UCOZ Реклама

Религиозная безопасность России



назад


Моисеенко Г. Что попало в мормонский невод?

 

Самарская Газета, 26 марта 1998 г.

 

В Управлении Федеральной службы безопасности Самарской области полагают, что мормоны-миссионеры, представители "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" несут в массы не только слово Божие.

Эти подозрения небеспочвенны. Так, 17 февраля этого года два юных миссионера (мормоны "патрулируют" исключительно парами) были задержаны в расположении дважды Краснознаменной войсковой части. Как показал нештатный военный комендант Кряжского гарнизона майор К.Рыбаков, ровно в полдень, отстегнув свои опознавательные таблички, как на подбор двадцатилетние "старейшины" церкви в сопровождении знакомого офицера миновали контрольно-пропускной пункт. Наверняка господа Макдональд и Картер не без пользы для дела провели время на территории части. Тем более, что с русским языком они знакомы неплохо.

Правда, в беседе с оперработником розовощекие ребята из штата Юта в один голос с заметным акцентом утверждали, что ничего секретного выведывать не собирались. Напротив, шли беседовать о делах небесных. А опознавательные таблички сняли исключительно потому, что так им посоветовал знакомый, "офицер что ли?"

- Вы понимали, что проходите на территорию войсковой части?

Варианты ответа:

- Мы знали, что это армия, но не знали какая.

- Да, мы знали, что это советская армия, но не знали какая. Действительно святая простота.

В итоге покаявшихся мормонов ("далее мы будем делать так, как положено и объясним другим") отправили с миром.

Справка. Российская "Церковь Иисуса Христа святых последних дней" зарегистрирована отделом юстиции администрации Самарской области 21 октября 1993 года. Свидетельство N 145. А иностранная миссия церкви в Самарской области до сих пор не зарегистрирована. Работая "вахтовым методом", сменяясь приблизительно через два года миссионеры не ограничивают свою деятельность только регионом постоянной дисклокации; выезжают в соседние области. По некоторым данным одномоментно в Самаре их находится десятка три. Зарегистрированы по пяти адресам. Службы проводят в том числе и в детском саду - без разрешения властей, кстати сказать.

В 1996 году мормоны создали в губернии крупную единицу - округ.

По данным из разных источников они проявляют живой интерес к людям, живущим близ крупных промышленных предприятий, регулярно совершая подворовые обходы.

И не зря. До недавнего времени Самара была городом накрепко закрытым, здесь сосредоточены производства военно-промышленного комплекса разного профиля.

Для мормонов главное - люди. Доказательством тому может служить такой факт.

Начальник областного госархива Александр Трегубов сообщил нам о том, что мормонское Генеалогическое общество (США, штат Юта) проявляет активный интерес к информации о жителях Самарской области. В частности, региональный менеджер Рауль Риос и зональный менеджер Наталья Рощина в прошлом году побывали в госархиве и попытались заключить договор о микрофильмировании - какой шпионский термин - метрических книг губернии XVIII-XIX веков. Интересовались и более свежей информацией, обещая платить аж по семь центов за кадр. В соответствии с информационным письмом государственной архивной службы России, в котором речь идет о защите интеллектуальной собственности страны, эти контакты временно прекращены.

В Управлении ФСБ по Самарской области не делают тайну из того обстоятельства, что территория губернии крайне интересна для зарубежных спеццентров и военных разведок. С этой точки зрения и трактуется визит мормонов в войсковые части. Это не что иное как ведение разведдеятельности методом визуального наблюдения: самый надежный способ получения информации - что вижу, то запоминаю. И перевожу туда, где надо дать отчет об акции.

По мнению компетентных сотрудников ФСБ неслучайно и живое любопытство, которое проявляют миссионеры к архивным делам. Действительно, собственный архив церкви "Последних дней" огромен - каждый член секты "прописан" там до надцатого колена. Но в российском варианте это лишь прикрытие. На деле же попытки получить доступ к сведениям о гражданах могут быть использованы для того, чтобы выйти на вербовочные ситуации. Или того хуже - создать условия для проникновения на те или иные закрытые объекты. Сюда следует добавить и попытки "подружиться" с военнослужащими - один из мормонов регулярно завязывал знакомства с офицерами у штаба округа.

Поскольку на местах, в регионах России не всегда возможно провести детальный анализ "подходов" к кандидатам, картотеки, составленные на прихожан представители означенной церкви создают в четырех экземплярах. Один остается в Самаре, остальные уходят в Москву, ФРГ и собственно США. Называйте это если хотите шпиономанией, но налицо создание базы данных на избранных граждан России. Заметим, что по словам местных руководителей церкви "Последних дней" к ним идут в основном люди образованные - учителя, врачи, инженеры и пр., - многие из них потенциально могут обладать достаточно интересной в разведовательном плане информацией. Даже сказочному старику с его драным неводом в третьей попытке повезло с золотой рыбкой. Сеть же мормонов не столь дырява. Специалисты Управления ФСБ по Самарской области без всяких эмоций делают вывод:

- Таким образом спецслужбы могут проводить обкатку своих молодых кадров на территории России. Пару лет "молодцы, одинаковые с лица" знакомятся со страной, с укладом жизни, с предприятиями, с нашей спецификой. Получают справочные материалы и прекрасную языковую практику - вплоть до знания диалектов. В конце концов, по окончании российских полевых университетов они точно знают, как, когда, кому и сколько дать "в лапу". Что, согласитесь, тоже относится к местным особенностям.

Большинству миссионеров, кстати сказать, практически гарантировано поступление в престижные учебные заведения, а в перспективе - хорошая должность на государственной службе. Например, в ряде заметных департаментов: казна мормонская достаточно богата.

Заметим, что места дислокации своих штаб-квартир миссионеры выбирают очень точно. Они взяли на прицел Москву, Санкт-Петербург, а также те крупные промышленные центры, куда ранее доступ иностранцев был, скажем так, ограничен.

Честно говоря этим можно даже гордиться. Парадоксально звучит? Но ведь подобный слабо прикрытый интерес говорит хотя бы о том, что держава российская по-прежнему богата секретами, заполучить которые соответствующие зарубежные конторы были бы непрочь.

Но что это мы все о земном. Давайте вернемся к духовному. Тем более, что слово Божие (в своей, правда, транскрипции) представители церкви "Святых последних дней" действительно несут жаждущим. На сей счет у Русской Православной Церкви есть своя точка зрения.

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий полагает, что "появление новых сект деструктивного и тоталитарного характера отрицательно влияет на общество. Поэтому Церковь стала открыто противостоять проникновению к нам подобных миссий".

Настоятель Воскресенского Собора отец Иоанн на сей счет высказался еще резче.

- Эта секта хоть и имеет христианскую терминологию, некоторые схожие вероустановки, но к христианству никакого отношения не имеет. Более того, является ему враждебной. Практиковавшееся в начале мормонства многоженство (спасибо отцу-основателю Джозефу Смиту) отвратно действовало на окружающие народы; секта подвергалась гонениям. Теперь официально введена моногамия. Однако, на тайных богослужениях, которые очень беспокоят представителей Православной Церкви, до сих пор совершается мистическая полигамия - члены секты "женятся" на умерших.

Противна христианству и мормонская вера в то, что через "материальное благополучие человек входит в небесное отечество". Кто спорит, прогресс - бог. Но бог земной, с маленькой буквы.

Отец Иоанн полагает, что чрезмерно смелое поведение миссионеров на чужой территории объясняется просто: "цели у них вовсе не благие. В таком нетактичном просвещении Россия не нуждается. Вот и замкнулся круг. Отделенная от государства, Церковь в данном достаточно деликатном вопросе имеет ту же точку зрения, что и официальные структуры. В соответствии с новым Законом о свободе совести и религиозных объединений в скором времени "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" придется пройти процесс перерегистрации.

Свобода -это хорошо. Но свобода адепта, то есть приверженца излишне ревностного, несет в себе угрозу обществу. Его духовности и безопасности.

 

Hosted by uCoz