Реклама

Религиозная безопасность России



назад


Руфь А. Такер. Всемирная экспансия мормонов

 

Каждый христианин должен знать о том, что такое миссионерская деятельность мормонской церкви. Область моих интересов миссиология, и я пришла к выводу, что одной из наиболее серьезных и наименее осознанных проблем в зарубежных миссиях христианской Церкви является процветание культов и церковь мормонов занимает в их списке первое место. В последние годы евангелические христиане в своей миссионерской работе уделяли большое внимание благовествованию людям, никогда не слышавшим о Евангелии, и работе в тех местностях, где нет ни одной христианской церкви. По сути, в этой концепции нет ничего нового. Задолго до Уильяма Кэри в центре внимания христианских миссионеров уже были те, кто не слышал Евангелия Иисуса Христа. Цели миссионерских усилий церкви СПД

Однако все обстоит иначе в аналогичных программах культов. При всем моем знакомстве с предметом, я знаю лишь несколько случаев, когда культисты обращали свою проповедь к последователям нехристианских религий. Объектом их усилий всегда были христиане. Роджер Келлер, пресвитерианский священник, обращенный в мормонизм, очень ясно говорит об этом в своей статье, опубликованной журналом Ensign. Он пишет с целью убедить своих читателей-мормонов в том, что они должны быть более благосклонны к его знаниям, вынесенным из протестантизма: “Часто те основы, которые люди узнают от миссионеров-христиан существенно повышают способность этих людей понять и принять восстановленное евангелие, когда им представится такая возможность.”

Вслед за этим, Келлер доказывает, насколько ценна работа христианских миссионеров:

Дэйл ЛеБэрон, профессор истории церкви в Университете Бригема Янга, летом 1988 года отправился в Африку, чтобы побеседовать с чернокожими Святыми последних дней, которые вступили в церковь [СПД] вскоре после откровения 1978 года о священстве. Он побеседовал с 400 членами и обнаружил, что 398 из них до вступления в церковь [СПД] уже были христианами, а 2 мусульманами. Ни один из членов группы не пришел в церковь [СПД] непосредственно из национальной религии. Практически все они были подготовлены к принятию полноты евангелия предшествующим христианским обучением. Интересно, какая часть этих людей пришла бы в церковь [СПД], не окажись миссионеры из католической и протестантской церквей в Африке раньше, чем Святые последних дней. Именно христианские миссионеры приготовили плодородную почву, на которой может укорениться евангелие.[1]

Джо Спрингхэм, лингвист, работающий в отделе перевода церкви СПД, получил образование в христианском центре перевода Библии. Он согласен с утверждением Келлера: “Мы, Святые последних дней, многим обязаны переводчикам Библии. Нашим миссионерам редко приходится обращать людей у которых бы уже не было Библии. Иметь Библию это важный шаг на пути приготовления людей к принятию полноты евангелия”[2]

Ориентация на проповедь членам христианских церквей, конечно, изобретена не вчера. Церковь СПД действовала таким образом с самого начала. Первые миссионеры мормонов отправились в 1837 году в Англию, в их числе были двое из высших руководителей церкви, Хебер Кимбалл и Орсон Пратт из Совета Двенадцати.

В 1850 году мормоны начали свою работу в Дании. Датский эмигрант Джон Ахмансон, который какое-то время следовал учениям Иосифа Смита, красочно описывает стратегию, которую мормоны использовали для проникновения в Церковь: Как-то в воскресенье мы увидели… четверых незнакомцев, которые вошли в зал и заняли места у выхода. Никто больше не обращал на них внимания и не имел ни малейшего подозрения относительно намерений этих людей. Но обычное для всех американцев умеренное, можно сказать почтительное смирение, которое они проявляли на религиозных службах, создало им благоприятную репутацию. Они приходили часто, познакомились с пастором и многими членами прихода, которые приглашали новых знакомых в гости, а потом, мало-помалу, начали говорить о своей миссии и проповедовали свое новое евангелие. Их рассказы о чудесном призвании нового пророка, естественно, вызывали большой интерес и порождали споры, поэтому пастор Монстер решил изучить суть вопроса. Но апостол Сноу подошел к нему так умно, что сам пастор, хотя он так и не стал мормоном, некоторое время, казалось, был увлечен этим учением и убежден в божественном призвании нового пророка…

Баптисты оказались благодатной почвой для учения мормонов. Говорили даже, что целые приходы, во главе с пастором Монстером, переходили к мормонам. Так далеко на самом деле не заходило, однако многие обратились к учению нового апостола, и за короткий срок возникла новая деноминация под названием “Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.”[3]

Та же самая история вновь и вновь повторялась по всему миру. Из курса истории христианских миссий мы знаем, что в 19 веке Евангелие проникло в Новую Зеландию.

Миссионеры из англиканских и методистских церквей работали рука об руку, едва поспевая за огромным количеством маори, коренных жителей островов, которые обращались ко Христу. Сегодня же, по свидетельству журнала Church Almanach, значительная часть этих коренных новозеландцев обратилась в мормонизм, благодаря неустанной работе мормонских миссионеров.[4]

Еще один упомянутый в Almanach регион, свидетельствующий о быстром росте мормонской церкви среди народов, изначально принявших христианское Евангелие, — это Южно-Тихоокеанские острова, в особенности Самоа. Эти острова были гордостью христианских миссионеров. В 1830-х годах их впервые посетили миссионеры-уроженцы соседних островов, и вскоре большая часть коренных жителей была христианами.

Сегодня, по словам мормонов, к ним присоединились двадцать четыре процента жителей Самоа. Еще больший процент мормонов среди населения Тонга, острова, Евангелие на который было принесено методистами в конце 19 века. Экспансия церкви СПД За последнее десятилетие церковь мормонов распространялась по миру быстрее, чем когда-либо. 1980-е годы были годами феноменального роста. Это наглядно видно из статистических таблиц и схем, публикуемых церковью мормонов. Одним из наиболее важных показателей роста является количество активных миссионеров.

В начале 80-х годов миссионеров СПД насчитывалось приблизительно 30 000, однако за несколько последующих лет это число заметно упало — до 26 000. Уже к 1986 году это число вновь превысило 30 000 и с тех пор неуклонно росло, достигнув к 1990 году 43 697 человек.[5] Подобный же рост наблюдается и в количестве храмов. Недавняя статья в журнале Ensign так комментировала этот рост:

Строительство храмов и работа, связанная с этими святыми зданиями, заметно усилились с тем, чтобы дать пристанище новым членам и семейным летописям, которые они привезли с собой. В апреле 1980 года Первое Председательство объявило начало “самого интенсивного периода строительства храмов в истории Церкви.” 80-е начались с семнадцатью действующими храмами, но 90-е начнутся с сорока тремя храмами, действующими в двадцати трех странах. Эта своевременная тенденция несомненно будет продолжена, неся благословения многим во всем мире.[6] За увеличением числа миссионеров и ростом числа храмов во всем мире последовало и соответствующее увеличение числа переводов Книги Мормона. Вот что говорится об этом в журнале Ensign:

Первые 20 лет после выхода в свет в 1830 году Книга Мормона печаталась только на английском языке. В последующие 127 лет был сделан 31 перевод. Это число более чем удвоилось за последние 11 лет, и Книга Мормона была полностью или частично переведена на 64 новых языка. В настоящее время Книгу или избранные ее отрывки можно найти на 79 языках.[7] Отдел переводов церкви СПД существует не для того, чтобы посылать миссионеров в далекие племена и переводить на язык этих племен Библию. Этот отдел существует единственно для того, чтобы переводить Книгу Мормона на языки тех народов, которые уже имеют Библию на своем языке.

Наиболее осязаемые статистические данные — ежегодное количество новообращенных и общее число членов церкви — прямо связаны с ростом церкви. В 1989 году церковь сообщала о примерно 319 000 новых членов, что почти на 25% превысило аналогичный показатель предыдущего года. Общее число членов церкви в 1989 году достигло отметки 7, 9 миллионов человек. Если в 90-х годах темпы роста останутся такими же, то к 2000 году церковь перевалит 10-миллионный рубеж.[8]

Рост церкви СПД, по большей части, происходит за пределами США, и этот факт должен нас серьезно обеспокоить. Если бы новообращенные приходили к мормонам из ислама, индуизма или примитивных языческих религий, мы еще могли бы найти оправдание своей беспечности. Но, как мы уже убедились, любой прирост в рядах мормонов всегда соответствует некоторой убыли в рядах христиан — христиан, которые, в большинстве случаев, недостаточно крепки в вере, чтобы быстро распознать еретические учения мормонизма.

Быстрее всего церковь мормонов растет в Латинской Америке. В Мексике она выросла с четверти миллиона членов в 1983 году до более чем полумиллиона в 1989-м. Количество членов чилийской церкви за этот период выросло почти вдвое, и теперь превышает четверть миллиона. Аргентина и Бразилия за прошедшее десятилетие также пережили быстрый рост мормонов, сопровождающийся увеличением числа миссионеров и эффективным использованием таких организаций, как “Бойскауты Америки.”

В целом ряде регионов организации бойскаутов буквально захвачены мормонами. Несколько месяцев назад серия статей, опубликованных в газете Church News сообщала о “чудесных отношениях” между скаутами и церковью СПД. Одна из этих статей называлась “Ценное средство для обращения молодых людей ко Христу.” Другая — “Познакомившись со скаутами, Бразилия познает ценность служения другим людям.” Последняя статья начиналась так: “Жизнь десятков тысяч молодых ребят и их родителей обогатилась с тех пор, как в 1952 году Первичная Ассоциация приняла программу Каб-Скаутов.”[9]

Бойскауты, храмы и переводы Книги Мормона — все эти факторы оказали свое влияние на прирост членов церкви во всем мире, но, наверное, наиболее значимым событием в этом плане за последние годы стало открытие чернокожим доступа к получению церковного священства. События в Доминиканской Республике были тому наглядным подтверждением:

Если бы вы еще десять лет назад прямо на улице спросили кого-нибудь в Доминиканской Республике о церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней, в лучшем случае ответом был бы недоуменный взгляд. Маленькая страна, разделяющая с Гаити остров Эспаньола, находится всего в шестистах милях на юго-восток от Флориды. Но, вплоть до 1978 года, единственной точкой соприкосновения доминиканцев с этой церковью были “ролики”, как их называли местные жители, — телевизионные обращения к семье, спонсором которых выступала никому не известная церковь.

Теперь, три кола, две миссии, шесть округов, и свыше семидесяти приходов спустя, о Святых Последних Дней знает практически каждый. Количество членов церкви выросло с 6 человек в 1978 году до более чем 25 тысяч в 1990-м.

В ноябре прибыли миссионеры. А 7 декабря старейшина М.Расселл Бэллард освятил страну для миссионерской деятельности — все в том же 1978 году, когда Президент Спенсер У.Кимбалл провозгласил откровение, согласно которому все достойные мужчины-члены церкви имеют право получить священство. В стране, где быстрый прирост членов испанского, африканского и иного происхождения, требует быстрого увеличения числа носителей священства, легко согласиться с охватившим доминиканцев ощущением, что “их время пришло.”[10] Заир — еще одно свидетельство этому. “В некотором отношении, служение в Заире — это исполнение всех мечтаний миссионера,” — говорит Дэвид Райт. “Каждый месяц любая пара миссионеров крестит от восьми до двенадцати новых членов.” В чем секрет этого успеха? “Благодаря тому, что католические и протестантские миссионеры столетиями работали в Заире, у людей есть твердое христианское основание. Многие хорошо знают Библию. Этим объясняется их особое расположение к Книге Мормона, ведь дополнительное писание заполняет пробелы в их библейских знаниях.”[11]

Но церковь мормонов переживает подъем не только в Латинской Америке и Африке. Миссии на Филиппинах всего четверть века, но она насчитывает уже 200 000 членов. “В кульминационные моменты последних лет миссионеры на Филиппинах крестили примерно по колу в месяц.”[12]

Еще больший скачок произошел в миссионерской деятельности мормонов в Европе, особенно в Восточной Европе. Радуясь рассвету свободы и демократии, ознаменованному падением Берлинской стены и новым возможностям для проповеди Евангелия, евангелические христиане часто забывают о том, что та же самая открытость вызвала в этой части света беспрецедентный взрыв активности культов. В 1990 году мормоны основали восемь новых миссий, в том числе в Чехословакии, Венгрии, Польше и Советском Союзе. По свидетельству газеты Church News, это самое большое в истории количество одновременно возникших миссий. С их появлением, общее число миссий в Европе выросло до тридцати четырех.[13]

В Румынии мормоны помогают правительству заботиться о брошенных детях. В Ленинграде мормоны пользуются преимуществами перестройки и проповедуют евангелие Иосифа Смита: “Святые Последних Дней много лет молились о том, чтобы восстановленное евангелие удалось донести до всех стран мира. Поэтому, хотя перестройка и может показаться причиной религиозного пробуждения, более вероятно, что это рука Господа неслышно двигается за кулисами смертных событий.”[14]

Наш ответ

Как же нам реагировать на этот невероятный рост мормонов во всем мире? Позвольте мне высказать несколько предложений. Во-первых, мы должны знать о невиданных темпах экспансии мормонов. Сегодня я дала вам лишь краткий обзор, но всем нам следует ознакомиться с вопросом гораздо глубже. Хорошим началом будет знакомство с литературой церкви СПД.

Во-вторых, нам нужно больше людей, которые могли бы предупреждать миссионеров и местных христиан об опасности культов. Я использую для этого любую возможность. Несколько лет назад мне удалось провести несколько часов в беседе с вицепрезидентом Африканской Материковой Церкви в Заире и убедить его уделять больше внимания ознакомлению христиан его страны с опасностью культов.

В-третьих, нам нужно больше как можно лучших материалов, чтобы предлагать их миссионерам и местным христианам. Один из лучших примеров — брошюра, составленная Полом Карденом, сотрудником Христианского Исследовательского Института. Она называется “Мормонская церковь и африканская раса” и буквально пестрит высказываниями мормонских руководителей о чернокожих. Например, в ней приводятся слова Брюса МакКонки, ведущего богослова мормонов: “Те, кто был менее ревностен в пред земной жизни, и на кого, таким образом, в смертной жизни были наложены определенные запреты, известны нам под именем негров… Негры не равны другим расам в том, что касается принятия определенных духовных благословений.” Литература такого рода предлагает материал из первых рук, показывающий подлинную природу мормонизма.

Заключение

В заключение, нам следует вспомнить о двух моментах, которые указывают правильную точку зрения на рост мормонизма. Во-первых, хотя в этом обзоре подчеркивались исключительно успехи мормонской церкви, следует отметить и то, что мормонизм не добился такого успеха в странах, где процветает христианство. В Индии, например, где местные евангелисты каждый месяц приводят к Господу тысячи душ, — лишь восемьсот членов церкви СПД. В Китае, где по некоторым оценкам насчитывается до семидесяти миллионов христиан, церковь СПД, по собственному признанию, приобрела менее ста последователей.[15] Во-вторых, независимо от успехов или неудач мормонской церкви, Христос по-прежнему на престоле, и битва принадлежит не нам.

 



[1] Роджер Р. Келлер, статья “Знаю ли я своего соседа” в журнале Ensign за март 1991 года (стр. 27)

[2] 2. Джо Стрингхэм, статья “Библия” в журнале Ensign за январь 1990 года (стр. 18)

[3] Джон Ахмансон, Secret History: An Eyewitness Account of the Rise of Mormonism в переводе Глисона Л. Арчера (Чикаго: Муди, 1984), сс. 16, 18.

[4] “Церковный Альманах за 1991-1992 гг.” (Cjkn-Ktqr Cbnb^ Deseret News? 1990) cnh/ 71

[5] Статья “Миссии и миссионеры” в журнале Ensign за декабрь 1990 года (стр. 71)

[6] Хойт У. Брюстер-младший, статья “80-е: оглядываясь назад; 90-е: глядя вперед” в журнале Ensign за январь 1990 года (стр. 10)

[7] Статья “Новости о переводах Книги Мормона” в журнале Ensign за апрель 1991 года (стр. 75)

[8] “Церковный Альманах за 1991-1992 гг.” (стр. 342)

[9] Church News pf 2 atdhfkz 1991 u/ (cnh/ 9)

[10]

ndif]> Элизабет и Джед Ван-Ден-Берг, статья “Второе десятилетие доминиканских святых” в журнале Ensign за октябрь 1990 года (стр. 32)

[11] Дэвид И. Райт “Церковь в Заире характеризует стабильный рост” статья в журнале Ensign за апрель 1991 года (стр. 76)

[12] “Церковный Альманах за 1991-1992 гг.” (стр. 157)

[13] Статья “8 новых миссий в континентальной Европе”, газета Church News за 3 марта 1990 года (стр. 3)

[14] Жиль Х. Флоренс-младший “То воскресенье в Ленинграде”, статья в журнале Ensign за декабрь 1990 года (стр. 68)

[15] 15. “Церковный Альманах за 1991-1992 гг.” (сс. 139, 123)

Hosted by uCoz