Реклама


Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Экспертное заключение (Аналитическая записка) по религиоведческим аспектам религиозного объединения “Церковь в Москве” (“Живой поток”, “Церковь свидетеля Ли”), 1998 г.

Основы секты были заложены в Китае в 1920-е годы, где Вочман Ни, китаец по происхождению, основал свою “Поместную церковь” Через некоторое время к ней, присоединился бывший протестантский священник Уитнесс Ли (Ли Чаншоу). В 1962 г. Ли переехал в Америку, где основал миссию “Живой поток”. В Тайване эта секта известна как “Церковь дома собраний”. В США она располагает значительными средствами и недвижимостью. Первые проповедники секты приехали в СССР еще в 1984 г. В настоящее время деятельность ее в нашей стране приобрела широкий размах. Ведется интенсивная работа по обращению в “истинную веру”, развернута издательская деятельность, трудятся сотни американских и тайваньских миссионеров. Для привлечения новых членов используется в большом количестве гуманитарная помощь. “Поместная церковь” активно действует в Москве, в основном в школах.

Учение секты несет отпечаток народных религий Китая, для которых, как отмечают специалисты, характерны различные формы экстатических состояний, экзальтация, заставляющие “терять разум” обряды. Основатель секты, как свидетельствуют его тексты, был знаком с движением пятидесятников, чью веру он не считает истинной.

Религиозное учение секты основывается на трактатах Уитнесса Ли. Тексты Священного Писания христиан - Библии используются им для подтверждения своих идей. Можно констатировать, что учение его не опирается на какую-либо европейскую традицию. В его работах часто встречаются утверждения, что до него никто не понимал Библии и все предшествующие христиане ошибались при ее чтении.

Тексты Уитнесса Ли характеризует отсутствие логичности, внутренней согласованности. Терминология очень расплывчива. В учении секты можно выделить несколько уровней посвящения. На первом уровне говориться, что “Бог сотворил вселенную из ничего Своим Словом. За этим внешним слоем доктрины обнаруживается несколько иное учение. На более продвинутых ступенях встречается пантеистическая установка, совершенно несовместимая с христианством. “Как ветви великой лозы мы пребываем в Нем, а Он пребывает в нас, - пишет Уитнесс Ли. - Поскольку мы пребываем в Нем, а Он пребывает в нас, этот воплощенный Бог раздает Себя в нас, чтобы сделать нас Богочеловеками. Пантеистическое мировоззренческое ядро, заключающееся в представлении об отношении божества к миру через их всеединство, а применительно к индивиду в учении об их единосущности необходимо для настройки сознания последователя секты на “слияние” с божеством, которое “раздает Себя”.

Погружение адепта в мир “наслаждения” Богом, предваряется подготовкой его ума для принятия экстатической практики. Первым этапом ее является пантеистическая установка сознания. Затем мы встречаем устойчивую модель взаимоотношения Бога и человека. “Бог создал человека по Своему образу, чтобы Он мог раздавать Себя в человека. Бог создал человека с духом, чтобы Он мог раздавать Себя в человека. В писаниях Уитнесса Ли постоянно проводится этот образ: Бог “раздает Себя в Своих избранных. Настойчивость этой установки свидетельствует, что текст предназначен не столько для объективного изложения какой-либо информации, сколько для того, чтобы стать духовным инструментом, служить своеобразным пособием для организованной перестройки сознания. Постоянно встречаются утверждения:

У нас есть сам Бог в нашем духе, и мы можем исполняться Богом и быть наполнены Им, чтобы выражать и представлять Его как богочеловеки”.

Мы созданы по образу Божьему с духом, чтобы принимать Бога в себя как нашу жизнь, как жизнеснабжение, как все для нас, чтобы он стал нашим содержимым и мы могли стать Богочеловеками”.

Мы не только вкушаем Его, но также соединены с Ним. Мы теперь стали Его ветвями и стали частью великой лозы. Мы можем пребывать в нем, а он в нас”.

Бог был роздан в нас, и Он никогда не покинет нас”.

Бог создал человека как Свою копию, чтобы человек был Его вместилищем”.

Бог подобен великой корове. Он является источником жизни, и из этой великой коровы проистекает небесное молоко, когда мы пьем от этой реки, мы вне себя от наслаждения. Эта река является рекой Божией, которая несет божественную жизнь. Эта река - Дух. Источником жизни является Бог-Отец. Сын - родник, который является воплощением жизни, воплощением источника, а Дух - поток жизни, который как река достигает нас. Это Бог, раздающий Себя в нас. Когда мы пьем от этой божественной реки, мы принимаем поток, родник и источник, то есть Триединого Бога. Таким путем Триединый Бог раздает Себя в наше существо”.

Таким образом, текст используется для решения задачи связанной с преобразованием сознания адепта. Постоянно внушается мысль, что “Бог создал человека как свое вместилище”. Автор настойчиво призывает: “Надо всем понять это и заявлять: “Я вместилище Бога”. Мы должны наполняться им. Основная мысль, проводящаяся на протяжении всех страниц заключается в том, что “быть надо не просто человеком, а богочеловеком, что конечной задачей является “погружение” в Бога и “наслаждение” Им.

Несмотря на христианскую терминологию, секта, в сущности, имеет мало общего с христианством. Это подтверждается особенно учением о Боге. Воплощение Христа произошло, согласно Уитнессу Ли, вместе с Отцом, и Его человеческое житие тоже проходило вместе с Отцом.

В своем рождении Иисус принес Отца вместе с Собой”.

Это есть воплощение триединого Бога. В этом воплощении есть и Сын и Отец, и даже Триединый Бог”.

Учение секты о Святом Духе, безусловно, чуждо христианству. Святой Дух, согласно их доктрине, это воскресший Иисус. “Библия учит, - пишет Уитнесс Ли, - что Иисус, Сын Божий, стал Духом. Когда Господь Иисус родился, Он стал плотью. Когда Он воскрес, Он стал Духом. Дух есть Иисус вместе с Отцом.

Сын теперь (после воскресения) является всеобъемлющим, составным, животворящим Духом”.

Дух - это всеобъемлющий, составной, приготовленный. Он включает в Себя Сына, Его личность, и Его дела, Его свершения...”.

Такое учение секты о Боге не может быть совместимо с представлением о Боге как личности. Деперсонализированное божество характерно для пантеистического мировоззрения, которое весьма далеко отстоит от библейско-христианского креационизма.

Бытие человека мыслится раздвоенным, ибо, с одной стороны, он единосущен божеству, с другой - он живет в земном мире. Задача человека - влиться в поток жизни, в “раздаваемое” божество, на пути к этой цели допускается преступать границы добра и зла.

Этот составной Дух обитает в нашем духе. Нам не нужно следовать религии, упражняться в этике или пытаться, пытаться исполнять определенные предписания учения. Нам нужно просто постоянно быть открытыми для этого Духа, позволяя Ему беспрепятственно давать жизнь в наше существо”.

С позиций исторически приоритетной в России и Европе христианской Церкви вряд ли можно считать религиозное объединение “Церковь в Москве” вообще относящимся к христианству. Христианское учение искажено сектантами до неузнаваемости, используется для обоснования совсем иной духовной практики. Согласно учению Уитнесса Ли: “Мы были воскрешены со Христом, в нас была роздана божественная жизнь. Религиозная практика адептов этой секты заключается в “молитвенном чтении” библейских текстов. Тексты Св. Писания читаются хором на собрании до достижения “молящимися” экстатического состояния. Оно рассматривается как сошествие Св. Духа. Цитаты из Библии становятся, фактически, мантрами, повторение которых приносит “наслаждение Богом” и соединение с ним. На молитвенных собраниях так же поют гимны, сочиненные Уитнессом Ли, причем пение того или иного стиха повторяется. Присутствующие раскачиваются в разные стороны, хлопают себя ладонями по коленям в ритм песнопениям, закрыв глаза. Коллективное ритмичное раскачивание, специальная интонация и эмоциональная настройка постепенно вызывает у присутствующих экстатическое состояние. Наблюдаются элементы гипноза и внушения во время молений. Адепты культа обязуются руководством секты постоянно прослушивать кассеты с музыкой, действующей на подсознание. Последователи учения ограничиваются в еде и сне. “Наша плоть полна зла. Прогнившая и совращенная она отвратительна, она восстает против Бога”. Все это приводят к достижению измененных форм сознания, деструктивно влияет на личность. Адепты деструктивных культов часто кончали полным распадом личности, сумасшествием или самоубийством.

Нельзя не отметить следы народных языческих религий Китая, для которых, как отмечают специалисты, характерны различные формы экстатических состояний, экзальтация, заставляющие “терять разум” обряды. Эти экстатические культы представляют большую опасность для людей, в Китае они сопровождались обычно человеческими жертвоприношениями.

Посещение молитвенных собраний обязательно. Наблюдение за посещаемостью строго. В секте есть четкая иерархическая структура. Между высшим руководством и рядовыми верующими стоят “старейшины”. Они устанавливают жесткую дисциплину. Руководящие центры и источники финансирования находятся за рубежом. “Живой поток” или “Церковь свидетеля Ли” относится специалистами к деструктивным культам западной псевдохристианской ориентации. Члены такой секты подчиняются железной дисциплине, носящей характер тоталитарного порабощения с подавлением личности. Каждому члену секты вменено в обязанность привлекать в ее ряды новых верующих. Методы и приемы вербовки специально разработаны. Существует специальная методика “агрессивной проповеди”.

Чтобы не испугать и привлечь к себе православных, католиков и протестантов, секта заявляет, что готова поддерживать братские связи со всеми христианами, предлагает им участвовать в своих молениях, чтобы они затем осознали “заблуждение” традиционных конфессий. При этом особенным нападкам подвергаются священнослужители.

У человека, связавшего свою жизнь с религиозным движением сектантского типа, коренным образом изменяются и сужаются все ценностные критерии, примитивизируется мировоззрение. Сектант полностью идентифицирует себя с учением секты. Стержнем его жизни является идея, что спасаются только те, кто живет по принципам и правилам движения. Остальные, по мнению секты, неизбежно и навсегда гибнут, так как вся полнота истины сосредоточена в секте. Адепты движения предельно изолированы от внешнего мира, ничего, кроме своего вероучения, они не знают и не желают знать. Цель движения одна - привести человека к общему знаменателю и полностью подчинить лидерам секты. Значительные личностные изменения и кардинально новые морально-этические ориентации ведут к социальным и семейным проблемам. Сектант постепенно отгораживается от мира, деградирует.

Вероятность психических заболеваний среди “свидетелей Ли” превышает средний уровень. Обязательное участие в изнурительной вербовке новых членов, методика “агрессивной проповеди”, экстатический характер собраний с элементами внушения и гипноза - все это не может не сказываться на психике “свидетелей” и приводить их к целому комплексу негативных психических последствий. Техника “слияния Бога и человека” в этом культе ведет к тому, что человек теряет способность размышлять, лишается воли. Психиатры считают, что без помощи медицины адепты культа не способны вернуться к нормальной жизни.

Аспирант кафедры истории философии РУДН,

бакалавр богословия

Ситников А.В.

Hosted by uCoz