Религиозная безопасность России



назад



Заключение комиссии под руководством доктора психологических наук, кандидата юридических наук, профессора В.Л.Васильева по результатам исследования деятельности религиозных сектантских организаций «Свидетели Иеговы», «Церковь объединения», «секта Виссариона», 1995 г.

 

В течение мая–июля 1995 г. сотрудниками кафедры правовой пси­хологии с привлечением ученых Санкт-Петербургского Университета, Во­енно-Медицинской академии и других научных и религиозных организаций по поручению председателя постоянной комиссии но вопросам правопорядка и законности г. Санкт-Петербурга А.Г. Крамарова проводились исследования деятельности некоторых религиозных сект.

Главной задачей этих исследований являлся психологический анализ деятельности религиозно-сектантской организации, анализ ее структуры, ее членов, их психологических состояний в процессе вовлечения в секту и активного участия в деятельности секты. Наряду с психологическими исследованиями с позиции системного подхода делался краткий анализ истории возникновения, развития и расп­ространения на территории России исследуемой сектантской организации. Анализировались также правовые, религиозные, экономические, этические и другие факторы, характеризующие процесс возникновения и развития сектантской организации в структуре общества.

В процессе исследований было проанализировано значительное количество литературных источников, отражающих различные аспекты деятель­ности исследуемой религиозной организации: пропагандистские листовки, брошюры, книги, периодические журналы, издающиеся сектой, инструк­ции-наставления, отражающие методику вовлечения в секту новых членов. Исследователям также были предоставлены дневники, которые некоторые члены секты вели на протяжении длительного времени. Наряду с этими ис­точниками участники исследований проводили контакт-анализ современной прессы и других средств массовой информации по вопросам деятельности секты. В ряде случаев они присутствовали на собраниях членов секты, имели возможность наблюдать за массовыми мероприятиями, которые проводили сектантские организации в Санкт-Петербурге и знакомиться с видеозапи­сями, отражающими ритуальные аспекты сектантской деятельности. В процессе исследований были организованы встречи с большим коли­чеством лиц, состоявших в сектах и вышедших из их состава, супругами, родителями и другими близкими вовлеченных в секту лиц. В настоящее время в России «наблюдается процесс бурного роста ре­лигиозности и столь же бурного исчезновения атеизма»,[1] т.е. в нашей стране происходит процесс духовного обновления, на фоне которого воз­рождаются и создаются вновь религиозные и псевдорелигиозные секты. Несколько лет назад их появление воспринималось как проявление духовного плюрализма в условиях обновленного общества. В соответствии с по­добными взглядами и называли их вполне благопристойно: «нетрадиционные религии», «религии нового времени», «внеконфессиональные течения» и т.д.

Теперь же многие новые (новые по названию и происхождению, но не по сути) «религии» определяются как псевдорелигиозные и тоталитарные секты, представляющие, по словам митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, серьезную опасность для человека и общества с це­лом.[2]

Обычно в сектах преобладает настроение избранничества, резко вы­ражено стремление к духовному возрождению, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний, что нередко ведет к фанатизму. Во главе любой секты стоит лидер (учитель, гуру, пророк, живой Бог, истинный отец и т.д.), который уверяет всех, будто он получил «свыше» пророческого послание о своем мессианском призвании, о трансплантации в его тело Иисуса Христа, о скором конце света и т.п. Спекулируя на мыслях людей о лучшей жизни, лидеры обещают членам своей секты спасение во время страшного суда и рай на небесах.

Таким образом, для большинства религиозных сект характерны следу­ющие признаки:

во главе стоит харизматический лидер, который либо «получил» откровение от Бога, либо сам стал живым «Богом». Как правило он оли­цетворяет собой идеи или ценности;

лидер создает особую коммуну (общину, семью), в которой стано­вится духовным отцом (истинным, божественным);

в общине устанавливаются обязательные для всех нормы поведения.

Своей деятельностью секта разрушает человеческую личность физи­чески и психологически: неполноценное питание, недостаточный сон, нап­ряженная ежедневная работа по проповедованию вероучения и изучения ре­лигиозных материалов.

В процессе исследований проанализирована группа факторов, кото­рые способствуют распространению сектантских религиозных организаций в современном российском обществе. В первую очередь это стремление значительного количества молодых людей найти идеологические опоры своему чувству веры, которое происходит на фоне деструктивных тенденций в обществе и идеологического вакуума. На эту тему имеется высказывание руководителя Церкви Объединения в России Джека Корли: «... коммунизм уходит из России, он проиграл навек» и «сейчас, когда Россия так бедс­твует от разъединения и разобщенности, идеи Церкви Муна нужны ей, как никогда» («Сов.Россия», 13 авг.1991 г.) Об этих же идеях говорится в книге Л.Ф.Буайе «Империя Муна», в которой показано, что мунистский идеологический центр CAISA курирует и финансирует десятки организаций, предназначенных для обеспечения связей с влиятельными слоями боль­шинства стран мира и внедрения в эти страны мунистской надгосударственной идеологии. Психологический анализ личности вовлеченных в секту молодых людей свидетельствует, что практически все они в период вовлечения в секту испытывали затруднения в общении, в личной жизни, находились в состоя­нии поисков справедливости и социальной гармонии. Первое знакомство с представителями секты создавало для них предпосылки выхода из состоя­ния эмоционального дискомфорта, в котором они находились. На начальном этапе их знакомства с «доктриной» секты их позитивные ожидания встре­чали квалифицированную поддержку.

Далее распространению некоторых сект в России способствовало «ло­яльное отношение» к внедрению секты в различные общественные и даже государственные структуры администрации и представителей власти, нахо­дящихся на самых различных уровнях государственной иерархии. Так, в апреле 1991 г. Генеральный секретарь КПСС М.С.Горбачев был инициатором встречи в Кремле с Мен Сан Муном, и эта, а также дальнейшие встречи указанных лиц способствовали распространению Церкви Объединения в Рос­сии. Фактором, способствующим укреплению и распространению религиозных сектантских организаций являются методы, которые составляют сложную, пластично изменяющуюся систему воздействия на различных людей, и спо­собов внедрения и организации работы различных отделений секты на дан­ной территории и ее адаптации к местным условиям. Ниже будут более подробно проанализированы деятельность трех религиозных сектантских организаций, которые получили достаточно широкое распространение на территории Санкт-Петербурга за последние годы.

 

История возникновения и становления «Церкви Объединения».

Основатель и руководитель «ЦО» Сан Мен Мун родился 6 января 1920 г. на севере Кореи в провинции Пунг Ган. Его первоначальное имя – Йонг Мен Мун – «светящаяся луна дракона». Родители воспитывали Муна в духе конфуцианской морали, позднее семья была обращена в пресвитерианство. По свидетельству биографов, пасхальным утром 1936 г. в возрасте 16 лет Мун получил послание Иисуса о «великой миссии» спасения мира от греха и страданий. В последующие 10 лет он учился в Высшей школе инженеров в Сеуле, изучал электротехнику в университете Васеда в Японии, по возв­ращении в Корею был арестован за участие в антияпонском движении. Пос­ле освобождения в 1945 г. Мун женился, но вскоре развелся, т.к. якобы жена не понимала его религиозную миссию. В это же время Мун самостоя­тельно изучал Библию, примыкал к различным религиозным движениям, но изгонялся из них из-за чрезмерных притязаний на роль лидера. К 1945 г. он выдвинул собственную систему религиозных воззрений, которые позднее нашли отражение в учебнике «ЦО» «Божественный принцип», а в 1946 г.в знак своего духовного величия изменил имя на Сан Мен Мун - «светящиеся солнце и луна». Второй брак – на руководителе женского религиозного движения г-же Хо Вин Хо - также оказался неудачным, – супруги разош­лись из-за отличий во взглядах на религию, а в 1948 г. по обвинению в супружеской неверности, разврате и распространения лжи среди населения Мун снова попадает за решетку.

После освобождения в 1950 г. Мун отправился на юг страны в Пузан, где написал книгу о Принципах Церкви Объединения и продолжил свое служение проповедника, обретая первых приверженцев и последователей. 1 мая 1954 г. в Сеуле была основана «Ассоциация Святого Духа за Объеди­нение /всемирного Христианства» с Муном как лидером во главе. Новое учение встретило сильную оппозицию со стороны церквей, образовательных учреждений и семей, т.к. от своих последователей, Мун требовал разрыва с семьей и другими социальными институтами и нередко практиковал «очи­щение» женщин посредством вступления сними в половую связь. В 1955 г. власти Южной Кореи арестовали его за неуплату налогов и половую распу­щенность, но через 100 дней обвинения были сняты.

В 1960 г. Мун женился на 17-летней Хак Джа Хан, что ознаменовало новое начало в истории «ЦО». Через 5 дней образовалось еще 3 семейные пары последователей и был сформирован «четырехсторонний базис», имею­щий особое значение в учении «ЦО». Семья стала восприниматься как ос­нова (базис) идеального общества, с этого времени стали проводиться церемонии массового бракосочетания членов «ЦО».

К началу 60-ых годов число последователей Муна в Корее ограничи­валось несколькими сотнями, организация практически не имела поддержки внутри страны. Исследователи объясняют это социокультурными условиями корейского общества, основанными на конфуцианском учении, которое при­вивает преданность традиционным ценностям, способность не поддаваться влиянию чего-то нового, нетрадиционного, каким являлось тогда учение «ЦО», отвергавшее традиционные ценности и последователи которого всту­пили на путь конфронтации с христианскими и традиционными религиозными течениями. Трезво оценив бесперспективность планов «спасения мира» на территории Кореи, руководство «ЦО» принимает решение направлять своих миссионеров проповедовать за рубеж. Позднее, в 70 - 80-ых годах «ЦО» укрепила свои позиции в корейском обществе благодаря подверженности последней экспансии западной культуры, новой стратегии адаптации к об­ществу, выработанной «ЦО» на основе опыта внедрения в американское об­щество и той поддержке, которую стала оказывать мунистам состоятельная верхушка корейской диаспоры в США.

Деятельность «ЦО» на Американском континенте отмечена стремительным подъемом и расцветом движения. Исследователи связывают это с объективными условиями развития американского общества в 60–70-ые годы, а именно с развитием молодежного движения, возникновением контркульту­ры, отвергающей традиционные ценности, ослаблением влияния христианс­кой церкви, обращением духовных поисков наиболее образованной части общества, молодежи к восточным традициям и религиям и др. Все это спо­собствовало становлению т.н. новых религиозных движений, связанных с религиозными традициями Азии, Среднего Востока и различных христианс­ких сект. Но несмотря на «готовность» американцев к восприятию учения «ЦО», интенсивная работа мунистских проповедников в 60-ые годы оказалась малоуспешной - число их последователей насчитывало около 2500 че­ловек. Крупномасштабная деятельность началась после приезда в США Муна в 1971 г. - в середине 70-ых «ЦО» насчитывала уже около 2 млн. после­дователей. Помимо страстного желания спасти Америку Мун привез с собой громадный миссионерский фонд, состоящий в основном из пожертвований японских сторонников церкви. На эти средства был проведен ряд хорошо организованных акций, которые подняли авторитет «ЦО» и самого Муна в глазах общественности, обеспечили ему связи и покровительство у кон­сервативной верхушки американского общества. В числе этих акций:

турне Муна с проповедями по всем 50-ти штатам под девизом «День Надежды» («Я приехал приблизить этот народ к Богу. Я обещаю отдать все свое сердце и всю свою душу этой цели... Если в этой стране не начнет­ся духовное обновление, будущее мира будет очень мрачным», – обращался новоявленный мессия к рядовым американцам);

политическая кампания в защиту президента Никсона во время Уотергейта, наиболее показательным моментом которой стала беседа и сов­местная молитва президента и преподобного Муна;

проведение «Дня Надежды» в Японии и Корее, завершившееся все­мирным молитвенным собранием, в котором приняли участие 1,2 млн. чело­век по всему миру;

организация в 1976 г., в год двухсотлетия США, самого крупного молитвенного собрания в Вашингтоне с участием 300 тыс. представителей различных конфессий.

Церковь Объединения проявила себя как политическая организация консервативной, антикоммунистической направленности, в активе которой неоднократные кампания в поддержку кандидатов от республиканской пар­тии, основание и выпуск консервативной газеты «Вашингтон Тайме», ме­роприятия по финансированию «контрас» в Никарагуа и моджахедов в Афга­нистане, постоянное членство во Всемирной Антикоммунистической Лиге, с ней так или иначе стали связаны имена Трумэна, Эйзенхауэра, Никсона, Рейгана.

Церковь Муна является также крупной экономической системой, кото­рой принадлежат предприятия строительной, фармацевтической промышлен­ности, транспортные и рыболовецкие компании, земля и недвижимость. Штаб-квартира «ЦО» размещается в приобретенном в 1976 г. 43-этажном здании отеля «Нью-йоркер», имущество Церкви в США оценивается в 7,5 долларов. Сам преподобный Мун имеет репутацию талантливого оратора, мудрого, дальновидного, энергичного политика, который способен задолго предвидеть развитие событий, не упускающий любую выгодную для себя си­туацию и находящий выход из самых скользких и затруднительных положе­ний.

Деятельность Муна и его церкви не раз становилась объектом крити­ки СМИ и общественных организаций. «ЦО» обвиняли в раскалывании семей, — эксплуатации молодежи, финансовой коррупции, политическом интриганс­тве, «промывании мозгов» и психологическом контроле за своими членами, сам Мун подозревался в связях с южнокорейской разведкой. Итогом ряда парламентских слушаний о деятельности «ЦО» явилось судебное разбира­тельство о сокрытии Муном доходов и неуплате налогов, за что с 20 июля 1984 г. он отбывал 13-месячное тюремное заключение. Но нашлись и мно­гочисленные защитники, которые усмотрели в процессе над жуликоватым «мессией» угрозу свободе религии, а сам преподобный был представлен мучеником, жертвой преследовании за убеждения и борцом за религиозную свободу. 

На сегодняшний день Церковь Объединения заняла прочное место в духовном мире американского социума, но ее последователи стремятся к большему - тысячи миссионеров рассылаются по всему миру с тем, чтобы готовить к приходу «Господа Второго Пришествия». Но несмотря на завере­ния мунистских проповедников о миссионерстве во имя Бога, о Новом Отк­ровении, их подлинным стремлением является борьба за духовную, эконо­мическую, политическую власть во всем мире. С этой целью создается ог­ромная финансовая империя, процветающая за счет дешевого труда мунистов, большое количество различных организаций, подчиняющихся лично Муну и помогающих ему осуществить план покорения мира.

До 1985 г. Советский Союз являлся для мунистов главным источником угрозы свободному миру, «Мы возьмем коммунизм на абордаж», – заявлял Мун. В советской прессе его соответственно называли «предводителем ан­тикоммунизма N 1». С началом перестройки ситуация стала меняться, по­воротным моментом явилась II Всемирная конференция средств массовой информации, проведенная в Москве Церковью Объединения, во время кото­рой состоялась официальная встреча Мука с президентом Горбачевым. Этот факт явился итогом многолетней и широкомасштабной подготовки мунистов к появлению в стране и получению в ней официального признания, перед ними открылось широкое поле деятельности в государстве, переживающем крах системы массового сознания и стремительное распространение запад­ной культурной экспансии. Отношение же советских властей к Муну опре­делялось видимо тем, что преподобный и его Церковь обладали огромными капиталами и не скупились на обещания.

21 мая 1992 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало Ассоциа­цию Святого Духа за Объединение Мирового Христианства - «Церковь Объ­единения» в России. Своей основной целью «Церковь» объявила «объедине­ние людей перед лицом Единого Бога независимо от их расовой и нацио­нальной принадлежности, вероисповедания и культуры».

За время своего присутствия в СССР, затем в СНГ и странах Балтии деятельность «ЦО» вышла далеко за рамки чисто религиозной. Мунисты создают различные организации, работают под вывеской всевозможных меж­дународных ассоциаций, фондов, которые зачастую внешне не связаны с «ЦО», но действуют под ее контролем и в ее целях. Деятельность этих организаций охватывает широкий спектр общественной жизни, осуществля­ются разнообразные проекты в сфере науки и образования, экономики и производства, в средствах массовой информации, в политической области, культуре и спорте. «Ассоциация средств массовой информации», «Ассоциа­ция студентов по исследованию Принципа», «Международный совет по лидерству», «Международный Фонд образования», «Всемирная Ассоциация жен­щин за мир во всем мире», «Международный Фонд помощи и дружбы», «Меж­дународный культурный Фонд», «Международная конференция по единству науки», «Ассамблея религий мира», «Международная Ассоциация деятелей искусств» - далеко не полный перечень организаций, выступавших и дейс­твующих в России под эгидой Церкви Объединения. Мунистов отличает на­правленность на работу с теми слоями общества, которые могут приго­дится как союзники в будущей деятельности. Сюда входят представители управленческого аппарата страны, руководство системой образования, ру­ководители и представители прессы, которых настойчиво приглашают на семинары и конференции, где пытаются сделать их своими сторонниками или хотя бы убедить в своей лояльности и безопасности. Эти же цели преследуют стремление мунистов участвовать во всех возможных сферах жизнедеятельность – создается имидж респектабельной организации, руко­водствующейся идеями мира, любви, добра, красота. В то же время при проведении мероприятий, нацеленных непосредственно на вербовку новых приверженцев, мунисты стараются не привлекать внимания общественности и влиятельных церквей, работают под псевдонимами или анонимно. Церковь Объединения вербует адептов в основном в среде учащейся молодежи студентов и школьников старших классов. За три года деятельности на территории бывшей СССР Движение осуществило по линии Ассоциации сту-дентов по исследованию Принципа (КАРП) ознакомительные поездки более чем 3000 студентов и профессоров различных вузов в США. В них приняли участие также около 200 деятелей управленческого аппарата страны. Во время студенческих и школьных каникул в санаторно-курортных местах России, Прибалтики, Крыма под видом отдыха проводятся семинары, темой которых является учение «ЦО». На этих семинарах в общей сложности по­бывало свыше 60 тыс. студентов, школьников и их родителей, преподава­телей вузов и школ.

В ноябре 1992 г. в Крыму состоялись семинары для руководства ор­ганов образования всех 89 территорий России на тему «Духовное обновление и школьное образование в России» на которых Церковью Объединения была предложена программа духовного и нравственного воспитания школь­ников. На основе этой программы был подготовлен учебный курс «Мой мир и Я», который, несмотря на отсутствие разрешения Федерального эксперт­ного Совета, преподается более чем в 2 тыс. школ России и стран СНГ. Анализ показывает, что данный курс представляет историю основных рели­гий, систему этических ценностей и принципов не с общегуманистических позиций, а через призму учения «ЦО». Главное направление идей учебника служит формированию у учащихся такого мировоззрения, которое бы не противоречило учению Муна, что, по сути, способствовало бы созданию мощ­ного фундамента для бесконфликтного распространения духовного влияния Церкви Объединения в странах СНГ. Предложение о разработке аналогично­го курса для вузов России было поддержано на семинарах, организованных мунистами для ректоров вузов...

В конце 1994 г. Движение насчитывало своих последователей более чем в 50 городах России; в Москве и Санкт-Петербурге в секту входило около 20 тыс. человек.

Нельзя не отметить, что в последнее время в средствах массовой информации, среди общественности становится заметным критика и проти­водействие деятельности религиозных сект, в том числе Церкви Объединения. В Петербурге активными противниками «ЦО» являются прежде всего родители тех мунистов, которые покинули свои семьи и проживают в ком­мунальных центрах Церкви. Возглавляет антикультовое движение в СПб «Комитет по защите семьи и личности», в Москве – «Комитет по защите молодежи». Деятельность этих комитетов нацелена прежде всего не контрпропаганду, разоблачение деятельности сект и принятие законодательных мер по ограничению их распространения и влияния.

Теологические, философские, этические и исторические концепции «ЦО» изложены в тексте «Божественный Принцип», который используется в качестве официального учения Церкви. Авторство книги приписывают первому президенту Корейской Церкви Объединения Хье Вон Эу. «Божественный Принцип» по сути является новым истолкованием Библии, через призму да­осского принципа дуалистичности Вселенной, отношения «инь»-«янь» – по­ложительного и отрицательного, мужского и женского начал. Продукт это­го «синтеза» мунисты провозглашают «полным», или «завершенным» Заве­том, включающим в себя «современную истину», которая раньше якобы не была известна. По существу теология Церкви Объединения является спеку­ляцией на библейских сюжетах. «Новая» трактовка Библии, поверхностная и упрощенная, полностью противоречит традиционным христианским доктри­нам. Например, учение отрицает христианскую доктрину Троицы. По Муну, существует несколько троиц. Первоначальной троицей были Адам, Ева и Бог, после грехопадения троица преобразилась и стала включать в себя Адама, Еву и Сатану; есть еще Новая троица, которая вскоре будет представлена в составе Бога, Третьего Адама и Третьей Евы. В роли пос­ледних выступают «Истинные Родители» - г-н и г-жа Мун. Вероучение Церкви Объединения сплошь изобилует подобными «откровениями», оно от­рицает учение о непознаваемой природе и сущности Бога, искажает учение о первородном грехе, о Втором Пришествии и др.

Смысл «Божественного Принципа» можно схематично выразить как ло­гическое обоснование возможности установления Царства Бога на Земле и на Небесах, для чего необходимо преодолевать в себе первородный грех, следуя Господу Второго Пришествия (Муну), становиться совершенными и создавать совершенные семьи по указанию и по подобию семьи Истинных Родителей. Данная парадигма преподносится как последнее откровение Бо­га .

Исследователи отмечают, что вероучение «ЦО», зародившись в Корее, в полной мере испытало на себе влияние местного культурного комплекса (мифы, шаманизм, буддизм, даосизм, конфуцианство), т.е. несет в себе элементы традиционного корейского мировоззрения. Одновременно с этим учение является восприимчивым к включению новых компонентов, оно отк­рыто к влиянию западной культуры, идеалов буржуазно-либерального тона.

Данная особенность является характеристикой четкой миссионерской нап­равленности мунизма на другие национальности и страны.

К моменту оформления учения в единую систему «Божественного Прин­ципа» из богатейшего корейского религиозно-мистического наследия в доктрину оказалось включенным в первую очередь то, что годилось бы в качестве готового рецепта для снятия «болевых точек» современного че­ловека, в особенности человека западной культуры. Так на основе ко­рейской религиозной традиции возникло космополитическое образование, превратившее свое учение в своего рода духовный товар, ориентированный Г4 а массового зарубежного потребителя.

За многолетнюю историю существования, опыт миссионерской деятель­ности в США, Западной Европе и других странах «ЦО» отработала техноло­гию привлечения новых последователей. Первым этапом является поиск возможного кандидата. Сами Мунисты характеризуют его как ищущего, меч­тательного человека. «Идеальный новопосвященный» в Америке имеет воз­раст от 18 до 24 лет, серьезный, оптимист, идеалист, верующий, с креп­ким здоровьем, ищущий истину и смысл жизни, с открытым характером, хо­лостяк, живущий по принципу «рюкзак за спиной», т.е. не имеющий крепких связей с семьей, жилья, профессии». Мы подходили и к другим людям, – рассказывает мунистский проповедник, – к примеру, к богатым посетителям в холлах роскошных гостиниц, к деловым людям. Мы никогда не об­ращались к больным, беднякам, отбросам общества. У них «больной дух» и они не годятся для выполнения миссии. Нам говорили, что ими мы будем заниматься после. Прежде всего следовало набрать энергичных людей». Анализ деятельности «ЦО» в России показывает, что в поле зрения мунистов находятся прежде всего т.н. «молодые взрослые» - старшеклассники, студенты вузов, причем, как правило, обладающие достаточно высоким об­разовательным и культурным потенциалам. Например, «первая волна» мунистов в Петербурге - это одни из тех, кто выиграл конкурс сочинений на английском языке, проводившийся «ЦО» в вузах города. В другом случае мунисты организовали 2-недельный отдых в Крыму старшеклассников элитных школ города. Подобные мероприятия, будь то ознакомительная по­ездка в Америку или отдых в Крыму, сопровождаются циклом лекций и се­минаров, на которых раскрываются основы вероучения «ЦО». Впоследствии всех желающих приглашают на следующие семинары, которые могут прово­диться в загородном доме отдыха или в форме заманчивой заграничной по­ездки. Для российских студентов такие формы проведения семинаров ока­зываются особенно притягательными. Мунистские сборы отличаются особой атмосферой доброжелательности, сердечности, внимания, открытости. На них приглашают представителей творческих профессий, с которыми участники могут общаться в неформальной обстановке, сами участники организуют свой досуг, предрасполагающий к самораскрытию, самовыражению. Мунисты называют такую атмосферу «бомбардировкой любовью», у большинства участников остается благоприятное, а то и восторженное впечатление.

Помимо подобных целенаправленных акций, последователи «ЦО» свиде­тельствуют на улице, в общественных местах, приглашают молодых людей на воскресные службы, проводимые, как они говорят, молодежной религи­озной службой. Всех, кто пришел на службу впервые, приглашают посетить вводную лекцию в конце службы. Впоследствии всех желающих также приг­лашают за символическую плату на 2 - 5-дневные семинары. где, начиная с обсуждения общих проблем цивилизации и личности, обещания личного счастья и разрешения проблем человечества, в атмосфере «бомбардировки любовью» мунистские проповедники выстраивают отработанную логическую схему «Божественного Принципа», пытаются убедить в мессианстве Муна.

На следующем этапе, куда приезжают те, кто уже знает о миссии ос­нователя Движения, в течение 7 или 10 дней идет более детальное изуче­ние теории, особое внимание уделяется библейским историям в мунистской интерпретации. После лекций (3 лекции по два часа ежедневно) в группах идет обсуждение, разбор и оценка заданных сюжетов.

На каждом этапе координаторы семинаров осуществляют негласный учет посетителей, проводят психологическое изучение личности слушателей, оценивают их отношение к учению, глубину усвоения теории. При этом происходит отбор и отсев критически настроенных, нелояльных к учению Муна.

Завершающим этапом «обращения» являются углубленные полузакрытые семинары, в которых участвуют только те, кто выразил свою лояльность к учению и Церкви и имеет рекомендацию от «старшего члена» «ЦО». На данных семинарах помимо углубленного изучения «Божественного Принципа» участники прослушивают лекции о том, как по методике «ЦО» изменить се­бя так, чтобы приготовиться к принятию Мессии, создать «личное основание веры и субстанции». Сюда входят молитвы, обращаемые к Муну как к Богу, медитации,добровольные голодания, активное свидетельствование о Муне как о Мессии, а также сбор денежных средств на нужды «ЦО».

Как правило по окончании семинаров продвинутой стадии слушателям предлагают вступить в члены Церкви Объединения и подписать документ, в котором они признают Муна и его жену мессией Бога на Земле и своими «Истинными Родителями». Новоявленные адепты могут переселяться в ком­мунальные центры «ЦО» или жить вне «ЦО», но все свободное время посвя­щая деятельности Церкви, ежедневно уделяя определенное время на самос­тоятельное изучение Принципа, молитвы.

Стоит упоминания наиболее интенсивный метод обработки, т.н. «шко­лы лекторов». Они проводятся по типу мунистских семинаров, но только для тех, которые убеждены в необходимости данной процедуры. Там адепты учатся сами проводить занятия, читать лекции. Методика - зазубривание Принципа, его глав, проговаривание вслух, по тройками и перед аудито­рией. Допускаются перерывы только на сон, еду, молитвы, медитацию. После месяца такой подготовки, при полной уверенности участников в ис­тинности «Божественного Принципа» происходит полная трансформация лич­ности по мунистскому образцу.

Процесс построения мунистского мировоззрения, усвоения информации и научения на ее основе необходимым образцам поведения сопровождается напряженной внутренней работой адепта. Помещение новых членов в коммунальные центра «ЦО», где им рекомендуется прерывание отношений с родной семьей, источниками современной культуры, способствует тому, что они, в соответствии с мунистским учением, начинают рассматривать окру­жающий мир как враждебный, сатанинский. Убеждение в полной бесполез­ности и ненужности всего полученного перед этим жизненного опыта и культуры в конечном счете приводит личность к полной фрустрации, рас­терянности. У адепта вырабатывается чувство вины за любое, даже незна­чительное несоответствие с образом идеального последователя, чему спо­собствует интенсивное психологическое давление в центре. Новичок по­буждается идти по пути мунистского самоусовершенствования, берет на себя добровольные обязательства выполнять многочисленные «духовные условия», среди которых длительные молитвы, посты, медитации, холодный душ, воздержание от половых и даже романтических отношений с предста­вителями противоположного пола, собирание денег, изучение Принципа, ведение дневника и др. Таким образом происходит разрушение и приведе­ние в состояние хаоса сущностных психических и поло-ролевых структур личности адепта и начинается работа по сотворению новой личности в том виде, в каком она нужна «ЦО».

Здесь вступает в работу система обработки, сущностным выражени­ем которой являются культовые отправления и обряды, Праздники и Святые Дни Церкви с «глубинным внутренним содержанием», а также «Мой Обет», повторяемый как клятва при каждом подходящем случае. В практике «ЦО» широко применяются коллективные формы воздействия, оказывающее усилен­ное эмоционально-психическое воздействие. Эти формы можно сравнить с сеансами групповой терапии, происходящее при этом психологическое раскрепощение, самораскрытие в присутствии и с помощью единомышленни­ков выступает здесь необходимым средством религиозного совершенствова­ния. Имеет место практика откровенного рассказа приверженца о своих проблемах с последующим обсуждением. Лидеры «ЦО» стремятся активизиро­вать личностный фактор адепта, в результате которого рождается чувство уверенности в своих силах, в своей значимости, состояние психологической стабильности.

Итогом является приобретение чисто мунистского стереотипа поведе­ния, происходит резкое и прочное усиление религиозности сознания, ок­рашенной в мунистские тона. Таким образом, мунистские проповедники – это профессионалы, вырабатывающие мистически-мунистские мироощущение у своих последователей.

Одной из основных проблем, встающих перед авторами литературы о религиозных сектах, культах, в том числе о Церкви Объединения, является проблема объяснения причин вовлечения и прочного удержания в них людей, особенно обеспеченной и образованной молодежи. Наибольшее распространение получила версия о применении этими культами особых мето­дов психологического воздействия, т.н. «промывания мозгов», под кото­рым понимается насильственное обезличивание, духовное закабаление пос­ледователя, превращение его в «зомби». Данного мнения придерживается Р.Д.Лифтон, в своей книге «Тотализм» он утверждает, что сектанты под­вергаются «реформе мыслей», переделывается, становятся субъектами глу­бочайших угроз личной автономии, ограничиваются в получении внешней информации и побуждаются к внутренней рефлексии. Джон Кларк, развивая этот тезис, объявляет членов сект «психически неполноценными».

Психолог Маргарет Сингер выдвигает теорию «систематического манипулирования социальным влиянием», по которой секты с помощью обмана развивают у своих членов чувство зависимости от организации, ослабляют их, отрывая от внешнего мира, и овладевают их сознанием так, что они не могут больше сами контролировать свое поведение.

Авторы книги «Снэппинг» (Защелкивание) видят причину обращения в «информационной болезни», что подразумевает отделение адепта от инфор­мации извне и попытки направить рефлексию внутрь человека посредством суггестии. Впрочем, в этой же практике обвиняют христиан-евангелистов.

Еще одно объяснение усматривает потерю адептами чувства собствен­ной личности в обмен на групповую идентификацию, которая имеет специфический фокус на харизматическом лидере. Сходной точкой зрения явля­ется приписывание лидерами культов некоторой гипнотической силы, спо­собной разрушить разум и тело. Но некоторые ученые возражают, что «депрограммирование» вызывает куда большие психические травмы.

Более сходными являются мнения ученых относительно перспектив «ЦО». По мнению Р.Элвуда, «ЦО» имеет широкие перспективы чем другие восточные течения, поскольку является в принципе христианской и, обла­дая гибкостью, не имеет трудностей, связанных с культурным отчуждением.

Джонсон прогнозирует раскол в «ЦО» между американскими последователями и корейским руководством Движения. «Будущее «ЦО» и других дви­жений, направленных на изменение мира, весьма неопределенно».

Баркер полагает, что определяющим моментом для «ЦО» станет смерть Муна и связанные с этим изменения, но она уверена в сохранении «ЦО» в XXI веке: «мунизм имеет возможность стать в ряд мировых религий, кото­рые в значительной мере приспособлены к запросам личности и условиям современного общества».

«Свидетели Иеговы» – сильнейшая псевдохристианская секта всемир­ного значения. Руководящая Корпорация Свидетелей Иеговы находится США (г.Нью-Йорк, район Бруклина). Её филиалы расположены в 230 страна мира. Основной печатный орган – журнал «Сторожевая башня», имеет тираж 15 миллионов экземпляров, переводится на 115 языков мира, выпускается ежемесячно. Второй по значению периодически выпускаемый журнал «Пробу­дитесь» имеет тираж 15 миллионов экземпляров, переводится на 80 языков мира. Руководящая Корпорация выпускает также миллионными тиражами спе­циальную литературу, предназначенную для дальнейшего укрепления веры и для привлечения новых членов. Капитал Руководящей Корпорации оценива­ется триллионами долларов.

Религиозная доктрина представляет собой смесь различных религиоз­ных течений в виде иудаизма, баптизма, церкви адвентистов седьмого дня.

Численность Свидетелей Иеговы в мире в настоящее время составляет около 5 миллионов человек. В нашей стране большое распространение Сви­детелей Иеговы было в послевоенное время в районах Молдавии, Украины, южного Урала, Средней Азии, юга Сибири. В связи с официальным запреще­нием этой секты в СССР и преследованием её членов деятельность Свиде­телей Иеговы практически была прекращена к началу 70-х годов.

За три года после официальной регистрации в России появилось уже около 200 тысяч Свидетелей Иеговы, принявших водное крещение. Из них в Петербурге зарегистрировано около 5 тысяч.

Наибольшее количество Свидетелей Иеговы (около 60–70%) составляет молодежь в возрасте 15–30 лет, из них много молодых людей при­зывного возраста. По социальному составу – это в основном служащие, много представителей интеллигенции (учителей, врачей, инженеров, ар­тистов). Но больше всего бывших студентов вузов, техникумов, музыкаль­ных училищ, которых руководители секты убедили бросить свою учебу и посвятить жизнь служению Иегове. Среди членов секты имеются также слу­шатели и даже преподаватели военных училищ и академий.

В декабре 1991 года в министерстве юстиции РФ был зарегистрирован Управленческий центр российского филиала международной религиозной организации «Свидетели Иеговы». В мае 1992 года в управлении юстиции Санкт-Петербурга был зарегистрирован филиал религиозной общины Свиде-тели Иеговы в г. Санкт-Петербурге (peг. № 144 от 28 мая 1992 г.)

На 1 января 1994 г. в различных городах России было зарегистриро­вано 46 религиозных общин Свидетелей Иеговы. Количество общин Свидете­лей Иеговы в ближайшее время значительно увеличится в связи с тем, что миссионеры Свидетелей Иеговы начали активное проповедование в сельской местности.

После официальной регистрации в России были проведены два между­народных конгресса Свидетелей Иеговы (в Санкт-Петербурге – в мае 1992 г. на стадионе им. Кирова, и в Москве – в июле 1993 г. на стадионе «Локо­мотив»). На этих конгрессах присутствовало огромное количество иност­ранцев, которые раздавали нашим людям (в основном случайно попавшим на стадион в выходные дни) многочисленные подарки и доллары. После таких трехдневных конгрессов, являющихся также и средствами массового воз­действия, резко возросло количество окрестившихся Свидетелей Иеговы.

Управленческий центр секты «Свидетели Иеговы» построен в нос. Солнечное под С-Петербургом на территории бывшего пионерского лагеря. Он служит для координации деятельности всех российских филиалов. Через него проходят заказы на журналы «Сторожевая башня», библии, и другую специальную литературу, которые поставляются с расчетом на каждого Свидетеля и многих заинтересованных лиц. В управленческом центре име­ются полные данные об окрестившихся Свидетелях Иеговы. Там же находится отдел переводчиков, которые переводят с помощью компьютеров журналы

«Сторожевая башня» с английского языка на русский и другие языки народов бывшего СССР. Переведенный журнал (текст вместе с иллюстрациями) передается в течение 5 минут по самой современной компьютерной линии в ближайший крупный филиал в Германии. Журналы, напечатанные в Германии, доставляются в Россию железнодорожным транспортом. Способ печатания за рубежом гораздо выгоднее, так как религиозная литература не облагается пошлиной. В Управленческом центре под руководством финнов, немцев, итальянцев строятся офисы, дома для обслуживающего персонала и Дом Царства Иеговы. На стройке бесплатно эксплуатируют нашу молодежь.

В С-Петербурге работают более 20 Собраний – мест поклонения и обучения Свидетелей Иеговы, которые равномерно размещены по всем районам города. За год количество присутствующих в каждом Собрании увели­чилось в 2–3 раза, что составляет 250–700 человек. Поэтому многие из них работают в 2 - 3 смены. Собрания проходят по выходным дням в арендованных залах школ, ПТУ, общежитий, кинотеатров. В тех же помеще­ниях, но в более мелких коллективах старейшины Собраний и специальные проповедники обучают членов секты методам вербовки новых лиц по разра­ботанным пособиям для школ теократического служения.

Свидетели Иеговы обещают вечную жизнь всем людям, которые вступят в их организацию, независимо от прежней деятельности, образа жизни.

В связи с тем, что «мертвые воскреснут», в эту секту попадают лю­ди, у которых умерли родственники или близкие люди.

Свидетели Иеговы считают себя гордым народом Иеговы, самыми счастливыми людьми на Земле. В журналах «Сторожевая башня» и «Пробуди­тесь» постоянно приводятся примеры о служителях Иеговы в разных стра­нах мира, которые очень счастливы от того, что посвятили свою жизнь Иегове.

На всех собраниях и многочисленных учениях всегда сохраняется доброжелательная, приветливая обстановка. Хором поют из специального сборника песни об Иегове. Нуждающимся членам секты оказывают матери­альную помощь, а лучших проповедников поощряют ценными подарками.

Старейшины и проповедники секты, ссылаясь на статьи «Сторожевой башни», не только диктуют религиозную доктрину, но и контролируют об­раз жизни человека, его мышление, поведение, выполняемую работу, чтобы направить его жизнь на непрерывное и активное служение в интересах секты.

Руководители секты не допускают получение молодыми людьми высшего образования, запрещают иметь независимое суждение. Работа «Свидетелей» должна занимать не более 2-3 часа в сутки, чтобы обеспечить минимум физического существования и пожертвования в организацию. Остальное время нужно проповедовать по квартирам и «повышать свое духовное раз­витие», изучая наизусть статьи «Сторожевой башни», а также посещать собрания, Студии, школу теократического служения.

Свидетели Иеговы должны порвать все национальные традиции, отка­заться от обычаев, праздников своей страны и даже от собственного дня рождения. Они не могут поклоняться национальному флагу, петь нацио­нальные песни, слушать ритмическую музыку, играть в шахматы, участво­вать в спортивных соревнованиях.

Дети дошкольного возраста должны присутствовать вместе со своими родителями на всех занятиях секты и при проповедовании на квартирах, что составляет ежедневно не менее 5-6 часов. Такой образ жизни приводит к нарушениям здоровья и нормального развития ребенка, а также формирует у него с раннего возраста мышление служителя Иеговы.

Непрерывное психологическое давление, общение в замкнутом коллек­тиве, а также полный отрыв от общественно-полезного труда приводит к ломке сознания человека, патологическому изменению его личности, нару­шениям здоровья.

При исследовании религиозной секты «Братство Виссариона» установлено, что ее организатор Сергей Анатольевич Тороп (род. в 1961 г. в г. Краснодаре) организовал данную секту 18 августа 1991 г., провозгласив себя автором и главой «Третьего Завета Бога». «Святой Виссарион» провозгласил, что 29 мая 1990 г. после своего озарения он составил этот Третий Завет, который претендует на роль единой мировой религии. У Виссариона появились последователи, которые в настоящее время прожива­ют в форме совместного поселения в районе г. Минусинска в Красноярском крае. Все участники этого поселения численностью около 5 тыс. человек трудятся в соответствии с уставом секты, выполняя различные производс­твенные операции в пользу экономики данной секты.

В организации соблюдается конспирация. Так например, связи между вступившими в секту адептами и их родственниками поддерживаются только через посредников.

Виссарион имеет несколько приближенных учеников, которые образуют «блок управления» сектой.

В ряде городов России секта организует свои представительст­ва-центры, в которых ведется соответствующая пропаганда и вовлечение в секту новых адептов. В Санкт-Петербурге нам известны по крайней мере два таких представительства: квартира на Малой Подъяческой, д.17 и кварти­ра-гостиница на Бухарестской ул., д.130. Свой главный центр в районе г.Минусинска Виссарион именует «Сердце Земли» – там организуется общее братство секты, куда со всех концов России съезжаются вовлеченные в секту адепты.

В процессе данного исследования было выявлено несколько случаев, когда вступившие в секту Виссариона люди порывали все родственные и социальные связи, уходили из семьи и бросали хорошую работу. Известны случаи, когда вступившие в секту адепты продавали свои квартиры, дачи и комнаты для благотворительного взноса в братство Виссариона и обде­ляли при этом материально своих родственников и детей.

При вступлении в секту возраст не имеет ограничений. На собраниях секты, где Виссарион произносит свои проповеди, собираются тысячи лю­дей и при этом присутствуют много детей-подростков и даже дети младшего возраста.

Участники настоящего исследования координировали свою работу с группой психиаторов, которые под руководством профессора Ю.И.Полищука проводили обследование лиц, которые были вовлечены в религиозные сек­ты. Анализ собранных при этом обследовании материалов позволил устано­вить, что у молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет, как у мужчин, так и у женщин, в основном студентов вузов или молодых специалистов с высшим образованием (всего учтены данные относительно 77 человек) спустя два – три месяца после вступления в указанные организации возникали выраженные изменения в поведении, психическом состоянии и структуре личности. Они отличались довольно однотипными и характерными особенностями: отчуждением от родителей и других родственников с появ­лением нередко враждебного к ним отношения, уходом из родительского дома на короткое или длительное время, отказом от работы и учебы с полным погружением в деятельность религиозной организации, прекращени­ем чтения газет и журналов, художественной литературы, отказом от пользования телевидением и радио, наступлением замкнутости, потерей друзей, многочасовым исполнением религиозных ритуалов, молений, меди­таций, полной утратой интереса к противоположному полу, утратой преж­них интересов, резким изменением питания с систематическим недоедани­ем, исключением мясных и рыбных продуктов, что приводило часто к физическому истощению, резким ограничением сна до 3–4 часов в сутки, что приводило к психическому истощению, полной убежденности в правоте уче­ния руководителей организации, частыми пожертвованиями в их адрес де­нежных средств и материальных ценностей.

Такого рода изменения в психическом состоянии и поведении людей характерны для больных с бредовыми, бредоподобными и сверхценными иде­ями, возникшими психогенно в результате индукции, наведения со стороны человека-индуктора или группы людей, оказывающих массовое внушение с использованием своего особого положения. Такие же или сходные измене­ния поведения наступают при повторных гипнотических внушениях, интенсивных внушениях в бодрствующем состоянии в коллективе людей, а также при патологическом психогенном развитии личности.

«Сценарий» вовлечения человека в религиозную секту и освоения им роли адепта этой секты может быть условно представлен в виде трех эта­пов.

На первом этапе молодой человек, находящийся как правило в перио­де различных жизненных неудач, испытывающий чувство неуверенности и эмоционального дискомфорта ищет в окружающей его социальной действи­тельности людей, которые помогли бы ему обрести чувство веры. Предста­вители секты окружают такого человека внешними проявлениями тепла, за­боты и понимания. Ему предлагается бесплатно обучаться языку (обычно английскому), поехать на организованный сектой семинар, где ему будет обеспечен бесплатный пансион. Но главное - молодой человек чувствует, что его окружает теплота и ласка. При этом ему ненавязчиво говорят, что Бог через Учителя (глава секты, наставник) призвал именно его, по­тому что он умен, талантлив и предназначен для великой миссии. Как правило, словесная аргументация подкрепляется эмоциональным компонен­том и невербальными знаками общения (ритмическая музыка, молитвенные песнопения, мимика, жесты и др.). При этом человек постоянно ощущает подлинную заинтересованность в понимании и разрешении волнующих его проблем. В результате в ряде случаев (по нашим предположительным данным, в одном из десяти) у молодого человека происходит кардинальное изменение отношений к окружающему миру, а по отношению к секте у него возникает комплексное чувство, сходное с механизмом импринтинга. Он начинает видеть в секте спасение от тех трудностей и той ответствен­ности, которые предлагала ему суровая жизненная действительность.

На втором этапе продолжается психологическое воздействие на адеп­та, в процессе которого происходит разрушение способности критически воспринимать учение религиозной секты, ее практические действия. Этот процесс сопровождается формированием чувства любви и привязанности к учителю (наставнику, главе секты). Параллельно происходит оторванность адепта от его семьи, любящих и любимых им людей, а нередко порываются связи и с производством. Формирование подобных отношений подкрепляется определенным режимом: скудная растительная пища, очень короткий сон, постоянное участие в коллективных молитвах, песнопениях и других риту­альных действиях постепенно погружают адепта в определенное состояние, , в котором им очень удобно становится управлять.

На третьем этапе продолжается и завершается разрыв адепта с его прежними социальными связями. Он практически полностью порывает с прежней работой, семьей и прежними увлечениями. Да и вернуться к преж­ней жизни для него практически невозможно: утрачиваются прежние профессиональные навыки, отсутствует собственный доход, а жилище, в котором он живет, принадлежит секте. Потребность в самостоятельном опреде­лении своей судьбы атрофируется. Адепт попадает в полную зависимость от религиозной секты и начинает жить умом и волей своих «учителей» (наставников, руководителей секты).

На этой стадии нужны незаурядные воля и интеллект для того, чтобы осмыслить реально свое действительное положение и, преодолев собствен­ную инерцию и сильное сопротивление секты, вернуться в нормальный мир. В процессе данного исследования нам пришлось наблюдать подобные случаи как исключение.

Члены секты отождествляют себя с идеей (учением) через признание авторитета лидеров и всех тех, кто выражает, отстаивает, воплощает в жизнь эти идеи (учения), в результате чего возникает потребность при­общить себя к их числу, затем возникают солидарность и единодушие, скрепление общей идеей (учением). Параллельно возникает нетерпимое от­ношение Церкви и другим религиозным течениям.

Появляется враждебность, недоверие ко всем, не являющимся членами секты, враждебность ко всей системе функционирования общества.

Единственно истинным признается только вероучение секты. Осталь­ные религии объявляются ложными. Члены секты проповедуют конец света для всех инакомыслящих и вечную жизнь для своих верующих.

В этих условиях человек теряет способность к критическому сужде­нию об окружающей действительности. Искажается сознание человека по отношению к общественно-полезному труду, семейным и родственным обя­занностям, защите интересов нации и государства, происходит обеднение знаний во всех областях, не имеющих отношения к секте, потеря профес­сиональных навыков, стремления к учебе и получению специальности.

Данные, полученные Центром по правам человека в Женеве, свиде­тельствуют о том, что в мире, включая Россию и СНГ, в настоящее время существует большое количество религиозных организаций, эксплуатирующих или нарушающих свободу совести, вероисповедания или убеждения. Одни из них настаивают на слепом повиновении их руководителям, другие учат своих приверженцев подавлять всякое критическое мышление, третьи проповедуют единство группы в ущерб развитию личности и семейным отношениям, четвертые – и то, и другое, и третье. При этом используются та­кие методы психического воздействия, которые оказывают вредное влияние на психическое и нравственное здоровье, деформируют личность человека.

В этой связи следует отметить, что в ряде зарубежных стран (Фран­ция, Бельгия, Финляндия и др.) критерием определения секты является не вероучение, а способы воздействия на человека, покушения на свободу и независимость человеческой личности. Как следует из этого законода­тельства, религиозной сектой является группа людей, в которой манипулируют сознанием человека с помощью навязывания определенного учения, образа жизни, контроля за мыслительной деятельностью, а также психи­ческого насилия.

В Финляндии, например, закон предусматривает уголовное наказание за склонение кого-либо к переходу в другое вероисповедание «путем при­нуждения, лукавства, подарков или обещания временных благ».[3]

В США действует закон о запрещении применения неосознанных воз­действий на человека.[4]

Во Франции практически все секты находятся под наблюдением служб безопасности.[5]

Вовлечение в религиозную секту большого количества молодых людей, обладающих как правило высоким интеллектуальным потенциалом оказывает в основном деструктивное воздействие на остальной общественной орга­низм. Молодые люди, становясь членами секты, как правило разрушают спои связи с семьей, родителями и другими близкими людьми, теряют с ними эмоциональную связь. Большинство из них прекращает профессиональ­ные трудовые отношения и это в то время, когда многие из них считались одаренными молодыми специалистами и их ожидала блестящая служебная карьера. Все это им заменяет устав и жесткий режим секты.

В связи с изложенным следовало бы предпринять комплекс мероприятий, ограничивающих и, главное, контролирующих деятельность сектантских организаций.

1) Следовало бы установить контроль за экономической деятель­ностью сектантских организаций со стороны налоговой полиции и налоговой инспекции.

Следовало бы установить правовой контроль за регистрацией сек­ты, а также различных общественных организаций, действующих под ее эгидой, обеспечив неукоснительное соблюдение административного и уго­ловного законодательства.

Следовало бы установить порядок экспертного психологического (а возможно и психиатрического) обследования и анализа деятельности секты, методов вовлечения в секту новых лиц, методов контроля и управ­ления со стороны руководителей секты. При этом следует обращать внимание на методы манипулирования личностью человека, вовлеченного в секту.

Свобода отправления религиозных культов для каждого члена общества должна сочетаться с правом быть информированным обо всех, в том числе скрытых особенностях данной религиозной секты, ее методах воз­действия и управления личностью сектанта, и в особенности, методах ма­нипулирования личностью. Люди должны иметь возможность знать о спосо­бах создания экономического потенциала секты путем эксплуатации рядо­вых сектантов, а также о подлинных политических целях руководителей данной религиозной секты.

Со своей стороны, мы полагаем, что Закон «О свободе вероисповеда­ния» 1990 г. должен быть дополнен следующими положениями

запрещается создание и деятельность религиозных объединений, которые не прошли экспертного психологического (психиатрического) обследования;

в случае поступления жалоб от родителей вовлеченных в религиоз­ную секту детей, законодательный орган может назначить психологическую (психиатрическую) экспертизу данной секты и при установлении в ее методах и доктрине опасности для личности и общества, может запретить данную секту;

запрещается создание и деятельность религиозных объединений и создаваемых на их основе организаций, если они:

проповедуют вероучения, которое приводит к семейной и социальной дезадаптации личности,

приводят к ухудшению демографической ситуации и генофонда на­ции,

внедряют свою идеологию в программы общеобразовательных школ, учебных заведений и спортивных секций,

проповедуют ближайший конец света, склоняют людей к социаль­ной депрессии.

Настоящее исследование мы не можем считать вполне законченным по следующим причинам.

Участники исследовательской группы были ограничены во времени. Приблизительно двухмесячный срок, которым они располагали, не позволил ознакомиться со всеми проблемами психологии сектантской деятельности с должной глубиной и всесторонностью. В дальнейшем следовало бы провести лонгитюдные наблюдения за состоянием участников религиозной секты, а также лиц, ее покинувших.

Время проведения исследования совпало со временем коллективных отпусков, в которых находились многие ученые и это ограничило их прив­лечение и использование в данном исследовании.

Следовало бы более всесторонне скоординировать данную исследова­тельскую работу с другими научными группами, которые проводили исследования в этом же направлении. Для этого необходима командировка в г. Москву в центр им. Сербского и в другие научные организации.

Большой интерес представляют исследования религиозных сект, кото­рые проводятся в ряде западных стран (Университет в Копенгагене и др.), а также некоторыми учеными-теологами в Московской Патриархии.

В связи с изложенным авторы настоящего исследования полагают, что его следует рассматривать как первоначальный этап.

Следует также отметить, что деятельность описываемых в данном исследовании религиозных сект, а также ряда других подобных организа­ций получили в настоящее время в России довольно широкое развитие. Это обстоятельство, на наш взгляд, вызывает необходимость постоянного на­учного анализа и представления достоверной информации о деятельности религиозных сект в законодательные органы и другие государственные структуры.

К данному исследованию прилагаются:

список использованной литературы и документов;

список ученых, которые принимали участие в данном исследовании

 

Руководитель исследовательского коллектива

доктор психологических наук, кандидат юридических наук,

профессор Васильев В.Л.

 

График работы комиссии по исследованию деятельности религиозных сект

1. Беседы с родственниками членов сект.

2. Исследование лиц, вышедших из состава сект.

3. Знакомство и изучение дневников, писем, конспектов, записных книжек сектантов.

4. Знакомство и изучение сектантской литературы, материалов и до­кументов сект.

5. Изучение литературы, материалов прессы и научных исследований, отражающих деятельность сект.

6. Встречи и консультации с учеными, имеющими отношение к изуче­нию сектантства.

7. Консультации с представителями традиционных религий.

8. Посещение собраний членов сект, участие в их заседаниях мето­дом включенного анализа.

9. Прослушивание пленок с записями собраний сектантов.

10. Перевод с иностранных языков некоторых материалов сект.

11. Знакомство и изучение материалов уголовного дела по секте «Свидетели Иеговы».

12. Встречи с представителями Законодательного Собрания.

13. Консультации с учеными, специалистами по уголовному праву.

14. Подготовка заключения. 15. Печатание документов.

 

Список лиц, принимавших участие в работе комиссии по исследованию деятельности религиозных сект (с указанием затраченного времени)

1. Васильев Владислав Леонидович – доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правовой психологии, руководи­тель исследовательского коллектива (272 час.).

2. Смирнов Василий Петрович – психолог, ведущий методист кафедры правовой психологии (250 час.)

3. Маякова Светлана Евгеньевна – научный сотрудник кафедры политической психологии психологического факультета С-Петербургского университета (120 час.).

4. Ананьев Виктор Алексеевич – президент ассоциации тренинга и психотерапии, доцент кафедры ГИДУВа (20 час.).

5. Жуков Артем Вадимович – аспирант педагогического университета им.А.И.Герцена (120 час.).

6. Воронов Александр Павлович – начальник лаборатории НТЦ «Юпи­тер-зет» (25 час.).

7. Реан Артур Александрович – профессор, доктор пед.наук, зам.де­кана по научи.работе психол.факультета С-Петербургского университета (20 час.).

8. Романов Валерий Викторович – психолог кафедры правовой психологии (15 час.).

Всего затрачено 842 часа.

 

Руководитель коллектива

профессор Васильев В.Л.

 



[1] Филатов С., Фурманов Д. Религия и политика в массовом созна­нии // Социологические исследования. – 1992. –  № 7.

[2] Иоанн, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Не сотвори себе химер. – СПб.: Центр православного просвещения, 1993.

[3] Газета «Красная Звезда» от 6 сентября 1994 г.

[4] Там же.

[4] Газета «Красная Звезда» от 10 сентября 1994.

 

Hosted by uCoz