Реклама

КОММЕНТАРИИ К БРОШЮРЕ СЕКТЫ “СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ” “КАК ЗАВЕСТИ И ПРОДОЛЖИТЬ РАЗГОВОР НА БИБЛЕЙСКУЮ ТЕМУ”

Комментарии психолога, кандидата философских наук, доцента Нижегородского государственного университета Е.Н.Волкова от 4 августа 2000 г. к брошюре секты «Свидетели Иеговы» «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему»

 

Первое, что бросается в глаза, так это абсолютный отказ авторов брошюры признать за людьми, не принадлежащими к их секте, права не разговаривать с вербовщиками СИ и права на собственные мнения, иные вероисповедания и просто на личную жизнь и собственный дом, свободный от непрошеных го

стей.

Если коротко выразить смысл этой инструкции, то он прозвучит так: в мире имеет смысл и важность только то, что делают и говорят СИ, остальное – несущественные отговорки от приобщения к истинам СИ. Разумеется, ни в брошюре, ни в устном разговоре СИ столь откровенных формулировок не допускают, понимая, что таким образом они мало кого привлекут на свою сторону. Цинизм и презрение ко всем не-СИ маскируются лицемерным обманом по инструкции, обучающей подлаживаться под актуальные заботы “обрабатываемых объектов”. При этом рядовые члены СИ не задумываются, видимо, что такое отношение к людям за пределами их секты является закономерным продолжением глубинных внутренних принципов СИ.

Психологический комфорт, поддержка группы и все остальные положительные дивиденды, которые они получают в своей организации, имеют два основных источника – чисто условную любовь и заботу, дрессируемую группой у всех членов, и обычную человеческую любовь и заботу, сохраняющуюся у части СИ вопреки деформирующему влиянию группового контроля и давления. Но и последнее на практике превращается в разновидность первого, т. к. предоставляется только при одном очень важном условии – полном и бездумном, некритическом подчинении группе.

В этом контексте я употребил слово “дрессировка” не случайно, уж больно явные аналогии возникают при чтении любых иеговистских текстов и при наблюдении их практики: с цирковыми животными не дискутируют, а ищут изощренные приемы, помогающие их дрессировать для выдуманных людьми представлений. Таковы, собственно, тексты и практика любых деструктивных культов: они рассматривают всех людей вне пределов своей группы и вообще все, что не вписывается в прокрустово ложе их доктрин и представлений, как объекты для подгонки (обтесывания и лепки) к их безжизненным и одномерным идеям.

Вот замечательная фраза из этого боевого устава:

“Не все прислушаются, и мы, (с. 7) конечно, никого не собираемся заставлять. Однако, проявив находчивость, мы нередко можем обернуть какое-нибудь возражение, обрывающее разговор, в дальнейшую беседу”.

В переводе на общечеловеческий язык это означает: “Мы не заставляем, мы манипулируем и дрессируем”. В Интернет есть замечательная книжка о дрессировке животных и людей – Прайор К. “Не рычите на собаку!”, ? в которой очень хорошо изложены принципы и методы дрессировочного подхода как к самому себе (самодрессировка), так и к окружающим. Только в этой книге предполагается разумное и ограниченное применение специальных техник воздействия с одновременным просвещением публики об их сущности, осуждается злонамеренное их использование и разоблачается представление об их всемогуществе. В иеговистской же инструкции манипулятивно-дрессировочный подход маскируется религиозной доктриной как от самих СИ, так и от тех, кого они пытаются вербовать.

В книге Карен Прайор много говорится о важности положительного подкрепления. Подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Вот как формулируется техника положительного подкрепления на первой же странице вербовочной инструкции:

“2. Неподдельный интерес к людям, которых мы встречаем, поможет тебе затронуть их сердца, как это делал Иисус (Марка 6: 34). Этот интерес можно выразить теплой улыбкой, приветливостью, готовностью выслушать собеседника и приспособить к нему свои замечания, также интерес можно выразить вопросами, которые поощряют твоего собеседника высказаться и помогают тебе понять его точку зрения (1 Кор. 9: 19—23)”.

Речь-то здесь идет как раз о поддельном интересе, т.к. в первом пункте определен подлинный и единственный интерес СИ:

“1. Наше задание — нести “эту благую весть о царстве” (Матф. 24: 14, “Благая Весть”). Даже если ты не говоришь о ней непосредственно, помни: наша цель — помочь людям осознать ее важность или избавиться от превратных мнений, которые этому мешают”.

“Неподдельный интерес по заданию”!!! Да-с, шило в мешке сложно утаивать, и не случайно эта инструкция не входит в число тех брошюр, что СИ раздают прохожим на улицах или жильцам в квартирах.

Правильно понять конкретные приемы – “зачины” разговоров и готовые клише против возражений и критики – поможет еще одна прекрасная книга «Чалдини Р. “Психология влияния». В ней подробно и популярно раскрываются стереотипные механизмы человеческих реакций на поведение и слова окружающих людей, которые во многом и используются иеговистами в навязывании своей компании и мозгопромывочных бесед малопросвещенным в социальной психологии гражданам. В силу этого она способна служить развернутым комментарием к этой брошюре и вообще методам вербовки и индоктринации СИ (и других деструктивных культов). Там вы найдете действенные рекомендации как по распознаванию манипулирования, так и по способам сопротивления манипуляторам.

Например, благодаря книге Чалдини вы обратите внимание, как часто в своей инструкции СИ советуют вербовщикам ссылаться на “мнение многих”: “многие думают”, “многие считают”, “многие обеспокоены” и т.д. Этот прием называется в “Психологии влияния” “социальным доказательством”. Он заменяет реальные доказательства ссылками на мнение или поведение якобы большинства людей и довольно эффективно использует действительно присущий практически каждому человеку стереотип ориентации “по большинству”, согласия с мифическим или реальным большинством.

Другие приемы:

использование множества приветливых слов и выражений в надежде вызвать благорасположение собеседника и усыпить критический настрой (используется стереотип “благорасположение”);

уступчивость и готовность поделиться “всего лишь одной мыслью, раз вы так заняты или спешите” (используется стереотип “взаимный обмен”);

ссылки на Библию (стереотип “авторитет”);

провоцирующие формулировки вроде “мы разговариваем с людьми, по-настоящему обеспокоенными качеством сегодняшней жизни (смыслом жизни и т.д.)” (стереотип “обязательство и последовательность”).

Очень важно понять, что смысл вербовки и манипулирования становится ясен тогда, когда вы прилагаете усилия для отстаивания собственных принципов и правил общения, для торможения своих обыденных стереотипных реакций, проявляете встречную активность и оправданную резкость и жесткость, если чувствуете сомнение в искренности неожиданных посетителей.

Например, вы можете с полным правом, прежде, чем включаться в тему навязываемой беседы, настоять на обсуждении самой ситуации с вторжением в вашу жизнь. Так вы перехватите инициативу и обнаружите резкое уменьшение энтузиазма и приветливости “ходоков”. Для полноты картины можете предложить посетителям обменяться визитами, когда вы тоже придете к ним без приглашения и предложите беседу по своему выбору. А дальше, как говориться, следите за реакцией.

Очень помогут разговаривать или правильно отказаться от разговора с иеговистскими вербовщиками “20 способов сопротивления нежелательному социальному воздействию” или критический “Контракт о вступлении в культовую группу”.

В ближайшее время на своем сайте http://www.people.nnov.ru/volkov.html я планирую начать публикацию иеговистского “Руководства для школы теократического служения”, подробного учебника для подготовки вербовщиков, чтобы как можно больше людей смогли познакомиться с подоплекой их полупрофессиональной подготовки в манипулировании.

 

Психолог, кандидат философских наук,

доцент Нижегородского

государственного университета

Е.Н.Волков

 

Источник: http://www.synergia.itn.ru/iegova/

Hosted by uCoz