Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Прежде всего отметим, что одним из признаков деструктивных религиозных объединений и культов является принятое в них положение

Заключение от 9 апреля 2002 г. по правомерности предоставления Генеалогическому обществу штата Юта (США) (религиозное объединение мормонов) возможности микрофильмирования российских архивов

 

Заключение сделано по запросу начальника Московского городского объединения архивов Киселева А.С. №01-19/238 от 5.04.2002 г. и в соответствии с поставленными им вопросами.

Одним из признаков деструктивных религиозных объединений и культов является принятое в них положение о «порочности» всех людей, не разделяющих их взгляды, о том, что сторонники всех других религий «служат сатане» и т.п.. Публичное распространение таких взглядов способствует разжиганию социальной и религиозной вражды в обществе. Помимо этого, типичного признака деструктивной асоциальной направленности религиозного объединения, в некоторых новых религиях и культах приняты особые вероучительные положения или религиозная практика, которые также способствуют возбуждению социальной вражды на почве религии. Это, например, демонстративно антихристианские ритуалы сатанистских сект, использование в обрядах ряда новых культов своеобразных пародий на христианские обряды и таинства, публичное осквернение и уничтожение символики традиционных религий и т.п. В этом же ряду следует рассматриваться принятые в учении и практике Мормонской церкви («Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней») положения и ритуалы так называемого «заместительного крещения язычников».

В целом, вероучение мормонов представляет собой оккультно-религиозную систему взглядов, которая была составлена основателем этой секты американцем Джоном Смитом и затем получила развитие в среде его последователей. Фантастическое учение мормонов не имеет никакого отношения к христианству и лишь включает библейские названия, образы и персонажи для привлечения последователей и создания выгодного для них имиджа «христианской церкви». Последнее дает множество преимуществ в США и других странах, где традиционная культура основана на христианстве. Несмотря на то, что учение и практика мормонов являются вариантом современного неоязычества, в Мормонской церкви язычниками называются все, кто не состоит в ней, т.е. не является мормоном. Одно это обстоятельство приводит к возбуждению религиозной вражды в обществе, поскольку такое наименование последователей всех направлений и конфессий христианства, ислама, иудаизма не только абсолютно не верно по всем существующим научным религиоведческим понятиям и классификациям, но и оскорбительно для них.

Для совершения ритуала «заместительного крещения язычников» мормоны копируют в архивах разных стран, в том числе в России, метрические записи об умерших и погребенных. Все эти данные доставляют в г. Солт-Лейк-Сити, США. Там, используя эти доку­менты, проводятся особые (индивидуальные для каждого исторического лица) обряды «перекрещи­вания» умерших людей, большинство из которых были религиозными в своей жизни (последователями христианства, ислама, иудаизма и др. религий) в мормонскую веру. Осуществляется религиозный ритуал формального «присоединения» данного лица к Мормонской церкви. Считается, что таким образом эти, жившие прежде люди порывают с ложными религиями и становятся «истинно верующими». Целью этих ритуалов декларируется спасение душ давно умерших людей. Одновременно эти действия считаются средством приобретением особых религиозных «заслуг» теми мормонами, которые этим занимаются. Считается, что таким образом они могут стать более угодными их «богу», который (верховное божество), по мормонскому вероучению, образова­лся в результате сложного взаимодействия атомных сил и живет в центре мира на некоем мифическом светиле.

Традиционные религии, хотя иногда и допускают прозелитизм – миссионерскую деятельность в среде верующих других религиозных конфессий, в официальных заявлениях осуждают его, поскольку это, очевидно, ведет к возбуждению религиозной вражды в обществе. На примере обряда «заместительного крещения язычников» у мормонов мы встречаемся с прозелитизмом, которому придан статус вероучительного положения. Уже покойного человека, естественно, не спрашивая его воли и согласия, публично объявляют отрекшимся от своей веры и принявшим совершенно другое вероисповедание. Если в случае прозелитизма традиционных религиозных конфессий можно говорить о психологическом давлении на людей, поскольку такие обращения из одной веры в другую зачастую совершаются под давлением тех или иных жизненных обстоятельств, нехватки информации, умелого воздействия пропаганды и т.д., то в случае мормонского ритуала речь идет о публичном глумлении над волей и памятью мертвых перед лицом их живых родственников и потомков, которое возведено в статус религиозной практики. Поэтому прозелитические обряды мормонов, направленные на давно умерших людей, оказываются гораздо более аморальными и социально опасными.

Вначале мормоны «перекрещивали» в свою веру только своих давно умерших в лоне различных религиозных вер и церквей родственников, что само по себе сомнительно с этической точки зрения. Ныне же они распространили этот кощунственный обряд и на всех других, живших когда-либо на Земле людей. С 1984 года специальная «библиотека семейной истории» (Family History Library) в г. Солт-Лейк Сити (США), созданная мормонами, собирает и отрабатывает данные из метрических книг, переписей населения и других документов, содержащих имена прежде живших людей, для использования затем их имен и фамилий (пусть, даже и части из них) в посвятительных ритуалах секты, проводимых в ее религиозных помещениях, вход в которые посторонним (не мормонам) запрещен. Эта религиозная практика, принятая в мормонской организации приводит к тому, что мормонские миссионеры централизованно и в соответствии с решениями своих руководящихся органов по всему миру, в том числе и в Российской Федерации, проникают под любыми предлогами в архивы разных стран с тем, чтобы получить метрические данные (имя, отчество, годы жизни и др.) умерших людей, сделать копии этих документов и использовать затем эти данные в своих религиозных ритуалах. Вся такая «генеалогическая» информация годами накапливается и сохраняется в специальных помещениях секты в штате Юта, США.

По сообщениям средств массовой информации, с начала 90-х годов эта деятельность активно развернута организациями мормонов и в России, а также в республиках бывшего СССР. В государственных архивах этих стран производится масштабное копирование (микрофильмирование) тысяч исторических документов, содержащих данные о наших предках. Архивы России, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении копируются с последующей пересылкой данных в США. Имеются сведения о неких контрактах, которые были заключены государственными архивными службами с мормонскими организациями и предусматривают свободный доступ мормонов к содержанию архивов, их копирование и даже какие-то особые права на остающиеся в архивах копии. В частности, сообщается о подобном соглашении с государственной архивной службой Российской Федерации, в результате чего мормонам оказались доступны государственные архивы Астрахани, Тулы, Твери, Тобольска, Казани и других российских городов, множество метрических книг (православных церковных метрик, католических, лютеранских книг и др.), многих других архивных документов.

В результате этой, мало известной широкой общественности, деятельности мормонов и содействии ей некоторых служащих в государственной архивной системе, предки миллионов россиян помимо своей воли «пополнили» списки американской религиозной секты мормонов. С публичным использованием их имен и метрических данных были совершены и, возможно, совершаются и ныне, оккультно-религиозные мистические обряды. В дальнейшем эти данные и сам «факт» «приобщения» к Мормонской церкви этих живших прежде и исповедовавших разные религии людей используются для пропагандистских и миссионерских кампаний мормонских организаций, поскольку все люди, над которыми заочно совершено это индивидуальное «посвящение» в мормоны, считаются уже принадлежащими к данной секте.

Такие действия Мормонской церкви приводят к отрицательным социальным последствиям, подрывают социальную стабильность в российском обществе, способствуют обострению межконфессиональной напряженности в Российской Федерации и несут угрозу опасного социального конфликта.

Для того, чтобы представить себе всю потенциальную социальную опасность этой деятельности мормонов следует более внимательно рассмотреть мировоззренческие, духовно-нравственные основания, на которых строится отношение к данной деятельности мормонов со стороны последователей основных традиционных религиозных конфессий в России.

Российские граждане, исповедующие православное христианство, последователи мусульманской религии, люди, принадлежащие различным деноминациям протестантизма, иудаизма, римо-католики, по социологическим подсчетам, составляют в  совокупности большую часть современного российского общества. Их религиозные чувства и вера оказываются глубоко оскорбленными такими действиями мормонов, поскольку с мировоззренческих позиций этих религий эти действия являются беспримерным кощунством, надругательством над предками, осквернением их памяти и принятого в их религиозных традициях почитания предков. Тем более что «посвящают», «перекрещивают» их предков в религию, которая, многими богословами оценивается как богохульная, если не сатанистская. Очевидно, что такие действия Мормонской церкви в отношении их предков оцениваются верующими россиянами как агрессивное проявление религиозной вражды и, в свою очередь, провоцируют ответное чувство религиозной вражды к самим мормонам.

Сообщения о том, что в некой организации, оцениваемой авторитетными представителями традиционных религий в России как антихристианская иностранная религиозная секта, проводят религиозные ритуалы по «приобщению» к ней их умерших родственников, несомненно, приносят глубокие нравственные страдания всем тем, кто выражает принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, исламу, иудаизму, а также верующим многих других религий в России.

Здесь надо иметь в виду, что в религиозной картине мира основных теистических религий, к которым принадлежат подавляющее большинство религиозных людей в России, не существует «мертвых» в том же смысле, как понимают это атеисты и неверующие. В частности, православные христиане считают всех умерших людей, в том числе и своих предков, не мертвыми, а усопшими (почившими) до Страшного Суда. По Библии, у Бога «все живы», т.е. души умерших предков считаются в библейских религиях живыми, сознающими, чувствующими, способными сознавать, чувствовать, наслаждаться или страдать. Более того, считается, что с душами своих усопших предков верующие люди могут и должны (это входит в их религиозные обязанности) поддерживать духовную молитвенную связь, которая выражается в индивидуальной молитве о религиозном спасении предков, семейных молитвах за предков и в общественных, церковных молитвенных и иных поминаниях предков. Эта связь, по тем же представлениям, принятым в этих основных религиях народов России, имеет важное значение для загробного существования почивших предков и занимает в мировоззрении и самоощущении верующих людей весьма значительное место.

Считается, что молитвы Богу, святым и т.д. за предков могут реально воздействовать на их состояние в загробном мире в положительном смысле (молитвенное заступничество, молитвенное предстательство). В частности, могут облегчать их посмертные страдания. За своих усопших предков православные христиане молятся в церкви, поминая их каждого по имени. Именно упоминание имени усопшего предка рассматривается как непосредственное обращение к нему, как средство установления с ним духовной связи. Поэтому значимы любые действия, заключающиеся в выражении к почившим предкам верующих какого-либо отношения (даже просто публичное обращение к ним по имени, провозглашение их имен). Оказание же на них религиозного, духовно-нравственного воздействия (проведение религиозных ритуалов с использование их имен, «перекрещивание» в другую веру) рассматривается верующими как некая форма некрофилического обряда, как страшное глумление и надругательство, оказывающие на их предков реальное отрицательное воздействие.

Все это касается верующих практически всех религиозных конфессий народов России. Именно поэтому в нашей культуре существует резко негативное отношение общества к осквернению могил, захоронений, любым манипуляциям с именами и памятью умерших людей, даже высказыванию негативных суждений о людях, которых уже нет в живых. Любое упоминание имен почивших людей в том или ином контексте считается небезразличным для них в традиционной культуре русского народа, других этнических и религиозных групп в России.

О мертвых принято говорить или хорошо, или ничего. Таким образом, действия, которые совершаются в секте мормонов с использованием имен умерших людей, оказываются глубоко травмирующими их верующих потомков, приносят им глубокие моральные и психологические страдания и справедливо оцениваются ими как проявление агрессии, акт религиозной вражды. 

Безусловно, все эти обстоятельства, включая особенности отношения к усопшим предкам в религиозных традициях народов мира и нашей страны – России, хорошо известны лидерам мормонской религиозной организации. В таком случае их действия приобретают характер злонамеренного агрессивного вторжения в эту духовную сферу молитвенных отношений религиозных предков и потомков последователей традиционных религий и могут рассматриваться, в этом отношении, как сознательная провокация, направленная на  возбуждение религиозной вражды в российском обществе, дестабилизацию российского общества. Принимая во внимание то, что эти действия совершаются мормонами публично и с использованием средств массовой информации, они образуют состав преступления, предусмотренного статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Тот факт, что в средствах массовой информации в настоящее время не сообщается о широкой практике обращения христиан, мусульман, верующих других религий к мормонским организациям с исковыми заявлениями о нанесении им морального ущерба объясняется только отсутствием в российском обществе достаточно широкой и полной информации об этой стороне их деятельности. В будущем, когда россияне смогут более основательно познакомиться с учением и деятельностью секты мормонов по демонстративному ритуальному «изменению веры» их предков, следует прогнозировать множество подобных судебных исков, что, несомненно, дестабилизирует наше общество, принесет большой материальный и моральный ущерб. Кроме того, с подобными исками могут обращаться и граждане России, которые придерживаются вероучений небиблейских (языческих) религий, поскольку они так же несут моральный ущерб вследствие этой деятельности мормонов. Обычаи почитания предков в том или ином виде (включая почитание той веры, религии и образа жизни, которыми они жили) установлены практически во всех традиционных религиях и культах. Кроме того, манипуляции мормонов с именами и памятью наших предков оцениваются в российском обществе как оскорбительные и приносящие моральные страдания не только религиозными людям, но и тем, кто не исповедует никакую религию и даже теми, кто является убежденным атеистом. Это обуславливает полную этическую неприемлемость анализируемой деятельности мормонов в российском обществе.

В части 2 статьи 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлена правовая норма о ликвидации религиозных организаций в том случае, если содержание пропагандируемого ими учения нарушает общественную безопасность и общественный порядок, если совершаются действия, направленные на разжигание социальной и религиозной розни, осуществляются посягательства на личность, права и свободы граждан, наносится установленный в соответствии с законом ущерб нравственности граждан. Все эти последствия наступают в связи и в результате вторжения мормонов в частную жизнь российских граждан в результате совершения оскорбительных манипуляций с памятью их предков, прародителей.

Особенно масштабным является ущерб для нравственности граждан. Этическая неприемлемость кощунственных действий мормонских организаций, даже некоторая их «запредельность» для здорового нравственного чувства очевидна любому здравомыслящему человеку и вызывает ассоциации с самыми мрачными сатанистскими ритуалами. И действительно, эти действия мормонов в этическом отношении могут рассматриваться в одном контексте с манипуляциями сатанистов с мертвыми людьми, осквернением могил и т.п. действиями, поскольку они так же характеризуются незаконными вторжениями в духовные отношения людей со своими предками.

Конституция Российской Федерации так же запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции РФ), запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную или религиозную ненависть и вражду (часть 2 статьи 29 Конституции РФ). Действия религиозной организации мормонов по принудительному «приобщению» предков современных россиян к своей религиозной организации, сопровождаемые кощунственными аморальными ритуалами, можно квалифицировать как возбуждающие религиозную вражду в российском обществе. Эксперты не обладают информацией, указывающей на то, что мормоны производят указанные ритуалы над вообще всеми теми давно умершими россиянами, сведения о которых им становятся известны при микрофильмировании российских архивов. Но даже если такой ритуал был совершен хотя бы над одним давно умершим россиянином, это уже является достаточным основанием для сделанных выводов.

Вывод:

Предоставление Генеалогическому обществу штата Юта (США) российских архивных материалов в какой бы то ни было форме, в том числе через предоставление указанной организации возможности микрофильмирования российских архивов, недопустимо и противоправно в силу сказанного выше.

 

 

 

 

 

М.Н. Кузнецов,

доктор юридических наук, профессор

 

 

 

 

И.В. Понкин,

кандидат юридических наук

Hosted by uCoz