Реклама

Епископ А
лександр (Милеант)

Лжеучение мормонов


Содержание:

     Введение

    ОБЫЧНО ПРИ УПОМИНАНИИ о мормонах люди представляют себе мощный и красиво поющий хор, или молоденького и опрятного миссионера на велосипеде, или человека безупречной репутации, преуспевающего и трудолюбивого, некурящего и непьющего, верного супруга и образцового отца. Не отрицая этих внешних привлекательных сторон мормонов, надо сказать, что их религия представляет собой опаснейшую ересь, борющуюся с христианством.

    Мормонство возникло в первой половине 19-го столетия в США и вскоре раздробилось на множество групп. Однако в настоящее время оно сосредоточилось в двух ветвях: "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" (с центром в Солт-Лейк-Сити, в штате Юта) и "Реорганизованная церковь святых последних дней" (с центром в Индепенденс штата Миссури).

    Мормонство стало одной из ведущих религиозных организаций в США, имеет около 6 миллионов приверженцев и миллиарды долларов ежегодного оборота. Требование, чтобы каждый мормон жертвовал десятую часть своих доходов, обеспечивает финансовое благосостояние их организации. Мормоны ведут организованную наступательную проповедническую деятельность по всему миру, имея в разных странах около 30 тысяч миссионеров. И это не удивительно, потому что у них каждый юноша и девушка, достигнув определенного возраста, обязаны два года своей жизни посвятить миссионерской работе.

    Мормоны большое внимание уделяют сохранению тела в здравом и цветущем состоянии. Их религия предписывает воздерживаться от курения и спиртных напитков, от чая и кофе — и вообще от всего того, что не полезно здоровью. Большое внимание уделяется браку и деторождению, потому что в произведении новых "божеств" они видят цель своего существования.

    Хотя мормоны считают себя христианами, часто с восторгом говорят о Христе и широко пользуются христианской терминологией, их учение настолько далеко отошло от апостольской веры, что его надо считать новой религией. По сути —это полуязыческое учение в тоге христианства. Мормоны признают Библию, но главным источником своей веры считают "Книгу Мормона," написанную Д. Смитом в 30-х годах 19-го столетия.

    В этой брошюре мы познакомим читателя с историческими корнями мормонства, с личностью основателя Джозефа Смита и с несуразностями в его "Книге Мормона," а также вскроем антихристианские стороны мормонского учения.

     История мормонства

    О возникновении своей религии мормоны рассказывают, что Джозеф Смит (Joseph Smith) долго вопрошал Бога, к какой религии ему присоединиться. И вот в 1823 г. по указанию "небесного посланника" он нашел около холма в штате Нью-Йорк золотые пластины, содержавшие светскую и духовную историю древних цивилизаций Американского континента. Четыре года спустя он объявил, что получил разрешение перевести найденные им золотые пластины с "новоегипетского" на английский язык, пользуясь помощью данных ему чудесных инструментов "Урима и Туммима." Смит назвал свой перевод именем одного из действующих лиц книги и выпустил в свет под названием "Книга Мормона," откуда и получила название их религия.

    У Джозефа Смита появились приверженцы, в их числе и его друг Оливер Кудери. Смит и Кудери заявили, что к ним явился Иоанн Креститель, который приказал им крестить друг друга. Немного позже друзья посвятили себя в священство, считая, что этим они "восстановили" на земле церковь. Членов своей церкви они стали называть "святыми последних дней."

    С группой новопосвященных Смит переселился из штата Нью-Йорк в штат Огайо и разослал по разным штатам миссионеров новой веры. Затем вся "церковь" переместилась в штат Миссури, далее — в штат Иллинойс. Местечко Коммерс они перестроили и превратили в цветущий город Нову (Nauvoo) с оригинальным по архитектуре храмом. Местное население, в основном состоявшее из протестантов-традиционалистов, возненавидело "святых" и вступило с ними в борьбу. В этой борьбе погиб основатель секты Джозеф Смит и его брат Хайрум. На место "пророка" заступил Брайям Йонг (Brigham Young) и увел секту через скалистые горы к Соленому озеру, где мормоны основали штат Юта со столицей Солт-Лейк-Сити. Этот город и стал центром мормонства.

    Такова вкратце история возникновения мормонства. Теперь познакомим читателя с рядом фактов, которые замалчиваются мормонами, но которые проливают свет на личность основателя и на истоки придуманного им учения.

    Около 1812 г. американский писатель, бывший баптистский проповедник Соломон Сполдинг (Solomon Spaulding) написал фантастический роман "Найденная рукопись." Роман повествует о путешествии утерянного израильского племени, попавшего якобы в Америку и поселившегося здесь. Со временем это племя пришло в упадок, а потом возродилось в виде нынешних индейцев американского континента. Хотя Сполдинг свой роман не издал, однако его родственники и друзья читали его. Один из списков романа попал в руки баптистского проповедника Сиднея Ригдона, а от него — Джозефу Смиту, жившему в штате Огайо. Д. Смит в 1830 г. опубликовал этот роман в переработанном виде под названием "Книга Мормона" и выдал его за священное писание древних американцев. Друзья С. Сполдинга, знакомые с подлинником, обвинили Смита в плагиате. Тогда сторонники Смита выкрали оригинал рукописи и уничтожили его.

    Пользуясь этим украденным романом, как "священным писанием," Смит начал пополнять его новыми "откровениями" от духов, которых именовал "небесными посланниками." Считая, что первоначальная Церковь давно исчезла и не существует, Смит объявил себя пророком восстановленной им церкви, из своих сторонников он создал иерархию, "апостолов," а свою "Книгу Мормона" объявил божественным откровением.

     Личность Д. Смита

    Своего основателя Джозефа Смита мормоны почитают за пророка и святого-мученика. Однако детальное и объективное ознакомление с его жизнью, характером и поступками вскрывает многое такое, что мормонам не хотелось бы знать.

    Уже с молодости он проявил себя суеверным юношей, постоянно ищущим спрятанные клады при помощи магических лоз и кристаллов. Интерес к оккультизму он почерпнул от своей суеверной матери [1]. В 1826 году в Bainridge штата Нью-Йорка он был арестован, судим и найден виновным в гадании [2]. Для нахождения кладов и для познания тайн бытия Смит пользовался магическими кристаллами, среди которых он особенно верил в "талисман Юпитера." "Увлечение оккультизмом повредило его психическое равновесие, так что образы из подсознательной сферы подавили в нем критическое мышление. Аномальные черты его личности проявились в способности к ясновидению, развивая которое Смит все более и более вытеснял на периферию свой разум, терял ясность сознания, и граница между миром постигаемым и воображаемым у него почти полностью исчезла" [3]. Не найдя никаких кладов, он хотел было поправить свои финансы печатанием фальшивых денег, в чем был уличен властями, но сумел открутиться от наказания [4,5].

    Смит рассказывает в своей книге "Драгоценная жемчужина" (The Pearl of Great Price), что в первом видении в 1820 г. ему явилось двое вестников ("Бог Отец и Бог Сын") и объяснили, что все существующие церкви заблуждаются, и ему не следует вступать ни в одну из них, но что "в дальнейшем ему будет открыта полнота евангельского учения." Четыре года спустя Смита посетило "небесное" существо, назвавшееся Морони, которое объявило ему о некиих золотых скрижалях, зарытых под холмом неподалеку, в которыхто он и найдет "полноту вечного евангелия." Записано оно было якобы на древнем языке, и Смиту предоставлялась "высочайшая честь перевести скрижали и стать в руках Господа орудием для восстановления евангелия и возрождения церкви." Морони также предупредил, что подле скрижалей он найдет "два кристалла в серебряной оправе на нагруднике: это — Урим и Туммим древнееврейского первосвященника, которые наподобие магических очков позволят перевести текст скрижалей" [3].

    В 1830 г. Смит опубликовал свой первый перевод под заглавием "Книги Мормона" и провозгласил себя "пророком последних дней." Вокруг него начали собираться последователи. После книги, как это описывают мормоны, ангелы многократно являлись Смиту. Так, например, только за период между 1831 и 1844 годами ангелы приходили к нему 135 раз, чтобы передать послание от "Бога," потом от "Иисуса Христа," от апостолов Петра и Иакова, от Иоанна Крестителя и других. Причем сам Д. Смит сознается, что видений было так много, что он с трудом мог разбирать, какие видения были "от Бога," а какие по наущению злых сил. Эти видения и "откровения" составили вторую книгу мормонов "Доктрины и заветы" (Doctrine and Covenants), содержащую основы мормонской религии.

    Учитывая, что Д. Смит добрую часть своей жизни посвятил копанию и поиску спрятанных кладов, нетрудно сообразить, что выдуманные им "золотые пластины" имели целью как бы вознаградить его и оправдать его бесплодные труды прошлого.

    В 1842 году Д. Смит вместе с большой группой приверженцев в количестве более двухсот человек вступил в масонство. С тех пор многие чисто масонские ритуалы и ритуальные предметы вошли в мормонское "богослужение," совершаемое в их храмах в тайне от посторонних [6].

    По мере того как мормонство крепло и распространялось, в Нову росла и неприязнь к Д. Смиту — за агрессивные методы распространения секты и главным образом, за насаждение многоженства. Особенно усилилась неприязнь к Д. Смиту после того, как один из его помощников, Джен Беннет, в местной газете смело изобличил его лживость и распутство. В отместку приверженцы Смита по его приказу сожгли типографию, напечатавшую статью Беннета. Тогда вмешались власти штата Иллинойс, и Смит вместе со своим братом были посажены в тюрьму в Carthage. Тем не менее страсти не утихали, и в июне 1844 года разъяренная толпа ворвалась в тюрьму и убила Смита вместе с его братом.

    Такой была жизнь основателя мормонства, усеянная авантюрными поисками кладов, оккультными видениями, плагиатом, самохвальством и лжесвидетельством, многоженством и допущением разбоя и буйства. Надо заметить, что среди множества сохранившихся документов относительно личности и поступков Д. Смита, подписанных людьми, лично его знавшими, нет ни одного похвального или одобрительного — напротив, все разоблачительные. Учитывая все это, можно лишь вспомнить слова Спасителя по поводу таких лжепророков: "По плодам их узнаете их" (Мт. 7:16). Преемникам Д. Смита пришлось много потрудиться, чтобы "подчистить" его биографию и создать ему ореол праведности.

    На смену Д. Смиту в качестве "пророка и вождя" выступил Брайам Йонг, который возглавил исход секты со скандальной репутацией к Большому Соленому Озеру штата Юта. Йонг, как и его преемники, продолжал получать "откровения" от духов, которые пополнили и "обогатили" мормонское учение [7]. Йонг имел около тридцати жен и правил сектой с диктаторской властью. В 1857 году, желая избавиться от нежелательных переселенцев, он поручил Джону Ли истребить их группу. Это ужасное преступление, в котором погибло 137 человек, попало в историю под названием "резня горного луга." Исполнитель этого истребления невинных людей Джон Ли был судим и казнен в 1877 году, а Йонг, который умер в этом же году, избежал наказания.

     Оценка "Книги Мормона"

"Умоляю вас, братия, остерегайтесь
производящих разделение и соблазны,
вопреки учению, которому вы научились,
и уклоняйтесь от них" (Рим. 16:17).

    Мы уже писали о том, что в основу исторической части "Книги Мормона" лег фантастический роман Соломона Сполдинга, рукопись которого была уничтожена сторонниками Смита.

    Введение к "Книге Мормона" о явлениях Д. Смиту "Бога Отца" и "Иисуса Христа" имеет несколько вариантов в изложении самого Джозефа. Один из своих вариантов, который он назвал "официальный," он опубликовал во "Времени и сезонах" в 1842 году — два десятилетия после самого события. Этой официальной версии предшествуют по крайней мере пять черновых версий, из которых самая первая относится к 1832 году. Любопытно, что все версии в важных деталях отличаются от официального варианта — например, в количестве лиц, явившихся Смиту. Вот что пишут по этому поводу ведущие специалисты по мормонству Джеральд и Сандра Таннер: "Мы проанализировали три рукописных версии первого видения, все они принадлежат перу Джозефа Смита, но каждая из этих рукописей отличается от других. В первом варианте говорится о явлении Смиту одного лица. Во втором варианте говорится о множестве, а в третьем — о двух... Как ни смотри... все же очень трудно поверить, было ли вообще видение Джозефу Смиту" [2]. Получается, что те мормоны, которые верят в одну из версий "видения," отвергают другие варианты того же автора.

    Возникновение и содержание "Книги Мормона" вызывают большое недоумение. Во-первых, самого оригинала книги, написанного на золотых пластинах, никто не видел, и он, очевидно, никогда не существовал (трое лиц, подписавших было заявление о видении этих пластин, потом признались , что они солгали).

    Во-вторых, по утверждению Д. Смита пластины были написаны на "реформированном" египетском языке, который неизвестен науке. В-третьих, "перевод" с книги производился весьма сомнительным способом: Д. Смит клал "магический камень" в свою шляпу, накрывал ей лицо и потом "читал" оригинал. Одна из жен Смита, Эмма Хэйл, так рассказывает об этом: "Я писала день за днем... Он сидел, уткнувшись лицом в шляпу, где лежал камень, и диктовал мне час за часом" [8].

    Профессор колумбийского университета Чарлс Антон (Charles Anthon) сообщает следующую подробность в связи с "золотыми пластинами." В 1834 году друг Д. Смита, Мартин Харис, показал ему (профессору Антону) исписанный лист бумаги, якобы переписанный с одной из золотых пластин с "реформированными египетскими иероглифами" и просил его расшифровать его. Профессор, рассмотрев этот лист, подумал, что над ним смеются, потому что он содержал винегрет разных букв — греческого, еврейского, арабского, латинского и других алфавитов — бестолково позаимствованных из каких-то энциклопедий и словарей. Профессор объявил Харису, что это жалкий подлог и потребовал показать ему оригинал. Харис отказался это сделать. Однако позже Д. Смит ссылался на профессора Антона, будто тот одобрил его перевод [5, стр. 181].

    По стилю "Книга Мормона" весьма близка Библии в английском переводе короля Якова (начало 17 века); имеются прямые заимствования оттуда. В ней излагается фантастическая история пророка Лейи, жившего во времена царя Седекии (2 Пар. 36:10): якобы тот, следуя Божиему гласу, вывел группу евреев из Иерусалима, доплыл до Центральной или Южной Америки и основал там грандиозную цивилизацию. Господь избрал Нефи, младшего сына Лейи, в вожди народу. Нефи требовал соблюдать Моисеев закон и предсказывал явление Христа. Но старший сын Лейи, Ламан, отказался подчиниться брату; произошел раскол. Вслед за Нефи явились другие праведные вожди, поучения и пророчества которых записывались на металлических таблицах, принесенных некогда из Иерусалима, вдобавок к закону Моисея и другим древним писаниям. Христос после Своего Вознесения будто бы явился в Новом Свете: "Здесь Он также поставил Себе учеников и дал им власть творить Свое дело." Явление Христа положило начало двухсотлетнему миру между племенами Нефи и Лемана, но затем вражда разгорелась с новой силой. Последнего пророка линии Нефи звали Мормон; видя неминуемую гибель своего народа, он собрал все древние записи и перенес самое главное на золотые пластины. Мормон был убит в бою; из всего народа остался в живых только его сын Морони. Он добавил завершающие строки и закопал скрижали, "дабы сохранить их до последних дней, когда Господу будет угодно открыть их."

    В то время как правильность перевода Библии подтверждается целой армией языковедов и библеистов, правильность "Книга Мормона," которую Д. Смит выдал за богооткровенную, невозможно установить — не существуют ни оригинальных золотых пластин, ни следов существования когда-либо "реформированного египетского языка." Зато возникает вопрос: если "Книга Мормона" имеет двухтысячную давность, то как могли попасть в нее богословские, социальные и политические темы, характерные именно для американского общества начала 19-го века? Кроме того, в "Книге Мормона" 27 тысяч слов и дословных вставок из английского перевода Библии короля Джеймса. При этом она содержит даже некоторые неточности этого перевода. Опять же как могли попасть в нее столь многочисленные вставки из сравнительно недавнего английского перевода?

    Но главнейшая проблема для мормонов, которую они стараются обойти, это археология и генетика. Все упомянутые в "Книге Мормона" города, лица, животные, ткани, металлы, войны, цари, места — не находят археологического подтверждения. Современная наука не имеет никаких сведений о якобы имевшей место миграции древних евреев в Америку или о том, что местное население было знакомо с христианством и Библией до времен прибытия сюда Христофора Колумба. Кроме того, американские индейцы принадлежат к монголоидной расе и ничего общего не имеют с семитской расой, к которой принадлежат евреи. Поначалу "Книга Мормона" страдала рядом очевидных несуразностей и противоречий, которые были "подчищены" в ее последующих переизданиях.

    Словом, не существует ни городов, ни людей, ни народов, упомянутых в "Книге Мормона," нет ни золотых пластин, ни следов оригинального языка "Книги Мормона;" совершенно не существует ни археологических, ни биологических данных, хоть намеком подтверждающих правдивость событий, описанных в этой книге. Зато установлен факт оккультного метода "перевода" и того, что многое в ней, как и в других писаниях мормонского "пророка," было продиктовано "духами." Еще апостол Иоанн Богослов предостерегал верующих против всяких духов: "Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (Ин. 4:1). Чтобы установить личность духа, надо вопросить его признает ли Он, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий и Творец мира, равный Богу Отцу, ставший человеком, чтобы спасти мир от власти дьявола. Падшие духи никогда не смогут признать этого. И действительно, духи, являвшиеся Д. Смиту внушили ему, что Иисус Христос один из божеств, т.е. творение, а не Творец. Кроме того, дух от Господа никогда не стал бы предлагать существующую Христову Церковь заменить новой, мормонской — ту Церковь, о которой Сам Господь сказал: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" и которая является "столпом и утверждением истины" (Мт. 16:18; 1 Тим. 3:15).

    Итак, "Книга Мормона" — это жалкая пародия Писания, и мормоны глубоко ошибаются, принимая ее за боговдохновенную и приравнивая ее авторитету Библии.

     Лжеучение мормонов

    В своих книгах Джозеф Смит и его преемники пользуются христианскими понятиями и библейской терминологией, но вкладывают в них другой смысл, создавая этим новое, нехристианское учение. К сожалению, многие малосведущие и доверчивые люди не догадываются, что термины "Сын Божий," "спасение," "искупление," "освящение," "Троица" и другие имеют у мормонов совсем другое, нехристианское содержание, и потому попадаются в сети мормонства. Вот некоторые из их самых явных искажений христианства.

     О Боге

    В пункте первом "символа веры" мормонов читаем: "Мы верим в Вечного Бога Отца, в Сына Его Иисуса Христа и в Святого Духа," — как будто звучит правильно. Однако при более внимательном изучении источников их учения оказывается, что слово "Бог-Отец" они воспринимают буквально, биологически. Так, например, их "бог-вседержитель" якобы имел жену (!), от которой родились "дети." Имя "жены" нигде не упоминается, ибо это тайна; дети же — Иисус Христос, Люцифер(!) и мы с вами. "Отец," как считают мормоны, живет в центре мира на светиле Колоб, имеет физическое тело и человекообразен. "Дети" сначала имели лишь невидимые, духовные тела (видимые физические тела они получили позже). Все это у мормонов называется "нашей предземной жизнью." Оказывается, что вместо единого Господа, Творца неба и земли, существует неопределенное количество всяких богов и богинь. Правда, некоторые мормоны будут настаивать, что они признают только одного Бога, но это не то, что утверждали создатели мормонского учения.

    Пресвятая Троица в нашем христианском понимании для мормонов не существует. Слово "Бог" воспринимается ими как одно из верховных существ. Они верят в детородные пары усовершенствованных людей, которые имеют начало во времени и творят физические тела, "воплощая духов." Этому мормонскому множеству богов предводительствует "Елохим," упоминаемый в ветхозаветном Писании — согласно мормонам "бог Земли," имеющий тело, подобное нашему. Основатель мормонства Джозеф Смит утверждал: "Я хочу прямо заявить вам, что всегда и на всех собраниях, где я только проповедовал о сущности Божества, это была проповедь о множестве богов" [9]. Милтон Хантер (Milton R. Hunter), член Первого Совета семидесяти старцев, учил: "Сам Бог, наш общий Отец... был когда-то человеком, как все мы, а потом стал Богом … Он совершенствовался и развивался пока достиг состояния божества … И все вы должны научиться, как стать Богами" [11]. В книге "Доктрина Мормонов" их ведущий "богослов" B. McConkie пишет: "Существует три Бога — Отец, Сын и Святой Дух … Этим трем Богам мы поклоняемся. Но, кроме Них, существует бесчисленное количество других священных личностей, приходящих из бесчисленных других миров, которые достигли прославления и поэтому тоже стали Богами … Это учение о множестве Богов является таким всеобъемлющим и славным, что оно пленяет всякое воображение … И все, кто достигнет прославления, становятся Богами" [12]. Надо заметить, что подобные идеи о божествах, правящих в различных мирах, характерны для оккультных учений.

    Нечего говорить, что мормонское учение о развивающихся и совершенствующихся богах, приобретших тела, совершенно чуждо христианству, оскорбительно здравому смыслу и богохульно. Христианство всегда строго различало вечную, бесконечную, всесовершенную и недоступную пониманию природу Бога от созданной и ограниченной природы других существу — ангелов, людей, животных и т.д. Нельзя путать Творца с тварями!

    Некоторые не без основания высказывают предположение, что само учение о рождающих детей божествах было придумано именно для оправдания многоженства "пророков" и "святых" мормонской религии [13].

     Христос

    Мормоны утверждают, что они верят в истинного, библейского Иисуса Христа. Одна из их брошюр гласит: "Христос является нашим искупителем и нашим Спасителем. Без Него не было бы ни спасения, ни искупления." Подобные утверждения приводят в замешательство простодушных верующих, которые думают, что мормоны проповедуют христианское учение. На самом же деле их учение о Христе навеяно оккультными учениями о потусторонних существах.

    Для христиан Иисус Христос — Второе Лицо Пресвятой Троицы, истинный Бог, совечный и единосущный Богу Отцу, рожденный, несотворенный, безмерно выше всех остальных творений. Для мормонов Иисус Христос не уникален: Он— лишь один из множества божеств (причем не очень значимый), своими личными заслугами достигший божественной праведности. Согласно одному из идеологов мормонства: "Христос — спасенная тварь" [11, 13]. Христос якобы родной брат Люцифера (Сатаны). Этот последний оказался непослушным сыном того же "Елохима," который родил также Иисуса. Иисус является лишь первым среди бесчисленного множества других духов. Он рожден якобы через физическое совокупление "Отца" (Адама-Елохима) с Марией [15,16]. В других версиях мормонского учения Христос именуется сотворенным во времени. При этом еретическое понимание библейских событий доходит до абсурдных утверждений, что дева Мария, кроме физической близости с "Елогимом," жила и со своим мужем Иосифом и не была девой. Некоторые мормоны даже дерзают именовать Христа своим "старшим братом."

    Пытаясь оправдать многоженство, мормоны учат, что Иисус Христос был женат в Кане Галилейской и имел множество других жен, среди них Марфу и Марию (сестер Лазаря), от которых родились дети. Конечно, ничего такого не найти в Священном Писании. Все это богохульное учение придумано "пророками" мормонства. Если собрать воедино все то, что мормонские "богословы" говорят о Христе, то они унижают Его хуже ариан, осужденных Первым Вселенским Собором, состоявшимся в городе Никее в 325 году.

    Однако, миссионерствуя среди христиан, они поначалу избегают открыть эти специфические пункты своего учения и говорят о Христе с напускным восторгом и благоговением. Возможно также, что многие мормоны даже плохо знают подробности своего учения и просто повторяют общепринятые христианские истины, от которых отступили основатели их религии. Действительно даже мормонские "епископы" не проходят формального богословского образования и поставляются на эту должность в силу своих коммерческих и организаторских способностей.

     Духи и люди,
первородный грех и спасение

    Мормоны верят в предсуществование человеческих душ. Они учат, что до своего физического рождения в этом мире, души людей существовали в духовном мире. И вот "Отец-Елогим," сам имея физическое тело, задумал для своих детей-духов "чудесный план," чтобы и они стали богами, так как все отцы желают, чтобы дети были похожи на них. Для этого "Отец" решает осчастливить людей физическими телами (т.е. материализировать духов) и поручает это дело " богу-Иисусу." Но Люцифер (Сатана), который оказался плохим братом Иисуса, из зависти стал мешать ему сделать духов богами.

    По учению Библии, грех непослушания Адама в раю — это ужасная трагедия человечества, потому что его грех нравственно повредил нашу природу. По причине первородного греха все люди рождаются со склонностью грешить. В первородном грехе — первопричина всех бедствий и преступлений человеческого общества. Для мормонов же грехопадение — благо, потому что оно было необходимым шагом в жизненном плане и является великим благословением человечеству. Из-за этого падения мы осчастливлены физическими телами и можем рождать детей — новых богов [14]. Согласно Браяму Йонгу, Адам и Бог — это одно лицо. Йонг писал: "Адам — это наш отец и Бог. Он — единственный Бог, с которым мы общаемся [10].

    Мормоны признают необходимость крещения, но действительным считают только свое мормонское. Однако именно их крещение является недействительным и безблагодатным, потому что они отрицают Пресвятую Троицу, в честь Которой должно совершаться крещение. Кроме того, в своем учении о крещении мормоны допускают чудовищный обряд крещения за мертвых — то есть живой мормон может несколько раз креститься в честь своих умерших предков. Мормоны оправдывают это тем, что будто в течение всего периода от апостолов до Д. Смита мир лежал во тьме и никому не было возможности спастись. Поэтому, чтобы спасти умерших, мормоны крестят задним числом. Именно по этой причине у мормонов столь развит интерес к генеалогии: они пытаются "спасти" по возможности всех своих предков. Для этой цели они построили в Солт-Лейк-Сити пятиэтажное здание Библиотеки с семейной историей своих предков, а кроме того свыше 1200 отделений библиотеки в сорока четырех странах мира.

    Цель своей жизни мормоны видят в том, чтобы стать богами. Браям Йонг так писал в своем "Дневнике поучений:" "Боги существуют, и каждому надлежит готовиться, чтобы стать одним из них." Подобную мысль высказывает президент церкви мормонов Лоренцо Сноу: "Некогда Бог был во всем подобен человеку; и в будущем человек может во всем стать подобен Богу."

    Учение мормонов в предсуществование человеческих душ и об их бесконечном развитии и превращении в богов, наделенных физическими телами, — совершенно чуждо христианскому учению.

     Отношение к Писанию

    Для нас, христиан, Священное Писание — это Божие откровение. Оно имеет законченный вид в том смысле, что никакие новые откровения и "видения" не смеют быть добавлены к нему. Для мормонов же наша Библия — не вполне законченный и убедительный источник веры. Они допускают чтение Евангелия для ознакомления с жизнью и учением Иисуса Христа. Однако для более глубокого познания веры они отдают преимущество своим "священным писаниям:" "Книге Мормона," "Драгоценной жемчужине," "Доктринам и заветам" и другим. Кроме того они продолжают пополнять свое учение все новыми "откровениями." Б. Йонг, например, утверждал, что он получал так много откровений, что "мог пророчествовать наперегонки с гончей собакой."

     Проблема многоженства

    С самого начала своего возникновения секта мормонов внесла большой соблазн в общество тем, что открыто поощряла многоженство. По сообщению Смита, все тот же "дух," который вручил ему золотые пластины, повелел ему иметь несколько жен. При этом Смит пояснил, что не обзаведись он "множественной супругой," ему угрожала бы потеря апостольского звания и вечная гибель. Стараясь не ослушаться "духа," Смит приобрел более двух десятков жен. "Святые" последователи Смита старались не отставать от своего "пророка" и брали в жены не только незамужних девушек и вдов, а покушались также и на честь замужних женщин. Несколько возмущенных мужей издали листовку, обличавшую Смита и распутство "святых." Так, например, Брайям Йонг имел около 30-ти жен.

    С самого начала возникновения мормонства волнения на почве их многоженства не прекращались, пока в 1870 г. правительство США всерьез не занялось этой проблемой. Преемник Йонга, "пророк" Джон Телор, упорно настаивал на праве мормонов иметь по несколько жен и вступил в открытый конфликт с властями. Тогда конгресс США значительно ужесточил меры, и преемник Телора, Вильфред Вульф, наконец, отказался от многоженства. Но не все мормоны подчинились его решению, и произошел раскол. Наиболее упорные многоженцы, которых можно назвать "старомормонами," эмигрировали в Мексику. Остальные же мормоны, которых можно назвать "новомормонами," подчинились властям. Последующие правители мормонства тщательно подчистили историю своей секты, выбелили темные в ней места и объявили былую приверженность к полигамии ошибкой.

    Отказавшись от многоженства, современные мормоны весь пафос перенесли на брак и деторождение, что прямо вытекает из их учения о материализации духов. По их мнению, духи, которых очень много, — это "дети бога," еще не осчастливленные физическим телами. Те же из духов, которые наконец получили физические тела на земле, обязаны плодить как можно больше новых тел для оставшихся духов. Поэтому мормоны стараются народить побольше детей. Они боятся, что если человек умрет бездетным, то после смерти он будет лишь "ангелом," не имеющим воскресшего тела, и в полном смысле слова станет лишь прислужником при богах. Таким образом, мормоны верят, что только посредством брака и деторождения открывается доступ к высшей ступени славы.

    Конечно, ничего подобного нет в Священном Писании, которое добровольное девство ставит выше брачной жизни. Согласно апостолу Павлу, "женатый печется о земном, как угодить жене, а безбрачный печется о том, как угодить Богу" (1 Кор. 7:32-35). О преимуществе девства можно еще прочесть в беседе Спаситель в Евангелии от Матфея, 19:12 и в книге Откровения в 14:3-5. Сам Господь Иисус Христос, Его пречистая Матерь Дева Мария, пророк Иоанн Креститель, апостол Иоанн Богослов, апостол Павел и многие другие величайшие праведники были девственниками.

    Кроме учения о многоженстве, мормонам пришлось подвергнуть ревизии и свое расовое учение. По началу они утверждали, что негры — это потомки Каина, недостойные равенства с белыми и священного сана. Но по мере роста движения за гражданские права негров такая позиция превратилась в тяжелую обузу, и в 1978 г. президент мормонской религии. Спенсер Кимбалл объявил, что на основании бывшего ему откровения можно негров посвящать в священники наравне с белыми.

     Мормонская "церковь"

    Для мормонов характерно полное неприятие исторического христианства и Православной Церкви с ее двухтысячелетней историей. Исходя из первого откровения Д. Смиту о том, что "все религии заблуждаются," мормоны считают, что отступление от веры произошло вскоре после смерти апостолов и что Церковь (если не считать ее американскую ветвь среди индейцев, продержавшуюся на 300 лет дольше) исчезла с лица земли вплоть до возрождения ее Смитом в девятнадцатом столетии. Джозеф Смит утверждал, что "все христианские пастыри являются детьми дьявола… что они и их последователи получат жребий вместе с дьяволом и его бесами … И все вместе погибнут." Его преемник Б. Йонг говорил, что все христиане — неверы.

    Следуя примеру своих основателей, мормоны верующих христиан называют "детьми диавола," а нашу веру — "языческим нечестием." Вообще очень характерно для мормонов крайнее озлобленное отношение против традиционного христианства. Только себя они считают истинно верующими, спасенными и святыми.

    Мормонство управляется советом из трех "первосвященников" (First Presidency), которому помогает совет двенадцати "апостолов" и совет "семидесяти." Вспомогательные и второстепенные должности распределяются между "патриархом" и "епископами." Вся структура мормонской организации зиждется на идее "священства." Каждый мормон мужского пола старше 12 лет причисляется к "Ааронову священству," от которого со временем его могут возвести к "Мелхиседекову священству." Конечно, эти именования не имеют ничего общего с их библейским значением. Богослужения в ветхозаветном Иерусалимском храме совершали потомки Аарона из колена Левия. С разрушением Иерусалима в 70 году нашей эры и рассеянием евреев по всему миру священническая преемственность по чину Аарона прервалась и не может быть восстановлена, так как Бог отменил это священство вместе с его жертвоприношениями и обрядами. Священником "по чину Мелхиседека" может именоваться только Господь Иисус Христос как вечный Царь мира, принесший Себя в жертву для искупления людей. Поэтому никто из смертных не смеет именоваться этим званием. Об отмене Ааронова священства и о вечном священстве Христовом по чину Мелхиседека подробно пишет апостол Павел в своем послании к Евреям, 6:17-10:23. Для совершения Причащения и других таинств в Церкви апостолы рукополагали епископов, которые в свою очередь рукополагали себе в качестве помощников пресвитеров (священников) и дьяконов (см. послания к Титу и Тимофею). Эта благодать священства с апостольских времен передается в Церкви непрерывной цепью от епископа к епископу и называется апостольской преемственностью. В тех религиозных группах, где апостольская преемственность по какой-либо причине прерывается, прекращается и благодать священства. Так как мормоны не имеют апостольской преемственности, то нет у них и благодати священства. Их "первосвященники," "патриархи" и "священники," как и их "апостолы" и "пророки" — все это пустые именования.

    Почитая Д. Смита восстановителем церкви, мормоны приравнивают его авторитету Иисуса Христа. В своем храме в Солт-Лейк-Сити, например, на самом видном месте рядом с изображением Иисуса Христа висит изображение Д. Смита. Конечно, это непростительная дерзость! Ведь Иисус Христос — истинный Сын Божий, Творец мира и Спаситель человечества, а Д. Смит — лжец, мечтательный искатель кладов, оккультист, обманщик и развратник. На фоне Спасителя он выглядит более смешным и жалким, чем макака на фоне великого полководца или гениального ученого.

     Заключение

    ИТАК, учение мормонов — оккультного происхождения и противоречит главнейшим догматам христианства. Тем не менее мормонские миссионеры выдают свое учение за христианское и ведут наступательную проповедь, ходя по домам от двери к двери и переманивая простодушных в сети своего культа. Свою проповедь они концентрируют на социальном, "семейном" облике мормонства, предлагая психологическую стабильность и житейское благополучие.

    Их секта построена на жесткой иерархии и руководима "пророком" и "апостолами." Жестокий авторитаризм и подавление личности и инакомыслия, круги многочисленных посвящений, психологическая обработка. Рядовые мормоны не подозревают о существовании и по сей день "ангелов смерти," исполняющих смертные приговоры над людьми, неугодными их секте. Новообращенному вменяется в обязанность находиться в постоянном контакте с миссионерами, ходить на их собрания и "богослужения." Понося Православную Церковь, ее учение, храмы и богослужения, святых отцов и священство, мормоны пытаются оправдать собственную бездуховность.

    Пользуясь наивностью людей, выросших в условиях воинствующего безбожия, мормоны стали засылать своих миссионеров в страны Восточной Европы и в Россию, и недавно устроили в Москве центр своей пропаганды. Они собираются построить свой храм в Польше. Перевели уже на русский язык "Книгу Мормона" и другую мормонскую литературу.

    Чтобы защитить себя и свою семью от натиска мормонства и других сектантов, православному человеку нужно хорошо изучить свою Православную веру, Священное Писание, а также почувствовать ту великую духовную силу, которая приходит от церковных таинств, Святого Причащения и от богослужений Православной Церкви.

     Приложение
Величие Бога и ничтожество богов

"Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мт. 23:13).

    Не так давно актриса Ширли Маклейн (Shirley МacLaine) вызвала восторг у многих американских телезрителей, когда, стоя с распростертыми руками на берегу Тихого океана, запела: "Я — Бог, я — Бог, я — Бог!" Это передавалось в телевизионной серии "Out on the Limb" в 1987. Верующим людям можно было бы игнорировать это глупое выступление взбалмошной актрисы, если бы не то, что оно было запланированным актом популяризации движения Новый век. Это модное сейчас учение проповедует, что все есть Бог и Бог есть все, т.е. что Бог и природа — это одно. Следовательно, каждый человек есть Бог. Из этого делается вывод, что задачей человеческой жизни является выявить свою латентную божественность, сознать себя "богом." "Когда ты наконец поймешь свою божественную природу, — говорят "апостолы" нового учения, — тебя охватит замечательное ощущение, что ты выше пространства и времени, выше всего материального."

    Подобные гордые утверждения не новы, их давно проповедует индуизм. Один из современных популяризаторов индуизма, Сай Бейба (Sai Baba), пишет: "Ты являешься Богом вселенной … Ты действительно являешься Богом … ты не человек, ты Бог" ["Sathyam-Shivam Sundaram;" "Sathya Sai Speaks," Bangalore, India, 1973]. При трансцендентальной медитации советуется внушать себе: "Я — солнце; я — истинное, истинное солнце… Мной вся вселенная движется и получает свое бытие … Я был еще до возникновения мира … Я проникаю в каждый атом и привожу его в движение … О, как прекрасен я … Я — вся вселенная. Все находится во мне … Я — Бог!" [Swami Visnudevananda, "The complete Illustrated Book of Yoga," New York, Pocket Books, 1972].

    Нечего и говорить, как безумны подобные притязания с христианской точки зрения. Признавая высокое назначение человека, христианство учит отчетливо различать между бесконечным, всемогущим Творцом и всем остальным. "Бог живет в неприступном свете, который никто из людей не видел и видеть не может" (1 Тим. 6:16). В сущности, Бог — это все, а мы — ничто. Поскольку человек смиренно склоняется перед своим Создателем и покоряется Его воле, он способен с Божией помощью расти и совершенствоваться — в пределах своего естества.

    Поэтому очень странно слушать, когда проповедники, выдающие себя за христиан, вторя индусским гуру, призывают своих последователей раскрыть свое божество. Послушаем, например, что проповедуют мормоны. "Как Бог некогда был человеком, так каждый человек может стать Богом" [Lorenzo Snow, Millenia Star, vol. 7 and vol. 54]. А вот еще: "Помните, что Бог, наш небесный Отец, был некогда смертным ребенком, как каждый из нас, и постепенно возрос, поднимаясь от ступени к ступени по лестнице саморазвития и совершенствования. Он двигался вперед и преодолевал, пока не достиг того состояния, в котором Он сейчас находится" [Orson Hyde, Journal of Discurses, vol. 1]. Джозеф Смит, основатель секты мормонов, проповедовал: "Я расскажу вам, как Бог стал Богом. Многие думают, что Небесный Отец существует от вечности … Но Он обитал на земле, равно как и Иисус Христос, Который хотел, чтобы все люди познали истинного Бога … Поэтому вы все должны познать, как стать Богами и научиться восходить тем путем, которым восходили все Боги. Так восходите от малого к большему, от благодати к благодати, от славы к славе, пока не воссядете в славе, как все те, кто ныне восседают на троне вечной силы" [Times and Seasons, 15 августа 1844]. Подобные высказывания можно услышать от других мормонских "пророков." Для них Господь Иисус Христос — не Второе Лицо Пресвятой Троицы, единосущный Богу Отцу, а один из богов, наравне ангелом-Денницей и прочими духами! Суть дела не меняет то, что мормоны одного из богов считают главным, а то, что их бог ограниченный и не единственный.

    Мы же верим, что истинный Бог не только главный среди якобы подобных Ему, но что Он единственный Бог, Которому нет подобного. Только один Бог — всемогущий и вечный Творец; все остальные творения — все равно, что малые числа по сравнению с бесконечным.

    Трагичным для современного общества является то, что при всем своем научном и технологическом прогрессе, в духовном плане человечество дичает и все больше поддается духу гордыни, при котором безумные идеи о раскрытии своего божества встречают все большее сочувствие. Согласно ап. Павлу, отличительным свойством последнего врага христианства, Антихриста, будет его непомерная гордыня. Это будет "человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2:4). Его безумное притязание на божество не потому ли будет одобрительно встречено современным ему обществом, что оно само будет насквозь отравлено идеей обожествления человека?

    Следует обратить внимание на то, что все учения, возвеличивающие человека за счет умаления Творца, родственны между собой в том, что они оккультного происхождения. В отдельных пунктах они, конечно, расходятся. Например, древний языческий политеизм с его магией и мистериями, а также современное мормонство, продиктованное "духами" — вводят множество богов.

    Теософские учения, как индуизм, буддизм и современное движение Новый век — проповедуют пантеизм. Отрицая личного Бога-Творца, они учат, что природа и есть Бог. Конечно, пантеистический бог — это вовсе не Бог, а естество, которому приписываются некоторые божеские свойства — вечность, вездесущие, разумность и своеобразная справедливость. Строго говоря, пантеизм — это облагороженный атеизм.

    К третьей группе учений принадлежат древние пифагорцы, гностики, неоплатоники и ряд последующих философских школ, как например, Якомба Беме, Шопенгаура, Сведенборга, Парацельса, Шелинга и других. Известно, что гностические секты были особенно активными в первые три века христианства и представляли собой большую помеху для Церкви. Учения этой группы вводят между Богом-Абсолютом и дольним миром разные посредствующие (промежуточные) существа. У одних это Демиург, у других — Логос или София, у третьих — "мировая душа," "женственное начало" и так далее. Эти учения крайне запутаны и противоречивы в деталях, но общен им принцип эманации, или истечения. Низшие божества, "эоны," истекают из высших, наподобие ступенчатых водопадов, начиная с трансцендентного Абсолюта, Высшего Начала или Первоисточника и кончая физическим миром. У некоторых гностиков число посредников между Великим Непознаваемым и материальным миром достигало тридцати двух, у других же ограничивалось одним или двумя.

    Опять же бог-Абсолют этих учений — не истинный Бог, потому что, испуская из себя низшие существа, он изменяется, и сам подчинен закону необходимости. Кроме того, наделяя своих эонов божескими свойствами, как например творчеством и властью управления миром, гностики ограничивают своего Абсолюта. Таким образом у них различие между Творцом и тварью стирается.

    Между прочим, соблазн перебросить мост между Творцом и тварью несколько задел и русское богословие благодаря философу Владимиру Соловьеву. Целый ряд религиозных мыслителей, увлеченных его идеями, как например, прот. Павел Флоренский, прот. Сергий Булкаков, проф. Николай Бердяев и некоторые богословы Парижского Богословского Института развивали его идеи о Софии, мировой душе и "женственном начале в Боге" в гностическом духе. (Смотри на эту тему обстоятельную статью протопресвитера Михаила Помазанского: "Чтения о богочеловечестве," Православный путь за 1956 год).

    Профессор А. В. Карташев по поводу влияния В. Соловьева на русскую религиозную мысль пишет следующее: "Мистический конь, на котором Соловьев перелетает через страшный зев пропасти между Богом и миром, это издавна заброшенная и полузабытая София. Повторяя тысячелетне-древние попытки и эллинской философии, и библейского хохмизма, и раввинской кабалы, и бурной гностической фантастики, как-то иллюзорно заполнить пропасть между Творцом и тварями, Соловьев избирает для этого … Софию, и этим надолго заражает по инерции наших религиозно-философствующих мыслителей и поэтов … Никакой постепенностью, никакими мостами из эонов невозможно перекрыть онтологического прорыва между двумя полярностями [Богом и миром] … Никакими crescendo-diminuendo от твари к Творцу et vice versa не создать сплошной непрерывности, и в любую из миллиметрических щелей проваливается, как в бездну, все построение" (Статья на 1500-летие Халкидонского Собора).

    О "Смысле любви" В. Соловьева профессор прот. Георгий Флоровский комментировал: "Это какой-то жуткий оккультный проект воссоединения человечества с Богом через разнополую любовь" ("Пути Русского Богословия").

    Отмежевываясь от всех попыток перебросить мост между бесконечным и конечным, Православная Церковь не признает ни никаких самостоятельных божеств, ни эманаций из Первоисточника, ни посредников между Богом и тварью.

    Она учит, что первоначально ничего не существовало — ни духовного, ни материального мира, не существовало ни времени, ни пространства, но существовал лишь Единый неизменяемый и всесовершенный Бог — Отец, Сын и Святой Дух — Троица единосущная и нераздельная.

    Когда Богу стало угодно, Он создал сначала великий духовный мир, который населил разумными духами, именуемых ангелами; потом — наш видимый, материальный мир. Причем для создания того и другого Он не пользовался никаким веществом, которого не было, но все создал из ничего — одним действием Своей всемогущей воли. Ничто не принуждало Его творить: Он создал тогда и так, как было угодно Его воле. Итак, Бог — это единственный источник бытия всего видимого и невидимого. Ангелы и человеческие души не вечны, а бессмертны, и то не по своему естеству, а по воле Божией. Только Бог вечен и бессмертен по существу.

    "Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, — объясняет святой Григорий Богослов, — ибо слова был и будет означают деления времени и свойственны преходящему естеству. А Сущий — всегда. И этим именем Он именует Себя … потому что сосредоточивает в Себе самом всецелое бытие, которое не начинается и не прекратится. Он — как некое море сущности неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве."

    Между Божией бесконечной и всесовершенной сущностью и всем остальным существует качественная бездна, которая не допускает никакого посредника. Между Богом и миром не может быть ничего среднего, как нет ничего среднего между логической единицей и логическим нулем.

    Но будучи бесконечным и всесовершенным, Бог не далек от мира, как некоторые думают, будто Он обитает где-то далеко за пределами пространства. Напротив, Он все обнимает и все проникает Собой, Он всюду одновременно присутствует, но при этом Он как чистейший Дух ни с чем не смешивается, и к Нему ничто не дотрагивается.

    О Боге надо говорить всегда с большим благоговением и сдержанностью, потому что Он в Своем существе непостижим. Только слабыми намеками мы можем пытаться описать Того, Кого мы называем этим таинственным именем. "Желая богословствовать, — наставляет преподобный Максим Исповедник, — не покушайся постичь Бога в Его существе, потому что это непостижимо не только человеческому, но и никакому другому разуму. Размышляй же по возможности об Его свойствах: вечности, беспредельности, непостижимости, благости, премудрости и всемогущей силе, направляющей все и всех праведно судящей. Ведь среди людей уже тот великий богослов, кто хотя бы немного познает эти свойства Божии."

    Иногда человек, забывая величие Бога, начинает сравнивать себя с подобными себе людьми или с неразумными тварями, и тогда он начинает мнить о своем величии. В таком случае полезно ему посмотреть на звездное небо и мысленно увидеть себя из глубины пространства. Где-то в безбрежном море космоса затеряна малюсенькая световая точка — галактика, именуемая Млечным путем. На краю этой галактики среди биллионов других звезд прячется наша солнечная система, которую не разглядишь с помощью даже самого мощного телескопа. А еще глубже где-то в системе солнца захоронена наша микроскопическая планета Земля. И вот на ее поверхности суетятся какие-то вирусы, однодневные твари — мы с вами! Если так ничтожны мы в сравнении с вселенной, то что такое мы в сравнении с Тем, Кто Создал ее одним Своим словом?

    И не знаешь, чему больше удивляться: величию ли Божию или тому, что при всей Своей беспредельности Он помнит и заботится о каждом из нас! Он не только видит каждого из нас, но знает в совершенстве и все, что в нас — наши сокровенные мысли, чувства и намерения; и все это Он знает лучше нас самих. "Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его" (Евр. 4:13). Ведая наши нужды и немощи, Он печется о нас, как самая заботливая и любящая мать, и при этом управляет всей необъятной вселенной — всем видимым и невидимым, Он направляет ко благу и жизнь каждого сотворенного Им существа. Если бы мы все следовали воле Божией, то у нас на земле был бы рай и блаженство.

    Но вместо этого мы видим совсем другое. В чем причина бедствий человечества? Согласно Библии— в горделивом желании наших прародителей стать богами. Это древний змий-дьявол, сам спадший с Неба за свою гордость, внушил им, что вкушая запрещенный плод, они не умрут, "но будут как боги" (Быт. 3:5). Но почему наши прародители поверили такому дерзкому предложению? Очевидно, потому, что оно звучало правдоподобным. Ложь действенна больше всего, если примешать к ней крупицу истины.

    Первозданный человек сознавал, что он наделен чем-то великим, что возвышает его над прочими неразумными тварями. Это нечто великое была печать образа и подобия Божия, которую Творец наложил на его бессмертную душу. Эта-то печать богоподобия открывала человеку путь к познанию тайн бытия и творчеству, она влекла его к идеальному и бесконечному, делала его способным бескорыстно любить, она влекла его к общению с Богом, сделала его царем над природой. По плану Божию человек, работая над собой и развивая свои духовные способности, должен был совершенствоваться. Бог поставил перед человеком высокую цель уподобления Его совершенствам, к которой он должен был восходить под Его руководством и с Его помощью.

    Ложь дьявола состояла в том, что человек простым желанием, одним смелым скачком, помимо и даже вопреки Богу, якобы мог достичь состояния божества; мог без всякого волевого усилия и работы над собой достичь всех знаний и совершенства. Вместо же этого обманутый человек своим дерзким salto mortale не только не достиг того состояния, которое обещал ему искуситель, но низвергся в ужасную бездну греха и таким образом потерял даже то, чем раньше обладал. Из владыки над природой он стал жалкой игрушкой собственных страстей. Свое поврежденное грехом состояние Адам и Ева передали своим потомкам. Апостол Павел так изображает нравственное убожество грешного человечества: "Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти: доброго, которого хочу не делаю, а злое, которого не хочу, делаю " (Рим. 7:19-24).

    Богу следовало было уничтожить человека за его дерзость или просто отвернуться от него и предоставить его произволу слепых и разрушительных сил природы. Но Бог так же велик в Своей милости, как в Своем Творческом всемогуществе! Вместо того, чтобы отвергнуть человека, Он Сам в Лице Своего Единородного Сына с престола Своей неприступной славы сошел в нашу долину скорбей и мрака.

    Придя к нам, Он не только научил нас правильно верить и праведно жить, но воспринял нашу человеческую природу. Через это дивное и непостижимое соединение Своей Божеской природы с нашим человечеством, Бог влил в наше дряхлое естество свежие нравственные силы, благодаря которым восхождение к Богу стало для нас реальной возможностью. Без чуда воплощения Евангельское учение осталось бы недосягаемым идеалом.

    Действительно, и в ветхозаветное время люди имели много здравых понятий о добре и зле, многие имели очень возвышенные представления о Боге, но были бессильны нравственно совершенствоваться. Всем необходима была Божественная помощь, и Господь Иисус Христос эту помощь нам принес. Ту непроходимую пропасть между Богом и тварью, которую никто не мог перейти, перешел Господь Иисус Христос Своим вочеловечением. Он стал как бы мостом между трансцендентным и конечным, между Творцом и тварью! Он воспринял нас в общение с Собой. Не своими усилиями, а именно благодаря Христу мы "соделались причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1:4).

    Таким образом обожествление человека, с одной стороны, это неосуществимая мечта и ужасный соблазн, когда человек сам пытается достичь его. Всякая попытка самочинно перескочить бездну между землей и Небом неизбежно низвергает на дно ада, куда ниспал гордый ангел-Денница. Если же человек покаянно и смиренно обращается ко Христу, тогда, держась за Его руку, он может начать духовно восходить к Богу.

    Соединение со Христом, приобщение к Его Божественной природе — это не отвлеченная теория, а реальность, которая осуществляется в таинстве Причащения. Трагично, что инославный мир, который так много говорит о духовном возрождении, не понимает цели воплощения Христова. Ведь для того и воплотился Христос, чтобы нас соединить с Собой. Действительно, научить нас или дать нам добрый пример мог или ангел, или кто-нибудь из пророков. Христос воплотился именно потому, что только через соединение с Ним возможно истинное возрождение и приближение к Богу: "Никто не придет к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14:6).

    Поэтому Господь учил: "Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день … Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Иоан. 6:53-56). В беседе о виноградной лозе Христос объясняет, как важно соединение с Ним: "Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есьм Лоза, а вы — ветви. Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15:4-6).

    Таким образом, в духовном и физическом возрождении человека заключается цель воплощения Сына Божия. Духовное обновление, начатое в этой жизни, завершится физическим восстановлением человека в день всеобщего воскресения мертвых. Тогда "праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их" (Мат. 13:43). Апостол Иоанн Богослов писал об этом несколько загадочно: "Теперь мы дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему [Христу], потому что увидим Его, как Он есть" (1 Иоан. 3:2).

    Итак, мы еще не способны полностью постичь всю высоту призвания, к которому влечет нас милостивый Творец. Важно помнить, однако, что совершенствование возможно только под руководством и с помощью Господа Иисуса Христа. Только Он может обновить наше поврежденное состояние, только Он может влить в нас необходимые духовные силы, только Он, соединяя нас с Собой, обожествляет. Без Него же — мы ничто, прах и пепел, как и прочие неразумные твари. Стать же богом без Бога — это безумная мечта и дьявольская ложь!

    Поэтому, сознавая свою греховность, покаянно обратимся к нашему духовному Врачу, Господу Иисусу Христу. Будем смиренно и послушно идти указанным Им путем, помня, что "всякий, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мт. 23:13).

Библиография


1. Bеннет, Cults, World Religion and You, Виттон 1977
2. Jerald and Sandra Tanner, The Changing World of Mormonism, Moody Press 1981
3. Алгермиссен Конрад, Chiristian sects.
4. Walter Martin, The Maze of Mormonism, Santa Ana, CA 1978
5. The Kingom of the Cults, Bethany House Publishers, Minnesota 1985.
6. George A. Mather, Dictionary of Cults, Sects, Religions and the Occult, Zander Publishing House, Michigan 1993.
7. John Ankerberg and John Weldon, The Mormon Church, Harvest House Publishers, Oregon 1991.
(and Tanner, The Changing World of Mormonism, Chicago, IL, Moody Press, 1981.
8. The Saints Herald, май 1988 стр. 310.
9. Joseph Fielding Smith, comp. Teachengs of the Prophet, p. 370.
10. Joseph Fielding Smith, "Doctrines of Salvation" compiled by Bruse R. McConkie, Bookcraft, Salt Lake City, Utah, 1954.
11. The Gospel through the Ages, Salt Lake City 1958.
12. Bruce R. McConkie, Mormon Doctrine, стр. 317.
13. Journal of Discourses, vol. 13, p. 308; Pratt, The Seer, Nov. 1853 vol. 1 no. 11 p. 172.
14. Bruce R. McConkie, Doctrinal New Testament Commentary, Salt Lake City 1977.
15. Doctrine of Covenants 93:21-23.
16. James Talmadge, A Study of Articles of Faith, 1974 p 471.

Миссионерский листок номер 66
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы
Copyright © 1996 and Published by Holy Protection Russian Orthodox Church 2049 Argyle Ave. Los Angeles, CA 90068, USA
Редактор: Архимандрит Александр Милеант
Hosted by uCoz