Реклама

[/c
[/center]enter]

Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Научно-психологическая консультация эксперта лаборатории судебно-психологических исследований при кафедре общей и юридической психологии КГПУ им. К.3. Циолковского, аспиранта отдела “Психологических проблем правоприменителъной деятельности” НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ В.А.Бурковской от 22 марта 1999 г.

Научно-психологическая консультация подготовлена на книгу Божественный принцип, опубликованную Ассоциацией Святого Духа за Объединение Мирового Христианства в 1997 году (450с.) в ответ на обращение в лабораторию прокурора Юго-Восточного административного округа г. Москвы ст. сов. юстиции Б.Ф.Кравцова.

Б.Ф. Кравцов обратился с просьбой дать ответ на следующий вопрос о направленности религиозных текстов, изучаемых и распространяемых ЦО и возможном влиянии изучения данных религиозных текстов на юридически значимое поведение адептов.

Последние несколько лет на территории России появилось большое количество ранее неизвестных религиозных объединений, деятельность которых носит противоречивый характер. Родственники адептов таких религиозных объединений отмечают, что с их близкими происходят серьезные психологические изменения: они перестают учиться и работать, уходят из дома, иногда полностью разрывают отношения с семьей, теряют интерес к ранее существовавшим хобби, друзьям, к светским праздникам, развлечениям, жизни, полностью замыкаются на участии в деятельности объединения, критически не оценивают происходящего, иногда бродяжничают, попрошайничают, назойливо пристают к прохожим на улицах; отказываются от выполнения гражданских обязанностей. Родители в своих заявлениях в правоохранительные органы очень часто отмечают вероятность использования различных методов психического воздействия руководителями подобных объединений.

Убеждение, внушение, пропаганда, побуждение представляют собой разновидности психического воздействия.

Под убеждением понимается метод рационального воздействия на аудиторию логически организованной информацией. Убеждение может осуществляться как путем четких логических построений, так и с помощью псевдологических приемов, лишь по форме напоминающих логические. Использование идеологической и прагматической аргументации, т.е. замена причинно-следственных связей ссылками на укоренившиеся социальные стереотипы, обладающие выраженной эмоциональной окраской, позволяет осуществить убеждение практически без приведения доказательств, такого рода убеждение смыкается с внушением.

Внушение представляет собой процесс воздействия, рассчитанный на непроизвольное усвоение аудиторией внушаемой информации. Роль внушения значительно возрастает в тех случаях, когда у объекта психического воздействия (ОПВ) недостаточно опыта и знаний в данной деятельности; когда индивид находится в стрессовой ситуации, при дефиците времени, испытывает страх, тревогу, депрессию и т.д.

К языковым средствам, с помощью которых осуществляется психическое воздействие, можно отнести:

искажение информации, путем подтасовки фактов, преувеличений, включение в текст непроверенных слухов;

отождествление информации, т.е. связывание между собой разнородных явлений без достаточных на то оснований;

нагромождение неопределенных, непонятных, трудных для осмысления фраз, использование особого языка;

смещение временных границ, выражающиеся в придании сказочно-мифическим изречениям, фактам давно минувшего ничем необоснованной актуальности для настоящего.

Внушающее воздействие может осуществляться путем многократного. навязчивого повторения одной и той же мысли, особенно в окружении эмоционально-насыщенных манифестаций, лозунгов.

Расположение значимой для авторской цели положений в конце или начале текста, нередко и в начале и в конце.

Многократное употребление одних и тех же отрицательных эпитетов в сочетании с одними и теми же понятиями и именами.

Также облегчают внушение следующие приемы:

Создание чувства общности автора с аудиторией. Этот прием основан на доверии к “своим” и враждебности к “чужим”. Реализуется он посредством приписывания себе функций выразителя общественного мнения, противопоставления “нас” - “им”.

Наступательный, безаппелляционный стиль подачи материала в свою очередь способствует повышению авторитета автора в глазах аудитории.

Увеличение давления эмоционального компонента восприятия путем запугивания читателей, создания атмосферы тревоги, страха. С опорой на эти положения и был проведен анализ “Божественного Принципа”.

“Божественный принцип” - это книга, в которой изложены основы учения Сан Мен Муна, основателя Ассоциации Святого Духа за Объединение Мирового Христианства.

Общий замысел составителей и автора можно свести к следующему -рассмотрев историю человечества, подвести читателя к пониманию того, что абсолютно необходимы Второе пришествие Мессии и новая истина,

что Второе пришествие Мессии произойдет в Корее,

что люди, живущие на Земле должны готовиться к этому;

что только Второе пришествие Мессии и принесенная им новая истина освободит падших людей от первородного греха (греха совершенного Адамом и Евой);

что Бог послал уже в мир человека (Сан Мен Муна), который разрешит основополагающие вопросы, касающиеся жизни человека и Вселенной.

Содержательно-смысловой анализ этого произведения позволяет выделить основные тематические блоки текста, которые в сжатом и систематизированном виде можно свети к следующему:

Утверждается, что в человеке существуют две противоположные стороны: это изначальная душа, которая стремится к осуществлению добрых намерений и злая душа, которая преследует злые желания;

Однако со дня сотворения мира не было ни одного человека, который бы следовал только голосу своей изначальной души, поскольку на каждого из живущих влияет некая сила зла, побуждающая совершать злые поступки;

Причиной этого является грехопадение прародителей (Адама и Евы), из-за которого человечество рождается в грехе вплоть до настоящего времени и продолжает род сатаны; Весь человеческий род греховен и каждый человек несет в себе черты падшей природы;

Мир, в котором мы живем, находится под владычеством сатаны, поскольку Адам и Ева пали и не достигли совершенства;

Власть сатаны на земле осуществляется через влияние злых духов на земных людей и проявляется в их деятельности;

- Поскольку Бог создал человека на основе Принципа (так называется учение, проповедуемое Сан Мен Муном), то человеку в жизни предназначено идти по пути Принципа;

- Не зная Принципа, практически невозможно отличить доброе духовное влияние от злого, вне Принципа невозможна ни свобода воли, ни свобода действий; Именно из-за сатаны человек утратил свободу;

Существует четыре вида греха: первородный, который зародился в результате духовного и физического грехопадений прародителей человечества; унаследованный достается человеку от его предков из-за принадлежности к одному роду; коллективный, который не совершали непосредственно ни сам человек, ни его предки, но за который он несет ответственность, как представитель некоего сообщества; личный, который каждый совершает сам. Не очистившись от первородного греха, человек не может полностью освободиться от других грехов;

Вся история человечества представляет собой историю попыток Бога спасти падших людей и восстановить изначальный мир добра; мир станет идеальным только в том случае, когда владычествовать над ним будут истинные сыновья и дочери Бога;

- В настоящий момент человечество вступило в эпоху последних дней, которые принесли свои плоды на мировом уровне. Люди страдают духовно, испытывают внутренне беспокойство, ужас, хаос. Последние дни - это время многочисленных бедствий;

- Вместе с уходящей эпохой будут судимы и те, кому удобен образ жизни старого времен. Для того, чтобы обрести путь к подлинному спасению, необходимо открыть свое сердце для новой истины;

Все существующие на сегодня религии не могут вывести нынешний мир из “темной долины смерти к сиянию жизни”, поэтому должна появиться новая истина;

Новая истина дается людям для того, чтобы вернуть их в состояние, изначально определенное Богом;

Необходимо новое более правильное и современное толкование Библии: - Необходимо построить идеальный мир, единой мировой семьи, в котором Господа Второго пришествия будут почитать как Истинного Родителя;

Создание царства небесного на Земле - такова Божья цель творения;

Божественный принцип - это выражение универсальной истины;

- Корейский язык должен стать родным для всех людей, и в конце концов все человечество должно будет говорить на корейском языке, поскольку Христос в действительности возвратиться в Корею.

Выяснение способов представления читателям информации. прослеживание логики аргументации, анализ языковых средств, использованных автором, позволяет глубже определить содержательную направленность текста.

В изученном нами материале психическое воздействие осуществляется через:

1. Формирование и усиление психических состояний беспокойства и тревоги посредством эмоционально-насыщенного описания существующих бедствий, неизбежности грядущих катастроф, запугивания читателей: “Но поскольку Сатана создает искаженное подобие идеального Божьего мира, опережая Бога, на завершающем этапе истории (1) неизбежно появление мира не-по-Принципу во главе с антитипом Господа Второго пришествия на стороне сатаны, - мира, в котором восстановление Трех Божьих Благословений осуществляется в искаженном виде” (с.418); “Этот мировой конфликт неизбежен (2). Третья мировая война должна произойти, чтобы люди на стороне Бога смогли преодолеть третье искушение Иисуса на мировом уровне” (с.419);

“Грешный мир не только приносит несчастье человеку, но и причиняет боль Богу” (с.112); “Последние дни (3) - это время многочисленных бедствий ... Следовательно, в этот исторический переходный вместе с уходящей эпохой будут судимы и те, кому удобен образ жизни старого времени” (с.139); “В действительности никто не сталкивается с более рискованной ситуацией, чем верующие, живущие в переходный период истории, каким является современность. Какую бы глубокую веру они ни проявляли в своей жизни, если они ... предпримут ошибочные шаги, отворачиваясь от возвратившегося

Христа, все их усилия окажутся напрасными”; (с.449) “Многое христиане сегодня направляются по пути, который, по их убеждению, приведет их на Небеса. Однако сделай они неверный шаг - и этот путь может привести их в ад” (с. 448).

2. Стереотипизация на основе оппозиции “мы” - “они”: С одной стороны они - падшие люди “Поскольку способность падших людей чувствовать Божественный Дух очень ограничена, им свойственно, идя путем провидения восстановления, придавать слишком большое значение формальной стороне истины”.(с.138) “Прослеживая историю развития человечества, направляемого сатаной..”(с.365), “ с другой - мы, истинно верующие, т.е. те , кто смог или сможет “услышать новую истину” и только следуя этой новой истине истинно верующие смогут “обрести путь к подлинному спасению”, (с. 139).

3. Смещение временных границ, выражающееся в придании фактам давно минувшего ничем необоснованной актуальности,

Семантический и грамматический анализ структуры текста позволяет установить, что его автор ставит фактический знак равенства между древними Иудеями (евреями) и современными христианскими вождями, Иисусом и Господом Второго пришествия. Автор текста отмечает, что “Эти люди убили Иисуса” (4, с.448), В смерти Иисуса были непосредственно виноваты только высшее священство и некоторые из книжников, однако весь народ Иудеи и все человечество несут на своих плечах бремя ответственности за этот грех”.(с.100) Здесь мы видим перенос ответственности за некоторые деяния с конкретных лиц на всю нацию (евреев) и все человечество. Согласно доктрине греха, изложенной в Божественном Принципе, каждый человек несет ответственность за некий коллективный грех, только потому, что он является представителем данного сообщества.

На основании тезиса об идентичности дней Иисуса и дней Второго пришествия, (современности), автор книги делает следующее умозаключение “подобно высшему иудейскому священству времен Иисуса, христианское духовенство сегодня скорее всего встанет в первые ряды преследующих Иисуса Второго пришествия” (с. 447), и “те христиане, чьи мысли прикованы к букве Нового завета, станут критиковать слова и дела Христа, основываясь на узком понимании писаний. Следовательно, можно ожидать, что они заклеймят Господа как еретика и будут преследовать Его” (с.447)

Изученный текст с помощью убеждающих и внушающих воздействий приписывает еврейскому народу и современным христианам даже глубоко верующим, но не принявшим или не понявшим новую истину, враждебные действия и намерения по отношению к Господу Второго Пришествия (Сан Мен Муну), сознательно формирует у читателя негативную психологическую установку к иудеям и тем христианам, чьи сердца, якобы недостаточно открыты к принятию новой истины. Содержание проанализированного источника позволяет усмотреть в нем признаки пропагандистской стратегии, направленной на возбуждение религиозной нетерпимости и вражды, В частности приписывание определенной части христиан тайных планов, связанных со стремлением преследовать Господа Второго Пришествия (Сан Мен Муна).

Более того, в тексте содержатся отрицательные эмоциональные оценки по отношению к существующему человечеству, миру. Человечество неоднократно оценивается как греховное, люди как падшие, находящиеся под владычеством сатаны.

4. Придание императивному представлению информации внешнего сходства с диалогом: “мы все испытываем чувства радости, гнева, печали... Однако нам не под силу разделить глубочайшие переживания друг с другом, потому что мы говорим на разных языках. Разве не является это одним из величайших несчастий человечества?” (с.450); “Нам предстоит еще одна окончательная и неизбежная схватка - идеологическая борьба между демократией и коммунизмом” (с.33) или “Причина того, что до сих пор даже верующие люди совершали грехи, состоит в том, что для них вера в Бога оставалась лишь концепцией и не затрагивала самые глубины их личности. Если бы человек ощутил Бога всей своей душой, разве смог бы он после всего этого грешить? Разве стали бы люди грешить, зная о том, насколько реален Небесный Закон, согласно которому каждый грешник отправляется в ад?”.

5. Неоднократное повторение одной и той же мысли: о греховности человечества, правлении Сатаны на земле, возможности спасения и воскрешения только через принятие новой истины, которую откроет Господ Второго пришествия (Мессия) и т.д.; перенасыщенность текста сложными грамматическими конструкциями, новыми понятиями, непонятными словами.

Поскольку “Божественный принцип” представляет собой основу вероучения, то многие его аспекты намечены только в очень общем виде.

Деятельность религиозных объединений такого типа, к которому относится Церковь Объединения, подчинена реализации и осуществлению той или иной религиозной доктрины. Поэтому анализ источников, в которых содержится религиозная доктрина, описаны механизмы ее осуществления, имеет очень важное значение при ответе на вопрос о сопряженности деятельности того или иного религиозного объединения с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждению граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, совершению иных противоправных деяний.

Представляется целесообразным остановиться на анализе следующего источника “Значение и ценность Благословения. Из книги “Благословение и идеальная семья”, в котором собраны отрывки из речи преподобного Сан Мен Муна. Данная книга была издана Ассоциацией Святого Духа за Объединение Мирового Христианства в 1995г., содержит 76 страниц.

Церемония Благословения (Бракосочетания) занимает особое место в жизни каждого члена Церкви Объединения, именно после прохождения этой церемонии последователи ЦО изменяют свою линию крови, переходят из рода сатаны в род Бога.

Общий замысел авторов этого источника заключается в следующем:

подвести читателя к пониманию того, что Благословение представляет собой высшую ценность, его необходимо получить во имя спасения всего мира.

Содержательно-смысловой анализ позволяет выделить следующие основные блоки.

1. Благословение - это высшая ценность.

2. Благословение дает возможность положить конец всем страданиям и боли; представляет собой начало новой эпохи, нового будущего, открывает дверь на небеса.

3. Брак, заключенный через Благословение (Благословленный брак) имеет историческое значение, поскольку не принадлежит ни одной нации, ни всему сатанинскому миру в целом. Он заключает основание для того, чтобы было возможно обогнать сатанинский мир.

4. Благословение нельзя получить от собственных родителей (поскольку они принадлежат к роду сатаны). Благословение можно получить только от Истинных Родителей (Сан Мен Муна и его жены).

5. Для получения Благословения необходимо:

• отказаться от своих представлений о браке и принять образ мыслей Бога и Истинных Родителей;

• день и ночь в любое время года, жертвуя собой, свидетельствовать (распространять сведения о Принципе, учении Сан Мен Муна) о Боге;

• нужно отречься от своего рождения и создать новые отношения с Богом; должны порвать все связи с падшим родословием;

• необходимо избавиться от своего греха и своего прошлого;

• необходимо отречься от своего “Я”, пройти через абсолютное самоотречение;

• отречься от действительности;

• посвятить себя целиком служению Богу;

• избавиться от крови сатаны, порвать все связи линией крови сатаны;

• быть готовым пройти через земной ад;

• пройти -2, -7, -21, -40 -дневные семинары, всего около 70 дневной подготовки;

• совершить 7-дненый пост;

• быть готовыми пожертвовать даже теми, кого любите;

• пожертвовать всем и обрести трех духовных детей;

• ничего не делать во имя удовлетворения своих желаний какими бы они не были - добрыми или злыми.

6. Все люди являются потомками сатаны.

7. Потенциальные адепты ЦО, являются мусором, в принципе, не достойны получить подобное Благословение, даже в том случае, если Сатана оторвет им головы и выбросит в открытый океан.

8. Человеку необходимо быть привитым к истинному родословию.

9. Адепты ЦО должны быть готовыми пойти на смерть вместо Сан Мен Муна.

10. Люди представляют собой воплощение 6000-летней линии крови греха. В людях проявляется 6000 лет грешной истории.

11. Люди стали потомками Сатаны в результате грехопадения

12. Падшим людям не под силу искупить грех без изначальных, не падших родителей. Принадлежать к другому родословию означает иметь другого отца. Только Истинный Отец может даровать полное духовное и физическое спасение.

13. Центром всего, что делает человек должны являться Истинные Родители. Без Истинных родителей жизнь каждого отдельного человека лишена какого-то ни было смысла. Адепты должны стать живым воплощением следующей мысли “Я сын или дочь, единство которого с Истинными Родителями будет вечно” (с. 14).

Таким образом, в книге содержится описание значимости и важности Благословения, необходимости его получения. Объясняется влияние грехопадения на жизнь каждого человека и всего человечества. Указывается, что единственным способом изменить страшные последствия грехопадения, является жизнь по Принципу, получение Благословения, изменение линии крови.

В теории психологии под психическим насилием принято понимать создание такой ситуации, при которой человек оказывается не в состоянии самостоятельно выбирать свои цели, планировать свое поведение.

Учитывая вышесказанное и то обстоятельство, что адепты Церкви Объединения обязательно изучают многократно и в различных редакциях Божественный принцип, то они оказываются в ситуации, при которой для них единственно возможным поведением в последние дни, в которых мы живем, является принятие новой истины, ее практика.

Логико-грамматический и семантический анализ показывает, что данный текст насыщен отрицательными эмоциональными оценками существующего мира типа “падший мир” (с.37); “земной ад” (с.62); постоянно подчеркивается мысль о враждебности внешнего по отношению к Объединению мира, говорится о преследованиях, которым подвергалась как сама Церковь (с. 60), так и Сан Мен Мун (с.30);

Содержит неоднократные уничижительные оценки человечества и каждого конкретного человека: “человечество стало субстанциональным телом сатаны” (с.3), “падшие люди” (с.3), “вы как мусор” (с.68), “вы не достойны” (с.71), “Есть ли у вас право участвовать в Благословении? Нет” (с.71); “падший человек” (с.69); “Разве вам под силу это сделать? (с.69), если люди мечтают о сладкой жизни, то они являются ложными и принадлежат к вражескому стану (с.74); “вы - представляете собой воплощение 6000-летней истории линии крови греха” (с.75);

Перенасыщен угрозами, обещаниями различных отрицательных последствий в случае невыполнения определенных требований: “Если вы не совершите семидневный пост во имя Неба, то, придя в духовный мир, вы не сможете принадлежать к Царству Небесному” (с.64); “Если у вас нет трех духовных детей, то нет основания, созданного единством трех архангелов. Это означает, что вы остаетесь под владычеством сатаны, и он, создав условие взаимодействия, может делать с вами все, что ему угодно” (с.66); “То, что вы так не поступаете - своего рода оскорбление для Бога” (с.73); “...настанет час, когда вы будете уничтожены и останетесь ни с чем”. (с. 72.); “Если Вы пришли сюда, будучи не готовы, вам должно быть стыдно, и вы должны просить Небеса о сочувствии и жалости” (с.75).

Необходимо отметить, что для верующего человека коими являются адепты ЦО данные угрозы наполнены реальным содержанием.

Все вышеперечисленное способствует формированию и усилению у адептов психических состояний беспокойства, тревоги, стыда; понижению самооценки, развитию и усилению чувства собственной неполноценности, несостоятельности, ничтожности, неуспешности.

В тексте в императивной форме оговорено требуемое от адепта поведение, любое отклонение от него, даже мысли об этом не допускаются. Так, в частности, адептам рекомендуется так волноваться о выполнении воли Бога, чтобы не быть в состоянии есть и спать (с.73); рекомендуется раскаяться, “если ваши глаза подернуть пеленой, потому что вы мечтаете о сладкой жизни. ... Вам необходимо раскаяться, особенно если ваша совесть говорит Вам об этом. Пожалуйста, раскайтесь. Как вы можете спокойно есть? Раскайтесь, совершив пост”, (с.74); “Пожертвуйте всем ...” (с.68); “...Когда вы наказываете свое тело, вы тем самым приносите условие Богу” (с.65); “Получение Благословения должно страшить вас” (с.28).

Страх наказания, боязнь огорчить Отца в сочетании с наличием четкой программы действий, формируемой авторами текста ощущением, что это единственно правильный путь - все это может способствовать формированию и усилению у человека такого психического состояния, при котором он не способен самостоятельно и осознанно выбирать цель и способы ее осуществления.

Согласно данному источнику все недостойны получить Благословение и не понимают его ценности, все люди плохие и те, кто готовится его получить и является последователем Истинных родителей, и те, кто еще не встретился с новой истиной. Принципом, Истинными родителями. Только Отец (Сан Мен Мун) правильно понимает значение и ценность Благословения и достоин его. Только благодаря Отцу получение Благословения стало вообще возможным.

Из юридической психологии известно, что во многом отношение верующих к государству и его структурам связано и определяется тем, каким образом государственно-правовые явления предстают в сознании верующих (проявлением замысла Бога или сотворением сатаны - воплощением отрицательных неземных сил.) Представляется необходимым отметить следующее обстоятельство: антиобщественный характер религиозной доктрины ЦО заключается в создании у адептов такой социальной ориентации и таких социальных установок, что противоправное поведение последних становится естественным продолжением их поведения в обществе в определенные моменты. Одним из косвенных способов отрицания значимости существующей государственной власти и ее законов является постулирование ответственности человека за все его поступки исключительно перед Богом, Истинными Родителями. Таким образом, социальная ответственность в сознании индивидов заслоняется и отодвигается на задний план религиозной ответственностью верующего перед Богом, Истинными Родителями. Верующих подводят к пониманию того, что они должны отдать всю свою жизнь на служение Истинным Родителям (с. 53); что время Благословения настанет для них только тогда, когда они пройдут путем бесчисленных страданий и преодолеют ложные обвинения сатаны (с.61); только Истинные Родители, Бог, Принцип имеют значение и истинно, а весь остальной мир находится под влиянием сатаны, человек должен выполнять свою ответственность только по отношению к Богу и Истинным Родителям “Поэтому всем своим сердцем, всем своим существом любите Господа Бога - в этом первая и наибольшая заповедь. Это и означает абсолютное служение общей цели.... вы должны служить Богу, как существу, Которое представляет весь мир” (с.11); “Служение (5) - это тот путь к спасению, который вам открывает эра завершенного завета. ..Больше всего на свете ваше сердце должно стремиться к родителям (Сан Мен Муну и его жене.) Вы должны чувствовать, что без них нет дня или ночи, нет мира и ваша жизнь лишена всякой ценности.” (с. 13)

Таким образом, изученная публикация “Значения и ценность благословения” с помощью убеждающих и внушающих воздействий сознательно формирует у читателя негативное отношение к существующему миру, государству, его законам, семейным ценностям, людям, не знакомым или еще не принявшим новую истину, дай к самим себе.

Характер установки таков, что создает реальную возможность совершения разнообразных противоправных деяний (отказ от исполнения гражданских обязанностей, нарушение норм Семейного права и т.д.); опасность аутоагрессии (агрессии, направляемой человеком на самого себя), которая может выражаться в отказе от полноценного питания, сна, доведении самого себя до полного физического и психического истощения, в самообвинениях и самоуничижении, отказе от медицинского обслуживания и т.д.

Публикация содержит в себе признаки того, что деятельность данного религиозного объединения вероятно сопряжена с причинением вреда здоровью граждан (как психическому так и физическому), побуждением граждан отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершением иных противоправных деяний.

Целенаправленно использование ранее указанных приемов психического воздействия в текстах, изучаемых и распространяемых ЦО, позволяет сделать вывод о том, что деятельность данного объединения сопряжена с психическим насилием над гражданами.

22 марта 1999 г.

Эксперт лаборатории судебно-психологических исследований при кафедре общей и юридической психологии КГПУ им. К.3. Циолковского, аспирант отдела “Психологических проблем правоприменителъной деятельности” НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ

В.А.Бурковская

Настоящее заключение является научной консультацией, которая не исключает необходимости проведения судебно-психологической экспертизы направленности религиозных текстов, изучаемых, распространяемых и издаваемых ЦО.

Начальник отдела кадров Ковель Л.Н.

___________________

1. Этап, на котором мы сейчас находимся.

2. Третья мировая война, которая может быть либо вооруженным конфликтом, либо идеологическим.

3. Последние дни - это время, в котором мы сейчас живем.

4. Священники и книжники, еврейские лидеры.

5. Истинным родителям.

Hosted by uCoz