п.1 (возможность психологическою воздействия, умаляющего достоинство личности), ст.29, п.2 (пропаганда религиозного превосходства, религиозной ненависти и вражды);
б). Семейный кодекс в части разрушения семейных связей и отказа от исполнения семейных обязанностей по религиозным мотивам:
в). Декларацию прав ребенка и Закон “О свободе совести и религиозных объединениях” в части вовлечения в свою деятельность несовершеннолетних;
г). Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Международный пакт о гражданских и политических правах. Всеобщую декларацию прав человека в части разжигания религиозной нетерпимости;
д). Всеобщую декларацию прав человека в части отказа от осуществления основных обязанностей граждан перед обществом (ст.29, ч.1) и другие законодательные акты.
5. Согласно заключению руководителя клинического отделения НИИ психиатрии Минздравмедпрома РФ, доктора медицинских наук, профессора Ю.И.Полищука.
“анализ имеющихся данных не оставляет сомнений в том, что деятельность секты “Свидетели Иеговы” часто сопровождается нанесением ущерба психическому, физическому здоровью человека. Этот ущерб проявляется в расстройствах личности под влиянием сектантской практики с ее регрессом, деформацией, формировавшем жесткой зависимости от секты, снижением способности к критическому мышлению, отчуждением от родителей. Часто формируются патологические сверхценные идеи религиозного содержания. Тем самым ограничиваются и ущемляются свобода права личности”.
6. Согласно экспертному заключению сотрудников Института развития личности Российской академии образования, сделанному по просьбе департамента образования правительства Москвы.
“деятельность организации “Свидетели Иеговы” несовместима с международным законодательством о правах человека и российскими законами (“О свободе вероисповеданий”, “Об образовании” и др.), попирает положения Конституции РФ в части охрани прав и свобод личности, семьи и защиты государства”.
7. В официальном ответе Генеральной прокуратуры Российской Федерации №27/2-416-97 от 21 октября 1997 года на запрос депутата Государственной Думы Н.В.Кривельской “Свидетелям Иеговы” дается такая характеристика:
“Широкое распространение в европейской часта России получило религиозное объединение “Свидетели Иеговы” (144 общины). Из многочисленных заявлений граждан, родственники которых являются членами “Свидетелей Иеговы”, следует, что руководство общины, вовлекая граждан в свои ряды обманным путем, разжигает ненависть к традиционным религиям, “зомбирует” психику прихожан, запрещает исполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и службе в Вооруженный Силах, разрушает семьи. Непрерывное психологическое давление, общение исключительно в замкнутом коллективе а также полный отрыв от общественно-полезного труда в большинстве случаев приводит к ломке сознания человека, патологическому изменению личности.
“Свидетели Иеговы” обладают значительными финансовыми возможностями о чем свидетельствует масштабная издательская деятельности активное строительство, дорогостоящая аренда помещений, направление членов организации на учебу за границу и обеспечение проживания в России тысяч иностранцев - членов “Свидетелей Иеговы”. Активное вовлечение в свои ряды российских граждан подкрепленное официальным созданием ее организационных структур и наличием мощной финансовой базы, вызывает серьезную озабоченности так как идеологическая база “Свидетелей Иеговы” находится в противоречии с историческими и религиозными традициями России.
К числу идей, представляющих опасность для общества и распространяемых “Свидетелями Иеговы”, является вероучение о близком “конце света”, что активно используется как для привлечения новых членов, так и для запугивания, удержания в секте. Учение о мировой глобальной катастрофе провоцирует массовый психоз, и отличается крайним аморализмом. Поскольку руководство “Свидетелей Иеговы” уже неоднократно предсказывало “конец света”, то, по утверждению экспертов, с их стороны возможно провоцирование этого мероприятия с применением средств массового поражения, по примеру “Аум Сенрике”, что чревато тяжкими последствиями”.
Еще раз подчеркиваю, это - выдержка из официального письма Генеральной прокуратуры РФ.
8. Также обращаю внимание сотрудников прокуратуры Санкт-Петербурга на то, что 21 мая 1997 года Хорошевский федеральный районный суд г.Москвы вынес решение по иску Глеба Якунина и других представителей т.н. “Комитета защиты свободы совести” о защите чести” достоинства и деловой репутации к Александру Дворкину, опубликовавшему в газете “Совершенно секретно” статью “Десять вопросов навязчивому незнакомцу”. В этой статье содержались гораздо более жесткие оценки деятельности секты “Свидетели Иеговы” и других, ей подобных. Решением суда иск отклонен. Постановлением Мосгорсуда кассационная жалоба Якунина также отклонена. Текст решения суда по данному делу вступает в противоречие с решением судебной палаты по информационным спорам и заявлениями гражданина Калина.
V. Резюме
Все вышеизложенное указывает на несостоятельность заявления гражданина Калина. Публикуя материалы о секте “Свидетели Иеговы”, я выполнял свой профессиональный долг и информировал читателей, о серьезной опасности, которую, на мой взгляд, представляют для Российской Федерации “Свидетели Иеговы”. Статья 47 п.9 Закона РФ “О средствах массовой информации” дает журналисту право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за подписью. Своими публикациями я не стремился разжечь религиозную рознь или незаконно воспрепятствовать деятельности религиозной организации.
В связи с тем, что гражданин Калин настойчиво пытается оспорить мои публикации, касающиеся “Свидетелей Иеговы”, прошу прокуратуру Санкт-Петербурга разъяснить ему, что решение вопроса о достоверности иди недостоверности того или иного газетного сообщения входит в компетенцию районного федерального суда по месту нахождения редакции. Все прочие решения включая -и решение так называемой судебной палаты по информационным спорам - не имеют юридической силы и не должны учитываться при рассмотрении нашего спора.
Полагаю, что деятельность “Свидетелей Иеговы” нарушает Конституцию Российской Федерации в части ст.20,п.1 (принуждение к отказу от права на жизнь), ст.29.п.3 (принуждение к отказу от своих мнений и убеждений), ст.б.п.2 (ограничение свободы), ст. 21. п.1 (применение психологического воздействия, умаляющего достоинство личности), ст.29, п.2 (пропаганда религиозного превосходства, религиозной ненависти и вражды) и содержит признаки преступлений, предусмотренных ст. ст. 110 (доведение до самоубийства), 125 (оставление в опасности), 239 (организация объединения, посягающего на личность и права граждан), 282 (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды), 328 (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы) Уголовного кодекса РФ.
Полагаю также, что в действиях вице-губернатора Санкт-Петербурга В.П.Яковлева и начальника отдела городской администрации по связям с религиозными организациями Э,Н,Порецкиной поощряющих деятельность тоталитарной секты “Свидетели Иеговы”, содержатся признаки преступления, предусмотренного статьей 237 УК РФ (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей).
Прошу прокуратуру Санкт-Петербурга проверить мое заявление и решить вопрос о возбуждении уголовных дел по вышеуказанным основаниям.
Прошу также прокуратуру Санкт-Петербурга обратиться к Генеральному прокурору РФ для отмены решения Судебной палаты по информационным спорам при президенте РФ от 12.02.1997 года № 4 (138) в порядке надзора, как вынесенного с превышением предоставленных ей полномочий и с присвоением функций, отнесенных Законодателем к компетенции федеральных судов.
Информирую также, что редакции газет “Смена” и “Комсомольская правда” не намерены опровергать мои публикации о “Свидетелях Иеговы” иначе как на основании решения федерального суда, вступившего в законную силу. Серия публикаций об этой секте будет продолжена в самое ближайшее время.
О.А.Засорин
24 июня 1998 года.