Карелин Г. “Общество будущего” по-кришнаитски, или как оно описано книгах Шрилы Прабхупады // Миссионерское обозрение (г.Белгород). - 1997. - №4.

Практически все уже наши сограждане или слышали о кришнаитах, или видели их шествия в оранжевых одеждах, или видели распространяемые ими цветастые томики каких-то экзотических книг. Кришнаиты упорно отождествляют себя с индийским народом, хотя сам Прабхупада подтвердил то, что индийский парламент некоторое время назад осудил “Международное общество сознания Кришны” [6].

В сознании среднего россиянина кришнаиты являются чем-то таким совершенно безобидным и чудаковатым. Не знает этот самый средний россиянин про наличие у кришнаитов “Манифеста Варнашрамы” [4], программной книги кришнаитского гуру Харикеши Свами, ученика создателя “Международного общества сознания Кришны”, Шрилы Прабхупады, где описано общество будущего, в котором правили бы кришнаиты и которое было бы похлестче даже маоистского режима. Книгу эту кришнаиты усиленно прячут, она у них имеет гриф секретности не ниже “суперсверхсекретно”, а всем говорят, что книга эта - “личное мнение Харикеши Свами, не отражающее позиции Международного Общества Сознания Кришны”. Ну и ладно. Ведь есть еще книги, написанные лично Шрилой Прабхупадой, которые кришнаиты почитают священными. Вот в них мы и решили посмотреть, каково же будущее, предлагаемое нам кришнаитами. Мы с большим уважением относимся к оригинальным текстам “Бхагавад-Гиты” и “Шримад Бхагаватам”, считая их памятниками человеческой культуры и письменности. Поэтому касаться оригинальных текстов мы не будем. А рассмотрим лишь комментарии Прабхупады к ним.

Мы считаем себя вправе критически оценивать его произведения по следующим причинам:

1. Мы считаем неэтичным подвергать критике древние тексты, но Прабхупада - наш современник и писал свои произведения в наше время.

2. В своих произведениях Прабхупада неоднократно оскорбляет подавляющее число россиян, и в частности нас, например в следующих текстах:

Если мы обратимся к рафинированному животному, современному цивилизованному человеку, он нам скажет, что хочет работать просто ради удовлетворения своего желудка и не нуждается в самоосознании. Однако... эта человеческая форма жизни дана нам не для того, чтобы тяжко трудиться, подобно ослам, свиньям и собакам” ([5], с.37, мантра 3).

Люди Кали-юги - рафинированные животные” ([1], гл.3, ком. к тексту 43).

Далее описываются четыре различных категории душкритина, или неверующих: (1) Мудхи - это чрезвычайно глупые люди, надрывающиеся на тяжелой работе, подобно вьючным животным... (2) Другая категория душкрити называется нарадхама, что означает "низшие среди людей"... Среди 8400000 различных форм живых существ имеется 400000 форм человеческой жизни. Среди последних есть множество низших форм человеческих существ... Девяносто девять и девять десятых процентов населения относятся к нарадхама...” ([3], ком. к тексту 15 гл.7).

“... побочные продукты тела, а именно дети... Человек, который... считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения,... должен считаться подобным ослу” ([3], гл.2, ком. к тексту20, гл.3, ком. к тексту 40).

Нам совершенно неприятно, что некий индус вполне сознательно и прямым текстом нас оскорбляет, и считаем безосновательными и пустыми заявления кришнаитов о том, что понимать эти тезисы Прабхупады надо по-другому и не так буквально. Быть может, на трансцендентном уровне, как его понимает Прабхупада, эти высказывания и пахнут розами, но в русском языке и в сознании практически всего населения России это не что иное, как оскорбления. Поэтому мы и считаем себя вправе критически поразмышлять, в свою очередь, над кришнаитскими книгами. В данной статье использована глава готовящейся к выходу книги священника о.Олега Стеняева и Р.Павлова “Кришнаиты как они есть”. Итак, общество будущего глазами Прабхупады.

3. В своих произведениях Прабхупада неоднократно называл литературу, где ничего не сказано про Кришну (то есть практически весь золотой фонд мировой литературы), “мертворожденной”, “украшением мертвеца” (см. [1], гл.5, ком. к тексту 10), что оскорбляет чувства миллионов россиян, почитающих культурное наследие предков, поэтому мы не боимся, что ниже приведенные строки оскорбят некие чувства горстки кришнаитов, хотя очень старались этого специально не делать.

1. Чего будет нельзя в обществе будущего, по Прабхупаде.

В кришнаитском обществе будущего нельзя будет пить чай, “излишне” красиво одеваться, так как все это есть, оказывается, причины безбожия и коррупции: “Под влиянием века Кали даже нищий гордится своим грошом, женщины одеваются излишне привлекательно,... а мужчины привязаны к вину, чаю... и прочему. Все эти привычки, то есть так называемый процесс цивилизации, являются главными причинами безбожия, и потому невозможно обуздать коррупцию, взяточничество и протекционизм” ([2], гл.17, ком. к тексту 24). Видимо, в обществе будущего все будут одеты так же разнообразно, как в Китае времен Мао. Пить люди будущего будут, вследствие нехватки на всех молока (где ж его столько взять то?), только воду. И правильно! Нечего их там, в будущем, баловать, а то жизнь малиной еще покажется.

В кришнаитском обществе будущего также нельзя будет пить вино, будет введен жесточайший “сухой” закон: “Правителям следует не только выносить резолюции по борьбе с деградацией и разложением общества, они должны быть готовы острым мечом казнить тех, кто с точки зрения авторитетных шастр, является причиной этого разложения (то есть тех, кто спит более 4 часов, не верит в Кришну или пьет иногда вино, - прим. ред.)... Они должны немедленно закрыть все магазины, торгующие... вином, и подвергать наказанию, даже плоть до смертной казни, любого, кто потворствует своим привычкам употреблять разного рода одурманивающие средства” ([2], гл. 17, ком. к тексту 28).

В обществе будущего нельзя будет спать более 4-5 часов в сутки, ибо: “Тот, кто не может отказаться от чрезмерного сна,... черпает свою решимость в гуне невежества” ([3], гл.18, ком. к тексту 35). А кинотеатры, автомобили и радио вообще будут упразднены: “Зачем нужна искусственная роскошь в виде кинотеатров, автомобилей, радио, мяса...?” ([2], ком. тексту 4 гл.10). Радио-то чем же Прабхупаде помешало?

Голосование, как таковое, будет отменено, голосовать будут лишь брахманы: “Большая часть людей, особенно в этот век Кали, рождаются шудрами. Как правило, они неудачливы, имеют низкое происхождение, плохое воспитание, и у них дурное общение... Поэтому голоса таких безответственных избирателей не представляют ценности” ([1], гл.9, ком. к тексту 49); ”Современная так называемая прогрессивная и цивилизованная демократия, позволяющая людям, которые сами хуже животных, убивать животных и голосовать за такое же человекоподобное существо, как и они сами... Это не что иное, как жизнь собак и свиней” ([2], гл.10, ком. тексту 4).

А самое главное, в обществе будущего писсуары и ванны больше не будут располагаться в квартирах: “Ванные в квартирах, писсуары и проч., возможно очень хорошие удобства современной цивилизации, но их положено размещать в отдалении от жилых помещений” ([2], гл.19, ком. к тексту 13). Ну ванны, ладно, - в банях общественных. А вот где же писсуары-то будут расположены? А этого, к сожалению, не говорится. Может в неких общественных писсуарнях?

Ученые будут разогнаны раз и навсегда потому, что “современные демоны - это вредоносные ученые-материалисты, творящие разные материальные чудеса, которые приносят в общество беспокойство” ([2], гл.15, ком. к тексту 8). Вот так вот, и никак иначе!

С литературой, не относящейся к кришнаизму, можно будет ознакомиться разве что на свалке: “Вороны получают удовольствие, роясь на свалках и помойках, так же, как одолеваемые страстями люди, действующие ради наслаждения, находят удовольствие в вине, женщинах... Популярные произведения, привлекающие людей, подобных воронам, содержат главным образом, гниющие отбросы чувственных тем... При этом они не прославляют Господа (Кришны, - прим. ред.). Чему бы ни была посвящена такая поэзия и проза, она считается украшением мертвеца. Духовно развитые люди... не находят никакого удовольствия в подобной мертвой литературе, которая может доставлять удовольствие только тем, кто сам духовно мертв” ([1], гл.5, ком. к тексту 10).

2. Что можно будет в обществе будущего, по Прабхупаде.

А что же можно будет в прабхупадовском обществе будущего? А вот что. Можно будет, если ты - преданный Кришны, и проституцией подработать, о чем Прабхупада пишет в комментарии к тексту 19 гл.11 [2]: “Можно терпимо относиться даже к проституткам, если они - преданные Господа. Даже в наши дни в больших городах Индии многие проститутки - искренние преданные Господа”. И далее там же Прабхупада делает еще один удивительный прямо-таки вывод, не особенно согласующийся с его же другими высказываниями: “Проститутки необходимы в обществе для поддержания в нем должного порядка”.

Можно будет добывать воду из-под земли разработанным Прабхупадой оригинальным, буквально революционным научным методом, описанном в комментарии к тексту 17 главы 15 [2]: “...добывая воду из-под поверхности земли, которую пробивали острой стрелой, то есть, пользуясь методом, доныне неизвестным ученым”. То есть вот так взял, да и выстрелил в песок, например пустыни Сахары, из лука стрелой, и сразу же появился ни больше, ни меньше - оазис! Да это же просто здорово! Надо думать, что именно так все бедуины и африканцы - жители пустыни - и будут в кришнаитском обществе будущего воду добывать.

Условия брака будут ужесточены: “Ввести обязательное бракосочетание юношей и девушек, достигших соответственно двадцати четырех и шестнадцати лет” ([2], гл.17, ком. к тексту 38). То есть, хочешь - не хочешь, а при достижении 24 лет придется жениться, даже если избранницу пока не нашел. Спустился с гор за солью, а тебя - хвать: “Ага, попался - иди и женись!”. Будут узаконены ограничения на заключение брака между представителями различных каст: “Мужчина из низшей касты не мог вступить в связь с женщиной из высшей касты” ([2], гл.14, ком. к тексту 42).

Можно будет добровольно отдавать половину зарплаты или доходов правящим кришнаитам, тем более, что планка уровня налогов все равно будет установлена на уровне в 50%: “Граждане как индивидуально, так и совместно должны жертвовать до пятидесяти процентов своих доходов на создание духовной атмосферы в стране или в обществе” ([2], глава 17, комментарий к тексту 38).

Будет введен жесточайший ценз при трудоустройстве: “Следует тщательно проверять личные качества... лидеров человеческого общества... Прежде чем принять кого-либо в качестве духовного учителя или светского руководителя общества, нужно проверить, соответствует ли его характер вышеупомянутым критериям. Уровень академических знаний таких лидеров может быть и невысоким” ([2], гл.17, ком. к тексту 41). То есть не важно, умеет человек читать, писать и считать, главное - это насколько хорошо он поет “Харе Кришна, Кришна Харе...”. Почему-то сразу Шариков вспоминается из “Собачьего сердца”...

В обществе будущего нет места равенству среди людей (будет введена кастовая система), зато будет равенство людей и животных: “Разве животные не такие же граждане страны?” ([2], ком. тексту 4 гл.10). Но тогда, исходя из неравенства людей между собой, можно сделать заключение, что и среди коров будут свои шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. Иначе как же смогут коровы быть одинаково равными и брахману, и шудре, если те неравны друг другу, или шудре корова будет просто равна, а брахману четырежды равна, так что ли? Коровы-брахманы, наверно, будут при этом как-то особенно красиво одеты, чтобы отличаться от просто коров. Видимо, бантики будут особые на рога одеваться и шапки специальные на головы коровьи.

Низший, с точки зрения Прабхупады, класс рабочих - шудра, вследствие его постоянного нахождения в гуне невежества (которая в этом классе будет дополнительно искусственно поддерживаться), сможет (или будет принужден?) вдоволь питаться несвежей пищей: “Пища в гуне невежества, или темноты, в основном несвежая” ([3], гл.17, ком. к тексту 10).

И, наконец, в обществе будущего люди в полной мере смогут использовать на свое же благо коровью мочу: “Бык и корова - это олицетворения невинности, поскольку даже навоз и моча этих животных используются на благо человеческого общества” ([2], гл.17, ком. к тексту 13).

Рабочий класс (в терминологии Прабхупады - “шудра”) денег на руки получать почти не будет, зато будет обеспечиваться одеждой “сэконд-хэнд” с брахманского плеча: “Особо подчеркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же неправильно использует их на греховную деятельность: вино, секс и азартные игры... Высшие касты всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их своей поношенной одеждой” ([1], гл.9, ком. к тексту 26). Получается, что вместо грамот за ударный труд будут выдавать немного поношенную одежду, а те, кто будет не очень хорошо, с точки зрения брахманов, работать, те будут обеспечиваться сильно поношенной брахманами одеждой, то есть ходить будут, видимо, в лохмотьях .

Тем, кто и в “светлом” кришнаитском обществе будущего не будет верить в Кришну, можно будет уйти в отдаленное место и там тихо покончить с собой: “Человеческое тело предназначено только для того, чтобы углублять знания о преданном служении Господу... А тому, кто загубил свою жизнь, пренебрегая этим, рекомендуется покинуть дом, забыв о своих родственниках и друзьях, и, освободившись от всех обязательств перед семьей, обществом, страной и т.д., покинуть тело в каком-нибудь незнакомом месте, чтобы никто не узнал, где и как встретил он свою смерть” ([2], гл.13, ком. к тексту 26).

3. Уголовный кодекс общества будущего, по Прабхупаде.

Люди, не верующие в Кришну, будут считаться “низшими” людьми и потому не будут обладать необходимыми гражданскими правами: “Олицетворение Кали, друга безбожия (то есть неверующего в Кришну и живущего нормальной жизнью, - прим. ред.), можно простить, если он сдается, но ни при каких обстоятельствах ему нельзя давать гражданства в любой части благополучного государства... Друзья безбожия должны быть высланы из государства, и это спасет страну от морального разложения” ([2], гл.17, ком. к тексту 30). А если кришнаиты придут к власти на всей планете (не дай Бог!), то куда будут неверующих в Кришну высылать, на тот свет, что ли?

Прабхупадовский вариант уголовного кодекса будущего будет очень жесток: людей будут убивать за самые невинные проступки: “Живое существо, досаждающее другим, должно быть немедленно схвачено и предано смерти” ([2], гл.17, ком. к тексту 11), а вот зверей убивать не будут: “Преступник, который тайно убивает животное, заслуживает смертной казни наравне с теми, кто тайно убивает невинного младенца” ([2], гл.17, ком. к тексту 6). Думается, что подобный “уголовный кодекс” более свойственен стилю Маугли.

Наказания за невыполнение указаний верховной власти также не будут слишком уж разнообразными: “Приказания царя должны выполняться под страхом смерти для ослушников” ([2], гл.17, ком. к тексту 35).

Следует отметить, что Прабхупада для общества будущего предлагает немедленную казнь на месте только для убийц из простых людей, для брахманов же и преданных Кришны предусматривая совершенно смехотворные и чисто символические наказания, типа срезания волос с головы даже для родственников брахманов. Заметьте, такое “наказание” предусмотрено не брахману, а его родственнику. Можно предположить, что, следуя логике Прабхупады, самому брахману за убийство человека должны наверно просто погрозить пальцем, если ни вообще грамотой наградить. Прабхупада приводит пример наказания человека, убившего пятерых спящих детей: “Но благодаря своему проницательному уму Арджуна сумел найти компромиссное решение. Он срезал с головы Ашваттхамы драгоценный камень. Это было все равно, что отрубить ему голову, хотя фактически жизнь ему была оставлена” ([1], ком. к тексту 55 гл.7). Действительно, справедливое наказание! А что? Очень удобно. Убил брахман пять человек - срезали у него один камень с головы, убил сто человек - двадцать камней состригли с головы. То есть, чтобы застраховать себя от правосудия, какой-нибудь “чикатило” будущего из брахманов должен будет просто перед выходом на дело побольше себе на голову камней нацепить. И все...

4. Пути достижения общества будущего, по Прабхупаде.

И как же наша “цивилизация рафинированных кошек и собак” сможет достичь этого “светлого” будущего? Да запросто! Путь, как оказалось, один, зато какой простой и замечательный! Об этом очень хорошо написано в гл.17, комментарии к тексту 3 [2]: “Люди не ведают, что творят во имя экономического развития... Вместо того, чтобы стараться установить мир и достичь процветания, они должны сделать счастливыми всех коров и быков. Глупые люди не понимают, как можно заслужить счастье, сделав счастливыми коров и быков”. Ну кто бы мог подумать то, а?!! Хочешь быть счастливым? - Ну так пойди и сделай счастливыми сначала всех окрестных буренушек и бычков (как, интересно?). А если еще и всех мышей сделаешь счастливыми, то счастья у тебя прибавится, видимо, в несколько раз.

Разумеется, гражданин общества будущего должен быть иным, чем сейчас, возможно даже таким, как то описано в гл.4, комментарии к тексту 6 [1]: “Шукадева Госвами... Внешне он напоминал недоразвитого немого безумца”, или в гл.15, комментарии к тексту 43 [2]: “Освободившись таким образом от внешней деятельности, он порвал все связи с царской жизнью и семейным престижем. Он фактически уподобился заторможенному безумному бродяге... Это стадия полной независимости по-другому называется очищенной стадией бесстрашия”.

Перефразируя известную песню, остается резюмировать: не дай бог жить в таком обществе ни тебе и ни мне!

Список литературы

1. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам.- Первая песнь, часть 1.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 549 с.

2. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам.- Первая песнь, часть 2.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 605 с.

3. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 832 с.

4. Ом Вишнупада Парамахамса Парирайакарья Астоттарасата Шри Шримад Харикеши Свами. Манифест Варнашрамы.- Часть 2.- Москва-Нью-Йорк-Лос-Анжелес-Вадуц-Бомбей: Бхактиведанта Бук Траст, 1992.

5. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шри Йшопанишад. - Москва: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 181 с.

6. Жизнь и учение его божественной милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады: “Ваш вечный доброжелатель”, “Ачарья” (части I,II) / Видеокассета SPV12.- ITV Productions LTD, 1995.

Hosted by uCoz