Диспут председателя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священника Олега Стеняева с духовный представитель Далай-Ламы в России, СНГ и Монголии Геше Тхинглеем
Центр реабилитации посетил духовный представитель Его Святейшества Далай-Ламы в России, СНГ и Монголии Геше Тхинглей Вангчен. Он ответил на несколько поставленных ему вопросов относительно секты Аум Синрикё.
Вопрос: При нашем храме действует центр реабилитации жертв нетрадиционных религий, и мы занимаемся разными нетрадиционными сектами, в основном протестантского происхождения. Но с недавних времен мы столкнулись и с сектами восточного происхождения, и в частности с движением Аум Синрикё. Мы организовали диспут с представителями Аум Синрикё, и во время диспута нам удалось выяснить, что это движение сугубо авторитарное, оно создано одним человеком, оно не имеет отношения к традиционному буддизму, индуизму, и естественно не имеет отношения к христианству. И нам бы очень хотелось, чтобы представители традиционного буддизма, они бы отмежевались здесь в России от этого движения, потому что во всех своих документах это движение пишет, что оно является буддистской общиной. Криминальный характер этой секты, он может нанести ущерб вашей миссии. И мы получили не так давно бумагу, которая сообщает о пресс-конференции Далай-Ламы в Токио 5 апреля, и здесь как раз Далай-Лама, он показывает в этом тексте, что это движение, Аум Синрикё, никак не связано с буддизмом. Я могу договориться с рядом журналистов наших российских газет и сделать для вас что-то вроде пресс-конференции, чтобы вы могли все-таки как-то отмежеваться от этого движения. Люди в России давно традиционно интересуются буддизмом. Буддистской традицией интересуются и христиане, и представители других религий. Это естественный процесс, когда люди хотят знать друг о друге. Мы представители мировых религий, и мы должны защищать наши общие интересы. когда я общался с Асахарой, то я убедился в том, что его никто не инициировал, он не имел учителя. Когда в нашей христианской церкви кто-то говорит, меня учит сам Господь Бог, и мне не нужны никакие наставники, таких людей мы называем духовно больными. И нам важно выслушать ваше мнение.
Геше Тхинглей Вангчен: Я очень рад встретиться с вами, я уже здесь два года. Впервые, когда я увидел, узнал, что Асахара снялся вместе с Далай-Ламой и распространяет совместную фотографию, я понял, что он пытается воспользоваться этой фотографией в неблагих целях, в своих целях. и относительно Асахары я могу сказать, что у него нет глубоких связей с Далай-Ламой. Он приезжал в Харма-Салу и встречался с Далай-Ламой. Далай-Лама очень смиренный человек, и если кто-то просит сфотографироваться вместе с ним, он никогда не отказывается. И Асахара снялся вместе с Далай-Ламой. В то время в Харма-Салу приехало много тибетских монахов, бежавших от китайского правления в Индию, и Асахара пожертвовал некоторые средства этим монахам. И он попросил Далай-Ламу написать официальное письмо, подтверждающее то, что он сделал приношение. И в этом письме Далай-Лама говорит, что Асахара щедрый человек, он помог монахам, и выражает благодарность ему за это приношение. В этом основной смысл письма. Далай-Лама не утверждает в этом письме, что
Асахара всегда является хорошим человеком. Естественное состояние любого человека иногда быть хорошим, иногда плохим. И с нашей стороны мы не хотим очень сильно его критиковать, он совершил много ошибок, и все об этом знают. И я не знаю о каких-либо его других ошибках, более глубоких ошибках. То, что он делает в России, вредно для жителей России, и не принесет им блага.Вопрос: Дело в том, что Асахара выпустил книгу, которая называется "Провозглашая себя Христом", в этой книге Асахара пытается доказать, что он Христос, и его миссия на земле такая же, как Христа. И во время каких-то собраний, которые проводились здесь в Москве аумовцами, они говорили, что уровень Иисуса Христа был такой низкий, у них есть более высокие люди, и что Асахара намного выше Иисуса
Христа. Это оскорбляет наши религиозные чувства.Геше Тхинглей Вангчен: Я могу сказать, что ни Далай-Лама, ни представители традиционного тибетского буддизма не одобряют того, что он делает. Приверженцы традиционного буддизма не поддерживают миссионерскую работу и считают, что противоречит стремлению буддизма обращать в свою веру других людей. Цель моего посещения Москвы не в том, чтобы обратить жителей Москвы в буддизм. Цель моего визита — восстановить буддизм в традиционно буддистских регионах России, таких как Калмыкия, Бурятия, Тува. И Москва это центр, откуда я могу общаться с представителями этих регионов и ездить туда. И у нас есть программа моих поездок по этим местам. А в Москве я просо читаю лекции для людей, которых просто интересует буддизм. И когда я вижу, что Асахара создает проблемы в русских семьях, обращая детей в свою секту, создавая раскол между родителями и детьми, по этому поводу я очень страдаю, чувствую грусть. Истинно религиозный человек должен нести мир в семьи, сообщать людям мудрость, и говорить им оставаться теми, кто они есть, не обращать их в свою веру, не привлекать их в свою секту, и не превращать эту секту в нечто подобное футбольному клубу.
Вопрос: Мне неоднократно приходилось общаться со сторонниками этой секты в их филиале, и я обратил внимание на то, что там были изображения только Сёки Асахары, там не было изображений Будды. И люди поклонялись только этим изображениям. Можно ли сказать, что по сути дела движение Аум Синрикё не является буддистским движением, и не какого отношения к тибетской традиции не имеет?
Геше Тхинглей Вангчен: Эта секта на сто процентов не принадлежит к тибетской традиции, это я могу сказать уверенностью.
Вопрос: В чем вы видите принципиальное расхождение между тибетским буддизмом и движением Аум Синрикё?
Геше Тхинглей Вангчен: Первое расхождение состоит в том, что тибетские буддисты не занимаются обращением в свою веру, и не пытаются создавать отдельные секты и группы верующих. И на всех своих лекциях, когда я проповедую, я говорю, что христианам следует оставаться христианами. Но будучи христианами, смотрите на своих буддистских братьев, и если вы найдете, что в них есть мудрость, приобщитесь к этой мудрости, возьмите ее себе. В этом основной наш подход. И следующее отличие: в тибетском буддизме большой акцент делается на любви и заботе о людях, и наши наставления даются с тем, чтобы принести пользу людям, чтобы они сами могли использовать эти наставления. И мы не рекламируем широко наше учение. Мы сообщаем наше учение только тем, кому интересно его слушать. В частности, я никакой рекламы своим лекциям не делал, и на мои лекции просто приходят люди, которым это интересно. Я ни разу не рекламировал, и никакого общества не создал в Москве. Они приходят и уходят, и никакого клуба, типа футбольного, не существует. Создание каких-то религиозных группировок, с моей точки зрения, неправильный подход. Вот таков основной подход тибетской традиции к этим вопросам. И вот с другой стороны, подход Асахары состоит в следующем: он говорит людям, что вам следует обращать в свою веру других людей. Если вы обратите как можно больше людей, вы обретете большую духовную заслугу. Это полностью неблагой, неправильный подход. И этот подход вредоносен во всемирном масштабе, поскольку он лишь создает противоречия между представителями разных религий. И уважение между представителями разных религий в настоящее время уменьшается именно благодаря деятельности таких сект, такого подхода. Поскольку люди пытаются обратить друг друга в различные группировки, пытаются обратить друг друга в
свою веру, возникают религиозные конфликты.Вопрос: В движении Аум Синрикё существует практика, которую они называют якобы буддистской. Она заключается в том, что когда человек уходит в монахи, то он может уйти туда без разрешения родителей, он может бросить жену, бросить маленьких детей. Вот как к этому относятся в традиционном буддизме?
Геше Тхинглей Вангчен: В буддизме основой является следующее положение: первый вопрос, который задается инициируемому, состоит в том, имеет ли он разрешение от родителей. Поэтому это тотальное нарушение правил буддистского канона. Очень важно советоваться с родителями в таких вопросах.