Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"
Справка Генерального консульства РФ в Сан-Франциско №341
от 14 декабря 1995 г. «О роли мормонской церкви в политической и общественной
жизни США»
Мормонская
церковь («Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней»), являет
Церковь была
основана в 1830 году в штате Нью-Йорк проповедником Иосифом (Джозефом) Смитом.
Написанная им «Книга Мормона» повествует фантастическую историю древних народов
Америки, пришествие к ним Иисуса Христа. Она признается членами церкви наравне
с Ветхим и Новым Заветами, а также И.Смит считается пророком нового времени.
После гибели И.Смита в 1844 году церковь возглавил его ближайший сподвижник
Брайем Янг, который в 1846 году привел большинство мормонов на территорию
нынешнего штата Юта. Не признавшие новое руководство мормоны основали т.н.
«Реорганизованную Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней», которая
существует в виде секты в штате Миссиссипи.
Главой
Мормонской церкви является президент, обладающий весьма широкими правами. Этот
пост является пожизненным. Его занимают в порядке старшинства члены т.н. «Совета
двенадцати», называемые также «апостолами». С марта 1995 года президентом
является Гордон Б.Хинкли. В управлении текущими делами церкви президенту
помогают советники. Это неофициальное правительство называется «Первое
президентство».
«Совет
двенадцати» оказывает помощь президенту в его деятельности и принимает
коллективные решения по важнейшим вопросам политики церкви. Наиболее
представительным органом является «Совет семидесяти». Ежегодно проводятся
«генеральные конференции» церкви. Все ее руководящие органы находятся в столице
штата Юта г.Солт-Лейк-Сити.
Число
мормонов во всем мире составляет 7,3 млн.чел. (1990 г.). В США и Канаде
проживает 4,3 млн. Кроме Юты, важнейшие мормонские центры расположены в
Калифорнии, где заметную долю паствы составляют этнические меньшинства. С 60-х
годов количество членов церкви увеличивалось на 50 процентов каждые десять лет.
Основой
Мормонской церкви являются приходы (wards), во главе которых стоят
священники (bishops). В составе приходов могут быть отделения (branches),
иногда образуемые по этническому или расовому признаку. Приходы объединяются в
округа (stakes), которые в свою очередь группируются в составе
миссий.
В рамках
приходов проводится основная работа с членами церкви, включающая ежемесячные
собрания, во время которых обсуждаются их общие проблемы, индивидуальные беседы
священников с прихожанами об их личной и общественной жизни. Паства
ориентируется на укрепление традиционных семейных ценностей, в рамках которых
мужчина сохраняет главенствующее место, а женщине отводится роль «хранительницы
домашнего очага». Большое внимание уделяется проведению совместных культурных и
спортивных мероприятий. Неимущим прихожанам предоставляется материальная помощь с церковных складов,
оказывается содействие в устройстве на работу или учебу.
Центром
деятельности приходов являются церкви или часовни, где проводятся основные
мероприятия. Особое сакральное значение имеют мормонские храмы. В них
допускаются только члены церкви и лишь по особым случаям, таким как совершение
обрядов крещения, бракосочетания и др. В 1990 году насчитывалось 43 храма, в
том числе 22 за границами США.
Большое
внимание церковь уделяет воспитанию молодежи в духе мормонских ценностей,
выработке у нее положительной трудовой этики и отрицательного отношения к
дурным наклонностям. Основы воспитания закладываются в семье под контролем
церкви, затем оно продолжается в принадлежащих ей учебных заведениях. Число
учащихся в них выросло с 38,4 в 1950 г. до
442,5 тыс. чел. в 1990 г. Особое место занимает Университет Брайема Янга
(32 тыс. студентов), находящийся в г. Прово, штат Юта. Университет имеет свои
колледжи в штатах Айдахо и Гавайи. Большое внимание уделяется изучению языков и
культур различных народов (более 60). Русский язык в Университете изучают более
500 человек.
Через
коллективную и индивидуальную работу с паствой осуществляется контроль за
поведением прихожан, соблюдением ими церковных догматов и правил, особенно
запретов на курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и др. Для
выявления нарушителей, а также инакомыслящих, применяются методы тайного
надзора, что стало предметом разоблачений в печати в 1992 году. За свои взгляды
некоторые либеральные деятели церкви подвергались гонениям и отлучением. Сбором
информации о таких нарушениях занимается «Комитет по укреплению членов церкви».
Согласно
догмату о воссоединении на небесах со своими предками в лоне церкви, ее члены
нередко осуществляют обряд крещения своих умерших родственников или друзей.
Центры семейной генеалогии производят сбор сведений об этих лицах, в том числе
в странах их происхождения. Большой архив с такой информацией хранится в специальной штольне близ столицы штата
Юта.
Финансовое
могущество Мормонской церкви основано на сборе «десятины» - т.е. десятой части
всех доходов ее работающих членов в денежной или натуральной форме. По оценкам,
«десятина» дает ежегодно от 2,5 до 4,3 млрд. долл. Эти средства используются
для осуществления церковного строительства, социальных и экономических
проектов, капиталовложений. Известно, что церкви принадлежат более 100
коммерческих компаний. Управление ими осуществляется через «Зайон секьюритиз
холдинг компани». Только в США стоимость принадлежащих церкви предприятий,
недвижимости оценивается в 1 млрд. долл. (1990 г.). По объему активов она могла
бы занять 120 место среди крупнейших американских корпораций.
Большое
внимание церковь уделяет контролю над СМИ, которые, помимо идеологического
воздействия, приносят ей до 300 млн. долл. ежегодного дохода. Принадлежащая ей
компания «Бонневилль Бродкастинг» владеет 2 телевизионными станциями и 16
радиостанциями, которые имеют аудиторию в 2,3 млн. чел. Церковь владеет
крупнейшей в штате Юта газетой «Дезерет Ньюс» и книжным издательством. Кроме
того, она способна оказывать влияние на программную политику других крупнейших
радиотелевизионных и кабельных компаний страны.
Значительная
собственность находится также в руках индивидуальных членов церкви, которые
обычно пользуются ее покровительством в своих
коммерческих предприятиях. Среди них наиболее известны владельцы сети
гостиниц «Марриот», компаний «Уорд Перфект», «Новелл», «Дайна корп.» и др.
Со времени
основания Мормонской церкви враждебность к ней со стороны других христианских
конфессий, а также федеральных властей вызывалась некоторыми ее догматами,
например многоженством, фанатизмом, воинственным миссионерством, авторитарными
формами правления. В конце прошлого века руководство мормонов было вынуждено
отказаться от наиболее одиозного догмата - многоженства и признать принцип
отделения церкви от государства. С тех пор отношение к мормонам федеральных
правительств и общественности страны становилось более терпимым, а в
послевоенный период между церковью и властями активно развивалось
сотрудничество.
Составляя
около 70 процентов населения Юты, мормоны обеспечивают преобладание церкви в
политической и общественной жизни штата. Губернаторами здесь избираются
исключительно мормоны, четыре пятых членов местной законодательной ассамблеи -
также мормоны. Такое положение позволяет им нередко нарушать законы об отделении
церкви от государства. Некоторые мормоны-фундаменталисты по-прежнему негласно
практикуют многоженство.
В вопросах
внутренней политики Мормонская церковь обычно ориентируется на республиканскую
партию, которая неизменно берет верх над демократами в Юте. В других штатах
мормоны также блокируются в основном с республиканцами, где члены церкви иногда
занимают должности губернаторов и мэров городов. Видный деятель церкви Эзра
Бенсон являлся министром сельского хозяйства в двух администрациях
Д.Эйзенхауэра. В правительстве Дж.Буша видное положение занимал другой мормон -
помощник президента по национальной безопасности генерал Брент Скоукрофт.
Мормонская
церковь проводит свое политическое влияние прежде всего через членов церкви,
занимающих ответственные посты в государственном аппарате США. Много мормонов
работает в местных администрациях и федеральном правительстве, в том числе на
дипломатической службе, в ЦРУ, ФБР, вооруженных силах и др., куда их охотно
принимают из-за хороших деловых и личных качеств.
Руководство
мормонов обычно избегает открыто высказываться по вопросам внешней политики
США. Исключительным случаем в этом плане было заявление в мае 1981 года
президента Кларка об отрицательном отношении церкви к развертыванию ракет «МХ».
В период «холодной войны» церковь поддерживала
стратегию «сдерживания коммунизма». Во время разрядки она отказалась от
обвинительной риторики в адрес «безбожного коммунизма» и стремилась установить
связи с коммунистическими правительствами, чтобы проникнуть в закрытые для нее
до того страны.
Миссионерская
деятельность, в том числе за границей, всегда была одной из главных задач
церкви. При этом каждый мормон обязан принимать в ней участие. В прошлом веке
она активно велась в Англии, скандинавских странах, Германии и даже в
Полинезии. Из новообращенцев формировались многотысячные контингенты
эмигрантов, которые в организованном порядке переселялись на американский
континент. Миссионерская деятельность за рубежом в настоящее время чаще всего
выпадает на долю молодежи, прежде всего студентов Университета Брайема Янга. В
церкви эту работу возглавляет Отдел миссионерской деятельности. Ее
финансирование осуществляется из особого фонда, который пополняется как за счет
средств церкви, так и частных пожертвований. Подготовка миссионеров
осуществляется в 14 центрах по всему миру.
Новый этап в
миссионерской деятельности наступил в 1978 году, когда президент С.У.Кэмпбел
объявил о получении им «божественного откровения», в соответствии с которым
были приняты широкие меры по продвижению мормонского учения и церкви на всех
континентах. В 1990 году более 40 тыс.
миссионеров вело работу в 128 странах
(менее 6 тыс. - в 1950 г.). Традиционным районом миссионерской деятельности остаются страны Западной
Европы и Латинской Америки. В 70-е годы она развернулась в Африке и в тогда еще
социалистических странах Восточной Европы в частности, в бывшей ГДР в 1985 году
состоялось освещение новопостроенного храма. Довольно прочные позиции имеют
мормоны в Японии (более 80 тыс. членов) и в Южной Корее (более 40 тыс. членов),
растет их присутствие на Тайване и в других странах Азии. Вместе с тем мормонам
не удалось получить права на миссионерскую деятельность в КНР.
В России
мормоны активно работают с начала 90-х годов. Созданы шесть региональных
центров в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге,
Новосибирске. Регулярно направляются группы миссионеров, состоящие обычно из
8-12 молодых мужчин (иногда бывают женщины) в возрасте от 19 до 22 лет под
руководством двух-трех старших наставников. Почти все они в той или иной мере
владеют русским языком. Собственных зданий мормонские организации до последнего
времени не имели и пользуются арендуемыми помещениями. По некоторым данным,
планируется строительство церкви в г.Выборг. По оценкам, число крещеных членов
мормонской церкви в России, видимо, составляет несколько тысяч человек,
количество регулярно посещающих их собрания должно быть во много раз большим.
Для российских мормонов предоставляются ежегодно пять стипендий для учебы в
Университете Брайема Янга, а также стипендии на краткосрочные курсы.
Миссионерскую работу в России возглавляет член «Совета Семидесяти» Роберт
Е.Делленбач.
Широкая
экспансия мормонов за рубежами США дает основание полагать, что ими
осуществляются планы превращения их церкви в широкую международную религиозную
организацию. Вместе с тем в процессе своего быстрого развития она сталкивается
с рядом сложных проблем, в частности, с трудностями адаптации ее часто
противоречивых догматов и ритуалов к полиэтническому и многорасовому составу новой паствы, к культурным
традициям других народов, иногда резко
отличным от иудео-христианских ценностей мормонов.
Кроме того, с
трудом поддается примирению конфликт между авторитарной традицией Мормонской
церкви и американскими демократическими институтами. Внутри самой церкви растет
недовольство иерархическими принципами ее организации, возникающими на этой
почве злоупотреблениями и коррупцией, неравноправным положением женщин и др. От
решения упомянутых проблем во многом будет зависеть внутренняя устойчивость и
перспективы дальнейшего роста Мормонской церкви.
Консул
Смирнов Е.А.
Отп. 4 экз. ЕС/ес
1 - ДСА МИД РФ
2 - УПВ МИД РФ
3 - Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при
Президенте РФ
4 - дело
Приложение
Символы веры Церкви Иисуса Христа
святых последних дней
1. Мы верим в
Вечного Бога-Отца, в Сына Его Иисуса Христа и в Святого Духа.
2. Мы верим,
что люди будут наказаны за собственные грехи, а не согрешение Адама.
3. Мы верим,
что через Искупление Христа все человечестве может быть спасено, следуя законам
и таинствам Евангелия.
4. Мы верим, что основными законами и обрядами Евангелия являются:
первое - вера
в Господа Иисуса Христа;
второе -
покаяние;
третье -
крещение через погружение в воду для отпущения грехов;
четвертое -
рукоположение для дарования Святого духа.
5. Мы верим,
что человек должен быть призван Богом через откровение и рукоположение тех, кто
облечен властью, чтобы проповедовать Евангелие и исполнять обряды Его.
6. Мы верим в то же устройство, которое существовало в первоначальной Церкви, а именно: в апостолов, пророков, пасторов, учителей, евангелистов и т.д.
7. Мы верим в дар языков, в пророчества, откровения, видения, исцеления, в толкования языков и т.д.
8. Мы верим, что Библия - слово Божие постольку, поскольку она переведена правильно: мы также верим, что Книга Мормона является Словом Божиим.
9. Мы верим во все, что открыл Бог, во все, что Он ныне открывает, и мы верим, что Он откроет много великих и важных вещей, касающихся Царства Божия.
10. Мы верим в подлинное воссоединение Израиля и в восстановление десяти колен; в то, что Сион (Новый Иерусалим) будет основан на Американском континенте, что Христос будет лично царствовать на земле и что земля обновится и получит райскую красоту.
11. Мы заявляем за собой право поклоняться всемогущему Богу согласно голосу нашей совести и предоставляем всем людям такое же право: пусть они поклоняются так, каким угодно, где и кому им угодно.
12. Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям и государственным служащим, соблюдая, почитая и поддерживая закон.
13. Мы верим, что мы должны быть честными, правдивыми, непорочными, благожелательными, высоконравственными и делать добро всем людям; воистину, мы можем сказать, что следуем наставлениям Апостола Павла: Мы всему верим, на все надеемся; мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все. Если есть что-либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы - мы стремимся ко всему этому.
Иосиф Смит