Г.Карелин

К вопросу оценки степени угрозы личной безопасности граждан со стороны деструктивных религиозных организаций

Установление контроля сознания адептов является одним из многочисленных методов психологической обработки адептов сект, позволяющим контролировать их психику и управлять их поведением. Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества).

Последствия воздействия тоталитарных религиозных организаций на психическое здоровье личности исследовались комиссией в составе ведущих психиатров, представителей подведомственных Минздравмедпрому России, научных центров, включая ГНЦ социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского и Московский НИИ психиатрии.

Комиссия на основании анализа писем и заявлений, направленных в “Комитет по спасению молодежи”, в редакции ряда газет, прокуратуру, МВД и другие инстанции, на основании непосредственного обследования лиц, поступивших в психиатрическую больницу в состоянии психоза с бредом псевдорелигиозного характера, возникшем после посещения сект, и пациентов, обратившихся к психиатру после их посещения, а также на основании собеседования с членами и руководителями сект, пришла к следующим выводам [1]:

1. Деятельность организаций “Белое братство”, “Богородичный Центр”, “АУМ Синрике”, “Сознание Кришны”, “Церковь саентологии” и т.д. сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности.

2. Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в форме индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для иных заболеваний, прекращения детородных функций человека.

3. Возникающие нарушения сопровождаются грубой семейной и социальной дезадаптацией личности, ставящей ее вне семьи, общества и государства.

4. Деятельность перечисленных организаций наносит выраженный ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномалиями личности, приводя к развитию у них более тяжелых психических нарушений.

5. Деятельность указанных организаций наносит тяжелый моральный и имущественный вред семьям людей, вовлеченных в эти организации.

6. Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до глубокого гипноза и самогипноза, наступающих в результате применения определенных психотехнических методов во время литургий, обрядов, инициаций, медитаций.

7. Деятельность учредителей указанных выше религиозных организаций (объединений) по реализации своего права на свободу совести и вероисповедания противоречит части ст.17 Конституции РФ, определяющей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

К этому следует добавить, что активное применение психотропных средств в сектах нарушает генофонд российских народностей. Поскольку методы воздействия на психическое здоровье, используемые сектами типичны, то можно говорить о том, что перечисленные последствия характерны и для других сект.

Вероучения ряда сект призывает к ограничениям при госпитализации, пользовании медицинской помощью. Крайне опасно и воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов.

Секта “Свидетели Иеговы” по религиозным соображениям запрещает своим адептам переливание крови даже в случаях, угрожающих жизни члена секты или его ребенка, что уже привело к смертельным исходам. В нескольких десятках стран деятельность этой секты запрещена. По всей России зарегистрировано множество случаев отказа больных - адептов этой религиозной организации - от переливания крови по религиозным мотивам. Вот лишь несколько фактов только по Москве:

По той же секте “Свидетели Иеговы” зарегистрированы и случаи отказа адептов от принятия психиатрической помощи. Только по Юго-Восточному округу Москвы отмечено три таких случая (ПНД №11 и ПНД №20) [3].

В секте Виссариона (“Церковь Последнего Завета”), центр которой находится на юге Красноярского края, насчитывающей в настоящее время более 10 тысяч человек, практикуется “агрессивная” диета по примеру нацистских концентрационных лагерей при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей молоком. По показаниям врачей районной больницы п.Курагино Красноярского края имеются несколько смертельных случаев от истощения фанатичных адептов секты, детям в секте не оказывается медицинская помощь, не делаются прививки. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди сектантов. По мнению лиц, изучавших деятельность этой секты, в связи с несостоятельностью проектов Виссариона построить город избранных, и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства, возможен самый трагический финал очередной псевдорелигиозной авантюры - вплоть до коллективного суицида. К таким тревожным выводам приводят и “заповеди” Виссариона, по существу оправдывающие самоубийство.

Призывы к убийству и самоубийству и их поощрение часто содержатся в вероучениях целого ряда сект, действующих в России. Так, например, “Саентологическая церковь”, основанная Р. Хаббардом и считающаяся одной из наиболее агрессивных тоталитарных сект в мире, в кодексе чести саентолога призывает: “Никогда не бойтесь причинить вред другому по справедливой причине”; “Ваше самоопределение и ваша честь являются более важными, чем ваша текущая жизнь”; “Ваша целостность важнее, чем ваше тело”. Как легко заметить вышеприведенные цитаты снимают запреты на совершение как убийства, так и самоубийства. Те же призывы звучат и в книгах Береславского, руководителя секты “Богородичный центр”: “Нельзя ни минуты работать на себя, желать что-то для себя. Надо решиться убить себя. Это именно та жертва, к которой призывает Господь”.

Члены многих сект систематически не доедают и не досыпают, что также имеет разрушительное воздействие на здоровье. Из рациона исключаются наиболее ценные продукты питания. Еда принимается раз в сутки. Сон ограничивается до 3-4 часов в сутки. На фоне психического и физического истощения создаются предпосылки для возникновения психических расстройств и соматических заболеваний. Анализ деятельности сект показывает, что они оказывают не только разрушительное воздействие на здоровье личности, но и на здоровье семьи, одной из главных опор стабильной жизни общества и государства [1].

Для изучения последствий деятельности некоторых религиозных организаций в Минздравмедпроме России была проведена межведомственная конференция “Тоталитарные секты и психическое здоровье”, с широким участием представителей органов исполнительной власти, медиков, психологов, представителей Московской Патриархии и общественных организаций.

С точки зрения практики оказания медицинской помощи пострадавшим контингент лиц, оказавшихся под влиянием тоталитарных сект и других неорелигиозных образований, подразделяется на три группы, требующие разного подхода, разного правового обеспечения и разных средств воздействия.

Первую (наименьшую) группу составляют лица, сумевшие самостоятельно или с помощью родственников выйти из секты. Как правило, это люди с глубоко травмированной психикой (с психопатологией, по меньшей мере, невротического уровня), которые, с одной стороны, осознают пагубное влияние секты, но с другой - не могут полностью преодолеть ее влияние и приспособиться к жизни в прежней социальной среде. Последнее обстоятельство, особенно при известной активности сектантов вернуть “блудного сына” в свое лоно, содержит большой риск этого возвращения и требует безотлагательных психокоррекционных и реабилитационных мер.

Вторую группу (по некоторым данным исчисляемую сотнями тысяч человек) представляют лица, полностью находящиеся под влиянием сект, порвавшие прежние социальные связи, изменившие место жительства и крайне отрицательно относящиеся к попыткам вернуть их к прежнему образу жизни. При этом такие попытки со стороны родственников или общественности крайне агрессивно встречаются активистами сект.

Третья группа - группа риска быть завербованным в тоталитарные секты (именно из нее вербовались оказавшиеся во второй группе). Эту группу охватывают лица декомпенсированные изменением стереотипа социальной жизни, не нашедшие в ней своего удовлетворяющего места, одинокие и надломленные индивидуальными психотравмирующими обстоятельствами, некоторые типы психопатических личностей, а также перенесшие социально-стрессовые травмы (в первую очередь бывшие участники афганской войны и других локальных боевых действий, беженцы). Значительную часть составляет молодежь, внутренне протестующая против меркантилизации современного общества и при этом не имеющая сформировавшихся ценностно-смысловых ориентиров своей жизни.

Первая из отмеченных групп нуждается в оказании психотерапевтической (нередко и медикаментозной), а также реадаптационной помощи. Для этого должна быть широко распространена информация о том, что такая помощь возможна. Должны быть известны адреса, куда можно и следует обращаться за помощью, должна быть обеспечена возможность получить совет, консультацию, разрядить психологический стресс в срочных случаях, что возможно осуществлять с помощью системы типа “телефона доверия”.

Но главное, для этого должны быть созданы соответствующие (вне стен психиатрических учреждений) Центры психолого-психиатрической помощи с деликатно подобранным названием, желательно с религиозным оттенком. В этих центрах должен быть специально подготовленный персонал, ознакомленный как с позитивным, так и с негативным (во избежание многих уже имевшихся ошибок) опытом аналогичных зарубежных учреждений. Ряд специфических причин быстрого распространения тоталитарных сект в России, психологических особенностей постсоветского человека, своеобразия общественного менталитета и конкретных условий внутрироссийской жизни требуют специальной аналитической работы для выработки более адекватных возможностей оказания как оперативной, так и пролонгированной помощи. Необходимы разработки и издания соответствующих руководств для работы в таких центрах, а также брошюры-памятки для родственников бывших сектантов. Желательно проводить реадаптационную работу в контакте (но не под эгидой) официально зарегистрированных конфессий. Целесообразна организация сообщества бывших сектантов для взаимной поддержки, снятия психотравмирующего чувства одиночества и никому ненужности, поскольку (как представляется по аналогии с групповой работой с бывшими алкоголиками и наркоманами) это повысит эффективность реадаптации.

Вторая из выделенных групп более сложна для оказания необходимой помощи. Здесь могут быть юридические коллизии между правом отдельного человека на свободу совести (утвержденным “Всеобщей деклараций прав человека” и исходящими от нее нормативами) и аргументами запрета деятельности секты.

Если попытаться структурировать ущерб личности, то он сложится из нескольких составляющих [4,5,6,7]:

Разрушение личностной индивидуальности (сознания):

1. Открыто ставится вопрос о необходимости потерять свою индивидуальность (стать другим).

2. Внушается необходимость отречения от прошлого, отказа от старых привязанностей (“сжечь мосты”).

3. Дискредитация личности путем вызова чувства вины и стыда, унижение, оскорбление личности (сравнение настоящего положения с тем, что “могло бы быть” или что “должно быть”, заострение внимания на сексуальных отношениях, практика самоунижающей исповеди, публичное самобичевание, развитие зависимости и согласия на унижение (мазохизм), объявление всех (или большинства) мыслей и действий неправильными, говорится о социально-исторической вине, создается вымышленный комплекс вины и условия для его подтверждения - непосильный критерий, недостижимые идеалы).

4. Подавление и запрет на личную точку зрения (если она не соответствует интересам культа), приходится больше слушать и соглашаться (ученичество).

5. Использование методик кодирования (признаки: прилив крови, дрожь, потеря сознания, навязчивые мысли, ложное (временное) облегчение, невозможность забыть, странные сновидения, непонятное чувство, болезненный энтузиазм.

6. Применение методик, затормаживающих мышление (ограничение сна, постоянная занятость, физическая и психическая усталость, беспрекословное исполнение воли лидеров, медитации, глоссолалии (говорение на “иных языках”, импровизация голосом, нечленораздельные или бессмысленные звуки), отождествление с неживыми предметами, с ролью в обряде).

7. Дезориентация (путаница) мышления (применение двусмысленностей, намеков, ассоциаций, сравнений, вызывающих состояние глупого непонимания и догадок).

8. Применение наркотических и приравненных к ним веществ, специальных приспособлений, способствующих изменению сознания, прием препаратов, действующих на центральную нервную систему).

9. Переход на самостоятельное программирование (обучение методикам самоконтроля, самовнушения, вызывающим транс).

10. Замена чувства (внушенной) неполноценности на осознание своей исключительности как члена культа.

11. Культ личности (руководителя), учения или неживых предметов и составов (фетиш), уверенность, что руководитель говорит несомненную истину и имеет неограниченные полномочия (данные свыше), вера в то, что преданность лидеру даст избавление от страданий и смерти, приспособление взглядов в угоду лидеру.

12. Умственная деятельность, логика, критическое мышление объявляются чем-то чуждым и пагубным, чувства и эмоции, инстинкты и интуиция ставятся выше мысли и разума.

Разрушение эмоционального фундамента (подсознания):

1. Общее (физическое и психическое) утомление.

2. Провоцируемые крайности эмоциональных пиков и спадов, психические срывы (эмоциональное изнасилование).

3. Развитие и поддержание существующих психических отклонений (чувства неполноценности, последствий психических травм, неврозы, страхи (фобии), истерии).

4. Развитие новых психических отклонений и поддержание стрессового состояния (потерять спасение, покинуть общину).

5. Игра воображения, принятие желаемого за действительное (прелестное состояние), мышление желаниями, развитие маний (нереальных надежд и стремлений).

6. Создание эмоционально-психического убежища в культе.

7. Организация специальных психических состояний у адептов (слез, смеха, припадков, потери сознания) для достижения тех или иных целей. Эмоциональное управление (манипулирование).

8. Сужение спектра чувств в рамках культовых понятий.

9. Приписывание тем или иным переживаниям, снам, ощущениям значений и смыслов, соответствующих верованиям культа. Создание ощущения причастности к сверхъестественным силам.

10. Применение психотерапевтических методов воздействия (особые обряды крещения и посвящения, психотерапевтическое внушение, гипноз, суггестия (гипноз наяву), перегрузка или недогрузка (депривация) органов чувств, фиксация взгляда, монотонность, ритм, многократное повторение фраз установок, звуков, скандирование, пение).

11. Групповое давление (окружение вниманием и заботой, “бомбежка любовью”, постановка групповой воли выше индивидуальной, слияние с групповым эмоциональным состоянием).

Психический ущерб:

1. Неясность в отношении своей истинной сущности, крайнее нарушение идентичности, диссоциирующие состояния (колебания между миром и культом), ослабленная психологическая интеграция (разобщение с прежними связями).

2. Проблемы с зависимостью в принятии решений, развитие зависимости и регресс в инфантильность (детство).

3. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью, ослабление и потеря способности независимого, критического мышления.

4. Замедленное психологическое развитие, боязнь общественных обязательств и ответственности, потеря психологической силы, понижение психологической защищенности, повышение степени внушаемости, согласие на оскорбление личности, психологическое насилие, завышенное чувство вины.

5. Задержка достижения зрелости.

6. Потеря чувства юмора.

7. Потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности), болезненная замкнутость, склонность к официальному общению, неспособность строить отношения.

8. Трансоподобные состояния (“легкое опьянение”), апатия, депрессия, уныние, суицидальное мышление (направленное на самоубийство), приступы паники и тревожности, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом.

9. Крайняя степень уверенности в своих действиях (фанатизм), искаженное мировосприятие, максимализм, мания величия, высокомерные суждения, упрямство, отчуждение, враждебность, приступы агрессии, осуждающие оценки, ярлыки, дискредитация этических норм и такта, аморальное поведение, отсутствие сердечности.

Свобода покинуть культ в некоторых деструктивных религиозных организациях обычно гарантируется только на словах. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств [4]. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. Правда, данные эти - по зарубежным странам.

В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. При этом типичными проблемами такого человека являются [4]:

После выхода из деструктивной религиозной организации бывший адепт находится в диссоциирующем состоянии (“плавающем” - возвращающем по механизму триггера обратно к культовому образу жизни). Известны случаи, когда вышедшие из деструктивного культа, в частности “АУМ Синрике”, возвращались обратно, вновь уходили и вновь возвращались. По мнению экспертов, если деструктивная религиозная организация очень заинтересована в возвращении вышедшего из нее данного конкретного адепта, существует очень высокая вероятность того, что этот человек будет этой организацией вновь рекрутирован.

Список литературы

1. Служба религиозной информации “Метафрасис”. Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г.

2. Ответ Руководителя Департамента здравоохранения г.Москвы А.Н.Соловьева №21-22-1093 от 16 мая 1996 г. председателю Комитета по спасению молодежи Т.И.Кушнирской.

3. Ответ Заместителя председателя Комитета здравоохранения г.Москвы И.А.Лешкевича №21-13-5363 от 16 февраля 1998 г. депутату Государственной Думы РФ Н.В.Кривельской.

4. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Издание 2-е, переработанное и дополненное. - Белгород, 1997. - 459 с.

5. Религиозная безопасность России: термины и определения. - Москва-Белгород: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 1997. - 23 с.

6. Волков Е.Н. Экспертно-справочная информация о феномене скрытого психологического насилия, выражающегося в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц незаконного контроля над сознанием и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия. - Нижний Новгород, 1996.

7. Громов Я. Конспект для проведения экспертизы групп и организаций на предмет их принадлежности к деструктивным культам. - Киев, б.г.

 

Hosted by uCoz